проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал

Проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал

Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих.

Новый сленг современных подростков

«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи.

Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. 612785cee8cb149f9dcebe5b 5f1ab2ecd0e4e55861c0426d vhru8y0b8sk%20(1). проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-612785cee8cb149f9dcebe5b 5f1ab2ecd0e4e55861c0426d vhru8y0b8sk%20(1). картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка 612785cee8cb149f9dcebe5b 5f1ab2ecd0e4e55861c0426d vhru8y0b8sk%20(1).

Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно.

Прогрессивность и толерантность

Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают.

Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»).

Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов.

Клиповое мышление подростков

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой.

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.

За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.

Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье.

Быстрый темп

Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи.

Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды.

Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.

По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.

Проблемы современных подростков

Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение.

Сложности с общением в реальной жизни

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. 612787790c942287e8f977d1 5f1ab45535effd1718b9d7d4 EQgc1QtWAAAyeGK%D0%B0%20(1)%20(1). проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-612787790c942287e8f977d1 5f1ab45535effd1718b9d7d4 EQgc1QtWAAAyeGK%D0%B0%20(1)%20(1). картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка 612787790c942287e8f977d1 5f1ab45535effd1718b9d7d4 EQgc1QtWAAAyeGK%D0%B0%20(1)%20(1).

Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.

Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.

Решение

Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком.

Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:

Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.

Невнимательность

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. 6127880b46a718676a470cd1 8e4385a41802%20(1). проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-6127880b46a718676a470cd1 8e4385a41802%20(1). картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка 6127880b46a718676a470cd1 8e4385a41802%20(1).

Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.

Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала. Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления.

Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.

Решение

Потеря мотивации учиться

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. 6127888e889a5923934a1ca8 0b793f4b4173%20(1). проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-6127888e889a5923934a1ca8 0b793f4b4173%20(1). картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка 6127888e889a5923934a1ca8 0b793f4b4173%20(1).

Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно. Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома. Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда.

Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться?

Решение

Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.

Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы.

«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →

Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.

Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию. Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.

Резюме

Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.

С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.

Источник

Проект на тему » Актуальные проблемы подростков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 83» города Ярославля

На тему «Актуальные проблемы подростков»

Выполнила ученица 9 «Б»

Мустафаева Регина Байрамовна

Пансофьева Инна Геннадьевна

Введение

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребенка.

Основная особенность подросткового возраста резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Часто интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности-ребенок.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда идёт ранимость, колебания в настроении.

При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому, чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков.

Актуальность: Вопросам подросткового возраста всегда уделяется большое внимание. Очень часто подростку сложно самому разобраться во многих жизненных ситуациях. Поэтому выявление проблем, значимых для данного периода, является актуальным. Своевременно оказанное внимание проблемам подростка, поможет избежать много неприятных моментов.

Проблема: Недостаток информации у школьника о способах решения определенных жизненных трудностей.

Продукт: Рекомендации для подростков.

Цель проекта: Выявить проблемы волнующие подростков и составить по ним тематическую подборку.

1. Провести опрос подростков, с целью выявления наиболее значимых для них проблем.

2. Обработка полученных в ходе опроса результатов.

3. Составление рекомендаций.

Методы, использованные при создании проекта: моделирование, анализ, сравнение, классификация, синтез, обобщение.

Целевая аудитория. Проект рассчитан на учащихся среднего и старшего уровня, интересующихся вопросами возрастной психологии и самопознания, классных руководителей.

Источник

Проблемы современных детей и как с ними справляться

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. Frame 68 5. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-Frame 68 5. картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка Frame 68 5.

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. photo 2021 09 30 16 09 30. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-photo 2021 09 30 16 09 30. картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка photo 2021 09 30 16 09 30.

Проблемы воспитания детей в эпоху социальных сетей и общедоступности интернета требуют особого внимания со стороны родителей. Мир стремительно меняется, и юное поколение осваивает технологии ещё в детстве. Но есть противоречие между адаптацией детей к условиям технического прогресса и факторами их интеллектуального и физического развития. Разбираемся, какие современные проблемы детей стоит учитывать в воспитании, чтобы помочь ребёнку реализовать свой потенциал.

проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. Frame 8. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал фото. проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал-Frame 8. картинка проблемы обучения и развития актуальные для работы с современными подростками исследовал. картинка Frame 8.

Проблемы в обучении у современных детей

Развлечения, доступные многим детям практически в любое время суток — социальные сети, сериалы и видеоигры, — приносят мгновенное удовольствие, стимулируя выработку дофамина — гормона, который отвечает за мотивацию. Человек склонен с большей охотой заниматься теми делами, которые ассоциируются у него с приятными эмоциями. Так наш мозг привыкает к положительным эмоциям от какого-то действия и мотивирует нас делать его чаще. При этом получить дофамин, посмотрев видео на ютьюбе, проще и быстрее, чем прочитать книгу, которая тоже приносит удовольствие.

Дети в современном мире, как и взрослые, всё чаще отдают предпочтение именно таким нетрудозатратным делам. В итоге у них снижается внутренняя мотивация к выполнению сложных действий вроде чтения и изучения академических дисциплин, занятий спортом и освоения новых навыков. Ребёнку становится объективно сложно заставить себя сесть за уроки или убраться в комнате, а с годами привычка листать ленту соцсетей всё больше демотивирует нас заниматься чем-либо созидательным, даже если хочется.

Другая особенность мышления современных детей — воспринимать информацию фрагментарно. Современная культура предлагает нам бесконечное многообразие контента, который можно потреблять постоянно и быстро переключаться с одной темы на другую. Тогда развивается такая черта, как клиповое мышление.

Современные дети быстро учатся многозадачности и легче воспринимают большие потоки информации. Но у этого явления есть и свои серьёзные минусы: клиповое мышление приводит к проблемам с концентрацией внимания. У ребёнка страдают такие важные для освоения учебного материала навыки, как чтение или анализ текста. Любая деятельность, которая требует относительно длительной работы и сосредоточенности (даже прослушивание лекции), вызывает затруднения у детей, которые привыкли к кратким сообщениям и быстро сменяющемуся медиаконтенту.

Как справиться. Хорошая идея — устраивать дофаминовый детокс для всей семьи: день, когда никто не пользуется мобильным телефоном и не смотрит телевизор. Вы заметите, как после нескольких часов без чтения новостей и просмотра тиктоков даже готовка и уборка покажутся интересными делами. Важно, чтобы правило соблюдали и дети, и родители. Ваша задача — не запретить детям пользоваться соцсетями, а показать им альтернативу и помочь отдохнуть от цифровых девайсов.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Важный фактор стресса для современных школьников — детям приходится рано определяться с профессией и сталкиваться с высокой конкуренцией при поступлении в вуз. Репетиторы, дополнительные курсы, сложные учебные программы в школе — иногда перегруженность заданиями грозит эмоциональным и интеллектуальным выгоранием. При таком сценарии ребёнок устаёт и теряет всякий интерес к учёбе и увлечениям.

Как справиться. Учите ребёнка справляться со стрессом при помощи спорта, медитации и качественного отдыха. Для родителей отдых и свободная мотивация ребёнка должны быть в приоритете. Мотивируйте детей заниматься любимыми делами и соблюдать баланс между школой и досугом: предложите посмотреть кино вместе после занятий с репетитором или сделать перерыв в занятиях и погулять.

Разнообразие кружков и дополнительных занятий в расписании ребёнка полезно для общего развития. Но если жизнь ребёнка расписана по минутам, он упускает ключевой момент взросления — приобретение самостоятельности. Подрастая, дети, которых всегда чем-то занимали и развлекали родители, не могут планировать время. Они не научились самостоятельно думать, выбирать и принимать решения.

Как справиться. Давайте детям возможность скучать и иногда слоняться без дела. Важно найти баланс между структурированной рутиной и пространством для импровизации. Какая-то часть дня ребёнка (с раннего детства) обязательно должна оставаться вне вашего контроля — пусть ребёнок сам придумывает, чем ему заняться. Так дети развивают воображение, придумывая себе игры и занятия.

Один из главных недостатков современных реалий — малоподвижный образ жизни, который отражается и на детях. Много времени дети проводят в школе, потом за домашним заданием, а досуг часто связан с гаджетами. Отсутствие регулярной физической активности приводит к нарушениям сна, кислородному голоданию, набору веса и снижению стрессоустойчивости. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, норма физических нагрузок для детей от 5 до 17 лет — не менее 60 минут в день.

Как справиться. Детям помогут активности без цифровых девайсов, например походы или совместные с родителями занятия спортом, который нравится ребёнку. Важно, чтобы времяпрепровождение в интернете было ограничено и так или иначе вписано в распорядок дня, хотя бы примерно. Ребёнка нужно научить отказываться от цифровых устройств за пару часов до сна — и родителям важно подавать в этом пример. Вместо электронных устройств можно читать книгу или делать вечернюю растяжку.

Сейчас эти процессы у детей часто проходят онлайн. Из-за этого общение вне социальных сетей может вызывать трудности. Однако живое общение важно для эмоционального развития ребёнка и дальнейшей социализации во взрослом мире.

Как справиться. Искать кружки и групповые занятия, где ребёнок сможет в комфортной обстановке общаться со сверстниками, у которых будут схожие с ним интересы.

Экология и другие глобальные проблемы всерьёз волнуют современных детей, а также всё чаще напрямую влияют на их жизнь. Например, пандемия COVID-19 привела к вынужденным переменам в повседневности детей и подростков, когда школы переводили занятия в дистанционный режим.

Как справиться. Пожалуй, главный способ банален — быть честными со своими детьми и обсуждать с ними все волнующие их вопросы, какими бы сложными и «не детскими» они ни казались родителям. Стоит поощрять интерес ребёнка к актуальным проблемам и внимание к окружающему миру. Именно взрослые могут помочь детям сориентироваться в разных источниках информации и развить критическое мышление. Важно обратить волнение ребёнка и интерес в созидательное русло — возможно, найти тематические мероприятия и занятия. Например, детям, которых волнует экологическая ситуация на планете, будет полезно поглубже изучить естественные науки или поучаствовать в локальных экологических инициативах.

Заключение

Проблемы современных детей вызваны особенностями мира, в котором мы живём, — новыми технологиями, системой школьного образования и социальной средой. Самая важная задача родителей — разобраться в причинах и придумать, как поддержать детей. Вместо того, чтобы просто запрещать ребёнку любимые компьютерные игры, лучше предложить ему другие варианты развлечений.

В конце концов многие из проблем детей и подростков так же актуальны и для взрослых людей. Поэтому важно подходить к вопросу системно: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок меньше пользовался соцсетями, больше времени проводил на свежем воздухе и раньше ложился спать, недостаточно просто требовать этого от него: нужно также подавать пример.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Из опыта педагогической работы «Психологические особенности подросткового возраста: проблемы и пути решения» (2019 год)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дом детского творчества»

МО город Алапаевск

Из опыта педагогической работы:

« Психологические особенности подросткового

возраста: проблемы и пути решения »

Белова Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования

1.Характеристика и понятие «подросткового возраста» (с. 6)

2. Психологические особенности и проблемы подросткового периода (с. 7)

3. Пути решения проблем подросткового возраста (с.14)

Список литературы (с. 19)

Подростковый возраст— период от 11 —12 до 14—15 лет — зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем са­мым подчеркивая трудности личностного развития самих подрост­ков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: под­росток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жиз­ни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшеству­ющий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по- новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обуслов­ливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием. Период ускорения физического развития и полового созревания называют пубертатом, или пубертатным периодом. Происходит за­метное увеличение скорости роста, повышение количества жиро­вых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктив­ных органов и появление вторичных половых признаков, кардиналь­ные изменения происходят во всех органах и системах организма<3>.

Необходимо помнить, что существуют очень большие индивидуаль­ные различия в скорости физического развития и полового созре­вания подростков.

Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. В подростковом возрасте, что отмечает И.В. Дубровина, нередко встречается чере­дование периодов повышенной активности, значительного роста энергии (отсюда — двигательное беспокойство, повышенная возбу­димость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утом­ляемости, снижения работоспособности и продуктивности (увели­чивается количество ошибочных действий, подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо — постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил). Происходящие в психомо­торике изменения приводят к временным нарушениям координа­ции движений, в результате они нередко что-то ломают, разрушают; ухудшается почерк, речь становится «косноязычной». Подростки очень переживают подобные метаморфозы, чувствительны к насмеш­кам по этому поводу. Следует помнить, что подростковый возраст — это сензитивный период для овладения многими наиболее сложны­ми движениями, двигательными навыками, важными для спорта, хо­реографии, трудовой деятельности. Если в этот период не зани­маться развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом (И.В. Дуб­ровина)<3>.

В настоящее время наблюдается рост детей подросткового возраста с наиболее неустойчивой эмоциональной сферой, повышенной тревожностью и даже агрессивностью. Проблема влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу подростков весьма актуальна в наши дни. Учителя в школах отмечают, что подростков, с неуравновешенной эмоциональной сферой с каждым годом становится все больше и больше, с ними трудно работать и зачастую родителя и учителя не знают как справляться с таким поведением. Единственное педагогическое воздействие которое на время спасает – это наказание или выговор, что более менее сдерживает поведение подростков и оно начинает соответствовать требованиям взрослого <2>.

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста – открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста – любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста – личностное самоопределение.

Тема влияния стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу давно вызывала интерес у психологов. По данной проблеме написано много теоретических исследований, систематизирующих знания по данной проблеме (Р.Бэрон, А. Бандура, А.Е.Личко, Э.Г.Эйденмиллер и др.) < 2>. А для психолого-педагогической деятельности очень важно изучение особенностей подросткового поведения, взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллекта подростков, личностных особенностей для реализации образовательного процесса в школе.

Подростковый возраст – один из самых сложных кризисов самости, кризисов «Я». В подростковом возрасте отношения с родителями и другими взрослыми переходят на качественно новый этап. Подросток на данном возрастном этапе осознает свою идентичность, пересматривает свои интересы. Это влечет за собой изменение мотивационной сферы. У подростков возникает ряд потребностей: потребности в автономии, уважение, самоопределение и потребности в поддержке и присоединение к семье. Нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который бы не зависел от условий семейного воспитания и условий влияния различных социумов <2>.

Актуальность данной темы обусловлена важностью той роли, которую играет семья в жизни подростка. Семья – это важнейший и главный социальный институт для подростка, но при этом школа имеет уже второстепенное значение поведенческого становления подростка. Многие взрослые люди жалуются на необузданность подростков, на их неадекватные реакции, капризы, срывы, ругань, но они не задумываются о причинах такого поведения подростков. В жизни мы постоянно сталкиваемся с конфликтом «Отцов и Детей». Когда ребенок не находит понимания и признания и принятия в семье, он идет туда, где его примут любым – в социум (школа, студии, объединения, клубы или улица). Часто родители не задумываются о глобальности проблемы влияния семейного воспитания на эмоциональную сферу подростков, как бы это не считалось важным. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства <2>.

1. Характеристика и понятие «подросткового возраста»

Рассмотрим основные понятия, применяемые разными учеными по теме подросткового возраста, и дадим им общую характеристику.

1.Л.С. Выготский указывает на 14-17 лет как на пубертатный возраст.

В психологии накоплено уже достаточно большое количество различных концепций, посвященных развитию личности, вот пять из них <4>:

В психосексуальной концепции развития З. Фрейда основной задачей переходного периода является приведение сексуальной жизни ребенка к окончательной форме, нормальной для взрослого человека.

В когнитивных теориях, в частности концепции Ж. Пиаже, акцент делается на достижении подростком когнитивной зрелости, и утверждается, что выход на стадию формальных операций позволяет сформировать личную идентичность.

В каждой из концепций представлена своя точка зрения на подростковый возраст. Л.С. Выготский центральным новообразованием этого возраста считал чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления взрослости в развитии подростка: подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии); ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого); взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и подростка, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.); интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему) <4>.

2. Психологические особенности и проблемы подросткового периода

Многие авторы наравне с понятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст» (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и т.д.). Э. Эриксон выделил восемь этапов психосоциального развития. Цель развития для человека заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Достижение решения возрастной задачи происходит через разрешение внутриличностного конфликта. Если нормативный внутриличностный конфликт разрешен положительно, то личность продвигается на пути к достижению личной идентичности, достигая на этом этапе развития относительной целостности. Таким образом, личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму путем последовательного и многократного синтеза, длительного на протяжении всего детства <2>.

Итак, решение задачи каждого этапа происходит через разрешение внутриличностных конфликтов и имеет два исхода :

-положительный, если конфликт разрешен успешно и личность приобретает новое положительное качество, продвигающее ее к зрелой идентичности;

-отрицательный, если конфликт не разрешен или разрешен неудовлетворительно, то личность терпит ущерб, поскольку приобретает отрицательное качество.

Остановимся более подробно на 7 конфликтах (проблемах) подросткового возраста <2>:

1. Формирование временной перспективы. В подростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Это новообразование позволяет взрослому человеку соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учиться оценивать и распределять свое время. Чувство времени развивается постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат – расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельности у взрослого человека.

4. Ученичество. Как подросток экспериментирует с социальными ролями, точно так же он экспериментирует и с профессиональными ролями. Если подросток имеет возможность опробовать себя в различных занятиях, то у него появляется шанс сформировать положительную профессиональную идентичность. Немаловажным в данном случае является успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например, в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования с профессиональными ролями сформировалась негативная самооценка, чувство собственной неполноценности, то это приводит к параличу трудовой и учебной деятельности.

Таким образом, подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым <2>.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов : возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков <2>.

Необходимо помнить, что возраст 11 —12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и лю­бознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов, но от­личается поверхностностью, неустойчивостью и носит внеучебный характер (младших подростков интересуют внеземные цивилиза­ции, гороскопы, социальные темы, проблемы жизни и смерти, музы­кальные стили и спортивные достижения и т.д.).

Спецификой интересов в 10—14-летнем возрасте является то, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстни­ками : общие интересы дают повод, содержание, средства общения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охваты­вает какое-либо увлечение (различные фанаты спортивных клубов, музыкантов, артистов и т.д.) Другая крайность — полное отсутствие интересов : подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются, он слоняется без дела, смотрит часами телевизор, игра­ет в компьютерные игры, стремится в группу сверстников, которые составляют основной контингент всевозмож­ных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особом внимании педагогов.

3. Пути решения проблем подросткового возраста

При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности.

Подростковый возраст – сложный, проблемный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.

Так проблемой подросткового возраста занимались Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.И. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. В этот период происходит существенные изменения в психике ребенка <2>. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формам. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., по словам Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим» <2>.

К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной приемлемой, оцениваемой и одобряемой общественной формой организации активности детей. Ее роль и место в развитии детей существенно меняются.

Что очень важно учитывать педагогам в подростковый период для своей педагогической деятельности, как пути решения обозначенных проблем <2>:

4) Благоприятный психологический климат в коллективе. В современной школе не всегда соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Поэтому, создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся – это одна из главных задач учителя в учебно-воспитательном процессе. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Поэтому общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».

Подростковый возраст – в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста, надо попытаться разобрать пути решения данной проблемы <1>.

Учитывая вышесказанное, хочется дать еще несколько общих рекомендаций для семейного воспитания в подростковый период всем родителям <4>:

*Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

*Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, страх порождает агрессию и ведет только к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Будет замечательно, если все это Вы придумаете и разработаете вместе с ребенком.

*Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день. Согласитесь: бессмысленно требовать от ребенка не использовать ненормативную лексику, если Вы сами иногда (для большей убедительности) отступаете от этого требования.

*Любите своих и детей и принимайте их такими, какие они есть!

Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Одним из основных, критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление <2>.

2.Овсянникова Е.А. Курсовая работа: Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональную сферу подростков. – ФГАОУ (НИИ «БелГУ»), studFiles , 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *