рабочая программа речевая практика 4 класс 8 вид фгос комарова
Рабочая программа Речевая практика 4 класс
по предмету «Речевая практика»
Составитель : учитель начальных классов
( 1 квалификационная категория)
Рабочая программа по предмету речевая практика составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Н.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. (раздел «Русский язык» авторы: С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).
Устная речь умственно отсталых детей чрезвычайна бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся в данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка;
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
Основная цель предмета развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу коррекционных школ VIII вида предмета обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
— Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
— Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
— Формировать выразительную сторону речи
— Учить строить устные связные высказывания;
— Воспитывать культуру речевого общения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 4 классе 68 часов, по 2 часу в неделю.
Содержание тем учебного курса
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Данная рабочая программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
1. Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета являются:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «мир».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
2. Метапредметные результаты проявляются в:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных знаний в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения задания на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего не знания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно определять дополнительные средства для изучения незнакомого материала или выбирать их среди предложенных учителем.
3. Находить нужную информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
3. Высказывать свое мнение, соблюдая правила речевого этикета.
4. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка « 5 » ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка « 4 » ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка « 3 » ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка « 2 » ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Слушание песни «Для друзей нет выходных»
Рассказываем о своих друзьях
Рассказ по плану о своем друге Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить
Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя. Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану. Уточнение и активизация словаря-признаков, словаря- действий, называющих качества и поступки людей. Игра «Угадай, кто мой друг»
Понятие дружба, друг, взаимопомощь. Умение правильно выражать свои эмоции и чувства
Игра «Свои чувства не скажу, а
без слов вам покажу»
Обмен мнениями о любимой игре. Игра с правилами в классе. Составление описания правил игры. Правильное поведение в ситуации спора
Коллективное составление рассказа о правилах игры.
Обсуждение содержания серии картин.
Умение конструктивно участвовать в споре
Твой старший друг. Почему с ним интересно?
Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.
Игра «Что такое хорошо?»
Уточнение значения слов, называющих эмоциональное состояние человека
Беседа на основе личного опыта детей о чувствах
Актуализировать умение участвовать в диалогах
Вместе в беде и в радости
Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Рассказ о ситуации, в которой приходилось испытывать подобные чувства. Рассказ по сюжетным картинкам,
Как поступить в подобной ситуации?
Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой гребешок»
Прослушивание аудиозаписи со сказкой «петушок- Золотой гребешок»
Пересказ сказки с опорой на серию картинок
Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки
Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок»
Коллективное рассказывание сказки.
Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки
Беседа «Самая интересная сказка про Петушка» с привлечением личного опыта учащихся
Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»
Пересказ сказки с опорой на серию картинок
Сформировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.
Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу)
Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»
Составление предложений по сюжету сказки
Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки
Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке.
Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)
Просмотр мультфильма «Бременские музыканты »
Познакомить учащихся со сказкой «Бременские музыканты»
Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь друг к другу.
Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам.
Инсценировка сказки «Бременские музыканты»
Коллективное рассказывание сказки.
Инсценирование сказки и использование элементов костюмов
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки
Чтение четверостишья «Книга может дать совет». Беседа на основе личного опыта. Какие книги ты любишь читать? Где ты берешь книги? Игра «Расскажи другому»
Познакомить детей с различными жанрами книг. Игра «Выбери нужную книгу»
Знакомство со словом КОМПЛИМЕНТ. Игра «Посоветуй другу». Конструирование
Экскурсия в школьную библиотеку. Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы.
Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем»
Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий в прочитанных сказках
Развивать творческую активность школьников
Обсуждение замыслов каждого школьника
Коллективное составление сказки
Развивать умение работать в коллективе
Запись коллективно составленной сказки
Я пишу свою сказку
Составление предложений по сюжету сказки
Рассказ по сюжетным картинкам
Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу
Написание собственной сказки по плану и опорным словам
Мой любимый рассказ
Загадки о природе. Чистоговорки. Рассказ по сюжетным картинкам
Составляем рассказ о природе
Коллективное составление рассказа о природе. Запись коллективно составлено рассказа
Слушание басен. Пересказ. Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий. Чистоговорки
Мое любимое стихотворение
Обсуждение заученных ранее стихотворений
Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение
Мой помощник телефон
Расширение знаний детей о справочных службах.
Составление диалогов со справочными службами
Правила разговора по телефону справочной службы
Проигрывание диалогов со справочными службами
Загадка о телевизоре
Обсуждение личного отношения школьников к просмотру телепередач
Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу
Рассказ о любимой телепередаче
Обогащение словарного запаса школьников понятиями: диктор, ведущий, актер
Обсуждение просмотренных детьми телепередач
Правила пользования телевизором
Учить планировать свой телевизионный досуг
Составь свою телевизионную программу
Коллективное составление плана телепередач по картинкам и с опорой на личный опыт
Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу
Развивать творческую активность школьников
Составление программ телепередач
Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Современная техника в доме
Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: компьютер, мультиварка, электроприборы. Уметь правильно оценивать себя в речевой ситуации
Чтение стихотворения «У мня живет дружок».
Продолжать учить участвовать в беседе, обсуждении, высказывать свое мнение.
Формировать умение соблюдать правила, обеспечивающие безопасность и порядок в обществе.
Правила дорожного движения
Слушание песенки «Светофор».
Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки.
Формировать умение соблюдать правила дорожного движения.
Моделирование ситуации «Я на дороге» и «Я велосипедист».
Чтение четверостишья «Получил я приглашенье».
Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях.
Правила вежливости при приглашении гостей.
Моделирование диалогов, содержащих принятие приглашения или вежливый отказ.
Слушание стихотворения А. Усачева «Приглашение улитке».
Коллективное составление приглашения.
Правила вежливости при приглашении гостей.
Оформление письменного приглашения.
Чтение стихотворения «Я Наташу с днем рождения поздравлял».
Коллективное составление поздравления.
Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения.
Тренировочные упражнения в произнесении поздравления
Слушание стихотворения «Ушел из жизни ветеран»
Составление поздравления ветеранам с опорой на план и опорные слова
Учиться адресно подбирать пожелания
Самостоятельная подготовка поздравительных открыток ветеранам
«Знакомство во дворе»
Расширение словарного запаса предметной лексикой. Игра «Свой, чужой». Моделирование диалогов при знакомстве
Мы друзья или враги природы?
Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта.
Повторить правила участия в полилоге.
Составление правил поведения в природе
Продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу
Составление рассказа «В гостях у леса»
Я на прогулке в парке
Составление предложений по картинкам составлять рассказ из личного опыта. Закрепление правил поведения в природе.
Учимся понимать животных
Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации.
Закрепить знания учащихся о признаках лета. Лето признаки лета Речевая ситуация «Отгадай, какое время года». Стихотворение «О лете». Чистоговорки. Составление рассказа о лете по картинкам.
Познакомить с летними явлениями в природе, отрабатывать умение составлять предложения с отработанной лексикой по вопросам учителя. Лето приметы лета. Речевая ситуация «В походе»
Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях. Умение участвовать в коллективной игре и соблюдать правила.
Рабочая программа по предмету » Речевая практика» 4 класс, коррекционная школа VIII вида.
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
на 2016-2017 учебный год
г. Бутурлиновка 2016 г.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 19декабря 2015 г. №1599)
1.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
2. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
формировать у детей общеречевые навыки;
развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
постоянное повышение речевой мотивации учащихся
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
— организация связных высказываний школьников
Общая характеристика учебного предмета.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика».
Цель ю учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи раздела «Речевая практика»:
-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевого акта компонентов.
-Ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся.
— Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся.
— Совершенствовать умение строить устные связные высказывания.
— Воспитывать культуру речевого общения.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
— индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
— психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);
— комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
— связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.
— Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Речевая практика» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-68 часов.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
• Освоить роль ученика;
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
• Формировать представления о здоровом образе жизни:элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
1) осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
3) использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
4) уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения».
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
• Входить и выходить из учебного помещения со звонком
• Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
• Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
• Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
4 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе , на улице и на транспорте.
Содержание учебного предмета.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.
Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы
Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки также включает:
Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
навыков коммуникации со взрослыми
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
сформированность навыков коммуникации со сверстниками
способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
способность правильно применить ритуалы
социального взаимодействия согласно ситуации
3) Систему бальной оценки результатов
Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:
0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2- балла — о бучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.
Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).
Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)
Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.
Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:
*появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
• развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
принципах индивидуального подхода
принципе дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий,
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
— контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
— по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с нарушениями развития интеллектуальной деятельности.
— сформированность УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует
коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.
Проводится на входе и выходе темы при освоении способов
действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.
Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.
Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.
Не более одного раза в месяц
Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на
параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.
Учитель проверяет и оценивает выполненные учащимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей учащихся.
Итоговая проверочн ая работа
Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на
Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и
темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
(демонстр ация) достижен ий
Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.
В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения учащегося за учебный год.
«Динамик а развития личности»
2 раза в год Сентябрь, апрель
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей
Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения школьников.
Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.
Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.
Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
Показатель, наиболее соответствующий адекватной оценке сформированных знаний у учащихся с нарушениями в развитии интеллекта в нашей школе определяется в соответствие со следующими группами учащихся:
Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.