Что означает грамоте учиться всегда пригодится
Сочинение по пословице грамоте учиться всегда пригодится?
Сочинение по пословице грамоте учиться всегда пригодится.
Иногда кажется, что все то, что преподают в школе – ненужные вещи, которые ничем не помогут в жизни.
Норазве было бы комфортно находиться человеку в современном обществе без умения чтения и навыков счета?
Эти знания мы используем каждый день : в магазине, когда расплачиваемся, в метро, когда читаем название станций.
Например, данные по географии помогут в путешествии, по биологии – в критических ситуациях, когда необходимо оказать человеку первую помощь.
Литература учит необычно размышлять и правильно излагать свои мысли.
Без этого умения невозможно стать интересным собеседником.
Поэтому, не зря гласит народная мудрость, что «грамоте учиться – всегда пригодится».
Что означает пословица грамоте учиться всегда пригодится помогите плиз?
Что означает пословица грамоте учиться всегда пригодится помогите плиз.
Грамоте учится всегда пригодится.
1) грамоте учиться всегда пригодится?
1) грамоте учиться всегда пригодится.
Угадать пословицы?
К одной из пословиц.
Выделите окончание имен существительных.
Грамоте учится всегда пригодится.
Расставить знаки препинания в пословицах : Доброе слово говориться смело?
Расставить знаки препинания в пословицах : Доброе слово говориться смело.
СРОЧНОООООО?
1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзная и союзная связь, двусоставное, грамматические основыдело было, елка стояла, гуляли волки, распространенное. 2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзная связь, грамматическ..
Птички улетают на Юг зимовать. Я шел по дороге в даль. По пути мне встретилась ящерица. Мой дядя настоящий путешественник.
Грамоте учиться всегда пригодится
Пословица про грамоту и язык, учебу и науку:
Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про грамоту и язык, учебу и науку. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про грамоту и язык , учебу и науку
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Как составить текст по пословице «Грамоте учиться всегда пригодится»?
Литературное чтение 2 класс:
составь текст, используя пословицу:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Порой нам кажется, что то, что мы узнаем нам не нужно, и никогда не пригодится. Но не стоит зарекаться. Жизнь долгая и полна сюрпризов и неожиданных поворот. Нельзя знать наперед, что может пригодиться лет скажем через 10.
Учился в школе мальчик Артем. Так себе учился. Думал, что школьные знания бесполезны и востребованы не будут. А английский язык Тема вообще не признавал. Был Артем уверен, что не понадобится ему в жизни иностранный язык.
Закончил он школу с тройкой по английскому, да и ту поставили просто так. Поступил Артем в военное училище, а там английский ой как нужен. Пришлось Теме ночами учить то, что он в школе должен был выучить, чтобы догнать других курсантов.
Это пословица говорит о том, что нужно быть благодарным. То есть не только стараться помочь людям (делать добро), но и помнить добро, которое сделали вам, быть благодарным за него.
Сюжет сказки «Серая звездочка» Заходера одновременно прост и вместе с тем поучителен. Глвной героиней сказки оказывается жаба, которую многие считают символом уродства. Однако в сказке жаба не знала о своей некрасивости и поскольку цветы, птицы и деревья очень ее полюбили была вполне довольна жизней. А ее глаза так вовсе всем казались просто изумительно красивыми.
Эта сказка учит нас не обращать внимание на внешность, а больше думать о внутреннем содержании. Когда мальчик, прибежавший в сад увидел жабу и стал в нее кидаться и обзывать грязными словами, жаба даже не поверила, что это относится к ней. Она сильно расстроилась, но ее друзья поддержали ее.
Эта сказка несомненно представляет собой очень поучительное сказание, которое заставит нас по новому посмотреть на казалось бы самые очевидные вещи.
Если ответы, то вот вам ссылка, там две части.
Первая часть ГДЗ 2 класс:
Вторая часть ГДЗ Литературное чтение 2 класс:
Это тетради с ответами, выглядят вот так:
Надеюсь, это именно те, ГДЗ что вы искали.
Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.
В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.
Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.
По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.
Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.
Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.
Лев Толстой писал не только огромные и серьезные романы, он очень много писал исключительно для детей. При его жизни вышло несколько томов историй, которые специально сочинялись для детей школы, которую организовал Толстой в Ясной поляне.
В баснях показаны неправильные поступки, которых следует избегать. В былях показаны как находчивость и смелость помогают человеку. В рассказах приводятся различные примеры того, как человек поступил правильно.
Вот некоторые из произведений включенных в эту книгу:
ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна
Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Предмет: русский язык и литература
Внеклассная работа по русскому языку
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.
2. Вызвать интерес к изучению русского языка;
3. Развивать навыки каллиграфического письма.
1. На экране написаны пословицы:
«Грамоте учиться – всегда пригодится»;
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
2. Выставка книг о русском языке.
3. Стенгазеты о языке «Русское слово».
4. На доске плакат с программой конференции.
Ученица знакомит с программой :
1. Что такое грамота.
2. Как учили грамоте на Руси.
4.Рассказ о седьмом падеже.
5. Занимательные упражнения.
6.Подведение итогов работы.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.
— Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?
— А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»
а) Почему папу посчитали малограмотным?
б) О чем жалеет теперь папа?
в) Какую же роль играет почерк?
СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:
— Вы что, малограмотный?
— Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.
— А это у вас какая буква? – спросили его.
— Кто же так пишет Ю?
Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.
— Беседа с детьми по вопросам.
На экране изображение древнерусской школы
1 знаток О древнерусской школе
— Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).
Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:
Покой – он – по и т.д.
После складов в две буквы шли склады в три буквы:
Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».
ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести
(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
— Лежал бы ты, отец, смирно…
— Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.
Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:
— В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.
В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
4 знаток: — Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.
2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.
5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ
А теперь давайте поговорим о падежах.
— Сколько падежей в современном русском языке?
— Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)
— В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.
Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении
Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.
А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.
(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).
Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».
Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:
И. ДЕЛО шуток не любит.
Р. От слова до ДЕЛА целая верста.
Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.
В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,
Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.
П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.
И. ДЕЛА как сажа бела.
Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.
Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят
В. Жизнь дана на добрые дела.
Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.
П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.
Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.
Игра «Дружная семья»
«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)
Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.
В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:
Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.
(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;
Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;
Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;
Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;
Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.
Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:
Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»
Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».
Значение и смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Знания — это сила. Быть грамотным — это значит быть стойким, сильным духовно, ответственным. Если человек стремится к знаниям, если он находится в постоянном поиске новых интересов, увлечений, он гораздо легче справляется с проблемами и невзгодами. Ему по плечу любое дело, любое сложное задание.
Перед грамотным человеком открыт весь мир, он может выбрать любой путь. У умных людей много разнообразных перспектив. Такие личности не боятся будущего, ведь они привыкли рассчитывать на себя. «Грамоте учиться» означает не только заучивание терминов и формул. Человек должен развиваться. Главное, выбрать сферу деятельности, которая будет ему интересна. Если человек окончил школу, училище, институт, это не повод позабыть об учебе и знаниях. Людям необходимо стремится к интересной насыщенной яркой жизни. Но без знаний это невозможно. Жизнь безграмотного человека больше напоминает тоскливое существование.
Выбирают профессию
По данным опроса ВЦИОМ, за предшествующие 10 лет заметно изменилось мнение общества. Доля согласных, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей, сократилась с 76% до 63%. Выросла доля согласных с тем, что значимость высшего образования часто преувеличивают — с 45% в 2008–м до 56% в 2018–м. Чаще так думают в 18–24 года (72%). 51% опровергает тезис о том, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Среди тех, кому от 18 до 34 лет, эта доля выше (по 66%). Старшее поколение думает, что без высшего образования на хорошую работу устроиться невозможно. Среди 45–59–летних и 60 лет+ наблюдается положительная динамика — рост с 42% (в 2008–м) до 50% (в 2018–м) и с 42% (2008–й) до 56% (2018–й).
«Высшее образование сейчас не так высоко ценится, как лет 10 назад, по нескольким причинам, — считает руководитель проектной работы «Сколково» Даниил Добрынченко. — Большинство вузов никакого высшего образования (универсального, дающего широту и полноту картины мира) не предоставляют, а занимаются профессиональной подготовкой. Зато начинает набирать обороты среднее профессиональное образование».
Ежегодно на 14% увеличивается число желающих получить среднее профессиональное образование и параллельно на 13% ежегодно сокращается число желающих поступить в вузы. Колледжи — не все, но многие — стали серьезным конкурентом тем вузам, которые за эти 10 лет не успели понять, в чем их предназначение, считает Даниил Добрынченко. Он о.
Значение пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Знания нельзя разделить на нужные и ненужные. Не бывает лишних умений и навыков. Мыслительный процесс заставляет мозг работать, обдумывать возникающие ситуации. Смысл пословицы «Грамоте учиться — всегда пригодится» заключается в том, что образованному начитанному человеку гораздо комфортнее находиться в обществе, чем тем, кто не умеет читать и считать. Или тем, кто не может поддержать разговор, вступить в дискуссию только от того, что не знает, о чем говорить. Чтобы ясно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения, важно правильно аргументировать свою позицию. Однако без полученных знаний добиться этого не получится.
Узнавать что-то новое — это не только полезное занятие, но и интересное. С образованным человеком можно поговорить на самые разнообразные темы, к нему тянутся другие люди. Начитанные умные личности гораздо чаще становятся успешными и обеспеченными, чем те, кто не воспринимал знания как что-то серьезное и нужное. Не существует границ возраста, после которых человеку больше не надо учиться. Получать знания необходимо всегда. Иначе человек не сможет принимать обдуманных взвешенных решений, он утратит способность быстро реагировать на изменяющиеся условия.
Пример пословицы
Пословицу «Грамоте учиться — всегда пригодится» уместно произнести в ситуации, в которой оказался необразованный человек, не поступивший в университет. Некоторые люди не задумываются о своем будущем. Они считаю, что от жизни нужно получать удовольствие, а учеба подождет. Но это ошибочная точка зрения. Даже если для тебя не нашлось студенческого билета, это не конец света. Выход есть всегда. Главное, взять себя в руки и идти навстречу новым знаниям.
Не лишним будет произнести пословицу «Грамоте учиться — всегда пригодится» другу, который никак не может определиться, стоит ли ему изучать углубленно отдельные предметы или еще один иностранный язык.
Происхождение пословицы
Пословица «Грамоте учиться — всегда пригодится» — это своеобразный «авторитетный» текст, который пришел из народа. В словах сосредоточено мировоззрение общества, их ценности и жизненные ориентиры. Пословица «Грамоте учиться — всегда пригодится» — устоявшийся элемент русской устной речи.
В этом предложении содержится педагогическая идея, целью которой является повысить заинтересованность в знаниях среди школьников. Пословица не только оказывает воспитательное влияние, она формирует соответствующее представление об истинных ценностях. Немаловажным фактором является и побуждение к самоорганизованности и самовоспитанию.
Во фразе «Грамоте учиться — всегда пригодится» уже есть готовый вывод. Однако пословица заставляет задуматься о правильности своих действий, о своих будущих возможностях и перспективах.
Классный час на тему: Учиться – всегда пригодится
Классный час на тему:
Учиться – всегда пригодится
Человек должен учиться, потому, что он человек.
развитие у пятиклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Ученики сидят полукругом, им хорошо видно друг друга.
— Здравствуйте, мои маленькие друзья! Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?
Дети смотрят на доску, там “расположились” пословицы:
— Да, вы правы, мы будем говорить об учебе, а чтобы беседа состоялась, нам нужно сформулировать тему классного часа. Кто готов ответить?
Один из ребят говорит: “Учиться – всегда пригодится”.
— Хорошо. Итак, тема нашего разговора: “Учиться – всегда пригодится”.
Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”
Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).
— Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите, а сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов анкеты.
— Итак, вы ответили на все вопросы анкеты, большое вам спасибо. А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: “Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.
Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.
Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты… Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
— Да ребята, о плодах Петра I можно говорить долго, но время нашей встречи подходит к концу. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим.
В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.
Эти карточки я сохраните до 11 класса, вы будете на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.
А теперь обратите внимание на доску, про
Учиться-всегда пригодится. методическая разработка на тему
«Учиться — всегда пригодится».
Человек должен учиться, потому, что он человек.
Цель: развитие у воспитанников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Воспитанники сидят полукругом, им хорошо видно друг друга.
— Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? Мы с вами разберём и объясним пословицы и определим тему нашего сегодняшнего разговора. пословицы:
Один из ребят говорит: “Учиться – всегда пригодится”.
— Хорошо. Итак, тема нашего разговора: “Учиться – всегда пригодится”.
Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”
Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).
— Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите, а сейчас я попрошу вас ответить на несколько вопросов анкеты.
— Итак, вы ответили на все вопросы анкеты, большое вам спасибо. А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: “Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.
Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.
Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты… Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.
— Да ребята, о плодах Петра I можно говорить долго, но время нашей встречи подходит к концу. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим.
В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.
Эти карточки я сохраню до 11 класса, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.
— Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.
Успех остальных
Популяризатор науки Александр Толмачев полагает разочарование в высшем образовании кажущимся. «Я вижу в цифрах ВЦИОМ возрастание осознанности и даже веры в самого себя по окончании вуза. Ведь в действительности далеко не только высшее образование обеспечивает и успех в карьере, и достижение жизненных целей. Здесь скорее ключевую роль играет важнейший навык учиться тогда, когда от тебя этого уже не требуют».
Эксперт прогнозирует, что через 10 лет вклад высшего образования в карьерный успех продолжит уменьшаться. «Но в этом нет беды. Это всего лишь означает, что на наш прогресс в век информации влияет все больше прочих причин, таких как наша открытость, скорость обучения, коммуникабельность, развитие эмоционального интеллекта», — подчеркивает он.
Даниил Добрынченко отмечает, что в вузах, которые продолжают пытаться дать высшее образование в полном смысле слова, развернуть недостающие исследовательские практики, — другая история. «Почему раньше нужно было идти в вуз и это обеспечивало будущий успех? Во вторую очередь, это действительно вопрос картины мира, качественного образования, твоей позиции в этом мире, установок, стремлений и ценностей. Но в первую очередь шли не за этим, а чтобы попасть в определенную когорту людей, с которыми дальше двигаешься по жизни», — поясняет он.
«Собственно, высшее образование есть там, где складывается социальная группа взаимной поддержки, стремящаяся к постоянному улучшению своего мастерства и профессионализма: если ты попал в вуз, где вокруг тебя сложился хороший коллектив, в котором вы съели не один пуд соли и прошли разные образовательные ситуации, то с гигантской долей вероятности успех каждого будет поддерживаться успехом остальных. Этим хороший университет отличается от не очень хорошего», — отмечает Даниил Добрынченко.
По мнению эксперта, большинство российских вузов сильно озаботились качеством образования, проверками и т. д. и совсем перестали обращать внимание на становление этих социальных общностей, что отразилось и на востребованности образования: люди могут не понимать этого прямо, но чувствуют, в каком вузе выпускники «дружат», то есть поддерживают карьеру друг друга. Около 20% вузов осознанно занимаются этим.