практика помощник процедурной медсестры характеристика
Помощник процедурной медицинской сестры
III КУРС
Образец заполнения дневника производственной практики на II курсе
Форма аттестации (по итогам производственной практики) «Помощник палатной медицинской сестры».
В течение рабочего дня контроль работы студентов осуществляет старшая медицинская сестра отделения. Руководитель от кафедры контролирует соответствие рабочего задания студента целям и задачам производственной практики и качество овладения навыками и умениями. Текущий контроль проводится ежедневно путем наблюдения за выполнением практических навыков.
Студент ведет дневник учета выполняемой работы с ежедневным подробным описанием одного из практических навыков, заверенный старшей сестрой отделения. В таблицу овладения практическими навыками вносится оценка с подписью преподавателя.
Цель производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры»: овладение студентами основными функциями профессиональной деятельности процедурной медицинской сестры, становление и развитие профессиональной компетентности, формирование профессионально значимых качеств личности.
Срок обучения: 180 учебных часов (3 недели 2 дня)
из них 144 часа в ЛПУ (6 дней в неделю по 6 часов + 2 ночных дежурства по 12 часов без отсыпных и выходных)
Режим занятий: 9 учебных часов в день(из них 6 академических часов – аудиторной работы,
3 академических часа – внеаудиторной (самостоятельной) работы)
Форма обучения: очная
Задачи производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры»:
Студент должен знать:
· основные этапы работы процедурной медицинской сестры
· принципы медицинской этики
Студент должен уметь:
· подготовить больного к осмотру
· выполнять лечебно-диагностические манипуляции
· выполнять назначение врача
· оказание неотложной помощи
Владеть следующими практическими навыками:
1. осуществление лечебно-диагностических процедур по врачебным назначениям;
2. оказание первой мед.помощи;
3. обеспечение работы процедурного кабинета и наличия необходимых материалов (регулярная проверка наличия инструментов, перевязочного материала, лекарственных средств, консервированной крови и кровезаменителей);
4. следование правилам инфекционного контроля (соблюдение нормативов по дезинфекции и стерилизации, асептике и антисептике);
5. забор крови из вены на биохимическое исследование и отправка ее в лабораторию;
6. обеспечение строгого учета и хранения лекарственных средств групп А и Б;
7. своевременное заполнение медицинских документов по специальным учетным формам;
8. следование нормам и правилам медицинской этики (хранение медицинской тайны, соблюдение субординационных отношений, доходчивое и терпеливое объяснение пациентам назначений врача);
9. подготовка кабинета к приему пациентов;
10. проведение дезинфекции поверхностей кабинета для процедур;
11. проведение кварцевания и проветривания кабинета по утвержденному администрацией лечебного учреждения графику.
Перечень тем для санитарно-просветительской работы студента (самостоятельная работа):
1. Правильное питание. Что это такое и зачем это нужно?
2. ВИЧ-инфекция: проблема есть. Есть ли её решение?
3. Острые кишечные инфекции. Как избежать?
4. Курение табака – вредная привычка или путь в никуда?
5. ХОБЛ – проблема 21 века.
6. Рак лёгких. Можно ли его избежать?
7. Какой должна быть физическая активность, чтобы сохранить здоровье.
8. Избыточная масса тела. Последствия, борьба, профилактика.
Перечень вопросов для аттестации по производственной практике студентов III курса лечебного факультета медицинского института:
1. Права и обязанности процедурной медицинской сестры терапевтического и хирургического отделения, порядок приема и сдачи дежурств.
2. Режим и правила внутреннего распорядка в терапевтическом отделении.
3. Правила ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.
4. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения (уход за больными с сердечной недостаточностью).
5. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения (подготовка больных к инструментальным методам исследования желудочно-кишечного тракта).
6. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов мочеотделения
7. Техника взятия крови для биохимического, иммунологического анализа.
8. Тактика процедурной медицинской сестры при неотложных состояниях у терапевтических больных: а) приступ бронхиальной астмы, приступ сердечной астмы; б) приступ болей в сердце; в) обильная рвота с кровью; г) обморок.
9. Подготовка больных к полостным операциям.
10. Порядок проведения внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций, а также порядок установки системы для внутривенного введения лекарственных веществ.
12. Помощь при кровотечениях из носа и слизистых оболочек. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Отсасывание слизи из полости рта и носа. Промывание желудка.
13. Санитарно-просветительская деятельность процедурной медицинской сестры.
14. Этика и деонтология процедурной медицинской сестры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Дневник производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры»
Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)
«Помощник процедурной медицинской сестры»
ФИО студента _________________________________
Утверждено на заседании ФМС педиатрического факультета
Протокол № 4 от 01.01.2001 г.
, доцент кафедры педиатрии №2, к. м.н.
Н.- зав. кафедрой педиатрии № 1, профессор, д. м.н.
. – зав. кафедрой детской хирургии, профессор, д. м.н.
© ГБОУ ВПО ИГМУ, 2012
Место прохождения практики ___________________________________________________
Лечебно-профилактическое учреждение ___________________________________________
Количество коек в отделении _____________________________________________________
Число врачей ______________________ мед. сестер ________________________________
Принимает ли отделение экстренных больных или проводится только плановая госпитализация ________________________________________________________________
Ф. И.О. старшей сестры: ______________________________________________________________________________
Телефон отделения ____________________________________________________________
Сроки прохождения практики (20 рабочих дней)
с «______» _______________ 201__ г. по «_____» __________________ 201___г.
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА
научиться оказывать квалифицированную сестринскую помощь пациенту и его семье, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход и неотложную доврачебную медицинскую помощь в период болезни и реабилитации; освоение ключевых принципов биомедицинской этики и деонтологии, знакомство с современным медицинским оборудованием и инвентарем.
ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ:
1. Приходить на базу практики в соответствии с графиком работы лечебного учреждения в медицинском халате или костюме, сменной обуви, колпаке.
2. Соблюдать правила техники безопасности, в том числе при работе с биологическими жидкостями.
3. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового лечебного учреждения.
4. Выполнять медицинские манипуляции только под контролем медицинской сестры, просить помощи в сложных ситуациях, а не допускать самонадеянности.
5. Нести ответственность за выполненную работу.
6. Сохранять медицинскую тайну.
7. Вести дневник практики, ежедневно заверять у медицинской сестры, а по окончании практики у старшей медицинской сестры.
8. Провести одну беседу с больным или подготовить стенд, сан. бюллетень по актуальной медицинской проблеме.
9. Подготовить реферат по теме, указанной руководителем практики.
10. По окончании прохождения практики явиться на зачет с оформленным по всем правилам дневником практики, рефератом и знанием учебного материала.
Образцы заполнения дневника:
Содержание работы: Работал в процедурном кабинете отделения пульмонологии. Утром принял пост у ночной мед. сестры. Помогал мед. сестре накрыть передвижной стерильный стол. Провел 4 внутривенных инфузии растворов медикаментозных препаратов. Исследовал частоту пульса, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений у 10 пациентов. Участвовал в определении группы крови 1 больному. Подготовил инфузомат для внутривенной капельной инфузии, оценивал состояние больного в течение процедуры. Провел беседу с пациентом, страдающим атопическим дерматитом о необходимости соблюдения гипоаллергенной диеты. Контролировал работу младшей мед. сестры, помогал приготовить дезинфицирующие растворы для текущей уборки процедурного кабинета.
Подпись процедурной мед. сестры ____________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: Работал на посту в отделении педиатрии. Утром принял пост у ночной мед. сестры. Измерял массу тела у семи больных. Провел мероприятия по личной гигиене и кормлению больных. Раскладывал и раздавал лекарства 20 больным в соответствии с процедурными листами. Провел три подкожных инъекции. Отвел больных на занятия лечебной физкультуре. Наблюдал за выполнением ими упражнений. Отвел троих больных на ЭКГ, ЭХО КГ, УЗИ брюшной полости и принимал участие в исследовании.
Подпись постовой мед. сестры ____________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: ___________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
Дата «______» ___________________ 201___г.
Содержание работы: __________________________________________________________
Подпись мед. сестры _______________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА
Группы _________________ факультета ________________________________________
с «_____» __________________ 201 ___г. по «______» _______________________ 201 __г.
проходил производственную практику в должности медицинской сестры (брата) в
(название ЛПУ) _______________________________________________________________
Краткая оценка работы студента:
Название санитарно-просветительской работы _____________________________________
Вид санитарно-просветительской работы: сан. бюллетень, лекция, беседа с больным, стенд, памятка для больных ___________________________________________________________
1. Теоретическая и практическая подготовка _________________________________
2. Активность в освоении практических навыков _______________________________
3. Оценка во взаимоотношении с коллективом _________________________________
Подпись медицинской сестры отделения ____________________ / _________________/
Подпись старшей мед. сестры отделения _____________________ / _________________/
«______» ____________________ 201____г.
Примерный перечень тем рефератов по УИРС:
Режим лечебно-профилактического учреждения. Особенности ухода за больными раннего возраста. Основы диетического питания при различных заболеваниях (избрать определенную группу заболеваний). Организация реабилитационно-восстановительного досуга больных в отделении. Философия сестринского дела. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь. Медицинская сестра и право пациента на информацию. Уважение человеческого достоинства пациента. Профессиональная тайна. Медицинская сестра и ее коллеги. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика. Высшие разовые и суточные дозы наркотических средств ядовитых и сильнодействующих веществ. Алгоритм действий медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами О мерах по предупреждению ВИЧ-инфекции и сывороточного гепатита при трансфузиях донорской крови и ее компонентов. Постинъекционные осложнения. Оказание помощи пациентам при некоторых неотложных состояниях. Осложнения при переливании крови. Правила ухода за подключенным катетером. Техника проведения непрямого (закрытого) массажа сердца. Техника проведения искусственного дыхания. Техника остановки наружного кровотечения.
Перечень тем санитарно-просветительной работы:
Особо опасные инфекции; Внутрибольничные инфекции; Памятники медицинским сестрам; Связь питания и здоровья детей; Современный взгляд на продукты прикорма и сроки их введения; Вскармливание недоношенных детей.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА БЕСЕД С БОЛЬНЫМИ И САНБЮЛЛЕТЕНЕЙ:
1. Что делать, если произошел укус таежного клеща?
5. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
6. Лечебное питание при язвенной болезни.
7. Движение-жизнь: о вреде гиподинамии.
8. Современные способы закаливания.
9. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
10. Как бороться с запорами.
11. Алкоголь – друг или враг?
12. Витамины и здоровье.
13. Рациональное питание.
14. Профилактика кишечных инфекций.
15. Режим и питание кормящей матери.
16. Вскармливание детей 1 года жизни.
Аттестационный лист практики
Уход за тяжелобольными с поражением:
уход за пациентами отделения реанимации и интенсивной терапии
Измерение АД, ЧСС, ЧДД
Уборка процедурного кабинета:
Приготовление растворов для дезинфекции
Предстерилизационная подготовка инструментария
Участие в стерилизации инструментария и перевязочного материала
Подготовка стерильного стола, лотка, передвижного стерильного стола
Производственная практика по разделу «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Производственная практика по разделу
«Помощник палатной и процедурной медицинской сестры»
Методическое пособие для студентов медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»
Белгород – 2012
Права и обязанности студента
Производственная практика «Помощник медсестры (палатной, процедурной)» студентов лечебного факультета является составной частью профессионально-образовательной программы подготовки высококвалифицированных врачей по специальности «лечебное дело». Практика проводится в городских, районных больницах и поликлиниках для взрослых. Для учебно-методического руководства практикой студентов назначаются непосредственные руководители практики от университета и базового учреждения здравоохранения.
Студент при прохождении практики имеет право:
· проходить производственную практику на базе учреждений, предприятий и организаций, с которыми он заключил договор на трудоустройство;
· при наличии среднего медицинского образования, по решению соответствующей кафедры, получить перезачет.
Студент при прохождении практики обязан:
· полностью выполнить программу практики и индивидуальные задания;
· с момента зачисления в период практики в качестве практиканта на рабочее место строго соблюдать правила охраны труда и внутреннего распорядка, а также техники безопасности и производственной санитарии, действующие в базовом учреждении;
· участвовать в учебно-исследовательской работе по рекомендациям кафедр, вузовского и базового руководителей практики или по собственному желанию, а также в тематических научно-практических конференциях в базовом учреждении;
· участвовать в информационно-просветительской работе среди населения и общественной жизни коллектива базовых учреждений;
· вести дневник практики с ежедневным отражением содержания и объема выполненной работы;
· представить вузовскому руководителю сводный (цифровой) отчет о проделанной работе за период практики, дневник практики и сдать зачет по практике.
Цели и задачи производственной практики в качестве помощника медсестры (палатной, процедурной):
— проверка и закрепление знаний, полученных студентами 2-го курса лечебного и медико-профилактического факультетов при изучении дисциплины «Общий уход за больными»;
— дальнейшее усовершенствование и углубление практических навыков;
— ознакомление с условиями работы среднего и младшего медицинского персонала;
— адаптация студентов в процессе ежедневной практической работы к условиям медицинского учреждения;
— овладение обязанностями медицинской сестры, приобретение навыков санитарно-просветительской работы и учебно-исследовательской работы в условиях ЛПУ.
Перечень
практических навыков, подлежащих освоению студентами 2-го курса лечебного и медико-профилактического факультетов
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в терапевтичес-ком отделении:
— Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов.
— Определение роста и массы тела, окружности грудной клетки пациента.
— Подсчет числа дыхательных движений.
— Транспортировка больного на кресле-каталке, на носилках-каталке и вручную (на носилках).
— Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.
— Проведение туалета полости рта.
— Закапывание капель в глаза и промывание глаз.
— Умение заложить глазную мазь за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.
— Закапывание капель в уши.
— Проведение туалета ушей.
— Проведение туалета носа.
— Закапывание капель в нос.
— Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном
— Постановка местного согревающего компресса.
— Постановка холодного компресса.
— Приготовление и подача грелки больному.
— Приготовление и подача пузыря со льдом больному.
— Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством.
— Набор в шприц лекарственного раствора из ампулы и флакона.
— Наложение жгута на плечо.
— Заполнение системы для внутривенного капельного введения лекарственных веществ.
— Проведение внутривенного капельного вливания.
— Оказание первой медицинской помощи при внезапной одышке (удушье).
— Сбор мокроты для лабораторного исследования.
— Оказание первой медицинской помощи при кровохарканье и легочном
— Проведение оксигенотерапии различными способами.
— Умение пользоваться карманным ингалятором.
— Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой артерии.
— Измерение артериального давления.
— Регистрация результатов исследования артериального пульса и артериального давления.
— Оказание первой медицинской помощи при рвоте.
— Проведение осмотра полости рта.
— Взятие мазка из зева и носа для лабораторного исследования.
— Проведение промывания желудка толстым зондом.
— Зондирование желудка тонким зондом.
— Проведение дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого.
— Введение газоотводной трубки.
— Постановка очистительной, гипертонической, сифонной, питательной, лекарственной, масляной клизм.
— Определение водного баланса.
— Сбор мочи для лабораторного исследования.
— Проведение пробы по Зимницкому.
— Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.
— Проведение непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в хирургическом отделении:
— санитарная обработка больного при поступлении в стационар;
— дезинфекция медицинского инструментария и средств ухода за больными;
— обработка и дезинфекция подкладных суден, мочеприемников;
— подкожные и внутримышечные инъекции, венепункция;
— забор крови из вены и внутривенные инъекции;
— дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового излучения;
— подготовка больного к проведению инструментальных методов обследования;
— перемещение больного с кровати на каталку и обратно, с каталки на операционный стол и обратно, с системой внутривенной инфузии и дренажами;
— предстерилизационная подготовка медицинского и хирургического инструментария;
— инструментальная перевязка ран;
— укладка в биксы перевязочного материала, операционной одежды, масок, перчаток;
— оценка стерильности материала в биксе;
— оказание первой медицинской помощи при отравлениях средствами дезинфекции, помощь больному при рвоте;
— предоперационная подготовка операционного поля, гигиеническая обработка тела оперированного больного;
— смена нательного и постельного белья;
— гигиеническое подмывание больных;
— газоотведение из толстой кишки;
— катетеризация мочевого пузыря;
— зондирование и промывание желудка;
— постановка очистительной, сифонной, послабляющей и лекарственной клизмы;
— кормление больных в кровати, через зонд и гастростому;
— обработка пролежней, пользование функциональной кроватью;
— обработка рук дезинфицирующими растворами;
— пользование хирургической маской;
— надевание и смена стерильных перчаток, надевание стерильного халата самостоятельно и с помощью операционной медсестры.
. Тематический план семинаров, их содержание и
Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Организация работы лечебных учреждений:
а) устройство, оснащение и режим приемного и лечебного (терапевтического) отделений больницы.
б) санитарная обработка больного. Обработка больного при выявлении педикулеза. Транспортировка больных;
в) организация работы поста медсестры;
г) санитарно-эпидемиологический режим ЛПУ.
Личная гигиена больного
Студент должен знать:
Основные принципы практического здравоохранения. Типы лечебных учреждений. Значение ухода за больными. Обязанности медицинской сестры и младшего медперсонала. Основы медицинской этики и деонтологии. Внешний вид медицинского работника. Моральную и юридическую ответственность
медицинского работника. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. Санитарная обработка больных (полная, частичная). Виды транспортировки больных. Санитарно-эпидемиологический режим приемного отделения. Устройство и оборудование лечебного (терапевтического) отделения. Организацию работы поста медсестры. Антропометрию. Внутренний распорядок отделения. Организацию посещения больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Ведение медицинской документации, тетради врачебных назначений, выборку назначений из истории болезни. Журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих и наркотических препаратов. Порядок приема и сдачи дежурств. Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения.
Студент должен знать:
Устройство функциональной кровати. Смену постельного и нательного белья. Перекладывание больного. Утренний туалет больного. Подачу судна. Подмывание больного. Проведение туалета полости рта. Промывание глаз. Туалет ушей и полости носа. Полное мытье больного в постели. Профилактику пролежней и застой-ной пневмонии.
Студент должен знать:
Понятие о лечебном питании. Понятие о диетических столах. Составление и выписывание порционника. Порядок подачи пищи. Кормление тяжелобольных, ослабленных больных и больных пожилого и старческого возраста, находящихся в постели.
Студент должен уметь:
-приготовить рабочие дезинфицирующие растворы;
-определять рост и массу тела, окружность грудной клетки пациента;
-сменить нательное и постельное белье тяжелобольному;
-подать судно, подмыть.
Студент должен уметь:
-выполнять смену постельного и нательного белья, перекладывание больного;
-осуществлять утренний туалет больного;
-проводить туалет полости рта, промывание глаза, туалет ушей и полости носа, полное мытье больного в постели;
-осуществлять профилактику пролежней и застойной пневмонии.
Студент должен уметь:
-составлять и выписывать порционники;
-кормить тяжелобольных, находящихся на постельном режиме.
Лекарственные средства и способы их применения:
а) энтеральные и наружные способы;
б) техника подкожных и внутримышечных инъекций.
Студент должен знать:
Хранение в отделении препаратов списка А и Б, средств для наружного, внутреннего и парентерального введения. Энтеральный путь введения лекарств, раздачу таблеток, растворов, капель и т. п. Прием лекарственных средств больными в присутствии медсестры, применение суппозиторий (свечей). Наружные пути введения лекарственных средств, применение мазей, порошков, растворов, пластырей. Парентеральный путь введения лекарственных средств, устройство шприца и игл, виды шприцев и игл, способы стерилизации шприцев и игл, индикаторы стерильности, способы контроля качества стерилизации. Набор лекарственных средств из ампулы и флакона, правила разведения антибиотиков, доставку шприца к постели больного. Подготовку кожи больного к инъекции. Технику подкожных и внутримышечных инъекций, их осложнения и меры профилактики. Особенности введения масляных растворов и бициллина.
Студент должен уметь:
-закапать капли в глаза, нос, уши;
-заложить глазную мазь на нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой;
-провести втирание, растирание, смазывание кожи лекарственным средством;
-осуществлять набор лекарственного средства из ампулы и флакона, разведение антибиотиков;
-выполнять внутрикожную, подкожную, внутримышечную инъекции.
Лекарственные средства и способы их применения:
в) техника внутривенных инъекций и капельных внутривенных вливаний.
Студент должен знать:
Технику внутривенных инъекций,
венепункцию, заполнение системы для капельного внутривенного вливания жидкости.
Технику капельного внутривенного вливания жидкости, осложнения и меры профилактики.
Кровопускание, взятие крови на исследования. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке и оказание первой доврачебной помощи.
Студент должен уметь:
-выполнять внутривенную инъекцию, наложение жгута на плечо;
-заполнять системы для внутривенного капельного вливания жидкости;
-проводить внутривенные капельные вливания жидкости.
Температура тела и ее измерение. Уход за лихорадящими больными.
Студент должен знать:
Механизм действия, подготовку больного и технику постановки банок, горчичников, согревающего и холодного компрессов, грелки и пузыря со льдом, пиявок. Особенности выполнения простейших физиотерапевтических процедур больным пожилого и старческого возраста. Наблюдение за больными во время процедур и оказание первой доврачебной помощи при осложнениях.
Студент должен знать:
Устройство термометров, их хранение и дезинфекцию. Способы измерения температуры тела, регистрацию результатов измерения и заполнение температурных листов.
Понятие о лихорадке, типы лихорадки, три периода развития лихорадки, уход за лихорадящими больными.
Студент должен уметь:
-поставить горчичники, банки, пиявки, местный согревающий компресс, холодный компресс;
-приготовить и подать грелку и пузырь со льдом больному.
Студент должен уметь:
-измерять температуру тела различными способами;
-регистрировать результаты измерения температуры тела;
-заполнять температурные листы.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообра-щения. Измерение АД. Определение свойств артериаль-ного пульса.
Студент должен знать:
Понятие об основных симптомах при заболеваниях органов дыхания.
Наблюдение за дыханием, подсчет числа дыхательных движений, удоб-ное положение больного в постели. Методы оксигенотерапии, технику безопасности при работе с кислород-ным баллоном. Пользование карман-ным ингалятором. Сбор мокроты для исследования, дезинфекцию плева-тельниц. Уход за больными с забо-леваниями органов дыхания. Поста-новку банок и горчичников. Наблю-дение и уход за больными старчес-кого и пожилого возраста. Первую доврачебную помощь при удушье, кровохаркании и легочном кровоте-чении.
Студент должен знать:
Понятие об основных симптомах при заболеваниях органов кровообра-щения. Понятие об артериальной гипертензии, сердечной и сосудистой недостаточности. Исследование артериального пульса. Технику измерения АД. Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов кровообращения. Создание удобного положения в постели, особенности смены нательного и постельного белья, меры профилактики пролеж-ней, кормление больных, лечебное питание. Наблюдение за водным балансом. Наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста. Оказание первой доврачеб-ной помощи при болях в области сердца, удушье, подъеме АД, при обмороке.
Студент должен уметь:
-осуществлять подсчет числа дыхательных движений;
-постановку банок и горчичников;
-сбор мокроты для лабораторного иссле-дования;
-оказывать первую доврачебную помощь при удушье, кровохар-кании и легочном кро-вотечении;
-пользоваться карман-ным ингалятором.
Студент должен уметь:
-определять основные свойства артериального пульса на лучевой артерии;
-измерять артериальное давление;
-регистрировать результаты исследо-вания артериального пульса и артериального давления;
-оказывать первую доврачебную помощь при болях в области сердца, удушье, подъе-ме АД, при обмороке.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения:
а) промывание желудка. Сбор рвотных масс для исследования;
б) знакомство с методикой исследо-вания секреторной функции желудка;
в) знакомство с методикой дуоде-нального зондирова-ния.
Наблюдение и уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей, ГЛПС.
Студент должен знать:
Понятие об основных патологичес-ких симптомах при заболеваниях органов пищеварения: боли в животе, диспепсические расстройства, желу-дочно-кишечное кровотечение, жел-туха. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс, направление их в лабораторию. Промывание желудка. Виды зондов (толстый, тонкий, дуоденальный). Технику промывания желудка, подготовку больного, необходимые принадлежности. Особенности промывания желудка у больных в бессознательном состоянии. Подго-товку больного к рентгенологичес-кому и эндоскопическому исследова-ниям желудка и кишечника. Методи-ку дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого. Взятие кала для исследования, подготовку больного к взятию кала на скрытую кровь. Симптомы кровотечения из желудка и кишечника, оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях. Технику введения газоотводной трубки. Виды клизм (очистительная, гипертоническая, сифонная, питательная, лекарствен-ная, масляная, капельная). Технику постановки клизм, дезинфекцию, хранение системы и наконечников.
Наблюдение и уход за больными пожилого и старческого возраста.
Неотложную помощь при заболеваниях щитовидной железы.
Студент должен знать:
Понятие об основных патологичес-ких симптомах при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: боли в пояснице, расстройства мочеиспус-кания, лихорадка, отеки, повышение АД. Наблюдение за мочеиспускани-ем, его частотой и характером.
Взятие мочи для исследования и направление ее в лабораторию.
Правила сбора мочи для определения глюкозурии. Анализы мочи по Зим-ницкому, Нечипоренко. Пробу Ребер-га. Мероприятия при острой задерж-ке мочи, вызов рефлекса на мочеис-пускание. Катетеризацию мочевого пузыря, виды катетеров, технику катетеризации мягким катетером.
Подготовку больного к рентгеноло-гическому исследованию почек и мочевыводящих путей. Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Особенности ухода за больными ГЛПС в лихорадочном, олигоанурическом, полиурическом периодах, при осложнении инфекционно-токси-ческим шоком. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
-оказать первую доврачебную помощь при рвоте;
-провести осмотр по-лости рта;
-взять мазок из зева и носа для бактериологи-ческого исследования;
-промывать желудок толстым зондом;
-зондировать желудок тонким зондом;
-выполнять дуоденаль-ное зондирование и фракционное исследо-вание желудочного содержимого;
-вводить газоотводную трубку;
-выполнять очиститель-ную, гипертоническую, сифонную, питатель-ную, лекарственную, масляную клизмы.
Студент должен уметь:
-определять водный баланс;
-осуществлять сбор мочи для лаборатор-ного исследования;
-проводить пробу по Зимницкому, Нечипо-ренко, пробу Реберга;
-катетеризировать мочевой пузырь мягким катетером;
-оказывать первую медицинскую помощь при олигоанурии.
Студент должен уметь:
-определить основные свойства артериального пульса;
-осуществлять сбор мочи для определения уровня глюкозурии;
-определять уровень глюкозы в крови экспресс-методом;
-оказывать первую медицинскую помощь при эндокринных нарушениях
Уход за тяжелыми и агонирующими больными.
Терминальные состояния. Техника сердечно-легочной реанимации.
Студент должен знать:
Общие правила ухода за тяжелыми и агонирующими больными. Положе-ние в постели. Профилактику про-лежней. Уход за полостью рта и физиологическими отправлениями. Понятие о реанимации. Особенности работы медицинского персонала в реанимационном отделении. Индиви-дуальный пост. Уход за больными находящимися в бессознательном состоянии.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
-осуществлять уход за тяжелыми и агони-рующими больными;
-осуществлять профи-лактику пролежней, уход за полостью рта и физиологическими отправлениями;
-осуществлять уход за больными, находящи-мися в бессознательном состоянии.
Студент должен уметь:
-выполнять непрямой массаж сердца и искус-ственную вентиляцию легких.
Общий уход за хирургическими больными.
Студент должен знать:
Понятие об уходе за больными в хирургии. Понятие о внутриболь-ничных инфекциях. Практическую деонтологию общего ухода за хирур-гическими больными.
Студент должен уметь:
-выполнять общие принципы клиничес-кого обследования хирургического боль-ного;
-произвести санитар-ную обработку больно-го при поступлении в стационар;
-выявлять источники и пути распространения хирургической инфекции.
Клиническая гигиена медицинского персонала.
Студент должен знать:
Правила обработки рук и гигиеничес-кое содержание тела. Требования к одежде, правила ношения одежды персоналом. Бактерионосительство среди медицинского персонала, выявление, санация. Лабораторные исследования и прививки, проводи-мые персоналу. Правила работы с биологическими материалами.
Студент должен уметь:
-обработать руки дезинфицирующими растворами;
-пользоваться хирургической маской;
-одеть и сменить стерильные перчатки;
-одеть стерильный халат самостоятельно и с помощью операцион-ной медсестры.
Клиническая гигиена больного в хирургии.
Студент должен знать:
Клиническую гигиену тела хирургического больного с общим и постельным режимом на различных этапах стационарного лечения.
Смену нательного и постельного белья. Контроль и санитарную обработку личных вещей больного. Организацию, порядок и гигиеничес-кий контроль посещений больного.
Санитарную подготовку больного к операции. Профилактику осложне-ний и уход за кожей, глазами, ушами, полостями носа и рта. Общие особенности ухода за оперирован-ными больными, виды режимов.
Студент должен уметь:
-произвести предопера-ционную подготовку операционного поля;
-произвести гигиени-ческую обработку тела оперированного боль-ного;
-произвести смену нательного и постель-ного белья;
-выполнять гигиени-ческое подмывание больных;
-произвести газоотве-дение из толстой кишки, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером, зон-дирование и промы-вание желудка;
-выполнять очиститель-ную, сифонную, посла-бляющую и лекарствен-ную клизмы.
Кормление хирургического больного.
Студент должен знать:
Организацию, порядок и санитарное обеспечение питания хирургического больного с общим и постельным режимом. Контроль передач и личных продуктов больного.
Кормление тяжелобольных. Лечеб-ные столы.
Студент должен уметь:
-кормить больных в кровати, через зонд и гастростому;
-составлять и выписы-вать порционники;
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
а) приемно-диагностическое отделение
Студент должен знать:
Структуру хирургического стацио-нара. Понятие о лечебно-охранитель-ном режиме. Размещение, планиров-ка, функционирование подразделеий. Значение этих факторов в рациональ-ной организации труда и профи-лактике госпитальной инфекции.
Студент должен знать:
Структуру, оборудование, функции, принципы организации труда. Санитарную обработку помещений, мебели, медоборудования и инструментария. Прием, осмотр, регистрацию, санитарную обработку больного со сменой белья и одежды. Подготовку к экстренной операции. Транспортировку из приемного отделения в хирургическое отделение и операционный зал.
Студент должен уметь:
-произвести санитар-ную обработку боль-ного при поступлении в стационар;
-произвести дезинфек-цию медицинского инструментария и средств ухода за больными;
Студент должен уметь:
-выполнять обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников;
-выполнять подкожные и внутримышечные инъекции, венепунк-цию, взятие проб крови из вены и внутривен-ные инъекции.
-заполнять инфузион-ную систему.
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
б) хирургическое отделение
Студент должен знать:
Подразделения, оснащение, организацию труда. Санитарную обработку помещений хирургических отделений. Виды, последователь-ность, технику уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов. Санитарную обработку мебели и оборудования. Вентиляцию, очистку, ультрафиоле-товое облучение и другие методы обработки воздуха. Гигиенический контроль состояния окружающей среды хирургического отделения. Особенности санитарно-гигиенического режима в гнойном хирургическом отделении. Организацию и проведение общего ухода за больными после плановых операций. Соблюдение лечебно-охранительного и двигательного режима. Организацию ухода за телом больного. Гигиену выделений, уход за областью оперативного вмеша-тельства, дренажами, зондами, катетерами, системами для инфузии.
Организацию и особенности проведения общего ухода за боль-ными после экстренных операций. Зависимость конкретных мероприя-тий по уходу от характера патологии, наличия осложнений, возраста, сопутствующих заболеваний
Студент должен уметь:
-перемещать больного с кровати на каталку и обратно, с каталки на операционный стол и обратно, с системой внутривенной инфузии и дренажами;
-осуществлять дезин-фекцию воздуха источ-ником ультрафиолето-вого излучения,
-выполнять предстери-лизационную подготов-ку медицинского и хирургического инстру-ментария;
-выполнять инструмен-тальную перевязку ран;
-уложить в биксы перевязочный мате-риал, операционную одежду, маски, перчат-ки;
-оценить стерильность материала в биксе;
-оказать первую меди-цинскую помощь при отравлениях сред-ствами дезинфекции, при рвоте.
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
в) операционный блок
Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии:
г) отделение реанимации и интенсивной терапии
Студент должен знать:
Структуру, оборудование оснащение, принципы организации труда.
Систему асептики в операционном блоке и меры ее поддержания.
Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке. Уборку операционной, ее виды, способы и особенности проведения. Уход за приборами и аппаратурой в опера-ционной. Транспортировку больного в операционную из хирургического отделения и обратно.
Студент должен знать:
Структуру, оборудование оснащение, принципы организации труда. Сани-тарную обработку помещений, медицинского оборудования и пред-метов внешней среды. Особенности клинической гигиены персонала. Клиническую гигиену и уход за боль-ными, находящимися на искусствен-ной вентиляции легких, в бессозна-тельном и агональном состояниях.
Студент должен уметь:
-одеть и сменить стерильные перчатки;
-одеть стерильный халат самостоятельно и с помощью операцион-ной сестры.
-пользоваться функцио-нальной кроватью;
-произвести газоотведе-ние из толстой кишки;
-произвести дезинфек-цию воздуха источни-ком ультрафиолетового излучения.