различают следующие формы обучения

Различают следующие формы обучения

· Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

· Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

· Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Выбор логического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение дедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности школьников.

Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.

Выбор методов контроля и самоконтроля в ходе обучения

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике.

Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.

Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.

Избираемый темп обучения: быстрый; средний; замедленный. Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда jcok бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и тоже взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует на данном этапе, внося большой вклад в решении основной дидактической задачи.

Организационные формы обучения

Можно выделить традиционно сложившиеся формы классно-урочные учебные занятия: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, программированное обучение, зачет.

Урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебной программой.

Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.

Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений). Задачи воспитательного характера.

При всем многообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с основной задачей урока различают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями и навыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач. Конференция

Конференция характеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации; выступать с докладом, сообщением, уметь оформлять реферат, доклад, сообщение; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).

Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы (из обычной и электронной), с которыми работали в процессе подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступление учащихся с докладами и их обсуждение, вносит

дополнения и исправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения докладов учащимися. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с литературой электронными источниками информацией, применение полученных знаний и навыков для решения конкретных

задач, поставленных перед ними.

Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.

На конференции можно выносить вопросы, связанные историей, применением изучаемого теоретического материала, обобщением и систематизации знаний, с принципами устройства и работы компьютеров и др.

При подготовке к конференции учитель:

• Определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения.

• Подбирает литературу для учащихся.

• Распределяет темы докладов между учениками, инструктирует их о главных этапах работы.

• Консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность.

План конференции и список литературы объявляется заранее.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источников информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы, и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают:

• Основные вопросы, подлежащие рассмотрению.

• Литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам.

• Формы работы на занятии.

Лекция характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.

Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель, в некоторой мере, лишен возможности судить, насколько правильно и хорошо понимают школьники. Только закончив изложение, учитель путем ряда контрольных вопросов может уточнить, как понято изложенное. Лекционное изложение материала, как правило длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Иногда изложение материала может быть прервано для ответа на возникшие у школьников вопросы, а затем продолжить изложение. Школьная лекция всегда заканчивается выяснением, кому и что в лекционном материале непонятно, и ответами учителя или учащихся на все возникшие вопросы.

Собеседование: выяснение того, что усвоено из основного материала, выявление пробелов в знаниях и внесение корректив в знания; стимулирование систематической и самостоятельной работы.

Консультация: устранение пробелов в знаниях и умениях; уточнение усвоенного; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа: формирование у школьников умений обращаться с компьютером и внешними устройствами, умений пользоваться с прикладными программами, умений составлять программы. Особенность практической работы является ограничение во времени работы учащихся во времени определенным в СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Приведем примерный план составления практической работы:

• Определение темы практической работы.

• Цели, поставленные перед практической работой.

• Умения и навыки, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.

• Теоретическая часть предшествующая практической работе.

• Пример выполнения работы.

• Практические задания к работе.

• Форма отчета практической работы.

• Критерии оценки практической работы.

• Подведение итогов практической работы.

Основным моментом выполнения практических работ является не полученные знания, а умения и навыки самостоятельной практической работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, вводу, редактированию и отладку программ.

Благодаря немедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрыми темпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа, после усвоения каждого кванта, имеет большое психологическое значение. Это создает у учащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету. Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями каждого учащегося. Каждый учащийся в зависимости от индивидуальных способностей расходует на усвоение материала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обучения удается максимально индивидуализировать. Однако программированное обучение имеет серьезные недостатки.

Дробление учебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии, когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитии изучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьма затруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимися всего материала.

Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работы с каждым школьником непосредственно на зачете.

Источник

Формы организации обучения

Постепенное изменение политических, экономических, социокультурных условий жизни российского общества требует постоянной модернизации системы образования. Это касается и подготовки специалистов, и имеющихся в педагогике форм организации обучения.

Понятие о формах организации обучения

Давайте же посмотрим, что представляют собой формы обучения. И начнем мы с определения.

Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия. Фактически, это внешняя, процессуальная сторона обучения.

Формам обучения свойственна вариативность и динамизм. Постоянно создаются новые формы, которые приходят на смену устаревшим. Это развитие форм следует за социальным развитие общества, ростом материальной и духовной культуры.

С ходом времени эта педагогическая категория постоянно изменялась под воздействием изменений в содержании образования, появления новых дидактических целей и образовательных задач, появления современных средств обучения.

Эмпирическая типологизация средств обучения

В педагогике форма обучения – это не то, что существует в единственном числе и является обязательным для всех. В зависимости от целого ряда параметров, таких, например, как количество учащихся, вовлеченных в процесс образования, выделяют сразу несколько разнообразных форм обучения:

Очевидным преимуществом индивидуального обучения является возможность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, что наилучшим образом сказывается на развитии потенциала личности.

В группе во время совместной деятельности наблюдается гармонизация отношений между всеми участниками процесса, создание благоприятной атмосферы, что сказывается как на продуктивности обучения, так и на активности во внеклассной и внешкольной деятельности.

К числу основных преимуществ фронтальной формы работы можно отнести возможность охвата педагогическим воздействием сразу большого количества обучающихся.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.

Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.

Классификация уроков как форм обучения

Классно-урочная система включает различные типы уроков:

Как видите, форма обучения – это процессуальная сторона образования, которая позволяет организовать целенаправленный процесс личностного и профессионального развития.

Источник

Формы и методы обучения. Понятие и классификация.

различают следующие формы обучения. 0e88 00098467 491b1f44. различают следующие формы обучения фото. различают следующие формы обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка различают следующие формы обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Формы и методы обучения. Понятие и классификация.

Forms and methods of teaching. Concept and classification.

В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции.

V. V. Kovtun senior lecturer of the Department of tactical and special training and operational planning Of the international interdepartmental center for training and retraining of specialists in the fight against terrorism and extremism VIPK MVD of Russia, Lieutenant Colonel.

Ключевые слова: обучение, воспитание, учебная дисциплина, методика, преподавание.

Key words: training, education, academic discipline, methodology, of teaching.

Аннотация: статья объясняет различия между методами и формами обучения. Рассказывает историю возникновения. На какие виды классификации делятся и почему.

Abstract: the article explains the differences between methods and forms of education. Tells the story of. What types of classification are divided and why.

У преподавателей – практиков нередко встречаются смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.

Форма обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности.

Из определения следует, что формы обучения отражают организационную сторону учебно-воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени и призваны решать следующие задачи:

Определять соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения.

Регламентировать совместную деятельность преподавателя и слушателей в процессе обучения.

Выявлять степень активности обучающихся и пути повышения их познавательной деятельности.

Определять требования к преподавателям по организации различных видов занятий.

Форма обучения предполагает организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (слушателя), либо взаимодействие между обучающимися в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.

Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям, один из них продолжительность учебных занятий.

По длительности времени обучения различают: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), а также уроки без звонков произвольной деятельности.

Кроме этого выделяют такие формы обучения как: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке и развивающаяся уже более трех столетий. Её контуры очертил немецкий педагог И.Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Коменский.

Классно-урочную форму организации отличают следующие особенности:

постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;

учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

каждый урок посвящается только одному предмету (монизм). Эта особенность была заложена изначально, однако в настоящее время все чаще преподаватели при подаче материала от монизмов отходят, совершенствуя методики преподавания. При обучении в системе МВД уделяется особое внимание взаимосвязи изучаемого предмета с другими дисциплинами и говорится об обязательном прослеживании между ними предметной связи.

— постоянное чередование уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— применяются различные виды и формы познавательной деятельности слушателей (вариативность деятельности).

В учебных заведениях МВД России применяются разнообразные организационные формы обучения, выбор которых всегда обусловлен учебными и воспитательными целями каждой темы занятий. Поэтому существует классификации форм обучения, которая называется целевой. Она подразделяет все формы обучения в зависимости от объема выполняемых ими функций на:

1.Коллективные, групповые, индивидуальные. Их выбор обусловлен дидактически целесообразным привлечением слушателей на тот или иной вид занятий.

3.Теоретические, направленные преимущественно на приобретение слушателями знаний, и практические, основная цель которых – формировать у будущих специалистов умения и навыки профессиональной деятельности.

Приведенная классификация является весьма условной, т.к. каждая форма обучения, хотя ив разной степени, но выполняет все функции:

Большое значение в подготовке специалистов для ОВД в системе МВД России приобретают комплексное использование различных форм обучения в учебно-воспитательном процессе. При этом важно в каждой учебной дисциплине соблюсти разумное соотношение всех форм обучения, чтобы обеспечить выполнение требований государственных образовательных стандартов и квалификационных характеристик в усвоении профессиональных образовательных программ на установленных уровнях знаний.

Формы и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи. Более того отдельные из них имеют одинаковые названия. Например, лекция как форма обучения и лекционный метод передачи знаний. Тоже можно сказать об игре как форме обучения и игровой метод проведения занятий. Однако между ними есть существенные различия, суть которых состоит в том, что формы обучения отражают организационную и временную характеристику учебно-воспитательного процесса, а методы обучения – его процессуальную, методическую сторону.

Метод обучения – категория историческая. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладели ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. В это время слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одной из главных задач образования.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний слушателям. Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.

На рубеже 19-20 веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям, однако этот метод требует слишком большого труда и времени для получения результатов.

Методом обучения называют совокупность приемов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, обусловленных дидактическими задачами и направленных на достижение целей занятия, а также на воспитание и развитие слушателей в процессе обучения.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает:

Следовательно, понятие метода обучения отражает :

1.Способы обучающей работы преподавателя и способы учебной работы слушателей в их взаимосвязи.

2.Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

«Метод» от «формы» отличает цель, и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого слушателя.

В реальной педагогической действительности методы обучения, также как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и слушателями и используемые для эффективной организации учебной деятельности обучающихся. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Методы обучения призваны выполнять следующие функции:

Если Вы заметили функции форм и методов обучения перекликаются, это видно даже по их одинаковым названиям.

Обучающая функция выражается в вооружении слушателей знаниями, навыками и умениями, необходимыми для творческого решения практических задач специалистами-выпускниками учебного заведения. При этом, методы теоретического обучения призваны дать обучающимся целостные взаимосвязанные знания об относительно сложной самостоятельной правоохранительной деятельности, которую предстоит им выполнять в ОВД. Методы практического обучения наилучшим образом реализуют данную функцию в том случае, когда они путем моделирования максимально приближают обучение к реальным действиям специалистов, как в статистике, так и в динамике, обеспечивая формирование умений и навыков обучающихся. В применении любого метода обучения важно чтобы преподаватель проявлял активную жизненную позицию, излагал материал убедительно, доказательно, вел диалог целеустремленно, с учетом интеллектуального уровня развития слушателей и их индивидуальных особенностей, осуществлял перевод системы знаний в систему действий.

Воспитательная функция должна пронизывать каждое занятие. При этом, преподаватель обязан реализовывать её во всех методах обучения. Это достигается:

отбором содержания материала занятий;

умением преподавателя излагать этот материал так, чтобы воздействовать не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю.

Умелое применение воспитательной функции в каждом методе обучения способствует осуществлению одного из ведущих дидактических принципов: принципа воспитывающего обучения. Благодаря этому достигается, наряду с подготовкой квалифицированного специалиста, и формирование его как личности сосвоими взглядами, убеждениями, мировоззрением.

Развивающая функция характеризуется тем, что каждый метод обучения должен быть ориентирован не на память, а на развитие профессионального мышления обучающихся. Реализация данной функции через методы обучения имеет целью не только передать слушателям определенную сумму знаний, но и научить их логично строить свои мысли, аргументировано и научно обоснованно отстаивать свои взгляды, грамотно вести дискуссию с собеседниками. Все методы обучения в своей совокупности и каждый отдельно, при правильном их применении,

способствуют всестороннему развитию обучающихся, формированию у них творческого мышления.

Организующая функция каждого метода обучения заключается в том, чтобы в процессе взаимной деятельности преподавателя и слушателей научить последних управлять своей самостоятельной работой по усвоению программного материала. Особенно велика роль преподавателя в осуществлении данной функции в процессе раскрытия темы при ориентировании слушателей на новую литературу и другие материалы периодической печати. Вместе с тем, по ходу занятия обучающимся даются рекомендации:

по включению их в учебную, научно-исследовательскую и кружковую работу;

по организации для них консультаций, индивидуальных собеседований, коллоквиумов;

по работе с литературой и др.

Активизирующая функция призвана развивать у слушателей интерес к теме, предмету и формировать мотивы учения у каждого из них и у группы в целом. Эту функцию преподаватели реализуют на занятиях, применяя разнообразные методические приемы и средства. Преподаватели, не обладающие достаточным арсеналом методических приемов и не умеющие, а иногда и не желающие использовать средства наглядности и технические средства, не могут рассчитывать на высокую активность слушателей на занятиях. Поэтому они чаще всего склонны делить все методы обучения на активные и пассивные, забывая при этом главное требование, предъявляемое к преподавателю: любое занятие должно быть проведено активно, с интересом для слушателей. В противном случае оно не достигает своих дидактических целей. Обеспечение высокой активности обучающихся на всех видах занятий – это искусство, к овладению которым должен стремиться каждый преподаватель.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

1.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединяется ещё один – книга, а в последние десятилетия все сильней заявляет о себе безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).

Традиционные методы обучения и их модификации.

Упражнения под контролем «электронного учителя»

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на занятии. Выделяют следующие методы:

формирование умений и навыков;

проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности ( И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).Тип познавательной деятельности (ТПД) – это Уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают слушатели, работая по предложенной преподавателем схеме обучения. Это характеристика тесно сопряжена с уже известными нам Уровнями мыслительной активности слушателей. В данной классификации выделяют два уровня методов обучения:

Общедидактическими методами являются:

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, дедуктивно, индуктивно).

Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К.А.Тимирязева (1843-1920) «О жизни растений». В начале лекции ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?» Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине. Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время учеными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, земного тяготения. А потом уже рассматривает фактор напряжения корней стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.

Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, в отличие от информационного, т.е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования, излагая её решение от начала и до конца. И хотя слушатели при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1.знания слушателям не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2.преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3.слушатели под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Сущность исследовательского метода сводится к тому, что:

Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.

Знания учащимся не сообщаются. Слушатели сами добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами слушатели.

Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач.

Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

К частнопредметным методам обычно относят то, что на дидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения. Отсюда и смешение понятий метода и формы.

4.По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1.Методы, способствующие первичному усвоению материала.

2.Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно – развивающие методы (устное изложение преподавателя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы);исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

Вывод: Многообразие методов обучения и различные подходы к их классификации расширяют знания преподавателей о технологии обучения и позволяют выбирать для проведения каждой темы занятия те из них, которые в сочетании с техническими средствами, наилучшим образом активизируют познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают необходимый уровень усвоения программного материала. При этом успешное использование целевых форм обучения предполагает комплексное применение эффективных методов для раскрытия отдельных тем занятий и их учебных вопросов. Однако, у молодых преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта и методической подготовки, выбор методов для проведения занятий, часто вызывает затруднения, опытным же преподавателям это удается лучше и результаты усвоения учебного материала, естественно выше. Умение преподавателей правильно выбирать лучшие целевые формы и наиболее активные методы обучения для проведения каждой конкретной темы занятий определяет уровень их методического мастерства.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», г. Ростов-на-Дону,1999г.

2.Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, «Таврия»,1992г.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

4. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 1998.

5. Психология, Педагогика, этика. Под редакцией Ю.В. Наумкина. – М., 1999.

В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *