православный храм в анталии турция

В Турции учреждено Общество русскоязычных православных верующих провинции Анталья

Анталья, 13 ноября 2019 г.

православный храм в анталии турция. 329403.p. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-329403.p. картинка православный храм в анталии турция. картинка 329403.p.

25 мая с.г. Святейшим Патриархом Кириллом в Турецкую Республику для духовного окормления православных верующих, проживающих в турецкой провинции Анталья, был направлен клирик Белгородской митрополии священник Георгий Иванчогло.

Ранее в Анталье группа православных граждан Турецкой Республики во главе с Оксаной Владимировной Алыкан начала сбор документов для официальной регистрации первого в истории страны Общества русскоязычных православных верующих провинции Анталья (Antalyadaki RusçaKonuşan OrtodoksİnançlılarDerneği).

В результате долгих согласований с Министерством юстиции и Министерством культуры Турции 8 августа с.г. были оформлены учредительные документы Общества, сообщает Патриархия.ru. Оно объединяет русскоязычных православных верующих провинции Анталья, в которую входят города Демре, Кемер, Анталья, Белек, Сиде, Манавгат, Авсаллар, Аланья и Махмутлар. Председателем Общества стала О.В. Алыкан.

Новообразованное Общество подведомственно Управлению Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Одновременно с оформлением документов шел поиск помещения, в котором могли бы совершаться регулярные богослужения для жителей Антальи.

1 ноября с.г. было получено официальное разрешение губернаторства Антальи и Службы безопасности на проведение регулярных богослужений в арендованном помещении в районе Муратпаша г. Анталья по адресу ул. Джумхуриет, 60 (Elmalı, No:, Cumhuriyet Cd. No:60, 07040 Muratpaşa/Antalya).

Начал работу веб-сайт Общества русскоязычных православных верующих провинции Анталья — www.pravantalya.com, также образована группа в социальной сети «Facebook».

В связи решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом по причине грубого нарушения канонов с его стороны в Московскую Патриархию стали приходить многочисленные обращения проживающих в Турции русскоязычных православных верующих с просьбой об организации пастырского окормления.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Турецкую Республику был направлен иерей Георгий Сергеев для совершения регулярных богослужений в храме святых равноапостольных Константина и Елены, расположенном на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле, и организации окормления русскоязычной паствы в других городах страны.

11 ноября 2018 года иерей Георгий Сергеев совершил в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Стамбуле первую после назначения Божественную литургию. Вслед за этим были совершены богослужения в других городах Турции — Анкаре, Измире, Кушадасы, Анталье, Демре, Эскишехире.

25 мая 2019 года Предстоятелем Русской Православной Церкви в Турецкую Республику был направлен клирик Белгородской митрополии священник Георгий Иванчогло, в задачи которого входит духовное окормление верующих, проживающих в провинции Анталья.

Источник

Анталья православная

В начале ХХ в. в Анталье проживало 15 тысяч греков – половина населения города. Это был небольшой городишко, жители которого занимались в основном рыболовством, морской торговлей и обработкой продуктов сельского хозяйства.

Эра национализма, начавшаяся на пространствах Османской империи в начале XIX в. вылилась в кровавое турецко-греческое противостояние 1919-1922 гг. и последующий обмен населением, в результате которого Турцию вынуждены были покинуть все анатолийские греки. Их дома частично были заброшены, частично заселены турецкими переселенцами с Балкан. Церкви – частично разрушены, частично превращены в музеи и библиотеки, но многие – просто заколочены. В этом году одна из них открыта для Богослужений после почти 90 лет перерыва.

Еще век назад паства Константинопольского Патриарха в Османской империи насчитывала более двух миллионов человек. В настоящее время греков осталось менее 4000, из которых церковь посещает менее 1000. Однако, это не значит, что Православие в Малой Азии близко к окончательному исчезновению, как констатирует CNN. Сейчас в Турции становится все больше русских, которые на чужбине начинают вспоминать о своей вере.

По неофициальным данным сейчас в Турции постоянно проживают порядка 200 тысяч граждан России. В основном это русские жены турок, но также работники совместных предприятий и организаций. Самым населенным русскими регионом является Анталья – туристический рай, через который прошло большинство поселившихся в Турции наших соотечественников. Сюда же, как правило, приезжают ежегодно более двух миллионов русских туристов в период с апреля по начало ноября.

православный храм в анталии турция. Dinler Bahcesi Church. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-Dinler Bahcesi Church. картинка православный храм в анталии турция. картинка Dinler Bahcesi Church.

Анталья является лицом Турции для многих миллионов туристов из многих стран мира, поэтому правительство предпринимает различные меры по улучшению имиджа страны. Еще 20 лет назад невозможно было бы представить себе, что в Турции будут открываться и строиться новые церкви. Однако, в 2004 г. в популярном курорте Белек премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган самолично открыл религиозный комплекс «Сад Религий» (Dinler Bahçesi), в котором соседствуют мечеть, церковь и синагога. В церкви регулярно (несколько раз в год) проводятся службы. Подобная практика сохраняется и в Мирах Ликийских (ныне Демре), где в историческом храме Св. Николая Мирликийского Чудотворца литургию служат трижды в год. К слову, это не последний подобный проект в Турции. В настоящее время ведутся работы по сооружению второго «Сада Религий» в популярном курорте Кушадасы. У этого проекта есть свой веб-сайт.

Однако, оба этих места являются собственностью турецкого государства, церковь Св. Николая так и вовсе музей, за вход в который необходимо приобретать билет. Летом там бродят толпы туристов, а окрестности церкви превращены в огромный туристический базар. В обоих местах так недостает привычной нам атмосферы приходского храма, может быть, маленького и невзрачного, но такого домашнего и уютного. Именно такая церковь была открыта в Анталье. С 2010 г. там совершается регулярная (один раз в месяц) Литургия на церковнославянском языке.

православный храм в анталии турция. Easter 2009. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-Easter 2009. картинка православный храм в анталии турция. картинка Easter 2009.

В пределах Старого Города (Şehir İçi) очень легко затеряться. Новые отели соседствуют с полуразрушенными и заколоченными зданиями, маленькие бакалы (бакалея) с большими барами и магазинами для туристов. Там нет названий улиц, надо спрашивать Пансион Сафран Сары Конак (Safran Sarı Konal Pansyonu) на углу улиц Kaleiçi Yeni Kapı, а заходить в Старый Город лучше с угла проспекта Ататюрка (Atatürk Caddesi) и проспекта Февзи Чакмака (Fevzi Çakmak Caddesi). В двух шагах от этого пансиона и будет стоять маленькая греческая церковь без креста, однако, если придете вовремя – к 9 утра и в последнее воскресенье месяца, это место будет легко найти по известным признакам – детским коляскам и спешащим на службу женщинам в по-русски, а не по-турецки повязанных платках.

православный храм в анталии турция. DSCF3137. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3137. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3137.

Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 г., о чем повествует надпись на греческом и караманлийском (турецком греческими буквами) языках. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В настоящее время в церкви идет вялотекущий ремонт, строятся хоры, штукатурятся стены.

православный храм в анталии турция. DSCF3172. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3172. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3172.

На службе присутствуют в основном женщины с детьми, переехавшие в Турцию к мужьям. Всего около 50 человек. Много ли русских в современной Анталье и каким образом им удалось добиться открытия церкви? Я спросил об этом Марину Сорокину, председателя Общества русской культуры и одного из главных вдохновителей местной Православной общины.

православный храм в анталии турция. DSCF3168. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3168. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3168.

Марина рассказала, что в 2006 г. начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 г. и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС был решен положительно. Первая служба проходила в Белеке в «Саду Религий» в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.

православный храм в анталии турция. erdogan 2004. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-erdogan 2004. картинка православный храм в анталии турция. картинка erdogan 2004.

Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, учившийся в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Мы задали ему несколько вопросов:

— Отец Виссарион, расскажите, как Вы выучили русский язык и стали настоятелем русского прихода в Анталье?

православный храм в анталии турция. DSCF3170. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3170. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3170.

— Я сам родом из Греции. Мой покойный отец был большим поклонником русской культуры. Он был военным, и в связи со своим увлечением имел множество проблем на службе. Нашу семью все время переводили из одного места в другое, так как СССР в то время был главным противником НАТО. Он все время настаивал на том, чтобы я изучал русский язык, но я пропускал его слова мимо ушей. Патриарх Варфоломей, с которым я познакомился во время поездки в Стамбул, предложил мне служить при Патриархии. На смертном одре отец еще раз заповедовал мне изучать русский. Патриарх сказал мне, что я должен поступить так, как просил отец и в ноябре 2006 г. я уехал учиться в Петербург.

В 2009 г. я вернулся и был рукоположен в священники во время совместной Литургии Патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 5 июля. Как знающего русский язык меня сразу назначили настоятелем русской общины в Анталье.

– Как местное население относится к открытию храма? У нас в России все чаще говорят о том, что ислам является главным врагом Православия и мусульмане крайне нетерпимы к христианам. Однако, сейчас по дороге на службу турки охотно подсказывали мне дорогу, многие знают, где располагается церковь и что там идет Литургия.

православный храм в анталии турция. DSCF3165. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3165. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3165.

— Главным врагом Православия являются православные, которые не знают, во что верят.

Во время Османской империи люди разных исповеданий знали о вере друг друга и поэтому уважали веру своих соседей. Ислам в Турции – это терпимая религия. Мусульмане очень много заимствовали из христианства, в первую очередь, от наших подвижников они учились любви к Богу и ближнему. Турки переняли от греков не только элементы одежды, но и некоторые ритуалы, и элементы архитектуры. Посмотрите, большинство турецких мечетей построены по византийским канонам! Местный ислам, развивавшийся в тесном контакте с Православием, совсем не такой, как в Саудовской Аравии или на Кавказе. Проблемы во взаимоотношениях между турками и греками начались тогда, когда появился национализм. Именно национализм является большим врагом Церкви и Православия.

В последнее время в Турции происходят большие перемены. 10 лет назад мы получили возможность проводить службы в церкви Св. Николая в Мирах Ликийских, был построен «Сад Религий», в этом году впервые после изгнания греков из Анатолии Патриархом Варфоломеем была отслужена литургия в Сумельском монастыре. В не последнюю очередь мы связываем это с ростом влияния России в Турции и укреплении русско-турецкого сотрудничества.

православный храм в анталии турция. DSCF3306. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3306. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3306.

Действительно, в Турции происходят большие перемены. Новое турецкое руководство, которое пришло к власти в 2002 г. постепенно отказывается от светского национализма и стремится к установлению межнационального и межрелигиозного мира в стране. Еще в 70-е гг. ХХ в. в турецких учебниках писали, что Турция окружена четырьмя морями и шестью врагами. Новым властям удалось наладить добрососедские отношения со всеми пограничными государствами, кроме разве что Армении, хотя и на этом направлении видны серьезные сдвиги. Конечно, пока закон запрещает появление на улице, например, священнослужителей в одеянии, однако, прогресс в этом направлении налицо. Открытие действующего русского Православного прихода в Анталье на канонической территории Константинопольского Патриархата – это большой прорыв и в отношениях между церквями-сестрами, и в отношениях между Москвой и Анкарой.

православный храм в анталии турция. DSCF3141. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-DSCF3141. картинка православный храм в анталии турция. картинка DSCF3141.

Каппадокия – христианская жемчужина Турции

православный храм в анталии турция. 071 1001. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-071 1001. картинка православный храм в анталии турция. картинка 071 1001.Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы.

Литургия в древнем монастыре Турции

православный храм в анталии турция. tur. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-tur. картинка православный храм в анталии турция. картинка tur.

Впервые с 1922 года православная литургия состоялась сегодня с древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики.

Вышла в свет книга «Сокровенная Каппадокия»

православный храм в анталии турция. SokrovennaKappadokiq um. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-SokrovennaKappadokiq um. картинка православный храм в анталии турция. картинка SokrovennaKappadokiq um.Впервые в России вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии – почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции.

Понтийский геноцид

православный храм в анталии турция. trapez1 100. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-trapez1 100. картинка православный храм в анталии турция. картинка trapez1 100.Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий – ведь он отнял у греков Черного моря не только родных и близких, но и Родину.

Святая София справилась с возвращением

православный храм в анталии турция. Znamenie 100. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-Znamenie 100. картинка православный храм в анталии турция. картинка Znamenie 100.Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого

Православные храмы Турции

православный храм в анталии турция. ayasofia01. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-ayasofia01. картинка православный храм в анталии турция. картинка ayasofia01.Отправляясь на отдых в Турцию, сегодня уже с трудом вспоминаешь, что это исламское сегодня государство некогда было почти колыбелью христианства. Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя-София – все это здесь.

Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

православный храм в анталии турция. stambul. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-stambul. картинка православный храм в анталии турция. картинка stambul.Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто…

Источник

История храма святого
Алипия Столпника в Анталье

православный храм в анталии турция. cerkov kaleichi0009. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-cerkov kaleichi0009. картинка православный храм в анталии турция. картинка cerkov kaleichi0009.

Храм в честь святого Алипия был заложен в крепости греческого квартала Килинцарслан 1 августа 1843 года, а закончено его строительство было 6 мая 1844 года. Вероятнее всего он являлся домовым храмом семьи Данилиди и после событий 1922 и выселения греков из города перешел в собственность частного лица. Здание храма было оставлено на произвол судьбы на 75 лет.

Последние собственники по разрешению Археологического управления и под его непосредственным контролем начали работы по укреплению наружной части стен. Работы были продолжены и завершены после того как храм был выкуплен Священной Митрополией Писидии Вселенского Патриархата попечением митрополита Сотирия, назначенного на местную кафедру в 2008 году.

Было необходимо укрепить фундамент, обновить крышу, поставить новые окна и двери, женский придел в верхнем ярусе, лестницу, отремонтировать гипсовые капители. По завершении работ храм приобрел свою первозданную красоту.

С 12 июля 2009 года вплоть до передачи храма в собственность Вселенского Патриархата с разрешения местных властей в нем периодически проводились богослужения. Таким образом удовлетворялась потребность в духовном окормлении тысяч православных жителей, прибывших и обосновавшихся в Анталье в последние десятилетия в основном из славянских стран.

Летом 2011 года храм был снабжен всей необходимой деревянной утварью, которая была изготовлена в Корее (предыдущем месте пастырского служения митрополита Сотирия), а также святыми иконами, священными сосудами, лампадами и т. п.

Освящение храма было совершено Митрополитом Писидии, экзархом Сиде и Атталии Сотирием в воскресенье 3 сентября 2011 года.

В храме хранится часть мощей его святого покровителя – преподобного Алипия Столпника.

Источник

Православный храм в анталии турция

Большинство православных храмов в Турции были обращены в мечети и музеи.

Список православных храмов, в которых ведутся богослужения:

Церковь святого Алипия Столпника (Вселенский Константинопольский патриархат).

Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Адрес: Храм находится в Старом городе. Недалеко от Караолу парка, где находится Городская Администрация и Генеральное консульство России. Если с проспекта Ышыкклар не въезжать в этот парк, направо есть дорога через шлагбаум в Калеичи. Через 50-60 метров справа будет храм Св. Алипия.

Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 году. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В 2006 году председатель Русского Общества Анталии Марина Сорокина начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 году и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС, был решён положительно. Первая служба проходила в Белеке в «Саду Религий» в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.

Церковь Святого Николая в нижних Мирах

Адрес: Merkez, Demre (Kale)/Antalya

Церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в Демре (Турция), в древности известном как Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.
В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря

Службу ведёт отец Корнилий

В Пантелеймоновском подворье богослужение совершается на 2-й день Пасхи и 9 августа — в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Адрес: Hoca Tahsin sk., № 19, Karaköy, Istanbul

Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.

Источник

Православные святыни юга Турции

православный храм в анталии турция. 31620.p. православный храм в анталии турция фото. православный храм в анталии турция-31620.p. картинка православный храм в анталии турция. картинка 31620.p.
Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 120 с., ил. — (Серия «Кафедра»)

Все мы читали, что святитель Николай Чудотворец родом из Мир Ликийских (совр. Демре в Турции). А много ли мы знаем об этом древнем городе, равно как и о других городах юга Турции — бывшей Византийской империи: Анталии, Сиде, Перге, Памуккале?

Книга состоит из повествований о том или ином древнем городе и его святынях. Собственные наблюдения автор дополнил фотографиями и фрагментами из трудов по истории и археологии.

Приводим отрывок из книги.

Введение

Когда речь заходит о святых местах за пределами России, в первую очередь вспоминают Палестину, реже — Грецию или Кипр. Но есть бесценные святыни там, где, как многие полагают, их нет — в тех же странах ислама, например. Найти сокровенный жемчуг — вот в чем главная задача. Об этом и пойдет речь в нашей книге, а главным объектом исследования станет юг Турции. Древних городов на турецком юге и западе — бесчисленное множество; впрочем, на запад попасть труднее, поскольку это намного дороже, а ведь именно там находились семь церквей, к которым обращался в своем Откровении Иоанн Богослов, — в городах Эфесе, Пергаме, Фиатире, Филадельфии, Лао­дикии, Смирне и Сардах. На юге апостол Павел основал Церкви в Пергии, Листре, Иконии, Дервии и Антиохии Писидийской… В Мирах Ликийских просиял на всю Вселенную святитель и чудотворец Николай. Здесь лилась кровь мучеников первых веков христианства, а затем на местах их казней строились храмы и мартириумы.

О чем думает среднестатистический обыватель при слове Турция? Об отдыхе, в который «все включено» — то есть алкоголь с утра до ночи, дискотечные песни-пляски и самопроизвольное копчение на жарком солнце. Потом начинаются разговоры — мол, чего там, в Турции, такого особенного? К cожалению, именно русским туристам практически не предлагают экскурсий исторического характера, а изданные на русском языке путеводители, по сравнению с теми же, скажем, англоязычными буклетами, опускают большое количество ценной информации – было бы картинок побольше! Да и перевод зачастую оставляет желать лучшего. Это печальные факты из моих собственных многократных наблюдений. Да, есть экскурсии в Миры Ликийские (Демре по-турецки), но святитель Николай на каждом углу предстает перед нами в образе деда-мороза, или на западный манер, Санта-Клауса в очках и шубе!

Экскурсия в Иераполис (Памуккале), где был распят апостол Филипп, запомнится лишь купанием в бассейне с минеральной водой, про апостола же вообще не говорят и мартириум его не показывают, как, впрочем, и большую часть всего древнего города: выпустят на десять минут сфотографировать городские ворота — и домой! Следовательно, выход один: надо знать, куда и зачем ехать. Не лезть в бассейн, а идти в гору, к месту казни апостола; зайти в музей, оборудованный в банях, построенных во II веке равноапостольным Аверкием Иерапольским; ведь там не только языческие статуи и амфоры, есть и уникальные памятники раннего христианства — например, удивительные каменные святцы.

Но вот и другая крайность: иной верующий человек намеренно игнорирует древние развалины. Такой вот, например, отзыв: «Проезжали мы мимо языческого храма, так я даже глаза закрыла. ». Вспомнив слова апостола Павла о том, что идол есть ничто, скажу: нельзя игнорировать древние храмы — не за идолопоклонством же мы туда ходим. В этих храмах совершили свой исповеднический подвиг приводимые туда мученики.

После принятия Римской империей христианства эти же храмы превращали в церкви — и по причине нехватки таковых, и в память мучеников. Примеров много: храм Артемиды в Мирах Ликийских был перестроен святителем Николаем в церковь, храмы Артемиды и Аполлона в Пергии (по-турецки — Перге или Аксу) освятили в честь Божией Матери и Господа Иисуса Христа. Храм Афины в Сиде, где в III веке пострадал, но не отрекся от веры священник-мученик Александр, спустя две сотни лет буквально накрыла собой огромная христианская базилика; языческий храм в Анталии тоже был обращен в храм — чтобы через несколько веков стать мечетью.

Не стоит также обходить вниманием и римские театры, на аренах которых травили зверями и казнили мучеников; там каждая песчинка пропитана кровью святых. На юге Турции — это театры в Мирах, Иераполисе, Пергии и Сиде. В IV веке их тоже обращали в церкви — это достоверно известно, в частности, про театры в Сиде и Иераполисе. Среди руин стоят древние фонтаны, торговые лавки, бани, больницы: древние христиане всем этим пользовались. Апостолы Христовы буквально исходили эти земли вдоль и поперек; епископы малоазийских городов принимали участие во Вселенских Соборах, определивших наше православное вероучение. Я не говорю уже (чтобы это введение не превратилось в трактат) об общечеловеческих культурно-исторических ас­пектах посещения и исследования древних городов, в которых жили и творили великие философы, поэты, писатели, скульпторы, созидая основу нашей культуры.

Юг Турции прошел со своей армией Александр Македонский во время своего памфилийского похода, в Фаселисе он принимал послов освобождающихся от персидского ига малоазийских греческих городов; здесь Юлий Цезарь и Помпей Великий громили киликийских пиратов, а Антоний принимал приплывшую к нему Клеопатру. Турция — это живая история, так же, как и центральный музей всего турецкого юга — Анталийский археологиче­ский, в котором среди многих прочих удивительных и уникальных экспонатов хранятся византийские и грече­ские иконы, каменные резные изображения Богоматери с Архангелами, и отдельно — Архангела Гавриила, резные орнаменты с крестами, серебряная храмовая утварь, найденная близ Мир Ликийских; но главное, там есть ларец с частицами мощей святителя Николая, потерянными при похищении итальянцами святых останков из Мир — экспертиза подтвердила соответствие этих нескольких фрагментов костей и нижней челюсти мощам, хранящимся в Бари.

Автор будет считать свою миссию выполненной, если он действительно откроет читателям «другую Турцию». Главное — помощь Божия и собственное дерзание. Царство Небесное силою берется (Мф 11,12) — эти слова здесь как нельзя кстати. И труд ваш паломнический принесет сторичный плод духовной радости.

В заключение добавлю: данная книга состоит как бы из отдельных повествований о том или ином древнем городе и его святынях; все эти пути исхожены автором самолично, причем зачастую нехоженые тропы уводили его весьма далеко от традиционных туристских маршрутов, и эта книга — результат его собственных наблюдений, дополненных фотографиями (из общего числа которых заимствованы лишь несколько ради большей наглядности), а также историческими сведениями как из трудов по истории и археологии, так и из античных первоисточников, а также обширного пласта житий святых. Много различной информации сохранилось исключительно в памяти через чтение англоязычных пояснительных таблиц при исторических памятниках и лишь теперь воспроизведено в печатном виде. Часть исторических материалов помещена в приложении, чтобы из-за своей обширности не сказаться отрицательно на общей лаконичности рассказа; ценность этого приложения в том, что оно составлено из записей современников упоминаемых в книге событий — подлинных свидетелей ушедших веков и эпох.

Особняком стоит последняя глава книги, повествующая о святынях антич­ного города Саламин — более известного как Фамагуста; ныне этот город входит в состав Турецкой Республики Северного Кипра и попасть в него, как в оккупационную зону, почти невозможно. Почти… Но ценой поистине непомерных трудов и при помощи Божией автору удалось проникнуть даже туда — чуть ли не под прицелами автоматов британских миротворцев, охраняющих границу между южной, греческой частью острова и северной, турецкой — туда, где шествовали своими стопами апостолы Павел, Варнава и Марк.

В добрый путь, читатель, дорогами апостолов. Сейчас мы мысленно пройдем их вместе, но желаю, чтобы Господь сподобил нас еще не раз ступить на ту святую землю собственными стопами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *