программа обучения детей 5 6 лет по подготовке к школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой.

Программа «’Предшкольная пора»’ предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

В структуре и содержании данной рабочей программы выделяется 3 раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

1. Раздел «Познаем мир» направлен расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Развиваются интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач данного раздела является подготовка к изучению предметов в начальной школ (прежде всего, «Математика» и «Окружающий мир»). Уделяется внимание выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки).

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»:

— Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»

— Салмина Н.Г., Глебова А.О. «Учимся рисовать»

— Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам»

— Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»

— Козлова С.А. «Отправляемся в путешествие»

2. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Происходит осознание детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»:

— Салмина Н.Г. « Учимся думать»

— Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»

3. Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Большое внимание уделяется фантазии, воображению, словесному творчеству.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий из серии «Предшкольная пора»:

— Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»

— Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»

— Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи» (дидактические материалы).

— Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

(дошкольное и начальное образование)

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

усвоение правил поведения в природе и обществе.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

слушать и последовательно выполнять указания взрослого,

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения,

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами

выполнять задания по образцу и по указанию взрослых

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

осознание ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.),

классификация (объединение по группам)

анализ (выделение признака из целого объекта),

сравнение (выделение признака из ряда предметов),

выделение математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.),

обобщение (выделение общего признака из ряда объектов),

синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам),

сериация (установление последовательных взаимосвязей);

умение находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

анализ, синтез, сравнение,

сериация; классификация по заданным критериям;

установление причинно-следственных связей;

наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить

объединять предметы в группы по разным признакам

определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов

— ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.

понимание смысла текста и простых понятий,

накопление развёрнутых и конкретных представлений о мире,

умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.)

использовать речь для регуляции своего действия;

взаимодействовать в играх и различных бытовых ситуациях.

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения.

В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего, к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру».

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

слушать и последовательно выполнять указания взрослого,

подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения,

осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого.

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами

— учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно.

— Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли.

— осознавать некоторые доступные связи (причинные, временные, последовательные) между предметами и объектами окружающего мира,

— находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры,

— использование знаково-символических средств, в том числе модели для решения задач;

умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту; восстанавливать сюжет рассказа по серии рисунков, заполнять пропуск в серии рисунков для создания законченного сюжета рассказа,

— рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и отражать увиденное в связных рассказах

— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

— обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

— передача информации (устным, письменным, цифровым способами).

— устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания);

— подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций;

— сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур);

— выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

— умение строить развернутый ответ на вопрос,

— умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов

— умение пояснять, аргументировать свой ответ;

— умение работать в паре.

— умение пояснять, аргументировать свой ответ;

— умение работать в паре.

участие в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках, взаимодействуя с товарищами

Планируемые результаты дошкольного образования

Планируемые результаты реализации Образовательной программы (начальная школа) в 1 классе

У ребёнка будут сформированы УУД:

Раздел «Учимся родному языку»

предназначен для обучения детей родному языку – русскому.

устойчивый интерес к русскому языку,

мотивация к творческому характеру речи, тенденции к её саморазвитию

— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

осуществление действий по образцу,

контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами

-самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

описывать непосредственную заданную ситуацию,

различать печатные буквы, узнавать их в тексте,

конструировать печатные буквы из их элементов, находить образы букв в окружающей действительности;

правильно произносить все звуки,

различать на слух выделенные из слов звуки речи,

отчётливо и ясно произносить слова,

ориентироваться на странице тетради,

рисовать узоры, орнаменты в пределах тетрадной строки.

— описывать предметы, пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества;

-пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов;

-использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

— составлять небольшие рассказы

-выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем.

-различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

— выполнять инструкции взрослого;

— обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;

— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;

уметь пользоваться книгой и простейшими инструментами.

использовать активный словарь, характеризующийся качествами и свойства предметов, обобщающими словами,

составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение,

использовать фантазию, воображение для словесного творчества.

— формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

— строить монологичное высказывание;

— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

использовать общие приёмы решения задач;

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— осуществлять смысловое чтение;

— выбирать вид чтения в зависимости от цели.

-участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал).

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.) Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше\меньше, один\много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивные залы, медицинский кабинет и др.)*.

В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «Вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ(воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда*.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т.п.). узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращивании. (посев крупных семян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе*.

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т.д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Участвовать в различных видах отдыха и свободного времяпрепровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках*. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 – это 2 и 1» или «3 – это 1 и 1и 1»). Определять при счете направления движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Учить обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

«Учимся родному языку»

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? Из чего сделан? Для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться – улыбаться; грустно – весело; легко – тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я – бабочка», «Я – муравей», «Я – лисичка» и т.п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *