проект исаакиевского собора ринальди
Чем еще знаменит строитель Исаакиевского собора №3: Антонио Ринальди и его колонна
Все помнят путаницу с Исааикевскими соборами? Первый и второй стояли у Невы, третий и четвертый там где и сейчас, но адепты Альтернативного мира говорят, нет. Исаакиевский собор №3 стоял у воды. В общем путаются в показаниях.
“Путаница” с Исаакиевскими соборами
Хронология соборов
Смотрим карты и вспоминаем хронологию
1753 год. Церковь Исаакия Долматского №2 на своем месте, у реки.
1753 год. Церковь Исаакия Долматского №2
1771 год, там пусто. Разобрали. И что туда привезли, поставили?
Правильно, Гром-камень. Постамент для “Медного всадника”.
1770 год.
1776 год. Вон он стоит. Камень тот. И появился Исаакиевский собор №3.
1776 год Гром-камень и Исаакиевский собор №3
Исаакиевский собор №3
Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор.
Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским. 19 января 1768 года Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.
Ринальди хотел сделать так.
Проект Исаакиевского собора Ринальди
По разным причинам, получилось так.
Третий Исаакиевский собор на гравюре И. А. Иванова. 1816 год. Сзади него мы видим “Медного всадника”. У реки.
Автор: И. Иванов – http://encspb.ru/object/2804021041?lc=en, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19620178
Сначала Патерсен нарисовал его так как планировалось построить.
1794 год. “Медный всадник” на месте.
Бенжамин Патерсен, 1794 год
Потом нарисовал так.
1799 год. Как он и стоял. Не у реки. Это место занято “Медным всадником”.
Бенжамин Патерсен, 1799 год
Другие работы Антонио Ринальди
Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург)
В 1740 году рядом с Успенским собором по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен одноглавый каменный храм (архитекторы М. Г. Земцов и П. А. Трезини). Здание вывели под своды, но при восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1742 году строительство было заморожено.
Строительство каменного собора
В 1765 году архитектором А. Ринальди был разработан новый проект уже пятиглавого собора с трёхъярусной колокольней. Перестройка храма велась в 1766—1773 годах.
Екатерининский собор (Кингисепп)
Екатери́нинский собо́р — главный православный храм города Ямбурга (нынешнего Кингисеппа), построенный в 1764—1782 годах в стиле переходного периода от барокко к классицизму по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Вот так он выглядел во время войны.
Копия Исаакивеского собора? https://pastvu.com/p/152942 –
Это далеко не полный перечень работ Антонио Ринальди. Это по сути копии Исаакиевского собора №3. Обычная практика тех времен.
К вопросу о колоннах Исаакиевского собора, которые делал Огюст Моферран.
А вы знаете, что Антонио Ринальди тоже сделал колонну? Пусть и одну.
Колонна Антонио Ринальди
Чесме́нская (Орло́вская) коло́нна — памятник в Екатерининском парке Царского Села, воздвигнутый в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года, во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Представляет собой ростральную колонну из мрамора, со скульптурными элементами бронзового литья, установленную на гранитном стилобате у центрального острова Большого пруда Екатерининского парка. Памятник в стиле классицизма был сооружён по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1770-х годах, скульптурные элементы выполнил И. Г. Шварц.
Был я там в 2016 году. 2 недели жили в Санкт-Петербурге.
Высота колонны 25 метров, а сколько у колонн Исаакиевского собора?:-)
Автор: Ljubimaja Muza – собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21771691
Поставили на ВОДЕ! Не то что Монферран:-) Не забываем и про ростральные колонны у Биржи:-) Хотя это не Ринальди.
Это я к тому, что производство таких колонн в то время было поставлено если не на поток, то в принципе было обычным явлением.
Доклад на тему “Чем еще знаменит строитель Исаакиевского собора №3: Антонио Ринальди и его колонна” закончил.
С четвертой попытки: как строили Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Первый Исаакиевский собор в Петербурге был открыт в 1710 году и представлял собой небольшую деревянную церковь. Город быстро рос, поэтому вскоре появилась необходимость построить храм больших размеров. В результате уже в 1717 году на берегу Невы, недалеко от того места, где сейчас стоит Медный всадник, началось строительство второго Исаакиевского собора.
Оно длилось более десяти лет и закончилось в 1728 году, уже после смерти Петра I, присутствовавшего при закладке фундамента собора. В 1730-х годах во время одного из ремонтов выяснилось, что этот фундамент уходит под грунт. Было решено строить собор на новом месте.
Место для строительства третьего Исаакиевского собора в 1766 году выбрала императрица Екатерина II. Было решено возвести церковь в том месте, где Исаакий стоит сейчас.
Проект храма с пятью куполами, облицованного мрамором, разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Однако строительство шло очень медленно, а в 1796 году, после смерти Екатерины и последовавшего за ней отъезда Ринальди, было приостановлено.
Заканчивать строительство собора пришлось Павлу I — он поручил завершить работы новому придворному архитектору Винченцо Бренне. Тот сильно изменил первоначальный проект: был оставлен всего один купол, который стал значительно меньше, а мрамор, который готовили для облицовки, был отправлен на строительство Михайловского замка, в итоге стены были сделаны из кирпича.
Здание, достроенное и освященное в 1802 году, оказалось настолько неудачным, что стало объектом насмешек горожан. Сразу же стало понятно, что ему требуется новая перестройка.
Само поднятие 17-метровых колонн, каждая из которых весила 114 т, также требовало сложного инженерного решения. Для подъема каждой из колонн был разработан отдельный проект, сам подъем занимал около часа, а участие в процессе принимали более ста человек.
Подъем первой колонны стал большим событием — собралось множество жителей города и иностранцев, посмотреть на процесс приехала и императорская семья.
После установки колонн были сооружены пилоновые опоры и начали возводиться стены толщиной до 5 м. Сами стены покрывались мрамором.
После возведения стен и пилонов в соборе установили перекрытия из железного каркаса и кирпича. К 1837 году закончилась подготовка купольного основания, на которое начали устанавливать 24-купольную колоннаду: 64-тонные колонны поднимали на высоту 43 м.
После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. По предложению Монферрана он был сделан не из кирпича, а из металла и состоял из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Подобную конструкцию купола использовали при постройке собора Святого Павла в Лондоне.
Сам купол был отлит из, как писал Монферран «комбинации чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров». Таким образом, планировалось сделать его легким, но прочным. Его внешняя окружность по периметру была обшита листами позолоченной меди.
Для улучшения акустики внутри купола были установлены около 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров.
30 мая (по новому стилю — 11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение собора, на котором присутствовал император Александр II с семьей. Чин освящения возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий.
Первый фотоснимок строящегося Исаакия был сделан в октябре 1839 года, но, к сожалению, он не сохранился. Старейшая фотография собора из сохранившихся — это калотип одного из пионеров британской фотографии Роджера Фентона, сделанный в 1852 году. Однако на нем храм является лишь частью общего вида города.
Первым качественным снимком Исаакиевского собора следует считать работу Ивана Бианки, сделанную в 1853–1854 годах.
Как строили Исаакиевский собор
Исаакиевский собор, который уже 150 лет является самым большим и красивым храмом Петербурга, а также одним из главных символов города, строили четыре раза.
Первый, деревянный, Исаакиевский храм заложили в 1707 году в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, – отсюда и название. «Император недаром решил почтить именно его — он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю». Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).
Вторая Исаакиевская церковь
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана
Третий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX в.
Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и в 1809 году император Александр I объявил о его перестройке. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие известные зодчие А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Т. де Томон, Д. Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы «оскорбительным для памяти основателей». Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Император дал распоряжение подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. 20 февраля 1818 года Александр I утвердил его проект и назначил автора придворным архитектором. Проект дорабатывался еще несколько лет и в марте 1825 года получил Высочайшее одобрение.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы А.П. Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Н.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.И. Кракау, И.А. Монигетти и другие.
Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах — Александре I, Николае I и Александре II. За это время в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.
Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г.
Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент, поскольку возводился он на болоте. В дно котлована было забито около 11 тысяч просмоленных сосновых свай длиной 6,5 метров диаметром 25-30 сантиметров. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, выше — кладку из камня, связанного специально приготовленным известковым раствором. На этой мощной опорной подушке и строился собор. Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет, в них приняли участие около 125 000 человек.
Леса для установки колонн. Лист из альбома О. Монферрана. 1845 г.
Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс (недалеко от Выборга) и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.
Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
Установка этих 112 монолитных колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.
Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.
Колонны Исаакиевского собора
После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями, что давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.
Купол облицевали позолоченными медными листами. Медь золотили с 1835 по 1843 год необычным способом. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. На золочение куполов ушло 100 килограмм золота. Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола — более 25 метров.
Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О. Монферрана. 1845 г.
Строительство Исаакиевского храма стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.
На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров. Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом, куда входило миро — освящённый состав из елея (масла) и благовонных трав и веществ.
Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.
Церемония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 г. Литография
Панорама внутреннего убранства собора
К.П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.А. Басиным по картонам Брюллова
Колонны из зеленого малахита
Главный иконостас
В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.
Огюст Монферран на фронтоне собора
Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц — скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.
Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов — серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.
История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.
Бюст О. Монферрана. Скульптор Фолетти. 1850-е гг. Выполнен из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года.
Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко», который был демонтирован лишь 12 апреля 1986 года. С тех пор он находился в хранилище музея-памятника Исаакиевского собора.
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978 г.
В 2016 году маятник, забавлявший туристов, опять достали из закромов советского атеизма — ровно через 75 лет после установки и 30 лет после демонтажа. Сотрудники музея сообщают, что на прежнее место — под купол — маятник подвешен не будет. Но, вполне вероятно, скоро экспонат вынесут на улицу — для всеобщего обозрения. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух.
В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.






































