повышение качества образования путем дифференцированного подхода к обучению
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Паньковская основная общеобразовательная школа» Дифференцированный и индивидуальный подход при обучении школьников- средство повышения качества образования. 2017 г
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь… В. Ключевский
Принцип гуманности В последние годы у наших детей все чаще возникают так называемые школьно-обусловленные нарушения здоровья — нервные и сосудистые расстройства. Дети зарабатывают искривления позвоночника, носят очки и имеют язвы желудка. Школьная нагрузка превращается в перегрузку. В практику внедряются новые технологии, призванные привести обучение в соответствие с принципом гуманности, защищающий здоровье и интересы детей. Фактор здоровья вынуждает учителей применять личностно-ориентированные технологии, к которым относится дифференциация и индивидуализация процесса обучения.
Дифференцированный и индивидуальный подход Дифференцированный подход – 1) создание разнообразных условий обучения для различных групп; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в разноуровневых группах. Индивидуальный подход – 1) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 2) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка; 3) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. «Сильные» ученики теряют интерес к усвоению, если учитель объясняет материал слишком просто, повторяя одно и то же по несколько раз. «Слабые», в свою очередь, перестают слушать объяснение учителя и теряют интерес к усвоению, если материал излагается на уровне более сложном, чем это доступно их пониманию. Да ведь и «средний» ученик — фикция. Те, кто относится к «средним», — это ученики очень разные. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой — медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает «по настроению»; один занимается охотно, другой по принуждению. Поэтому, каждому ребенку при процессе обучения необходим индивидуальный дифференцированный подход.
Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода 1. Необходимо выяснить индивидуальные способности каждого ученика, уровень знаний и умений. 2. Для самостоятельной работы необходимы карточки, содержащие задания разной степени сложности.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Основная задача индивидуально-дифференцированного подхода – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развить способности «сильных».
Разноуровневые задания Усложнение заданий Привлечение пройденного материала; Усложнение видов работы; Усиление творческой деятельности. Способы включения дифференцированных заданий: Учитель предлагает задание; Ученик выбирает сам.
СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СПОСОБУ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ:
Доклад «Повышение качества обучения путём дифференцированного подхода к обучающимся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Повышение качества обучения путём дифференцированного подхода к обучающимся.
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.
Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным (когда группы чётко определены и отделены друг от друга) и неявным, когда границы между группами размыты и возможен переход учеников из группы в группу.
Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определённых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает:
Предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.
Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента. Это комплекс мероприятий (методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих).
В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трёх позиций:
Психолого-педагогическая позиция. Цель: индивидуализация обучения (создание оптимальных условий для выявления и учёта в изучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого ученика.)
С социальной точки зрения цель дифференциации: целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.
С дидактической точки зрения цель дифференциации: решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную. ( Дальше речь пойдёт об уровневой дифференциации.)
При уровневой дифференциации происходит деление коллектива на основе следующих показателей:
уровень знаний, умений, навыков (успеваемость).
уровень интеллектуального развития.
интересы, склонности, способности.
эмоциональные и волевые качества.
Сущность дифференциации стояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех школьников к одинаковому овладению программой.
А эта задача не всегда разрешима.
Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группу учащихся в зависимости от особенностей их развития и психики. На сегодняшний день оценка индивидуальных возможностей школьников целиком зависит от субъективного мнения учителя, что часто ведёт к методическим ошибкам и к понижению эффективности дифференцированной формы.
Практика российской школы свидетельствует о неэффективности традиционных технологий обучения в условиях обязательного образования детей.
Обязательность обучения в этих условиях порождает резко отрицательные последствия:
ученик всё время находится в положении несправившегося, что порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, требующей поиска источника удовлетворения в других сферах деятельности;
полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха;
вызывает неприязнь к предмету, школе, учителям.
Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:
внутрипредметная дифференциация (Гузик Н.П.);
уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (Фирсов В.В. );
культурно-воспитывающая технология дифференциального обучения по интересам детей (Закатова И.В.);
Одним из моментов, обуславливающих необходимость диффференциального обучения литературе и русскому языку, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом.
Также затрудняет ситуацию следующее противоречие: при организации внутришкольной дифференциации невозможно затронуть все звенья учебного процесса, но работать над этой проблемой необходимо имея в виду следующие плюсы:
Повышается мотивация обучения.
Значительно улучшается чёткость и организация работы класса.
Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи.
Работая на определённом уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.
Чёткость в работе позволяет контролировать знания, умения, навыки.
Наличие сильной группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможности их развития.
Такая организация позволяет предупредить отставания слабого, даёт возможность получить достаточно прочные знания по предмету.
Итак, цели уровневой дифференциации состоят:
В предоставлении ученикам возможности выбора;
В обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способность к предмету.
Задачи дифференцированного обучения:
Создание условий для самоорганизации и самоопределения учащихся;
Формирование прочных, устойчивых знаний;
Формирование общих и специфических умений и навыков;
Повышение мотивации познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностика.
Дифференциация на уроках литературы очень важна, так как учащиеся должны научиться судить о литературе в контексте литературоведения, подняться в своем восприятии до понимания ее концептуальных аспектов. Для этого важно «сочетание коллективных, групповых и индивидуальных заданий, введение различных форм отчетности, обогащение методики урока, использование нетрадиционных форм. » Дифференциация при изучении монографической темы требует разнообразия деятельности школьников уже на уроках творческой биографии писателя: выбор и чтение отрывков из автобиографических произведений, отзывов и воспоминаний о писателе и его произведениях и их оценка, составление заочной экскурсии по литературным местам. Задания распределяются так, чтобы каждый учащийся не только работал с интересом, но и развивал те умения, которые следует совершенствовать. На уроках анализа произведения важно сочетать общие задания с индивидуальными.
Для развития образного мышления мною используются пересказы с сохранением стиля автора и устное рисование, обобщения, где переплетаются образные и понятийные компоненты. Задания на выявление роли детали развивают у учащихся способность к вдумчивому чтению и логическим выводам. Задания опережающего характера, продуктивные на завершающих уроках по изучению темы, направлены на выявление роли автора в разных элементах повествования. На заключительных занятиях выявляется линия главного героя произведения, чему способствует воспроизведение «биографии» героя, выявление особенностей его речевой манеры, взаимосвязей героя и автора, сопоставление героев, эпизодов, разных произведений.
Повышение качества обучения путём дифференцированного подхода к обучающимся
Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний.
Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным (когда группы чётко определены и отделены друг от друга) и неявным, когда границы между группами размыты и возможен переход учеников из группы в группу.
Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определённых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает:
В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трёх позиций:
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную. ( Дальше речь пойдёт об уровневой дифференциации.)
При уровневой дифференциации происходит деление коллектива на основе следующих показателей:
Сущность дифференциации стояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех школьников к одинаковому овладению программой.
А эта задача не всегда разрешима.
Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группу учащихся в зависимости от особенностей их развития и психики. На сегодняшний день оценка индивидуальных возможностей школьников целиком зависит от субъективного мнения учителя, что часто ведёт к методическим ошибкам и к понижению эффективности дифференцированной формы.
Практика российской школы свидетельствует о неэффективности традиционных технологий обучения в условиях обязательного образования детей.
Обязательность обучения в этих условиях порождает резко отрицательные последствия:
Поэтому в настоящее время дифференциация обучения рассматривается как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков) и как средство построения «индивидуального образовательного маршрута» ( А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.)
Возвращаясь к уровневой дифференциации, надо отметить, что школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровня глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углублённое изучение отдельных предметов.
Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:
Одним из моментов, обуславливающих необходимость диффференциального обучения литературе и русскому языку, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом.
Также затрудняет ситуацию следующее противоречие: при организации внутришкольной дифференциации невозможно затронуть все звенья учебного процесса, но работать над этой проблемой необходимо имея в виду следующие плюсы:
Итак, цели уровневой дифференциации состоят:
Задачи дифференцированного обучения:
Дифференциация на уроках литературы очень важна, так как учащиеся должны научиться судить о литературе в контексте литературоведения, подняться в своем восприятии до понимания ее концептуальных аспектов. Для этого важно «сочетание коллективных, групповых и индивидуальных заданий, введение различных форм отчетности, обогащение методики урока, использование нетрадиционных форм. » Дифференциация при изучении монографической темы требует разнообразия деятельности школьников уже на уроках творческой биографии писателя: выбор и чтение отрывков из автобиографических произведений, отзывов и воспоминаний о писателе и его произведениях и их оценка, составление заочной экскурсии по литературным местам. Задания распределяются так, чтобы каждый учащийся не только работал с интересом, но и развивал те умения, которые следует совершенствовать. На уроках анализа произведения важно сочетать общие задания с индивидуальными.
Для развития образного мышления нами используются пересказы с сохранением стиля автора и устное рисование, обобщения, где переплетаются образные и понятийные компоненты. Задания на выявление роли детали развивают у учащихся способность к вдумчивому чтению и логическим выводам. Задания опережающего характера, продуктивные на завершающих уроках по изучению темы, направлены на выявление роли автора в разных элементах повествования. На заключительных занятиях выявляется линия главного героя произведения, чему способствует воспроизведение «биографии» героя, выявление особенностей его речевой манеры, взаимосвязей героя и автора, сопоставление героев, эпизодов, разных произведений.
При обучении сочинению дифференциация необходима для того, чтобы ученик мог из разнообразия тем, обозначенных учителем, выбрать такую, на которую хочется написать сочинение, и есть, что сказать. Это обусловлено и интересами школьников, и уровнем их литературного развития. Дифференциация обучения на уроках сопоставительного анализа лирических произведений помогает выявить способы создания образов, выразительные возможности художественных средств, поэтических интонаций и других элементов текста и готовит к сочинениям повышенной сложности. Умение сопоставлять вырабатывается в результате сложнейшего психологического процесса, поэтому обучению сравнительному анализу учитель должен уделить самое серьезное внимание. Эффективности этого процесса способствует дифференцированный подход к учебной деятельности. Особенно эффективна эта работа в классах с углубленным изучением литературы.
Методику сопоставительного анализа покажем на примере стихов Ф. И. Тютчева, посвященных Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое. » (1836 г.), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.»- Крюднер баронессе- (1870 г.). Сопоставляя эти тексты, школьники обращают внимание на особенности их поэтики.
Вопросы для фронтальной работы:
Задания повышенной сложности:
При сопоставлении двух стихотворений разных поэтов учащиеся должны увидеть, как в тексте проявились черты поэтики автора. Покажем это на примере сопоставления стихотворений «Еще земли печален вид. » Ф. И. Тютчева и «Еще весны душистой нега. » А. А. Фета:
Вопросы и задания для сопоставления:
Наблюдения основаны на анализе лексики (художественных тропов), синтаксиса (поэтических фигур), образной структуры, настроений, интонаций и рассчитаны на учащихся продвинутого уровня.
Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Ф. И. Тютчев А. А. Фет
Жизнь — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия мира сочетается с неиссякаемой любовью к жизни.
Человеческое я по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и эскизность не противоречат строгой художественной структуре стихов, их внутреннему равновесию.
В образной системе интегрируются предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления поэта, его внутренний мир. Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность образов ведет к преобладанию настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке.
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов проявляется в сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. Использование параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки говорят о высоком мастерстве поэта.
Таким образом, специально организуя учебную деятельность, можно добиться эффективного усвоения знаний.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Без специальной организации учебной деятельности
не может быть эффективного усвоения знаний.
И.С. Якиманская
Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления и памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей индивидуального подхода – дифференцированное обучение . Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.
Базовый уровень определяет и задает так называемые обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися.
— Для чего вводится этот уровень, с какой целью? Базовый уровень выполняет сразу несколько функций.
Прежде всего, связаны с тем, что базовый уровень, по определению, задает нижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки школьника.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников . Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учётом индивидуально-психологических особенностей.
В работе с младшими школьниками важно использовать два критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Обученность, по мнению психологов, это определённый итог предыдущего обучения, достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способа их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость, способность к самообучению, работоспособность. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Дифференцированный подход – это основа индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса является педагогическая диагностика, цели которой, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной группы в другую.
В настоящее время обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
Статья «Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования.
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально – экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образовательной парадигмы: отказ от концепции «энциклопедизма» к ориентации на развитие личности школьника, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно – ориентированных теорий и технологий обучения.
В настоящее время широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, положительно скажется на состоянии здоровья школьников. Дифференцированный подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно дает возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.
Теоретическая незавершенность терминологической проработки понятий «дифференциация» и «индивидуализация» привела к тому, что диапазон значений, которые приобретает термин «дифференциации обучения», очень широкий: от структурирования педагогического процесса, разделения его на множество процессов до близости с понятием «индивидуализация», «индивидуальный подход».
Индивидуализация – процесс учета и развития индивидуально – психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе. Ориентация учебно – воспитательного процесса на формирование индивидуальности учащегося определяет и характер дифференциации обучения.
Дифференциация обучения учащихся выступает как способ индивидуализации педагогического процесса. В средней общеобразовательной школе дифференциация обучения организуется через систему подбора и создания специальных условий для учащихся с целью развития их индивидуальных особенностей и личностных качеств.
Дифференцированное обучение это:
Форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Внешняя дифференциация обучения – это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д.
Характеристика внутренней дифференциации обучения:
-основана на более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся;
-предполагает вариантность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
-возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне-и-слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В специальной (коррекционной) школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Т.о. реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках позволяет учителям решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.