раскройте содержание основных педагогических принципов обучения

Основные педагогические принципы

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах.

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.

Следование педагогическим принципам помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Среди общепедагогических принципов принято выделять:

Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов, предполагающий обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных качеств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста. Правила осуществления принципа природосообразности:

— педагогический процесс необходимо строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

— знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираясь на них при организации воспитательных отношений;

— направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизацииможет быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему.

Принцип целостности, упорядоченностиозначает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Принцип демократизацииозначает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (нации, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, форм и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знаний и умения из одной области в другую.

Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности не применим.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1. Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип. Его реализация требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Связь педагогического процесса с жизнью и практикой. Практика – источник познавательной деятельности, единственный объективно правильный критерий истины и область приложения результатов познания и других видов деятельности.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально-ценных личностно-деловых качеств.

Принцип научности. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

Ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знании и умений, сознания и поведения. Так как сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

Принцип обучения и воспитания в коллективе. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Принцип наглядности (Я.А. Коменский). Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Принцип эстетизации жизни, прежде всего обучения и воспитания. Этот принцип направлен на развитие высокого художественно-эстетического вкуса, на то, чтобы дать учащимся возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

2. Принципы управления деятельностью воспитанников:

• Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

• Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

• Принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.

• Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

• Принцип согласованности требований учебного заведения, семьи и общественности.

• Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий. Использование коллектива как субъекта воспитания.

• Принцип доступности и посильности обучения и воспитания. Учет реальных возможностей, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье.

• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

• Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

раскройте содержание основных педагогических принципов обучения. image012. раскройте содержание основных педагогических принципов обучения фото. раскройте содержание основных педагогических принципов обучения-image012. картинка раскройте содержание основных педагогических принципов обучения. картинка image012.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Назовите объективные предпосылки возникновения педагогики

2. Охарактеризуйте этапы исторического развития педагогического знания.

3. Раскройте противоречивую, диалектическую природу педагогических явлений.

4. Проиллюстрируйте примерами применение методов педагогического исследования.

5. Какова связь закономерностей и принципов целостного педагогического процесса?

6. При изучении данной и последующих тем, в целях систематизации информации, в тетради заполните таблицу, отражающую соотношение основных компонентов и структуру целостного педагогического процесса (табл. 4).

Структура педагогического процесса

цельзадачипринципысодержаниеметодыформысредстварезультат
Педагогический процесс
Воспитание
Обучение
Развитие

Темы рефератов

1. Педагогические традиции России (этнопедагогика).

2. Педагогика как наука и искусство.

3. Выдающийся педагог России (жизненный путь и вклад в науку).

4. Формирование навыков исследовательской деятельности у студентов вуза

5. Традиции обучения и воспитания в зарубежных странах.

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М.: Педагогика, 1990.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах М., 1994.

4. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

5. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

6. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. СПбГУ, 1992.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

8. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

9. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1999.

10. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1989.

11. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

12. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М., 1982.

13. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

14. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

15. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

16. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1996.

17. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 26100 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип сознательности и активности;

3) принцип наглядности;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип научности;

6) принцип доступности;

7) принцип прочности;

8) принцип взаимосвязи теории и практики;

9) принцип завершенности процесса обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

1) обращать внимание на личность ученика;

2) научить учащегося мыслить причинно.

Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

1) понимание целей и задач предстоящей работы;

2) опора на интересы учащихся;

3) воспитание активности у учащихся;

4) использование проблемного обучения;

5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

1) использовать наглядные предметы;

2) изготавливать совместно учебные пособия;

3) использовать технические средства обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

3) должна существовать логическая урочная система;

4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

3) необходимо использование научных терминов;

4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

5) необходимо поощрение исследовательской работы.

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

2) учет возрастных особенностей учащихся;

3) доступность, использование аналогий.

Принцип прочности основан на следующих правилах:

1) систематическое повторение учебного материала;

2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

3) использование логики в обучении;

4) применение различных норм и методов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

1) практикой доказывать необходимость научных знаний;

2) информировать учащихся о научных открытиях;

3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

4) приучать учащихся применять знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 31. Структурные элементы процесса обучения Структурные элементы процесса обучения зачастую называют этапами овладения знаниями, умениями и навыками. Перечислим основные структурные элементы.Восприятие учащимися изучаемого материала. Овладение изучаемым

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

Источник

Основные принципы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – основные требования к организации учебного процесса, которыми руководствуется педагог

Понятие и сущность принципов обучения

Проблема организации и реализации эффективного учебного процесса является актуальной во все времена. На протяжении всего исторического периода формирования и развития образовательной системы, ученые-педагоги пытались решить данную проблему, разрабатывая различные подходы к процессу обучения. Одним, из наиболее эффективных механизмов организации эффективного учебного процесса, является опора на принципы обучения, выделенные и описанные Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика».

Принципы обучения – это система методов и средств, используемых педагогом при организации учебного процесса для достижения поставленной педагогической цели.

В процессе развития дидактики, принципы обучения так же развивались и совершенствовались, но ряд из них остается неизменным, это основные (ведущие) принципы обучения.

Принципы обучения, несмотря на то, что каждый из них имеет конкретную цель и решает ряд поставленных перед обучением задач, взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. В процессе организации учебного процесса педагог использует одновременно ряд принципов, так как не возможно полноценное применение одного принципа без другого (или других), это обусловлено их взаимосвязью.

Таким образом, система принципов обучения направлена на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Характеристика основных принципов обучения

На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы обучения:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Во время обучения, согласно данному принципу, педагог должен обращать внимание на личность каждого ученика и стараться развивать её, а также учить детей саморазвитию. Большое значение уделяется так же и обучению ребенка мыслить причинно-следственно.

Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок не должен быть просто безмолвным «приемником» информации, воспринимать и запоминать учебный материал механически, он должен быть активным участников педагогического процесса. Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети были мотивированы на получение знаний, понимали для чего им необходимо учиться и где они смогут применять полученные знания в реальной жизни. Для достижения указанного, педагог должен использовать различные формы и виды обучения, чтобы процесс обучения был не скучным и монотонным, а увлекательным, интересным, заставляющим проявлять активность, размышлять, проявлять навыки самостоятельности т.д.

Принцип наглядность. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями. Наглядности могут быть двух видов:

Наглядности должны сопровождать словесный рассказ педагога, то есть быть вспомогательным средством, а не основой обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы (учебные планы, расписания и т.п.), которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего.

Принцип научности. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта. Педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемым дисциплинам (опирается на последние открытия, мнения ведущих ученых и т.п.). Так же принцип научности, поощряет осуществление учащимися различного рода исследовательских работ.

Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося. Педагог в процессе организации учебного процесса, должен представлять учебный материал с постепенным нарастанием его сложности. Подача учебного материала предполагает его оптимальность для учеников, то есть он не должен быть слишком сложным или слишком легким для них.

Принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения. А так же основан на использовании логики в процессе подачи нового учебного материала, который не должен быть перенасыщен не нужной ученику информацией и тем самым занимать память ребенка, создавать путаницу. Еще одной важной чертой принципа прочности является применение в процессе обучения различных видов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Данный принцип предполагает, что в процессе обучения педагог не просто передает детям теоретические знания, а показывает их значимость в реальной жизни, связывает с жизненным опытом каждого ребенка и учит использовать полученные знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо проведение проверок знаний по итогам изучения крупных тем. Кроме того, данный принцип предполагает использование таких методов обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Источник

Содержание основных принципов обучения

раскройте содержание основных педагогических принципов обучения. 0e88 00098467 491b1f44. раскройте содержание основных педагогических принципов обучения фото. раскройте содержание основных педагогических принципов обучения-0e88 00098467 491b1f44. картинка раскройте содержание основных педагогических принципов обучения. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Содержание основных принципов обучения

Организация образовательного процесса, конкретного учебно­го занятия требует от педагога хорошей ориентировки в основных принципах обучения, которые выступают как определенное руко­водящее начало. Принципы есть следствие реализации конкрет­ных педагогических закономерностей, которые в литературе час­то отождествляются с понятием «закон».

Построим логику изложения по такой схеме: вна­чале определим существенные признаки закона как социального педагогического явления, затем разберем сущностные характери­стики основных дидактических принципов, а после обозначим ключевые моменты педагогических правил.

Среди законов различают динамические и статические. Динами­ческим законом является такой, при котором исходное состояние объекта однозначно обусловливает ряд последующих его состоя­ний. Зная первое, можно предсказать остальные. Статический за­кон предусматривает определенную вероятность заложенных тен­денций изменения объекта или системы при заданных условиях.

Общественные законы реализуются через сознательную дея­тельность людей, преследующих свои цели. В этой связи в явле­ниях социальной действительности закон выступает как средняя совокупность индивидуальных целей деятельности людей, дости­гаемых при проявлении человеком конкретного волевого усилия, позволяющих получить желаемое. Люди работают каждый на сво­ем участке, выполняют общественную работу разного типа, обща­ются, преследуя свои частные цели, но и осознавая их общий смысл. Законы общественной жизни прорываются сквозь сумму этих частных целей и приводят к конкретным, но порой и неожи­данным результатам.

Процесс обучения отличается от других явлений обществен­ной жизни одной важной особенностью. Для него характерны относительно узкие, ограниченные социальные цели, непосред­ственно соотносимые и сопоставимые с законами обучения. Ког­да преподаватель рассказывает, он знает, что студенты воспримут рассказ и усвоят какую-то часть его содержания. Преподаватель также знает, что сопровождение рассказа наглядностью сделает его усвоение более эффективным. Такое знание, полученное в результате эмпирического опыта обучения, выступает в качестве регулятора практической деятельности педагога.

В дидактике под законом подразумевается внутренняя сущест­венная связь явлений обучения, которая обусловливает их необ­ходимую реализацию и развитие. В учебном процессе подавляю­щее большинство законов статические, и проявляются они как тенденция, т.е. направленность развития педагогического явле­ния, мысли или идеи, которые в свою очередь приобретают фор­му закономерности.

Закономерность педагогического процесса — объективно суще­ствующие, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Педагогическая закономерность предполагает упорядоченность педагогических явлений, устойчивость влияющих друг на друга факторов, систематичность связей между объектами педагогиче­ского процесса. Учесть многообразие существующих факторов, влияющих на обучение в целом и на реализацию цели обучения каждого, крайне затруднительно, однако есть ряд общепринятых педагогических закономерностей:

— направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; активно-деятельностный харак­тер обучения;

— единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-по­знавательной активности студентов;

— проявление уважения и требовательности к студентам, укреп­ление их личного достоинства в процессе обучения;

— обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

— раскрытие способностей и творческих задатков студентов с опо­рой на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов в процессе обучения;

— повышение влияния коллектива на улучшение качества учеб­ной работы;

— согласованность и единство педагогических усилий всех си­стем, участвующих в учебно-воспитательном процессе.

Из таких закономерностей вытекают принципы обучения.

К первой относятся принципы государственной политики в об­ласти образования. Они имеют статус нормативов и поэтому за­писаны в Законе РФ «Об образовании» (ст. 2). К следует отнести: принцип автономности образовательных учреждений; принцип гу­манистического характера образования, демократизации образова­ния, общедоступности, светского характера обучения, единства федерального, культурного и образовательного пространства.

Ко второй категории относятся принципы формирования содер­жания образования. Это:

— принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развития, благодаря чему в содержание образова­ния включаются не только знания, но и фрагменты, обеспечива­ющие отражение опыта творческой деятельности человечества и опыта личностного отношения к системе выработанных человечеством ценностей, а также учитывается соответствие содержания образования и обучения целям подготовки специалиста;

— принцип единства содержательной и процессуальной сто­рон обучения, означающий тесное единство предметного содер­жания, а также способы усвоения обучаемыми этого содержания;

— принцип опережающего характера формирования содержа­ния, который заставляет преподавателя обращать внимание на перспективу развития личностно-профессиональных качеств бу­дущего специалиста и ту систему знаний, умений и навыков, ко­торыми должен овладеть выпускник. Педагог должен иметь опре­деленный прогноз развития своих студентов; знать закономерно­сти их профессионального становления и развития;

— принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях, позволяющий реализовать многоуровневость и многоступенчатость системы образования;

— принцип дополнительности, суть которого заключается в том, что согласно закону единства и борьбы противоположностей во всяком педагогическом явлении существуют две неразрывно связанные между собой стороны знания/незнания, понимания либо не­понимания;

— принцип модульности, предполагающий, что содержание бу­дет характеризоваться цельностью, завершенностью, полнотой и логичностью построения единиц учебного материала в виде бло­ков-модулей. Внутри них материал конструируется в виде систе­мы учебных элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны, предполагают вариативность уровней сложности и трудности учеб­ной деятельности;

— принцип гибких образовательных структур, позволяющий оперативно пересматривать содержание образования и обучения с учетом новых факторов в современных социально-экономиче­ских условиях. Интересы работодателей и студентов как будущих специалистов реализуются через разные варианты содержания обучения и образования в зависимости от их конкретных потреб­ностей.

Третью категорию принципов обучения представляют частно-методические принципы. Они отражают специфику конкретного учебного предмета, его отличительные особенности. Эти принци­пы показывают гносеологию предмета, выделяют особенности внутренних связей и отношений зависимости явлений и знаний, составляющих основу этой учебной дисциплины. Так, в послед­нее время при разработке отдельных элективных курсов, рассмат­ривающих проблемы развития науки и практики на современном этапе, преподаватели опираются на принцип органического един­ства творческой и практической подготовки студентов. А с вне­дрением групповых и коллективных форм обучения многие авто­ры в этом качестве называют принцип осуществления группового общения, поскольку именно общение составляет основу обучения. Но поскольку в каждый момент учебного занятия общение про­текает, подчиняясь определенным законам, педагог должен учи­тывать и особенности общения как вида человеческой деятель­ности, знать своеобразие педагогического общения, выстраивать взаимодействие со студентами в соответствии с определенными правилами построения процесса общения в малых группах. Высшая школа (независимо от типа образовательного уч­реждения и профиля подготовки специалиста) последовательно осуществляет принцип единства научных исследований и учебной дея­тельности преподавателей. Проблематика исследования на кафедрах вуза соответ­ствует профилю подготовки специалиста. Выпускаемый вузом, он тогда только приобретает умения «заглянуть» в будущее науки, учесть перспективы ее развития, видеть «завтраш­ний день науки и техники», когда преподавание науки в образо­вательном учреждении ведется в органической связи с исследова­тельской работой профессорско-преподавательского состава.

Четвертая категория принципов обучения объединяет техно­логичные принципы педагогической деятельности. Их разработчик педагогической технологии ставит в центр взаимодействия участ­ников конкретной технологии обучения или воспитания. К ним относятся: принципы меры; динамичности педагогической пози­ции; оригинальности и новизны воздействия; конпенсаторности.

Пятая категория принципов включает в себя общедидактические принципы, или принципы целостного педагогического процесса. В мо­мент построения конспекта учебного занятия, при продумывании способов активизации познавательной деятельности студентов, при выстраивании системы преподавания педагог ориентируется на общепринятую систему дидактических принципов обучения, та­ких, например, как принципы научности, систематичности и после­довательности; межпредметных связей; связи теории и практики обучения с жизнью; профессиональной направленности, наглядности, доступности, дифференциации и индивидуализации обу­чения; воспитывающего обучения и т.д.

Обратим внимание на содержание некоторых общедидактиче­ских принципов и специфику их действия в системе среднего про­фессионального образования.

Ведущим является принцип профес­сиональной направленности. Суть его заключается в том, что в про­цессе изучения конкретной учебной дисциплины преподаватель должен соединить работу по профессиональной направленности личности, общего образования и профессионального обучения. Но при реализации данного принципа возможны ошибки, которые нивелируют его роль. Одна из них касается названия раз­личных курсов, в которых намеренно совмещаются несовмести­мые названия. Например, «медицинская физика». Другая отно­сится к ранней «профилизации», когда в содержание дисциплин общепрофессиональной подготовки намеренно включается боль­шое количество учебной информации, взятой из дисциплин пред­метной подготовки. При этом студенты не только плохо усваива­ют фундаментальные компоненты, но и не могут в достаточной мере ориентироваться в профессиональном материале, так как не знают предмета профильной подготовки. В целом же реализация принципа профессиональной направ­ленности заставляет преподавателя конструировать такие спосо­бы деятельности студентов, которые имитировали бы их будущую профессиональную работу.

Немаловажное значение в высшей школе имеет прин­цип научности. Согласно данному принципу реализуется требова­ние соответствия обучения современному состоянию науки с уче­том прогнозов на будущее. Поэтому научность обучения состоит в том, что студенты изучают всю систему знаний той или иной науки на современном уровне ее развития. Студент познает мето­дологию науки, в рамках которой находится данный предмет, пути развития и методы познания самых сложных ее проблем, борьбу мнений в науке.

Научность в обучении предполагает информирование студен­тов о самых последних научных теориях и концепциях; для сту­дентов старших курсов возможен и анализ противоречивых, но заслуживающих внимания научных гипотез. Научная обоснованность предлагаемой учебной информации по конкретной дисциплине предполагает научную обоснованность применяемых практических действий, аргументированность исполь­зуемых в практике методов, средств, форм, технологий обучения.

— отражать в содержании образования как можно большее число фундаментальных научных достижений, без которых невозможно функционирование современного специалиста;

— знакомить обучаемых с методами научного познания и ил­люстрациями важнейших закономерностей процесса научного по­знания. Исходя из этого, при отборе и предъявлении студентам учебного материала преподаватель должен структурировать учеб­ные знания от историко-научных к предметным; показать сту­дентам методы научного познания для расширения круга знаний; отобрать соответствующие способы, активизирующие познаватель­ную деятельность студентов;

— при отборе содержания соблюдать единство логики науки и логики обучения. Внутренняя логика науки сочетается с целями обучения и практическим применением знания;

— увеличивать объем научной информации. При этом педагог должен помнить, что в целом увеличивается объем первостепен­ной информации, поэтому из учебного материала следует исклю­чать подробности, не имеющие принципиального значения.

Следование принципу научности позволяет современному сту­денту приобрести устойчивую систему знаний, умений и навы­ков, которые понадобятся ему в будущей работе или в продолже­нии образования.

Основу интегративного подхода при отборе содержания образо­вания и обучения составляет принцип межпредметных связей. В об­щих чертах он характеризуется тем, что в содержании учебных дисциплин должны быть показаны те взаимосвязи, которые су­ществуют в природе и познаются современными науками. Меж­предметные связи являются своеобразным эквивалентом межнауч­ных, в их основе лежат интеграция и дифференциация научного знания. Психологической основой межпредметных связей стано­вится образование межсистемных ассоциаций, которые позволя­ют отобразить многообразные предметы и предметы реального мира в их единстве и борьбе противоположностей.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения получил широкую интерпретацию своего названия: это и принцип сочета­ния индивидуального подхода и коллективизма в обучении, и принцип связи интересов личности и общества, и принцип кол­лективного характера обучения и индивидуального жизненного опыта студентов и т.д.

Индивидуализация предполагает организацию такой модели обучения, которая построена на взаимодействии преподавателя с одним студентом или на взаимодействии его один на один со средствами обучения. Главный тезис индивидуализации обуче­ния гласит: обучение должно быть адаптивным, позволяющим под­строить содержание, методы, темп учебной деятельности к осо­бенностям конкретного студента, проследить его продвижение от незнания к знанию и по ходу его корректировать деятельность обучаемого и преподавателя.

В современных условиях одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа студентов, позволяю­щая педагогу дать задания усложняющего характера, интегриро­вать индивидуальную работу с другими формами учебной дея­тельности. Формой индивидуализации обучения выступает научно-иссле­довательская деятельность студентов, поскольку именно такая работа позволяет в полной мере удовлетворить познавательные, профессиональные интересы студентов, направляет их творческий поиск, создает максимально комфортные условия для проявле­ния исследовательских способностей.

Примером практической реализации данного принципа слу­жит и предложение студентам выбрать элективные курсы. Выборочная дифференциация этих предметов осуществляется как:

— обязательный выбор среди обычных предметов (например, между двумя иностранными языками);

— обязательный выбор между новыми предметами, еще не зна­комыми студентам;

— добровольный выбор среди обычных предметов (например, выбор третьего языка);

— свободный выбор среди новых предметов.

Еще одной формой индивидуализации является открытое обу­чение посредством технологии дистанционного обучения. В рам­ках конкретного образовательного учреждения принцип индиви­дуализации реализуется в студенческом самоуправлении.

Принцип воспитывающего обучения предполагает, что на учеб­ном занятии преподаватель сознательно ставит и пытается решить задачи воспитания личности будущего профессионала. Воспиты­вающее влияние на студентов оказывает как содержание конкрет­ного учебного предмета, так и личность преподавателя. Воспиты­вающее значение и содержания профессиональной подготовки в целом, и содержания учебной дисциплины в частности заключа­ется в том, что выпускник колледжа способен создать в своем сознании идеальную модель педагога. Личность преподавателя служит для студентов своеобразным эталоном, по которому стро­ится такая идеальная модель. Воспитательный потенциал обучения реализуется посредством участия студентов в разных видах учебной деятельности, когда у обучаемых формируется отношение к труду посредством форми­рования разнообразных общеучебных и профессиональных уме­ний и навыков.

Принцип доступности обучения связан с возрастными особен­ностями учащихся. Для успешной реализации этого принципа педагогу необходимо учитывать образовательный уровень учащих­ся, т.е. уровень их подготовки; уровень их развития, индивиду­альные особенности мыслительной деятельности и памяти; ха­рактер жизненного опыта и степень воспитанности.

Обозначенные принципы играют существенную роль при под­готовке специалистов в высшей школе.

В учебно-воспитательном процессе принципы реализуются через правила. Они выводятся на основе научного анализа педа­гогического процесса и длительной учебно-воспитательной прак­тики. Правила категоричны по своей форме, имеют прикладное значение и предъявляются участникам педагогического процесса в виде четко сформулированных требований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *