разноуровневое обучение русскому языку
Доклад » Разноуровневое обучение на уроках русского языка с использованием тренажеров»
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»
Разноуровневое обучение на уроках русского языка с использованием тренажеров.
Работу выполнила: Берзина Д.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Применение технологии разноуровневого обучения в современном образовании весьма актуально.
Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем, остро стал вопрос о разноуровневом обучении. Разноуровневое обучение позволяет четко организовать профориентацию школьников, т.к. последняя базируется на углубленном изучении тех учебных предметов, к которым в достаточной мере развит их интерес.
За годы педагогической практики поняла, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
Первую группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
В третью группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы, тренажёры.
Рузноуровневое обучение с применением тренажеров на уроках русского языка обеспечивает успех, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает способности учащихся. Ученики любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены учителем.
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:
-делении учащихся на группы(по уровню знаний, способностям),
-разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний,
-оценивании деятельности учащихся.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
-для первой группы(«А»)
1.Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2.Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3.Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
-для второй группы(«в»)
1.Развивать устойчивый интерес к предмету.
2.Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3.Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4.Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
-для третьей группы («С»)
1.Развивить устойчивый интерес к предмету.
2.Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3.Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Разноуровневое обучение предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры.
В зависимости от целей конкретного урока и от условий конкретной школы тренажеры по русскому языку и литературе можно использовать на уроках по-разному. Наличие или отсутствие полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных.
Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером. И это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Можно провести «виртуальный» урок, на котором взаимодействие виртуального и реального коллективов осуществляется с помощью проектора и зкрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажера, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы. Такой урок не является пассивным просмотром слайдов или фильма. Задания, вопросы, используемые в процессе «виртуального» занятия. Адресованные как индивидуальному пользователю(при самостоятельной работе), так и коллективному (при работе в классе), стимулируют мыслительную и речевую деятельность обучаещегося, привлекают его к участию в работе виртуального класса, повышают творческую активность школьников.
Считаю, что применение тренажеров на уроках необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют:
эффективно организовать самостоятельную работу на уроке,
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,
позволяют индивидуализировать процесс обучения,
активизируют познавательную деятельность,
В течение урока использую тренажеры на всех этапах:
при объяснении нового материала,
контроле знаний, умений, навыков.
Тестовый контроль с помощью тренажеров предполагает возможность быстрее и объективно, чем при традиционном способе, выявить знания и незнания обучающихся. Этот способ удобен и прост для оценивания в современной системе.
Все созданные мною тренажеры по русскому языку и литературе позволяют решить ряд проблем:
-повысить интерес ученика к предмету,
-повысить успеваемость и качество знаний учащихся,
-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.
— развивают самостоятельность учащихся.
Как работать с тренажером?
4.Если вышло «Не удается активизировать некоторые элементы управления данной презентации», то нажмите «ОК» или закройте это приложение.
Разработка разноуровневых заданий для работы как на уроке, так и дома, были нацелены на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Достоинством уровневого подхода является открываемая педагогом возможность более четко провести анализ учебного материала с позиций его значимости, то есть оценить, до какого уровня должно быть доведено усвоение той или иной темы и отдельных вопросов, входящих в неё. Ценность уровневого подхода важна и в аспекте личностно-ориентированного обучения. Опора на уровневый подход и знание индивидуальных особенностей своих учеников позволяют мне дифференцировать процесс обучения, прогнозировать возможный уровень усвоения учебного материала каждым из учащихся и, исходя из этого, конструировать уровневые задания. Работа над этими заданиями (индивидуальная или в малых группах) способствует реализации возможностей каждого ребенка.
Мастер-класс «Разноуровневое обучение на уроках русского языка»
I. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний и умений.
Разноуровневым обучением занимаюсь на протяжении восьми лет. За методологическую основу я взяла две модели: “Внутриклассная дифференциация” (Н.П.Гузик) и “Технология индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) (слайд 2-3)
На начальном этапе передо мной стояла задача разработать методику дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока (материал инновационной деятельности был представлен на областной научно-практической конференции в 2004 году) (слайд 4)
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Насколько эффективна эта работа, и в частности такой вид контроля, как дифференцированный зачет, можно судить по результатам работы в 8-ых классах. (слайд 5)
Понятно, что такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей. С 2007-2008 учебного года тема по самообразованию приобрела несколько другое звучание: “Индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе как основное средство здоровьесберегающей технологии”. (слайд 6)
В чем сущность инновационного опыта? (слайд 7)
1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. (слайд 8)
В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык”. (слайд 9)
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:
1) уроки общего разбора темы;
2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;
4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).
В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.
III. ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ
Тема: “Однородные и неоднородные определения”
Знакомство с новым материалом. Наблюдение (слайд 12)
На поляне пестрели синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) сладкий (вкус) арбуз.
Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.
Первичное закрепление нового материала
Контроль за темой (цифровой диктант)
1) По каменной белой ограде разросся плющ. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. 3) Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. (все определения объединены общим понятием – небо осеннее, невзрачное) 4) Под дубами прятались низенькие одноэтажные дома. 5) Широкая, ласковая (т.е. добрая) улыбка озарила её лицо.
5. Разноуровневые задания (слайд 14)
Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.
Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ _______ запах.
(разноцветные махровые гвоздики, левкой в тонких зеленых стручьях, холодной, высокомерной красотой, осенний, травянистый, грустный запах)
Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.
Горячая вода, кожаный чемодан, трудная задача, ночная смена, мясные блюда
Третий уровень. Коллективная работа под руководством учителя.
IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Тема урока: “Способы передачи чужой речи” (слайд 15)
Учителя – ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
V. РЕФЛЕКСИЯ (проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей)
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика
Использование технологии разноуровнего обучения
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим об использовании технологии разноуровневого обучения – максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся.
изучение нового материала;
дифференцированная домашняя работа;
учет знаний на уроке;
текущая проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
закрепления.
Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.
Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для 3 уровня содержать и репродуктивную часть, предложенную для выполнения 1 уровня.
Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся..
Возможны три вида помощи при выполнении заданий: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, то есть дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания.
Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Оказание любой помощи должно прекращаться, как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.
Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития
Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы можно столкнуться с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Я считаю, что без индивидуального подхода к ученику, дифференциации обучения невозможно будет решить задачи ФГОС.
Технология разноуровневого обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка и литературы
Технология разноуровневого обучения как средство творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы.
Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика.
Ещё К. Д. Ушинский писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:
— как организовать учёт индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы и установить причины, по которым ребёнок не успевает по предмету;
— как методически правильно построить урок;
— как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками;
— исходя из каких критериев отбирать материал для каждой группы и как предъявить его;
— как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
Критериями деления учащихся на группы являются:- объём имеющихся знаний;- культура умственного труда;- способность к самоанализу;- умение анализировать и обобщать;- утомляемость от интеллектуальной деятельности;- уровень работоспособности (желание и умение учиться);- уровень самостоятельности;- способность к абстрактному мышлению;- уровень познавательной активности.
На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий. Например:- составление текстов диктантов;- составление карточек-заданий по изучаемому материалу;- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;- сочинение лингвистических сказок;- работа с дополнительной литературой;- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки. Для таких детей должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций, поскольку они потенциально предрасположены к новым, более высоким требованиям в учении.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определённый объём знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят. Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавателя. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению.