рабство в ветхом завете

Рабство в Библии

диакон Михаил Першин

Письмо чита­теля

Здрав­ствуйте! Есть у меня вопрос, из-за кото­рого мне трудно при­нять Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Почему пра­во­слав­ные назы­вают себя «рабами Божьими»? Как может нор­маль­ный, вме­ня­е­мый чело­век так уни­жаться, счи­тать себя рабом? И как при­ка­жете отно­ситься к Богу, кото­рый нуж­да­ется в рабах? Из исто­рии мы знаем, какие омер­зи­тель­ные формы при­ни­мало раб­ство, сколько тут было жесто­ко­сти, под­ло­сти, скот­ского отно­ше­ния к людям, за кото­рыми никто не при­зна­вал ника­ких прав, ника­кого досто­ин­ства. Я пони­маю, что хри­сти­ан­ство заро­ди­лось в рабо­вла­дель­че­ском обще­стве и зако­но­мерно уна­сле­до­вало всю его атри­бу­тику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совер­шенно другом мире, где раб­ство спра­вед­ливо счи­та­ется омер­зи­тель­ным пере­жит­ком про­шлого. Почему же хри­сти­ане по-преж­нему исполь­зуют это слово? Почему им не стыдно, не про­тивно гово­рить про себя «раб Божий»? Пара­докс. С одной сто­роны, хри­сти­ан­ство – рели­гия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – это любовь». А с другой сто­роны – апо­ло­гия раб­ства. Какая может быть любовь к Богу, если вос­при­ни­мать его как все­власт­ного гос­по­дина, а себя – как уни­жен­ного, бес­прав­ного раба?

И еще. Если бы хри­сти­ан­ская Цер­ковь дей­стви­тельно стро­и­лась на основе любви, она заняла бы непри­ми­ри­мую пози­цию по отно­ше­нию к раб­ству. Не могут люди, утвер­жда­ю­щие, будто любят ближ­них своих, вла­деть рабами. Однако из исто­рии мы знаем, что раб­ство вполне одоб­ря­лось Цер­ко­вью, а когда оно исчезло – то не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна слож­ность. Я знаю неко­то­рых пра­во­слав­ных хри­стиан, это заме­ча­тель­ные люди, кото­рые дей­стви­тельно любят ближ­них. Не будь их, я счел бы все эти хри­сти­ан­ские раз­го­воры о любви лице­ме­рием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это сов­ме­ща­ется – любовь к людям и к своему Богу – и одно­вре­менно жела­ние быть рабами. Мазо­хизм какой-то, не нахо­дите?

Алек­сандр, г. Клин Мос­ков­ской обла­сти.

Раб­ство в Библии

Когда мы про­из­но­сим слово «раб», перед гла­зами встают ужас­ные сцены из совет­ских учеб­ни­ков по исто­рии Древ­него Рима. Да и после совет­ской эпохи поло­же­ние мало изме­ни­лось, ведь мы, евро­пейцы, знаем о раб­стве почти исклю­чи­тельно по раб­ству у римлян. Антич­ные рабы… Абсо­лютно бес­прав­ные, несчаст­ные, «чело­ве­ко­по­доб­ные» суще­ства в оковах, про­ре­за­ю­щих руки и ноги до самых костей… Их морят голо­дом, изби­вают плетьми и застав­ляют рабо­тать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою оче­редь, может в любую минуту сде­лать с ними все что угодно: про­дать, зало­жить, убить…

Это и есть первое заблуж­де­ние отно­си­тельно тер­мина «раб Божий»: раб­ство у евреев рази­тельно отли­ча­лось от раб­ства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое раб­ство назы­вают пат­ри­ар­халь­ным. В самые древ­ние вре­мена рабы были фак­ти­че­ски чле­нами семьи гос­по­дина. Рабом мог назы­ваться также слуга, верный чело­век, слу­жа­щий хозя­ину дома. Напри­мер, у Авра­ама – отца еврей­ского народа – был раб Ели­е­зер, и пока у гос­по­дина не родился сын, этот раб, назван­ный в Библии «домо­чад­цем» (!), счи­тался его глав­ным наслед­ни­ком ( Быт.15:2-3 ). И даже после того, как у Авра­ама родился сын, Ели­е­зер вовсе не стал похож на несчаст­ное суще­ство в оковах. Гос­по­дин отпра­вил его с бога­тыми дарами на поиски неве­сты для сына. И для еврей­ского раб­ства нет ничего уди­ви­тель­ного, что он не сбежал от хозя­ина, при­своив иму­ще­ство, а испол­нил ответ­ствен­ное пору­че­ние как свое соб­ствен­ное дело. О подоб­ном гово­рит и книга Прит­чей Соло­мо­но­вых: «Разум­ный раб гос­под­ствует над бес­пут­ным сыном, и между бра­тьями раз­де­лит наслед­ство» ( Притч.17:2 ). Об образе такого раба гово­рит Хри­стос, Кото­рый про­по­ве­до­вал в кон­крет­ной куль­турно-исто­ри­че­ской обста­новке.

Закон Мои­сеев запре­щал навсе­гда обра­щать своих сопле­мен­ни­ков в раб­ство. Вот как об этом гово­рит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он рабо­тает шесть лет; а в седь­мой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он жена­тый, пусть выйдет с ним и жена его» ( Исх.21:2-3 ).

Нако­нец, слово «раб» широко исполь­зу­ется в Библии как фор­мула веж­ли­во­сти. Обра­ща­ясь к царю или даже просто к кому-либо выше­сто­я­щему, чело­век назы­вал себя его рабом. Именно так име­но­вал себя, напри­мер, Иоав, коман­дир войска царя Давида, будучи фак­ти­че­ски вторым лицом в госу­дар­стве ( 2Цар.18:29 ). А совер­шенно сво­бод­ная жен­щина Руфь (пра­ба­бушка Давида), обра­ща­ясь к своему буду­щему мужу Воозу, назы­вала себя его рабой ( Руф.3:9 ). Более того, Свя­щен­ное Писа­ние име­нует рабом Гос­пода даже Моисея ( Нав.1:1 ), хотя это вели­чай­ший вет­хо­за­вет­ный пророк, о кото­ром в другом месте Библии гово­рится, что «гово­рил Гос­подь с Мои­сеем лицом к лицу, как бы гово­рил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ).

Таким обра­зом, непо­сред­ствен­ные слу­ша­тели Христа пони­мали Его притчи о рабе и гос­по­дине не так, как совре­мен­ные чита­тели. Во-первых, биб­лей­ский раб был членом семьи, а значит, его труд осно­вы­вался вовсе не на при­нуж­де­нии, а на пре­дан­но­сти, вер­но­сти хозя­ину, и слу­ша­те­лям было ясно, что речь идет о чест­ном испол­не­нии своих обя­за­тельств. А во-вторых, для них не было ничего обид­ного в этом слове, потому что оно явля­лось лишь выра­же­нием ува­же­ния к гос­по­дину.

Раб­ство любви

Но даже если тер­ми­но­ло­гия Иисуса и была понятна Его слу­ша­те­лям, зачем ею стали поль­зо­ваться после­ду­ю­щие поко­ле­ния хри­стиан и, что самое непо­нят­ное – совре­мен­ные хри­сти­ане, ведь прошло уже несколько сто­ле­тий как обще­ство отка­за­лось от раб­ства, будь то рим­ская его форма, или более мягкая – иудей­ская? И вот здесь воз­ни­кает второе заблуж­де­ние отно­си­тельно выра­же­ния «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет ника­кого отно­ше­ния к соци­аль­ному инсти­туту раб­ства. Когда чело­век гово­рит о себе: «я раб Божий», он выра­жает свое рели­ги­оз­ное чув­ство.

И если соци­аль­ное раб­ство в какой бы то ни было форме – это всегда несво­бода, то рели­ги­оз­ное чув­ство сво­бодно по опре­де­ле­нию. Ведь чело­век сам волен выби­рать, верить ему в Бога или нет, испол­нять Его запо­веди или отвер­гать. Если я верю во Христа, то ста­нов­люсь членом семьи – Церкви, Главой Кото­рой Он явля­ется. Если я верю в то, что Он – Спа­си­тель, я не могу уже отно­ситься к Нему иначе, как с ува­же­нием и тре­пе­том. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», чело­век все равно оста­ется сво­бо­ден в своем выборе.

Доста­точно вспом­нить, напри­мер, Иуду Иска­ри­от­ского – бли­жай­шего уче­ника Иисуса Христа, кото­рый реа­ли­зо­вал такую сво­боду, предав Своего Учи­теля.

Кто отме­нил раб­ство?

И нако­нец, послед­нее заблуж­де­ние, что якобы Цер­ковь под­дер­жи­вала соци­аль­ное раб­ство, в лучшем случае была пас­сивна, не про­те­стуя против него, а отмена этого неспра­вед­ли­вого обще­ствен­ного инсти­тута про­изо­шла не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмот­рим, кто отме­нил раб­ство и по каким моти­вам? Во-первых, там, где нет хри­сти­ан­ства, не счи­та­ется зазор­ным дер­жать рабов и до сих пор (к при­меру, в Тибете раб­ство было зако­но­да­тельно отме­нено лишь в 1950 году). Во-вторых, Цер­ковь дей­ство­вала не мето­дами Спар­така, кото­рые вели к ужас­ной «кро­ва­вой бане», а иначе, про­по­ве­дуя, что и рабы, и гос­пода – равны перед Гос­по­дом. Именно эта идея, посте­пенно вызре­вая, и при­вела к отмене раб­ства.

Для про­све­щен­ных языч­ни­ков-греков вроде Ари­сто­теля, живших в госу­дар­ствах, где основ­ным было раб­ство «лагер­ного» типа, рабы были просто гово­ря­щими ору­ди­ями, да и все вар­вары – те, кто жил за пре­де­лами ойку­мены – по при­роде явля­лись для них рабами. Нако­нец, вспом­ним недав­нее исто­ри­че­ское про­шлое – Освен­цим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было постав­лено учение о чело­веке-гос­по­дине – о гос­под­ству­ю­щей расе наци­стов и клас­со­вом созна­нии марк­си­стов.

И послед­нее. В Библии есть книга про­рока Исаии, где гря­ду­щий Мессия-Спа­си­тель пред­стает в образе раба Гос­пода: Ты будешь рабом Моим для вос­ста­нов­ле­ния колен Иако­вле­вых и для воз­вра­ще­ния остат­ков Изра­иля; но Я сделаю Тебя светом наро­дов, чтобы спа­се­ние Мое про­стер­лось до концов земли» ( Ис.49:6 ). В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» ( Мк.10:45 ). И апо­стол Павел пишет, что Хри­стос для спа­се­ния людей принял «образ раба» ( Фил.2:7 ). И если Сам Спа­си­тель назы­вал себя слу­жи­те­лем и рабом Божьим, то неужели Его после­до­ва­тели посты­дятся назы­вать себя так?

Источник

О РАБСТВЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Сергей ДЕНИСЮК (Кливленд, Огайо)

Подобные вопросы заданны современным человеком и демонстрируют отсутствие понимания культурно-исторического контекста. Институт рабства имел огромное влияние на социальную структуру, идеологию, закон, социальную психологию, мораль и этику многих народов Древнего Востока. Однако необходимо отметить, что идея раба как эксклюзивного объекта прав и как личности вне социального устройства была чужда законам и понятиям Древнего Востока. Отношения наемного труда, включая и рабство, являлись частью древнего общества, в котором народы завоевывали земли, обживали территории, и вынуждены были решать экономические проблемы при отсутствии социальных программ.

Подобные отношения рассматривались как неотъемлемое и само собой разумеющееся не только свободными жителями того времени, но и самими рабами, которые никогда не требовали отмены этого строя. Поэтому мы можем увидеть, что законы, представленные в Ветхом Завете, описывали существующую социальную среду и должны были регулировать отношения внутри ее.

Ветхий Завет различал два типа рабов. Первый – это еврей, который продал самого себя в счет долга.1 Второй – это иноземец, плененный победителями во время войны.

О РАБАХ-ЕВРЕЯХ

Израильтянин, которому нужны были деньги для оплаты долга, не мог одолжить их в счет своего недвижимого имущества, потому что оно принадлежало Господу.3 Он мог предложить только то, что принадлежало ему: самого себя в качестве рабочей силы.

Еврей мог стать рабом для того, чтобы выплатить долг, или возместить ущерб украденного, или был рожден в рабстве. Еврей-раб должен был работать в течение 6 лет. На свободу он отпускался, если кем-то долг был выплачен за него, или прошло 6 лет в рабстве, или наступил 7-й год, Юбилейный. Если раб был женат до рабства, то его жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился на рабыне во время своего рабства, то его жена и дети оставались имуществом господина. Но это не означало, что человек разлучался со своей семьей навсегда. Если бывший раб хотел остаться со своей семьей, у него было несколько вариантов.

Во-первых, он мог просто ждать окончания их повинности и в это время работать где-нибудь на стороне. Недостаток этого варианта заключался в том, что либо человек должен был жить вдали от своей семьи, либо платить своему бывшему господину за проживание.

Во-вторых, он мог найти работу и заработать денег, чтобы выкупить свою семью, хотя это было, практически, нереально.

В третьих, он мог добровольно остаться рабом на всю жизнь, отождествляя себя с семьей своего хозяина. Об этом он должен был засвидетельствовать официально и публично посредством прокола мочки уха у косяка двери.

Евреям запрещалось покупать израильтян в рабство или продавать их в соседние земли, ибо «…они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской».4 Конечно, позже многие злоупотребляли законами, и уже пророк Амос осуждал богатых евреев за то, что они, отвергнув законы Господни, смотрели на рабов как на предмет торговли: «Так говорит Господь: Израиля … не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий».5

Ограничение рабства шестью годами не распространялось на девушек-израильтянок, проданных в наложницы. Книга Исход6 говорит, что если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее, но ее не разрешалось продавать чужестранцу. Девушка-рабыня получала свободу, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой или если ее господин женился на другой или брал другую наложницу.

Законы, изложенные в книге Второзаконие, скорее всего являются усовершенствованием уже существовавших законов, согласно которым раб не должен быть отпущен на свободу с пустыми руками: «Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь».7

С рабом-евреем полагалось обращаться, как с наемным работником.

Раб назывался «братом». Он имел неотъемлемое право отдыха в субботы и во время праздников. Он участвовал в Пасхальной вечере и был отождествлен с заветным отношением между Богом и народом Израильским. Раб должен был быть отмщен, если умрет в результате действия со стороны господина. В случае увечья раб получал свободу. Если раб сбегал от своего господина, потому что к нему плохо относились, евреи должны были предоставить ему убежище и не выдавать беглеца.8

Не удивительно, что раввины говорили: «Тот, кто приобрел себе еврея-раба, приобрел себе господина».

О РАБАХ-НЕЕВРЕЯХ

Рабы из иных земель отличалась по своему положению. Они не отпускались на седьмой год, могли быть переданы по наследству,9 так как их рабство было пожизненным. Но отношение и к этим рабам должно было быть человечным. Главным принципом в обращении с рабами было напоминание: помни, «что и ты был рабом». Рабы должны были быть обрезаны и могли участвовать в Пасхальной вечере. Обрезанные рабы священников могли принимать в пищу то, что по праву являлось священнической частью,10 то есть они являлись как бы частью семьи, домочадцами.

Нужно также отметить, что рабство не стало в Израиле таким массовым, как в Египте, Ассирии, Вавилоне, и таким жестоким, как в Римской империи. Оно носило более частный характер, более мягкий.

Законы относительно рабства в Ветхом Завете функционировали для упорядочения практики рабовладения, которое служило реальным платежным средством хозяина и решало проблему плененных во время многочисленных войн. Мы не видим в Ветхом Завете, чтобы рабство осуждалось как таковое, но и не видим, что эта практика выросла до уровня работорговли. В любом случае отношения между хозяином и рабом жестко контролировались законами, а пророки часто провозглашали Божий суд над всеми злоупотреблениями, которые обнаруживались.13

1 Лев. 25:39-55;
Вт. 15:12-18
2 Исх. 21:16
3 Лев. 25:23
4 Лев. 25:42-54
5 Амос 2:6
6 Исх. 21:7-11
7 15:12-17
8 Втор. 23:15,16
9 Лев. 25:46
10 Лев 22:11
11 Исх.21:20,21
12 Исх. 21:26,27
13 Иер. 34:8-17

Источник

Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите?

Александр, г. Клин Московской области

Отвечает Роман Маханьков:

рабство в ветхом завете. roman mahankov g e1542892345107. рабство в ветхом завете фото. рабство в ветхом завете-roman mahankov g e1542892345107. картинка рабство в ветхом завете. картинка roman mahankov g e1542892345107.

Рабство в Библии

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

рабство в ветхом завете. rusty chain link iron steel old corrosion marine 605193. рабство в ветхом завете фото. рабство в ветхом завете-rusty chain link iron steel old corrosion marine 605193. картинка рабство в ветхом завете. картинка rusty chain link iron steel old corrosion marine 605193.

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви.

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

рабство в ветхом завете. heart apple rush fruit love eat food apple heart 684492. рабство в ветхом завете фото. рабство в ветхом завете-heart apple rush fruit love eat food apple heart 684492. картинка рабство в ветхом завете. картинка heart apple rush fruit love eat food apple heart 684492.

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе. Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Кто отменил рабство?

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Источник

Новое в блогах

Рабство в Библии

И вот законы, которые ты объявишь им… (Исх. 21, 1)

Словом «законы» передано древнееврейское ‹мишпати́м›, буквально — «суды», от глагола — «судить».

Следовательно, речь идет о судебных постановлениях, которые должны быть вынесены в самых разнообразных ситуациях, связанных

И первый же «суд», или «закон», гласит:
…Если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром… (Исх. 21, 2)

Не случайно постановления начинаются с предписаний об участи раба.

Положением самых обездоленных и зависимых людей, несчастных и угнетенных Закон занимается в первую очередь.

Воистину благоденствие общества, его нравственное, да и материальное
состояние оцениваются по положе- нию самых бедных и слабых его членов.

Приступая к исследованию участи раба согласно Закону Божию, мы прежде всего должны выяснить значение самого слова «раб» в древнееврейском языке.

Слово ‹э́вед›, вообще говоря, означает просто «работник»
(от глагола ‹ава́д› — «работать»),
а не «раб» в смысле абсолютной зависимости от хозяина-рабовладельца, хотя на всем протяжении Синодального текста это слово переводится как «раб».

Дело в том, что уже в Септуагинте «эвед» передается греческим δουλος ‹дуло́с› — «раб»
(согласно мнению ряда лингвистов-этимологов, от глагола δεω ‹дэ́о› — «связы- вать», «заключать в оковы»).

Данное греческое слово вне сомнения означает лицо совершенно бесправное, которое целиком находится во власти своего господина.

И, таким образом, те представления, которые в сознании грекоязычных членов рабовладельческих обществ III в. до н. э. (времени создания Септуагинты) связывались с понятием «дулос», были автоматически перенесены на еврейское «эвед».

В действительности же «эвед» оставался в достаточной мере свободной личностью, и Израиль в той мере, в какой он следовал Закону Божьему, НЕ знал рабовладения в его классической форме, несмотря на то, что окружающие государства, даже близкие ему по происхождению, языку и культуре — Вавилон, Ассирия и другие, не говоря уже о Египте,— представляли собой именно страны классического рабовладения.

Итак, «эвед» означает «работник», точнее податной работник.

В каких же ситуациях возникала ситуация его «купли», описанная в Исх. 21, 2?

Ответ находим в нескольких местах Пятикнижия.

Например, в Книге Второзакония говорится:
Если продастся тебе брат твой… то шесть лет должен он быть рабом тебе…
(Втор. 15, 12)

В другом месте Писание упоминает о продаже человеком «в рабство», а вернее в работники, своих детей в счет уплаты долгов или в случае крайнего обнищания:
Если кто продаст дочь свою в рабыни… (Исх. 21, 7)

Наконец, упоминается и насильственная «продажа в рабство» вора, которому нечем заплатить владельцу похищенного:
Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им… (Исх. 22, 3)

Существовали и некоторые иные способы приобретения рабов (будем все же, во избежание неоднозначности, употреблять именно это слово).

Например, рабами могли стать враги, захваченные в плен (Втор. 21, 10–14).

Однако данный случай не относится к постановлению о покупке рабов- евреев.

Итак, еврей мог стать рабом (иначе говоря, работником особого рода) или «продать в рабство» своих детей только для того, чтобы расплатиться своим или их трудом с заимодавцем.

Следует остановиться также на значении выражения «раб-еврей», которое на первый взгляд может представиться чисто этнической характеристикой раба.

Однако это не вполне так.

Известно, что евреями назывались не только израильтяне, но и все потомки патриарха Евера (Быт. 10, 21–31).

Важно то, что «евреем», независимо от своего этнического происхождения, признавался в библейские времена также всякий человек, уверовавший в единого истинного Бога Авраамова и вошедший в завет с Ним, т. е. не только «рожденный в доме Авраама», но и «купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника» (Быт. 17, 12–13).

И Закон Божий неоднократно провозглашает, что как туземцы-израильтяне, так и пришельцы, т. е. уверовавшие в Господа выходцы из других народов, обладают во всем совершенно равными правами:
Один Закон да будет и для природного жителя, и для пришельца, по- селившегося между вами. (Исх. 12, 49)
А также: Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца… (Лев. 24, 22)

В первом из приведенных стихов говорится, что для природного жителя и пришельца должен быть один Закон (תורה ‹Тора́› — «Учение», или «указание», «предписание»),
а во втором — что для них должен быть и один суд (משפט ‹мишпа́т›), т. е. к ним должны применяться одни и те же судебные постановления.

В первом случае сначала упоминается туземец, а во втором — пришелец, что еще более подчеркивает полное их равенство.

Следовательно, всякий пришелец, вошедший в завет Бога Авраамова, считался евреем и точно так же, как и природный израильтянин, подлежал освобождению от рабства на седьмой год.

Теперь посмотрим, как же Закон предписывает обращаться с рабом в течение его шестилетней зависимости от хозяина:
Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, чтоб он жил с тобою;
Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего, чтоб жил брат твой с тобою;
Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для прибыли.
Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом.
Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
Он должен быть у тебя, как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,
А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих,
Потому что они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов;
Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего. (Лев. 25, 35–43)

Если же это прискорбное событие все же окажется неизбежным, то по отношению к продавшемуся в рабство следует проявлять милосердную заботу:
«не налагать на него работы рабской»
(см. также Лев. 25, 40 — запрет «господствовать над ним с жестокостью»);

обращаться с ним, как с «наемником и поселенцем», иначе говоря, как со свободным работником (Лев. 25, 40).

Наконец, в юбилейный год его ожидает полное восстановление в правах на земле, принадлежавшей его предкам, на чем мы еще остановимся подробней.

Рассмотрев предписанные Законом условия обращения с рабом в течение шести лет его зависимости, перейдем теперь к выяснению вопроса:

как исчисляются указанные «шесть лет»?
Это вопрос не праздный.

Субботний год именуется также и «годом отпущения»:
По прошествии семи лет, в год отпущения… (Втор. 31, 10)

А называется он так потому, что в этот год предписано «отпускать», т. е. прощать, все долги своим должникам:
В седьмой год делай прощение.
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа… (Втор. 15, 1–2)

Поскольку же, как мы видим, с наступлением седьмого года заимодавец обязан простить долги всем своим должникам, в тот же год должно «автоматически» происходить и освобождение рабов, которые оказались в рабстве именно вследствие неуплаты долгов!

К этому времени все долги прощаются, и у господина нет никаких оснований удерживать таких людей в зависимости от себя.
В тексте Исх. 21, 2 слова «шесть лет» и «седьмой год» являются не буквальным обозначением сроков рабства и освобождения, а терминами, подразумевающими противопоставление шести «рабочих лет» и седьмого, «субботнего», в каждом традиционном семилетнем цикле (Лев. 25, 3–4).

И выходит, что человек, продавшийся (или проданный) в «рабство», скажем, в конце пятого года субботнего цикла, должен был проработать всего лишь один год! А это уточнение весьма существенно меняет всю картину «рабовладения», изображаемую Законом Божьим.
В седьмой, т. е. субботний, год раб выходит на волю даром (др.-евр ‹хина́м› — «бесплатно», «просто так») и не остается должен ничего своему хозяину.

Однако возникает вопрос:
а как освобожденному бывшему рабу жить дальше, откуда добыть ему средства к существованию?

Об этом Закон Божий проявляет детальную заботу:
Если продастся тебе брат твой, еврей, или евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:
Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие. Втор. 15,

Итак, хозяин должен снабдить бывшего работника «от стад, от гумна и от точила» да в придачу дать ему и часть того, «чем благословил Бог» самого хозяина.

Иначе говоря, он обязан обеспечить освободившегося от повинности работника всем необходимым, чтобы тот сам стал полноправным земледельцем и скотоводом, полезным членом общества!

Предписание обязывает создать ему все условия для самостоятельного занятия животноводством, хлебопашеством и виноградарством,
т. е. безвозмездно (!) передать ему все, потребное для этих работ,
включая рабочий скот, семена, орудия труда и участок земли
(который предоставлялся ему до юбилейного года, т. е. до времени, когда бывший раб вновь вступал во владение уделом своих предков — Лев. 25, 10–23)…

Такое отношение к рабам — по- истине нечто невиданное не только в древнем мире, но и на протяжении всей истории вплоть до наших дней!

На примере подобных установлений мы ясно видим, что Закон Божий, данный через Моисея, не только не «устарел» и не «обветшал», но жизнь по нему и в наши дни является все еще недостигнутым идеалом разумного и гуманного устройства общества…

Продолжение следует

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *