прибой 75 ум 104с
Мой опыт переделки усилителя Прибой 75ум-104с
Постараюсь описать ту тягостную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с усилителями (отечественными). Большинство серийных усилителей страдают низким качеством воспроизведения. То есть хотя они и соответствуют заявленым в паспорте требованиям, но слушать их не приятно (при наличии слуха, конечно). По моему мнению, виноваты в этом не проектировщики этого усилителя, а те, кто занимался организацией серийного производства: проект проходил несколько инстанций на каждой из которых какой-нибудь инженеришка вносил свои «улучшения» с целью уменьшения затрат, упрощения производства и т.д. Сами понимаете, хорошего в этом мало.
Однако, вернемся к нашему «барану», т.е. усилителю «Прибой». Это первое поползновение возврата к устаревшей ламповой технологии. Однако, для обеспечения высокой выходной мощности были сделаны некоторые вещи, не совсем хорошие для звука (как то введение ООС, использование пентода 6ж32п известного своим микрофонным эффектом, выходной каскад в классе В). Было сделано 2 варианта: 50ум-204 и 75ум-104 отличавшихся только выходной мощностью (напряжением подаваемым на выходной каскад).
Кстати, вот его схема:
Формат, размер | Ссылки |
---|---|
DjVu Solo, 130k | Схема (прислал Константин) |
DjVu, 59k | Вид платы (прислал Константин) |
Но опять же, это отступление. Теперь о моем опыте приобретения этого «чуда совкостроения».
Сначала была приобретена не б/у акустика Амфитон 50ас-022 (пролежала на складе 10 лет). Купив Прибой 75ум-104 и эквалайзер Прибой э024с (и подсоединив его к АС, я был проажен мягкостью высоких частот, плавностью басов и несклько разочарован серединкой. Правда, этот недостаток частично решила смена проводки в АС, но. В общем, слушать этот аппарат с эквалайзером Прибой-Э024С было довольно приятно (меня коробило, когда я проходил на рынке рядом с работающими транзисторниками из-за скрипучих и шурщащих высоких). Но всему есть предел, и мне захотелось улучшить его звучание (благо я знал о возможности его улучшения).
После долгих поисков по интернету я наткнулся на упоминание о схеме переделки Прибоя:
Кстати, вот она:
Формат, размер | Ссылки |
---|---|
DjVu Solo, 104k | Cтатья из АМ |
DjVu Solo, 196k | Комментарии автора (из АМ) (прислал Константин) |
DjVu Solo, 393k | И статья, и комментарии (прислал Константин) |
Теперь, собственно, о возникших трудностях. Контрукция корпуса позволяет установить платы каналов и появляется место для установки платы дросселей (слева) и регулятора громкости (справа). Платы каналов были сделаны из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Размер плат 10х19 см. Отверстия под ламповые колодки вырезаны электролобзиком (лезвие по металлу в процессе изготовления обеих плат стирается полностью).
Разводка канала приведена в формате DjVu:
Формат, разрешение, размер | Ссылки |
---|---|
DjVu Solo, 150dpi, 8k | wiring_sol |
Для питания индикатора (светодиод) была намотана дополнительная обмотка из 5 витков. Провод можно брать любой.
Вот и вся переделка. Скажу только, что в результате звучание преобразилось, высокие стали прозрачными и более высокими (у заводского варианта, как оказалось, проблемы с высокими и серединой), низ стал почетче а серединка улучшилась просто неузнаваемо.
Кстати, вопреки уверениям Лихницкого (о 90dB акустике), этого усилителя вполне хватало на озвучивание комнаты в 24 кв.м. на акустике с чувствительностью 86дБ.
Звук «Прибоя»
История эта началась осенью 1991 года, когда я озадачился покупкой усилителя мощности в свой домашний стереокомплекс. В «комплекс» тогда входили: катушечный магнитофон первого класса (с усилителем мощности), катушечный магнитофон высшего класса (без усилителя мощности), ЭПУ «Вега ЭП-122» (без фонокорректора) и пара колонок «Radiotehnika S-90». Проблема с покупкой усилителя заключалась в том, что страна переживала непростые времена, и из магазинов сметалось всё.
В это время в продаже появились усилители «Прибой 50УМ-204С». Собирали их в Таганроге, стоили они 350 рублей. Особой популярностью эти усилители не пользовались. Во-первых, они имели довольно-таки неказистый вид. Во-вторых, они были ламповыми. И это в конце XX века!
Мне же ламповая электроника нравилась всегда, денег было достаточно, и я решился на покупку. Сколько раз я пожалел об этом, вы узнаете дальше.
TL/DR: пожалел я о покупке лампового усилителя ровно один раз: через неделю работы усилитель загорелся так, что его пришлось тушить. А потом – ни разу!
▍ Первое знакомство
Конструкция усилителя очень простая. В её основе лежит сварная рама из алюминиевых уголков. Передняя панель из алюминия. Нижняя и задняя стенки – пластиковые. На корпус надет П-образный кожух из стали. Габаритные размеры усилителя: 430х400х163 мм. Масса усилителя без упаковки: 18 кг.
Вес усилителю придают три трансформатора: два выходных и один силовой. Конструкцию выходных трансформаторов разработчики решили не усложнять, мотать обмотки «бутербродом», перемежая слоями первичную и вторичную, не стали. Зато «железа» для трансформаторов не пожалели, а стянули его так прочно, что трансформаторы в работе не издают никаких вибраций.
На переднюю панель усилителя выведены: кнопка включения, индикатор питания и двойной движковый регулятор уровня. На задней стенке – ввод сетевого шнура, гнездо предохранителя, гнездо линейного входа и клеммы для подключения АС.
Регулятор уровня имеет оригинальную конструкцию. На фото ниже приведён его вид справа и слева:
Выходные каскады усилителя собраны на мощных лучевых тетродах 6Р3С-1. Такие же лампы десятилетиями работали в трансляционных усилителях У-100У4.2. В школе, где я учился, такой, кстати, и стоял.
Выходные каскады двухтактные (Push-Pull, PP), включение ламп – пентодное. Смещение на управляющих сетках – фиксированное, не «автоматическое». Есть отрицательная обратная связь через RC-цепочку с выхода динамика на вход усилителя. Компоненты смонтированы на печатных платах. Никаких «аудиофильских заморочек», короче.
При первом включении «Прибой» потряс меня тем, что не ничем себя не обнаруживал. Светился индикатор, через решетки кожуха просвечивал накал ламп, а колонки не издавали ни звука. Не было ни характерного для транзисторных усилителей «шебуршания», ни фона переменного тока, только при перемещении движков регулятора громкости раздавались негромкие пощёлкивания.
Первое прослушивание произвело благоприятное впечатление. Усилитель давал очень хорошую «детализацию». Омрачалось всё тем, что «S-90» с этим усилителем время от времени весело похрюкивали «басами». «Верхов» же этим колонкам от усилителя не хватало.
У одного из моих приятелей были колонки «Союз 130АС-002». Они ему не нравились своим «топорным» видом, и он решил поменять их на мои «S-90».
Оказалось, что усилитель «Прибой 50УМ-204С» и акустические системы «Союз 130АС-002» просто созданы друг для друга. На месте, где «Radiotehnika S-90» «хрюкала», «Союз 130АС-002» «бумкнул» и сдул струёй воздуха из фазоинвертора лежащую рядом с ним газету.
По невероятному стечению обстоятельств масса акустической системы «Союз 130АС-002» без упаковки – тоже 18 кг.
▍ Склонность к «выгоранию»
В катодных цепях выходных ламп усилителя стоит плавкий предохранитель. Как оказалось, он там совсем не лишний. Вот только на заводе вместо предохранителя на 0,4 А был поставлен предохранитель на 4 А.
Возгорание усилителя произошло так: у выходной лампы проплавился стеклянный баллон, выгорели резисторы в цепях катода и экранной сетки, а предохранитель остался цел! К счастью, трансформатор не пострадал.
Общеизвестный факт, что усилительные каскады на электронных лампах склонны к самовозбуждению. Лампы 6Р3С-1 (1989 год выпуска), купленные вместе с усилителем, к самовозбуждению оказались особенно склонны и «выгорели» подобным образом месяцев за шесть. К счастью, предохранители в этих случаях отрабатывали штатно.
«Выгоревшие» 6Р3С-1 я заменял на лампы 1977 года выпуска, которые мне удалось «достать». Лампы подбирал парами, так чтобы при одинаковом отрицательном смещении на управляющих сетках у них был одинаковый ток покоя.
Проверяю режимы этих ламп раз в пять лет, потеря эмиссии есть конечно, но не сильная. А работают они уже скоро как тридцать лет без замены.
▍ Доработки усилителя
В сети есть огромное количество рекомендаций по переделке усилителя «Прибой 50УМ-204С». Может сложиться впечатление, что усилитель состоит из одних недостатков.
Я же всегда исходил из того, что число «204» в названии усилителя означает принадлежность к аппаратуре 2 группы сложности. Это самая низшая категория для усилителей по ГОСТ 24388-88.
Но так ли усилитель «Прибой 50УМ-204С» плох? В 2005 году я получил вместе с журналом «Салон AudioVideo» тестовый диск «АудиоДоктор FSQ». На диске 14 основных дорожек, 2 бонусных. В буклете указано, что записано на дорожках, как это должно звучать, и что делать с аппаратурой, если дорожка звучит не так.
На моем усилителе и акустических системах, все дорожки тестового диска звучат так, как и должны звучать. Согласитесь, что это совсем неплохо для «аппаратуры 2 группы сложности»!
За свою долгую жизнь усилитель пережил полную замену электролитических конденсаторов; подбор номиналов резисторов, подключенных к катодам и экранным сеткам выходных ламп; замену выходных ламп с подбором по парам. И всё!
▍ От автора
В усилителе «Прибой 50УМ-204С» соединились моя любовь к музыке и моя любовь к ламповой электронике. Этот усилитель вкупе с АС «Союз 130АС-002» одинаково хорошо воспроизводит как классическую музыку с «винила», так и industrial или trip-hop с компакт-дисков.
Вот например, как звучит финал русского танца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»:
Практика тридцати лет работы моего «Прибоя» подтверждает правило: простые схемы требуют подбора комплектующих.
В этом усилителю «Прибой 50УМ-204С» совершенно не повезло. Аппаратуру ставили на производство во время крушения хозяйственных связей в стране. По комплектации усилитель напоминает винегрет: качественные конденсаторы К73-16 перемежаются с «помоечными» К10-7; «разнобой» типов резисторов в регуляторе уровня; некачественные лампы 6Р3С-1, наконец.
Никто из моих товарищей по увлечению музыкой на покупку лампового усилителя так и не решился.
Прибой 75УМ-104С
Изготовитель: Таганрогский завод «Прибой», Ростовская область, с 1993 года.
Назначение: для усиления сигналов от источников программ: предварительного усилителя, электропроигрывателя со встроенным корректором, эквалайзера, тюнера. Копия усилителя Прибой 75УМ-204С.
Технические характеристики:
Эффективный диапазон частот: 20 – 20000 Гц
Номинальная выходная мощность: 75 Вт/4 Ом
Минимальная Э.Д.С. на входе: 0,7 В (±0,15 В)
Максимальная выходная мощность при нагрузке 4 Ом и 8 Ом: 80 Вт + 30 Вт
Общие гармонические искажения: 1%
Общие искажения интермодуляции: 2%
Переходное затухание между стереоканалами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум: 92 дБ
Входное сопротивление: 33 кОм
Потребляемая мощность от сети: 250 Вт (±30 Вт)
Габариты усилителя (ШхВхГ): 430×163х400 мм
Описание:
Стереофонический усилитель мощности «Прибой-75УМ-204С» является первой отечественной моделью на радиолампах и отличается кристально чистым, прозрачным звуком, без призвуков присущих усилителям на полупроводниковых приборах.
Преимущество такого усилителя перед транзисторными моделями проявляется, при его использовании с отечественными, высококачественными акустическими системами такого же класса. В аппарате предусмотрено 2 входа разной чувствительности (нижний – стандартный). Ток выходных ламп установлен 45 мА при напряжении сети 220 Вольт.
В усилителе имеются:
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Усилитель Прибой — отличный ламповый усилитель за совсем маленькие деньги!
Усилитель Прибой — отличный ламповый усилитель за совсем маленькие деньги!
Самый 1ый советский ламповый бытовой стерео усилитель который продавался массово «Прибой-50УМ-204С» был также «Прибой-75УМ-204С».
Усилитель Прибой — отличный ламповый усилитель за совсем маленькие деньги!
Этот усилитель Прибой очень редкий «ламповик».
Внешние данные.В усилителе Прибой есть: отличные выходные клеммы для подсоединения акустики на 4 или 8 Ом. Корпус строгий и лаконичный, лишь на передней панели кнопка откл/вкл. питание. Наличествует индикатор включения сети; интересный ползунковый регулятор для громкости сигнала, причем раздельный на каждый канал отдельно. Внешне усилитель ламповый Прибой очень похож на очень стильный системный блок ПК. Корпус металл весьма толстый.
Звучание. Усилитель Прибой, подключаем к широкополосным динамикам 4 А 32 в ОЯ, подключаем ЦАП слушаем альбом в формате Флак :Pure Desmond — «When Lights Are Low» — звук усилитель Прибой 50ум 204с воспринимается, как очень чистый, очень прозрачный, ясный, без различных призвуков характерных каменным усилителям. Впрочем, преимущество то, что усилитель Прибой выдает чистейший звук особенно при использовании с отечественной, высококачественной акустикой на динамиках 4 А 32 или же 4 А 28.
Внутри в усилитель прибой вы можете поставить 4 радиолампы 6р3с и 3 больших трансформатора.
Лично хотелось бы поблагодарить Стародубцева – автора усилителя Прибой, 1-го бытового незападного лампового усилителя, кстати, 1-го после продолжительного периода их полного забвения в 60х гг, а также за хороший выходной трансформатор, очень благоприятную для переделок конструкцию усилителя Прибой и небольшую даже для этого набора деталей стоимость.
Усилитель Прибой отлично стыкуется с динамиками «шириками» высокочувствительными!
усилитель Прибой, вид внутри
После прослушки усилитель ламповый Прибой дает поразительное чувство легкого восприятия музыки в особенности живых инструментов. Усилитель Прибой отличная находка для аудиофилов для длительного прослушивания. Если вы большущий поклонник классики, джаза, «инструменталки» или вокала – вам нужно присмотреться/прислушаться/купить ламповый усилитель, в частности начать с усилитель Прибой, но не думайте, что этот усь выход — он не более чем нач.уровень.
Итоги. Безупречным усилитель Прибой конечно не назовешь, но после маленькой переделки он заиграет лучше большинства очень дорогих западных ламповых усилителей. Усилитель Прибой это отличная альтернатива вашему обожаемому транзисторному или «микрушному» усилителю. Вы утомились от простого звучания каменного усилителя? Не проходите мимо, усилитель Прибой вам поможет освоить простые истины звука живых инструментов.
Достоинства: Цена, стоимость, надежность, переделка, внешность,
Недостатки: нет
Удачи всем любителям лампового звучания!
Скачать все оригинальные фото и схема усилителя Прибой, не вошедшие в статью, можно скачать ЗДЕСЬ, а лучше ЗДЕСЬ БЕСПЛАТНО Размер 2,87 MB.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
Прибой 75УМ-204С
Изготовитель: Таганрогский завод «Прибой», Ростовская область, с 1991 года.
Назначение: для усиления сигналов от источников программ: предварительного усилителя, электропроигрывателя со встроенным корректором, эквалайзера, тюнера.
Технические характеристики:
Описание:
Стереофонический усилитель мощности «Прибой-75УМ-204С» является первой отечественной моделью на радиолампах и отличается кристально чистым, прозрачным звуком, без призвуков присущих усилителям на полупроводниковых приборах.
Преимущество такого усилителя перед транзисторными моделями проявляется, при его использовании с отечественными, высококачественными акустическими системами такого же класса. Усилитель «Прибой 50УМ-204С» соответствует требованиям ТУ 2.032.579.021, а «Прибой 75УМ-204С» ТУ 2.032.579.
В аппарате предусмотрено 2 входа разной чувствительности (нижний – стандартный). Ток выходных ламп установлен 45 мА при напряжении сети 220 Вольт.
В усилителе имеются: