предметно практическое обучение это
«Предметно-практическое обучение»
Предмет «ППО» предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенапрвленным обучением разговорной и монологической речи.
Просмотр содержимого документа
««Предметно-практическое обучение»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Донецкий Республиканский институт дополнительного
Протокол заседания Ученого совета
от__ _______ 2016 г. №_____
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ от _______ 2016 г. №_____
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету
для І – ІV классов специальных общеобразовательных организаций для обучающихся с нарушенной слуховой функцией, усложненным вторичным дефектом.
Цели и задачи работы.
Место предмета «ППО» в учебном плане.
Содержание программы в 1 классе
Содержание программы во 2 классе
Содержание программы в 3 классе
Содержание программы в 4 классе
Развитие универсальных учебных действий на уроках ППО.
Критерии оценивания предмета.
Программа «Предметно-практическое обучение» адресована обучающимся с нарушенной слуховой функцией, усложненным вторичным дефектом. Программа разработана на основе: Программы специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы) (М., 1989 г.), Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (М., «Просвещение»,2006 г.), Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С и D) и ГОС начального школьного образования.
В ходе уроков предметно – практического обучения педагог организует взаимопомощь, добивается активной мыслительной работы каждого школьника, посильной инициативной речи, формируя навыки речевого общения. При этом планируется учебная работа, различная по содержанию, объему, сложности, методам и приемам, при этом предусматривается вариативность учебных задач и ролей участников учебно-воспитательного процесса, с учетом индивидуальной траектории развития каждого.
Здесь ведущим критерием эффективности подхода является темп продвижения ученика в овладении знаниями, умениями, навыками; в развитии его когнитивных и креативных способностей. Так как для всей категории глухих детей со сложными дефектами, а для глухих детей с интеллектуальными нарушениями в особенности, характерны рассогласованность содержательно-операционного, мотивационного, волевого компонентов учебной деятельности. Поскольку, пониженная активность мышления, низкий уровень речевого развития, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления над словесно-логическим характерны для этих детей, то они предпочитают привычные способы действия, которые им легко воспроизвести по памяти. Эти дети лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объяснения. Вместе с тем, они способны к такой учебной деятельности, которая активизирует и развивает некоторые элементы словесно-логического мышления. При этом применяются специфические сурдопедагогические приемы, облегчающие глухим ученикам воспроизведение изучаемого речевого материала. Для этого используются следующие приемы: в момент объяснения учебного материала педагог широко применяет внешние опоры, держится в поле зрения всех учеников, обращаясь к ним с вопросами, вовлекает в обсуждение темы урока на основе письменного образца (таблицы, плаката). Ожидаемые результаты коррекционно-педагогического воздействия: высказывание отношения к ответу товарища и при согласии повторение ответов хорошо успевающих учеников; ответы с опорой на составленный план; использование схем, сигнальных (учебных карт) и в том числе наглядно-инструкционных, предметных и других наглядных знаковых средств; образцов моделей речевых высказываний различной степени сложности.
— целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих детей со сложными дефектами, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в их психофизическом развитии.
— формирование житейских понятий;
— развитие мышления глухих со сложными дефектами обучающихся;
— развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме;
— совершенствование предметно-практической деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе;
— целенаправленное воспитание обучающихся.
На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определенного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.
Предметно-практическое обучение включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.
Потребность в речи. Словесная речь — средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.
Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.
Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.
Трудовые умения и навыки
Общетрудовые умения: определение цели труда (своего, коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приемы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.
Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени.
Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива в общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.
Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.
Применительно к каждой четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети: умения, касающиеся речевой деятельности (работа с поручениями, отчетами, заявками, описаниями и др.); трудовые умения (отбор материалов, планирование деятельности, ручные и организационные умения, содержание своего рабочего места в порядке и др.); формирование умственных действий (сравнение, обобщение, выделение главного и второстепенного, планирование и др.). Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных навыков и умений на работу с иными материалами, в новые условия.
Место предмета «ППО» в учебном плане.
На изучение ППО отводится 4 часа в неделю в каждом классе (34 учебные недели – 136 часов).
Предметная область «Язык и речевая практика» (Филология) охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам НОО глухих обучающихся: «Русский язык и литературное чтение» и «Предметно-практическое обучение »
ППО предполагаетцеленаправленное общее и речевое развитие глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом и на начальном этапе образования глухих детей выполняет особую роль. Предметно-практическая деятельность рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой для овладения соответствующими компетентностями (академической и жизненной), способностью и готовностью к творческой деятельности, сотрудничеству.
Задачами ППО являются умение работать в коллективе, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме.
На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.Все элементы учебной деятельности (мотивация, ориентировка в задании, постановка задачи, планирование, отбор материала и инструментов, преобразование, решение возникающих задач в контексте практической ситуации, достижение результата, контроль и оценка результатов деятельности и т. д.) предстают в наглядном материальном или материализованном виде и тем самым становятся понятными для детей, имеющих нарушение слуха.
Формирование речевых умений, конкретного речевого материала, начатое на уроках ППО, продолжается на уроках развития речи, чтения и в процессе изучения других учебных дисциплин. В свою очередь, работа над речевым материалом уроков развития речи переходят на уроки ППО.
ППО по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане этот предмет предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:
· с развитием речи – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий, составление плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
· с чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделиях, написание отчетов о выполненной работе, описания объектов деятельности;
· с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами;
· с ознакомлением с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;
· с изобразительной деятельностью – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Основные содержательные линии предмета ППО: речевая деятельность, житейские понятия, познавательная деятельность, основы культуры труда и общетрудовые компетенции, воспитание и социокультурная адаптация, использование информационных технологий.
Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдением принципа связи ППО с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи.
Требования к знаниям и умениям учащихся подготовительного и младшего отделений коррекционной школы постепенно усложняются: от элементарных умений выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме, сообщать о выполненной работе в конце подготовительного этапа, до умения пользоваться устной и письменной разговорной речью в ходе коллективного изготовления изделий и использовать полученные навыки речевого общения на уроках по другим дисциплинам и во внеурочное время.
Согласно пАООП НОО (примерная адаптированная образовательная программа) особая роль труда в формировании слухоречевых и коммуникативных навыков подтверждена многолетними наблюдениями и реальными положительными результатами.
Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метапредметная цель этих уроков – вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо учителем, либо самими учениками.
Именно уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы – связи речевого развития с деятельностью. Условием формирования речевых умений становятся речевые ситуации, возникающие в специально организованной коллективной предметно-практической деятельности учащихся и обеспечивающие мотивированное употребление речевых конструкций. Формирование и развитие речевых умений происходит в естественных, мотивированных условиях, в результате чего дети начинают ощущать и осознавать значимость речевых контактов.
В результате обучения у школьников формируются практические знания и умения – речевые, интеллектуальные, ручные. В процессе ППО дети приобретают умения выполнять следующие действия:
· выделять объект деятельности по его основным признакам, строению, функциональному назначению;
· представлять и описывать среду обитания и образ жизни животных, место произрастания растений;
· понимать назначение инструментов и материалов, способы деятельности с ними;
· планировать порядок выполнения действий, отбирать необходимые материалы и инструменты в соответствии с целью и планом работы;
· координировать и корректировать в ходе выполнения свои действия с работой товарищей;
· давать и выполнять поручения;
· помогать другим и принимать их помощь;
· качественно, точно и в запланированное время выполнять каждый этап работы;
· критически оценивать результаты работы (своей и товарищей).
На этих уроках достигается определенная последовательность усвоения содержательной стороны речи, которая может быть соотнесена с процессом развития детской речи в норме. Так, глухие дети сначала овладевают речью по подражанию, затем словообразованием по аналогии и, наконец, самостоятельным конструированием словесных форм речи. Наряду с этим ППО оказывает влияние на развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической речи. В возникающих и специально создаваемых ситуациях происходит мотивированное узнавание и усвоение детьми новых слов и их значений, которые объясняются и уточняются в процессе деятельности с последующим их самостоятельным употреблением.
На уроках ППО закладываются основы усвоения школьниками связной речи в ее основной коммуникативной функции, что содействует аналогичной работе, продолжающейся на уроках русского языка. Начинается такое обучение с систематического оформления отчетов о выполненной работе. Овладение диалогической речью также происходит на этих уроках: дети легко усваивают такие формы как обращение к собеседнику, понимание и выполнение разных поручений, выражение просьб и пожеланий, сообщение о своей работе, вопросы и ответы на них.
В процессе ППО глухие школьники овладевают основными грамматическими категориями языка в практике общения, а многократность употребления различных форм обеспечивает их усвоение. Вместе с тем они осваивают вариативные синтаксические конструкции и учатся видоизменению их структур.
Уроки ППО создают благоприятные условия и для развития познавательной деятельности детей. Так, на уроках у глухих детей формируется целенаправленное, уточняющее зрительное восприятие. Компенсации недостатков взаимодействия зрительного и кинестетического анализаторов содействует лепка, складывание узоров из мозаики, обводка контура по шаблону. На уроках развивается и осязание учеников, для этого используются игровые приемы – отгадывание предмета, спрятанного в мешочке, определение на ощупь особенностей материала и др.
Практические действия с предметами по словесным указаниям дают детям возможность наглядно осознать взаимосвязь между речью и деятельностью, побуждают их к выполнению сначала элементарных, затем более сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) с последующим их усвоением. Опора на словесную речь позволяет школьникам выделять части, свойства и качества предметов, разделять существенные и несущественные признаки, строить обобщения. Предметно-практическая деятельность помогает соблюдать стадийность развития мыслительных операций анализа и синтеза и овладевать такими сложными операциями, как обобщение и классификация.
Разнообразие видов деятельности на этих уроках создает условия для произвольного запоминания наглядного материала. Особое значение для развития образной памяти имеют виды работ, которые предусматривают переход от практических действий к мысленным, когда учащиеся должны по памяти оперировать образами отсутствующих предметов.
Этот коррекционный курс содействует развитию словесной памяти глухих детей, причем его особенность в том, что слова и фразы не заучиваются формально. Их непроизвольное запоминание обусловлено организацией уроков: новые слова и языковые конструкции запоминаются в результате многократного называния одних и тех же объектов и действий в процессе деятельности.
Развитие воссоздающего и творческого воображения в процессе ППО связано с созданием и видоизменением образов предметов и явлений на основе их творческой переработки. Начиная с I класса, дети изготавливают поделки из пластилина, аппликации и макеты по словесному описанию задуманных изделий. В дальнейшем они переходят к такой работе уже без опоры на словесное описание, а только по представлению. Процесс подобного воссоздания требует творческой переработки представлений памяти и свободного оперирования ими.
Специфическая структура уроков ППО включает в себя: этап подготовки к работе (план, заявки, раздача материала); этап изготовления предмета; подведение итогов (отчет о работе, оценка результатов), домашнее задание. Уроки ППО в школе для глухих проводятся согласно базисному учебному плану на начальной ступени обучения: в подготовительном – 6 часов в неделю; в первом, втором классах – по 5 часов в неделю; в третьем классе – 4 часа; в четвертом – 3 часа в неделю. В школе для слабослышащих уроки ППО проводятся только во втором отделении (1 и 2 варианты) в первом классе – 2 часа в неделю. По 3 варианту в подготовительном классе уроки ППО даются по 3 часа в неделю.
Согласно пАООП НОО для глухих обучающихся к завершению начального этапа образования будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень академической (образовательной) и жизненной компетентности, развития универсальных (метапредметных) учебных действий:
— адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;
— использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;
— понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение; сообщение о проделанной работе;
— умение участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения,
— способность к позитивному стилю общения;
— способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;
— достаточная сформированность личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, психологическая готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде;
— умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив.
Таким образом, урок ППО включает в себя множество коррекционно-развивающих задач. Сергей Александрович Зыков отмечал:» Привлечение предметной деятельности в качестве средства специфического развития глухих детей есть и имеет задачей повышение уровня и качества учебно-воспитательного процесса в целом и речевого развития особенно. Это общая задача широкого включения ППД в учебный процесс, в решении которой свое место занимает предметно-практическое обучение.
1. Е. Н. Марциновская, Т. В. Нестерович, Т. С. Зыкова. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих. М, 2002
2. Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. М, 1980
3. Приложение N 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся Система ГАРАНТ [Электронный рессурс]:http://base.garant.ru/70862366/b89690251be5277812a78962f6302560/#ixzz6g23LaeaO(Дата обращения: 08.12.2020)
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся [Электронный ресурс] 01_ПрАООП_ГЛУХИЕ_18.10.2015.pdf (Дата обращения: 08.12.2020)