разноуровневое обучение иностранному языку
«Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка»
Общеизвестно, что контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами. Задача учителя: определить индивидуальные особенности личности обучающегося и организовать развитие умственных способностей каждого ученика.
Бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Причины неравномерной успеваемости учеников в классе, различны: один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснений учителя.
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. Одни учащиеся не испытывают проблем при изучении иностранного языка, материал усваивается ими легко, следовательно изучение иностранного языка доставляет им удовольствие, что и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, следствием этого является то, что у ученика не возникает внутренней необходимости к успешному овладению иностранного языка. Поэтому осуществляются попытки внедрения разноуровнего обучения в систему школьного образования.
Разноуровневое обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения. Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания. Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы.
В соответствии с ним, а также для осуществления уровневой дифференциации на уроках английского языка целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности школьников на данном этапе.
I группа – или группа учащихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными результатами овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
II группа – или группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа – или группа учащихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами. Система работы по данной технологии включает в себя различные ступени: • выявление отставаний; • ликвидацию их пробелов; • устранение причин неуспеваемости; • формирование интереса и мотивация к учебе; • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика. Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса: • по уровню умственного развития (уровню достижений); • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту ит.д.).
Положительные аспекты разноуровневого обучения:
Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях.
Для разноуровневого обучения используем:
● Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
● Альтернативные задания для добровольного выполнения
● Задания, содержание которых найдено учеником
● Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Например: На этапе изложения новых знаний, умений нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить. При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).
При введении новых ЛЕ на уроках английского языка, можно сделать карточки разных уровней:
1. переведи с русского языка на английский язык;
2. переведи с английского языка на русский;
3. соедини картинку и слово;
4. подпиши картинку;
5. Заполни кроссворд, чайнворд;
Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество, трудности, объем.
Пример 1. Чтение текстов
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.
Ответьте на вопросы к тексту, передайте подробно содержание текста.
Перескажите весь текст, выскажите свое отношение к прочитанному.
Пример 2. Грамматика
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Переведите предложения. Перефразируйте предложения, употребляя герундий.
Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия.
Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия. Классифицируйте функции герундия.
Пример 3. Аудирование
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.
Определите верные и неверные высказывания. Напишите summary.
Определите верные и неверные высказывания. Ответьте на вопросы. Напишите summary.
Определите верные и неверные высказывания. Напишите пересказ прослушанного текста и выразите свое отношение к поступку главного героя.
Заключение
На уроки английского языка приходят дети с разными видами одаренности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении.
Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися, как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса. Я работаю по технологии уровневая дифференциация на уроках английского языка. Ставлю цели: во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению; в-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Разноуровневое обучение на уроке иностранного языка
Опыт работы учителя по использованию разноуровневого обучения на уроках иностранного языка.
Целью педагогической деятельности является создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции школьников. И безусловно, опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку.
Уровневое обучение имеет ряд притягательных к вниманию принципов обучения:
четкое определение конечных целей для каждого уровня владения иностранным языком и реальное обеспечение преемственности обучения;
использование учебно-методических комплексов и тестов, разработанных для каждого уровня;
Учащиеся могут быть не на одном уровне, их способности и желания могут быть тоже разными.
Поэтапное усвоение уровней.
За урок возможно усвоение одной темы.
Чтобы получить удовлетворительную оценку нужно знать 50% тем.
На практическом занятие, можно выполнять любой уровень заданий, что предполагает повышение оценки.
Доброжелательная атмосфера на уроке, высказывания собственного мнения, осознание своих ошибок.
Единые требования к разноуровневым заданиям.
Несомненно, что уровневая система должна отражать успех каждого ребенка на протяжении всего периода обучения иностранному языку. Для кого- то наступит радостный момент, когда с элементарного уровня он дойдет до продвинутого, а кого-то вполне устроит по всем параметрам законченный на отлично элементарный уровень на выходе.
Таким образом, практика показывает, что распределение уровней обучения было правильным, и сегодня мы уже можем подвести итоги:
Переход к уровневому обучению иностранным языкам повлек за собой значительные преобразования в содержании, технологиях и средствах обучения;
2.Проведение текущего и итогового контроля на материале значительно повысило качество обучения английскому языку в школе;
3.Переход к уровневому обучению открывает новые горизонты в методике преподавания иностранных языков как науке, позволяет повысить качество обучения за счет определения точного количества уровней для каждого учебного заведения.
Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность. Поэтому, такую организацию урока стоит чаще применять на уроках, чтобы ученики могли раскрывать свой потенциал.
Статья по теме «Разноуровневое обучение иностранному языку»
Разноуровневое обучение иностранному языку.
Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей. И одна из ведущих тенденций в развитии средней школы – её дифференцированное обучение. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
При дифференцированном обучении выделяют такие виды работ, как:
задания различного уровня сложности
задания различной направленности
задания с дозированной помощью
Рассмотрим подробнее задания с дозированной помощью.
Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывают дозированную помощь.
Наиболее распространённые виды помощи:
• Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
• Помощь в виде «подсказок» (карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске);
Также можно использовать различные виды помощи на карточках:
Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения
• Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила
• Наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения)
• Дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь)
• Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания
• Начало выполнения упражнения.
Дифференциация учебных заданий по уровню сложности:
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
• увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).
Выделяют следующие формы работ при дифференцированном обучении:
Рассмотрим подробнее парную форму работы. Особенно интересен в этом отношении гендерный подход. Рассмотрим подробнее использование этого подхода в начальных классах.
Группа делится на пары (мальчик и девочка). Каждая пара получает своё задание: 3 предложения и 3 иллюстрации к ним. Задания каждой группы связаны единой темой. Например, при изучении темы “Семья” одна из пар получает такие предложения “Это моя бабушка. Она живёт в доме. У бабушки есть кошка”. (This is my granny. She lives in a house. She has a cat.) Предложения и картинки к ним перемешаны. Дети работают в парах: девочка читает мальчику предложения (исследования показывают, что девочки в начальной школе читают лучше), а мальчик подбирает к ним подходящие картинки. Потом они вместе расставляют их в логическом порядке и наклеивают на лист (см. образец ниже). Составленный мини-текст мальчик зачитывает всему классу. В итоге у класса получается единый текст по теме “Семья”.
She lives in a house.
Используя такое упражнение, учитель достигает сразу несколько целей. Обладая более развитыми фонетическими навыками и работая сообща, девочки помогают развивать их у мальчиков. А мальчики задают более быстрый темп работы пары. Подобные задания коммуникативно и социально направлены и способствуют сплочению коллектива.
Дифференциация по типу восприятия наиболее распространена и удобна для применения в педагогической деятельности. Она основывается на наиболее удобном для ученика способе усвоения и передачи информации. Задача учителя не только опираться на сильные стороны ученика, но и развивать слабые, например, помочь кинестетику научиться слушать и читать без ошибок.
Например, провести проверочную работу по теме “Цветовая гамма” с использованием элементов дифференциации по типу восприятия можно следующим образом. В начале урока учитель проводит речевую зарядку: на доске – изображения садовых и полевых цветов, названия которых созвучны с родным языком и понятны ученикам 2 класса (rose, lily, tulip). Вместе с учителем ученики с помощью этих картинок повторяют названия цветов (Rose is pink. Lily is white. Tulip is red.).
Затем дети получают индивидуальные задания:
• Кинестетики получают незаконченные предложения (Rose is … Lily is …) и кусочки цветной бумаги, которые они должны вклеить вместо пропусков.
• Визуалы получают такие же предложения и должны вписать правильный цвет из предложенных ниже.
• Аудиалы выбирают правильное слово из данной в скобках пары, ориентируясь на рифму или звуковое соответствие (Tulip is … “brown, red”).
Список цветов может быть увеличен в зависимости от уровня группы и намерений учителя. На первом этапе изучения иностранного языка учитель может использовать любые слова созвучные русским (banana, tomato), по мере расширения словарного запаса учеников созвучные слова заменяются более сложными.
Гендерный подход в обучении иностранному языку может также использоваться и в старших классах. Сейчас некоторые УМК включают в себя задания различной сложности, что может помочь учителю, применяющему дифференцированный подход в обучении иностранному языку.
При организации разноуровневого подхода в обучении иностранному языку следует учитывать:
• Уровень успеваемости учеников;
• Желание и интересы учащихся
1. Новикова Л. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа. – 2002. – №1
2. Уланова М. К. Учёт гендерных различий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7
Применение технологии разноуровневого обучения иностранному языку: способы повышения эффективности и индивидуальные образовательные треки учеников
Дата публикации: 28.11.2018 2018-11-28
Статья просмотрена: 1383 раза
Библиографическое описание:
Стариков, А. М. Применение технологии разноуровневого обучения иностранному языку: способы повышения эффективности и индивидуальные образовательные треки учеников / А. М. Стариков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54174/ (дата обращения: 19.11.2021).
Статья посвящена роли дифференцированного подхода при разноуровневом обучении иностранному языку. В рамках подхода предложена методика оценивания и мотивирования учеников в разрезе навыков и форм работы, а также приведены стратегии поддержки и расширения для учеников разного уровня.
Ключевые слова: дифференцированный подход, технология разноуровневого обучения, обучение иностранному языку, английский язык, оценивание, стратегии поддержки, стратегии расширения, индивидуальный образовательный трек.
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в группах учеников с разным уровнем подготовки. Данный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения английскому языку, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
Часть учащихся быстро усваивает материал в процессе первичного обучения, работает в высоком темпе, может самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия. Другая группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении овладевает новыми знаниями и умениями без особых затруднений, но способы выполнения типовых заданий усваиваются ими после рассмотрения 2–3 образцов, решения измененных и усложненных задач находятся с опорой на указания учителя. Еще одна группа учеников обладает низким темпом продвижения, при усвоении нового материала испытывает определенные затруднения, во многих случаях нуждается в дополнительных разъяснениях, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляет.
В большинстве случаев основной стратегией в ситуациях, когда одними учащимися материал усваивается легко, а другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, является дифференцированный подход через количественное варьирование заданий на уроке. На практике это приводит к выделению трех уровней сложности. Средний — соответствует уровню заданий принятого в школе учебника и зачастую основывается на книге для учителя в рамках учебно-методического комплекса. Повышенный уровень предполагает добавление новых заданий в связи с тем, что часть учеников справляется раньше остальных. При этом часто дополнительные задания выбираются с оглядкой на потенциальную возможность принятия участия данными учащимися в будущих предметных экзаменах ОГЭ и ЕГЭ, имеют схожую структуру и направлены на отработку определенного вида заданий. Базовый уровень задаёт нижнюю границу качественного образования с позиции требований государства, которую необходимо достичь всем ученикам, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки. При этом учащимся достаточно выполнить определенный ограниченный ряд заданий для удовлетворительной оценки их знаний.
Количественная дифференциация зачастую приводит к сохранению разрыва между уровнем учащихся и предсказуемости их нахождения в аналогичных группах на конец обучения. Более того, данный поход в большинстве случаем применяется верхнеуровнево, без достаточного анализа успеваемости учеников в разрезе конкретных навыков (чтения, слушания, письма, говорения) и форм работы (работы на уроке, домашних заданий, контрольных работ, устных опросов, эссе, проектной работы, пересказов, диалогов).
Эффективность преподавания в разноуровневых группах возможно повысить путем дополнения количественной дифференциации качественной составляющей, а также составлением индивидуальных образовательных треков учащихся.
Прежде всего необходимо перед каждым учебным циклом (четвертью, триместром) проводить индивидуальную оценку уровня знаний учащихся не только с помощью грамматического теста, но и в разрезе основных навыков владения иностранным языком (чтения, слушания, письма, говорения). По итогам оценки каждый из учащихся получает в распоряжение информацию, какие навыки у него развиты в большей степени, а над какими — нужно усиленно работать.
На следующем этапе каждый ученик получает неоднородную шкалу оценивания своих навыков на ближайший период обучения до каникул. Так, в случае традиционного подхода каждый из навыков ученика оценивается равномерно (каждый из 4 навыков — 25 % общей оценки), в случае неоднородного оценивания — каждый из навыков имеет вес в зависимости от первоначальной оценки, и навыкам, которые требуют повышенного внимания ученика, устанавливается больший вес (таблица 1).
Пример ранжированного подхода копределению итоговой оценки по навыкам