разлив нефти при незаконной врезке судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2019 N 306-ЭС18-23424 по делу N А12-1519/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2019 г. N 306-ЭС18-23424
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бурлук» (село Бурлук, Котовский район, Волгоградская область) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.02.2018, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018 по делу N А12-1519/2017,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Новониколаевка» в лице конкурсного управляющего Ершова Николая Анатольевича.
Арбитражный суд Волгоградской области решением от 22.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018, взыскал с Компании в пользу Общества 60 243 руб. убытков, в остальной части иска отказал, взыскал с Общества в пользу Компании 77 026 руб. 75 коп. судебных расходов за проведение экспертизы.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.
Дело 25.01.2019 истребовано из Арбитражного суда Волгоградской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 06.11.2012 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 15.10.2007 N 2 Общество является арендатором земельного участка общей площадью 2281,5 га сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 34:14:000000:138 примерно в 5,5 км по направлению на юго-восток от ориентира здания почты по адресу: Волгоградская область, Котовский район, с. Сосновка, принадлежащего физическим лицам на праве общей долевой собственности.
В конце мая 2015 года работники Общества обнаружили, что на части участка произошел разлив нефти в результате прорыва нефтепровода, принадлежащего Компании.
Общество телеграммой от 10.06.2015 уведомило Компанию о необходимости направить своего представителя для комиссионного осмотра участка и составления акта осмотра.
Комиссией в составе представителей Общества, Администрации и Компании 16.06.2015 составлен акт осмотра земельного участка, которым выявлено производство земляных работ по устранению аварии нефтепровода площадью 0,75 га и несоблюдение технической рекультивации при проведении аварийных работ по ремонту нефтепровода.
Участники общей долевой собственности на основании договора от 24.03.2016 уступки прав (цессии) уступили Обществу право требования возмещения убытков, причиненных ухудшением качества земель на земельном участке с кадастровым номером 34:14:000000:138 в результате деятельности Компании.
Общество в претензии от 29.04.2016 предложило ответчику возместить ущерб, причиненный почвам на земельном участке, находящемся в пользовании Общества, в сумме 22 464 000 руб., определенной на основании расчета, выполненного федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Поволжский научно-исследовательский институт эколого-мелиоративных технологий».
Ссылаясь на то, что Компания ущерб в добровольном порядке не возместила, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами установлено и сторонами не оспаривается факт причинения вреда действиями ответчика. Спор касается размера возмещения вреда, причиненного почвам в результате разлива нефти.
Ввиду возникших между сторонами разногласий относительно размера убытков, вызванных загрязнением земельного участка нефтепродуктами, суд первой инстанции по ходатайству ответчика назначил судебную экспертизу, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Агентство «Русспромоценка» Дахнову Александру Николаевичу.
В заключении от 15.11.2016 N 4207-ЗЭ/2016 эксперт определил, что рыночная стоимость восстановительных работ (техническая, биологическая рекультивация) на земельном участке площадью 0,75 га, ранее использованного Компанией для проведения ремонтных работ в отсутствие правоустанавливающих документов, приведших к ухудшению качества земель, по состоянию на 02.11.2016 составляет 313 000 руб.
Суд на основании ходатайств сторон назначил повторную экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Центр Профессиональных Решений» Косенковой Светлане Васильевне, Кияшко Ирине Петровне и Ненашеву Максиму Михайловичу, поставив перед экспертами следующий вопрос, предложенный истцом: определить площадь и глубину загрязнения почвы нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером 34:14:010004:303 и размер убытков в виде затрат на восстановление качества почвы до фоновых показателей. Ориентиры загрязнения (включая, но не ограничиваясь): участок примерно 70 x 30 метров, координаты из акта отбора проб почвы от 24.09.2015 N 163 50 град 30, 8785 мин СШ, 44 град 38,3301 мин ВД 50 град 30,4026 мин СШ, 44 град 38,3842 мин ВД; участок примерно 200 x 5 метров, координаты из акта отбора проб почвы от 24.09.2015 N 165 50 град 31,0043 мин СШ, 44 град 38,5090 мин ВД 50 град 30,9021 мин СШ, 44 град 38,4661 мин ВД».
