праздник преполовения пятидесятницы значение
Преполовение Пятидесятницы
Что это такое и почему мы это празднуем?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Что такое Преполовение Пятидесятницы, когда и почему мы его празднуем?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Христос воскресе!
Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.
На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:16-18)
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: икона Преполовения Пятидесятницы, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XVI в.
ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе
Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего о том как Господь Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14). В Своём учении Он ясно показал Себя Христом, ходатаем между Богом и людьми, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника,» во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, ниспославшего Святого Духа.
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость,» Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).
Иконография праздника отсылает к другому случаю пришествия Христа в храм, также на праздник кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На образе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих ему старцев.
Молитвы
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.
Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.
Использованные материалы
[1] В ряду песнопевцев праздника упомянут и Анатолий Константинопольский в V веке, но ныне минейные стихиры с надписанием «Анатолия» зачастуют приписывают позднейшим писателям. См. подробнее ст. Анатолий Константинопольский.
«Благочестия напой водами»
Комментарий к тропарю праздника Преполовения Пятидесятницы
Среда 4-й седмицы по Пасхе названа Церковью Преполовением Пятидесятницы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.
Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы – день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В нем радость о Воскресении Христовом соединяется с ожиданием воспоминания схождения Духа Святого на апостолов.
Помимо этого Церковью в данный день вспоминаются евангельские события, связанные с преполовением ветхозаветного праздника Кущей. Святой евангелист Иоанн повествует, что в третий год Своего служения Христос пришел на праздник в Иерусалим тайно и лишь в середине его начал открыто учить в храме: «Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше» (Ин. 7: 14). В одной из бесед, произнесенных в эти дни, Христос говорил о грядущем схождении на верующих в Него Духа Святого, что связывает данные события с новозаветной Пятидесятницей.
Богослужебные тексты, исполняемые Церковью в этот день, соединяют в себе все указанные смыслы.
Предлагаем рассмотреть самый употребительный из них – тропарь праздника.
Обратимся к церковнославянскому тексту тропаря:
«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе» [1] .
Приведем также греческий вариант:
Русский перевод таков:
«Когда было преполовение праздника, жаждущую мою душу напой водами благочестия, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе!”»
Посреди праздника
Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника.
Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом.
Реки воды живой
В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).
«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).
Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице.
Чтобы раскрыть другое значение этого словосочетания, обратимся к посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано:
Под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, открываемая в Его безмерной благости
«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).
Слово «благочестие» в греческом тексте выражено словом «εὐσεβείας» [10] – тем же, что и в тропаре праздника.
Христос как Источник нашей жизни
Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной
Первый смысл слова связывает данное обращение с основной частью песнопения, в которой Христос называется Источником воды живой – Тем, Кто посылает верующим в Него Духа Святого.
Второе напоминает нам о том, что Господь – причина нашего бытия, как об этом пишет протоиерей Валентин Свенцицкий:
Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной, по слову апостола Павла:
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22–23).
Тропарь Преполовения Пятидесятницы, обращенный к Источнику нашей жизни – Воскресшему Спасителю, напоминает о том, что мы, христиане, получаем спасение стяжанием Духа Святого, Которого Господь послал ученикам Своим в день Пятидесятницы и Которого Он непрестанно посылает всем верующим в Него.
Праздник преполовения пятидесятницы значение
Преполовение Пятидесятницы: история и значение праздника
Преполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть своё Преполовение и в православии, причём отмечается дважды. Во-первых, это середина предпасхальных 7 недель Великого поста. Она отмечается особо и называется крестопоклонной неделей. Во-вторых, это середина постпасхальных 7 недель, которая так и называется — Преполовение. По времени она приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы.
История праздника
Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.
Что такое праздник Кущей?
Это один из 3 великих иудейских праздников, стоявший в одном ряду с Пасхой и Пятидесятницей. Длился он 7 дней. Посвящался 40-летнему странствованию евреев по Аравийской пустыне, когда они шли в землю Обетованную. Именно тогда Бог показал Моисею на горе кущу, по образу которой тот поставил скинию.
Во время этого праздника все выходили из своих домов и несколько дней жили в кущах или шалашах, радуясь Господу. В огромных количествах приносились жертвы.
Священники набирали в золотые сосуды воду из Силоамского источника. В храм возвращались под звуки труб и всеобщих радостных восклицаний. Вода смешивалась с вином и возливалась на западную сторону жертвенника. При этом пелись слова пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Этот ритуал имел большое значение. Данное возлияние символизировало струю воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале, тем самым открыв источник.
Христос на празднике
Именно этот праздник посетил Христос. На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».
Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:
Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.
Значение Преполовения Пятидесятницы
К сожалению, в наши дни значение этого праздника постепенно стирается из людской памяти. Мало кто в Преполовение ходит в храм и вникает в Богослужение, очень глубокое по своему содержанию и до сих пор, согласно церковному уставу, очень важное.
Силоамский источник, из которого набиралась вода в праздник Кущей, представлял собой маленький аккуратный водоём. Его питала струя, текущая из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии можно найти упоминание о силоамских водах, текущих тихо, неприметно и бесшумно. Именно они символизируют царство Давида и грядущее Царство Христа, противопоставленные шумным и бурным земным государствам.
Второй символ, заложенный в них, — Сам Христос: кроткий, смиренный сердцем, пришедший в мир тихо и незаметно. Даже само слово «силоам» переводится как «посланный», то есть Мессия, Которого Отец отправляет на землю для спасения мира. Когда священник выливал воду из источника перед жертвенником, это означало, что обещанный Мессия принесёт Себя в искупительную жертву.
Ещё одно значение воды из силоамского источника — она символизировала грядущее таинство Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспоминается евангельский эпизод, когда Иисус послал слепого умыться в Силоамской купели и тот прозрел.
На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Это символ того, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. На иконе преобладают 2 цвета — красный (символ Воскресения Христова, спасающего весь человеческий род) и зелёный (символ обновления жизни).
Праздник Кущей, который посетил Иисус, — это праздник живой воды, спасшей Его в пустыне от гибели. Это прообраз воды небесной, воды вечной жизни. Это благодатное учение Христа и благодатные дары Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней и заканчивается в среду 5-той недели по Пасхе — недели самарянки. Рассказ о её встрече с Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Получается, что 3 седмицы постпасхального периода (4-ая, 5-ая и 6-ая) определены водной стихией, олицетворяющей Духа Святого.
Молитвы
После литургии на Преполовение Пятидесятницы совершает малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». В этот день в храмах звучат особые молитвы.
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.
Преполовение Пятидесятницы
Историческое содержание
Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (греч. Μεσοπεντηκοστή, англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый Господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.
Этимологически греч. μεσο-, русск. пол
и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.
Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древних христианских праздников. Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.
Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются VIII – IX вв.; песнопения к этому празднику составляли Андрей Критский, Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день.
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.
Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
В современной Греции есть интересная традиция: храмы в честь Святой Софии (Премудрости Божией) празднуют свои престольные праздники в день Преполовения (так как в некоторых песнопениях Преполовения Христос именуется Премудростью Божией, также читается паремия о «пире Премудрости» (Притч. 9)). В России такой традиции нет, однако у нас есть несколько храмов, освященных буквально в честь Преполовения Пятидесятницы.
Молитвы
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.
Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»
Богословское содержание
1. Между Пасхой и Пятидесятницей (тема середины периода).
2. Христос — Источник «воды живой»; «вода живая» — иносказательное именования Святого Духа.
3. Христос – свет мира.
4. Христос — Премудрость Божия.
5. Противление иудеев Христу (как раз речь Христа в середине праздника Кущей посвящена Его спору с иудеями).
Богослужебные (литургические) особенности
Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени. Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:
Стихиры Пасхи не поются.
Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея, но только великое славословие.
На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся.
На Литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян.14:6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей (Ин.7:14-30). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания) — ирмос девятой песни пасхального канона «Светися».
Каноны и Акафисты
Канон Преполовения Пятидесятницы глас 4
Песнь 1
Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну,/ невла́жными стопа́ми,/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль,/ крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма,/ Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л есть.
Ве́лия я́же па́че ума́, Влады́ко,/ Боже́ственнаго Твоего́ воплоще́ния, благодея́ния сия́ют нам,/ да́рове же и благода́ти, и Боже́ственныя све́тлости,/ благода́тно истека́ющия.
Прише́л еси́, Христе́, све́тлости Божества́ испуща́я,/ пра́здника посреде́ явле́нно,/ пра́здник бо ра́достный спаса́емых еси́,/ и спасе́ния на́шего хода́тай.
Прему́дрость, пра́вда, Го́споди,/ и избавле́ние у Бо́га Ты был еси́ нам,/ от земли́ к небе́сной преводя́ высоте́,/ и Дух Боже́ственный да́руя.
Плоть Твоя́ истле́ния во гро́бе не ви́де, Влады́ко,/ но я́ко соста́вися кроме́ се́мене, тле́ния не прия́т,/ после́дованию естества́, пресу́щественно не рабо́тавшая.
Песнь 3
Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.
Вод животво́рных исто́чники отве́рзл еси́ Це́ркви,/ а́ще кто жа́ждет, усе́рдно да прихо́дит и пие́т, вопия́, Бла́же.
От земли́ у́бо на не́бо вознести́ся, проявле́нно глаго́лал еси́:/ с небесе́ же Ду́ха посла́ти обеща́л еси́ Свята́го.
Естество́м животворя́й и от Де́вы роди́выйся Госпо́дь,/ всем ве́рным дарова́ безсме́ртие, я́ко Благоутро́бен.
Седален, глас 8
Стоя́ посреде́ святи́лища, преполовля́ющуся боже́ственно пра́зднику,/ жа́ждай, взыва́л еси́, да гряде́т ко Мне и пие́т,/ пия́й бо от сея́ Боже́ственныя Моея́ воды́,/ ре́ки из чре́ва источи́т веле́ний Мои́х,/ а и́же ве́рует в Мя, по́сланнаго от Боже́ственнаго Роди́теля, со Мно́ю просла́вится./ Сего́ ра́ди вопие́м Ти:/ сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же,/ я́ко бога́тно излия́л еси́ во́ды Твоего́ человеколю́бия рабо́м Твои́м.
Слава, и ныне: Прему́дрости во́ду и жи́зни, источа́я ми́рови,/ всех, Спа́се, призыва́еши почерпсти́ спасе́ния во́ды,/ Боже́ственный бо зако́н Твой прии́м челове́к,/ в себе́ угаша́ет пре́лести у́глие,/ отону́дуже во ве́ки не вжа́ждет,/ ни преста́нет насыще́ния Твоего́, Влады́ко Царю́ Пренебе́сный./ Сего́ ра́ди сла́вим держа́ву Твою́, Христе́ Бо́же,/ прегреше́ний оставле́ние прося́ще низпосла́ти бога́тно рабо́м Твои́м.
Песнь 4
Ирмос: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́,/ со́лнце пра́ведное,/ ста в чи́не свое́м,/ досто́йно взыва́ющи:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Растерза́в сме́рти врата́ си́лою Твое́ю,/ пути́ жи́зни сказа́л еси́,/ безсме́ртия же две́ри отве́рзл еси́, ве́рою зову́щим:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Преполове́ние всех и коне́ц име́яй,/ и нача́ла, я́ко безнача́лен, обдержа́й,/ стал еси́ посреде́ вопия́:/ Боже́ственных, богому́дрии, прииди́те, даро́в наслади́теся.
Я́ко Бог и всех име́яй власть,/ я́ко си́лен держа́ву низложи́в сме́рти,/ посла́ти обеща́лся еси́, Христе́, Ду́ха Свята́го,/ от Отца́ происходя́щаго.
Богородичен: Дае́ши бога́тно благода́ть Тебе́ пою́щим,/ и из Тебе́ ро́ждшагося преве́чнаго Сло́ва, Ма́ти неискусобра́чная,/ прегреше́ний оставле́ние сим прося́щи, Пречи́стая.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Го́споди мой, Свет в мир прише́л еси́./ Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения,/ ве́рою воспева́ющих Тя.
Боже́ственных пра́здников преполове́ния дости́гше,/ соверше́нное боже́ственною доброде́телию обучи́тися потщи́мся, богому́дрии.
Я́ко вои́стинну свяще́нное настоя́щее торжество́, преполове́ние,/ превели́ких бо пра́здников ко́рень и све́тится обою́ду.
Богородичен: Ум арха́нгельский не мо́жет разуме́ти/ Твое́ неизрече́нное из Де́вы и пречи́стое рождество́, Спа́се Многоми́лостиве.
Песнь 6
Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися,/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х/ исте́кшею кро́вию.
Преполове́ние Пятдеся́тницы наста́ днесь,/ отсю́ду Боже́ственныя у́бо Па́схи,/ Боже́ственнейшею све́тлостию озари́вшееся,/ отону́дуже Уте́шителевою благода́тию сия́ющее.
Глаго́лал еси́ в хра́ме, Христе́, предстоя́ иуде́йским собо́ром/ Свою́ сла́ву открыва́я, и предъявля́я сро́дство к Роди́телю.
Богородичен: Бу́ди ми предста́тельница и стена́ неруши́мая,/ от мирски́х мя собла́знов избавля́ющая, еди́на Богороди́тельнице,/ и боже́ственным светоли́тием освеща́ющая.
Кондак, глас 4
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,/ Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Олядене́вшую мою́ ду́шу прегреше́ний беззако́ньми,/ тече́ньми Твои́х крове́й напо́й,/ и покажи́ плодоно́сну доброде́тельми./ Ты бо рекл еси́ всем, е́же приходи́ти к Тебе́, Сло́ве Бо́жий Всесвяты́й,/ и во́ду нетле́ния почерпа́ти, живу́ю же и очища́ющую грехи́,/ пою́щих сла́вное и Боже́ственное Твое́ воста́ние,/ подая́, Благи́й, с высоты́ сше́дшую вои́стинну ученико́м Твои́м Ду́ха кре́пость,/ Тебе́ Бо́га ве́дущим,/ Ты бо еси́ исто́чник жи́зни на́шея.
Песнь 7
Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей,/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем опаля́еми взыва́ху:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Кре́постию, Спа́се, сме́ртную разо́рь си́лу,/ стезю́ жи́зни показа́л еси́ челове́ком, благода́рно Тебе́ зову́щим:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Плоть нося́ща ви́дяще,/ не разуме́ша собо́ри евре́йстии Сло́ве Тя Бо́жий,/ но мы Тебе́ воспева́ем:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Богородичен: Вы́шняго освяще́нное боже́ственное селе́ние, ра́дуйся!/ Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, вопию́щим:/ благослове́на Ты в жена́х еси́, Пренепоро́чная Влады́чице.
Песнь 8
Ирмос: Ру́це распросте́р Дании́л,/ львов зия́ния в ро́ве затче́,/ о́гненную же си́лу угаси́ша,/ доброде́телию препоя́савшеся,/ благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Красе́н из гро́ба воста́в, Божества́ сла́вою укра́шен,/ апо́столом Твои́м, Го́споди, яви́лся еси́,/ Ду́ха обеща́яся тем посла́ти де́йство, вопию́щим:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Умертви́в а́да, я́ко Бог живонача́льнейший,/ всем источи́л еси́ живо́т ве́чный,/ его́же ны́не вообража́ют я́вственнее,/ светоно́сных дней сих ра́дости, вопию́щим:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Лучи́, я́ко Со́лнце, Христе́, пра́вды яви́вся,/ ми́ру посла́л еси́ апо́столы Твоя́,/ нося́щия Тебе́ свет непостижи́мый,/ и неве́дения мглу очища́ющия и вопию́щия:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богородичен: Се ны́не оскуде́ я́ве от Иу́дина пле́мене князь и вождь,/ Ты бо, Всенепоро́чная, родила́ еси́,/ пре́жде обеща́нное ча́яние язы́ков, Христа́ Бо́га,/ Ему́же пое́м: благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный/ от несеко́мыя горы́ Тебе́, Де́во,/ краеуго́льный отсече́ся,/ Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́./ Тем веселя́щеся, Тя Богоро́дице велича́ем.
Но́вому и чи́стому жи́тельству, от Христа́ научи́вшеся,/ сие́ да́же до конца́ сохрани́ти поле́зно вси потщи́мся,/ я́ко да Свята́го Ду́ха прише́ствие восприи́мем.
Ты мое́ сме́ртное, Жизнода́вче,/ обложе́нием безсме́ртия, и нетле́ния благода́тию/ обле́к, Спа́се, совоскреси́л еси́,/ и Отцу́ приве́л еси́, вре́менную мою́ разруши́в брань.
В небе́сное па́ки житие́ зва́ни бы́вше,/ хода́тайства си́лою истощи́вшагося да́же и до ра́бия о́браза, и нас возне́сшаго,/ Сего́ досто́йно возвели́чим.
Богородичен: Я́ко ко́рень, исто́чник и вину́ нетле́ния,/ Тебе́, Де́во, вси ве́рнии уве́девше, похвала́ми почита́ем,/ Ты бо ипоста́сное безсме́ртие нам источи́ла еси́.