размеры морского собора в кронштадте
Морской собор: что нужно знать о «русской Софии»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм.
Досье собора
Строительство: 1902–1913 годы
Закладка камня: 8 мая 1903 года
Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год
Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)
Архитектурный стиль: неовизантийский
Статус: главный храм Военно-морского флота России
Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1
Архитектурные особенности
Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. При этом, за счет купола, он немного выше.
Кликните, чтобы сравнить Морской собор с собором Святой Софии
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Пространство храма внутри кажется необъятным: два полукупола — с востока и запада — примыкают к огромному основному куполу. Эта особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок позволяла не дробить храм внутренними опорами и хорошо видеть богослужение из любой точки собора. Открытые интерьеры двухъярусных галерей создают ощущение еще большего простора.
Интерьер собора Василий Косяков задумал в виде сочетания звездного неба над головой и морской глуби под ногами. Тогда пространство собора превращалось во вселенную, замкнутую между высоким куполом, расписанным звездами на синем поле, и мраморным полом, украшенным фигурами морских обитателей, подводных растений. Морская тематика начиналась со входа: рыбы мурены, словно верные стражи, охраняли собор, встречая посетителей на дубовых дверях храма и на полу при входе. Сверху, в звездном небе сиял лик Спасителя.
Фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы Креста.
8 фактов о Никольском Морском соборе
1
Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Кстати, в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.
Авторские эскизы с личной подписью В. Косякова:
2
700 рублей передал на строительство собора святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был первым, кто пожертвовал деньги на строительство. Он опубликовал воззвание в газете с призывом присоединиться к сбору средств, а впоследствии постоянно торопил власти со строительством. Сейчас в музее собора хранится мастерок, который использовал отец Иоанн во время церемонии закладки 8 мая 1903 года.
3
К открытию собора в 1913 году все было сделано по последнему слову техники. В подвале расположились пылесосная станция для уборки здания и станции парового отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые.
4
Главные образы в оформлении собора были выбраны неслучайно. Покровитель моряков — святитель Николай. Сцены из его жития расположены рядом со входом.
Апостолы Петр и Павел — как напоминание о создателе русского флота Петре I. Святой Иоанн Рыльский — небесный покровитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. Южный фасад собора украшен мозаикой со святителем Митрофанием Воронежским: именно он оказал поддержку Петру I в организации верфей и строительстве флота.
5
Один из колоколов собора, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт, и при отключении электричества во время немецких авианалетов наблюдатели били в этот колокол, предупреждая жителей об опасности. Этот колокол восстановлен и сейчас действует. Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.
6
Морской собор в Кронштадте — не только место молитвы, но и памятник всем погибшим российским морякам. Там были размещены 130 памятных черных мраморных досок с именами и фамилиями 1500 моряков, погибших с 1696 по 1913 годы. После закрытия собора в 1930 году эти доски были сняты и разбиты, ими вымостили дорогу к кронштадтскому Летнему саду. В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля.
7
Благодаря Попечительскому совету по восстановлению и специально созданной художественной комиссии храм удалось воссоздать, а также фактически довоплотить замысел архитектора и художников. В начале ХХ века многое не успели закончить, собор сильно пострадал за годы советской власти, многое было безвозвратно утеряно, а многое пришлось создавать заново. Завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.
Современный вид Морского собора. Фото:
Фото Юлии Маковейчук
Подготовила Алена Душка
Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко
На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС
Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта
kirinushka
kirinushka
Никольский морской собор и Якорная площадь. Кронштадт.
Этот самый крупный из морских соборов, построенный по неовизантийскому проекту архитектора Василия Косякова, стал последним морским собором в Российской Империи.
Морской собор святителя Николая Чудотворца или Никольский морской собор – объект культурного наследия Российской Федерации.
В конце XIX века в Кронштадте, на берегу Обводного канала,
на Якорной площади, было решено в память о моряках, погибших во всех морских сражениях, построить Морской собор, о котором я расскажу чуть позже. А сейчас несколько слов о площади.
С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов, посему площадь называли Якорной.
В 1861 году территория Якорной площади была отделена от адмиралтейства каменной стеной. Сейчас это Стена Славы. 9 мая 2000 года в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны, на стене было размещено 24 мемориальных доски.
Вдоль Стены Славы расположена историческая чугунная мостовая протяжённостью около 200 метров. Такая же мостовая сохранилась на Пеньковом мосту Кронштадта (о нём я упоминала здесь).
Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на свое историческое место.
Фигура обращена лицом к северу, холодный северный ветер треплет бороду адмирала и развевает полы его плаща. Рука адмирала, как бы, указывает направление кораблям его эскадры.
Существует мнение, что если продлить прямую линию в направлении вскинутой руки, то она дойдет до Полярной звезды.
И, наконец, третий барельеф повествует об арктическом плавании ледокола «Ермак». Технические условия для его строительства разрабатывались комиссией под руководством адмирала Макарова. Под его же командованием «Ермак» совершил одно из своих полярных плаваний; в ходе которого была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне Северного Ледовитого океана.
Ледокол там на заднем плане, а первый взгляд устремляется на большого полярного медведя, нос и ухо которого отполированы руками людей, желающих высказать свою просьбу (желание) на ухо бронзовому жителю заполярья.
Ну и теперь переходим к осмотру собора.
Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой.
А так он выглядел до нее.
Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.
Сейчас на стенах собора их точные копии. Как видно из надписей, память сохранялась не только о погибших в бою.
Колонны из искусственного мрамора отполированы до зеркального блеска.
Ковры из натуральной шерсти были вручную вытканы женами моряков (это единственный уцелевший эпизод ковра).
Бронзовые светильники, как и остальная бронзовая, медная и латунная церковная утварь были изготовлены на заводах и в матерских Хлебникова и Оловянишникова и восстановлены по фотографиям, рисункам и чертежам в мастерских компании «Реставратор» (Санкт-Петербург).
Собор был оборудован по последнему слову техники того времени.
Для уборки имелась стационарная пылесосная станция, которая располагалась в подвале. Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку (именно так по морскому) огромного собора.
В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную систему центрального отопления.
Отопительные котлы располагались в специально построенном по соседству здании. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
Вот такие декоративные решетки закрывают современные отопительные приборы. Они также восстановлены по фотографиям и архивным документам компанией «Реставратор».
В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей каждая.
На решетке главного купола располагалось 218 ламп,
Остальные лампы находились в боковых светильниках и освещали алтарь и иконостас. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами, 92 цветные лампы располагались в иконостасе и лампадах.
Кроме основной электрической сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения.
Дольше всего ( почти 6 лет) продолжалось возведение беломраморного иконостаса. В нем участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.
Иконостас стал настоящим шедевром каменной резьбы. Тонкие мраморные пластины с искусно выполненной резьбой крепились к каменному каркасу и создавали впечатление резного мраморного монолита.
Ну и, конечно же, не может быть храма без живого огня восковых свечей!
Однако, все это уже восстановленные или отреставрированные шедевры. Оказывается, в первозданном виде до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент внутренних наличников западного входа, выполненных из императорских запасов ляпис-лазури. И, конечно же, именно его фотографии у меня нет!
Морской Собор был передан РПЦ в октябре 2002 года. Тогда же состоялось освящение и установка креста над его главным куполом. Семиметровый крест весит почти 2 тонны.
В 2009 году после обследования собора было выявлено, что здание находится в аварийном состоянии, тогда же было принято решение о его реставрации. Окончательной стоимости реставрационных и восстановительных работ я найти не смогла…
Но известно, что с 2009 по 2013 годы на восстановление и реставрацию храма было потрачено около 1,3 миллиарда рублей. В 2013 году был объявлен конкурс на реставрацию монументальной живописи собора и тогда начальная цена контракта составляла еще почти 200 миллионов рублей.
В середине 2013 года к 100-летнему юбилею храма завершилась его реставрация.
И последняя, на сегодня, достопримечательность Якорной площади Кронштадта
Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
Существует легенда, что Николаю мост показался непрочным, и он не решился ступить на него, пока один из офицеров своим примером не показал, что идти по мосту безопасно. За этот поступок офицер получил орден лично из рук императора.
Этот пешеходный мост я вляется памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства.
Ну, а территорию вокруг собора и Якорной площади украшают и освещают вот такие восхитительные фонари.
Сюда приходят молодожены.
Здесь прогуливаются с собачками.
Ну и голуби. Посидеть на чьей-нибудь голове для них святое дело в любой стране мира.
Размеры морского собора в кронштадте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Магия древнего места силы: Морской Никольский собор, Кронштадт
Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле.
Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м.
Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек.
Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.
Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.
В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.
В 1903 году заложили первые стены. Строительство закончено в 1913. Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.
Пол залит полимером с крошкой камня, орнамент обрамлен прокладками. Официально заявлены мрамор и медь, но есть нюансы (см. в конце).
В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.
С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых Собор переделанный под кинотеатр в последствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.
По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины.
В 1996 году Кронштадт перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест (был торжественно сброшен в 1930 году)
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
Реставрационный режим соблюдался в полной мере — к счастью, сохранились чертежи В. А. Косякова. Были разобраны появившиеся в советское время «нештатные» фермы, перекрытия, перегородки; демонтированы колосники и портал сцены, лоджии, кинопроекционная; ликвидирован уклон пола бывшего театрального зала. Проведены пропитка и укрепление фундаментов и стен здания, на полметра заглублен цокольный этаж, в подполе удалось спрятать все технические каналы.
На втором уровне сохранен Музей морской славы. Заменена кровля, отреставрированы ограждения балконов, отлиты утраченные (за исключением одного-единственного) колокола и венчающий крест. Трапезная может работать также как актовый зал.Все работы по возрождению главного храма российского флота окончательно завершены к его столетнему юбилею — в мае 2013 г.
Из блога одного из реставраторов:
Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях.
Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.
Во время реставрации неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент:
Орнамент купола на тонком плане выглядит как магическая вязь, дополнительно структурирует пространство. Только не совсем понятно, в чью пользу…
Ощущения от прогулки (НЕ сеанс):
В общих чертах впечатления неоднозначные. Храм ни разу не христианский (как Исаакий, Казанский и многие другие), да и вообще не храм, а усилитель-накопитель для различных нужд. Пол покрыт стилизованными магическими печатями, объединенными в единую структуру (новодел). Скорее всего, в первозданном виде был почти полностью белым, декор в несколько заходов добавлялся уже позже меняющимися хозяевами.
В сегодняшнем виде построен и отреставрирован по очень интересным технологиям: наливной пол, мегалитические блоки внутри, кирпичная кладка-скорлупа снаружи. Работа сделана на 5+, очень красивое место.
Было стойкое ощущение, что Кронштадт многие годы держали закрытым именно из-за храма или места силы, на котором он стоит. Что-то они там искали или пытались использовать все это время.
Он совсем не христианский. Это место первородной энергии. Изначальной. Материнской.
Его не смогли перешить ни христианство, ни эти чёрные скрижали внутри*. От слова вообще. Он по концентрации энергии Земли больше, чем весь Питер.
*Под скрижалями имеются ввиду списки погибших, которые висят на стенах внутри. Это примерно как кладбище прямо там разместить, с точки зрения энергетики.
Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.
На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр
На Якорной площади перед собором горит вечный огонь, дополнительно запечатывающий кристалл, о котором пойдет речь ниже