при составлении учебных комбинаций как экзерсиса у станка так и на середине зала важно учитывать
Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце
Управление культуры и кино Администрация города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»
«Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце»
«Значение экзерсиса у станка и упражнений на середине зала в классическом танце»
Ответственность одинаково высока и для учеников, и для преподавателей. Преподаватель обязан научить ребенка сознательно распоряжаться телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной их координации, должен привить ему музыкальность, так тесно связанную со смыслом танцевального движения. Преподаватель должен обнаружить ошибку опытного танцовщика, подсказать и облегчить ему путь постоянного совершенствования в повседневной практике.
Выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий, высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений и, наконец, выносливость и сила – это непременные условия классического танца.
Все эти условия приобретаются непременно ежедневным тренажем, при тщательном выполнении установленных правил.
Построение урока одинаково как для первого, так и для последующих классов, с той лишь разницей, что в первом классе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях. Исключение составляет самое начало учебы, когда изучают элементы движений.
Урок состоит из упражнений у станка и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки) и упражнения на пальцах.
Последовательность упражнений у станка:
1. Plie – развивает мягкость, эластичность мышц, выворотность и силу ног, устойчивость корпуса, подготавливает к исполнению упражнений, требующих мягкости, а также прыжков.
2. Battement tendu – развивает силу, вытянутость и выворотность ног, укрепляет стопу, развивает устойчивость, приучает к правильному направление движения в сторону, вперед и назад.
3. Battement tendu jete – развивает силу и легкость ног, подвижность стопы, выворотность, устойчивость.
4. Rond de jambe par terre – развивает выворотность, силу мышц ног, подвижность тазобедренного сустава, эластичность стопы. Исполняется из 1 позиции en dehors et en dedans, лицом к станку, затем держась за станок одной рукой, вначале с остановками после каждой четверти круга, позднее слитно.
5. Battement fondue – упражнение мягкое и плавное. Развивает силу, эластичность мышц, гибкость суставов, выворотность. Подготавливает к исполнению прыжков.
6. Battement frappe – развивает силу, выворотность, устойчивость ног, силу пальцев, подвижность коленного сустава; подготавливает (женский класс) для исполнения упражнений на пальцах.
7. Battement releve lent и battement developpe – развивает танцевальный шаг, силу, выворотность, вытянутость ног. Характер упражнения плавный, слитный.
8. Grand battement jete – развивает силу ног, легкость, танцевальный шаг, выворотность, силу мышц. Характер упражнения сильный, энергичный, четкий.
Таким образом, каждое движение вносит в работу мышц все новое дополнение, постепенно усиливая нагрузку.
Экзерсис на середине зала – следующий этап урока классического танца. Упражнения выполняются в той же последовательности, что и у станка. Приобретение устойчивости (aplomb) и координации вырабатывается на середине зала. Так как все упражнения исполняются без опоры на станок, в комбинации активно вводятся различные ракурсы и позы классического танца.
Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки. Прыжки – это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика.
Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполнительские нормы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыжка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, отчего прыжок приобретает большую степень воздушности, и танцовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу.
Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончиков пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъем и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.
Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с остановками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie.
Затем можно перейти к слитному выполнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания.
Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на одном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку.
Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слегка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз.
Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необходимо хорошо усвоить отдельно и только затем вводить его в комбинированные задания.
Прыжки классического танцаподразделяются на пять групп:
1. Прыжки с двух ног на две ноги;
2. Прыжки с двух ног на одну;
3. Прыжки с одной ноги на две;
4. Прыжки с одной ноги на другую ногу;
5. Прыжки с одной ноги на ту же ногу.
На первых этапах обучения основное время от урока отводится упражнениям у станка и на середине зала. Экзерсис проводится без всякого варьирования, далее вводятся простейшие комбинации у станка и их же повторяют на середине зала. В дальнейшем все большее время уделяется экзерсису на середине зала и прыжкам. Постепенно экзерсис усложняют позами, работой рук, вращения и подъем на полупальцы. В последние годы обучения, экзерсис у станка, становится более коротким по времени. Это зависит от того, что техника исполнения становится более развитой и темп берется быстрее, следовательно, занимает меньше времени.
1. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб. : Издательство «Лань», 2005.
2. Базарова Н. П. Азбука классического танца.
Фотоотчет о шуточном танце «Цып-цып-цып, мои цыплята» Накануне Дня смеха мы оказались без музыкального руководителя (заболел). Праздник должен состоятся в обязательном порядке. Сценарий составили.
Фотоочет о празднике «Кружит в танце осень» За окном все стало ярким, Красным, даже рыжим. По утрам уже мороз. Красит белым крыши. Стали желтыми дубы, Пожелтели клены. А еще.
Фоторяд для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по лесу в середине лета» Пройдет совсем не много времени, и наши дети опять соберутся все вместе, соскучившись по своим друзьям, переполненные впечатлениями о.
Фотоотчёт о танце «Аист на крыше» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.
Сценарий осеннего праздника «Кружит в танце осень» Сценарий осеннего праздника «Кружит в танце осень» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста Действующие лица : Ведущая, Осень.
Танцевальная композиция рябинок и осинок к утреннику «Кружит в танце осень» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию танцевальную композицию рябинок и осинок к утреннику » Кружит в танце осень».
Танец дубочков и грибочков к утреннику «Кружит в танце осень» Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию танец грибочков и дубочков к осеннему утреннику «Кружит в танце осень». Танцуют.
Принципы построения учебной ккомбинации на занятиях классического танца
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Принципы построения учебной комбинации в уроке классического танца
На протяжении веков выработался комплекс тренировочных упражнений на развитие физических профессиональных данных и подготовки тела будущего танцовщика.
Классический экзерсис совершенствуется и усложняется наряду с повышением техники классического танца.
Урок состоит из экзерсисов, которые делят его на четыре части:
Экзерсис не середине зала;
Экзерсис на пальцах.
Танцевать – это уметь органично, свободно сочетать цепь движений, складывать из них фразы несущие определённое содержание.
Эти важные навыки воспитывают с первых лет обучения, и главная роль здесь принадлежит учебной комбинации.
Учебная комбинация – это основная форма организации тренировочных упражнений. Она представляет собой логическое сочетание движений экзерсиса по направлениям и ракурсам согласованное с ней метро-ритмически, направленное на выполнение определённых задач, а именно развитие памяти, координации.
Основной особенностью является то, что она решает всегда комплекс задач.
Что требует от учеников педагог?
Запомнить текст комбинации так, чтобы сразу его воспроизвести.
Правильно выполнить все движения.
Свободно координировать движения ног, рук, головы и корпуса.
Исполнить комбинацию музыкально.
Существуют общие положения к составлению учебной комбинации.
Колличество наименований движений в комбинации составляет от 1 до 4-х.
Комбинация состоит из главных и второстепенных движений.
Преобладание главного движения над второстепенным.
Логика сочетаний движений должна соответствовать задачам комбинации.
Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру исполнения.
Комбинация строится по правилам музыкального квадрата.
Все эти положения надо строго соблюдать, чтобы комбинация не представляла собой набор движений.
Объём учебной комбинации соответствует музыкальному квадрату и равен 4 тактам, 8 тактам, 16 тактам, 32 тактам.
Объём комбинации диктуется либо построением музыкального произведения, либо исходит из задач комбинации. Особенно это важно в развёрнутых Adajio, танцевальных комбинациях на середине, большие прыжки.
Построение учебной комбинации её структура
основывается на трёх принципах:
Эта структура сохраняется во всех классах. Постепенно развивается и усложняется её метро – ритмическая основа.
I вид – комбинация на проработку нового движения, элемента.
Первоначально проучивается отдельно в чистом виде ( без комбинмрования), fas, в медленном темпе.
После такого проучивания новое движение комбинируется с уже пройденным. В комбинации этого вида новое движение является главным.
Например: Комбинация rond de jamb en lair с подъёмом на п/п. На ¼ 6 en lair на простой стопе, на 2/4 поднимание на п/п.
II вид – комбинация на отработку исполнительского приёма, техники.
Совершенное владение этими приёмами способствует освобождению эмоций танцовщика. Проучивание движений уже нацелено на правильную технику исполнения.
Например: Комбинация построена с учётом отработки движения.
Plié – releve с ногой на 45 град. Вперёд и назад в полуповороте en dehors и en dedans. Или другой пример: tour sur le cou de pied со 2,5,4 позициям, с tombe, degage.
III вид – Комбинация на развитие координации и памяти.
Координация лежит в основе любого движения.
Танцевальная координация – это способность человека регулировать работу мыщц, вовремя включать определённую группу в нужном режиме.
Воспитание координации начинается с первых уроков. Но в комбинациях этого вида координационная задача как бы концентрируется. Это выражается в усложнённых сочетаниях.
Port de bras с battement в быстрой и частой смене опорной ноги, поз в ритмическом и темповом разнообразии.
IV вид – Комбинация на развитие силы и выносливости.
Это важная задача учебного процесса. Мыщцы танцовщика
должны обладать достаточной силой, выносливостью, эластичностью. Все упражнения экзерсиса развивают силу мышц. Сила мышц наиболее тренируется в упражнениях исполнямых в медленных темпах и на больших амплитудах (90 град. ). Battement develloppe и releve lent.
Необходимо соблюдать правильное распределение нагрузки на мышцы. В продолжительной по объёму комбинации рекомендуется менять характер работы мышц, т.е. переносить тяжесть корпуса с одной ноги на другую. Силовые нагрузки надо увеличивать постепенно.
V вид – Комбинация на развитие пластичности.
Пластичность основывается на способности человеческого тела к плавной мышечной регуляции. Пластично исполненное движение – это движение выполненное одновременно сильно и легко, т.е. эластично. Эластичность способствует его выразительности.
Развитию пластичности рук, корпуса служат VI port de bras.
Продолжая разговор об учебной комбинации необходимо сказать о её схеме, в которую вкладывают содержание.
Например: правой ногой вперёд, левой ногой назад, правой ногой в сторону.
Схема полезна для координации и помогает правильно распределить нагрузку на мышцы ног.
4 схема – «2-х направлений» en dehors и en dedans.
Схема состоит из 2-х частей, которые по объёму равнозначны. Схема позволяет отработать технику движений в их сочетании в 2-х направлениях.
Специфика учебной комбинации в младших классах.
Постановка корпуса, рук, ног и головы;
Медленный темп, элементарные формы;
Закладывается основание развитию мускулов, эластичности связок;
Наиболее распространены комбинации I вида, и схемы: 1,2,3,4.
Специфика учебной комбинации в средних классах.
Главное развитие силы и выносливости, а так же устойчивости в работе на п/п в статике, и поворотах на середине зала.
Большая работа по подготовке учеников к исполнению туров в позах. В работе используют комбинации всех видов и все схемы.
Специфика построения учебной комбинации в старших классах.
Главное внимание уделяется воспитанию выразительности танцевального движения;
Совершенствуется техника исполнительских приёмов;
Усложняется координационные задачи раздела больших прыжков и заносок;
Основная работа проводится на середине зала. Комбинации более развёрнутые.
Тема 1.4 Принципы сочинения комбинаций экзерсиса у станка, на середине зала и этюдов
При освоении элементов народного танца большое значение имеют комбинации, выстроенные на основе этих элементов.
Комбинации могут быть разные: малые и большие, элементарные и сложные, но основная их задача— развитие исполнительской техники народного танца.
«Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы»»— дают общее определение Л.В. Бухвостова и С.А.Щекотихина в учебном пособии «Композиция и постановка танца».
Построение комбинаций вообще не укладывается в рамки стабильного метода. На уроках народного танца есть определенная последовательность прохождения отдельных движений, но эффективность, логика построения во многом определяются умением педагога приводить учебный материал в определенное соотношение друг с другом. Н. Тарасов указывал, что «творческая индивидуальность, мастерство и опыт преподавателя при этом играют исключительно важную роль, что неизбежно является причиной различия в методах и манере составления комбинированных заданий отдельными педагогами, хотя и объединенными одной и той же направленностью учебного процесса».
