программа педагогической практики магистрантов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «Научно-педагогическая практика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
« Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»
Направление подготовки /специальность:
«44.04.02 – Психолого-педагогическое образование»
Программа научно-педагогической практики составлена в соответствии с ФГОС ВО по
(направление подготовки (специальность)
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
ГАОУ ВО МГПУ доцент Козина Елена Федоровна
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
____________________ _____________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
____________________ _____________ ________________________
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Программа практики одобрена на заседании кафедр:
общеинститутской кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования ИППО ГАОУ ВО МГПУ
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Ходакова Нина Павловна
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Рабочая программа модуля утверждена Ученым советом
Института педагогики и психологии образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
1. Цели научно-педагогической практики: подготовка магистранта к научно-педагогической деятельности естественно-методической и методико-обществоведческой направленности в учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования; формирование навыков проектирования компонентов образовательного процесса, проведения анализа и экспертизы элементов естественно(обществоведческо-)-методической системы обучения.
2. Задачи научно-педагогической практики:
Практика ориентирует на профессиональную деятельность магистранта, отвечающую требованиям ФГОС ВО, и включает в себя следующие аспекты.
изучение и анализ профессиональных, образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального естественно(обществоведческо-)-методического сопровождения;
исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;
организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами при решении актуальных научно-методических задач;
использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития естественно(обществоведческо-)-методического сопровождения деятельности педагогов;
проектирование образовательных программ начального образования, относящихся к предметной области «Обществознание и естествознание», и соответствующих индивидуальных образовательных маршрутов;
проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
3. Место научно-педагогической практики в структуре программы:
В соответствии с ФГОС ВО, практика является обязательным разделом ООП магистратуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Ее программа предусматривает межпредметные связи дисциплин направления специализированной подготовки, специальных дисциплины магистерской подготовки и научно-исследовательской работы магистранта.
В целом научно-педагогическая практика магистрантов по модулю предполагает:
ознакомление со структурой и содержанием образовательного процесса по учебным естественнонаучным, обществоведческим и методическим дисциплинам в образовательном учреждении, в т.ч. кафедральным (место в учебном плане, методическое оснащение, наличие учебной литературы и т.п.);
ознакомление с ФГОС и рабочим учебным планом по одной из интересующих образовательных программ;
ознакомление с правилами и методиками разработки учебных программ, предназначенных к реализации в выбранных магистрантом учреждениях различного уровня и профиля образовательной подготовки;
ознакомление с учебной программой и учебно-методическим комплексом выбранного курса;
ознакомление с организацией и проведением различных форм учебных занятий;
подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
разработку содержания учебного материала авторского элективного курса и проведение занятий на современном научно-методическом уровне;
приобретение практических навыков подготовки отдельных занятий в рамках учебных программ;
осуществление научно-методического анализа занятий.
4. Место и время проведения практики.
Научно-педагогическая практика по модулю «Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»» проводится на 2 курсе в 3 семестре и носит рассредоточенный характер.
Базами прохождения научно-педагогических практик магистрантов должны стать учреждения высшего профессионального образования, в том числе и Университет, а также начального общего, среднего специального образования г. Москвы и Московской области.
5. Планируемые результаты обучения при прохождении научно-педагогической практики:
к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16) (табл.1).
Результаты научно-педагогической практики
Количество часов/зачетных единиц
Разработка программ учебных дисциплин естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов, в т.ч. методической направленности, в рамках ООП, ВО
Разработка и апробация программы элективного пропедевтического курса.
Разработка программы дисциплины.
Рецензия на учебную программу.
Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятел ьности от игровой к учебной
Разработка блока программы элективного курса.
Разработка конспекта урока / занятия.
Формирование метапредме тных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ ООО
Разработка конспекта занятия
6.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях 3 — 3 зач.ед (108 часов) в течение семестра.
7.Структура и содержание научно-педагогической практики 4 .
Содержание научно-педагогической практики магистранта должно соответствовать направлению и программе подготовки, теме его научного исследования, способствовать успешному написанию и защите магистерской диссертации. Оно основывается на перечне основных умений и навыков, необходимых для формирования компетенций, указанных в ООП.
Содержание практики носит бинарный характер. Она включает магистрантов в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны научно-педагогических умений: хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать новые вопросы, находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и методические решения. Подготовка, таким образом, осуществляется в направлениях: 1) преподавателя-методиста, владеющего современными образовательными технологиями, умениями определять и выбирать методы, формы и средства обучения; создавать творческую атмосферу в образовательном процессе, разрабатывать авторские программы естественно-методической и методико-обществоведческой направленности; 2) педагога-исследователя, работающего в научной области и способного отслеживать, анализировать современные научные достижения и внедрять их в практику преподавания.
В целом содержание практики по модулям и тематическим разделам представлено в табл.2.
Модули и тематические разделы научно-педагогической практики по модулю
8. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике 7 :
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по научно-педагогической практике проводятся с целью определения степени освоения магистрантами образовательной программы модуля. Их учебные достижения в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Промежуточная аттестация магистрантов проводится в форме сдачи дифференцированного зачета (с оценкой). При этом особое внимание уделяется содержанию представленных документов:
развернутого конспекта открытого (зачетного) учебного занятия с учетом заявленных целей с последующей рефлексией;
рецензии на проведение занятия со студентами при прохождении научно-педагогической практики (Приложение 1);
защите проекта-программы элективного курса (ФОС дисциплины).
9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике:
структурно-логические технологии, представляющие собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов;
технологии контекстного типа (А.А.Вербитского), ориентированные на активизацию магистров в будущей профессиональной деятельности;
технологии учебного исследования, ориентированные на формирование творческого видения проблемы и решения научно-исследовательских задач.
По итогам практики каждым магистрантом в обязательном порядке сдаются документы:
дневник практики с индивидуальным планом его выполнения сдается в электронном виде на диске и включается в себя: титульный лист, план практики, подробное описание деятельности магистранта в течение каждого дня практики, анализ проведенных мероприятий практики, итоговая рефлексия по полученным результатам (Приложение 2) ;
общий аналитический отчет магистранта о проделанной во время прохождения практики работе (Приложения 3-5);
отзыв о прохождении практики магистрантом, составленный групповым руководителем (или руководителем с базы практики). В отзыве руководителя с внешней базы практики необходимо дать оценку качества работы магистранта, его отношения к работе. Должна быть выставлена рекомендуемая отметка. Отзыв подписывается руководителем практики и руководителем базы практики, заверяется круглой печатью учебного заведения. Для его составления используются данные наблюдений за деятельностью магистранта во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы с практикантом.
Итоговая аттестация проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности, представленных практикантом . Для получения положительной оценки магистрант должен полностью выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию.
По результатам научно-педагогической практики получает оценку , которая складывается из следующих показателей: участие в мероприятиях практики; выполнение и защиты проекта (программы элективного курса, собственного занятия); личностные качества практиканта (активность магистранта, отношение к практике, ответственность) при выполнении поручений руководителя. Каждый показатель оценивается по 5-бальной оценочной шкале и 100-балльной рейтинговой системе. Просчитывается средний балл и по примерным нормам для оценки результатов определяется уровень, оценка и баллы за научно-педагогическую практику. Существенным моментом при оценке работы является ее двухуровневый характер: разработка и апробация программы / содержания занятий как со студентами (базовый), так и детьми предшкольного и младшего школьного возраста (дополнительный).
На основе наблюдений, бесед, представленных отчетных материалов также оценивается: характер выполнения заданий практики; характер сотрудничества с лицами, задействованными в ней; аналитическое осмысление магистрантом собственной деятельности; интерес к научно-педагогической деятельности, активность и ответственность; уровень сформированности компетенций.
Оценка «отлично» (от 80 до 100 баллов) ставится если:
научно-педагогическая деятельность оценена как эффективная и качественная;
наблюдалось соотношение теоретических знаний с практическими умениями ведения научно-педагогической, естественно-(обществоведческо)-методической деятельностью;
целесообразно подбирались материалы проекта;
работа проведена на высоком научно-методическом уровне, что отмечено в справке образовательной организации.
Оценка «хорошо» (от 66 до 79 баллов) ставится если:
выполнены все задания, предусмотренные практикой, однако при их выполнении не в полной мере проявились следующие качества: знание технологии научно-педагогической деятельности, владение базовыми знаниями в области методики преподавания естествознания и обществознания на различных образовательных ступенях, основ обществоведческого, естественнонаучного образования и воспитания предшкольников и младших школьников.
Оценка «удовлетворительно» (от 51 до 65 баллов) ставится если:
практикант присутствует не на всех мероприятиях практики, но им выполнены все задания научно-педагогической практики, но при этом продемонстрирован невысокий уровень владения профессиональными компетенциями;
практикант присутствует на всех мероприятиях практики, но им выполнены не все задания, предусмотренные практикой, а качество выполнения свидетельствует о не сформированности ряда формируемых компетенций.
Оценка « неудовлетворительно » (50 баллов и ниже) ставится если:
практикант отсутствует на мероприятиях научно-педагогической практики без уважительных причин;
проявляет небрежность в процессе выполнения заданий практики;
отчетная документация не соответствует предъявляемым требованиям.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики:
Список рекомендуемой литературы:
Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / С. В. Белова. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 148 с.
Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Искусство презентации: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 446 с.
Бреслав Г.М. Основы психологического исследования: уч. пособие для студентов. – М.: Академия, 2010. – 496 с.
Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с. (http://refdb.ru/look/1060431.html).
Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. – М.: Прометей, 2011. – 488 с.
Козина, Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах (полный курс): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. – М.: Экон-информ, 2013. – 228 с.
Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. В.В.Попова, Ю.Г.Круглова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 319 с.
Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001. – 120 с.
Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.
Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / А.В. Миронов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2013. – 510 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010. – 192 с.
Савенков А.И. Педагогическая психология. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
Савенков А.И . Педагогическая психология. В 2-х т. Т. 2. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие.– М.: Академия, 2008. – 240 с.
журнал «Вестник образования России»- http://www.vestniknews.ru/.
12. Материально-техническое обеспечение научно-педагогической практики:
— технические средства обучения: компьютер, видео и аудиоаппаратура,
— рабочая программа, ФОС.
Рецензия на проведение занятия со студентами при прохождении
Магистранта группы __________________________________________________
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования
научно-педагогической практики по модулю
«Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»
магистранта ____ курса _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ______________________________________
Сроки прохождения практики _____________________________________
Руководитель практики _________________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание,
фамилия, имя, отчество)
Р уководитель практики
Индивидуальный план работы магистранта
( фамилия, имя, отчество )
Приложение 3
Отчет о прохождении научно-педагогической практики по модулю
«Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»
( фамилия, имя, отчество практиканта )
Сроки и место прохождения научно-педагогической практики________________________
Виды работ, выполненные в период практики ______________________________________
Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта и т.п.) _____________________________________________________________________________
Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудности, возникшие в ходе практики:
содержательные __________________________________________________ _________________________________________________________________
Оценка собственных перспектив профессионального развития ___________
Предложения и пожелания по организации и содержанию практики ________
(Заполняется руководителем практики)
Научно-педагогическая практика магистранта
( фамилия, имя, отчество )
Руководитель практики ______________
Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении
Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 и содержит примерно 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее поля – 2,5 см; левое поле – 3,0 см; правое поле – 1,5 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).
Объем отчета о научно-педагогической практике – 15–20 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).
В отчет о прохождении научно-педагогической практики должны входить составляющие:
введение, где должны быть отражены цель, место и сроки прохождения практики (даты, количество недель); последовательность прохождения практики, общая характеристика работ, выполненных в процессе практики;
основная часть: описание организации работы в процессе практики; описание выполненной работы по разделам индивидуального плана практики; описание практических задач, решаемых за время прохождения практики; анализ наиболее сложных и характерных случаев, изученных магистрантом; указания на затруднения, которые возникли при прохождении практики; изложение спорных вопросов, которые возникли по конкретным делам, и их решение;
заключение: описание навыков, приобретенных за время практики; предложения и рекомендации магистранта, сделанные в ходе практики;
приложения (не засчитываются в объем отчета о практике).
К отчету также прилагается:
1. Направление на научно-педагогическую практику с отзывом группового руководителя ( в случае, если база практики является внешней).
2. Индивидуальный план практики, подписанный групповым руководителем практики с факультета или руководителем внешней базы практики.
Вся отчетная документация по педагогической практике должна быть представлена групповому руководителю от кафедры не более чем через неделю после окончания практики.
Защита отчетов проводится в университете под руководством преподавателей кафедры, модуля.
Итоговая аттестация по научно-педагогической практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных магистрантом материалов и отзыв группового руководителя о работе магистранта в период практики.
Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Соответствие способа развертывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
5. Воздействие личности лектора на аудиторию.
6. Выразительность и доступность речи.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы дает возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого ее качества (см. схему).