практики и медитации на каждый день
Медитация на каждый день для новичков
М едитация, или дхьяна (как её называют на санскрите) — это метод обуздания беспокойного ума. Для чего это нужно? Как говорил ещё сам Будда Шакьямуни: «Нет счастья, равного спокойствию». И сложно ещё что-либо к этому добавить. В самом деле, спокойствие ума — это залог счастья. Ибо причиной всех наших переживаний — тревог, страхов, раздражительности, ненависти, гнева и так далее — является именно беспокойство нашего ума. И медитация способна обуздать наш ум и сделать его нашим слугой, а не господином.
Существует множество медитативных практик: как совсем простых, доступных для каждого, так и очень сложных, осваивать которые приходится годами. Но среди множества медитативных практик каждый сможет найти для себя что-то своё. И нельзя сказать, что какая-нибудь сложная практика будет более эффективной, чем простая. Эффективной будет именно та практика, которая освоена в совершенстве, и неважно, простая она или сложная.
Также на вопрос выбора практики медитации можно посмотреть с позиции реинкарнации. Если человек практиковал какую-либо медитацию в прошлых жизнях, то в этой жизни он начнёт уже не с нуля, а будет иметь какие-то задатки и опыт именно в этой практике. Вы наверняка замечали, что у людей часто проявляются склонности к той или иной деятельности. И бывает так, что один человек, к примеру, всю жизнь учится рисовать и у него это даже спустя двадцать — тридцать лет плохо получается, а другой человек только взял в руки кисть — и уже через неделю создаёт шедевры.
Это принято объявлять наличием «таланта», «дара» и так далее. Но если посмотреть на это с позиции реинкарнации, то можно сказать, что «талант» или «дар» — это не более, чем опыт из прошлых жизней. Это, разумеется, лишь одна из версий, но она вполне имеет право на существование. И если человек из жизни в жизнь был художником, то чтобы вспомнить все приобретённые навыки, достаточно будет совсем небольшого количества времени.
То же самое можно сказать и про медитацию — если человек из жизни в жизнь практиковал какую-либо медитацию, то ему достаточно лишь познакомиться с ней, и уже с первого раза может быть заметен эффект. В любом случае, у каждого есть какие-то свои особенности, которые определяют эффективность той или иной практики. Именно поэтому в этом вопросе всё индивидуально, и не стоит слишком фанатично на кого-либо ориентироваться. То, что сработало с одним человеком, для другого может быть вовсе бесполезным. Поэтому рекомендуется попробовать несколько практик и выбрать то, что именно для вас будет эффективным. Однако же не стоит практиковать сразу всё одновременно — от этого не будет либо никакого эффекта, либо он будет непредсказуемым.
Практики медитации для начинающих
Итак, рассмотрим самые простые практики медитации, которые может попробовать каждый. Как уже сказано выше — у каждого свои наклонности, опыт из прошлых жизней, свои сильные и слабые стороны; поэтому из большого разнообразия медитативных практик, каждый может найти то, что будет эффективно именно для него:
Концентрация на дыхании. Одна из самых простых медитативных практик. Мы просто начинаем совершать медленные вдохи и выдохи, постепенно растягивая своё дыхание. Эта практика медитации была дана ещё самим Буддой Шакьямуни и описана в таком тексте, как «Анапанасати-сутра». В этом тексте описана более сложная практика, чем просто концентрация на дыхании, — в тексте также описано, какой настрой нужно создать, на каких мыслях концентрироваться и так далее. Если это покажется слишком сложным, можно просто совершать вдох и выдох, медленно их растягивая. Практика растягивания дыхания не только успокаивает наш ум, но и позволяет ощелачивать организм, что в свою очередь позитивно сказывается на здоровье. Есть версия, что при определённой длине вдоха и выдоха (больше минуты) тело настолько ощелачивается, что перестаёт болеть. В любом случае, всё можно проверить на своём опыте.
Концентрация на звуке. Это более сложная практика медитации. Здесь уже используется такое понятие, как «мантра». Мантра — это звуковая вибрация, которая несёт определённый информационный и энергетический посыл. Мантра может произноситься как вслух, так и про себя; либо же шёпотом. При произношении мантры вслух воздействие больше будет с упором на физическое тело и энергетику, а при произношении мантры про себя — будет более глубокое медитативное погружение. Одной из самых популярных мантр является мантра «Ом». Она произносится, как четыре звука «А-о-у-м». Во время произношения мантры также можно концентрироваться на разных точках в теле. Тут существует несколько вариантов, но наиболее распространённый из них такой: по мере произношения четырёх звуков мантры, мы мысленно перемещаем наше внимание от уровня второй или третьей чакры к седьмой чакре, то есть в область темени. Таким образом, звук «А» — концентрация на второй чакре, звук «О» — концентрация на третьей чакре, звук «У» — внимание перемещается по четвёртой и пятой чакре, а на звуке «М» — внимание поднимается в область темени. Если вариант выполнения с концентрацией на чакрах слишком сложный, то поначалу можно просто повторять мантру. По мере продвижения в практике можно повторять мантру и про себя, тогда будет происходить более глубокое воздействие на ум. Но поначалу наиболее эффективным будет именно произношение вслух, причём достаточно громко. Также существуют и другие мантры, которые уже принадлежат к каким-то конкретным традициям (мантра Ом практически универсальная и присутствует во многих религиях и учениях). И можно попробовать разные практики из разных традиций, ибо, как сказано выше, — если начать практиковать то, к чему уже есть определённые наклонности и способности, это будет намного эффективнее, чем изучать практику с нуля.
Концентрация на пламени свечи. Ещё одна любопытная практика медитации. Также одна из наиболее простых. В данном случае нам ничего не нужно представлять в уме, мы просто зажигаем перед собой свечу, ставим её на расстоянии вытянутой руки и концентрируемся на пламени. Это позволяет «привязать» наш ум к конкретному объекту. Поначалу ум будет «бунтовать». Полезут тысячи мыслей, ум придумает тысячу и одну причину для того, чтобы немедленно прекратить практику и срочно бежать что-либо делать. Этот этап важно перетерпеть. Рано или поздно ум вынужден будет смириться с новой аскезой, которая со временем станет для вас привычным методом релаксации и очищения. Созерцание пламени свечи — невероятно мощная очистительная практика, она позволяет очистить наше сознание от накопленных за день впечатлений. Большинство из нас живут в мегаполисах, где в течение дня мы сталкиваемся с большим объёмом «токсичной» информации, которая засоряет наше сознание. И один из лучших методов «обнулиться» — это после работы 10‒15 минут помедитировать на пламя свечи. У этой практики также есть ещё один приятный «бонус» — наблюдение за пламенем свечи вызывает слезоотделение и тем самым очищает ткани глаза и оздоравливает их. Не стоит сразу слишком много времени проводить за созерцанием свечи — очистительный эффект от этой практики очень мощный, поэтому для начала будет достаточно 5‒10 минут. Со временем можно увеличить до 20‒30 минут. Попробуйте выполнять эту практику ежедневно, и вы заметите, что в сознании стали происходить позитивные перемены — уходят страхи, комплексы, старые обиды, мучительные привязанности и так далее.
Концентрация на точке. Принцип тот же, что и в предыдущей практике. Мы рисуем на стене точку и садимся напротив неё на расстоянии вытянутой руки. Далее отсекаем своим вниманием всё, кроме этой точки. Всё, что сейчас есть в мире для нас, — это точка на стене. Эффект поначалу будет такой же, как в случае со свечой, — ум взбунтуется и потребует немедленно прекратить это зверское издевательство над собой. Наш ум привык всё время развлекаться, он стремится к объектам чувственных наслаждений, а если таковых поблизости нет, начинает развлекать сам себя — то фантазирует о приятном, то, напротив, начинает пугать себя разными ужасающими картинами. Поэтому, когда мы концентрируем свой ум на точке, он начинает хаотично пытаться вырваться из стальной хватки нашего внимания — будут всплывать страхи, привязанности, желания, неприятные или, напротив, приятные воспоминания. Но важно стойко продолжать созерцать точку и возвращать ум к тому действию, которое мы сейчас совершаем. Со временем ум вынужден будет подчиниться. Эта практика также невероятно мощная в плане духовного очищения. Можно встретить отзывы о том, что практика концентрации на точке помогала людям избавиться даже от тяжёлых зависимостей — алкогольной, табачной и даже наркотической. В любом случае, стоит попробовать, быть может, это на самом деле эффективно. Порой какая-то совершенно простая вещь может решить проблему, которая доставляет человеку неприятности годами. Как говорится, ларчик просто открывался.
Концентрация на образе. Существует два вида концентрации на образе. Первый почти ничем не отличается от концентрации на точке или пламени свечи. Мы помещаем так же — на расстоянии вытянутой руки — перед собой образ, который нас вдохновляет; это может быть образ Будды, Христа, Кришны — кого угодно. Далее начинаем концентрироваться на этом образе. Тут есть небольшое отличие от предыдущих практик — мы не просто созерцаем образ перед собой, мы стараемся концентрироваться на качествах того совершенного объекта, на который медитируем. Второй вид концентрации на образе уже более сложный. Мы закрываем глаза и начинаем представлять образ в своём уме. Как правило, это сопровождается ещё представлением дополнительных атрибутов, «испусканием радужного света», к примеру. Представляя в своём уме образ совершенного объекта и визуализируя потоки света или энергии, мы концентрируемся на совершенных качествах объекта медитации и путём визуализации различных потоков света или энергии сознательно стараемся эти качества перенять. Концентрация на образе работает по принципу «о чём мы думаем — тем мы и становимся». И проблема большинства людей в том, что они концентрируются (несознательно, разумеется) на негативных объектах. К примеру, осуждая кого-то, мы буквально «медитируем» на его негативные качества и перенимаем их себе. Если же мы медитируем на образ Будды, Кришны, Христа или какой-нибудь другой святой личности, мы неизбежно будем перенимать их качества. Поэтому концентрация на образе приносит двойную пользу. Во-первых, мы обуздываем наш ум, устраняя в нём беспокойство. Во-вторых, мы перенимаем качества объекта концентрации.
Описанные выше практики — это лишь наиболее простые методики медитации, но вместе с тем невероятно эффективные. Для тех, кто хочет более углубиться в познание себя и овладение своим умом, можно поискать более сложные практики. Но для начального уровня вышеописанных методик будет вполне достаточно. Иногда бывает так, что, достигнув совершенства в какой-то простой практике, можно полностью трансформировать свою личность, и нет смысла искать что-либо особенно сложное. Иногда простые вещи оказываются наиболее эффективными.
Лунный календарь медитаций
Медитации : генеалогическое дерево.
Сегодняшний день благоприятствует работе со своим родом. Вы можете просто посидеть с родственниками за ужином. А можете провести медитацию, в которой обратитесь к родоначальникам своего рода.
Как известно у каждого рода есть свои основатели, есть сильные рода, кто помогает вам и защищает вас. Вы можете обращаться к ним за поддержкой и подсказкой, можете просить, чтобы они дали вам мудрость.
Практика «Получение поддержки рода».
Приготовьтесь к медитации. Успокойте свой ум, представьте, как за вашей спиной постепенно выстраивается ваш род, начиная от родителей и уходя в глубокую древность. Вы видите в самом начале сильных и светлых людей, вы разворачиваетесь к ним, с доброжелательным настроем приветствуете их и внимательно смотрите на них, ожидая их действий, они улыбаются вам и посылают вам волны любви, света и радости, мудрости и благополучия. Вы видите, как эти волны распространяются по всему роду и доходят до вас и до вашей семьи, окутывают вас и сохраняются в вашем поле и поле вашего рода, вы чувствуете силу и уверенность, поддержку со стороны сильных рода, вы под защитой. Направьте эту энергию на всех ныне живущих, напитайте их ею, посмотрите на тех, кто уже ушел и напитайте их мудростью, которая льется из сильных рода, увидьте как все, что было или есть негативного в вашем роду, растворяется и не влияет ни на вас, ни на вашу семью. Увидьте, как свет от сильных рода распространяется в будущее вашей семьи, и вы чувствуете уверенность и защиту, поддержку всего рода. С ощущением силы, света, защищенности можете открывать глаза.
С 10 лунным днем связана чакра Свадхистхана.
Практики 10-го лунного дня:
Медитации : огонь, внутренние процессы тела.
11 лунный день, день аскез и уединений, день который лучше посвятить медитации, посту, очищению на внутреннем плане. Если нет возможности быть в уединении, то главное в этот день помнить, что все начатые в этот день процессы надо довести до конца. Если вы решили голодать, то не прерывайте голодание раньше времени. Если вы решили, выполнить какой либо процесс очищения, то доведите его до завершения.
Хорошо сегодня проводить медитации, работу с чакрами. Делать медитации для поднятия энергии кундалини. Сегодня пробуждается внутренний огонь, скрытая внутренняя энергия.
С 11-м лунным днем связан позвоночник, и область где скрыта энергия Кундалини (область в районе копчика).
Практики 11-го лунного дня:
Медитации : вода, сердце.
Хорошо посидеть сегодня возле реки, моря, озера или фонтана. Если вы оказались возле спокойного водоема, то представьте, как ваши эмоции также успокаиваются, слейтесь с покоем воды, представьте, что вы и есть эта спокойная вода. Если по воде возникает рябь от ветра, а затем стихает, увидьте, как эмоции, возникнув, также исчезают, и за ними приходит покой. Примите ту мудрость, которую сегодня вам принесет вода.
Если вы сидите возле реки, то пусть она принесет вам ответы на ваши вопросы и заберет все то, что вас беспокоило.
В том случае, если у вас нет возможности сегодня побыть возле водоема, послушайте запись воды. Просто лягте, расслабьтесь, представьте себя лежащим на берегу, и наслаждающимся звуками моря. Море успокаивает вас своими звуками. Вода уносит все ваши печали, беспокойства, заботы. Вы погружаетесь внутрь своего существа, и к вам постепенно приходит мир, покой, гармония, равновесие. Вы наполняетесь светом солнечных лучей, все ваше тело светится, и чувство радости заполняет вас. Сохраняя это состояние, можете постепенно возвращаться, потягиваясь, перевернувшись сбоку набок, медленно открывать глаза, неся в свой мир радость.
Хорошо сегодня также провести медитацию для сердца. Сердце является не только центром любви, чувств, но оно обладает и целительскими свойствами.
Практики 12-го лунного дня:
16 ноября 2021
Вторник
Медитации : свастика посолонь, колесо.
День энергетического обновления и очищения от старых энергетически блокированных ситуаций.
Часто мы замечаем, как в нашей жизни повторяются одни и те же ситуации, чтобы сдвинуть их с места и привнести в жизнь новые изменения, можно сегодня запустить «Колесо обновления».
С 13-м лунным днем связана поджелудочная железа и чакра Хара, которая расположена на два пальца ниже пупка.
Практики 13-го лунного дня:
Медитации : звук, чтение мантр.
Хорошо провести сегодня медитацию на звук ОМ или АУМ. Лучше пропеть его самостоятельно, или можно прослушать в записи, настроившись на него медитативным образом.
Этот день благоприятен для начала какого-либо цикла работ с мантрами. Также хорошо начинать выполнение каких-либо сорокадневных практик.
Так как в 14 лунный день Луна уже набирает свою полную силу, женщины могут провести практику омоложения.
Практики 14-го лунного дня:
Медитации : тишина, умиротворение, пустота.
В этот день Луна входит в свою полную силу.
В этот день также можно проводить практику омоложения. Идеальнее всего эту практику проводить в естественных водоемах, где вы можете искупаться в лунной дорожке.
С 15-м лунным днем связана чакра Анахата.
Практики 15-го лунного дня:
Медитации : белый цвет, образ бабочки.
Сегодня Луна еще остается в своей силе, она еще максимально отражает свет Солнца. Поэтому вы также можете искупаться в водоеме в лунной дорожке. Можете провести медитацию на наполнение светом Луны.
Четыре лайфхака для медитации
В ы уже всё знаете про медитацию. Перелопатили горы литературы на эту тему и посетили десятки тренингов. Поимённо можете назвать Великих Учителей и без запинки перечисляете названия существующих в мире практик. Вдохновенно рассказываете друзьям и знакомым как это здорово и полезно – медитировать.
Однако, у самого дело не идёт дальше «Посидеть неподвижно полчасика. Пару раз в месяц. Когда совсем «накроет»». Начать же медитировать по-настоящему так и не получается. Вроде и мотивация сильна, и знаний предостаточно, но что-то каждый раз выбивает из колеи и препятствует продвижению в практике.
Это «что-то» есть наш ум, который уже давно за нас решил какой должна быть наша практика, как долго она должна длиться и как скоро мы должны просветлиться. Искажения в его деятельности проявляют себя так, что вы либо находите оправдание своему бездействию в практике, либо заблуждаетесь в отношении её хода и результатов.
Приведу здесь некоторые аргументы, которые могут приходить к вам на ум, а также — «противоядия» к такого рода заблуждениям.
У меня нет времени на практику
О, это очень тонкий манёвр! История про всех нас — заложников мегаполисов. Если так мыслить — времени никогда не будет. Всегда будут «более важные дела», «срочная работа», лень и недомогание. Ум спешит сделать всё, зачастую не делая при этом ничего стоящего.
Поэтому, как только слышите в своей голове такое, вспоминайте притчу про дровосека. Он рубил дрова тупым топором, оправдывая свой сизифов труд тем, что ему нужно срубить очень много деревьев и некогда точить топор. При наличии должной мотивации, время можно найти всегда, при любых обстоятельствах, хоть по 10 минут в день, для начала.
Я забыл
Тоже один из самых распространённых сценариев для человека, который пытается совмещать практику медитации и социально-активную жизнь. Ум и так не очень-то хочет тратить энергию на создание новых привычек, а тут ещё и потоки внешней информации настолько сильны, что разбалансируют нашу неустойчивую психику. Только собирался вроде сесть, помедитировать, а тут рррраз — и ты уже «на автомате» пьёшь чай, или листаешь ленту инстаграм. Или вспоминаешь, что посуда немыта. Или срочно нужно бежать в банк. Или цветы забыл полить. Ну, и так далее…
Если знаете за собой, что часто забываете о своём намерении медитировать, ставьте будильники, пишите напоминалки, ведите ежедневники. Плюс к этому начинайте практиковать осознанность в повседневной жизни.
Один мой наставник говорил так: «Когда ты ешь яблоко — ешь яблоко». И это очень точно отражает суть нахождения в моменте «здесь и сейчас». Старайтесь избегать одновременного делания нескольких дел. А главное — думания о сотне вещей одновременно.
Попробуйте простые упражнения:
Это так просто. И так сложно одновременно. Но если проявлять терпение, со временем такая практика поможет сохранять памятование и в отношении медитации.
Практиковать осознанность ещё можно, «сбивая ум с толку», то есть, выполняя привычные действия непривычными способами:
Мысли надо остановить
Это третий, самый нелепый, самый парадоксальный аргумент, который вы только можете услышать в своей голове на тему практики. Тем временем, такое понимание медитации, как отсутствие мыслей, уже стало стереотипом. Медитация — это никакое не отсутствие! Это полнейшее присутствие — нахождение «при сути».
Представьте секретаря, который ведёт протокол собрания учредителей фирмы: он только фиксирует всё, что происходит. Не вмешивается и не указывает: «Господин директор, вы не правы. Нужно говорить так, или так». Он не выносит суждений и не рефлексирует, не ставит оценок. Просто наблюдает. Такой должна быть и ваша работа в медитации, как будто вы просто смотрите кино, позволяя сюжетам ваших мыслей протекать мимо внутреннего взора.
Обычный внутренний диалог медитирующего:
Вы: Так. Садимся. Успокаиваемся. Вдох-выдох.
Ваш ум: Правая пятка чешется.
Вы не реагируете.
Ваш ум минуту спустя: Правая пятка уже затекла. А она не отвалится? Надо будет во вторник к врачу сходить.
Вы: Ой, а вдруг правда отвалится! Надо ноги поменять.
И вообще, хорошо бы размяться… может, на йогу сходить.
Ум: Только не завтра, а во вторник. Завтра препод дурацкий в зале.
Вы: Всё, заткнись, мне медитировать надо.
Доля секунды вожделенной тишины…
Снова ум: О, класс! Получается! Глянь, ну могу же молчать, когда хочу! Кстати, когда ты собиралась маме позвонить? Тыщу лет уже не звонила.
Всё! Медитировать уже нет никакого желания, и в голове всё навязчивей крутятся мысли, что ничего не выйдет. А ведь суть практики медитации в том, чтобы принимать любое своё состояние, замечать мысли, но не запрещать уму вести свой разговор.
Природа рыбы – плавать, природа ума – думать. Позвольте себе внутренний диалог. Отбросьте все свои представления о медитации.
Для практики нужно особое время и место
Ум может говорить нам, что практика – это то, что выполняется дома в тишине, сидя на коврике час или два. Он говорит, что вы уже без пяти минут просветлённый, надо лишь чуть-чуть поднажать (читай – «избавиться» от родных, чтоб не мешали практиковать, уволиться с работы, выкинуть компьютер и сесть в позу лотоса)
Но неумолимо приходят обстоятельства (новая должность на работе, рождение ребёнка, переезд в новую квартиру) — и вот нам уже не до медитации. Вы начинаете винить себя, ругаться на обстоятельства, проклинать Вселенную за то, что мешает вам «развиваться». И не осознаете, что все события в жизни даны нам для развития.
Как сказал Рам Дасс, американский гуру и психолог, «однажды вы подходите к такому моменту, когда понимаете, что способны двигаться по Пути лишь с определённой скоростью, обусловленной кармически. Вы не можете опередить самого себя, или быть «фальшивым святым»».
Всё есть Путь. Нужно просто продолжать идти и практиковать осознанность в повседневных делах. Не ставить себе завышенных целей, а соизмерять свои возможности и делать практику гибкой: сегодня посидел два часа дома на коврике — молодец. А завтра — 15 минут, и то в рабочем кресле. Тоже отлично! Послезавтра ребёнок заболел, и ты должен проводить время с ним – так и будь с ним на 100%, а не бегай за своим умом.
Тот же Рам Дасс так описывал циклы духовной жизни: «Практика подобна качелям. За каждым взлётом обычно следует новое падение. Понимание этого несколько облегчает движение в обеих фазах… В дополнение к циклам движения вверх и вниз есть и цикл движения внутрь и наружу. Иначе говоря, есть стадии, на которых вы чувствуете себя втянутыми во внутреннюю работу, и всё, чего вы ищете, – это спокойное место для того, чтобы медитировать и продолжать движение вперёд; а затем наступает время, когда вы обращаетесь ко внешнему миру и стремитесь включиться в жизнь рынка. Обе части цикла представляют собой часть нашей практики, потому что то, что происходит с вами на рынке, помогает вашей медитации, а то, что происходит в вашей медитации, помогает вам участвовать в жизни рынка без привязанности».
И вообще вся природа существования, согласно учению Будды, — непостоянство. Нужно найти способ уважать эти естественные циклы как в обычной жизни, так и в практике.
Помните об этих распространённых ловушках ума. И пусть ваша практика будет непрерывной, плодотворной и приносящей благо всем живым существам.
- практики и интерпретации журнал филологических образовательных и культурных исследований
- практики и теоретики эйнштейн