разработать упражнения по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке

Отработка грамматических структур при изучении английской грамматики

Традиционно грамматика считается не только достаточно сложным аспектом в обучении иностранному языку, но и наименее интересным. Простое выполнение тренировочных упражнений на отработку того или иного грамматического явления быстро утомляет учащихся, хотя это порой очень необходимо. Практика показывает, что усвоение грамматики происходит с трудом, что усиливает тенденцию негативного отношения к ней со стороны учащихся. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности.

Многочисленные исследования учеными данной проблемы показывают, что результаты формирования грамматического навыка оставляют желать лучшего. При изучении традиционных грамматик учащиеся, как правило, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов, ни целей грамматического анализа.

Отчасти выход из сложившейся ситуации возможен через включение в процесс обучения элементов коммуникативной грамматики. Хотя некоторые методисты считают, что она представляет собой “низший” вариант грамматической нормы и это оказывает отрицательное влияние на языковое воспитание, бесспорным остается тот факт, что существует необходимость обучать коммуникативной грамматике, которая делает речь учащихся более естественной.

Успех в обучении иностранному языку будет достигнут только в том случае, если учебный процесс организован как можно естественнее, то есть как можно точнее моделируется процесс живого реального общения. Естественно, полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Отработка грамматических структур проходит несколько этапов, сочетающих в себе как некоммуникативные упражнения, так и коммуникативные.

На I этапе необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его форму и употребление. В современных УМК для средней школы, например, таких как “Forward” под редакцией М.В.Вербицкой изучаемое грамматическое явление предъявляется в аудировании со зрительной опорой, с иллюстрациями, с выделением жирным шрифтом тех конструкций, на которые следует обратить внимание. Используется также различный цвет печати для лучшего запоминания. Данная форма предъявления поддерживает интерес к изучаемому материалу, хорошо запоминается и может заменить такие традиционные формы упражнений, как подчеркивание, выписывание. После предъявления проводится грамматический разбор. Затем вводится правило образования и употребления данной грамматической формы.

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: а) повторительные, б) имитационные, в) трансформационные, г) подстановочные, д) игровые.

К сожалению, выполнение всех этих упражнений не приводит к развитию умения вступать в коммуникацию. Для формирования данного умения требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе происходит окончательное формирование грамматических навыков, т.е. формируется умение применять изучаемое явление в речи. Упражнения на этом этапе должны быть коммуникативно-значимыми.

Учащимся предлагаются следующие виды заданий: а) коммуникативные задания, б) речевые ситуации, в) коммуникативные игры.

На каждом этапе отработки определенного грамматического явления должны применяться разные методические приемы и способствующие решению стоящих задач задания.

На I и II этапах применяются чаще всего некоммуникативные упражнения, вначале преимущественно репродуктивного, а затем и продуктивного характера. Проведение такой работы необходимо для выработки навыка образования и употребления изучаемой грамматической формы. Лишь после того, как у учащегося сформировано умение образовывать и сознательно употреблять в упражнениях ту или иную грамматическую форму, а также изучен и отработан лексический материал, целесообразно переходить к коммуникативным упражнениям, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействие в группе”. Следует заметить, что в ходе выполнения этих упражнений не происходит исправление ошибок. Все типичные ошибки разбираются на последующих уроках в необходимых упражнениях.

При выполнении функционально-коммуникативных заданий учащимся предлагаются для сравнения наборы картинок и изображений, серии фотографий или фрагментов текста для восстановление логической последовательности, обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах, составление точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, задания на поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам и другие.

Взаимодействия в группе проходит в форме свободного общения участников, ролевых игр, дискуссий, импровизаций, обмена мнения по каким-то вопросам или проблемам и т. д.

Для того, чтобы общение учащихся было более естественным учебные речевые ситуации должны моделировать как можно точнее жизненные обстоятельства. Наиболее естественными являются ситуации, использующие реальный жизненный опыт учащегося. Ему не нужно ничего придумывать и воображать, он “проживает” реальное событие еще раз. Примером такого задания может быть следующая ситуация: ваша мама не разрешает вам дружить с одним из ваших одноклассников. Убедите ее, что ваш товарищ достоин того, чтобы вы с ним дружили. (Тренируем употребление глагола to be и степени сравнения прилагательных). Хорошую возможность попасть в “реальную” ситуацию дают задания типа: расскажите о своих планах на лето, разыграйте диалог в магазине, у театральной кассы, в аэропорту,

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей.

Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

В целом все три этапа отработки любого грамматического явления могут выглядеть следующим образом (на примере отработки образования и употребления утвердительной формы глаголов в Past Simple):

I этап – предъявление грамматического материала. Учащимся предлагается иллюстрированный текст со следующим заданием:

Look at the pictures. Read the story. Arrange the pictures in the correct order.

Last summer Jim and Jill went (go) to the forest. The day was (be) fine. It was (be) very hot and funny. Jim and Jill walked (walk) in the forest and then they sat (sit) down under a big tree. They talked (talk) and talked. Suddenly they saw (see) a small bird. The bird had fallen from the tree. Jim took (take) the bird in his hands and the children went (go) home.

They put (put) the bird into the box. The children liked (like) the bird very much. They gave ( give) the bird bread, apples, corn and water.

The bird lived (live) in their house for two weeks. Then Jim and Jill took (take) the bird back to the forest. The bird was (be) very happy.

Учащиеся читают текст, выстраивают картинки к нему в правильном порядке, знакомятся с измененными формами глаголов.

На II этапе предлагаются задания типа:

1. Сравни глаголы в таблице. Разгадай секрет, почему знакомые тебе глаголы, сильно изменились.

глаголыI форма (о настоящем)II Форма (о прошлом)
правильныеWalk

lived

неправильныеGo

При выполнении упражнений этого вида проводится анализ того, как и почему меняются глаголы.

2. Read with the correct ending.

openedpushedworked
criedwatchedwatered
finishedhelpedanswered
smiledstudiedlistened
skiedjumpedliked
collecteddancedpainted
wantedaskedinvited
washed

Этот вид упражнений помогает отработать чтение окончаний правильных глаголов в Past Simple.

3. Подбери к неопределенной форме глагола соответствующую ему форму Past Simple.

4. Read the story and complete it with the right words.

На III этапе выполняются упражнения коммуникативного характера, позволяющие интегрировать изученный материал в речи учащихся.

Это может быть упражнение типа:

Представь, что с тобой произошла такая же история, как с Джимом и Джилл. Расскажи ее одноклассникам. Что бы ты хотел добавить к своему рассказу?

Каждый из трех рассмотренных этапов является обязательным для формирования устойчивого грамматического навыка. Кроме представленных в примере типов упражнений существует достаточно много вариантов заданий.

Так в ходе первого этапа можно предложить учащимся задания типа:

— определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях;

— скажите, что вы делали то же самое, если это соответствует действительности;

— заверьте собеседника, что он ошибается;

— выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища;

— повторите, добавляя слово (словосочетание, фразу);

— составьте предложения с помощью таблицы;

— составьте диалог по аналогии;

— закончите предложения по образцу;

— составьте предложения из слов, данных вразбивку.

На втором этапе варианты заданий могут быть следующими:

— расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня;

— дайте начало следующих диалогов;

— опровергните высказывание и дополните их;

— измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму;

— выберите правильную форму глагола из нескольких предложенных;

— измените время (залог, наклонение, лицо) глагола;

— перескажите текст, употребляя указанные грамматические формы;

— прослушайте и скажите, почему это произошло;

— заполните пропуски и выразите свое отношение к этому;

— составьте диалог по определенной функциональной схеме;

— выбери нужную грамматическую форму;

И на последнем речевом этапе можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

— придумайте логическое завершение рассказа;

Выполнение грамматических упражнений в представленной последовательности позволяет добиться прочного усвоения и умения использовать изучаемый грамматический материал за минимальный отрезок времени.

Источник

Упражнения для формирования грамматических навыков

2. Упражнения для формирования грамматических навыков

Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения [7, c.40].

В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. Согласно данной схеме, все упражнения для формирования грамматических навыков можно соответственно разделить на тренировочные и упражнения направленные на развитие навыков и умений использования грамматики. Рассмотрим каждый вид подробно.

2.1 Тренировочные упражнения

Усвоение грамматического материала происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений, целью которых является формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Ведь исходный текст, используемый при ознакомлении, представляет новое грамматическое явление односторонне, одной-двумя формами. Для выражения мыслей, то есть для формирования «своего» текста, учащимся этого будет недостаточно; тренировка, таким образом, должна помочь расширить диапазон употребления данного грамматического явления.

Тренировка является ответственным этапом в усвоении грамматического материала: в нем неизбежно сочетаются формальные упражнения, направленные на создание стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими учащихся к выражению собственных мыслей в связи с определенными задачами общения. От установления правильного баланса между ними зависит успех усвоения. Предметом тренировки может быть небольшой элемент языкового явления. Организация тренировочного материала «по вертикали» в парадигмах также находится в противоречии с линейным разворачиванием речи и расценивается как тренировка «в речевых бессмыслицах» [11, c.30].

Тренировочные упражнения должны быть подчинены упражнениям с речевой установкой. Характеризуя систему таких упражнений в целом, необходимо учитывать их вспомогательную роль. Надо выстроить тренировочные упражнения таким образом, чтобы учащиеся при их выполнении понимали необходимость данного грамматического явления в тематически-ситуативном целом.

2.2 Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики

В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики.

1. Имитационные упражнения.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения.

Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров [12, c.16].

2. Подстановочные упражнения.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

3. Трансформационные упражнения.

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи [16, c.54].

При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков. Нельзя не согласиться в этом отношении с тем мнением, что даже самое маленькое грамматическое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий, причем не в познании языковой теории, а в практическом использовании языка. Рассмотрим с этой точки зрения названные типы упражнений.

Имитационные упражнения. Трудно переоценить значение этого типа упражнений, который представляет собой «пробу на язык» и «на слух» нового грамматического материала. Благодаря имитационным упражнениям в память учащихся закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Предметом имитации являются разнообразные морфологические и синтаксические варианты этого явления так, как они представлены в речи.

Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В последнем случае целесообразно пользоваться подстановочными таблицами, которые наглядно демонстрируют способность грамматического явления к аналогии. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. Наблюдения свидетельствуют также, что большим речевым потенциалом обладают подстановочные таблицы, в основе которых вопросительная конструкция — эффективный инструмент в развитии речевой инициативы.

В имитационные упражнения имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты возможных будущих высказываний учащихся. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке. Большое место при осуществлении имитации отводится хоровой работе, которой следует дирижировать [17, c.6].

Подстановочные упражнения. За имитационными упражнениями, предполагающими проговаривание в основном нерасчлененного материала, следуют упражнения, целью которых является его расчленение и преобразование; они знаменуют аналитическую стадию в работе над грамматическим явлением — важнейшую веху на пути формирования гибкого навыка.

Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны, на наш взгляд, подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложения по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложение по образцу.

Материальной опорой подстановочных упражнений также могут служить подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации вокруг основного костяка. Также важно помнить, что важно соотносить материал подстановочной таблицы с конкретной темой, благодаря чему повысится значение тренировки в глазах учащихся, ибо они увидят ее «выход» в речь [4, c.10].

Трансформационные упражнения формируют навык комбинирования, замены или сокращения грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее частей целые высказывания с новым содержанием, так как в естественной речи используются разнообразные грамматические явления, их сочетания, что определяется речевой задачей. Если, предположим, говорящий рассказывает собеседнику, как он проводит обычно свой день, и затем, как он собирается провести предстоящий выходной, то он комбинирует в своем рассказе форму настоящего времени с формой будущего, если кто-то рассказывает о себе и членах своей семьи, то он употребляет формы 3-го лица местоимений и глаголов в единственном и множественном числе, а также форму 1-го лица. Чтобы развить у учащихся способность, необходимую для связной осмысленной речи, которая сможет служить коммуникативным целям, нужно провести их через упражнения в комбинировании грамматических явлений. Для этого задаются соответствующие ситуации. Однако ситуация сама по себе не диктует употребления конкретного грамматического материала, ведь грамматика по своей сути внетематична и внеситуативна. Учащийся волен в выборе грамматических средств, и он может выйти из положения за счет своего старого грамматического запаса, не перенося новый навык в речь, в результате чего речь будет примитивной и неточной, а «неработающий» навык со временем разрушится. Чтобы воспрепятствовать этому, нужно приложить специальные усилия, то есть на первых порах, на уровне подготовленной формы речи жестко управлять речевым поведением учащихся, только тогда удастся воспитать в них привычку употреблять нужный материал по собственной инициативе, то есть уже в неподготовленной речи [10, c.7].

Мы выяснили, что формирование грамматического навыка невозможно без использования различных упражнений. Мы разделили все упражнения на тренировочные и направленные на развитие навыков и умений использования грамматики. Второй вид упражнений в свою очередь делится на трансформационные, имитационные и подстановочные. Использование каждого из этих видов упражнений при тренировке грамматических навыков необходимо для более полного усвоения материала, а также для его закрепления и дальнейшего использования учащимися в речи.

В данной курсовой работе были рассмотрены следующие положения. Мы определили основные лингвопсихологические особенности обучения грамматическим навыкам на среднем этапе и выяснили, что обучение грамматике предполагает усвоение морфологии и синтаксиса языка. Кроме того необходимо учитывать и вид грамматического материала, то есть активный он или пассивный. Грамматические навыки являются важнейшим компонентом всех экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. Овладение грамматическими речевыми навыками китайского языка связано с формированием иноязычных автоматизированных речевых связей формы, значения и употребления.

Основными этапами работы над грамматическим материалом являются ознакомление, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении. При обучении грамматике необходимо учитывать каждый из этапов, так как вычленение одного из них ведет к ошибкам преподавания и восприятия учащимися нового материала.

Для более качественного усвоения грамматики следует применять комплекс упражнений. Мы классифицировали все упражнения для формирования грамматики, основываясь на этапах обучения. Таким образом, мы выделили тренировочные упражнения и упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики.

Тренировочные упражнения следует вводить на втором этапе обучения грамматике, после презентации материала. Сущность таких упражнений заключается в формировании у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания.

Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики основываются на усвоении нового грамматического материала в речи и связаны с расширением коммуникативной задачи.

Список использованной литературы

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 373с.

5. Захава-Некрасова Е.Б. Роль и место грамматики в процессе обучения русскому языку на начальном этапе. – В кн.: Русский язык и методика его преподавания нерусским. – М., 1973. – с.52-60.

6. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. – М.: Русский язык, 1981. – 381с.

11. Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике. // ИЯШ.- 2001.- №6 – с.30-34.

13. Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. – М.: Русский язык, 1983. – 98 с.

15. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988. – 395с.

19. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.

20. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

Источник

ТЕХНОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

разработать упражнения по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке. 0e88 00098467 491b1f44. разработать упражнения по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке фото. разработать упражнения по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке-0e88 00098467 491b1f44. картинка разработать упражнения по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

ТЕХНОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЯ И СПОСОБЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Руководитель ШМО Журавлева О.А.

Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без достаточного усвоения грамматических норм невозможно построить адекватное общение, диалог с носителем иностранного языка. Но при всем богатстве любого языка лишь небольшая, наиболее употребительная часть грамматики является необходимой и достаточной для коммуникации. При обучении грамматике важную роль играет презентация, представление того или иного грамматического явления. Необходимо показать его практическую ценность, от этого во многом зависит дальнейшее усвоение этого материала и применение его в речи. Поэтому целью моей работы стало рассмотрение технологии введения и способов объяснения грамматического материала на уроках иностранного языка. Исходя из цели, в работе были поставлены и решались следующие задачи :

1. выявить основные закономерности усвоения грамматики, а также определить роль, цели и содержание обучения грамматике;

2. проанализировать различные подходы и методы введения грамматического материала, рассмотреть системное изучение грамматики, привести примеры упражнений для формирования грамматического навыка;

3. систематизировать тренировочные упражнения для формирования грамматического навыка.

Очень важно рассмотреть данную тему в настоящее время, когда на первый план при изучении иностранного языка выходит коммуникативный подход. И в связи с этим следует подавать грамматический материал с целевой практической установкой, показать его важность и ценность уже на этапе презентации.

Методы формирование грамматических навыков

Грамматика являлась отправным моментом и целью обучения при грамматико-переводном методе. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу и подобию латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и самоцель.

Крайние «прямисты», наоборот, изгоняли грамматику из обучения.

С одной стороны, в настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранному языку: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. С другой стороны, ученикам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой.

Значение изучения грамматики иностранного языка заключается еще в том, что она помогает нам лучше осознать грамматический строй родного языка, развитие логического мышления, наблюдательность, способность к анализу и общению, то есть в процессе ее изучения реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения. Некоторые дети даже, изучая английский язык на моих уроках, в полной мере начинают осознавать, например, роль частей речи и разновидности членов предложения в русском языке. Они сравнивают построение предложений в обоих языках.

В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки. Главная задача обучения состоит в том, чтобы учащиеся овладели определенным рядом навыков до автоматизма.

Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, на определенном словарном материале. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет грамматическим навыком.

Речевые морфологические навыки – грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.

Синтаксические речевые навыки. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями. Т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений.

Организация грамматического материала имеет при обучении иностранному языку существенное значение. Она определяет в значительной степени успех работы над грамматической стороной различных видов речевой деятельности.

Поэтому упражнения должны носить коммуникативный характер, они делятся на подготовительные, направленные на формирование грамматического навыка, и речевые, отвечающие за развитие умений

Практические аспекты обучения грамматике английского

языка как средства формирования грамотной устной речи

Принципы формирование грамматических навыков и умений у учащихся среднего звена

При формировании грамматических навыков и умений у учащихся среднего звена мы соблюдали следующие принципы:

Teacher: Who is on duty today?

Student: I’m on duty today.

Teacher: What date is it today?

Student: It is the 20 th of January.

Teacher: What day of the week is it today?

Student: It is Friday.

Teacher: Who is absent today at the lesson.

Student: All are present.

Teacher: What was your home task?

Student: Our home task was… etc.

Например, ученику нужно расспросить своего соседа по парте про его домашнее животное:

— Have you got a pet?

— What kind of animal do you have?

Ситуативность, ролевая организация учебного процесса.

Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, однако понимают это различно. Описание ситуаций («В магазине», « На концерте» и т. п.) не является ситуациями, так как не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации (система взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей). Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

Например, разыграть диалог, спросить у друга, что он любит.

Pupil1: What do you like to read?

Pupils 2: I like to read the detective stories.

Pupil 1: What is your favorite author?

Pupil 2: My favorite author is Agatha Christie. But what about you?

Например, изучая тему “Traditional food” в 9 классе, ученикам, для расширения кругозора и развития познавательного интереса, была дана дополнительная информация о традиционных блюдах Японии с использованием мультимедийных технологий:

Упражнения, направленные на формирование

грамматических навыков, в системе уроков английского языка

Система упражнений по формированию грамматических навыков ставила главной целью овладение устной речи английского языка.

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Грамматические упражнения в данной системе отвечали следующим основным требованиям:

обучали действиям с грамматическим материалом;

отражали психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;

имели коммуникативную направленность;

располагались в порядке от более легких к более трудным;

активизировали умственную деятельность обучающихся (ставили проблемные задачи);

содержали разнообразные задания.

Языковые упражнения были направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью являлась подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.

Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в отдельности.

В основу методики легли упражнения из учебника “Spotlight” («Английский в фокусе») для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторами которого являются Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражнениях, используемых на уроках, можно различать с точки зрения развития процесса становления речевых умений:

Необходимо придерживаться следующей последовательности в методических действиях, при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматическим материалом:

Предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме, мультимедиа)

2. Установление значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.

3. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.

Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствовали противопоставлению усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что могло быть ошибочно отождествлено.

Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов. Ученикам были заданы диалоги наизусть. Например, диалог к теме «A visit to the vet»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *