расписание богослужений в осетинской церкви

Расписание богослужений в осетинской церкви

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ГОРОД С ГРОМКИМ ИМЕНЕМ «ВЛАДЕЙ КАВКАЗОМ»

ЧАСТЬ 3. НАМОЛЕННОЕ МЕСТО – ОСЕТИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В 1814 году для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости (всего через 30 лет от её основания, так сказать, первого камня) на холме (Осетинская горка), возвышающемся над Владикавказом, была построена маленькая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 119cd0 a106336a L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 119cd0 a106336a L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 119cd0 a106336a L.

В строительстве церкви активное участие принимали: начальник Владикавказского Военного округа Вревский, генерал Евдокимов, полковник Сперанский, князь Святополк-Мирский, купцы, русские и осетинские офицеры, жители города и Осетинской слободки, которые жертвовали средства на возведение храма. Осетинская церковь поистине была народной.
До постройки других церквей во Владикавказе она одна обслуживала более 50 лет почти всё православное население города. К ней принадлежали помимо осетин русские, грузины (до 1898 г.) и греки (до 1904 г.) до образования у последних своих приходов. Поэтому христиане всех национальностей с предпочтительным благоговением и любовью относились к Осетинской церкви, все считали её своей.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11906b b8c85a04 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11906b b8c85a04 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11906b b8c85a04 L.

Осетинская церковь выкрашена в голубой цвет, который является цветом Богородицы, ведь церковь освещена в её честь. Первоначально храм был четырёхугольным в плане, а затем крестообразным из-за пристроек новых помещений и колокольни.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11a776 eedca3e8 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11a776 eedca3e8 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11a776 eedca3e8 L.

Во Владикавказе было возведено семнадцать церквей, но только это религиозное сооружение сохранилось до наших дней. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы чуть не постигла участь многих храмов и монастырей.

В 1931 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы закрыли, и до 1939 года использовали как зернохранилище. Позже здесь открыли музей осетинской литературы имени К.Хетагуpова, который захоронен в некрополе на территории церкви. В наши дни храму присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Он является единственным сохранившимся зданием из располагавшихся на территории крепости.

В 1993 году церковь вернули верующим, началась масштабная реставрация. Ныне храм действует, регулярно совершаются богослужения.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11b33b 1a32921e L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11b33b 1a32921e L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11b33b 1a32921e L.

Святыня храма — икона Божьей Матери «Моздокская». Другое название иконы – Иверская. В начале XIII века грузинская царица Тамара надумала подарить копию великой святыни грузинского народа — Иверской иконы Богоматери, как знак особого внимания к соседнему (осетинскому) народу, родственному грузинам по вере. Иверская, значит, грузинская.

Но не только соседство и родство по вере подвигло Тамару на такой подарок. Она была дочерью грузинского царя Георгия III и осетинской царевны Бурдухан. Первым мужем царицы Тамары был князь Юрий — сын русского великого князя Андрея Боголюбского. Вторым браком она была повенчана с осетинским царевичем Давидом Сосланом. Одним словом, осетины были ей роднёй.

Первоначально икона-подарок находилась длительное время в Куртатинском ущелье. Церковь, в которой хранился список иконы Иверской Божьей Матери, трижды горела, но икона каждый раз чудесным образом сохранялась. Эти чудеса прославили образ Пресвятой Богородицы, как новую Неопалимую Купину.

Прошло 600 лет! Группа осетин из Куртатинского ущелья получила позволение переселиться на плодородные равнины в окрестностях Кизляра. Переселяясь, они взяли с собою и заветную святыню — икону Богоматери. Остановившись на ночлег в предместье Моздока, переселенцы, как повествуется в сказании об этой святой иконе, видели в сумраке ночи необыкновенный свет, сиявший над той арбой, где находилась икона. Утром переселенцы запрягли волов и хотели двигаться дальше, однако волы, запряженные в ту арбу, где находилась святыня, несмотря ни на какие понуждения, не двигались с места. И тут один из переселенцев поведал товарищам, что слышал ночью голос, повелевавший ему оставить икону на том месте, где стояла арба. Не хотелось переселенцам расставаться со своей святыней, но они не посмели ослушаться столь явственных указаний. Так древняя икона Богоматери осталась в Моздоке, получила наименование Моздокской и обрела славу покровительницы всего Кавказа.

Для неё был построен в Моздоке храм во имя Успенской Божьей Матери. После революции храм сначала закрыли, а потом и вовсе взорвали. Подаренный Тамарой список иконы из него исчез самым загадочным образом. И сегодня в Моздоке и во Владикавказе висят копии со списка знаменитой иконы. А это уже не то. Но прихожане искренне верят, что и копия копии творит чудеса и надеются, что утраченный список когда-нибудь явится людям. Но произойдёт это лишь, когда они прекратят враждовать и будут соблюдать заповеди Божьи.

В ограде церкви находилось клад¬бище, где нашли вечный покой мно¬гие знатные горожане. В первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интелли-генции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только из¬бранных, заслуженных. Особенно пре¬стижным стало кладбище, когда на нём похоронили Коста Хетагурова.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11a775 9a70c55f L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11a775 9a70c55f L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11a775 9a70c55f L.

В советский период существования церкви могилам некрополя повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его месте школу. Как бы ни было мало места в городе, строить на костях да ещё школу для детей – это нужно быть не просто атеистом, а каким-то извращенцем. К счастью, могила Коста Хетагурова уцелела.

В настоящее время в церковном некрополе могилы выдающихся жителей Владикавказа и Северной Осетии, в том числе уже упоминавшегося выше осетинского поэта Коста Хетагурова. Захоронения производились до 1990 года. Всё-таки Осетинская горка – не резиновая, территория крохотная.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 119685 6a0d0bb5 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 119685 6a0d0bb5 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 119685 6a0d0bb5 L.

Поднимемся по каменным ступеням к храму, чтобы с высоты Осетинского холма взглянуть на разросшийся со времён крепости Владикавказ.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 118ec2 17680610 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 118ec2 17680610 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 118ec2 17680610 L.

В старинных путеводителях так писали о церкви: «…старинное здание и единственное место, откуда открывается восхитительная панорама, как на сам город, так и на его окрестности и величественную цепь гор».

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11a878 dc8d4445 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11a878 dc8d4445 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11a878 dc8d4445 L.

Что правда, то правда – панорама восхитительная, а величественная цепь гор во главе с Казбеком не хуже открывается с любой точки на Набережной Терека. Правда, высотные здания нижнюю часть цепи закрывают.

расписание богослужений в осетинской церкви. 0 11a879 c3a14bf7 L. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-0 11a879 c3a14bf7 L. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 0 11a879 c3a14bf7 L.

Но что поделаешь – город развивается, строится, поднимается ввысь, приобретает современный вид. Не может же Владикавказ 200 лет находиться в границах малюсенькой крепости, когда самым высоким зданием была церковь Рождества Богородицы?!

Источник

Осетинская церковь

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Владикавказа на март 2017 года

1 СР.

Литургия Преждеосвященных Даров

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

2 ЧТ.

Великий канон прп.Андрея Критского

Утреня, 1,3,6,9 часы, изобразительные и вечерня

Великий канон прп.Андрея Критского

3 ПТ.

Литургия Преждеосвященных Даров

Молебный канон вмч.Феодору Тирону и благословение колива

4 СБ.

5 ВС.

Божественная Литургия. Молебное пение Недели Православия

6 ПН.

7 ВТ.

8 СР.

Седмица 2-я Великого Поста

Литургия Преждеосвященных Даров

Обретение мощей блж. Матроны Московской

9 ЧТ.

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Поминовение усопших

Литургия Преждеосвященных Даров

10 ПТ.

11 СБ.

Божественная Литургия. Панихида

Неделя 2-я Великого поста.

Свт. Григория Паламы

12 ВС.

Седмица 3-я Великого поста

13 ПН.

14 ВТ.

15 СР.

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная»

Поминовение усопших

Литургия Преждеосвященных Даров

16 ЧТ.

17 ПТ.

18 СБ.

Божественная Литургия. Панихида

19 ВС.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

20 ПН.

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся

21 ВТ.

Литургия Преждеосвященных Даров

22 СР.

Литургия Преждеосвященных Даров

23 ЧТ.

Поминовение усопших

24 ПТ.

25 СБ.

Божественная Литургия. Панихида

26 ВС.

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

27 ПН.

28 ВТ.

29 СР.

Литургия Преждеосвященных Даров

Вечерня с чтением Великого канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской

Четверток Великого канона

30 ЧТ.

Литургия Преждеосвященных Даров

31 ПТ.

Поделиться

расписание богослужений в осетинской церкви. d5f1b8f03495199bba09a8caafa2ec0d 1 0. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-d5f1b8f03495199bba09a8caafa2ec0d 1 0. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка d5f1b8f03495199bba09a8caafa2ec0d 1 0.

Заявление епископа Владикавказского и Аланского Леонида по 1100-летию Крещения Алании

расписание богослужений в осетинской церкви. dsc 7144 0 0. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-dsc 7144 0 0. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка dsc 7144 0 0.

Епархиальный совет Владикавказской епархии обсудил текущие вопросы церковной жизни

расписание богослужений в осетинской церкви. dsc 6653 0 0. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-dsc 6653 0 0. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка dsc 6653 0 0.

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Леонид посетил Моздок

Анонс

Актуальная аналитика

12 сентября 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Источник

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе

В 1823 году деревянное сооружение сменилось каменной постройкой в форме креста в традициях православной архитектуры. В западной части располагалась колокольня. 24 марта 1824 года здание было торжественно освящено. В 1860 году здание было расширено и обнесено каменной оградой. Аксо Колиев, осетинский просветитель и общественный деятель, священник русской православной церкви, открыл в 1862 году женскую школу при храме. На территории Осетинской церкви в 1890 году была построена одноэтажная церковноприходская школа.

В 1920-х годах все фрески и иконы храма были уничтожены, даже существование здания было под угрозой. В 1929 году было принято решение об уничтожении церкви, но прихожанам с настоятелем и клириками удалось его отстоять. В 1931 году Осетинская церковь все-таки была закрыта и передана в собственность горисполкома. С 1940 по 1993 год там располагался литературный музей основоположника осетинской литературы, поэта Коста Левановича Хетагурова.

С 1993 года Храм Рождества Пресвятой Богородицы снова является действующим, была проведена масштабная реставрация. Сегодня Осетинская церковь — единственная сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости — памятник культуры федерального значения. В храме хранится Моздокская икона Божией Матери— почитаемая православная святыня.

На территории храма Рождества Пресвятой Богородицы расположен некрополь. Там похоронены Коста Хетагуров (1869-1906), первый градоначальник Владикавказа Гаппо Баев (1870-1939) и выдающийся советский филолог Василий Абаев (1900-2001).

Источник

«Осетия-Алания — форпост России и Православия на Северном Кавказе»

расписание богослужений в осетинской церкви. 352785.p. расписание богослужений в осетинской церкви фото. расписание богослужений в осетинской церкви-352785.p. картинка расписание богослужений в осетинской церкви. картинка 352785.p. Владыка Леонид в Аланском Богоявленском женском монастыре. Фото Феликса Киреева

Народ Северной Осетии (или Алании, как ее называли в древности) принял Православие в Х веке. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора «Журналу Московской Патриархии» (№ 9, 2020) рассказал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид.

Наследники древней Алании

— Ваше Высокопреосвященство, Владикавказская епархия находится на окраине России, и, к сожалению, происходящие здесь события не так часто попадают в главные православные новости. Вы могли бы рассказать о наиболее важных моментах епархиальной жизни?

— Для начала напомню, что Владикавказская епархия находится на южном рубеже нашего Отечества, а Осетия-Алания — это форпост российской государственности и Православия на Северном Кавказе. Несмотря на небольшую территорию, духовное и общественно-политическое значение ее велико. Город Владикавказ в свое время неслучайно был назван таким именем. Он расположен у входа в Дарьяльское ущелье, соединяющее Северный Кавказ с Закавказьем. В старину говорили: «Кто владеет Дарьялом, тот владеет Кавказом». Владикавказ сегодня выступает преемником Магаса — исчезнувшей столицы Алании — центра православной цивилизации и византийской культуры в древней Осетии.

Важный момент — возрождение исторического комплекса дореволюционной резиденции (XIX в.) владикавказских архиереев с домовым храмом в честь равноапостольного князя Владимира. В храме возобновлены богослужения, а в самом здании разместились Духовно-просветительский центр и Владикавказское епархиальное управление.

Кроме того, при деятельной поддержке руководства Северо-Осетинского государственного университета нам также удалось открыть на базе вуза отделение теологии, где уже проходят обучение клирики и миряне нашей епархии.

— Численность осетинского народа в мире составляет свыше 755 тыс. человек (более 701 тыс. из них проживает в Осетии). Как такому маленькому народу удалось сохранить свою идентичность в истории, язык и веру?

— Потомки алан — современные осетины — сегодня действительно сравнительно малочисленны. Но на закате античной эпохи и в Средние века это был один из самых могущественных народов, участвовавших в Великом переселении. Следы пребывания алан сегодня можно встретить в различных странах Западной Европы и Северной Африки. Средневековая кавказская Алания была одной из самых мощных держав восточно-христианского мира. Нашествия монголов и других иноземных завоевателей стали для алан подлинной трагедией, приведшей к резкому сокращению территории страны и численности народа. А то, что потомки алан, осетины, сохранили свою историческую идентичность, язык, веру и культуру, можно назвать чудом Божиим и действием Его Промысла. Они одни из первых среди кавказских народов присягнули на верность Российскому государству. Этой священной клятве осетины не изменяли никогда.

Диалог возможен со всеми

— Сегодня в республике активно действуют силы, стремящиеся отторгнуть осетин от Православия. Типичный пример — всплеск антихристианских выступлений в блогосфере после «царского крестного хода» в 2019 году. Насколько опасны эти тенденции для Церкви и межконфессионального мира в регионе? Возможен ли с ними диалог?

Надо четко разграничивать наших истинных старших — людей, которые с молоком матери впитали и пронесли сквозь года так называемое народное христианство, сохранившееся в такой форме после падения Аланского государства вплоть до XVIII-XIX веков, и квазирелигиозные силы, которые представляют маргинальное, агрессивное меньшинство. Сегодня они зачастую занимаются откровенным сочинительством, выдавая домыслы и гипотезы за исторические факты. Диалог, конечно, возможен со всеми. Главное здесь, чтобы наши оппоненты действительно стремились к нему.

Те, кто пытаются воскресить архаичные верования, на мой взгляд, не просто совершают глубокую ошибку, но тянут Осетию назад в некое вымышленное прошлое. Наш долг — объяснять людям, что Православие никогда не несло никакой угрозы, а наоборот, способствовало культурному развитию. История Алании-Осетии не может изучаться в отрыве от истории Православия на этой земле. В XVIII-XIX веках роль Церкви в развитии образования, науки и культуры была весьма велика. И осетинская интеллигенция — образованная, прогрессивно мыслящая часть общества — сформировалась в XIX веке именно в лоне Православной Церкви.

— Как проходит подготовка к 1100-летию Крещения Алании?

— Проводится множество мероприятий: реставрация объектов истории и архитектуры, переводческая и издательская деятельность. В частности, готовятся к изданию единый свод объектов культурного наследия Севера и Юга Осетии с интерактивной картой и Библия на осетинском языке. Библия стала совместным проектом Института перевода Библии и Российского библейского общества (РБО). Лингвисты и богословы работают над проектом уже более трех лет. В марте я встречался с представителями РБО в Даниловском монастыре, благословил их на труды, ознакомился с ходом работы над текстами. В процессе перевода участвуют известные ученые, филологи Осетии.

В этом году во Владикавказе начались работы по реконструкции и росписи кафедрального собора Святого великомученика Георгия ­Победоносца. Храм будет центром юбилейных торжеств, и надеюсь, что после реконструкции он станет одним из самых красивых на Северном Кавказе. В убранстве собора будут сочетаться фрески в стиле гризайль и мозаика, аналогичная той, которой был украшен храм Софии в Константинополе. Сюжет одной из фресок посвящен Крещению Алании. В апсиде храма планируется изобразить Богородицу, взявшую Осетию под Свою защиту. Завершение работ, роспись собора, установка нового иконостаса — пожалуй, одни из важнейших задач в ходе подготовки к празднованию.

В рамках предстоящих торжеств мы ожидаем приезда в Осетию-Аланию Святейшего Патриарха и других дорогих гостей. Даже в историческом контексте событие беспрецедентное.

— На каком языке совершаются службы в храмах епархии? Какие богослужебные тексты уже переведены на осетинский?

— Духовенство Владикавказской епархии совершает богослужения на церковнославянском и частично осетинском языках. Вместе с тем идет кропотливый процесс совершенствования дореволюционных переводов на современной научной основе с привлечением ведущих ученых-осетиноведов. Так, в прошлом году вышло в свет новое издание Служебника на осетинском языке с параллельным церковнославянским текстом.

В 2017 году была восстановлена деятельность епархиальной богословско-переводческой комиссии, в состав которой вошли ведущие филологи, лингвисты, переводчики с древних языков. Работа по переводу богослужения продолжается.

Возрождение святынь

— Северная Осетия — один из российских регионов, где сохранились (порой лишь в руинах) древние православные храмы Х-ХII веков. Есть ли программа по их реставрации?

— Сохранность древних храмов, как и других памятников истории и архитектуры, беспокоит, как правило, узкий круг специалистов-энтузи­астов. Сегодня благодаря нашей настойчивости в намерении решить эти проблемы и благодаря поддержке федерального центра удалось предпринять важные шаги. По разделу «Сохранение объектов культурного наследия» в рамках Программы подготовки и проведения празднования 1100-летия Крещения Алании в 2019 году была разработана проектно-сметная документация по реставрации древних храмов на территории Осетии. А в этом году специалисты уже приступили к работе по сохранению объектов.

Например, Зругская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.) — один из древнейших христианских памятников на территории России. Она находится в красивом и суровом месте — Зругском ущелье. Две стены храма обрушились в реку Зругдон из-за природных условий. Долгое время с этим ничего не могли сделать по ряду причин: труднодоступность места, отсутствие дороги и финансирования.

В этом году в Зругском ущелье уже полным ходом идет работа. Предполагается законсервировать сохранившиеся древние стены храма, укрепить берег с последующим наращиванием объема склона и площадки под восстановление, воссоздать утраченный объем самого храма. Кроме того, в селе Фараскатта в горной Дигории завершается реставрация Ильинского храма ХV века, в местности Бахайта у села Кумбулта ХI-ХII веков идет консервация Аланского укрепления, в состав которого входит руинированная церковь. Уже готовы проектные работы по ряду других объектов: Георгиевский храм ХI века в селе Кесатикау, Тлийский храм ХI века в Мамисонском ущелье и храм Святого Георгия в селе Верхний Зарамаг. Таким образом, создано основание для проведения в 2021 году работ по сохранению еще трех храмов.

— Еще одна святыня древней Алании — Нузальская часовня XIII века, которую очень кропотливо в середине прошлого столетия ­исследовала советский археолог и этнограф Евгения Георгиевна Пчелина. Есть новости по работе с ее архивом?

Один из следующих этапов работы — подготовка архивов к изданию. Насколько мне известно, Пчелина в свое время, работая в Осетии, собрала огромное количество полевого материала, то есть архив содержит работы на осетинском языке, — здесь тоже никак не обойтись без наших ученых, поэтому работа над подготовкой материалов к изданию тоже будет совместной.

— В одном из интервью вы сказали, что вокруг Нузальской часовни есть объекты христианской культуры. Какие это объекты? В чем их ценность? Есть какая-то своя специфика в восстановлении этих древних святынь?

— Средневековый Нузал — владение царской династии Алании. На рубеже ХIII-ХIV веков здесь находилась резиденция аланского государя Багатара, защищавшего независимость горной Алании после захвата аланской равнины монголами. В 1306 году Багатар был предательски убит врагами и погребен в Нузале, а над его гробницей был возведен поминальный храм. Специалисты датируют храм началом XIV века, а фресковую живопись византийского канона — первой-второй четвертью ХIV века.

В исторических преданиях есть упоминания о существовании в это время в Нузале монастыря. В скальной крепости, сохранившейся на противоположном от церкви берегу реки Ардон, до наших дней дошли небольшие сооружения, по функции явно не фортификационного назначения. Среди сохранившихся мемориальных памятников нузальского кладбища — надгробные сооружения с христианской символикой. Исследование наследия Нузала продолжается, и результаты обещают быть очень интересными.

Специфика в восстановлении этих древностей, конечно, есть. Например, специалисты уверены, что количество христианских памятников значительно превышает официальные перечни: часть из них ныне упорно определяется как святилища, некоторые памятники нуждаются в продолжении исследований по установлению их первоначального назначения. В определенный период осетинской истории православные храмы и их руины стали почитаться населением как святые места, святилища. Ныне это становится предметом дискуссий. Благодаря благоговейному отношению населения многие руины были сохранены.

— Какова судьба храмов XVIII-XIX веков, тоже требующих реставрации?

— В план мероприятий по празднованию 1100-летия Крещения Алании была включена полная реставрация церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Построенная во второй половине XIX века в исторической части Владикавказа, эта каменная церковь называется в народе Осетинской. Церковь связана с именем выдающегося просветителя Осетии — протоиерея Алексия (Аксо) Колиева, организатора системы женского образования в Осетии, переводчика, общественного деятеля.

В 1847-1866 годах Аксо Колиев был настоятелем храма, строительство каменной церкви — его заслуга. Церковь находится на холме и словно парит над старым городом. Сейчас ведутся работы по укреплению и реставрации одной из подпорных стен этого церковного холма, которая рискует обвалиться. Это позволит решить вопрос сохранения пантеона в ограде Осетинской церкви, в котором захоронены выдающиеся деятели культуры, искусства и науки. Среди них — основоположник осетинской литературы и живописи Коста Хетагуров, выдающийся художник Махарбек Туганов, советский и российский ученый-филолог, языковед-иранист Васо Абаев и многие другие.

Кстати, нам удалось добиться переименования улицы, на которой располагается этот храм. В 2018 году Топонимическая комиссия Владикавказа одобрила обращение общественности и Владикавказской епархии, и улице, в советские времена переименованной в Войковскую, вернулось ее дореволюционное название — Рождественская.

Сейчас к включению в федеральную программу «Развитие культуры и туризма» готовятся заявки на реставрацию многих других объектов культурного наследия: это и Свято-Вознесенский собор 1853 года в городе Алагире, и комплекс зданий Ардонской духовной семинарии конца ХIХ — начала ХХ века в городе Ардоне, и Успенская церковь 1902 года в селе Лисри в Мамисонском ущелье. Множество храмов нуждается в скорейшей реставрации, например единственная сохранившаяся деревянная церковь конца ХIХ века в честь Успения Божией Матери в городе Моздоке, храм 1918 года во имя святителя Николая Чудотворца в станице Новоосетинской Моздокского района (известного архитектора Терской области Ивана Рябикина) и многие другие.

— Сколько всего храмов в Северной Осетии, требующих реставрации? Если они расположены в населенных пунктах, участвуют ли местные жители в возрождении святынь?

— Если не учитывать храмы, которые уже включены в федеральные программы по финансированию мероприятий по сохранению, а также те церкви, на которые в ближайшее время будут оформлены заявки на включение в программы, это 12 храмов XIX — начала XX века во Владикавказе и других равнинных населенных пунктах Осетии, 14 средневековых храмов в горной зоне (4 в селах, где живут люди, и 10 — в обезлюдевших местах).

Разумеется, население по мере возможности участвует в возрождении храмов. В Осетии традиция восстановления церквей силами самих людей, выходцев из родовых сел, даже ныне заброшенных, очень сильна. С 1990-х годов многие храмы восстанавливаются на пожертвования благотворителей. Насколько мне известно, еще в начале 1990-х годов силами представителей интеллигенции восстановили средневековый Богородичный храм в селе Харисджин (местность Цазиу). В равнинной Осетии одним из первых был восстановлен храм XIX века в селе Кадгарон, чуть позже — храм в селе Старый Батако, а в горной Осетии — храмы в селах Нар (родина Косты Хетагурова), Горная Саниба и Мизур. Взамен храма, оказавшегося в зоне затопления Зарамагских ГЭС, воссоздан (в том числе на средства жертвователей и благотворителей) храм Казанской иконы Божией Матери в селе Зарамаг.

— Как продвигается строительство собора в честь Александра Невского во Владикавказе?

— Строительство храма Александра Невского, который должен был быть возведен УГМК [6] в одном из районов Владикавказа, к сожалению, сегодня заморожено. Это связано с тем, что компания ушла из региона. Мы все-таки надеемся, что Андрей Александрович Козицын — глава УГМК — достроит этот четвертый храм. Как вы знаете, это проект четырех храмов Александра Невского — на севере, юге, востоке и западе страны. Наш храм — единственный не завершенный на данный момент. Его строительство остановилось на уровне стилобата.

— Вы побывали в разных странах Европы, Африки, Латинской Америки, а также в Индии и на Святой Земле. В некоторых вы учились и служили. Чем был полезен для вас этот опыт?

— Действительно, Господь сподобил меня посетить многие страны мира. Почти 20 лет провести за границей — это очень сложно психологически. Необходимость говорить на неродном языке ограничивает возможности общения, к тому же постоянно ощущаешь груз ответственности за Родину и Церковь. Я благодарен Господу, что, когда в тех странах, где я служил, начинались военные действия, Он умудрял меня на верные решения — по окончании командировок мне не было стыдно за них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *