последний день учиться лень и просим вас учителей не мучить маленьких детей
Однокласснику
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
© Олег Скрынник, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
То, чего ты, может быть, не помнишь обо мне
(вместо введения)
Первое стихотворение (вернее, песню) я сочинил, когда мне было 6 лет. В ней говорилось о погибшем корабле, команда которого была спасена невесть откуда взявшейся шлюпкой, но в самый момент спасения случилось вот что:
Но тут упал седой капитан.
Сказал на прощанье друзьям…
Что именно сказал капитан, мне не известно до сих пор, поэтому данными словами песня и заканчивается. Все, кому я её пел, находили это довольно забавным и вместо ожидаемого мною восхищения мужеством моряков и скорби по седому капитану разражались дурацким смехом. С годами, однако, этот смех перестал казаться обидным. На каком-то этапе то, что творения мои смех вызывают, стало даже нравиться самому. Ещё через некоторое время понравилось находить смешное и в произведениях других авторов.
Примерно в 8 лет от роду во мне откуда-то появилась и начала стремительно прогрессировать склонность к критиканству и обличительству. Началось с того, что где-то на свалке нашёл я целую пачку глянцевых бланков «Комсомольского прожектора» и рьяно принялся использовать их по назначению (имеется в виду: рисовать, писать и развешивать на стены). Первый опыт разящей сатиры выглядел так. Во весь лист мною изображён был стиляга в ботинках на толстой подошве, в длиннющем галстуке и брюках-дудочках. Под ним красовалась подпись собственного сочинения:
Такие люди есть ещё у нас,
Которые воруют, пьют не в меру.
На улице встречаются не раз
В 20 веке нашей эры.
«Прожектор» я тайно вывесил на дверь нашего подъезда и исподтишка торжествовал, видя, как взрослые ухохатываются над моим творчеством. Тогда я ни на секунду не сомневался, что так на них действуют мои недюжинные способности. И только по прошествии многих лет начинаю думать, что, возможно, причина их веселья заключалась в чём-то другом…
В 12 лет я впервые пострадал за литературную – вернее сказать, за окололитературную деятельность.
В последний день перед весенними каникулами кто-то из одноклассников написал на доске стишки – надо сказать, общеизвестные и ничего такого особенного в себе не содержащие. Возможно, и ты их помнишь.
Последний день, учиться лень.
Мы просим вас, учителей,
Не мучить маленьких детей.
Ниже было добавлено робким ломающимся почерком:
У них животики болят,
Они учиться не хотят.
Вошедшая после звонка учительница, в знак особой любви за глаза называемая самым сладким для ребёнка именем «соска», поставила морально ущербный 5-й «б» перед строгой необходимостью выдать злодея. Возникла неловкая пауза. Кто молчал из скромности, кто из популярного тогда ложного чувства товарищества, а кто – как ваш покорный слуга – ещё и по незнанию.
Когда стоять за толерантность уже стало невмоготу, из задних рядов, смущаясь, пробрался невысокий ученик по фамилии, которую я не буду называть, хотя и хорошо помню.
Её очки засверкали таким праведным гневом, что парень, растеряв остатки мужества, тихо пролепетал:
– Я только «живо-отики»…
– Что-о?! – воскликнула Соска, лишая чистосердечника всякой надежды на причитающееся ему по закону снисхождение. – Значит, это ты написал…
– Живо-отики, – еле слышно прошептал мальчик.
– И мы учиться не хотим! – сама закончила она, сообразив, что он вряд ли уже произнесёт когда-нибудь – добровольно или под пыткой – эту жуткую фразу.
Признание несчастного облегчения не принесло. Скорее наоборот. Все продолжали стоять – мы у своих парт, малолетний вандал – у осквернённой им доски. Остро пахло осознанием того, что вместо отдельно взятого негодяя тут орудует целая банда.
Если кто и выигрывал от создавшейся ситуации, так это те, кто не выучил урок, поскольку с каждой минутой вероятность того, что их сегодня спросят, снижалась, неуклонно приближаясь к нулю. Да разве ещё сама училка – подозреваю, что по той же причине.
Вот тогда-то, пресытившись затянувшейся паузой и не в силах более лицезреть своего товарища, несправедливо несущего на себе непосильный груз ответственности, я и заявил:
Читатели книги «Любить пересмешника!» могут справедливо указать на то, что там я утверждаю, будто в самом деле написал на доске те крамольные строки. Что ж, приходится признаться, что там я ввёл вас в заблуждение. Простите, братцы! Очень уж велик был соблазн примазаться к славному племени диссидентов. Это ведь так сладко – особенно тогда, когда тебе за это уже ничто не угрожает. Кроме славы и почёта, разумеется. Обалденно сладко! Спросите у кое-кого из моих старших и, как их ещё называют, – маститых коллег. Они подтвердят. А уж им-то, которые лично всё это проделывали, в данном вопросе можно полностью доверять.
В моём случае всё произошло так, как должно бы происходить в этом мире всегда. Нашёлся человек, который… Не то, чтобы уличил меня в искажении фактов, но чётко дал понять, что хорошо помнит всё это дело. И во избежание публичного разоблачения я поспешаю тут со своим признанием. Неважно, что упомянутая выше книга давно стала библиографической редкостью. Ведь она до сих пор ещё может попасть кому-нибудь в руки и стать свидетельством моего неблаговидного поступка. А поступок этот вовсе не так безобиден, как может показаться. Он в немалой степени способствовал тому, что мы до сих пор не знаем имени настоящего героя.
Но теперь с этим наконец покончено. Где ты, мой скромный друг? Отзовись. Запоздалые награды истосковались по тебе.
Что же касается человека, побудившего меня сделать это признание… Я рад, что не ошибся, посвятив ему когда-то стихотворение, которое можно найти в полном издании данной книги.
Дорогой мой одноклассник. Разумеется, после всего ты можешь встать в позу и напомнить мне «Единожды солгав…» Прошу тебя: не спеши. Ручаюсь, что дальше всё происходило именно так, как я рассказывал всегда. Точь-в-точь.
За это дело мне поставили 4 по поведению. Надо сказать, что в те времена это было – без преувеличения! – значительно серьёзнее, чем двойки по всем остальным предметам, вместе взятым. Чтобы новому поколению было легче это представить, добавлю, что с тройкой по поведению отчисляли из школы, а двойку не ставили вообще никому. Очевидно, считалось, что эту отметку ставит уже прокурор.
Самым обидным было то, что упомянутая Соска была учительницей… по литературе. И по русскому языку. Ведь злополучная надпись – уж поверьте мне на слово! – совсем не содержала грамматических ошибок. Уж кому, как не ей, следовало бы оценить это по достоинству!
Но… Как бы там ни было, а тогдашняя обида вылилась в то, что за время каникул я переработал известную басню И. А. Крылова. Она заканчивалась – у меня – словами:
А вы, друзья, как ни садитесь,
В учителя всё не годитесь.
В первый же день последней четверти учебного года я в туалете прочёл это одноклассникам со всем артистизмом, на который только был способен, и закончил декламацию такими выражениями, которые сейчас изложить на бумаге вряд ли рискнул бы.
Следующим уроком было рисование. Учитель Алексей Петрович, человек глубоко интеллигентный, начал его с фразы, которая во многом определила всё моё дальнейшее отношение к себе и к окружающей жизни. По обыкновению, немного картавя, он сказал:
– Скрынник у нас – мастер художественного слова.
И вот это неоценимое высказывание настоящего педагога я в меру сил стараюсь оправдывать по сей день.
От двух до шести с половиной
Эта глава почти целиком – за исключением одного пункта – построена на высказываниях моей старшей дочери Ларисы. Но я помещаю её в начале книги, предполагая тем самым, что и я мог в своё время изрекать что-либо подобное. Просто оно осталось незафиксированным и потому безвозвратно утеряно для истории. Если хочешь, то можешь рассматривать главу как напоминание о том, какими умными мы были – или могли быть – в тот благословенный период нашей жизни, который обозначен в названии, пока родная школа ещё не взялась за нас как следует.
Надевают наволочку на подушку.
Мама, зачем ты подушку одеваешь?
Отец разбудил утром дочь-дошкольницу и командует:
– Значит, так. Быстро зубы чистить, умываться и завтракать.
– Нет уж, папочка, выбирай: умываться, чистить зубы или завтракать.
Сейчас я приду к бабушке и буду там стряпаться.
Как это ты будешь стряпать?
Несёт в руках куклу-негритёнка.
Это мой нетигрёнок.
Ну, что ты, дочка, разве «нетигрёнок»?
А что, тигрёнок, что ли?
Смотри внимательно картинку и запоминай: это лесоруб, это геолог, а это машинист. Запомнила?
Да! Это мясоруб, это ганиколог, а это машажист.
Дочь, не приставай, пожалуйста: у меня так кружится голова.
И ничего не кружится!
Слепила из пластилина зелёный гриб.
А почему он зелёный?
Ну, весна же пришла!
Мать приходит с дежурства.
А кто у нас вчера был?
А дядя Володя и тётя Люба?
А что, они следы, что ли, оставили?
Детей приносят аисты.
А меня дед из рода-дома принёс. Что, он аист, что ли?
Нас в садике учат ведению хозяйства. И уже в группе поставили два тазика со стерильными досками.
Не подходи к шприцу, он стерильный.
Значит, его стирать можно?
Заправь брюки в сапоги.
Нет, я хочу нараспашку.
Новый Год. Были в гостях. Услышала, что неподалёку, в ДК, – ведомственная ёлка. Засобиралась.
Куда ты собираешься? Там ведь надо стихи рассказывать, а ты ничего не знаешь.
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе…
А дальше подарок дадут.
Дед, дай Бармалею семь рублей, чтобы он ушёл!
Съешь, дочь, эту большую клубнику. Она полезная.
Значит, в рот полезет?
– Задверьте эту дверь, а то холодно!
Гоняет голубей, греющихся на крышке люка теплотрассы.
– Не гоняй голубей: им тоже холодно.
Пускай в тёплые края улетают!
Мы сегодня ели пудинг с буквой «А».
Очень не любит носить в волосах бант. После похода в цирк (с бантом!), едва выйдя за порог, срывает его с головы со словами:
В деревне. К заболевшей корове приехала женщина-ветеринар.
Мама, это коровий доктор, да?
А почему же она не корова?
Увидела разгружающийся самосвал.
Ой, у машины грузов отвалился!
Мама, кончай худеть! Ешь побольше хлеба – родишь мне братика.
Мама, ты куда идёшь?
Как на работу? Ведь ты же на диете сидишь!
Гуляет с отцом и младшей сестрой. Отец:
Осторожнее, а то заберу у тебя сестрёнку и уйду.
Да, а чем ты её будешь без мамы кормить?
А я пойду к тёте Кате, у неё грудной сынишка, – вот она её и накормит.
Да-а! А у неё мальчишечье молоко!
В коридоре поликлиники обращается к женщине:
Тётя, ты что такая грустная, заразилась, что ли?
Смотрит в окно, наблюдает проходящую по двору свадебную процессию, заворачивающую за угол дома. Кричит:
Ну, что свадьба уходит? Я её ещё не довидела!
Увидела метлу, прислонённую к стене дома.
Здесь Баба-Яга живёт?
Обиделась, ушла. Через некоторое время возвращается в комнату.
Я пришла на вас не смотреть.
В гостях, в деревне.
Если будешь плохо себя вести, отошлём тебя домой.
А я в почтенный ящик не влезу!
Бабуля, ты разделишь нам корову?
Да как же я её разделю?
А так: которая голова – это вам, а которая с титями – нам.
На улице во время прогулки.
Зачем ты взяла на руки чужую кошку?
Это не чужая, это моя знакомая кошка. У меня ещё одна знакомая кошка есть.
Ложится спать с куклой-обезьяной.
Со мной тут ещё один человек, только он пока ещё обезьяна.
Мама, можно, я в магазине буду себе брать сдачу?
Я хочу на сдачу братика или сестрёнку купить.
Кого тебе нужно: Машеньку или Дашеньку?
Машеньку, Дашеньку и Наташеньку.
Да что ты с ними будешь делать?
Я рисую мир
(стихи для детей)
Семья
Мама, папа, Маринка и я —
Называется это семья.
Если в школу Маринка уйдёт,
То мгновенно семья пропадёт.
То же самое будет же – ах, ты! —
Когда папа уедет на вахту.
И совсем будет плохо с семьёй,
Если мама уйдёт в офис свой.
Лишь останусь в детсадике я.
Ну, какая же это семья!
Так зачем надо всем уходить?
Говорят: «Чтоб семью сохранить».
Портрет
Рисую по памяти мамин портрет
На фоне цветов, что видны из окошка.
Глаза нарисую крупнее немножко,
А в руки пристрою огромный букет.
И, чтобы не слушать соседок вопросы,
Верну ей красивые девичьи косы.
Но мама, придя, в мой портрет заглянула
И как-то, не радостно вовсе, вздохнула.
Сказала, присев, отдыхая от дел:
– Ты новую маму себе захотел?
Да вовсе не надо мне маму другую!
Но я же художник.
Хочу – и рисую.
Домой
Зимою, летом, осенью, весной —
Всегда мы видим за своим окном:
Проносится по трассе скоростной
Автоколонна с надписью «Газпром».
Мы все, прильнувши к окнам, в этот час,
Носы расплющив, смотрим вниз и ждём,
Когда затормозит напротив нас
Один автобус с надписью «Газпром».
Когда внутри него зажжётся свет,
И из дверей повалят, наконец,
Родители Валерок, Танек, Свет…
И вместе с ними выйдет наш отец.
Мы выбегаем к вешалке встречать.
Нам наплевать, что спущены чулки.
И, чтоб удобней было доставать,
Влезаем на его мы сапоги.
А утром снова мы с сестрой проспим
Его сверхранний, затемно, подъём…
И вдруг заметим вечером одним,
Что уж свободно с пола достаём.
Река Урал. Весна
В гости к нам пришёл Урал.
На крыльце водица!
Он на льдине к нам пригнал
Зайца и лисицу.
Папа в руки взял багор.
– Во, беда какая!
Оттащу их на бугор
К дедушке Мазаю.
По двору нельзя ходить
При такой погодке!
Я Трезора покормить
Отправляюсь в лодке.
И, чтоб ей уж не идти,
Помогаю маме:
Заплываю по пути
В стайку 1 за дровами.
В гости к нам Урал пришёл.
Все на лодках сёла.
До чего же хорошо!
И не надо в школу.
Утром встали.
– Где Урал?
А Урал уже удрал.
Я рисую
Заглянул сначала папа.
– Ты зачем рисуешь шляпу?
А сосед, по кличке Сэм:
– Да не шляпа это, шлем!
Подошёл Пал Палыч строгий.
– Для чего же шлему ноги?
Постояли, погадали —
На работу убежали.
Не узнал никто, что это…
Это —
Жёлтая планета,
А на ней – ну, прямо ж вот —
Наша «шляпа» – звездолёт,
И из окон смотрим: я,
Кошка, робот и друзья.
Не могу никак понять:
Ну, чего тут объяснять!
Радуга
В небе радуга сияла.
Красотою удивляла,
Перекинувшись мостом
Над рекою и плотом.
Быстро кисточки хватаю.
В банку воду наливаю.
Краски кисточкой смочила.
Карандашик подточила
И взяла на всякий случай
В доме ластик самый лучший.
Наконец, раскрыв тетрадь,
Принимаюсь рисовать.
Но пока всё расставлялось,
Половина оторвалась,
И из чудного моста
Получилось полхвоста.
Цирк приехал
Среди музыки и смеха —
Разноцветные шары.
Цирк приехал!
Цирк приехал!
Бродят стайки детворы.
Рядом клоуны с носами,
Униформа в брюках-клёш…
Дальше уж не знаем сами —
Кто там, что там —
Не поймёшь.
Лают пухлые собачки,
Хрипло хрюкает свинья.
– Кто приехал там на тачке?
– Да быть может, что и я!
Вдруг огромный рёв раздался,
А за рёвом – сам Кинг Конг…
Но никто не испугался:
Он всем нам давно знаком.
Снеговик
Лепили мы снеговика
В саду в конце недели.
Глаза – два чёрных уголька.
На лоб ведро надели.
На лапу трость, морковку-нос
Из сумки кто-то вынул.
А я же, чтоб он не замёрз,
Ему свой шарф накинул.
Под вечер стало холодать.
Домой все убегают.
– Ты отдал шарф? – сказала мать. —
Да он же в нём растает!
«Ведь правда! Как же я забыл!» —
Бегом я возвратился.
Но снеговик стоял как был.
А шарфик испарился.
Белые барашки
Белые барашки по небу бегут.
Белые барашки по горам идут.
Горные вершины смотрят далеко.
Горные тропинки очень высоко.
Как ты различаешь, дорогой чабан,
Где баран небесный, где земной баран?
Кот рыжий
Ужасно хитрый рыжий кот
К нам приходил на Новый год.
Бывало, с праздником поздравит —
И лапы к молоку направит.
Чтоб избежать какого горя,
Его кормили в коридоре.
И больше хитрый этот кот
Не ходит к нам.
Он тут живёт.
Пряха
Под берёзой белой
Тянет нитку пряха.
Солнышко глядится
В зеркало-окно.
Начинают песню
Девушка и птаха.
Тихо подпевает
Им веретено.
Кончит песню пряха —
Будет мне рубаха.
Шел по городу волшебник (20 стр.)
– Это просто невероятно! – воскликнул папа. – Ты расправляешься со мной, как с ребенком. Тебе обязательно нужно участвовать в соревнованиях.
– Некогда, – скромно ответил Толик. – Уроков очень много.
– Знаешь, папа, он вообще очень способный, – сказал Мишка, как-то странно глядя на Толика. – Он и в хоккей лучше всех играет, и сильнее всех в школе, и даже диких зверей не боится.
– Вот ты и бери с него пример, – посоветовал папа. – Всегда надо брать пример с лучших.
– Я-то беру… – начал было Мишка, но замолчал, увидев, что Толик грозит ему кулаком.
Мишка не испугался кулака. Он просто подумал, что рассказывать папе про чудеса, которые случаются с Толиком, будет нечестно, раз Толик сам этого не хочет.
Все же, провожая Толика до лестницы, Мишка не мог не думать над тем, почему Толик не рассказывает ни своим маме и папе, ни вообще близким о своих подвигах. Мишка не мог этого понять. Впрочем, объяснить этого не мог никто, кроме самого Толика. А он молчал.
Чем ближе праздник, тем лучше у людей настроение. Особенно если такой праздник, как Первое мая. Ведь это праздник весенний, и, значит, после него еще будет долгое веселое и свободное лето.
По городу уже развесили флаги и гирлянды разноцветных лампочек. На площадях стояли гигантские глобусы, вокруг которых бегали маленькие спутники. Уже плакали во дворах малыши, раздавившие свои первые шарики; но слезы эти были недолгие и какие-то праздничные.
Во всех школах ребята тоже готовились к празднику. Они сочиняли стихи, разучивали песни, готовили самодеятельные концерты и писали на досках: «Последний день – учиться лень, и просим вас, учителей, не мучить маленьких детей». Учителя не обижались на такие надписи: им тоже хотелось, чтобы скорее наступило Первое мая.
Один лишь Толик побаивался этого дня. Великий человек Анатолий Рыжков – победитель львов, непревзойденный хоккеист, сильнейший человек в мире – трусил, как самый ничтожный дошкольник. Он мог переломить бревно о колено и обыграть в шахматы Ботвинника. Но рядом с Толиком жили обыкновенные люди. Они умели делать обыкновенные вещи. И если кто-то из них после десяти лет упорного труда становился знаменитым шахматистом, то это тоже было вполне обыкновенно. Но Толик умел делать одни лишь чудеса. Это становилось опасным. Толик начал беспокоиться.
Конечно, у него был коробок. Можно было потратить несколько спичек – и все забыли бы, что есть на свете такой волшебник Толик Рыжков, и перестали бы обращать внимание на его чудеса. Но ведь чудеса только тогда и хороши, когда на них обращают внимание. Что толку от твоей силы и смелости, если ее никто не видит и не удивляется! Что толку от твоих пятерок, если тебя за это не хвалят! Ведь как приятно, что Чича теперь боится подходить к Толику ближе чем на сто метров! А если Чича все забудет, то в первый же день Толик получит от него по шее.
Нет, все-таки хорошо быть волшебником! Хорошо, что одним движением пальцев можно сделать то, на что другой потратил бы годы! И пускай все завидуют!
Вот только что делать на школьном концерте? Первое мая уже на носу, но еще ничего не удалось придумать. Хорошо бы посоветоваться с Мишкой, но тогда ему нужно все рассказывать. Кроме того, в последнее время Мишка как-то странно стал поглядывать на Толика – наверное, завидует. Так ему и надо! Пусть завидует.
А на концерте Толик выступит, как и обещал Лене Щегловой. Он не будет делать никаких чудес, а прочитает какое-нибудь стихотворение из «Родной речи».
Стихотворение Толик учил два дня. Он совсем отвык учить и подолгу бессмысленно глядел на строчки. Стихотворение не запоминалось. Но спичку он все же тратить не стал, выучил сам половину. Дальше никак не училось. Толик решил, что половины будет вполне достаточно.
И вот наступило 29 апреля. К шести часам вечера в школе собрались принаряженные родители. Пока ребята таскали в зал стулья, родители степенно прохаживались по коридорам, знакомились друг с другом. Папы потихоньку, совсем как старшеклассники, бегали курить в уборную. Папа Толика быстро нашел какого-то любителя футбола, и они вдвоем пинали ногами воздух, показывая, как нужно бить мяч резаным ударом «сухой лист».
Лена Щеглова, похожая на парашют в своем капроновом платье, утащила Толика за кулисы.
– Ты с чем выступать будешь?
– Стихотворение, – ответил Толик. – Законное. «Широка страна моя родная».
– Ничего, – сказал Толик. – Законно будет.
Лену позвали, и она убежала. Толик покосился на Леню Травина, стоящего рядом со скрипкой.
Леня с презрением посмотрел на Толика и затряс кистями рук, разминая свои музыкальные пальцы.
– Ты не очень долго скрипи, – посоветовал Толик. – А то все мухи сдохнут.
– Мне перед выступлением волноваться нельзя, – сообщил Леня, – а то бы я тебе дал.
– А ты после выступления дай, – посоветовал Толик, но тут же вспомнил, какой он великий человек, и перестал задираться. Стоило ли тратить слова на какого-то ничтожного Травина.
Когда открылся занавес, родители дружно зааплодировали, хотя сцена была еще пустая. Затем вышла Щеглова-парашютик и радостно объявила:
– Начинаем концерт учащихся младших классов, посвященный празднику Первое мая.
Дальше Щеглова не успела ничего сказать, потому что на сцену выбежали четыре первоклассницы. Они стали танцевать польку. Одна первоклассница все время путала. То она отставала от подруг и кружилась одна, а то вдруг останавливалась и смотрела, как будто не понимая, что делают остальные.
В зале смеялись. И только под конец все поняли, что она делала это нарочно, изображая артистку-растеряшку.
Первоклассницам хлопали очень долго. Одна женщина хлопала так, что свалилась со стула. Потом оказалось, что это была мама растеряшки.
Следующим номером выступал Леня Травин. Он вышел на сцену и поклонился. За это ему похлопали. Затем он провел смычком по струнам, и все затихли, думая, что он уже начал играть. Но оказалось, что он пиликал просто так, настраивая скрипку. Но вот наконец он заиграл. Это была протяжная и грустная музыка. И сам Леня стал сразу какой-то грустный и тонкий. От его вида и от его музыки у Толика вдруг пересохло горло и задрожали колени. Он вспомнил, что следующий номер его. Уж лучше бы этот несчастный Травин играл что-нибудь другое. Например, песню из кинофильма «Человек-амфибия»: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…» Эту песню знали в школе даже первоклассники. Она страшно веселая. От нее настроение улучшается. Но Травин играл совсем не то. Тем не менее после окончания ему долго хлопали. А один мужчина кричал «бис!» так громко, что с потолка сыпался мел. Впоследствии оказалось, что это папа Лени Травина.
И вот на сцену вышел Толик. Он сразу увидел своего папу, который сидел в первом ряду и о чем-то переговаривался с директором. Толику стало нехорошо. Ведь директор мог рассказать папе про льва и про все остальное. Толик стоял и глядел на папу, стараясь услышать, о чем он говорит. Толик совсем забыл, что стоит на сцене. Тогда в зале, подбадривая его, стали дружно хлопать. Толик с недоумением посмотрел в зал и вспомнил, что ему нужно читать стихотворение.
– «Широка страна моя родная…» – дрожащим голосом сказал Толик и замолчал.
В зале выжидающе затихли.
– «Много в ней… в ней… Много в ней. » – крикнул Толик и снова замолк. Он забыл слова.
– «Лесов…» – подсказали из зала.
– Лесов… – повторил Толик.
– Полей… – повторил Толик.
– «И рек!» – громко и озорно подсказал тот же голос.
– И рек… – согласился Толик.
В зале засмеялись. Папа перестал разговаривать с директором. А Толик с ужасом понял, что остальные слова он забыл начисто. Проще всего было бы убежать со сцены. Но тогда одним ударом была бы сметена слава Толика, которая досталась ему с таким трудом. Толик пытался вспомнить хоть какое-нибудь стихотворение, но то, что он учил раньше, уже забылось, а домашние задания вспоминались ему только тогда, когда нужно было отвечать урок.
В общем, Толик стоял с открытым ртом на ярко освещенной сцене, за кулисами металась растерянная Лена Щеглова, около рояля хихикал Травин, прикрывая рот своими музыкальными пальцами, а в зале взрослые шикали на ребят, чтобы они не смеялись и не смущали Толика.
И вдруг Толик вспомнил! Он вспомнил стихотворение, которое они когда-то сочинили с Мишкой. Правда, они не все написали сами. Они немного подглядывали в стихотворение Пушкина. Но сейчас Толику было все равно – лишь бы не молчать.
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Котенка кормит молоком…
По залу прокатился шепот. А Толик, ничего не замечая, читал строчки, которые уже сами собой лезли ему в голову:
Над златом чахнет царь Кощей,
И ловит слон в лесу лещей.
Там на неведомых дорожках
Верблюды пляшут в босоножках…
Первыми не выдержали ребята. Они захохотали, и вслед за ними засмеялись взрослые. В зале поднялся ужасный шум. А Толику казалось, что все смеются потому, что он такой остроумный, и он, чтобы его было слышно еще лучше, закричал изо всех сил:
Там в облаках перед народом
Лягушка стала пешеходом…
Но в зале стоял такой шум, что Толика уже никто не слышал. И взрослые и ребята хохотали изо всех сил. Не смеялся лишь папа Толика. У него было очень растерянное лицо. Он оглядывался по сторонам с таким видом, будто искал дверь, в которую можно было удрать. И лишь теперь, когда, Толик взглянул на папу, он понял, что все смеются над ним, Толиком.
Последний день учиться лень и просим вас учителей не мучить маленьких детей
Полина Антоновна оказалась права. Когда она пришла в школу, к ней подошел завуч.
— Как у вас дела с Сухоручко?
— А что? Или мамаша была? — догадалась Полипа Антоновна.
— Агрессивная особа. Может быть, чтобы не осложнять с ней отношений, исправить? Ведь от нее не отделаешься.
Полина Антоновна едва удержалась от того, чтобы не сказать резкость. Она не любила завуча, его тщедушную фигуру, невыразительное лицо, по которому ничего нельзя было сказать о его характере. Работал он в школе недавно, второй год. Полина Антоновна плохо знала его и мало им интересовалась, но ей почему-то казалось, что во всем и всегда завуч прежде всего искал побочных путей и легких решений. Поэтому его скрытая капитуляция перед агрессивной мамашей вызвала у Полины Антоновны внутренний протест.
А тут, как нарочно, своей танцующей походкой, точно ему ничего не угрожает, по коридору идет Сухоручко и на ходу декламирует глупое мальчишеское четверостишие:
День прошел в той напряженной, нервной атмосфере, которой отличается конец четверти: последние контрольные, последние, решающие опросы — и дрожь сердца, сокрушенные вздохи и радостное сияние глаз учеников.
Так же напряженно переживает эти дни, кажется, и Борис. Полина Антоновна то и дело улавливает на переменах обрывки его разговоров с ребятами.
— Ну, как у тебя с физикой, Вася?
— Сегодня, значит, дарвинизм отвечаем? А?
— Ну, как же это ты? Неужели нельзя было подготовиться? Ведь знал, что спросят! Ночь бы посидел.
На последней перемене Полина Антоновна увидела в коридоре Ларису Павловну в шелковом, бутылочного цвета, платье, с перекинутой через плечо чернобурой лисой. Она сидела около кабинета директора. Но директора не было, и, прождав час, Лариса Павловна после уроков подошла к Полине Антоновне.
— Полина Антоновна, милая! Что ж это. У Эдика опять двойки начинаются?
— Это же самое я хотела сказать и вам! — ответила Полина Антоновна.
— Но как же так. Он с таким трудом перешел в девятый класс, и вот опять сплошные разочарования. Это убивает всякую энергию, это…
— Вы меня простите, Лариса Павловна, но, по-моему, вы сделали ошибку, взяв его с собою на курорт.
— Ах, не говорите, пожалуйста! При чем здесь курорт? Нужно же мальчику поправить здоровье?
— Неверно! Не обманывайте себя, — возразила Полина Антоновна. — Главное здесь не здоровье, а удовольствие. А он им и без того не знает меры.
— Полина Антоновна! Вы чрезмерно строги!
— А вы чрезмерно добры, Лариса Павловна. Поверьте мне: вы губите сына. Нельзя строить жизнь на одних удовольствиях. То вы ему фотоаппарат покупаете, то велосипед, а теперь за то, что он с грехом пополам перетащился в девятый класс, вы купили ему мотоцикл. Ну, а если он, предположим, на пятерки будет учиться, вы что ему — корабль построите? Учение — долг, а вы сделали из него предмет торга. Ответственность вы подменили… я даже затрудняюсь сказать, чем вы ее подменили, но вы ее уничтожили.
Неизвестно, поняла ли что-либо из этого Лариса Павловна, но она вдруг изменила выражение лица и мило, почти дружески улыбнувшись, тронула Полину Антоновну за руку.
— Ну, давайте поговорим с вами по душам. Можно?
— А почему же? Конечно, можно!
— Полина Антоновна! Вы женщина, и я женщина. Я мать! Поймите меня. Я хочу счастья моему сыну! Не обижайте Эдика! Скажу вам по секрету: доро́га ему открыта, у него дядя, мой родной брат, видный кинорежиссер, лауреат, и в Институте кинематографии место Эдику всегда обеспечено. Ему нужен только аттестат, без аттестата туда не принимают.
— Помилуйте! Так в этом все и дело! — возразила ей Полина Антоновна. — Но аттестат зрелости есть аттестат о зрелости. Как мы сможем подписывать этот аттестат, если ваш сын не научится работать, если он не научится жить с полной ответственностью и строгостью к себе, как подобает советскому человеку?
— Но мальчика нужно поддержать, Полина Антоновна! В мальчика нужно вселить уверенность.
— В мальчика нужно вселить сознание, Лариса Павловна! Поймите это! Я бьюсь над этим, и другие учителя бьются, и товарищи бьются, но у нас ничего не выходит. А вы, вместо того чтобы поддержать нас, боретесь с нами, ведете совершенно другую, обратную линию.
— Но вы представляете. — ничего не поняв из этого, продолжала Лариса Павловна. — Первая четверть — и сразу двойка. За что? Он три недели аккуратно делал все уроки, а вы не спрашивали. Один раз не выучил, и вы спросили!
Шел по городу волшебник (20 стр.)
– Это просто невероятно! – воскликнул папа. – Ты расправляешься со мной, как с ребенком. Тебе обязательно нужно участвовать в соревнованиях.
– Некогда, – скромно ответил Толик. – Уроков очень много.
– Знаешь, папа, он вообще очень способный, – сказал Мишка, как-то странно глядя на Толика. – Он и в хоккей лучше всех играет, и сильнее всех в школе, и даже диких зверей не боится.
– Вот ты и бери с него пример, – посоветовал папа. – Всегда надо брать пример с лучших.
– Я-то беру… – начал было Мишка, но замолчал, увидев, что Толик грозит ему кулаком.
Мишка не испугался кулака. Он просто подумал, что рассказывать папе про чудеса, которые случаются с Толиком, будет нечестно, раз Толик сам этого не хочет.
Все же, провожая Толика до лестницы, Мишка не мог не думать над тем, почему Толик не рассказывает ни своим маме и папе, ни вообще близким о своих подвигах. Мишка не мог этого понять. Впрочем, объяснить этого не мог никто, кроме самого Толика. А он молчал.
Чем ближе праздник, тем лучше у людей настроение. Особенно если такой праздник, как Первое мая. Ведь это праздник весенний, и, значит, после него еще будет долгое веселое и свободное лето.
По городу уже развесили флаги и гирлянды разноцветных лампочек. На площадях стояли гигантские глобусы, вокруг которых бегали маленькие спутники. Уже плакали во дворах малыши, раздавившие свои первые шарики; но слезы эти были недолгие и какие-то праздничные.
Во всех школах ребята тоже готовились к празднику. Они сочиняли стихи, разучивали песни, готовили самодеятельные концерты и писали на досках: «Последний день – учиться лень, и просим вас, учителей, не мучить маленьких детей». Учителя не обижались на такие надписи: им тоже хотелось, чтобы скорее наступило Первое мая.
Один лишь Толик побаивался этого дня. Великий человек Анатолий Рыжков – победитель львов, непревзойденный хоккеист, сильнейший человек в мире – трусил, как самый ничтожный дошкольник. Он мог переломить бревно о колено и обыграть в шахматы Ботвинника. Но рядом с Толиком жили обыкновенные люди. Они умели делать обыкновенные вещи. И если кто-то из них после десяти лет упорного труда становился знаменитым шахматистом, то это тоже было вполне обыкновенно. Но Толик умел делать одни лишь чудеса. Это становилось опасным. Толик начал беспокоиться.
Конечно, у него был коробок. Можно было потратить несколько спичек – и все забыли бы, что есть на свете такой волшебник Толик Рыжков, и перестали бы обращать внимание на его чудеса. Но ведь чудеса только тогда и хороши, когда на них обращают внимание. Что толку от твоей силы и смелости, если ее никто не видит и не удивляется! Что толку от твоих пятерок, если тебя за это не хвалят! Ведь как приятно, что Чича теперь боится подходить к Толику ближе чем на сто метров! А если Чича все забудет, то в первый же день Толик получит от него по шее.
Нет, все-таки хорошо быть волшебником! Хорошо, что одним движением пальцев можно сделать то, на что другой потратил бы годы! И пускай все завидуют!
Вот только что делать на школьном концерте? Первое мая уже на носу, но еще ничего не удалось придумать. Хорошо бы посоветоваться с Мишкой, но тогда ему нужно все рассказывать. Кроме того, в последнее время Мишка как-то странно стал поглядывать на Толика – наверное, завидует. Так ему и надо! Пусть завидует.
А на концерте Толик выступит, как и обещал Лене Щегловой. Он не будет делать никаких чудес, а прочитает какое-нибудь стихотворение из «Родной речи».
Стихотворение Толик учил два дня. Он совсем отвык учить и подолгу бессмысленно глядел на строчки. Стихотворение не запоминалось. Но спичку он все же тратить не стал, выучил сам половину. Дальше никак не училось. Толик решил, что половины будет вполне достаточно.
И вот наступило 29 апреля. К шести часам вечера в школе собрались принаряженные родители. Пока ребята таскали в зал стулья, родители степенно прохаживались по коридорам, знакомились друг с другом. Папы потихоньку, совсем как старшеклассники, бегали курить в уборную. Папа Толика быстро нашел какого-то любителя футбола, и они вдвоем пинали ногами воздух, показывая, как нужно бить мяч резаным ударом «сухой лист».
Лена Щеглова, похожая на парашют в своем капроновом платье, утащила Толика за кулисы.
– Ты с чем выступать будешь?
– Стихотворение, – ответил Толик. – Законное. «Широка страна моя родная».
– Ничего, – сказал Толик. – Законно будет.
Лену позвали, и она убежала. Толик покосился на Леню Травина, стоящего рядом со скрипкой.
Леня с презрением посмотрел на Толика и затряс кистями рук, разминая свои музыкальные пальцы.
– Ты не очень долго скрипи, – посоветовал Толик. – А то все мухи сдохнут.
– Мне перед выступлением волноваться нельзя, – сообщил Леня, – а то бы я тебе дал.
– А ты после выступления дай, – посоветовал Толик, но тут же вспомнил, какой он великий человек, и перестал задираться. Стоило ли тратить слова на какого-то ничтожного Травина.
Когда открылся занавес, родители дружно зааплодировали, хотя сцена была еще пустая. Затем вышла Щеглова-парашютик и радостно объявила:
– Начинаем концерт учащихся младших классов, посвященный празднику Первое мая.
Дальше Щеглова не успела ничего сказать, потому что на сцену выбежали четыре первоклассницы. Они стали танцевать польку. Одна первоклассница все время путала. То она отставала от подруг и кружилась одна, а то вдруг останавливалась и смотрела, как будто не понимая, что делают остальные.
В зале смеялись. И только под конец все поняли, что она делала это нарочно, изображая артистку-растеряшку.
Первоклассницам хлопали очень долго. Одна женщина хлопала так, что свалилась со стула. Потом оказалось, что это была мама растеряшки.
Следующим номером выступал Леня Травин. Он вышел на сцену и поклонился. За это ему похлопали. Затем он провел смычком по струнам, и все затихли, думая, что он уже начал играть. Но оказалось, что он пиликал просто так, настраивая скрипку. Но вот наконец он заиграл. Это была протяжная и грустная музыка. И сам Леня стал сразу какой-то грустный и тонкий. От его вида и от его музыки у Толика вдруг пересохло горло и задрожали колени. Он вспомнил, что следующий номер его. Уж лучше бы этот несчастный Травин играл что-нибудь другое. Например, песню из кинофильма «Человек-амфибия»: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…» Эту песню знали в школе даже первоклассники. Она страшно веселая. От нее настроение улучшается. Но Травин играл совсем не то. Тем не менее после окончания ему долго хлопали. А один мужчина кричал «бис!» так громко, что с потолка сыпался мел. Впоследствии оказалось, что это папа Лени Травина.
И вот на сцену вышел Толик. Он сразу увидел своего папу, который сидел в первом ряду и о чем-то переговаривался с директором. Толику стало нехорошо. Ведь директор мог рассказать папе про льва и про все остальное. Толик стоял и глядел на папу, стараясь услышать, о чем он говорит. Толик совсем забыл, что стоит на сцене. Тогда в зале, подбадривая его, стали дружно хлопать. Толик с недоумением посмотрел в зал и вспомнил, что ему нужно читать стихотворение.
– «Широка страна моя родная…» – дрожащим голосом сказал Толик и замолчал.
В зале выжидающе затихли.
– «Много в ней… в ней… Много в ней. » – крикнул Толик и снова замолк. Он забыл слова.
– «Лесов…» – подсказали из зала.
– Лесов… – повторил Толик.
– Полей… – повторил Толик.
– «И рек!» – громко и озорно подсказал тот же голос.
– И рек… – согласился Толик.
В зале засмеялись. Папа перестал разговаривать с директором. А Толик с ужасом понял, что остальные слова он забыл начисто. Проще всего было бы убежать со сцены. Но тогда одним ударом была бы сметена слава Толика, которая досталась ему с таким трудом. Толик пытался вспомнить хоть какое-нибудь стихотворение, но то, что он учил раньше, уже забылось, а домашние задания вспоминались ему только тогда, когда нужно было отвечать урок.
В общем, Толик стоял с открытым ртом на ярко освещенной сцене, за кулисами металась растерянная Лена Щеглова, около рояля хихикал Травин, прикрывая рот своими музыкальными пальцами, а в зале взрослые шикали на ребят, чтобы они не смеялись и не смущали Толика.
И вдруг Толик вспомнил! Он вспомнил стихотворение, которое они когда-то сочинили с Мишкой. Правда, они не все написали сами. Они немного подглядывали в стихотворение Пушкина. Но сейчас Толику было все равно – лишь бы не молчать.
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Котенка кормит молоком…
По залу прокатился шепот. А Толик, ничего не замечая, читал строчки, которые уже сами собой лезли ему в голову:
Над златом чахнет царь Кощей,
И ловит слон в лесу лещей.
Там на неведомых дорожках
Верблюды пляшут в босоножках…
Первыми не выдержали ребята. Они захохотали, и вслед за ними засмеялись взрослые. В зале поднялся ужасный шум. А Толику казалось, что все смеются потому, что он такой остроумный, и он, чтобы его было слышно еще лучше, закричал изо всех сил:
Там в облаках перед народом
Лягушка стала пешеходом…
Но в зале стоял такой шум, что Толика уже никто не слышал. И взрослые и ребята хохотали изо всех сил. Не смеялся лишь папа Толика. У него было очень растерянное лицо. Он оглядывался по сторонам с таким видом, будто искал дверь, в которую можно было удрать. И лишь теперь, когда, Толик взглянул на папу, он понял, что все смеются над ним, Толиком.
Приключения на обитаемом острове, стр. 1
Приключения на обитаемом острове
Весна в станице Тихвинской, что раскинулась на берегу Маныча, заканчивала свои труды. Прошли, отгремели вешние дожди, тёплые и щедрые. Зеленые пригорки покрылись яркими пятнами жёлтых одуванчиков. Степь подёрнулась серебристой дымкой — порослью ковыля и полыни. Ветры несли из степи дурманящий аромат, от которого кружилась голова.
Казалось, совсем недавно пролетели по заре караваны крякв и гоголей в неспокойном небе. И, словно вчера, провожали журавлей, промелькнувших над станицей стройным треугольником. А сегодня уже последняя контрольная работа в году в шестом классе «А» Тихвинской средней школы-интерната.
Саввушкин, по прозвищу «Сип», которое он получил по инициалам (Саввушкин Илья Павлович), любил контрольные работы. Особенно по математике. Потому что не было случая, чтобы кто-нибудь сдал задание в классе раньше него.
Едва Иван Захарович, учитель математики, заканчивал писать на доске условия задач, как Саввушкин уже расправлялся с ними в своей тетрадке. Не то что, например, Володя Гулибаба, закадычный друг Сипа. Он несколько раз вздохнёт, постарается незаметно сунуть в рот что-нибудь съестное, а потом только начнёт терзать черновик.
Или Маша Ситкина, председатель совета отряда класса. Она пишет медленно, повторяя про себя каждое слово.
Вообще забавно наблюдать за всеми. Ваня Макаров зыркает по сторонам. То заглянет к соседу Юре Данилову, то постарается высмотреть что-то у Стасика Криштопы, сидящего впереди. Данилов списывать не даёт: дружба дружбой, а решение врозь. Заглядывать к Стасику опасно: учитель заметит.
В этом смысле лучше всего Шоте Баркалая. Он сидит сзади Саввушкина и с высоты своего роста отлично видит, что творится в Илюхиной тетради.
Зоя Веревкина выполняет работу спокойно и быстро. Второй, за Сипом, обычно сдаёт работу она…
Словом, это была обычная последняя контрольная в году. И Сип закончил её первым. Он сладко потянулся, медленно, словно нехотя, покинул парту и вразвалочку пошёл к столу учителя.
— Решил? — спросил Иван Захарович, водружая на нос очки.
— Вроде бы… — небрежно сказал Сип, кладя на стол тетрадь, и вышел во двор.
Делать было нечего. Девчонки-первоклашки играли в классики. Сип погонял битку по расчерченным на земле квадратам, но это скоро ему наскучило. Ноги принесли его в библиотеку, где одиноко сидел Филя, второклассник и преданный ординарец Сипа. Илья присел рядом.
— Что делаешь? — спросил он.
— Учу стихотворение Пушкина, — вздохнул Филя.
— На кой? У вас же каникулы…
— Сегодня у нас последний звонок. Будем читать стихи. Из классиков… Надежда Семёновна наказала.
— Хочешь, я тебе такого классика дам, что все упадут? — В глазах Сипа блеснул озорной огонёк.
— Ладно, давай, — согласился Филя.
Сип потащил своего друга в спальню шестого «А». В комнате никого не было. Илюха вынул тетрадь, вырвал из неё листок и написал на нем стихотворение.
Филя прочёл, посмотрел на Саввушкина.
— А как фамилия этого классика?
— Это непризнанный классик…
— Так и скажи. Когда у вас торжественная линейка?
— После пятого урока.
— Выучишь! — солидно сказал Сип.
…В актовом зале школы ребят напутствовал сам директор Макар Петрович. Он пожелал им хорошо отдохнуть и набраться за летние каникулы сил. Потом младшеклассники стали читать стихи. Илюха приник к чуть приоткрытой двери зала, ожидая интересного зрелища.
Филя вышел третьим, стал в театральную позу и звонко прочёл:
Последний день, Учиться лень.
Мы просим вас, учителей, Не мучить маленьких детей!
Илюха покатился со смеху.
— Чилимов! — простонала Надежда Семёновна, — Что ты прочитал?
— Классика, — ответил мальчик, не смутившись.
— Непризнанного классика Саввушкина…
Сип чуть не упал. Он не видел, как директор махнул рукой и пошёл к выходу. Отворив дверь, Макар Петрович едва не налетел на Илью. Директор остановился.
— Вот что, Саввушкин. Пусть твоими художествами займётся совет отряда шестого «А».
…На сборе отряда класса, который проходил в последний день учёбы, ребята подводили итоги года и говорили о том, кто чем будет заниматься во время каникул в подсобном хозяйстве на острове Пионерском, куда обычно интернатовцы выезжали, как в пионерский лагерь.
Река Маныч за станицей делилась на рукава и протоки, образуя многочисленные острова. Одни побольше, другие поменьше. Были совсем крохотные, на которых, кроме камыша, ничего не росло.
Остров, на котором размещалось школьное подсобное хозяйство, считался огромным, в 40 гектаров. Когда-то на нем густо росли ветлы, краснотал, по берегу полоскали свои ветки в воде раскидистые ивы.
Поначалу ученики расчистили остров от кустов и корней, оставив только ивы у воды. Разбили фруктовый сад, землю распахали; посеяли кукурузу, пшеницу, развели огород, бахчу, виноградник. Со временем на Пионерском появилась свиноферма, коровник, птичник. Совсем недавно подсобное хозяйство обзавелось десятком ульев. Постепенно выстроили аккуратные домики. В них летом жили девочки. Для мальчиков ставили палатки.
В хозяйстве имелся движок, снабжавший остров электричеством, необходимый инвентарь, поставляемый совхозом. По большей части, конечно, уже старый, поломанный. Но приведение его в божеский вид было занятным и интересным делом. Так интернатовцы сами собрали трактор. Старая кабина, отдельно ходовая часть — с этого начинали школьные механизаторы. А теперь старенький «Беларусь» каждой весной сияет свежей краской. И интернатовцы считают, что это самый лучший трактор в совхозе. Сесть за его штурвал мечтает каждый мальчишка в школе. Но трактор один, и счастливчики пользуются на острове огромной популярностью.
Попасть в помощники тракториста было давней мечтой Саввушкина. Его отец — один их лучших трактористов совхоза. Кому как не Илюхе продолжить семейную традицию? Перейдя в седьмой класс, Сип рассчитывал, что вправе занимать это почётное место. До этого на каникулах Саввушкин трудился в механической мастерской вместе со Стасиком Криштопой.
В президиуме сбора отряда класса сидели пионервожатый Андрей Смирнов, Маша Ситкина и Валя Чумак.
Андрей четыре года назад сам закончил Тихвинскую школу-интернат. Потом — армия. Вернувшись в совхоз, стал работать электриком и поступил на заочное отделение педагогического института: считал педагогику своим призванием. Ради неё стал пионервожатым отряда, а летом — одновременно и старшим пионервожатым…
— Основной наш вопрос, как провести лето, — сказала Маша Ситкина. — Надо решать, кто в каких бригадах будет работать.
— Какие будут пожелания? — спросил Андрей. — Я надеюсь, все будет, как в прошлом году. Или кто-то хочет уйти из своей бригады?
— Я хочу, — сказал Сип. — Хочу пойти помощником тракториста!
— Скажу тебе прямо, Илья, — серьёзно сказал Смирнов, — помощником тракториста ты не будешь.
— Почему? — вскочил Илья. — Я трактор знаю. Все батины книжки перечитал. Он мне все на тракторе показывал… Он же лучший механизатор в совхозе!
— Так то ж отец, а не ты! А потом, на тебя надежды мало — неизвестно, что выкинешь… Зачем Фильку подговорил стихи читать?
Сипу стало до слез обидно. Подумаешь, Фильку подучил, а у Фильки что, совсем головы на плечах нет? Чувством несправедливости вспыхнуло все его существо.
— А в мастерской я все равно работать не буду! — со злостью сказал вдруг Илья. И про себя подумал: «Раз они так, то и я…»
— Никто тебя не неволит, — Андрей пожал плечами. — В хозяйстве есть другие бригады.
Сип уже пожалел о своих словах. Если честно признаться, кроме мастерской, — не считая трактора и ещё катера, в команду которого брали опять же только старшеклассников, — интересного занятия, по душе, не было. Там он был на своём месте. Более того, Сип был нужен в мастерской. И его отказ все восприняли как демонстрацию.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Приключения говорящего мальчика
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Приключения говорящего мальчика
Теплым весенним вечером, когда птицы начали замолкать, а уличные фонари еще не загорелись, на уровне четвертого этажа по улице Зеленая, у дома двадцать три зависло Нечто, меняющее форму с такой быстротой, что невозможно было уследить, немыслимо понять, что это такое. Цвета менялись с еще большей скоростью.
Но вот Нечто приняло форму треугольника. Мелькание цвета прекратилось.
Из треугольника ударил луч медового цвета в глаза мальчика, сидящего на подоконнике. И тут же второй луч, зеленого цвета, повторил путь медового, не пропустив и кота, примостившегося рядом с мальчиком. Длилось это чуть меньше секунды. Мальчик смотрел сквозь треугольник, не видя его. Он видел редкие огни засыпающего города. Что видел кот неизвестно.
Мальчик взял кота на руки и отправился спать.
– Ну, сколько можно спать? Я прямо не понимаю. Он спит больше моего! А в чашке молока нет, корма нет. С самого утра меня никто ни погладил, ни приласкал. За ухом и то не почесали! А он и не пошевелится.
«Что это, снится мне, что ли?» – подумал Андрей, повернулся на другой бок и опять услышал:
– Нет, пусть меня собака за хвост поймает, если он не собрался спать дальше!
Андрей открыл глаза… никого. У кровати сидит только кот Тимка и неотрывно, и очень серьезно, смотрит на Андрея зелеными, круглыми глазами.
«Приснилось», – решил Андрей, закрывая глаза. Спать уже не хотелось, но так приятно утром поваляться немного. Благо в школу, на первые два урока, идти не надо. Вчера решили объявить бойкот физичке и на контрольную сегодня не ходить всем классом. Жалко, конечно, Веру Дмитриевну, но… Андрей поежился от неприятных предчувствий: что завтра будет! Родителей точно в школу вызовут. Но они же должны понять – бойкот! И если всем не ходить – так всем! Попадет, разумеется, и всем, и каждому поодиночке. Ну и пусть. Зато коллектив!
А хорошо будет, если никто не придет, а он, как олух царя небесного, один притащится на контрольную? И ему бойкот объявят, а то и побьют. Да и от коллектива отрываться нельзя. И Кристина опять же….
Андрею физика нравилась. Всегда интересно узнавать на каждом уроке что-то новое. Но ведь коллектив решил: Не ходить!
А против коллектива не пойдешь!
– Ну вот, опять он спит! – явственно прозвучало у самой кровати.
Андрея подкинуло от неожиданности и, стоя на холодном полу, он спросил:
– Это кто тут? Кто говорит?
– Я, – ворчливо сказал кот. – Я говорю. Что тут удивительного. И всегда говорил. Только меня никто не понимал из людев. А теперь ты, почему-то, меня понимаешь. Даже, маленько, странно. Не должно так быть. Или должно?
Кот задумчиво уставился на Андрея.
– Ты! Ты разговариваешь по-людски? То есть я хотел сказать по-человечески? По-русски разговариваешь? – окончательно запутался Андрей.
– Не-а! Я, по-твоему, не умею разговаривать. Я по-своему умею разговаривать. Это ты меня понимать научился и по-моему начал говорить, – сказал кот.
Андрей ущипнул себя за руку. Больно.
Значит, он не спит. А может, он сошел с ума? Понятно!
Они же вчера с ребятами пиво пили. Точно! Просто каждому разные дозы надо, чтобы заболеть. Андрею двух глотков хватило.
Он только попробовал!
Он всего лишь попробовал! Ему не понравилось! Это же должно считаться! Он не хочет быть сумасшедшим! И что теперь? В больницу идти? Стыд-то, какой. В тринадцать лет белой горячкой заболеть!
Что в классе скажут? Что родители скажут? Что Кристинка скажет? Ужас! Позорище! И все мечты, да что мечты, жизнь перечеркнута двумя глотками пива! Ведь Андрей и вовсе не хотел пробовать это проклятое пиво. И пацаны почти незнакомые, а вот умудрились раскрутить его на деньги – на две «соски» пива им дал. И не только дал, так идиот, и пил с ними. И последнюю «сотню» им «взаймы» дал. Ну, дуралей! Ох, и дурень!
Будет Андрей, теперь, как сосед Пашка с первого этажа, бутылки ходить собирать, банки алюминиевые. И будут его, Андрея, как Пашку, Андрейкой называть до самой старости. Пашке то ведь лет шестьдесят, а все Пашка.
– Алкаш. Синяк. Пьянь подзаборная! – Андрей будто наяву услышал эти слова в свой адрес от одноклассников. Бывших одноклассников. Ведь явно из школы выгонят. Как пить дать, выгонят! И что? И куда?
– Что делать-то, люди? – заметался Андрей. Он и раньше говорил с котом, но как говорил? Кот мяукал, Андрей немного понимал, что Тимка хочет сказать. Покушать просит, или погладить его нужно, или убраться в Тимином туалете. Кот по-своему понимал Андрея, особенно кушать и спать пойдем, знал маму с папой. Но разговаривать совсем как человек с человеком – это, знаете ли, чересчур!
– Ну, опять по-своему забормотал, не пойми – разбери!
– произнес тот же голос.
Андрей вытаращился на кота:
– A-а. Э-э-э. А ты мне не кажешься, что ли? Ты на самом деле? На самом деле со мной разговариваешь?
– Можешь ведь по-нашему говорить, на нашем языке, ежели захочешь! – сказал кот. – Вот я и говорю, молока нет и кушать хочется. Дай хоть котлетку вчерашнюю, хвост уже поднять, сил нету! – завопил он. – Заведут себе животных, понимаешь, для развлечения, понимаешь. А ухаживать не хотят. И в чашке сыро. А я если опять в угол схожу, меня, моей любимой мордочкой и натычут. А я не могу ходить в мокрое. Мне сухую чашку надо.
– В туалет, балда! Или как вы его называете? Куда можно сходить лишнюю воду с организма слить. И вообще, другие дела сделать пора.
– Уд-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о! Удд-диви-тель-но! Во-сс-хх-и-ти-тель-но! Человек, карр! С котом разговаривает! Триста лет живу, а такого, не слышала!
За окном, на ветке, сидела ворона и глядела на них то одним, то другим глазом.
– Такой толстый, рыжий мальчик, и умеет разговаривать! Сроду о таком не слыхала за триста лет! – сказала ворона.
– Я не толстый! – обиделся Андрей, – я – плотного телосложения!
– И кот у него рыжий! – не унималась ворона. – И тоже толстый!
От обиды Андрей даже не сразу сообразил, что он разговаривает с вороной. Разговаривает точно так же, как разговаривал бы с соседом по парте Витькой Нехочухиным, или с Кристинкой, или с родителями. Но никак не с вороной, которая понимала его и, которую понимал он.
«Точно, шизанулся!» – махнул на себя рукой Андрей.
– У меня съехала крыша! – сказал он коту.
– Какая крыша? – кот посмотрел на потолок. – Вроде все на месте.
– Карр? Они взаправду разговаривают! – ворона аж подпрыгнула от удовольствия.
– Что она там бормочет? Какие триста лет она живет? Брешет она все! – сказал Тимка.