представьте систему методических технологий обучения чтению общению

Раздел I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования и практического применения полученных знаний

1. Наука становления личности средствами чтения-общения 2. Содержание науки становления личности средствами чтения общения 3. Чтение-общение 4. Обучение чтению-общению 5. Личность

1. Наука становления личности средствами чтения-общения [н/п]– это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о влиянии чтения на становление формирующегося читателя как личности.

1.1.Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы.

1.2.Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций. Изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – вызывает у обучаемых явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению).

1.3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются.

1.4. Компоненты, о которых идет речь,– это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек представьте систему методических технологий обучения чтению общению. image002. представьте систему методических технологий обучения чтению общению фото. представьте систему методических технологий обучения чтению общению-image002. картинка представьте систему методических технологий обучения чтению общению. картинка image002.книга представьте систему методических технологий обучения чтению общению. image002. представьте систему методических технологий обучения чтению общению фото. представьте систему методических технологий обучения чтению общению-image002. картинка представьте систему методических технологий обучения чтению общению. картинка image002.общество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения.

1.5.Связи между компонентами– это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности, т.е. чтения-общения, и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению.

· Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования типа правильной читательской деятельности. / Начальная школа, 1990, №9. с. 2-5.

2. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель представьте систему методических технологий обучения чтению общению. image002. представьте систему методических технологий обучения чтению общению фото. представьте систему методических технологий обучения чтению общению-image002. картинка представьте систему методических технологий обучения чтению общению. картинка image002.книга представьте систему методических технологий обучения чтению общению. image003. представьте систему методических технологий обучения чтению общению фото. представьте систему методических технологий обучения чтению общению-image003. картинка представьте систему методических технологий обучения чтению общению. картинка image003.», а также системы понятий, выявляющих сущность соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана наукой и проверена практикой.

2.1.Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общения,согласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, т.е. знание сущности изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями.

2.2.Понятие «теория» мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей). Точная реализация руководящих указаний обеспечивает целесообразное внедрение этих знаний в практику человеческой деятельностии гарантирует достижение цели. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а их результативность апробирована на практике. Такая теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. Именно такова теория формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в конце ХХ века и защищенная на уровне докторской диссертации.

3. Чтение-общение [н/п]–это творческий личностно-ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться.

3.1.Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью.

3.2.Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный вид читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и восприятие информативного содержания текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса. Но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста эмоциональным читательским восприятием, интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе.

3.3.Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтения) для удовлетворения потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и понимание его информативной сущности в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия.

3.4.Структура чтения-общения как деятельности[н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов:

− умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение;

−способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст;

−запомнить «речь» книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно;

−осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное;

−оценить выявленный при чтении социально-нравственный опыт применительно к потребностям, побудившим читателя обратиться к книге, и уточнить свое отношение к ее автору как собеседнику для себя.

3.5.Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят, – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода.

· Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998.− 158с.

· Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 173с.

· Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: 1974. – 328с.

· Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд. – М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с. – с.509 и след.

4. Обучение чтению-общению –это научно обоснованная система методических технологий включения обучающихся сначала в возможно более широкий круг книг-собеседников с целью овладения принципом и практикой опознания читателем их ценности лично для него с помощью книги как инструмента для чтения, а затем привычки выбирать из любого доступного круга чтения собеседников для себя, приучаясь присваивать в процессе обучения чтению-общению заключенный в книгах опыт, чтобы познавать и творить себя.

4.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [н\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой как инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения в манере и стиле собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления личностно-ориентированных сведений о писателях и их творчестве, заданных книгами-собеседниками.

4.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п]– это руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время, правомерность которых определяется системой законов и понятий, управляющих процессом становления личности средствами чтения-общения.

4.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. раздел IV).

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: 2001. – 288с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Первый год обучения. – М.: 2006. – 192с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Второй год обучения. – М.: 2007. –208 с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Третий год обучения. – М.: 2010. –224 с.:илл.

5. Личность (в контексте рассматриваемой нами науки применительно к ребенку 6-9 лет)[у/п] –это образованный человек, пока еще не владеющий достаточно устойчивым комплексом знаний, умений, навыков и привычек, формирующих у него способность и потребность перманентно отбирать, анализировать и «примерять на себя» заключенный в книгах чужой опыт, но охотно обучающийся этому и в меру индивидуальных способностей впитывающий доступные ему представления о культуре, социальных нормах, установках, ценностных ориентациях и менталитете родного народа, осознавая и совершенствуя при этом самого себя, чтобы позитивно влиять на окружающий мир, чего он уже хочет.

5.1.Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь. Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки».

5.2.Способность и потребность в перманентном обращении в мир доступных книг и квалифицированное их чтение – это результат систематического освоения читателем умения работать с книгой-инструментом, знания мира доступных книг, привычки выбирать книгу-собеседника в расчете на себя и воспринимать заключенную в книге «чужую» речь (текст литературного произведения) на максимально доступном данному читателю уровне в данное время; это гарантия формирования у ребенка-читателя желания читать, личностно-ориентированных читательских интересов и психического новообразования – читательской самостоятельности (см. с. )

5.3.Личностная культура [у/п]– в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологий обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы:

«Любить ближнего и все живое на земле;

душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания;

накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь;

не обижать вдов и сирот, детей и стариков;

относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится;

ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро);

считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни);

бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.)

К сказанному выше, как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал…

Хорош ли он? Думается, что хорош. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществомреализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки для любого из нас, в том числе и для писателей и их профессиональной оценки учителем начальных классов.

· Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: 1962.

· Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. // Журнал «Начальная школа», 1983, № 10, с. 27-35.

· Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.- 303с.

Источник

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»

представьте систему методических технологий обучения чтению общению. 36afec013c2d839dc7cdee1c1b77ba8d. представьте систему методических технологий обучения чтению общению фото. представьте систему методических технологий обучения чтению общению-36afec013c2d839dc7cdee1c1b77ba8d. картинка представьте систему методических технологий обучения чтению общению. картинка 36afec013c2d839dc7cdee1c1b77ba8d. Горбачева Елена
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные технологии раннего обучения чтению»

Цель данной консультации – обобщить существующий опыт раннего обучения чтению, выделить плюсы и минуса каждого метода в рамках образовательной работы в ДОУ, отметить наиболее подходящий метод раннего обучения чтению в детском саду.

Это система обучению чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков, и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Этот метод обычно используется для обучению чтения в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться».

Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.

Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.

Логопеды рекомендуют этот метод обучению чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.

Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удовольствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликлинике.

Этот метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше 5-6 лет. Поскольку обучение чтению таким образом, довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Поэтому нам этот метод не подходит.

Метод обучения по кубикам Зайцева.

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад – это пара согласной и гласной, или из согласного и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.

На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний с ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например никогда не напишет ЖЫрыф или ШЫна).

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с годовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.

Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».

Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.

Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств. Они развивают музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Дети, выучившиеся читать по Зайцеву, часто проглатывают окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонетический разбор слова.

На кубиках нет сочетания ЖЫ ШЫ, но есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пленэр).

Пособия Зайцева достаточно дорого стоят. Или же родители должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана:

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В это методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможность пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.

У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации.

Трудоемкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.

Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают проблемы с грамотностью и разбором слова.

Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми, а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.

Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.

Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.

Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.

Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.

Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.

Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно.В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.

Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.

Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.

Можно начинать учить почти с рождения.

Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.

Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Программа «От звука к букве» Колесниковой Е. В.

И наконец, на наш взгляд, наиболее подходящий метод обучение чтение для реализации в условиях ДОУ. Он неразрывно связан с обучением грамоты.

Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.

Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.

Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.

Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи.Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.

Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О. Н.

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие»интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Выбор программы остается за педагогом.

Самое главное необходимо соблюдать следующие принципы при обучении чтению:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *