Учредитель: | ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42,
тел. +7 (863) 218-40-00
Объявления
В фокусе номера 6 (4) 2021 «ДИСТАНЦИЯ»
В повседневной речи «дистанция», как правило, ассоциируется с границей, разделением и отчужденностью. Однако опыт пребывания в ситуации социальной дистанции, а также появившиеся ресурсы и практики минимизации вынужденной утраты контакта, в которые оказались вовлечены многие в связи с пандемией, еще ярче продемонстрировали иное. Игра дистанцией, градация дистанционных режимов и разнообразных форм опосредования (цифровой среды, аналитических, риторических и нарративных инструментов и пр.), напротив, могут приближать объект, делать его видимым, близким и доступным, а подчас и профанируемым. Каковы контексты для размышления о дистанции? Насколько значима семантическая разница между «дистанцией» и «дистанцированием»? Был ли прав Джеймисон, говоря о том, что дистанция (в том числе и «критическая дистанция»), оказались упразднены в постмодернизме, а наши тела «лишены пространственных координат и практически неспособны к дистанцированию»? Каковы жанры, риторические и аффективные модели, институциональные практики и познавательные возможности дистанции и дистанцирования?
Особый интерес для тематической рубрики этого номера представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного и научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера.
Язык публикаций: русский, английский, испанский.
Материалы принимаются до 10 ноября 2021 года.
В фокусе номера 6 (3) 2021 «ЖЕСТ»
Литературоведческий интерес к жесту уже более полувека связан с целым комплексом новых гуманитарных дисциплин, исследующих язык бытового, ритуального, политического, эстетического поведения. Именно расширение методологического инструментария – за счет семиотики, антропологии, феноменологии, медиатеории, психололингвистики и пр. – позволило поэтике выйти за рамки «позитивистского» взгляда на жест как исключительно социально-психологическую атрибуцию персонажа. Современным филологическим исследованиям жеста присуще понимание не только глубоко символичной, иконологической природы жеста в литературном тексте, но и перформативной природы текста и авторского поведения в определенных исторических обстоятельствах («авангардный жест», жизнестроительство, акционизм). «Назначающий жест» поэта, художника (Пригов) становится реальностью, в которой автономия эстетического ставится под сомнение, а замкнутость художественного текста перестает быть его конституирующей чертой.
Таким образом, продуктивными являются несколько направлений исследования жеста внутри и за пределами художественного произведения: «иконологический» подход, когда выявляются «формульные» культурно-исторические истоки жеста (ср. А. Варбург и Э. Панофски в изобразительном искусстве) и новые смыслы его трансформации; семиотика жеста, позволяющая прочитать единство семантических, формальных и прагматических аспектов жеста (Е. Фарыно, Ю. Лотман, Ю. Кристева), культурно-исторические исследования жеста, выявляющие эстетические коннотации жеста в разных искусствах (О. Булгакова, С. Штретлинг) и целый спектр исследований, гибко соединяющих указанные выше дисциплинарные подходы. «Карпалистика» (Ю. Цивьян) претендует сегодня на масштабный охват искусств и медиа, выявляя связи художественного и внехудожественного (политического, бытового и пр.) в конфигурациях жеста. Литературный текст занимает при этом особое положение, становясь местом, где невербальное символическое жеста вторично символизируется в поэтике автора или художественного направления, школы.
Рубрику «В фокусе» планируется посвятить следующим аспектам поэтики жеста:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера.
Материалы принимаются до 10 августа 2021 года.
Тексты присылать на адрес редакции: info@sfedu.ru
В фокусе номера 6 (2) 2021 «МЕТАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ»
Известный теоретик литературы Брайан Макхейл остроумно указал на вероломную цель метатекстуальности «испортить впечатление от простой геометрии зеркала, поднесенного к натуре». Однако рефлексы и рефлексия (или, говоря строгим языком науки, эксплицитная и имплицитная метатекстуальность) – все более привычные спутники современной культуры, как никогда далекой от безоглядного мимесиса.
Метатекстуальность в ее философских интенциях проблематизирует вопросы языка, роль автора, героя и читателя, бросает вызов самому понятию референции, ставит под вопрос акт интерпретации, подрывая саму возможность правдоподобия, связности и завершенности текста. Но она же сегодня сопровождает «популярный канон»: писатели, режиссеры, авторы видеоигр, комиксов, рекламных продуктов и т.п. не стесняются указывать на процесс конструирования условной реальности, их вымышленные герои нередко догадываются о своем положении внутри придуманного мира, но зачастую разрушают онтологические границы, подвергаются «редактуре» или вовсе «стираются». Можно ли говорить в этом отношении о превалировании метафикциональности над метаповествованием? Действительно ли художественная практика 1950-1980 гг. дала примеры самых экстремальных форм метатекстуальности? По-прежнему ли метатекстуальный жест сконструированности всего и вся выступает симптомом поколенческих тревог об исчезновении самой реальности, о бесконечно ускользающей идентичности?
В русском литературоведении феномен метатекстуальности изучался уже в рамках формальной школы: в работах В. Шкловского, Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова и др. впервые были проблематизированы приемы саморефлексии текста, вступающего в «пародийный» диалог как с традицией и современной литературной практикой, так и с собственными законами порождения. Авангардная практика, обострившая интерес к процессам генерирования и осознанного (само)разрушения текста, составила впоследствии материал не только отечественных (московско-тартуская школа, русская семантическая поэтика), но и зарубежных исследований по славистике (Hansen-Löve, Günter и др.). Между тем обнаружение и обнажение «литературности», инициирование модернистским искусством, позволило пересмотреть и «традиционный» литературный дискурс, выявив в нем феномен метафикции (от Сервантеса до Пушкина и Л. Толстого), причем во всех литературных родах (метадрама, металирика).
Начиная с 1970-х гг. текстовая саморефлексия, метаповествование и метатекстуальность, часто понимаемые как синонимические понятия и трактуемые весьма широко, оказались предметом научного внимания в работах западных ученых, ассоциируемых с разработкой поэтики постмодернизма и историографической метапрозы (Alter, Scholes, McHale, Hutcheon, Waugh и др.). Однако описание повествовательных и лингвистических маркеров и инструментов метатекстуальности в науке весьма избирательно (Genette, Nünning, Prince, Wolf, Macrae).
Особый интерес для рубрики «В фокусе» этого номера, посвященного проблемам метатекстуальности, представляют материалы, посвященные изучению следующих аспектов проблемы:
Обращаем внимание, что материалы в рубрики «Анализ», «Интерпретация», «Практики», «Первое прочтение» (интерпретация недавно опубликованного художественного или научно-публицистического текста), могут быть не связаны с темой номера.
Материалы принимаются до 10 мая 2021 года.
Тексты присылать на адрес редакции: info@sfedu.ru
В фокусе номера 6 (1) 2021 «К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ»
Год Германии в России журнал «Практики и интерпретации» отмечает специальным выпуском: 2021-й год откроет номер, посвященный исследованиям культуры и литературы немецкоязычных стран.
Взяв в качестве заглавия номера знаменитое мандельштамовское «К немецкой речи», редакция апеллирует к компаративному пониманию литературы как пространства диалога – эпох, стилей, национальных картин мира, традиции и авангарда, высокой культуры и повседневности, как места рождения авторских сюжетов «избирательного сродства» («Чужая речь мне будет оболочкой…», О. Мандельштам). В эпоху глобализации и кризиса национальных государств проблема (пере)осмысления уникальности культур и языков становится особенно актуальной, а выявление «сродства» поэтик открывает неординарные пути их диалога. Особое внимание в номере планируется уделить новым формам гибридизации национального дискурса (иноязычным влияниям, би- и мультилингвизму, освоению немецкого языка литераторами-мигрантами), медийным инструментам продвижения немецкой культуры и литературы, образовательным стратегиям и переводческой практике.
К сотрудничеству приглашаются литературоведы-германисты и компаративисты, лингвокультурологи, переводчики и теоретики художественного перевода, культуртрегеры и педагоги в сфере академических немецко-российских контактов.
В фокусе номера:
Обращаем внимание, что принимаются также материалы по литературоведению и культурологии, не связанные с темой номера.
Материалы принимаются до 10 февраля 2021 года.
Тексты присылать модератору выпуска Вере Владимировне Котелевской:
В фокусе номера 5 (4) 2020 «БЕСПАМЯТСТВО»
БЕСПАМЯТСТВО