В заключении от 05.06.2017 эксперты на основании результатов химико-аналитических исследований проб почвы на содержание нефтепродуктов и органического вещества, проведенных 31.05.2017 аккредитованной лабораторией общественной организации по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», определили, что площадь земельных участков, загрязненных нефтепродуктами и подлежащих рекультивации, составляет 3300 кв. м, глубина загрязнения 2 метра; для восстановления качества почвы до фоновых показателей необходимо провести рекультивацию земель, загрязненных нефтепродуктами, для чего целесообразно разработать соответствующую проектную документацию, в составе которой будут детально разработаны технический и биологический этапы рекультивации. Экспертами проведен укрупненный расчет размера убытков в сумме 63 326 607 руб. 60 коп. в виде затрат на восстановление качества почвы, загрязненной нефтепродуктами, который включает затраты на разработку проекта рекультивации земель, реализацию технического этапа рекультивации, плату за услуги специализированного полигона, плату за размещение отходов на специализированном полигоне, затраты на приобретение плодородного грунта и на обустройство подъездных путей, а также на реализацию биологического этапа рекультивации.
В связи с допущенными экспертной организацией нарушениями (экспертиза, а именно химико-аналитические исследования проб почвы, проводилась лицами, не привлеченными судом и не предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения) суд по ходатайству ответчика назначил повторную экспертизу, проведение которой поручил экспертам федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный технический университет» Околеловой Алле Ароновне, Сидельниковой Ольге Петровне, Азарову Валерию Николаевичу; обществу с ограниченной ответственностью «Волгоград-Консалтинг», Ерихову Алексею Викторовичу и акционерному обществу «Волжский оргсинтез», поставив перед экспертами те же вопросы.
— технический этап рекультивации: снятие плодородного слоя мощностью 30 см: укрытие снятого плодородного слоя почвы; нанесение (укладка) плодородного слоя на рекультивируемую поверхность; планировка рекультивируемой поверхности.
— биологический этап рекультивации: внесение органических и минеральных удобрений; безотвальная обработка почвы 30 см; боронование; предпосевная культивация с внесением удобрений; посев сидератов (суданка); прикатывание посевов; заделка сидератов до 10 см.
Общество заявило ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы, указав на то, что при определении расходов, необходимых для восстановления нарушенных прав, экспертами не учтены расходы, связанные с техническим этапом рекультивации.
Суд первой инстанции определением от 15.02.2018 отказал в удовлетворении указанного ходатайства Общества.
При этом суды признали несостоятельным довод Общества о том, что при расчете размера вреда эксперты не учли расходы, связанные с технической рекультивацией земельного участка, поскольку эксперт-оценщик дополнительно пояснил, что в рассматриваемом случае снятие с немедленным нанесением плодородного слоя почвы назад не имеет экономического смысла; для восстановления плодородности почвы эксперт рассчитал стоимость нанесения рекультивационного слоя, состоящего из слоя навоза и известняка для гипсования; стоимость которого учтена в экспертном заключении (т. 10, л.д. 91).
Окружной суд оставил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что суды трех инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты в части отказа во взыскании с ответчика 66 266 364 руб. убытков и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В числе прочих доводов Общество указывает на следующее.
При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены в том числе следующие основные работы: создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород; создание, при необходимости, экранирующего слоя; покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы. Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт (пункты 1.9 и 1.12 ГОСТ 17.5.3.04-83).
При этом биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа (пункт 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83).
В экспертном заключении от 29.11.2017, принятом судами в качестве надлежащего доказательства, в нарушение Правил организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и ГОСТ 17.5.3.04-83 не предусмотрено выполнение работ связанных с этапами удаления из состава почвы нефтепродуктов и последующей утилизации загрязненной почвы на специальном полигоне. Следовательно, расходы на данные мероприятия при определении размера причиненных убытков в данном заключении также не учитывались, что не соответствуют принципу полного возмещения вреда и причиненных убытков, закрепленному в статьях 15 и 1064 ГК РФ. Возмещение вреда в неполном объеме не позволит продолжать Обществу осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции на загрязненном нефтепродуктами участке.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 87 АПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Кроме того, экспертное заключение должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8 Закона N 73-ФЗ).
Экспертное заключение не соответствующее указанным требованиям, не может считаться допустимым доказательством.
Между тем экспертное заключение, положенное в основу решения суда, не содержит выводов о стоимости работ на выполнение обязательного в силу Правил организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и ГОСТ 17.5.3.04-83 технического этапа рекультивации, которые были учтены во всех предыдущих экспертных заключениях. Суд ограничился письменными дополнительными пояснениями эксперта о том, что снятие загрязненного слоя не имеет экономического смысла и достаточно только нанести рекультивационный слой из навоза и известняка для гипсования. Данные пояснения в нарушение требований статьи 8 Закона N 73-ФЗ не подтверждены никакими данными, ничем не обоснованы.
Апелляционный суд указанные нарушения не устранил. Суд округа оставил без внимания доводы истца о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм права.
Приведенные в жалобе Общества доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бурлук» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30 мая 2019 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2017 N 32-АД17-9
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 декабря 2017 г. N 32-АД17-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Саратовнефтегаз» Латыпова Тагира Мансуровича на вступившие в законную силу постановление судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 6 июля 2016 г., решение судьи Саратовского областного суда от 29 августа 2016 г. и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 28 сентября 2016 г., вынесенные в отношении ОАО «Саратовнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 6 июля 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 29 августа 2016 г. и постановлением заместителя председателя Саратовского областного суда от 28 сентября 2016 г., ОАО «Саратовнефтегаз» (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ОАО «Саратовнефтегаз» Латыпов Т.М. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Адрес земельного объекта: Саратовская область, Перелюбский район, Красноармейский округ, в 5 км юго-западнее х. Богдановка и в 5,5 км восточнее д. Байгундино.
2 марта 2016 г. должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области при проведении на основании приказа руководителя указанного органа от 29 февраля 2016 г. N 189п рейдового обследования Натальиноярского муниципального образования Перелюбского района Саратовской области установлены признаки аварии (разлив нефтяных продуктов) на территории земельного участка с координатами N 51077.13,8 Е 050041.50,7, где расположена скважина N 11 Перелюбского месторождения УВ, устройство прямого подогрева нефти, внутрипромысловые технологические трубопроводы, подъездная дорога к скважине Перелюбского месторождения.
Наличие загрязнения земельного участка зафиксировано в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 2 марта 2016 г. N 3677-10. Размер загрязненного земельного участка составил 502 м2.
Определением должностного лица Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 3 марта 2016 г. в отношении ОАО «Саратовнефтегаз» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Место отбора пробы N 6 (пробная площадка N 3) в координатах 51° 77′ 17,6″ с.ш., 050° 41′ 52,7″ в.д., 300 м севернее устройства прямого подогрева нефти (открытого типа).
Место отбора пробы N 7 (пробная площадка N 4) в координатах 51° 77′ 13,8″ с.ш., 050° 41′ 50,7″ в.д., 5 м от обваловки скважины N 11 Перелюбского месторождения.
При этом ранее в феврале 2016 года в рамках проведения в отношении ОАО «Саратовнефтегаз» внеплановых контрольно-надзорных мероприятий также было выявлено загрязнение почвы в районе скважины N 11 Перелюбского месторождения.
3 февраля 2016 г. в ходе осмотра территории, прилегающей к объектам эксплуатации указанной скважины специалистом филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» для определения качества произведен отбор загрязненной почвы.
Место отбора пробы N 1 в координатах 51° 77′ 17,6″ с.ш., 050° 41′ 52,7″ в.д., 300 м севернее устройства прямого подогрева нефти (открытого типа).
Место отбора пробы N 2 (фоновая проба) 300 м севернее устройства прямого подогрева нефти (открытого типа).
Таким образом, по результатам проведенных 2 марта 2016 г. рейдового обследования территории и отбора проб установлено значительное превышение показателей по сравнению с результатами внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и отбора проб, имевших место в феврале 2016 г.
Установив в деянии ОАО «Саратовнефтегаз» нарушение требований приведенных выше норм, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области 31 марта 2016 г. составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.
Довод жалобы о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одних и тех же действий, является несостоятельным.
Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Наличие постановления должностного лица Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 17 марта 2016 г. N 13 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о привлечении общества к административной ответственности дважды по одному и тому же факту совершения противоправных действий.
Как установлено судебными инстанциям в ходе производства по делу, названным постановлением общество привлечено к административной ответственности за загрязнение земель нефтепродуктами, повлекшее их порчу, которое допущено при осуществлении им хозяйственной деятельности и выявлено 3 февраля 2016 г.
Вместе с тем в рамках настоящего дела общество привлечено к административной ответственности за вновь допущенное после обнаружения 3 февраля 2016 г. указанного выше факта совершения противоправных действий загрязнение земель нефтепродуктами, повлекшее их порчу. При этом данное нарушение допущено в результате разлива нефтепродуктов, выявлено 2 марта 2016 г. и согласно результатам количественного химического анализа отобранных проб привело к порче почвы в результате ее загрязнения со значительно превышающими показателями.
Каждое из этих противоправных действий образует самостоятельные составы административных правонарушений, основания для вывода о привлечении общества к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, а равно для применения пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации