познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это

познание обыденное

Смотреть что такое «познание обыденное» в других словарях:

познание: форма — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религи … Большая психологическая энциклопедия

ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия

познание — ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь

Познание — Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным… … Википедия

Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… … Педагогический терминологический словарь

познание — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой… … Словарь терминов логики

ПОЗНАНИЕ — воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание… … Российская педагогическая энциклопедия

ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Социология: Энциклопедия

ПОЗНАНИЕ — процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире. П. развертывается в совместной и индивидуальной… … Современный философский словарь

Источник

Вопрос-ответ

познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это. 15199803967kv2k. познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это фото. познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это-15199803967kv2k. картинка познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это. картинка 15199803967kv2k.

«Личность», «индивидуальность» человека является предметом изучения

Аспект объекта, изучаемый конкретной наукой и выражаемый посредством научных терминов, называется

В наиболее общем понимании психология – это наука о (об)

закономерностях, особенностях развития и функционирования психики

В психологии сознания, изучающей внутренний мир самого исследователя, основным методом этого изучения был(а)

Ветвь психологии, возникшая в начале ХХ века и изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте, носит название

Вид профессиональной компетентности, заключающийся во владении человеком средствами и способами профессиональной деятельности и способности к их дальнейшему совершенствованию, – это _________ компетентность

Во времена античности и средневековья основным предметом психологии выступало понятие

Воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик, называется

Всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные качества и отношения других объектов, называется

Выделение поведения в качестве основного предмета изучения характеризует

Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется

непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм

Деятельностное проявление профессионального менталитета называется

Дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности, носит название

Для допуска к самостоятельному исполнению обязанностей психолога-консультанта или психотерапевта в нормативных документах многих стран содержится обязательное требование о прохождении перед этим практики, число часов которой в большинстве случаев должно быть не менее

Документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение, распределение их по семестрам, называется

Документ, разрабатываемый для изучения учебной дисциплины, содержащий перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия, называется

Документ, разрабатываемый по каждой дисциплине учебного плана и определяющий научное содержание, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется

Знания житейской психологии, в отличие от научной

мало обобщены и ситуативны

Изменение психологии как науки посредством дифференциации ее отраслей тесно связано с ________ характеристиками объекта психологического исследования

Изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний характеризует функцию, выполняемую психологом-практиком

Интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система, называется

Исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества, называется

К циклу общеобразовательных дисциплин относится

Категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека, носит название

Квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания и предложение психологом наилучшего решения психологической проблемы характеризует функцию, которую выполняет практический психолог

Комплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке психологических характеристик личности, деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями называется

Комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния, самочувствия и поведения уровню и целям личностного развития, называется

Краткое, стандартизированное испытание, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, называется

Метод рассмотрения отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов называется методом

Метод, при котором заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах различных людей, называется методом

Мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований, носят название

Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод

Наиболее стандартизированным видом деятельности практического психолога является

Наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды называется

Наука, изучающая различные варианты патологии психического развития, носит название

Науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно скорое практическое использование получаемых знаний, носят название

Обучение в Современном гуманитарном университете основано на технологии обучения

Общее обозначение различных школ и учений, объясняющих через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений, носит название

во Франции в 1849 году

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, носит название

Основное исходное положение какой-то теории, науки, мировоззрения называется

Особенности психики людей различных народов и культур изучает

Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

Перед проведением психологического обследования предупреждать человека о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает,

Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется познанием

Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер связывается с пониманием ее как

Попытки целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности находят свое выражение в

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории, в составе которой начинает формироваться особая “психотехническая” теория, основными отличительными признаками которой специалисты называют

субъектность познания, личностный характер получаемого знания

Преобладающее использование принятых в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа проблемных ситуаций, называется профессиональным

Принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека называются

Причинная обусловленность, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов носит название

Процесс и результат самостоятельного соотнесения требований, норм и ценностей профессии с собственным уровнем подготовки, индивидуальными качествами личности и достигнутыми результатами в деятельности носит название

Процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды называется

Процесс усвоения общественного опыта в ходе совместной деятельности через «перенесение внутрь» внешних действий и реализуемых ими социальных отношений, носит название

Психология до своего выделения в самостоятельную науку долгое время развивалась в рамках

Психология как самостоятельная наука существует уже около

Система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, осуществляемая средствами практической психологии, носит название

Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности, носит название

Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, называется

Слово «психология» впервые появилось в работах

Совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде, называется

Совокупность относительно однородных приемов практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, называется

Совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, носит название

Содержание житейской психологии находит свое воплощение прежде всего в

народных традициях, нормах поведения и общения

Способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний, называется

Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов относятся к группе методов

Та или иная сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука, называется

Теория познания носит название

Требования к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза изложены в

Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога и реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения, называются нормами

Универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок), относятся к методологии

Характерным признаком «синдрома сгорания» является

стремление ограничить круг контактов

Человек как субъект социальных отношений в психологии называется

Явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов и являющиеся результатом исследовательской деятельности, носят название

Источник

Научное и житейское психологическое знание

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.

2. Следующее отличие: житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.

3. Далее, житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере (особенно это касается так называемой «чистой» науки) ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.

4. Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т.п.

5. Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т.д.

Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. В то же время грани между психологией и искусством, психологией и религией иногда настолько условны, что при обсуждении некоторых психологических концепций «уход» от научной строгости неизбежен.

Источник

Психология – это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение.

Под психическими явлениями (см. Приложение №1) обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека.

Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение – это познавательные психические процессы. С их помощью человек познает окружающий и внутренний миры. Ощущения и восприятия дают человеку знания, непосредственно отражаемые с помощью таких органов чувств, как зрения, слух, осязание, обоняние, вкус.

В результате восприятия возникают образы, содержащие максимально детальную информацию о предметах и явлениях.

Представления, возникающие в памяти человека, воспроизводят образы предметов, непосредственно не воспринимаемых в данный момент. Они предназначены для сохранения прошлого опыта впечатлений, полученных с помощью органов чувств.

Воображение часто отождествляется с фантазией.

Мышление позволяет получить новые знания с помощью умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, с помощью сложных умозаключений. В результате этого у человека формируются новые образы, суждения, помогающие ему глубже понять существенные свойства и закономерности окружающего и внутреннего мира.

Познавательные процессы могут быть непроизвольными или произвольными. Непроизвольные процессы возникают и протекают без сознательного намерения человека, как бы сами собой. Они вызываются особенностями предметов и явлений, которые запоминаются, вспоминаются, представляются. Они возникают в силу новизны наблюдаемых явлений, интереса к предметам, то есть, как бы притягиваются самими этими предметами и явлениями.

Произвольные процессы возникают и протекают под влиянием сознательного намерения человека увидеть, запомнить, вспомнить, представить, обдумать. Они целенаправленно регулируются и превращаются в наблюдение, заучивание, припоминание, обдумывание.

Важную роль в психической жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах. Эмоции – наиболее типичная форма протекания эмоциональных процессов. К числу основных эмоций относятся гнев, презрение, отвращение, страх, ревность, грусть, удивление. Они могут быть положительными или отрицательными, но порой характеризуют двойственное, неоднозначное отношение к какому-либо явлению. Они могут протекать в большей или меньшей силой. В эмоциональном возбуждении человек теряет способность отдавать себе отчет в том, что он думает и делает, когда оказывается неспособным контролировать свои действия, говорят об аффективном переживании, или аффекте. Стрессы как распространенные эмоциональные явления современной жизни характеризуют состояние нервно-психической напряженности. Противоположностью этого становится состояние релаксации.

К психическим явлениям относятся также различные стороны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описывают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех ил иных его поступков и особенности поведения в целом. Внимание характеризует особенности сосредоточения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. От степени внимания к ней в значительной мере зависит успешность ее выполнения. Повышает степень внимания интерес и способность к волевому усилию. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Они могут быть произвольными или непроизвольными. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизвольными или произвольными.

К психическим явлениям относят психические состояния, такие, как вдохновение, стресс, усталость, адаптация. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Вдохновение повышает уровень творческой активности человека. Стресс представляет собой нервно-психическую напряженность. Усталость снижает эффективность деятельности. Адаптация проявляется в приспособлении человека (животных) к изменяющимся условиям среды.

познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это. h. познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это фото. познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это-h. картинка познание осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике это. картинка h.

К психическим явлениям относят психические свойства человека, такие, как темперамент, характер, способности. Они предают своеобразие психической жизни человека. Темперамент характеризует биологически обусловленные типичные динамические особенности психической жизни, которые проявляются постоянно и во многих ситуациях. К ним относят темп движений, речи, уровень активности и др.

Характер определяет типичное отношение человека к тем или иным явлениям, вещам, людям, к себе. Это отношение проявляется в определенных чертах характера, например, ответственности, настойчивости, аккуратности, эгоизме и др.

Способности – это психологические свойства, которые определяют успешность освоения и выполнения каких-либо видов деятельности. Они проявляются прежде всего, в быстроте и легкости усвоения знаний и умений, необходимых для успешного выполнения соответствующих видов деятельности.

К психическим свойствам также относят самосознание, представления о самом себе, его самооценка, самоуважение, уровень притязаний и др.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание – это одно из наиболее сложных психических явлений, это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. В сознании человек он осознает себя, свои образы, мысли, чувства. Частичная потеря сознания может происходить под влиянием алкоголя, наркотиков, человек не может понимать, что с ним происходит, почему он ведет себя определенным образом.

Для того чтобы выявить задачи, предмет психологической и педагогической наук кратко рассмотрим науку как проблему.

Всякая наука складывается из следующих составных компонентов: 1) изучаемого предмета; 2) методов изучения этого предмета; 3) задач, определяющих целенаправленность и практическую значимость проводимых исследований; 4) выводов, предназначенных для использования на практике.

Отсюда вытекает структура любой учебной дисциплины, передающей общее содержание той или иной науки. Изучение учебной дисциплины должно начинаться с определения предмета, ее методов, задач и целей, а затем в содержании учебного курса раскрываются ее основные выводы, установленные ею закономерности существования данного предмета.

Предмет науки – это то, что изучает данная наука. Любая теоретическая, любая экспериментальная наука имеет свой предмет исследования.

Из сказанного может создаться впечатление, что наука – это некоторый изолированный от других способ познания мира, обеспечивающий при этом небольшую достоверность и эффективность познания.

Но наука связана и с другими формами познания. Принято выделять обыденное познание, художественное и религиозное.

Обыденное – это познание, осуществляемое нами в повседневной жизненной практике (американский ученый Д.Келли – вообще любого человека полагал возможным уподобить ученому: чтобы жить, мы должны выполнять определенные закономерности жизни, опираемся на какие-то гипотезы – формулируем их, при не подтверждении меняем их, действуем соответственно и т.д.). Иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл».

Есть и отличия: житейском опыте мы опираемся на эмпирические обобщения, т.е. на наблюдения, переживания, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения.

От искусства (художественного метода) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимальному обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как для искусства основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира. Носит образно-эмоциональный характер против интеллектуализма и рационализма науки. Но многие ученые (например, А.Эйнштейн) подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе совершения научных открытий и построения теорий.

От религии науку отличает прежде всего готовность к самопожертвованию (хотя не всегда реализуемая) – вплоть до базовых принципов, тогда как в рамках той или иной конфессии – обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры. Вместе с тем на практике также не всегда очевидно. С другой стороны мир представляется как проявление божественных замыслов и сил, в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность, которую можно обсуждать как таковую. В психологии религиозные искания имеют особое значение и часто оказывают влияние глубже и тоньше, нежели традиционно-научный подход (религиозные мыслители: В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др., в построении психологических теорий и психотерапевтических систем: У.Джеймс, К.Г.Юнг, К.Роджерс, В.Франкл и др.) и «уход» от научной строгости неизбежен.

Т.о., наука психология выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой.

Психологияэто определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *