предложения по повышению качества обучения в школе

25 способов улучшить качество образования

Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.

Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):

И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.

За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.

Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).

25 способов улучшить результаты образования

Учителя и педагогика

Помощь обучающимся

Учебный план и учебные материалы

Школы и ресурсы

Менеджмент образовательной системы

Источник

Качество образования в школе. Проблемы и пути решения

Методички Педсовета

Единственный путь, ведущий к

знанию — деятельность.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Источник

Статья «Современные подходы к повышению качества школьного образования»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные подходы к повышению качества школьного образования

Повышение качества образования – одна из основных задач современной школы.

Качество образования – важный показатель деятельности ОО во все времена. Однако образование меняется, и появляется необходимость постоянного переосмысления целей и задач в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, педагогического коллектива, организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это также востребованность полученных знаний для достижения успешности выпускника.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Из чего складывается качество образования?

из высокого уровня профессионализма педагогов

из создания комфортности в обучении школьников;

качества обученности школьников;

соблюдение санитарно-гигиенических норм;

из материально-технического обеспечения школы.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях?

К современным образовательным технологиям относятся:

коллективная система обучения;

исследовательские методы обучения;

проектные методы обучения;

технология развития «критического мышления

технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

технологии модульного и модульно-блочного обучения;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Педагоги широко используют информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, так как одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, сформировать у него информационную культуру.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. В настоящее время профессиональный рост учителя реализуется через профессиональные конкурсы на федеральном, региональном, муниципальном уровне, показатели, разрабатываемые школой, для осуществления стимулирующих выплат, что позволяют мотивировать и поддерживать (в том числе и финансово) учителей, которые реально проводят изменения своей профессиональной деятельности в заданном направлении. Так, например, признавая профессиональную свободу учителя в выборе методов, педагогических технологий для достижения требуемых образовательных результатов, администрация школы управляет процессом освоения современных образовательных технологий и отслеживает их эффективность. Педагоги систематически совершенствуют свое мастерство, понимая ответственность в решении задач, поставленных перед современной школой.

Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

организации образовательного процесса;

квалификации педагогических работников.

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ определяется:

-Уровнем научности теоретических профессиональных и интеллектуальных знаний

-Психолого-педагогическим взаимодействием с коллегами, учащимися, родителями

-Инновационной деятельностью, участием в общешкольных проектах, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе.

-Научной организацией труда учителя и обучающихся

-Состоянием учебно-методической базы

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ зависит от:

-Уровня индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.) знаний

-Традиций и новаций в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).

Уровня подготовленности к обучению

-Состояния учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)

-Внешнего влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)

-Системы оценивания знаний учащихся

-Педагогического взаимодействия детей и взрослых: уровень коммуникативных отношений.

Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации: получение нового образовательного результата – развитие личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий.

Система мониторинга активно входит в работу по определению качества обучения. С введением новых государственных стандартов в каждой школе сложилась своя система мониторинга, но она должна производиться на основе единых принципов и критериев, чтобы служить основой принятия управленческих решений. Н аряду с оценкой предметных результатов (в баллах) предполагается оценка метапредметных (в форме комплексных работ) и личностных результатов обучения (с помощью различных диагностик, анкет, и других инструментов. Наряду с ГИА такую функцию может выполнять портфолио, так как оно достаточно полно отражает успехи ученика не только в области учебных достижений, но и в умении применять их.

Источник

Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов

Рассказываем, какие грядут изменения в подходах к оценке качества образования и почему от учителей ждут социального оптимизма.

предложения по повышению качества обучения в школе. 7306a1205c42f22524d45dd12da917c2. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-7306a1205c42f22524d45dd12da917c2. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 7306a1205c42f22524d45dd12da917c2.

предложения по повышению качества обучения в школе. b8f2843947da9c7705b8c6052701eb59. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-b8f2843947da9c7705b8c6052701eb59. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка b8f2843947da9c7705b8c6052701eb59.

На Российском международном форуме «Время образования», прошедшем 27 августа, в секции «Педагогика нового времени» эксперты говорили о том, что влияет на качество образования, как оно измеряется и что необходимо предпринять, чтобы восполнить существующие дефициты в знаниях и компетенциях школьников.

Модератор дискуссии Андрей Зинин, директор московского Городского методического центра (ГБОУ ГМЦ ДОНМ), напомнил собравшимся о тезисах, прозвучавших в выступлении Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 25 августа. Он тогда отметил, что цель государства — обеспечить высокий уровень образования во всех школах, «дать детям фундаментальные знания и научить пользоваться ими в жизни». Кроме того, президент напомнил про цель войти в топ-10 стран по качеству образования.

Спикеры обсудили обозначенные главой государства цели и поделились своими мнениями о том, как их достичь.

предложения по повышению качества обучения в школе. 14360805082021 c63b51489dd5c82301bb1298d32eed09cbd58a9c. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-14360805082021 c63b51489dd5c82301bb1298d32eed09cbd58a9c. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 14360805082021 c63b51489dd5c82301bb1298d32eed09cbd58a9c.

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования

Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, справедливо отметил, что любые решения, относящиеся к системе образования, нельзя принимать без выяснения реального положения дел в этой сфере.

предложения по повышению качества обучения в школе. info 0 40IVGA. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-info 0 40IVGA. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка info 0 40IVGA.

Эксперт рассказал о недавнем исследовании, в котором участвовало порядка 2500 школ из разных регионов страны. Анализ показал, что содержание образовательных программ в 70% из этих школ не соответствует федеральным стандартам.

В настоящее время, по словам Семченко, Минпросвещения, его подведомственные учреждения и экспертные сообщества работают над формированием единого содержания общеобразовательных программ. Так, сейчас разрабатывается 34 образовательные программы по предметам начального и основного общего образования. Эксперт считает, что это позволит решить проблему несоответствия стандартам.

Другое направление, которое он отметил, — повышение объективности оценочных процедур. По словам Семченко, до сих пор остаются вопросы, насколько объективно выставляются оценки, например, за ОГЭ в отдельных субъектах Российской Федерации, а также за всероссийские проверочные работы. При этом спикер отметил, что прогресс в этой области уже заметен:

предложения по повышению качества обучения в школе. info 0 40IVGA. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-info 0 40IVGA. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка info 0 40IVGA.

«Ещё несколько лет назад, анализируя результаты всероссийских проверочных работ, мы видели десятки муниципалитетов, в которых были десятки и сотни школ, десятки тысяч детей, у которых результаты по всем предметам были следующие: ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четвёрки. Пятёрки по всем предметам у всех детей. Мы понимаем, что таких чудес не бывает. Это, мягко говоря, необъективные данные. И вот такой картины последние несколько лет мы больше не наблюдаем».

Какие умения должна формировать школа

Один из главных векторов развития современной школы, отражённый в новых ФГОСах, которые вступят в силу в 2022 году, — это достижение метапредметных и личностных результатов учащихся. Чему же именно нужно учить нынешних школьников?

предложения по повышению качества обучения в школе. 07340821092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-07340821092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 07340821092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.

предложения по повышению качества обучения в школе. 07482021092021 8386f03bc01c60947f832050af691fa6c087cd6e. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-07482021092021 8386f03bc01c60947f832050af691fa6c087cd6e. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 07482021092021 8386f03bc01c60947f832050af691fa6c087cd6e.

Дмитрий Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Института стратегий развития образования Российской академии образования, считает, что новые ФГОСы хороши в первую очередь тем, что детализируют требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам. Почему это важно? Эксперт считает, что подобный стандарт создаёт целостную систему развития, необходимую в нынешних реалиях.

Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:

«Ни для кого не секрет, что науку двигают энтузиасты, фанатики, люди заинтересованные. Эта внутренняя мотивация должна формироваться на уровне школы. Если учитель не сможет преподнести свой предмет „вкусно“, сделать из тривиального изложения сухих научных фактов какую-то интересную историю, которая увлечёт ребёнка, то мы не воспитаем поколение будущих Вернадских, Циолковских, Гагариных».

Как изменится система государственной итоговой аттестации

Не секрет, что направление для школьного образования во многом задаёт система государственных итоговых экзаменов. Обучение в средней и старшей школе, как правило, становится подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ соответственно.

Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), считает, что это просто неправильно — ориентироваться в содержании образовательных программ не на ФГОС, а на требования экзаменов. Потому что ни один экзамен не может включать в себя проверку всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать школьник.

По его словам, Рособрнадзор в настоящее время стремится систематизировать и оптимизировать все контрольные и оценочные процедуры, которые проводятся в школе:

предложения по повышению качества обучения в школе. info 0 40IVGA. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-info 0 40IVGA. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка info 0 40IVGA.

«Мы часто слышим тезис о том, что контрольных работ очень много и они порой заменяют собой учебный процесс. Перед тем как принимать те или иные решения, мы проводили мониторинг и обнаружили, что есть школы, где количество контрольных работ несущественно меньше по сравнению со всем остальным количеством часов, которое отводится на изучение учебного материала».

Чтобы исправить это и снизить нагрузку на педагогов и учеников, межведомственная рабочая группа разработала рекомендации, предполагающие составление единого графика контрольных работ. Они были направлены во все школы страны в августе. По словам Игоря Круглинского, Рособрнадзор будет следить за тем, как эти рекомендации применяет и принимает педагогическое сообщество на местах. И если окажется, что новые правила поддерживают и учителя, и родители, и дети, то их ждёт нормативное закрепление.

Также спикер отметил, что выпускные экзамены будут проводиться на основе нового федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 2022 года, — именно в этом году выпускниками станут ребята, которые учились по этому стандарту с первого класса.

Проекты и демоверсии контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ будущего года уже опубликованы на сайте ФИПИ — и ЕГЭ ждут изменения по сравнению с 2021-м. По словам Игоря Круглинского, эти изменения направлены в первую очередь на то, чтобы задания раскрывали творческий потенциал выпускников, побуждали их решать задачи креативными способами, формулировать собственные идеи и мнения.

Чего не умеют наши школьники и как с этим быть

Когда речь заходит о качестве образования, нельзя не упомянуть дефициты в знаниях, умениях и навыках, которые демонстрируют современные школьники. Можно ли выявить конкретный список пробелов, общий для большинства детей, и просто их заполнить?

Елена Михайлова, первый заместитель министра образования Московской области, отметила, что школьникам повсеместно не хватает умения применять знания на практике. Во многом это связано с историческим развитием нашей системы образования, которая устроена так, чтобы в большей степени давать теоретические знания.

Также спикер подчеркнула, что очень многие дефициты учеников повторяют учительские дефициты. Поэтому Елена Михайлова считает, что систему повышения квалификации учителей следует перестроить и обновить. Из своей практики она отметила пользу коротких модулей, прорабатывающих конкретные практические навыки:

предложения по повышению качества обучения в школе. info 0 40IVGA. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-info 0 40IVGA. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка info 0 40IVGA.

«Если ты не знаешь, как научить детей теореме Пифагора, значит, тебе нужно дать эту технологию, а не всю историю математики и всю технологию обучения математике. Мы у себя создали, как мы говорим, протоколы восполнения дефицитов у учеников. Даём учителю такой алгоритм: „Делай раз, делай два, и ты получишь такой результат“. Для начинающих педагогов, учителей из сельских школ, которые часто ведут по несколько предметов, это оказалось очень полезно».

предложения по повышению качества обучения в школе. 07340821092021 08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-07340821092021 08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 07340821092021 08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.

Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?

Агентство стратегических инициатив (АСИ) каждый год выпускает «Атлас новых профессий» — прогноз профессиональных трендов, которые будут актуальны в ближайшие 10–15 лет. Согласно ему, в ближайшем будущем наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей.

предложения по повышению качества обучения в школе. 07482021092021 6f76049fab0c373be9110d1e0ca07d23cc8b29a1. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-07482021092021 6f76049fab0c373be9110d1e0ca07d23cc8b29a1. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 07482021092021 6f76049fab0c373be9110d1e0ca07d23cc8b29a1.

Что может делать школа, чтобы ориентировать выпускников не на узко-предметный путь, а на развитие актуальных компетенций?

предложения по повышению качества обучения в школе. info 0 40IVGA. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-info 0 40IVGA. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка info 0 40IVGA.

Евгений Семченко считает, что в первую очередь нужно донести до детей картину современного мира, с его новыми профессиями, видами деятельности, и научить их видеть «всю палитру этих изменений». Но, как справедливо заметил Игорь Круглинский, для этого школе нужны специалисты, обладающие такими знаниями, — а подобных курсов повышения квалификации в настоящий момент, к сожалению, просто не существует.

Также Круглинский отмечает, что необходимо доносить до родителей информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в вуз сразу после школы».

предложения по повышению качества обучения в школе. 07482021092021 4b5cba6b7ae87e8691100be06a9301e69458882e. предложения по повышению качества обучения в школе фото. предложения по повышению качества обучения в школе-07482021092021 4b5cba6b7ae87e8691100be06a9301e69458882e. картинка предложения по повышению качества обучения в школе. картинка 07482021092021 4b5cba6b7ae87e8691100be06a9301e69458882e.

Елена Михайлова, в свою очередь, отметила, что подготовку школьников в современном мире невозможно эффективно проводить только за стенами школы — детям нужно видеть окружающий мир и с ним взаимодействовать. Для этого она рекомендует устраивать музейные уроки, экскурсии на предприятия и применять другие подобные подходы.

Дмитрий Метёлкин выразил мнение, что школе следует начать с развития организационной культуры образовательной организации. По его словам, одна из важных черт такой культуры в школе — социальный оптимизм, то есть способность педагога видеть разнообразные перспективы и мотивировать учеников к развитию.

обложка: Merry Mary для Skillbox Media

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *