ракеты циркон миф или реальность

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

ракеты циркон миф или реальность. 1456349215 656d0010f6879744cc69f72a97e. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349215 656d0010f6879744cc69f72a97e. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349215 656d0010f6879744cc69f72a97e.

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий.

ракеты циркон миф или реальность. 1456349191 img 20151217 164230 copy. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349191 img 20151217 164230 copy. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349191 img 20151217 164230 copy.

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров — 2,8М, на уровне моря — 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

ракеты циркон миф или реальность. 1456349247 international maritime defence show 2011 377 9. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349247 international maritime defence show 2011 377 9. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349247 international maritime defence show 2011 377 9.

Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.

Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ракеты циркон миф или реальность. 1456349220 48n6e2 maks 2005 01. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349220 48n6e2 maks 2005 01. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349220 48n6e2 maks 2005 01.

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

ракеты циркон миф или реальность. 1456349251 ca068f375d45. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349251 ca068f375d45. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349251 ca068f375d45.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

ракеты циркон миф или реальность. 1456349260 1381959905 talos damage. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1456349260 1381959905 talos damage. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1456349260 1381959905 talos damage.

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000—10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

Байки о ракете «Циркон»: как Россия пытается скрыть позор, хвастаясь несуществующим «супероружием» (Главред, Украина)

Когда ракеты «Циркон» появятся на вооружении у российской армии, не знает даже Путин/Минобороны РФ

В России на август анонсировали очередной этап государственных испытаний «новой» гиперзвуковой ракеты «Циркон». В действительности ничего нового в этом оружии нет: разработка «Циркона» началась еще во времена Советского Союза, в 80-е годы, однако, как и многие другие советские наработки, которые значительно опережали свое время, была «заморожена» и отправлена в архив — тогда технологически осуществить такой проект было невозможно. Сегодня же это возможно.

Такими темпами Россия может еще лет десять черпать из запасников советские идеи…

Другая причина, почему россияне берутся реализовывать старые советские наработки, состоит в том, что потеряна школа: за последние 30 лет старые кадры уволились, а новых, способных создать хорошие проекты, вырастить не удалось. Поэтому очень выгодно копаться в архивах и просматривать старенькие патенты. Так, к примеру, было и с Су-57: россияне представляют его самолетом поколения 4+, но на самом деле в нем начинка Су-35, и новый только планер.

Контекст

ракеты циркон миф или реальность. 250142465. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-250142465. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 250142465.

Болгары об испытаниях «Циркона»: трепещите, несчастные, наращивайте производство памперсов! (Факти)

«Армагеддон!» Японцы с испугом комментируют успешный запуск «Циркона» (Yahoo News Japan)

Le Figaro: Россия успешно испытала гиперзвуковую ракету «Циркон»

«Циркон»: монстр, которому США нечего противопоставить? (TNI)

Ракета «Циркон» призвана заменить старую-добрую тяжелую советскую ракету «Гранит» — противокорабельную ракету, которая базируется на кораблях или подводных лодках и способна поражать надводные цели. В ракете «Циркон» сделан упор на скорость, в отличие от «Гранита», который летит с дозвуковой скоростью и в надводном положении легко может быть сбит системой ПРО корабля или подлодки. «Циркон» же летит, поднимаясь в стратосферу и выйдя на высоту 30-40 км, и уже там, в разряженном воздухе, способен развить скорость до восьми махов и поразить цель.

Плюс ракету доработали: она может поражать не только надводные цели, но и наземные.

Весь тот «металлолом», который вышел в море под флагом ЧФ РФ, явно не в состоянии противостоять кораблям НАТО, а корабли береговой охраны, которые должны быть высокоскоростными и маневренными, не смогли даже догнать эсминец Defender.

Кроме того, боевых кораблей в составе ЧФ около 90 штук, а у Defender 90 «Томагавков» на борту, и один залп Defender — это 30 ракет. То есть три залпа — и что, и Черноморского флота РФ нет? Отсюда и компания по «Циркону»: это же противокорабельная ракета — мол, вы придете, и мы вас всех потопим, потому что у нас есть «Циркон». Так что это попытка России похвастаться каким-то супероружием, которого у нее толком-то и нет, чтобы убедить НАТО, что РФ — сильный противник.

И теперь, потерпев фиаско, Россия пытается показать, что у нее «есть зубы», и с помощью нового «супероружия» она может пугать всех участников мореходства, в частности, в Черном море.

Однако к этому «супероружию» есть множество вопросов.

Перенос очередного этапа испытаний с мая на август мог произойти только по двум причинам: из-за неготовности ракеты или нехватки денежных средств.

Статьи по теме

ракеты циркон миф или реальность. 250121966. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-250121966. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 250121966.

Defence 24: выбран корабль, который первым получит ракеты «Циркон»

Defence 24: с гиперзвуковой ракетой «Циркон» возникли проблемы?

Японцы: с новой ракетой «Циркон» России не страшны никакие враги (NHK)

Stern: «Циркон» быстрее и смертоноснее, чем думали на Западе

Плюс, не стоит забывать, что эту ракету собирает конструкторское бюро в своих лабораториях, то есть фактически она собирается не конвейерным, а кустарным способом. Массовое производство будет налаживаться на одном из профильных заводов позже. А сколько они выкатят ракет сейчас для испытания — неясно.

Тем не менее, ракеты «Циркон» вполне могут применены против ВМС Украины и против Украины как государства. Пугая НАТО политическими заявлениями и яркими мультфильмами, Россия нацеливает ракеты против Украины. США в перечне врагов в военной доктрине России стоят на первом месте из уважения, но они — гипотетический противник, тогда как Украина, которую определили на второе место — реальный противник.

Вообще, если собрать все выдержки из обращений Путина к Федеральному собранию за последние шесть лет, получится сериал «»Циркон» и Россия», ведь не знаю, как ракета, а мультфильмы каждый год совершенствовались.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

«Циркон»: что происходит с программой и что о ней думают на Западе

Всё тайное…

До недавнего времени про загадочную гиперзвуковую ракету «Циркон» можно было слышать разве что в СМИ. Однако постепенно становилось понятно, что речь скорее всего идет о реальном изделии. Напомним, еще в 2019 году эксперты обратили внимание на транспортно-пусковые контейнеры, установленные на борту фрегата «Адмирал Горшков», которые якобы имели отношение к «Циркону».

А недавно Минобороны заявило, что шестого октября этого года из акватории Белого моря «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» впервые выполнил стрельбу изделием данного типа. Ракету показали на видео, хотя и без сколь-нибудь различимых деталей.

Она поразила цель, которая находилась на расстоянии 450 километров. При этом скорость полета составила более 8 Махов. Эти данные в целом подтверждают ранее объявленные неофициальные характеристики изделия, которое призвано изменить расклад сил на море. Напомним, некоторые источники указывали дальность полета ракеты в 400-600 (однако, по некоторым данным, она может достигать и 1000) километров. А в 2017 году источник в ОПК заявил, что в рамках ранних испытаний ракета смогла достичь восьми скоростей звука.

Девятого октября появились новые данные про планируемые испытания изделия. Об этом сообщили ТАСС два источника в оборонно-промышленном комплексе. «В рамках продолжающихся летных испытаний гиперзвуковой ракеты «Циркон» с фрегата «Адмирал Горшков» до конца этого года будет выполнено еще три стрельбы. Ближайший запуск состоится в конце октября — начале ноября», — заявил агентству собеседник. «Все три пуска пройдут с реальным поражением морских или наземных мишеней, в частности, имитирующих авианосцы или стратегические объекты условного противника», — отметил другой источник.

Многие страны имеют корабли, которые можно условно (или не условно) назвать авианосцами, включая универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. Однако, нужно полагать, в данном случае речь идет не о них. Скорее всего, имеются в виду американские «суперавианосцы»: «Нимиц» или новейший «Джеральд Р. Форд».

Оружие, меняющее правила игры

Впрочем, здесь возникает трудность концептуального характера. Если против условно равного противника такая ракета может стать залогом победы, то в случае с авианосными ударными группами ее нельзя рассматривать как нечто, дающее решающее преимущество.

ракеты циркон миф или реальность. . ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка .

Палубная авиация — это не только длинная рука военно-морских сил, но еще и гибкость, которую не может дать что-либо другое. Истребитель-бомбардировщик может нести широкий спектр авиационных средств поражения и появляться там, где его меньше всего ждали. Последнее американцам в полной мере удастся реализовать после полноценного введения в строй палубного F-35C со всеми предполагаемыми функциями. Первоначально речь может идти о размещении LRASM на внешних подвесках с потерей малозаметности. Однако в будущем теоретически возможно размещение ракет на внутренних держателях.

ракеты циркон миф или реальность. 1602340761 f 35 poterya skrytnosti 1. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1602340761 f 35 poterya skrytnosti 1. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1602340761 f 35 poterya skrytnosti 1.

Можно долго дискутировать о необходимости для России иметь что-то, хотя бы отдаленно похожее на американские авианосцы. Однако стоит признать, что сейчас возможности строить такие корабли просто нет. Ни финансовой, ни, по всей вероятности, чисто технической. Подобный опыт был у СССР с его недостроенным «Ульяновском» — условным аналогом «Нимица», однако это было тогда. Сейчас ситуация иная.

В этой связи Россия со своим «Цирконом» пошла единственным доступным для нее путем, решив, по всей вероятности, вооружить им все новые относительно крупные надводные корабли и современные многоцелевые подводные лодки. Известно, что в 2021 году должны провести испытательные стрельбы «Цирконом» с борта многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885 «Северодвинск». Испытания будут в себя включать надводное и подводное положение АПЛ.

В марте источник в ОПК сообщил, что эту субмарину предпочли более новой подлодке «Казань» проекта 885М, поскольку ее испытания затянулись. В качестве возможного носителя рассматривают и «убийцу авианосцев» — атомную субмарину проекта 949А «Антей», а также перспективную «Хаски», которая может стать первой в мире подводной лодкой пятого поколения.

Что касается надводных кораблей, то теоретически «Циркон» можно будет запускать с любого, имеющего универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК). А это (помимо фрегатов проекта 22350, к которому принадлежит упомянутый выше «Адмирал Горшков») фрегаты проекта 11356, корветы проекта 20385, ракетные корабли проекта 11661, малые ракетные корабли проекта 21631 и малые ракетные корабли проекта 22800.

Опять же нужно понимать, что широкое применение «Циркона» в российском ВМФ (если допустить, что оно будет) не сделает флот РФ сильнейшим в мире и не поставит его на один уровень с флотами, имеющими полноценные авианосцы. Однако, повторимся, это единственное разумное решение в сложившихся обстоятельствах.

Реакция Запада

Западные эксперты внимательно отслеживают испытания «Циркона». Некоторые из них, в частности, небезызвестное Popular Mechanics, даже использует пугающие заголовки. При этом американские специалисты не считают «Циркон» неуязвимым. По их словам, ВМС США исследуют возможность использования корабельной ракеты SM-6 для перехвата гиперзвуковой ракеты.

ракеты циркон миф или реальность. 1602340865 us navy 100723 n 5528g 014 an evolved sea sparrow missile is launched from the aircraft carrier uss carl vinson cvn 70. ракеты циркон миф или реальность фото. ракеты циркон миф или реальность-1602340865 us navy 100723 n 5528g 014 an evolved sea sparrow missile is launched from the aircraft carrier uss carl vinson cvn 70. картинка ракеты циркон миф или реальность. картинка 1602340865 us navy 100723 n 5528g 014 an evolved sea sparrow missile is launched from the aircraft carrier uss carl vinson cvn 70.

Издание отмечает, что военно-морские силы могут обнаруживать «Цирконы» на больших расстояниях с помощью новой системы управления огнем и противодействия воздушным атакам (NIFC-CA). Она позволяет самолету дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye или даже истребителю F-35 обнаруживать такие цели задолго до того, как радиолокационные станции кораблей выявят угрозу. По крайней мере, в теории.

В целом на Западе не склонны ни переоценивать, ни недооценивать «Циркон» и считают его, очевидно, более прорывной российской разработкой, чем другие новинки оборонно-промышленного комплекса.

Источник

Новое в блогах

Главный миф Кремля про чудо-оружие

Состоявшиеся испытания гиперзвуковой противокорабельной КР 3М22 «Циркон» не стали для российской и мировой общественности большой неожиданностью. Про эту новейшую гиперзвуковую ракету говорили уже давно. Поэтому не будем дешево покупаться на заявления типа «достигнута скорость 8М, ракета успешно поразила цель». А присмотримся к этому оружию более внимательно. Оно того стоит.

История создания противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Ракетный противокорабельный комплекс четвертого поколения «Оникс» начал проектироваться еще в 1970-х г.г. на НПО «Машиностроения». Задумывался, как универсальный по носителям, одинаково пригодный для подводных лодок и для надводных кораблей.

Отличительными особенностями комплекса должны были стать:

полная автономность боевого применения по принципу «выстрелил-забыл»;

высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета с набором «низких» и «высоких-низких» траекторий полета ракеты;

загоризонтная дальность стрельбы;

применение элементов технологий снижения радиолокационной заметности;

По сравнению с более ранними крылатыми противокорабельными ракетами «Оникс» П-800, даже вместе с транспортно-пусковым контейнером (ТПК или стаканом) очень компактен, что позволяет разместить на одной и той же пусковой установке в два раза больше ракет.

ТПК ракеты «Оникс» герметичен, в нем она покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится в арсенале и выдается на корабль-носитель. Это упрощает эксплуатацию и не требует создания микроклимата в местах хранения и на носителях. Техническое состояние ракеты и её систем контролируется через специальный борт-разъем и также не требует извлечения ракеты из контейнера. Схема запуска не требует специальных мер по отводу газов реактивной струи.

Конструкция противокорабельной ракеты «Оникс» (ЗМ55)

Силовая установка ракеты представляет собой маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. Двигатель ракеты, разработанный в НПВО «Пламя», рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 000 м. Тяга двигателя 4000 кгс, сухая масса камеры сгорания 200 кг. Масса стартово-разгонной ступени 500 кг.

После пуска и выхода ракеты из контейнера, включается твердотопливный разгонный блок, размещенный в камере сгорания маршевого двигателя по принципу «матрешки». За несколько секунд ракета разгоняется до скорости 2 М, затем «стартовик» выключается и набегающим потоком воздуха выбрасывается из маршевого двигателя. Ракета продолжает полет на скорости 2,6 М (750 м/сек или 45 км/мин или 2700 км/час), но у земли скорость ракеты снижается до 2 М.

После захвата цели ракета выключает головку самонаведения и снижается до предельно малых высот порядка 5-10 метров (т.е. под нижней границей зоны ПВО). На коротком заключительном участке полета (после выхода ПКР из-за радиогоризонта) РЛС ракеты включается повторно, но сверхзвуковая скорость полета крайне затрудняет поражение ракеты средствами ПВО корабля и постановку радиолокационных помех.

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК)

Стартово-разгонная ступень твердотопливная

Масса СРС, кг – ок. 500

Дальность пуска, км

на маршевом участке – 14 000

Система управления с инерциальной системой навигации и радиолокационной ГСН

Необычная конструкция «Оникса» является следствием его высокой маршевой сверхзвуковой скорости. Ракета практически целиком состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), вокруг и внутри которого размещены остальные системы.

За счет своих энергетических возможностей, недоступных ни одной другой противокорабельной КР, 3М55 «Оникс» способен на больших высотах развивать скорость в 2,6 раз превышающую скорость звука.

Это довольно крупная и дальнобойная ракета резко выделяется на фоне остальных противокорабельных крылатых ракет XXI века. Способна поражать морские цели на расстоянии свыше 500 км. По значению стартовой массы «Оникс» в пять-шесть раз тяжелее типичной противокорабельной КР западного образца. И почти вдвое превосходит по массе крылатые ракеты большой дальности «Томагавк».

Стоит обратить внимание, что вертикальные ячейки УКСК превосходят по длине ячейки американской УВП MK.41. Разница значительна, она составляет от 1,8 до 4 метров, в зависимости от модификации Марк-41. Имеются различия и в поперечных размерах. Ни один корабль ВМФ стран НАТО пока что не способен запустить 9-метровую сверхзвуковую крылатую ракету.

Габариты отечественной УКСК напрямую связаны с наличием в боекомплекте очень длинной КР с диаметром корпуса 670 мм. Другие варианты загрузки ракетами семейства «Калибр» не требуют ПУ большого размера. «Калибры» могут запускаться даже через стандартный 533-мм торпедный аппарат.

Сверхзвуковая КР предъявляет массу жестких требований для конструкции ракеты и для её носителей.

В мире появилась еще ракета с таким же алгоритмом стартовых операций. Это «Циркон». На представленных кадрах с испытаний ЗМ22 «Циркон» заметна головная часть, весьма похожая по форме на аналогичную у ракеты «Оникс». Обратите внимание на момент выхода ракеты «Циркон» из УВП. Далее, наблюдая за процессом пуска, отчетливо видно срабатывание двигателей ориентации в головной части «Циркона» с последующим отделением крышки воздухозаборника. На основании этих наблюдений можно сделать вывод, что в конструкции 8-маховой КР 3М22 «Циркон» используются решения аналогичные 2,6-маховой КР 3М55 «Оникс».

Применение сбрасываемой крышки на «Цирконе» указывает на наличие воздухозаборника в головной части ракеты. Другой причины прикрывать головную часть во время старта нет. Следовательно, воздушный канал проходит сквозь фюзеляж КР к установленному в хвостовой части ракеты двигателю.

По своему облику и компоновке гиперзвуковой «Циркон» гораздо более соответствует сверхзвуковому «Ониксу». И совсем не похож на аппарат с клиновидным ассиметричным корпусом и узким коробчатым воздухозаборником под фюзеляжем. Который на протяжении нескольких лет выдавался за «предполагаемый облик гиперзвуковой ПКР». На самом деле это было изображение американского экспериментального гиперзвукового летательного аппарата – Х-51 «Вэйврайдер». Предполагаемые его ТТХ: дальность полета 400-1000 км, вес БЧ – 300-400 кг., скорость полета – 8М.

И вот следующие очевидные факты:
1. Облик и компоновка «Циркона» оказались подобны существующей КР «Оникс». Зафиксирован факт использования одинаковых технических решений (головная крышка с двигателями ориентации и компоновка с осесимметричным расположением воздухозаборника).

2. Значения массы и габаритов «Циркона» не могут (в разы) отличаться от параметров «Оникса», ввиду ограничений, наложенных размерами универсальной пусковой установки 3С14.

3. «Циркон» обладает в 3 раза большей скоростью (8 М вместо 2,6 М).

На основе реальных примеров мы знаем, что увеличение скорости до 2,6 скоростей звука повлекло за собой радикальные изменения в конструкции «Оникса» по сравнению с дозвуковым «Калибром». Так сверхзвуковой ракете потребовалось в пять раз большее значение удельной тяги.

Если это только 2,6 скорости звука, то насколько более мощный двигатель потребовался «Циркону» для достижения скорости в 8 Махов?

И какие изменения должны были произойти в облике, компоновке и размерах такой ракеты? По сравнению с гораздо медленной сверхзвуковой П-800?

Главный вопрос: насколько отличается российская гиперзвуковая крылатая ракета ЗМ22 «Циркон» от советской сверхзвуковой крылатой ракеты 3М55 «Оникс»?

История «Циркона» начиналась с заявлений о достижении скорости в пять-шесть Махов. Зимой 2019 года стали поступать заявления о достижении 9М. Сейчас решили остановиться на 8М. Интересно, все российские официальные лица, называющие в произвольном порядке такие числа Маха, понимают ли они, что эти цифры означают очень разные летательные аппараты?

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для скорости 8М не может работать в другом режиме – например, на скорости 6М. В его камере тогда не успеет сгореть топливно-воздушная смесь. В обратном случае, 6-маховый двигатель просто захлебнется набегающим воздухом на восьми скоростях звука.

Пример: американская программа Х-43 по созданию гиперзвуковых аппаратов с ГПВРД предусматривала строительство трех различных концептов. Для скоростей полета равных 5М, 7М и 9,5М.

Другой момент связан с разгоном до скорости, на которой становится возможным работа ГПВРД. Как следует из примера с аппаратом Х-43А, его разгон до рабочей скорости в 9М, производился с помощью 19-тонной ракеты-носителя «Пегас».

Более медленный Х-51 «Вэйврайдер» оказался тоже неплох. Его разгонной ступенью до скорости 5М стала баллистическая ракета малой дальности ATACMS.

Остается добавить, что оба аппарата запускались не с поверхности, а из стратосферы. Куда были доставлены бомбардировщиком В-52.

Эксперимент еще раз доказал чрезвычайную энергозатратность полетов с гиперзвуковой скоростью.

Возвращаясь к «Циркону», совершенно неясно, а каким образом подобные энергетические возможности были достигнуты в габаритах «Оникса»?

Более важные вопросы, связанные с теплозащитой ракеты на скорости 8М, в данном случае можно уже и не рассматривать. Но, однако, приступим к этому.

Зависимость температуры обшивки КР от числа Маха

Скорость полета в М / температура нагрева в К

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *