рабство в монастырях рпц
Только настоящий раб может быть православным.
Служитель православного культа, Алексей Чаплин выступил в защиту рабского духа. По его мнению именно в рабской душе заключен секрет русского национального характера и православной веры.
Подробная статья на эту тему была выложена на православном сайте. В этой статье так много духовности, что не представляется возможным пересказать своими словами. Мы просто опубликуем текст с небольшими сокращениями.
«Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России – это то, что мы разучились быть рабами.
Христианство – это религия сознательного и добровольного рабства. Рабская психология – это не какой-то скрытый подтекст, а норма мироощущения для православного христианина. Всё современное общество поклоняется идолу социальных прав и свобод. И только Православная Церковь упорно утверждает, что человек – это бесправный раб Божий. Поэтому так неуютно себя чувствует современный «свободомыслящий» человек в православном храме, где всё проникнуто архаикой рабства.
Что стоит за понятием «рабство Божие», нам раскрывает Евангелие. Раб ничего не имеет своего. Он живет только милостью своего Господина, Который, «посчитавшись» с ним, находит его либо добрым рабом, исполняющим Его повеления и достойным еще большей милости от своего Владыки, либо лукавым и ленивым, достойным строгого взыскания. Рабство Божие лишает христиан даже привязанности к самым близким – мужу, жене, родителям, детям. Они не наши – они тоже рабы нашего Господа. И наш Хозяин требует быть привязанным только к Нему и быть готовым в любой момент без сожаления разлучиться не только с самыми дорогими людьми, но и с самой жизнью, которая принадлежит, не рабу, а всецело Богу.
И здесь не могут помочь модернистские горделивые утверждения: «раб Божий – значит ничей раб». Потому что в христианской Традиции раб Божий – значит раб Царя, раб Государства (от слова Государь), раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского.
Первоверховный апостол Петр так наставляет христиан «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро… как рабы Божии» и далее по тексту: «Рабы, со всяким страхом повинуйтесь владыкам, не только благим и кротким, но и строптивым. Ибо то угодно Богу» (1 Пет. 2, 13-21).
Ему вторит святой апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И угрожает, что всякий «противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13, 1-2). В другом месте апостол Павел дает следующее наставление: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом… как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Еф. 6,5-6). Наш Господь повелел всякому христианину в земной жизни стремиться преуспевать именно в рабстве.
Итак, наши критики правы – мы очень удобная религия для государства. Ибо только православные рабы способны на великий подвиг самопожертвования во время войны и мира. Даже СССР смог восстановиться в пределах Российской империи, только благодаря потенциалу рабской психологии, еще по инерции сохранявшейся от Православия.
Именно в рабском служении русского народа Богу, Его Церкви, Его помазанникам, царям и архиереям, кроется тайна величия исторической России. Но где найдешь сегодня даже лукавых рабов? В нас настолько вдолбили, что рабы не мы и мы не рабы, что самая суть христианства для нас стала чуждой.
Не так относились к государству рабы Божии. Для них государство – это то, что принадлежит Государю, Царю. Царская власть от Бога и царь, как Божий помазанник, является источником благосостояния державы. Раб не живет платой за свою службу и работу, он живет милостью со стороны Государя и надеждой на Царство Небесное. Его обязанность перед Богом – отдать свою жизнь за Веру, Царя и Отечество, будь то на войне или в мирное время.
Если евангельский Царь считается со своими рабами, как со своими должниками, то мы предъявляем счета властям, как бесконечно нам обязанным своей властью.
Выбор товара – вот наша свобода. А демократия для нас – это рынок, где мы выбираем власть, как товар в магазине. Теперь зададимся вопросом: а выберет ли наш народ демократическим путем Господа нашего Иисуса Христа, который призывает каждого к несению своего креста, к скорбям и даже смерти за Него?
Рабы не выбирают. Рабы Господина принимают.
Святитель Николай Сербский говорил, что хороший Царь не тот, который должен народу, а которому должен народ. Не Царь был обязан народу, а народ, как раб, чувствовал себя обязанным Царю, который для него был Образом Царя Небесного (свят. Димитрий Ростовский). В православной России благосостояние измерялось не потребительским раем для обывателя, а государственной мощью царства и святостью Церкви. Чем сильнее царское войско, чем больше храмов и монастырей в стране, тем благополучнее считается царствование монарха, и тем ближе к Небу на земле ощущают себя верноподданные рабы Божии. Раб Божий не ищет наград земных, он ищет благ небесных. Путь земной для христианина-раба – это путь Креста и скорбей.
О, сколько раз можно было слышать от братьев-сослужителей ропот на священноначалие за «налоги» и «поборы». Это тоже показатель отсутствия Божьего рабствования. Ведь архиерей хозяин прихода, а не священник и прихожане. Бог преподает нам свое благословение через архиереев. Священнодействия действительны благодаря правящему епископу, а не личному благочестию священника. Это мы питаемся от милостей Владыки, а не Владыка от наших налогов. Мы обязаны отдавать ему все, и с благодарностью довольствоваться тем, что он нам даст от своей милости. Когда архиерей посещает приход, мы должны «поспешить» отдать последнее, чтобы достойно встретить в лице епископа самого Спасителя.
Если для нас, православных, священноначалие есть образ Божий, если мы в его власти чтим власть Самого Христа, то как мы можем требовать отчета от архиерея, которого именуем Владыкой из-за власти «вязать и решить» нашу посмертную участь? Видеть в священноначалии источник бед для Церкви – значит упрекать Святаго Духа, что Он поставляет нам недостойных епископов.
Рабское сознание дает возможность нам правильно относиться и к часам Патриарха, и к дорогим иномаркам священноначалия. Для раба престиж Господина – это его личный престиж. Для христианина должно быть унизительным, что у архиерея машина хуже, чем у светских правителей. Лучше ходить самому пешком, чем видеть Предстоятеля Церкви ездящим на трамвае (как, например, ныне почивший Патриарх Сербский Павел). О горе Сербии! О унижение для всего Православия, когда князь Церкви страны, именующей себя православной, пользуется общественным транспортом.
Таким должно быть наше отношение к властям, если мы христиане; так мы должны мыслить, ибо так вели себя и мыслили истинные рабы Божии святые угодники, на которых мы призваны равняться. Именно в оскудении рабства Божия причина упадка нашей личной веры и религиозности нашего народа. Отсюда так много разочарований и безответных молитв. Отсюда так мало чудес …
Каким властям мы должны быть покорны, а каким нет, определяет Бог. А Его волю может ведать только тот, кто совершенно не имеет своей воли, тот, кто стал истинным рабом Бога. Почему, например, с гитлеровскими властями, открывающими храмы, следовало бороться, а атеистическую советскую власть защищать на фронтах ценой своей жизни? Ответ может быть только в извещении Божием, который могут ощутить лишь рабы Бога.
Кого нынче не хватает в Церкви? Тех, кто готов слушаться. Послушание – это добродетель рабов. На деле же часто оказывается, что мы защищаем лишь свое высокоумие, прикрытое святыми Отцами, как сектанты прикрываются Библией.
Для того чтобы постичь истину, мы должны перестать «включать мозги» и начать на деле себя мнить ничем и звать никем. Одним словом, мы должны взращивать в себе раба.
Путь к рабству Божьему лежит через рабствование человеку: детей – родителям, жены – мужу, христианина – священноначалию, гражданина – государству со всеми чиновниками и силовиками, включая Президента. Перефразируя слова апостола о любви, можно сказать так: «Как ты дерзаешь себя называть рабом Бога, когда не научился быть рабом у человека?»
Только воспитав в себе рабскую психологию, мы не только сможем возродить ту Россию, которую не сберегли, но и войти в Царство Небесное».
Новое в блогах
Знают ли христиане РПЦ как христианство делало наших предков РАБАМИ?
Знают ли христиане РПЦ как христианство делало наших предков РАБАМИ?
Сегодняшние христиане напоминают слабоумных и слабопамятных дурачков, которые млеют от христианской нерусской веры. При этом они совершенное не знают, что на протяжении 1000 лет, начиная с 11 века, христианские монастыри были самыми крупными рабовладельцами в России. Эти умилённые христиане даже не подозревают, что когда в России в 1861 году происходила реформа по освобождению крепостных крестьян из рабства в России было около 1 миллиона (без семей этих рабов) крепостных. Что примерно составляло 70 миллионов населения России. И, что, 10 часть этих рабов – были рабами при христианских монастырях. (Подробнее об этом в предыдущей статье )
( Эту статью в более читаемом виде Вы можете прочитать на сайте «Макспарк» в блоге Жжукова Ивана. Там же ВЫ можете прочитать удалённые неконстутиционной цензурой сайта Проза.ру статьи о Пусси Райт и удалённые на сайте ПРОЗА.ру статьи «Православное христианство – секта гностического ведического христианства?» в 6 частях. На сайте МАкспарк прохристианской цензуры НЕТ!)
Судя по статье Володарского, часто в рабство попадали крестьяне, мещане и рабочие, разоренные античеловеческой экономической политикой князей, царей и помещиков.
Редкий разумный человек может осознать, как хитро расставляется душевная ловушка для ДУШ русских людей, усыпляя их и отучая критически думать.
Пусси было разбудили засыпающий разум христиан, попытавши сказать правду о попах и госвластях и их сладостном симбиозе. НО внимание верующих умело переключили на личность, личную жизнь женщин из Пусси. Это умелый чародейский приём – переключать струи мышления человека с более сложных на более простые и плотские. Сработала ловушка. Плюс управляемые госвластью судьи вынесли уголовное наказание – признав высказывание правды в России – как хулиганство. И чтоб другим неповадно было:
Будешь говорить правду в России– посадят за хулиганство в тюрьму года на два, а то и поболее.
Это сегодня в России демократией называется.
Сегодня государственная власть ратует за введение в России христианства, практически на уровне государственной идеологии. Госвласть (констутиционность которой под сомнением см. ст-ю
Также, несколько лет назад Россия выкупила за бешеные деньги ( цена засекречена) землю в центре Парижа возле Эйфелевой башни (по данным интернета) для постройки кафедрального собора РПЦ… Нужен ли нам-россиянам кафедральный христианский собор в Париже? У нас ещё в российских городах люди по колено в грязи ходят – спросил ли кто этих людей про собор в Париже или про многочисленные церковные постройки в России?
Теперь госдума, в лице депутата МИзулиной и других «радетелей за христианскую Россию» решила закрепить духовное рабство русского народа дряхлой рабской религией официально: « Мизулина предложила включить православие в Конституцию
Причиной депутатской инициативы послужило …»обращение участников конференции «Триумф и крушение империи: уроки истории», приуроченной к 400-летию династии Романовых и прошедшей 10 ноября. На ней выступали министр культуры Владимир Мединский, президент Российского фонда культуры Никита Михалков и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).» Как видим те же лица и те же попы имитируют волю народа. Но обоснование подвели таково:
«Так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль православия. Конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской империи в 1917 г. с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет», — говорится в тексте обращения.
(24 ноября 2013, 21:42, Наше время)»
Вот такая кривая логика у прохристианских депутатов – сами себе врут и сами себя уговаривают :
Каким духовным кризисом страдала Россия, когда у уголовном кодексе царя Николая 2, ныне ставшего святым, было 14 статей, по которым гражданина России можно было отправить на каторгу, если приходской поп придумает какой–либо нелепый оговор этого человека. О чем, кстати, современные умилённые христиане и не догадываются. А закон о защите чувств верующих уже действует. И любой поп может в любой момент почувствовать, что его чувства оскорблены ( а прохристианские СМИ раздуют вопли о хулиганстве, как с Пусси) и пожалуйте граждане на нары. И ничего, что при этом ТРИЖДЫ будет попрана Конституция и светскость и демократия в России. Это суд решил, а судам РФ, конституция России не указ, как показывают мои обращения в Орловские и суды и в Конституционный Суд РФ.
Как мы видим, ссылки современных заядлых христиан на кризис духовный 1917 года – «выковыренный из носа» (как говорит наш старый новый президент) миф.
Миф для забалтывания народа. Кто хочет на самом деле разобраться в падении христианства, то почитайте книгу Андрея Купцова «Миф о гонениях на церковь в СССР», где приводятся факты и документы о том, что к 1917 году русский народ ненавидел христианство, и за те 14 каторжные статьи, за рабскую направленность религии на протяжении 1000-летия, за то, что попы начиная с 9 января 1905 года расстреливали мирные шествия народа из пулемётов с колоколен. Советская власть издала декрет о независимости религии от государства и перевела христианскую религию на хозрасчёт, на самоокупаемость, убрав всякое принуждение человека к религии. Народ не стал ходить в церковь, попы оголодали и сами разбежались из церквей. Также там можно прочитать, как попы официально предали анафеме капитализм в первые годы советской власти, как попы признали и восхваливали социализм…
Теперь попы снова переметнулись в поддержку капитализма и предали анафеме советский строй. Наверное, как раз такую политическую «гибкость» В.И.Ленин назвал политической проституцией. (А далее в научном исследовании Володарского есть строки, что христианские попы и под Татаро-Монгольское Иго, под Орду «подстраивались», так же как и под фашистов (об этом тоже есть документы).
Так вот какую моральную опору, современным прохристианские депутаты, министры и общественные деятели, хотят дать русскому народу. Причём русский, российский народ НИКТО НЕ СТРАШИВАЛ.
Как мы видим из тезисов «прохристиан» можно сделать более логичный вывод, что Российская Империя рухнула в 1917 году как раз из засилья рабской христианской античеловеческой религии. В СССР идеология еврейского христианства была заменена на более человеческую идеологию равенства и братства всех народов, пролетариев, рабочих и крестьян. Для построения справедливого общества, в котором нет рабов и нет господ, нет угнетения человека под предлогом неправильного вероиповедания.
Да, не всё получилось в СССР. Идеология социализма закостенела, партия коммунистов тоже в большой степени узурпировала власть советов. НО социалистическое общество было более человечным, чем царское самодержавие. Уже многие капиталистические страны пришли к тому, что ввели социалистические нормы в экономике и морали. У них даже пособие по безработице выше, чем у нас зарплаты в России (про пособия в России скромно промолчим – это просто позор госвластей).
НО что нам мешает, если мы считаем себя разумными людьми, построить разумное (идеологически и экономически) справедливое общество? Хотим мы русские – богов, религии – так давайте на референдуме обсудим, какой в России должна быть ГЛАВНАЯ РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ_ЦЕЛЬ. Кто хочет исповедовать еврейское РПЦшное христианство – пусть исповедует. НО если в людях возобладает РАЗУМ, то он сам придёт путём размышления к той вере, которая ему уготована по судьбе… НО пусть граждане России сами решат какие им нужны духовные опоры. Однако, в течении 7 лет мои письма с предложениями о всероссийском референдуме президенту, партиям, СМИ не получили никакого отклика. Я говорил и говорю, что в России нужна человеческая русская госидеология, без неё Россия погибнет, как корабль, который не имеет ни компаса, ни паруса. В ответ мне тишина. НО госвласть понимает понемногу, что нужно духовное наполнение человеческой Души, смысл жизни. ТОлько оно пытается подсунуть человеку рабскую религию, пытается переплавить и Душу русского человека в душу раба, поэтому и не спрашивает народного мнения, не опирается на реальные потребности русского населения. А пытается воскресить религию, которая привела к развалу Российской Империи в 1917 году, переворачивая аргументацию с ног на голову.
Уважаемая госвласть! Ты не хочешь для своего народа человеческой идеологии? Не хочешь выбрать прогнившую вонючую иноземную «одежонку» для Души русского человека? Ну, тогда посмотри, как предлагаемая тобой религия-идеология веками порабощала русского человека, топтала его жизнь и душу, отнимала и воровала у русского человека землю-кормилицу и Родину.
(Кроме этого можно вспомнить что писал об уничтожении русской культуры А.Афанасьев http://maxpark.com/user/4294980017/content/1910930
Предложения по национальному проекту-референдуму «Возрождение русской духовности» http://maxpark.com/community/4109/content/1925272 )
Страницы из книги-исследования «Русское православие. Вехи истории.»
(Красным выделено, что касается рабства крестьян)
рально-Черноземном районе,— один городской и 4(1) сельских, всего 5(1) монастырей.
По-прежнему в относительно густо населенных Центральном и Озерном районах в городах основывалось на много больше монастырей, чем в сельской местности, на севере же, где крестьянство интенсивно осваивало землю, а городов было меньше, сельские монастыри преоблада ли. Совсем не появилось новых монастырей в Смолен ской земле (Западном районе).
Всего в XIV в. было основано 82(17) городских и 58 (3) сельских, а вместе—140(20) монастырей.
Победа на поле Куликовом, несмотря на последовавшее вторжение Тохтамыша и разорение Москвы, су щественно укрепила положение московских князей. В развернувшихся в XV в. феодальных войнах они одер живают верх над соперниками; Золотая Орда, раздираемая междоусобицами, слабеет. Продолжается освое ние территории русских княжеств увеличивающимся на селением, а вслед за крестьянами идут монахи: в XV в. в Центральном районе основаны 51(10) городской и 49(5) сельских, всего 100(15> монастырей, в Озерном — 24(9) городских и 49(2) сельских, всего 73(11) монастыря, на севере — 6(1) городских и 19(1) сельских, всего 25(2) монастырей, в Смоленской земле — 2 мужских, в Черноземном районе — 3 городских и 2 сельских, всего 5 монастырей.
В отличие от XIV в., когда, как уже было сказано, появилось значительно больше городских монастырей — 82 против 58 сельских, в XV в. было основано почти столько же городских — 85(20), но гораздо больше сель ских— 120(8), а всего — 205(28) монастырей. Рост числа сельских монастырей, несомненно, отражает успехи внутреннего крестьянского освоения территории страны.
Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое государство способствовало укреплению церкви как феодальной организации. В сложившемся Русском государстве она сразу стала крупнейшим землевладельцем. Попытка отнять у нее земли, которую предприняло правительство в середине XVI в., окончилась неуда чей— царское самодержавие еще нуждалось в поддержке церкви и не пошло на открытый конфликт в сложной обстановке борьбы с потомками удельных князей и круп ными землевладельцами-боярами, стремившимися огра-.
ничить власть царя. Строительство монастырей и, само собой разумеется, расширение земельных владений церкви продолжалось в возрастающем темпе вплоть до 1580 г., когда окрепшее самодержавие и алчущие расширения своих владений боярство и дворянство все же добились от церковников согласия на запрещение монастырям приобретать земли от служилых людей. Но монастыри, как и раньше, расширяли свои владения, получая от правительства свободные земли и призывая на них крестьян на льготных условиях. По истечении срока льгот крестьяне оказывались в крепостной зави симости от монастырей.
В XVI в. в Центральном районе было основано 77(22) городских и 97(5) сельских, итого 174(27) монастыря, в Озерном — 32(8) городских и 63(3) сельских, итого 95(11), в Западном (Смоленской земле)—3(1) городских и 6 сельских, итого 9(1), в Северном районе — 7(1) городских и 63(3) сельских, итого 70(4), а всего в этих четырех районах — 119 (32) городских, 229 (11) сель ских, итого 348(43), монастырей. Как и в XV в., количе ство новых сельских монастырей существенно превыша ет число городских.
С переселением крестьян в присоединенные Сред нее и Нижнее Поволжье и Южное Приуралье, а также в уже ранее заселявшееся Северное Приуралье там возникают и монастыри: в Среднем Поволжье—18(4) городских, 3(1) сельских, итого 21(5), в Северном Приуралье— 4 городских, 6 сельских, итого 10 и в Южном Приуралье и Нижнем Поволжье (в городах Уфе и Астрахани)— 4(1) городских монастыря, а вместе с Черноземным районом (по 13(1) в городах и селах) всего в этих пяти районах появилось 39(6) городских, 22(2) сельских, итого 61 (8) монастырь.
Всего в XVI в. возникло 158(38> городских и 251(13) сельских, итого 409(51) монастырей.
. Таким образом, за три столетия, с XIV по XVI в., бы ло основано 325(75) городских, 429(24) сельских, а всего 754 монастыря, в том числе 655 мужских и 99 жен ских.
Часть монастырей была упразднена по разным причинам. Наличное количество составляло (с учетом основанных ранее XIV в.) в XIV в. 155(37) городских, 72(3) сельских, всего 227(40), в XV в.—230(58) город-
ских, 184 (11) сельских, итого 414(69) и в XVI в.— 369(92) городских, 402(22) сельских, итого 771(114) мо настырь.
Как видим, если в XV в. количество монастырей увеличилось по сравнению с XIV в. на 200, то в XVI в. по сравнению с XV в.— уже более чем на 350 мона стырей.
В XV в. возникло 32(4) таких монастыря, из них 17(4) в Центрально-промышленном районе, среди них Новоспасский московский и Троицкий калязинский (более 2 тыс. крепостных дворов каждый ), Иосифов волоц-кий, Пафнутьев боровский и Печерский псковский ( более 1 тыс. дворов ), а также Соловецкий и вологодские Павлов обнорский и Корнильев комельский.
1 Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточ ной Руси, т. 1, с. 334.
3 См.: Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV —первой половины XVI в. Л., 1979.
Этот монастырь возник около 1370 г. вблизи Москвы. С самого начала он был общежитийным, и его мо нахи вели хозяйство собственными силами. Но мона стырь был основан племянником Сергия Радонежского, близкого к великому князю и митрополиту Алексею, и, видимо, очень быстро стал получать земельные владения. На первых порах это были промысловые угодья.
В первой половине XV в., особенно во время феодальной войны 1425—1453 гг., монастырь сильно увели чил свои владения за счет великокняжеских пожалова ний и вкладов постриженников и «на помин души». В ре зультате войны и сопутствовавших ей голода и эпидемий запустело немало крестьянских участков. Монастырь воспользовался этим и захватил 13 пустошей, 2 селища, 3 земельных участка, луг, пашню. Всего же за это время он приобрел около 50 сел, селец и деревень, 5 селищ, 43 пустоши, соляную варницу, 5 крестьянских участков и другие угодья. Его владения оказались в 11 уездах; в Москве он имел двор и каменную церковь. У него скопились большие средства, и он начал строительство ка менных зданий монастыря и стен.
Во второй половине XV в. вотчина продолжала расширяться, но теперь в основном за счет покупок, так как правительство стало стремиться ограничить монастырское землевладение путем запрета вкладов. Вслед ствие этого темп увеличения вотчины замедлился. Характерным для этого периода являлось большое количество споров о земле с государственными («черносошными») крестьянами; обычно они решались прави тельством в пользу монастыря.
В первой половине XVI в. рост вотчины продолжался по-прежнему главным образом путем покупок.
В целом в XIV — XVI вв. Симонов монастырь приобрел около 500 селений. В начале XVII в. его владения находились в 19 уездах, в них было около 8 тыс. десятин пашни, не считая лугов и лесов, что выдвинуло мо настырь в крупные вотчинники.
! Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 2, с. 272.
2 Флетчер Дж. О государстве Русском. Спб., 1906, с. 98—100.
прашивая у вельмож лестью, то покупая. Господь по велевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным образом оскорбляем братии наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедны-. ми поборами, налагаем на них лихву на лихву. И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем у них корову или лошадку, а самих с женами и детьми, как поганых ино верцев, далеко прогоняем от своих пределов, а иных, предав княжеской власти, доводим до конечного разорения. Иноки, забыв свой обет и отринув всякое благо-говеинство, уже в седой старости поднимаются из своих обителей и толкаются в мирских судилищах, то тягаясь с убогими людьми о своих многолихвенных заимо-даниях, то судясь с своими соседями о границах земель и сел. Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы. все годовые избытки берете себе: или обращаете их в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за большую цену» ‘.
Конечно, в отношении жажды наживы и нравственной распущенности православная церковь не представляла собой чего-то особенного: католические монахи ни в чем ей не уступали. Достаточно вспомнить, как их изображали современники, западноевропейские писате ли, хотя бы Ф. Рабле.
В целом прирост числа монастырей составил в XV в. 65(8), а в XVI в.— 204(23) монастырей, несмотря на то что уже с конца XV в. правительство начинает пытаться ограничить рост землевладения. Чем же объяснить это увеличение темпов основания монастырей?
По-видимому, здесь сыграл свою роль целый ряд факторов.
Главным из них был медленный (замедленный тата ро-монгольским разорением и установившимся игом), но все же рост производительных сил страны, которому способствовало развитие и укрепление феодальных от ношений, в то время еще прогрессивных.
Развитие экономики сопровождалось и в значитель ной мере обусловливалось ростом численности населе-
1 Пдт. по Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России. М., 1931, с. 39—40.
ния. Этот рост тоже шел замедленно вследствие фео дальных войн и вызванных ими голода и эпидемий, но он был. Войны, голод, эпидемии увеличивали число увечных, инвалидов, одиноких женщин, прибежищем для которых были монастыри-богадельни (характерен рост количества женских монастырей). «Иногда мона стырь строился,— писал В. О. Ключевский,— при содей ствии целого общества, городского или сельского. Мо настырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смер ти и «устроить душу» посмертным поминовением», и да лее он приводит пример «убогого» монастыря (то есть богадельни) на Северной Двине, о котором крестьяне показали, что «у него было 14 деревенек, что тот мона стырь строили и деревни к нему «подпушали и прику пали» их прадеды и деды и отцы, проча его себе и сво им детям и внучатам «на постригание и на поминок»; монастырем и его деревнями заведовали они же, волост ные крестьяне, и монастырскую казну держали у себя в волости»’.
Источники XVII в, позволяют — несмотря на то, что они все еще разработаны недостаточно — получить бо лее полное представление о монастырях-вотчинниках и о землевладении духовенства в целом.
Прежде всего, оказывается возможным выделить мо-
1 Ключевский В. О. Курс русской истории, ч, 2, с. 256—257.
2 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.; 1960, кн. 4, с. 77.
настыри, имевшие в середине и конце XVII в. населенные имения, то есть земли с крепостными крестьянами. Затем можно также установить, сколько крестьян было у епархий и церквей в конце XVII в. и сколько было земли у духовенства во второй половине XVII в.
Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством, оно все же про должалось, и владения духовенства возросли. Сильно увеличилось и количество монастырей (правда, часть из возникших в XVII в. без указания года, возможно, была основана еще в XVI в.). Их размещение показано в таблице 3.
Если в XVI в. на втором месте по числу новых монастырей был Озерный район, то теперь он уступил это место Северному: в них было основано соответственно 62(13) и 83(8) монастыря, В Западном районе, относи тельно небольшом, и монастырей возникло очень немно го—всего 7(1).
В целом процесс основания монастырей в нечерно земной полосе страны характеризуется следующими
данными; из общего количества 657(156) в нем появилось 340(72) новых монастырей, то есть больше поло вины, в том числе 116(44) городских и 224(28) сельских. Такое соотношение показывает, что заселение и хо зяйственное освоение вышеназванных четырех районов еще не завершилось. К концу столетия из общего количества 565(184) городских и 588(45) сельских (итого 1153(229) монастырей) здесь сосредоточилось 344(113) городских и 448(31) сельских, итого 792(144) монасты ря, или 69%. Из этих 792(144) монастырей 479(59) име ли крепостных крестьян (60%).
На южных и восточных окраинах Европейской Рос сии наибольшее количество новых монастырей появи лось в Черноземном районе: 117(32) из общего числа 210(55), то есть больше половины. По всем пяти окраинным районам, вместе взятым, городских монастырей пока еще было больше, чем сельских — соответственно 124(51) и 86(4), однако в Северном и Южном При- уралье положение было обратным: в этих заселявшихся районах сельские монастыри уже преобладали.
В целом в девяти районах Европейской России го родских монастырей было меньше, чем сельских,— со ответственно 240(95) и 310(32). Женских монастырей в городах было гораздо больше. Видимо, это объясняется положением крестьянок и горожанок в производстве: вдовы-крестьянки были больше связаны с хозяйством и, вероятно, лучше обеспечены материально, вдовы-горожанки же с потерей кормильца — купца, ремесленника, военнослужащего, духовного лица — оказывались в более трудном положении. Кроме того, крестьянским девушкам, на которых в деревне смотрели как на рабочую силу в семье, легче было выйти замуж, а в городе процент незамужних был, вероятно, выше. Впрочем, во прос этот нуждается в изучении.
В XVII в., как известно, шло заселение Сибири, ин тенсивность которого нашла выражение в появлении там монастырей. Их было основано 29(10) городских и 14(1) сельских, итого 43(11), в том числе — соответст венно 12(3) и 6 (итого 18(3)), имевших в конце столе тия зависимых крестьян.
Начиная с середины XVII в., несмотря на набеги крымских татар, все большие размеры принимает народ ное переселение в южные лесостепные районы. Сюда
538 _______________________________________
В середине XVII в. это был маленький монастырь, приписанный к московскому же Андреевскому монасты рю, и его вотчина состояла из одного села и 20 пустошей. В 1678 г. он стал самостоятельным, а с 1683 г. начинается стремительное расширение его владений: в те чение двух лет к нему приписываются шесть монастырей, он активно приобретает населенные имения, и в 1700 г. у него и у приписных к нему монастырей было уже около 1500 дворов и свыше 13 тыс, десятин пашни.
Монастыри и архиерейские дома составляли две группы церковных организаций-вотчинников. Третьей группой были собственно церкви: соборы, соборные и приходские. Наиболее крупными вотчинниками были три московских собора: Архангельский—1237 дворов, Благовещенский — 638 дворов и Успенский — 269 дво ров, у которых вместе было 2144 двора. Свыше 25 дво ров имели 9 соборных церквей, из которых самыми крупными владельцами были суздальская (162 двора), курская (88), ярославская (78), муромская (75) и др. Всего у 29 соборов и соборных церквей было около 3 тыс. дворов, у 287 приходских церквей — 2,8 тыс. дво ров, а всего у них было 5,8 тыс. дворов.
Таким образом, 739 церковных организаций владело 150 тыс. дворов крепостных крестьян. Примем утайку в 25%, число женщин равным числу мужчин, а среднюю населенность дворов — 7 человек обоего пола, тогда об щая численность крепостных крестьян духовенства в
1 См.; Чекунова А. Е. Владения Донского монастыря в конце XVII в.— Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. М„ 1974, с. 308—311.
конце XVII в. составит 1,4 млн человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее населения.
Кто был наиболее крупным землевладельцем среди церковных организаций?
Самое большое количество пашни оказалось у под московного Троице-Сергиева монастыря, основанного, как уже указывалось, в 1337 г. молодым монахом Сергием, получившим в истории прозвание Радонежского (по древней области, в которой был основан монастырь). Троице-Сергиев монастырь имел 150 тыс. десятин пашни в различных уездах Русского государства (по нашему расчету, общее количество земли достигало полумиллиона десятин); в конце XVII в.— 20 тыс. дворов крепостных крестьян, или около 200 тыс. душ обоего пола (учитывая утайку). Следует отметить, что в это число земли и крестьян входили владения приписных мона стырей, которых в конце столетия насчитывалось не меньше тринадцати; владения самого Троице-Сергиева и приписных монастырей находились в конце XVII в. в 42 уездах (в Центральном районе— 18618 дворов, Озер ном — 173, Северном — 112, Черноземном — 276, Сред нем Поволжье— 1154 двора). Приписные монастыри имели всего 1796 дворов, так что в вотчинах самого Троице-Сергиева монастыря было 18,5 тыс. дворов (около 180 тыс. душ).
1 См.: Сташевский Е. Д. Очерки по истории царствования Ми хаила Федоровича. Киев, 1913, ч. 1, с. 377; Водарский Н.В. Церков ные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII — начале XVIII в.
Историческая география России XII — на чала XX в. М., 1975, с. 78—94.
Это был левиафан среди землевладельцев: больше дворов, чем у него, было только в дворцовых владениях, доход с которых шел на содержание царской семьи. У других монастырей было меньше, но все же Кириллов (белозерский) и Иосифов (волоколамский) имели по 35,5 тыс. десятин пашни, ростовский и новгородский ар хиерейские дома и Симонов и Новоспасский монастыри— от 22 до 25 тыс. десятин, Ипатьев, Новодевичий, Савво-Сторожевский, еще три монастыря и вологодский архиерейский дом — от 10 до 18 тыс. десятин. О количе стве пашни у патриарха сведений нет. В конце XVII в. на втором месте после Троице-Сергиева монастыря по количеству дворов крепостных крестьян был патриарх — 9,5 тыс. дворов, 90 тыс. человек, затем Кириллов (бело зерский) — 5316 дворов, 50 тыс. человек, Спасский (яро славский)— 4050 дворов, 40 тыс. человек, Ипатьев — 3684 двора, 35 тыс. человек, Чудов — 3065 дворов, 30 тыс. человек, Спасо-Евфимьев (суздальский), Новоспасский и Симонов (московские) (свыше 2,5 тыс. дворов, 20 тыс. человек у каждого) и др.
Следует отметить, что запрет приобретать владения, установленный в 1581 г. и подтвержденный в 1584 г., в бурных событиях первого десятилетия XVII в. обходился монастырями при попустительстве правящих лиц, стремившихся заручиться поддержкой церковных иерархов и игуменов крупнейших монастырей (из которых эти иерар хи избирались). Правительство Михаила Федоровича, при котором реальная власть находилась в руках его отца, патриарха Филарета, подтвердило захваты зе мель церковниками и привилегии духовенства. Второй влиятельный патриарх XVII в., Никон, основал Крестный монастырь; в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов крестьян.
Главной повинностью принадлежавших духовенству крестьян была барщина — обработка монастырской и архиерейской пашни. Платили они также натуральный и денежный оброки. Размеры последнего к концу XVII в. увеличились, что вызвало жалобы крестьян. Эксплуата ция приводила к активным выступлениям против монасты рей; особенно усилились они в первой половине XVIII в.
В истории монастырского крестьянства вторая половина XVII в. является важным периодом. Обычно объем крестьянских повинностей определялся на условную по-
(Речь идёт о 8 летней осаде Соловецкого монастыря –Ж.И.)
на оное безмятежное и вечное житие»’, то есть предать
смерти. И царь прислал свой «меч», направив на усми рение непокорного монастыря стрельцов. Осада продол жалась восемь лет; монастырь был взят после измены одного из защитников, указавшего осаждавшим тайный ход. Из 500 человек, сидевших в осаде, в живых осталось 60 человек.
1 Цит. по: История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966, т. 2, с. 107—108.
2 Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977, с. 309.