раскройте смысл двустороннего характера процесса обучения
Двусторонний характер процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия процесс обучения
Обучение представляет собой вид деятельности, в которой участвуют два основных компонента: педагог и ученик. Процесс обучения предполагает взаимодействие двух этих компонентов. Педагог играет главную роль в процессе преподавания, а ученик играет ведущую роль в процессе обучения. Взаимодействие между педагогом и учеников может быть:
Под непосредственным взаимодействием подразумевается, что педагог и учащиеся вместе выполняют задачи процесса обучения. Под опосредованным взаимодействием подразумевается, что ученик выполняет самостоятельно задачи, поставленные перед ним педагогом ранее.
Процесс обучения состоят из следующих основных компонентов:
Под целевым компонентом понимается то, что как преподаватель, так и ученики должны четко понимать цели и задачи изучения дисциплины. Для того чтобы этот компонент процесса обучения был реализован необходимо, чтобы педагог сумел четко обозначить и объяснить цели и задачи ученикам. Кроме-того на реализацию целевого компонента влияет и прочность усвоения предыдущего материала учениками. Соблюдая эти условия можно добиться реализации целевого компонента процесса обучения.
Стимулирующее-мотивационный компонент предполагает усиление мотива обучения. Педагог, реализуя это принцип, побуждает познавательный интерес и чувство ответственности у своих учеников.
Учебная программа, учебный план и учебники определяют суть содержательного компонента процесса обучения. Содержание обучения должно соответствовать нормам современной жизни, научному процессу, интересам учеников.
Готовые работы на аналогичную тему
Контрольно-регулятивный компонент предполагает получение учителем информации об успешности усвоения знаний учащимися. Обучая детей новому материалу, учитель должен систематически прибегать к методам контроля для того, чтобы вовремя сориентироваться относительно качества усвоения материала учениками, вовремя переменить методику или обратить внимание на материал, который усваивается затруднительно.
Оценочно-результативный компонент реализовывается в конце обучения учащихся.
Роль учителя в процессе обучения
В процессе обучения руководящая роль предоставлена учителю. В список его основных задач входит управление познавательной деятельностью учащихся. Деятельность учителя в процессе обучения предполагает:
Планирование в деятельности педагога заключается в составлении календарно-тематических и поурочных планов. При выполнении этой работы педагоги прибегают к использованию методических пособий по предметам. На начальном этапе совей педагогической карьеры учителя составляют довольно подробные тематические паны, туда они включают такие компоненты как:
Позже приобретая некоторый педагогический опыт учитель уже не составляет столь подробных планов работы.
Процесс организации учебного процесса педагогом состоит из двух основных этапов:
На этапе подготовки педагог должен выбрать технические средства обучения, средства наглядности, раздаточный материал. На этапе исполнения долен реализовать то что он подготовил для своих учеников.
Реализовывая процесс организации, педагог должен определить задачи своего урока, сформировать условия который будут способствовать хорошему усвоению материала и отработке навыков и умений, проинструктировать ученика каким образом они должны выполнять задания, помочь им в ходе их выполнения если будут наблюдаться затруднения.
Помимо этого учитель должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть побуждать у учеников потребность в познавательной деятельности, ученик долен сам желать изучить тот или иной материал. Используя определённую методику, учитель должен стимулировать активность учащихся.
Большую роль в процессе работы учителя занимает контроль. При проведении контроля учитель может вовремя скорректировать и урегулировать процесс обучения. Педагог осуществляет контроль наблюдая за работой учеников, задавая им вопросы по пройденному материалу, проведение проверочных и самостоятельных работ. Благодаря контроля учитель может определить какое звено недостаточно сформировано, в этом случае он может изменить методику совей работы, уделить больше времени трудно осваиваемому материалу.
В завершении процесса обучении педагог проводит анализ и оценку результатов учеников. Учитель определяет, насколько хорошо дети усвоили пройдённый материал, как хорошо они могут его применять на практике.
Помимо теоретических знаний большую роль в процессе обучения играет и педагогический опыт. Достаточно часто практика может расходится с теорией. Чем опытнее педагог, тем проще ему ориентировать в неординарных и сложных ситуациях, находить альтернативные пути решения проблем.
Роль учащихся в процессе обучения
Ученик занимает немаловажную роль в процессе обучения. Учение имеет цель, структуру, закономерности и функции. Цель учения заключается в познании, собирании и переработки новой информации, когда эти процессы осуществлены ученик овладевает знаниями, умениями и навыками.
Для ученика большое значение имеют мотивы его учебной деятельности. Для того чтоб процесс обучения состоялся у ученика должны быть сформированы мотивы и потребности. В процессе обучения у ученика возникает несколько потребностей в обучении, все эти потребности связаны между собой.
Всего существует три группы мотивов обучения:
Для учеников важную роль играет самоконтроль в процессе обучения. Учащиеся учатся самоконтролю наблюдая за действиями учителя во время контроля. Так же не маловажен и взаимный контроль, когда ученики анализируют успешность усвоение знаний своими сверстниками.
Как видно из вышеизложенного обучение имеет двусторонний характер. Оно состоит из деятельности педагога и деятельности ученика. Эти два элемента находятся в постоянном взаимодействии.
Двустронний и личностный характер воспитания и обучения в ДОО
Наташа ТАТЬЯНИНА
Двустронний и личностный характер воспитания и обучения в ДОО
Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучениеобязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д., он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий, он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.
Личностный характер обучения состоит в том, что…
1) в процессе обучения происходит формирование личности;
2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Учебно-познавательная деятельность –это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т. д., при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.
Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):
— восприятие нового материала;
— осмысление воспринятого;
— применение усвоенных знаний на практике;
— обобщение и систематизация изученного;
— самоконтроль результатов обучения;
— выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.
Игра как метод обучения и воспитания в детском саду «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.
Игры В. В. Воскобовича как средство обучения и воспитания дошкольников ИГРЫ В. В. ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Прудских Э. В. МБДОУ ДС №42 «Малинка» Поиск альтернативных методов.
Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с ЗПР В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с ЗПР Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с ЗПР Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития.
Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания» Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность.
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта Практическая реализация специального воспитания детей с нарушениями.
Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей-дошкольников С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,.
Задачи воспитания и обучения. Психолого-педагогической работы с детьми 1–2 лет Задачи воспитания и обучения. Психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет. Укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные.
Вопрос:Двусторонний и личностный характер обучения
Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.
Личностный характер обучения состоит в том, что…
1) в процессе обучения происходит формирование личности;
2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.
Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):
— восприятие нового материала;
— применение усвоенных знаний на практике;
— выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Единство преподавания и учения
В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Единство образования и самообразования
Самообразованиерассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:
1. Какцеленаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.
В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.
Начало XXIв. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования, Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.
В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). В этом случае учащиеся пользуются справочной литературой и словарями, в процессе, например, экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.
Самообразование в последние годы развития отечественной образовательной системы рассматривается как составная часть непрерывного образования,выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Двусторонний и личностный характер обучения
Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.
Личностный характер обучения состоит в том, что…
1) в процессе обучения происходит формирование личности;
2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.
Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):
— восприятие нового материала;
— применение усвоенных знаний на практике;
— обобщение и систематизация изученного;
— самоконтроль результатов обучения;
— выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.
Содержание образования. Понятие, сущность, основные компоненты, принципы отбора
Процесс обучения – процесс двусторонний.
Обучение – длительный процесс, который складывается из отдельных уроков, самостоятельных занятий и внеклассной работы. Дети не только учатся, но и работают в коллективе, привыкают к номам общения в нем, вместе и каждый в отдельности переживают свое отношение к изучаемому предмету, друг к другу, к учителю.
Процесс обучения – процесс двусторонний. Считаю, что для успеха обучения требуется не только высокое качество моей работы как учителя, но и активная деятельность учащихся, их желание овладеть передаваемыми мною знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под моим руководством. Поэтому на каждом уроке или занятии математического кружка я стараюсь создать такие условия, чтобы вызвать все эти реакции к действию.
Опорой для меня служит мой учительский авторитет, контакт с учащимися, моя увлеченность предметом и профессией, любовь и благожелательное отношение к детям.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня, как и всех учителей, задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело была построена учебная работа. Я строю уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, создаю условия для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса к предмету. В этом мне помогают нестандартные формы проведения уроков. Я убеждена, что проведение нестандартных уроков очень хорошо уживаются с серьезным учением, так как это один из видов преобразующей творческой деятельности, находящийся в тесной связи с другими видами учебной работы.
Выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным». Я стараюсь следовать этому совету. В 5-6 классах, кроме нестандартных уроков использую и элементы различных игр в рамках обычных уроков. Так как в процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Широкое поле деятельности для использования игр открывается во внеклассной работе.
Пытаясь развернуть объективно сложный предмет математику лицом к ребенку, я часто на своих уроках использую интеграцию с различными предметами. Чаще всего с биологией, историей, географией, по возможности использую музыкальное сопровождение. Согласна с Р.Г.Деминой, что такие уроки не только формируют устойчивый познавательный интерес школьников, Нои способствуют развитию их право- и левополушарных способностей благодаря использованию гуманитарного материала: сведений о насекомых, птицах, животных; звукового сопровождения (голоса и пение птиц; звуки, издаваемые насекомыми; звуки леса); изображений животных, птиц и насекомых.