Можно выделить следующие принципы приемлемые для сочинения комбинаций в уроке народного танца:
· принцип логической последовательности развития (от простого к сложному),
· принцип сочетаемости движений,
· принцип контрастности (чередование сложных и простых движений),
· принцип танцевальной и музыкальной выразительности,
· принцип сохранения национальных особенностей.
Некоторые общие и краткие сведения и приемы работы из различных источников можно рекомендовать для работы.
При сочинении комбинаций обязательно учитывается возраст учащихся, срок их обучения, задачи учебной программы и возможности обучающихся.
В каждой части урока сначала намечаются движения, из которых будет состоять основа предполагаемой комбинации. Затем устанавливается последовательность исполнения этих движений с постепенным усложнением, без лишних случайных звеньев связи, где каждая комбинация отличается компактностью и лаконичностью своего построения.
Не следует увлекаться чересчур сложными сочетаниями движений, которые эффектны с точки зрения балетмейстерской изобретательности, но не приемлемы для учебной цели.
Слишком сложные координационно и лексически комбинации не дают закрепления методики исполнения движений, а слишком упрощенные комбинации не вырабатывают необходимых навыков координации.
Наиболее правильно составленными комбинациями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся (на основе имеющихся у них навыков) преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.
Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Это позволяет пристальнее сосредотачивать внимание на изучаемых движениях, приобрести более прочные навыки и глубокие знания.
Нельзя вводить в комбинации большое количество разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет короче, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.
Повторяемость движений экзерсиса является доминирующим фактором составления комбинированных заданий. В экзерсисе на середине зала этот фактор присутствует в меньшей степени, так как здесь гораздо важнее обращать внимание на развитие танцевальности и пространственной ориентации. На первых годах изучения народного танца повторяемость движений должна быть больше, чем в следующие годы. Н.Тарасов отмечал, что повторяемость движений нисколько не противоречит художественному воспитанию учащихся. Напротив, она еще больше углубляет развитие музыкально-пластического чувства танца. Например, сложные движения, требующие более длительного освоения, рекомендуется повторять в различных комбинациях, исполняя их при помощи возможных приемов и подходов.
На первом году обучения, первоначально движения выполняются в самом простом варианте, или как принято говорить в «чистом» виде, затем комбинируется из нескольких простейших сочетаемых движений и только затем увеличивается количество различных движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.
Все движения, находящиеся в стадии разучивания, не должны применяться в комбинациях. Впоследствии эти движения надо включать вначале в простые, затем в более сложные комбинации, а также использовать национальные особенности исполнения этих движений.
Этот же принцип применяют и при изучении контрастных движений, как по характеру исполнения, так и по музыкально-ритмической основе. Например, соединение battement носок-каблук с маленькими приседаниями позволяет готовить к четким переходам от одного движения к другому в танце.
И, конечно же, сочинение комбинаций народного танца невозможно без музыки. Музыка — это ритмическая опора движения и эмоционально образного действия. Нельзя сочинять отдельно от музыки, так как она рождает в нас танцевальные образы и идеи. Работа с музыкальным материалом сложна, но также и важна, поскольку движение под музыку имеет определённый смысл, тогда как движение без музыки носит лишь сугубо механический характер. Более подробно о взаимовлиянии музыки и движения рассмотрено в главе 1.3.
Движения, прошедшие через различные сочетания, включаются в комбинации в том количестве, которое может обеспечить не только собранность, но и повысить качество их выполнения. В комбинации обязательно должны присутствовать танцевальные элементы, так как при их использовании она становится разнообразнее и интереснее для восприятия. Особенно ярко это прослеживается на национальном материале. Вновь освоенные движения должны выполняться в увеличенном количестве и обязательно повторяться в других комбинациях. На них следует делать как бы основной упор, соединяя с хорошо усвоенными движениями в разнообразных сочетаниях и с использованием принципа танцевальной и музыкальной выразительности.
При сочинении этюдов в уроке народного танца необходимо учитывать все перечисленные принципы, а также традиции в композиционном построении танца. Так для одних народных танцев характерно движение по кругу, другие имеют линейное построение, одни исполняются только женщинами, другие только мужчинами, есть танцы, имеющие определенную композиционную форму, а есть и такие, где импровизация исполнителей является самым важным элементом танца.
Соблюдение принципов сочинения комбинаций позволит осваивать элементы народного танца основательно, последовательно и планомерно.
Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 5302 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основные принципы сочинения комбинаций у станка в народном танце
Основные принципы сочинения комбинаций
у станка в народном танце.
Основной целью курса является изучение методики исполнения движений, методики их преподавания. Наряду с этим, студенты изучают особенности составления учебных и танцевальных комбинаций, танцевальных этюдов с учетом возрастных особенностей учащихся, а также особенностей женского и мужского исполнительства.
Основные задачи курса:
· изучение методически грамотного исполнения движений в экзерсисе у станка;
· изучение методики построения учебных и танцевальных комбинаций в экзерсисах у станка и на середине зала;
· изучение лексики различных народных танцев, их стилистики, образцов народного танцевального творчества;
· изучение методики сочинения танцевальных этюдов;
· повышение исполнительского мастерства.
Приступая к сочинению комбинаций в экзерсисе у станка народного танца, следует учитывать 4 определенных момента:
1. Следить за расстановкой упражнения.
2. Соразмерность длительности упражнений или комбинации.
3. Темп экзерсиса и его продолжительность.
4. Принципы сочинения учебных комбинаций.
При сочинении учебных комбинаций в экзерсисе у станка следует исходить из:
1. Цели данного урока.
2. Содержания всего экзерсиса и его значения на уроке народно сценического танца, т. к. каждая комбинация является частью целого комплекса упражнений.
3. Поставленных задач педагогического и художественного уровня на данном этапе обучения.
4. Способностей исполнителя, их технического уровня, возраста, половых особенностей.
Преподавателю важно понимать и учитывать то, что упражнение состоит
из нескольких движений, в которых участвует корпус, голова, руки, ноги. Иными словами, упражнение – это комплекс движений, направленных на развитие той или иной части тела, определенной группы мышц и суставов, неоднократное повторение крестом или вразброс и решающих определенную педагогическую и художественную задачи.
Учебная комбинация может строиться на основе одного или нескольких упражнений. Во втором случае одно упражнение является стержнем комбинации. Одним из принципов сочинения учебных комбинаций в экзерсисе у станка является принцип последовательности, т. е. учета объективно сложившегося порядка упражнений у станка. Нельзя начинать тренаж с больших бросков или движений большой амплитуды. Этот принцип определяет основные задачи каждой комбинации. Так, например, полуприседание (demi plié) и полное приседание (grand plié) исполняются обычно в спокойном темпе, мягком, лирическом характере. Сначала исполняется полуприседание, затем вводится полное приседание. Обусловлено это тем, что первое упражнение экзерсиса у станка постепенно подготавливает мышцы, суставы и сухожилия к дальнейшей работе.
Принцип возрастания – это принцип от простого к сложному. Он является главным как при составлении всего экзерсиса, так и при составлении отдельной комбинации. Целесообразно начинать комбинацию с менее трудного упражнения, что поможет исполнителя сосредоточиться на начале комбинации и подготовиться к более сложному движению. Например, комбинация flic-flac может быть предложена в следующей последовательности:
1. С акцентом «к себе»
Принцип учета физической нагрузки – предполагает знания биохимики каждого упражнения экзерсиса, в котором определенная группа мышц и суставов работают как более, так и менее активно. Их перезагрузка может повлечь за собой травму, что лишит танцовщика возможности систематического тренажа. Например, каблучное упражнение исполняется в demi plié, вызывающее сильное напряжение мышц бедра, голени и опорной ноги. Целесообразно исполнить упражнение по два раза или сочетать с движениями на опорной ноге, что позволяет отдохнуть работающей ноге.
Таким образом, принцип учета физической нагрузки связан с дозировкой упражнения.
При сочинении учебной комбинации нужно использовать разнообразие музыкальной выразительности, различные длительности, паузы, замедления. Отличительной чертой учебной комбинации в экзерсисе народно-сценического танца от классического является то, что в них часто вводят танцевальные элементы (движение рук, ног, корпуса, головы, характерные для того или иного национального танца).
Принцип орнаментальности – здесь очень важно чувство меры, так как увлечение танцевальными элементами у станка может привести к потере танцевальной культуры. А главное в комбинации – чистота исполнения упражнения и методическая грамотность. Нередки случаи нарушения принципа стилевой однородности. Например, решая комбинацию в характере венгерского или польского танцев, смешивать народную или академическую манеру исполнения, включая в комбинацию элементы и того, и другого стиля. Такие ошибки подстерегают и при сочинении в характере украинского танца, когда путают манеру Западной и Восточной Украины.
Принцип композиционной динамики – позволяет организовать упражнение в комбинации так, чтобы оно имело целостность ступени развития, кульминацию. Отсюда возник еще один принцип – принцип завершенности. Сочиняя комбинацию, важно думать не только о том, как ее начать, но и как закончить. Поставить логическую точку. Комбинация может быть завершена в исходной позиции, перейти в последующую комбинацию с другой ноги. Также, точкой комбинации может быть яркая поза. Все зависит от того, какую задачу ставит педагог.
В педагогическом арсенале есть ряд примеров, помогающих сделать учебную комбинацию выразительной и легко запоминающейся. Дело не в том, что повторяемость одного цикла упражнения гораздо больше, чем в классическом. Педагог использует несколько уроков подряд и предполагает несколько этапов:
1. Знакомство с учебной комбинацией.
2. Запоминание методики упражнения.
3. Отработка нюансов, которые придают учебному материалу художественную законченность.
Исходя из этого, преподавателю необходимо найти такие средства, которые помогут воспринять предложенный материал, запомнить его и качественно исполнить.
При сочинении учебной комбинации необходимо использовать прием паузы. Пауза позволяет исполнителю сосредоточиться на том или ином движении, зафиксировать внимание на положении корпуса, головы, рук или ног. Пауза разбивает монотонность и является ключом для запоминания комбинации. Важно дать понять исполнителю, что пауза – это не отдых, не остановка в действии, а осмысленная работа.
Обогащают учебные комбинации такие приемы, как проникновение и трансформация движения. В связи с тем, что экзерсис классического танца наложил отпечаток на структуру экзерсиса народного танца, их тесная связь продолжается и поныне. Так очень хорошо использовать в комбинации низкие и высокие развороты бедра (battement fondu), вариант этого же упражнения из классического танца. В учебные комбинации часто вводятся танцевальные элементы. Здесь может идти речь об их использовании как в чистом виде, так и видоизмененном (трансформированном). Например, в комбинацию маленьких бросков (battement tendu jete) в характере украинского танца вводится корпус, припадание, rond и другие элементы. Все эти элементы исполняются по естественной позиции, а в экзерсисе они несколько академизируются. Решая комбинацию в характере гуцульского танца, можно использовать подготовку к «веревочке» как в выворотном, так и в невыворотном положении.
Перечисленные приемы не являются исчерпывающими в сочетании экзерсиса народного танца учебных комбинаций у станка. Их можно продолжить. Важно понять, что каждый педагог имеет свои приемы и развить их в своей педагогической деятельности. Можно порекомендовать на уроках народного танца для старших групп готовить экзерсисы у станка в характере одной национальности. В этом случае весь экзерсис занимает 10-12 минут. После тщательного проучивания он может идти без остановки, что позволяет развить выносливость, дыхание, чувство стиля и национальный колорит.
Список используемой литературы:
2. сновы русского народного танца [Текст]/ А. Климов.- Москва: Искусство, 1994.-272 с.
3. ародный танец [Текст]/ Т. Ткаченко.- Москва: Искусство, 1968.-589 с.