различаются ли понятия образование обучение
Разница между образованием и обучением
Образование и обучение связаны с получением знаний и развитием человека. Однако в каждом из этих понятий заключен свой смысл.
Определение
Образование – это процесс, способствующий развитию личности в разных направлениях, а также его результат. В более узком смысле данное понятие означает итог, полученный после овладения знаниями в конкретной области (например, экономическое образование).
Обучение – деятельность, при осуществлении которой происходит передача знаний от одной стороны к другой.
Сравнение
Термин «обучение» несколько проще, в том смысле, что он однозначный. В этом случае имеется в виду некий процесс. В нем всегда есть взаимодействующие стороны. Одна из них передает полезную информацию, другая – ее воспринимает. Обучаться можно, к примеру, выполнению математических вычислений, английскому языку или географии. Эффективность процесса при этом зависит от того, насколько грамотно преподносится материал преподавателем, а также от способностей и прилежности ученика.
Вместе с тем отличие образования от обучения состоит в том, что первая из этих категорий, согласно одному из толкований, является более обширной. Образование непременно включает в себя обучение, но также дополняется воспитанием, формированием мировоззрения, приобщением человека к культурным традициям. Все это способствует становлению личности, она приобретает социальное значение. Такое образование осуществляется, например, в обычной школе.
В других случаях под образованием понимают профессиональную подготовку с целью обрести на выходе квалифицированного специалиста в какой-либо сфере. Овладение конкретными дисциплинами происходит в колледжах, университетах и прочих заведениях. По окончании всего учебного курса человеку выдается документ о получении того или иного образования. Остается в дальнейшем успешно применить приобретенные знания.
Суммируя сказанное, сделаем краткий вывод о том, в чем разница между образованием и обучением. Итак, образованием называют и некоторый процесс, и его результат. Составляющими этой категории, помимо умственного развития, могут являться и другие компоненты. Обучение же – это всегда процесс, во время которого человек перенимает определенные знания и опыт. Важно также заметить, что в словарях два понятия иногда рассматриваются как синонимы со значением просвещения, усвоения учебного материала.
Чем обучение отличается от образования
По моему мнению, тема отличий обучения от образования является весьма актуальной именно в наше время – время беспрепятственного пользования в своих целях сетью Интернет и безграничного доступа к познавательной и учебной литературе, литературы по саморазвитию, а также наличия разнообразных курсов, из множества различных направлений.
Целый ряд причин приводит к тому, что современному человеку просто необходимо отличать понятие обучения и образования. Можно сказать, что в общем смысле обучение – это процесс, а образование результат этого процесса. Обучение, как считается, связано с формальным образованием, то есть школой. А образование в каком–то смысле являет собой не только формальное, а также семейное обучение.
Обучение – в первую очередь упорядоченный процесс взаимодействия человека, учит и ученика. Целью такого взаимодействия является передача от преподавателя к ученику определенного количества знаний, достижения поставленных задач.
Общепринято, что в обучении фигурирует две стороны этого процесса: и человек непосредственно передает знания и человек, который принимает эти самые знания. Также можно отметить, что обучение всегда ведется в конкретном направлении, примером может быть обучение чтению, писанию или какой–то конкретной науки и тому подобное.
Я считаю, что под понятием «образование» следует понимать овладение определенной системой знаний о конкретной науке, а также практическое умение применять эти полученные знания и навыки. Благодаря полученным навыкам повышается уровень развития человека, глубина его познаний в разных областях, из которых не последнее место занимает культура человека. Все это определяет социальное значение, положения и индивидуальное своеобразие, выразительность человека среди других.
То есть, образования — это те результаты, достигнутые человеком в своем развитии в процессе обучения.
Понятие образования, по моему мнению, есть более широким в сравнении с обучением. Такое их положение можно объяснить тем, что образование подразумевает с одной точки зрения процесс освоения материала, изучаемого, то есть само обучение, а с другой – воспитательно–формирующее влияние процесса приобретения образования на человека.
Можно сказать, что образование – это законченное результат, а также показатель достижений, которые были получены в процессе обучения.
Итоговые знания отражают уровень получения перенятого опыта многих одним человеком подразумевается опыт прошлых поколений, знание различных исследователей, ученый, различных специалистов.
Учитывая вышесказанное образование – более широкое понятие, включающее в себя уровни завоевания результатов во время процесса обучения в различных направлениях, а также воспитание и получение различных навыков.
То есть образование является тем, что оставляет после себя обучение, и то, с чем человек должен адаптироваться к социальной среде, социального аспекта существования, и грамотно применять во время адаптации.
Обращаясь к этимологии понятия «образования» можно отметить, что первоначально оно трактовалось как образ чего–то, а уже потом термин «образование» стал применяться для обозначения процесса, а вследствие и результата педагогической деятельности.
В некотором смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об исследуемых предметах.
Сейчас образование трактуется как процесс духовного и физического формирования личности, процесс адаптации к социальной среде. Такой процесс есть сознательно ориентированным на социальные нормы и правила, которые возникли в результате ориентирования на исторические примеры.
С этого понимания образование можно рассматривать как часть жизни отдельного человека, а также общества. Получается, что образование есть социальным явлением, которое является целенаправленным на процесс на обучения, а также воспитание, которые теперь производится в интересах не только самого же человека, но также и общества, и даже страны.
По моему мнению, образование носит культурно–исторический характер, является едва ли не основной частью культуры, а также показателем и характеристикой общественно–экономической формации. Образование выполняет не только функцию самого обучения, но также, среди прочего, функцию воспитания, развития человека, традиции культурных наследий, как отдельного общества, так и человечества.
Рассматривая данную тему, невозможно не подчеркнуть тот факт, что наличие одних только способностей данных природой не предоставляют возможность получать большой доход. Из этого следует, что люди обязаны своими собственными усилиями развивать, усовершенствовать эти способности, то есть получать образования, но при этом не только стараться ради одного диплома, но и усваивать учебный материал, который в дальнейшем станет немаловажной часть рабочего процесса человека, как специалиста в определенной отрасли.
Обращая внимание на специалистов, которые выходят с высших учебных заведений, можно заметить, что при возможности получение одинакового обучения знания у все разные. Это зависит как от способностей человека, так и от желания получать необходимые знания. А именно наличие необходимых знаний становится определяющим фактором в возможности получения высоких доходов. Вполне очевидным становится тот факт, что степень доходов у менеджеров, инженеров, юристов, одним словом образованных и дипломированных специалистов выше, чем у неквалифицированных работников.
Хотя, как уже упоминалось, образование важная часть рабочего процесса, но также важным есть профессиональная подготовка и переподготовка людей. Человек, который все время обучается чему–то новому либо развивает уже имеющиеся навыки, бесспорно, будет оценен как работник выше, чем тот, кто не прикладывает никаких усилий для саморазвития. В виду этого некоторые считают просто необходимым чуть ли не ежегодное освоение новых ценных специальностей. Особенно ценным, по моему мнению, это является при условии, что не будет произведен так званый «отрыв от производства».
В наше время почти все руководители прекрасно понимают, поддерживают и способствуют возможности обучения, в том числе и самообучения, возможности повышения квалификации и возможности повышения уровня образования своих подчиненных. Это позитивно сказывается как на продуктивности труда, так и на доходах и руководителя и его подчиненных.
Как заключение всего выше изложенного, можно сказать о контроле качества как обучения, так и образования. Но при этом все же необходимо различать качество обучения и качество образования, как и сами эти понятия. Измерением качества обучения является заключительная сумма всех полученных знаний, в то время как говоря о качестве образования стоит обратить внимание на способность человека вливаться в социум, то есть не оставаться в стороне от социального аспекта жизни, а также найти в ней свое место.
Обучение, Образование и краткосрочные профессиональные курсы
Oct 12, 2019 · 4 min read
Давайте разберёмся в том, различаются ли часто заменяемые понятия Обучение и Образование и есть ли смысл и польза в таком различении в контексте краткосрочных профессиональных курсов (например, от 4 до 32 часов).
Определения Обучения и Образования
Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс:
Образование (по Закону об Образовании РФ) — единый целенаправленный процесс:
а также совокупность приобретаемых:
Отличие Образования от Обучения
Как видно, Образование — более комплексная деятельность, которая отличается от Обучения:
К этим определениям конечно много вопросов — например, почему опыт деятельности не считается значимым результатом обучения в том числе, он ведь там тоже есть.
Для целей пр о фессионального обучения важно, что в результате образования у обучающегося появляются
именно они по сути дают права и возможности выполнения новой деятельности в профессиональном контексте и уверенность нанимателю, работодателю, клиенту в том, что работа может быть выполнена на необходимом им уровне.
«Функции» здесь видимо перекликаются с трудовыми функциями из профессиональных стандартов — это способность выполнять какую-то конкретную рабочую деятельность.
Понятие «компетенции» уточняет качество функции. Мало уметь, например, проводить интервью с заказчиком каким-то образом — общаясь на русском языке и задавая вопросы на тему повестки встречи — важно уметь приходить к важным результатам за разумное время.
Разница между Функцией и Компетенцией примерно такая, как между «делать» и «сделать».
Можно ли быстро получить Функции и Компетенции?
Из многолетнего опыта организации, проведения и участия в краткосрочных учебных программах видно, что сформировать важную профессиональную компетенцию в ходе таких программ нельзя, как нельзя научить новичка за несколько часов забрасывать трёхочковый с середины поля или играть на скрипке Полонез Огинского, попадая в ноты и длительность.
Для формирования важных профессиональных компетенций нужны десятки циклов повторения деятельности по применению знаний, умений и навыков в различных контекстах, максимально близких к рабочим.
Если мы говорим про рабочие компетенции, то понятие рабочего контекста принципиально. По опыту вузов, как держателей многочасовых длительных программ, видно, что многократное повторение деятельности позволяет студентам уверенно и качественно, как вариант:
но отсутствие рабочего контекста или как минимум его имитации не позволяет им, например:
А что же Воспитание?
Давайте также взглянем на воспитание, как вторую важную часть образования:
Уже из самих определений понятно, что на краткосрочных программах и курсах такого рода эффекта добиться практически невозможно, если не брать одиозные программы по изменению / слому поведенческих ролей, моделей, установок.
Более того, большинство состоявшихся взрослых людей в контексте профессионального обучения не готовы пересматривать свои отношения и привычки поведения.
Короткие курсы не могут дать Образования
Таким образом можно прийти к выводу, что на краткосрочных, пусть даже и профессиональных учебных тренингах и курсах, обучающийся в принципе не способен получить:
Поэтому не надо ни ждать от таких курсов появления компетенции, ни называть их «образованием», ни считать, что для такого рода курсов нужна какая-то «лицензия» (ИП, проводящему обучение своими силами без выдачи корочек, она и по закону не нужна).
Что могут дать короткие курсы
Знания, умения и, если получится, навыки — это вполне уже сам по себе ценный результат!
Причём понятно, что поскольку знания в современном мире можно получить достаточно быстро и дёшево (интернет-статья, книга, разговор с экспертом), а для формирования навыков (как и компетенций) нужны десятки-сотни циклов повторений, то самое ценное в краткосрочных курсах и тренингах — это умения.
В частности поэтому при выборе очередного учебного курса стоит задаться вопросом — а что именно я буду делать на курсе и насколько это совпадает с тем, что я хочу / должен уметь делать после курса (варить борщ, танцевать сальсу, управлять проектом)? Если совпадений нет или очень мало, то этот курс не про обучение, а про информирование или умение говорить о предмете.
Почему продолжают путать Обучение и Образование?
Одна из возможных причин — то, что эти понятия слабо различаются в английском языке и культуре (learning VS training VS education?), также в них не выражено понятие Воспитание (rearing, fostering, raising).
Эта лингвистическая ситуация похожа на то, что происходит со словами Навыки (skills) и Умения (skills?).
Обучение или образование, в чем разница?
Мы часто путаем два понятия «обучение» и «образование», употребляя эти слова как синонимы в разговорах о будущем детей. Мы говорим эти слова, не задумываясь, ставя между ними знак равенства. И хотя это взаимосвязанные понятия, образование и обучение — далеко не одно и то же.
Частной стороной образования является обучение. Слово говорит само за себя, обучение — это когда одну сторону процесса учат, а другая сторона учится. Мы учим ребенка считать, а ребенок учится считать, мы учим ребенка писать, и, он учится выводить палочки, крючочки и целые слова. Мы учим ребенка читать, и он переводит графические символы в звуки, слова, предложения.
Все это называется, словом «обучение». Мы передаем ребенку определенные знания, а ребенок их усваивает.
Результаты обучения можно легко измерить. Например, научился ли ребенок читать, измеряется с помощью проверки техники чтения, скорости чтения и понимания прочитанного. Все. В этом процессе нет ни одного слова о том, любит ли ребенок читать, сколько книг он прочитал, как формируется его кругозор, благодаря прочитанному, какой сложности литература ему под силу и читает ли он взахлеб, или шарахается от одного употребления слова «чтение».
По большому счету, отдавая ребенка в школу, мы ждем не самих результатов обучения, а ждем результатов образовательного процесса.
Ребенок научился читать, но мы то ждем от него того, что он будет просить книжки, читать разную литературу и читать с удовольствием.
Ребенок научился писать, но мы ждем от него, что он сможет письменно излагать свои мысли, выражать то, что думает средствами письменной речи.
Ребенок выучил факты какого то предмета, но мы ждем, что он научится анализировать, сравнивать и думать.
Все наши «хотелки» — об образовании.
Именно образование, это то чего мы ждем от школы. Это не только приобретенные ребенком знания, умения и навыки, это целая система. Это способы мышления ребенка при решении каких то задач, способы деятельности и поведения. Это система мировоззрения, кругозор и эрудиция. Это интеллектуальное развитие, умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания, навыки самообразования. Это активность, работоспособность (умственная и физическая) и воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая) и др.
Образование — это не только то, что ребенок усвоил посредством обучения педагогом или целенаправленно, но самостоятельно. Это еще и то, что он усваивает случайно, стихийно.
Именно поэтому, окружение, в котором находится ребенок, та среда, в которой он занимается, тот контингент детей, окружающий вашего ребенка не менее важен, чем применяемые учителем способы обучения и содержание обучения.
Образование — это процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Он непрерывен и уникален для каждого человека. И каждый родитель, занимаясь своим ребенком, должен видеть перспективу образовательного процесса, сосредотачивать свое внимание не только на количестве учебных дисциплин, заложенных в программе, а на том, что в результате получится из ребенка. Сможет ли он думать? Размышлять? Научится ли он учится? Сможет ли взаимодействовать с другими людьми? Сможет ли планировать свои действия? И многое другое.
Именно результаты образовательного процесса становятся теми составляющими успеха, которого мы хотим для своих детей.
Различаются ли понятия образование обучение
Разница между образованием и обучением.
Принципиальную границу между процессом образования и процессом обучения провел Деминг. Кроме этого, скорее всего, он был первым, кто обратил внимание руководителей бизнеса на то, что процесс обучения – это просто составная часть бизнеса, а процесс образования – это процесс иной – он индивидуальный и всегда выгоден бизнесу. Нюанс именно в том, что Деминг обратил внимание, что процесс образования выгоден бизнесу. Поэтому бизнесу нет никакого смысла препятствовать, мешать, сопротивляться, считать, что человек занят ни тем, что нам нужно, просто зачастую потому, что он не может понять, чем нужно. Существуют десятки примеров показывающих, как первоначально воспринятое образование, потом оказывалось уникальным шансом на конкурентном рынке.
Образование по Демингу – это процесс, который начинается в день рождения ребенка и заканчивается в день его смерти. Для каждого из нас он индивидуален и не повторим и нет двух одинаковых процессов образования. Этот процесс никогда не достигает стационарного состояния и не должен преследовать цели обучения. Так, например, если человека в ходе его трудовой или учебной деятельности обучили работать на каком-либо оборудовании и потом он устроился в другую компанию со схожим оборудованием, то ему будет сложнее переучиться, т.к. текущие навыки будут мешать овладеть новыми навыками. Другой пример: всегда сложнее переобучить текущих сотрудников выполнять операцию по-другому, чем заново обучить нового взятого сотрудника требуемой операции. Таким образом, имеющиеся у человека в арсенале знания и навыки часто мешают для овладевания новыми схожими знаниями и умениями, т.к. входят в конфликт с существующими.
Поэтому, можно сказать, что не все знания полезны с точки зрения образования. Обучение – это выработка навыков, приемов и перевод этих приемов на подсознательный уровень. Пример: профессиональный шофер, управляющий машиной, не задумывается, какую передачу включить или какие педали нажать – это происходит рефлекторно. Получается. Что навыки, которые мы приобретаем, мешают нам в дальнейшем адаптироваться. Еще пример: если учитель иностранного языка имел акцент, который передался ученику в ходе обучения, то его, в последствии, будет очень сложно исправить.
Это сделанное Демингом открытие меняет характер образовательного процесса в том учреждении, где мы получаем образование (школа, ВУЗ. прочее). Получается, что в учебных заведениях вместо формирования конкретных навыков и умений, имеет смысл обучать таким вещам, как: идеям, подходам, теориям, истории развития, логике и подобному, что бы у человека возникло понимание. Обучение – это, как говорит Деминг, разовая возможность. Если нас неправильно обучили, то переобучить будет мучительно трудно.