помощь храму в мельницах
Помощь Храму в Мельницах
В ночь с 22 на 23 февраля сгорел Храм Архангела Михаила. Здание храма построено в 1868 году, является памятником архитектуры 19 века. Находится в пос.Мельницы Псковского района Псковской области.
Показать полностью. Деревня вымирающая, Храм действующий, прихожан много, в том числе с окрестных деревень. Очень надеемся, что найдутся люди, которым не безразлична судьба Храма!
Церковь Михаила Архангела
Дата постройки: 1868 г.
Адрес: Псковский район/Мельницы д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: провинциальный классицизм
Помощь Храму в Мельницах запись закреплена
СТРАШНЫЙ СУД И ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО
Может быть, не все знают, что среди русских святых есть два Фёдора Ушакова: праведный Феодор Флотоводец и прп. Феодор Санаксарский — родной дядя великого русского адмирала. Что интересно, дядю при крещении назвали Иваном, а Феодором он стал только в монашестве, — вот и получилось, что в одно и то же время, в конце XVIII века, Русскую землю освящали два угодника Божия с одним именем — Феодор Ушаков.
Показать полностью.
Достоверно известно, что дядя видел племянника только раз в жизни: когда отец привёз Федю-подростка из родной деревни в Петербург. Феодор-монах в то время подвизался в Александро–Невской Лавре. Как он попал в Лавру? Был Иван Ушаков гвардейским офицером, мог рассчитывать на блестящую карьеру, но жизнь мирская, а пуще того — столичная, офицерская, разгульная — вдруг стала ему противна. Как-то ночью он тайно ушёл из полка и направился в дальнюю северную обитель, чтобы со временем принять там монашество. Говоря формально, — дезертировал! Его сыскали, привезли в столицу на суд самой Елизавете Петровне. Казалось бы, ничего хорошего беглому офицеру ждать не приходилось. Но царица побеседовала с Иваном Ушаковым с глазу на глаз и вместо всех наказаний приказала постричь его в монахи, — но не на дальнем Севере, а тут же, в Петербурге, в Лавре. И вскоре монаха Феодора так полюбили питерские люди, что даже царь
Пётр III, не жаловавший Православие и презиравший иноческий чин, говорил о нём: «Вот этот — действительно монах!»
В ту пору и встретился маленький Федя Ушаков со своим дядей. Об этой встрече рассказывают такое. Отец Феди, придя с сыном в Лавру, стал расспрашивать об отце Феодоре, и услышал такое:
— Святой он! Святой! Он в постоянном посту, молитвах и делах время проводит. Народ почувствовал, что сему монаху можно довериться, — и шли к нему, и просили помощи духовной… А так как лаврские монахи — люди учёные, то и начали вменять ему в обиду, что, миновав их, люди идут к простому старцу, и пошла от них зависть и ненависть. Они даже митрополиту жаловались, и тот запретил народу ходить к отцу Федору.
— Кем же ты будешь, когда вырастешь? — спросил Фёдор большой Фёдора маленького.
Тот прошептал: «Офицером морским!»
— Всякая служба Богу угодна, — ответил инок. — В миру будешь жить, мой отрок, а он бывает жесток и несправедлив. И моя судьба может послужить тебе уроком. Когда привели меня, беглого, к матушке-царице, она меня вопрошала: «Зачем ты из полку моего ушел?» — «Для удобства спасения моей души, ваше императорское величество!» — я ей ответил. Тогда она мне дивное слово сказала: «Не вменяю тебе побег в проступок, жалую тебя прежним чином, вступай в прежнее званье». — «В начатой жизни моей, ваше императорское величество, для Бога и души моей до конца пребыть желаю, а в прежней жизни и чина не желаю». Рекла императрица: «Где желаешь подвизаться?» Я и сказал тогда: «В Саровской пустыни». Она и ответила: «Пусть. Только останься, побудь в Александро-Невской Лавре у кружки». И был пострижен я и наречён в честь святого ярославского Фёдора. Хотел бы я, чтобы деяния того святого освятили и тебя, отрок, — осенил он крестным знамением Федю. — Чтобы на путях дальних твоих были свершения великие. Думай же всегда о ближних. А ещё кто о ближнем не радит, тот, наверное, и веру нашу отвергает. Люби человеков, с коими будешь, и ждёт тебя победа.
Так будущий святой адмирал получил благословение от своего святого дяди-монаха. Встречались ли они потом — неизвестно, но, скорее всего, адмирал Ушаков о дяде помнил и обо всём, что с ним происходило, знал. А с дядей чего только не происходило! Из Петербурга уехал он в дальний Саров, а вскоре затем — и в ещё более глухую Санаксарскую пустынь. Стал настоятелем пустыни, завёл в ней престрогий устав: белого хлеба иноки не ели даже на Пасху, много трудились, служили в храме по 10–12 часов, и непременно читали духовные книги. Слава о пустыни шла такая, что даже императрица Екатерина, которая закрыла половину русских обителей, Санаксарскую пустынь отметила и повелела ей называться монастырём.
Между тем приближались лихие времена — пугачёвщина. Отец Феодор почувствовал грядущую бурю задолго до её начала и попытался противостать ей. Начал он вразумлять местного воеводу: будь, мол, с народом помилосердней, не дери семь шкур, не веди себя как грабитель и палач — ведь, не дай Бог, аукнется. Воевода из таких наставлений сделал простой вывод: надо этого нудного монаха услать подальше, чтобы не путался под ногами! И санаксарского настоятеля отправили на Соловки, в монастырь, который в те годы больше напоминал тюрьму — и прежестокую! Лишь чудом остался жив отец Феодор: сколько раз тонул в ледяном море, сколько замерзал в снегах, сколько раз угорал от дыма в своей келье с полуразваленной печкой… Между тем пророчества его сбылись: по России прошёл Пугачёв — бич Божий, жестоко казня за прошлые обиды и правых и виноватых…
Девять лет прожил на Соловках отец Феодор, а потом его помиловали и вернули в Санаксар. Люди выходили к нему навстречу за много вёрст до обители с плачем, и руки старцу целовали, и в ноги падали… Не долго прожил после возвращения старец, но умер в покое, всеобщем уважении и любви и похоронен в родном монастыре.
Мог ли адмирал не знать всего этого? Конечно, знал… А дядя — молился ли он за племянника, которого видел всего раз в жизни? Несомненно, молился, — и при жизни, и за гробом. Это-то молитвенное притяжение и привело отставного адмирала на склоне жизни в Санаксарскую обитель… Местный иеромонах писал о нём архиепископу: «Оный адмирал Ушаков по прибытии своём из Санкт-Петербурга около восьми лет вёл жизнь уединённую в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. По временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. Сделал в обитель дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви».
Сообщество защиты памятников Псковской области
Григорий Лютый запись закреплена
Активные жители Псковского обозерья создали группу Вконтакте для решения существующих проблем
Многие рыбацкие деревни по берегу озера существуют уже ни одну сотню лет. К примеру, в дер. Лисьё сохранился холм городища, который является памятником археологии и относится ко второй половине первого тысячелетия от Рождества Христова. Рыбный промысел во все времена приносил неплохой доход о чём свидетельствуют сохранившиеся каменные постройки, церкви и часовни. Обособленная жить местного населения Обозерья неоднократно была отмечена и исследована этнографами, которые назвали эту этническую группу русского населения Псковскими поозёрами.
После Перестройки жизнь Обозерья стала меняться, но не всегда в лучшую сторону. Несмотря на построенную дорогу через болото, которая упростила транспортную доступность, приватизированный рыбколхоз быстро прекратил своё существование, что привело к резкому сокращению рабочих мест. В такой ситуации коренное население всё больше старается уехать со своей малой родины и в лучшем случае возвращается на берег озера летом как на дачу.
Тем не менее, Псковское обозерье имеет несомненный потенциал для развития, в первую очередь, это возможно через туризм и частное предпринимательство – фермерство и лов рыбы. Вся территория Обозерья входит в территорию памятника природы Псковской области «Западный берег Псковского озера», что не случайно, поскольку местная природа представляет собой живописнейшие ландшафты лесов, болот и берегов озера, где обитают в дикой природе многие виды растений и животных.
Неравнодушные жители Псковского обозерья объединились в настоящую группу в надежде сделать этот край лучше, благоустроеннее и привлекательнее для инвестиций в его развитие. Отдельное внимание планируется уделять истории Обозерья.
Сообщество защиты памятников Псковской области запись закреплена
& Подлинная история Псковской земли &
Сообщество защиты памятников Псковской области запись закреплена
Многоликая История России
НОВОСТИ РОССИИ
Псковский район. д. Мельницы. Храм Архангела Михаила.
ПОТОМОК СВЯТОГО УЖЕ ТРИ ГОДА НЕ МОЖЕТ ВОССТАНОВИТЬ ХРАМ
— Жительница Псковской области Маргарита Егорова рассказала на сайте turchak.ru о храме Архангела Михаила 1868 года постройки в деревне Мельницы Псковского района: В феврале 2014 года церковь серьёзно пострадала во время пожара, настоятель храма протоиерей Георгий (Ушаков) попытался собрать деньги на восстановление храма, но не смог.
Показать полностью.
В письме отмечается, что священник – потомок адмирала Фёдора Ушакова, которого Русская православная церковь причислила к лику святых.
Помощь Храму в Мельницах | ВКонтакте https://vk.com/club66993490
Подробнее об истории храма и д. Мельницы:
ttp://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblasti/1284..
Сообщество защиты памятников Псковской области запись закреплена
Многоликая История России
РУБРИКА: ВОССТАВШИЕ ИЗ РУИН
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Опочецкий район.
Камено — деревня в Опочецком районе Псковской области. Входит в состав Глубоковской волости. Церковь Знамения Божией Матери (Каменная).
Показать полностью.
История Каменской церкви своими корнями уходит в далекое прошлое и своим возникновением обязана иконе Знаменской Божьей Матери. Явление чудотворного образа знамения Божьей Матери на берегу озера Камено произошло в связи с набегом литовского князя Витовта : от иконы Святой Богородицы шла кровь. И было то знамение страшно и ужасно.. Икону стали считать чудотворной. После того на берегу Каменного озера, была поставлена в 1674 г. деревянная церковь Пресвятой Владычице и Приснодеве Марии в честь славного ее Знамения.Икона обладала чудодейственной силой: многие больные и немощные, помолившись исцелялись.
В 1873 г. вследствие обветшания и малой вместительности деревянной церкви (не сохранилась) был выстроен каменный храм по заказу местного помещика Н. Клинкенберга. Церковь кирпичная, однокупольная, четырехстолпная, однопрестольная в духе эклектики с колокольней.
На Каменном озере и роднике, что в лесу, недалеко от церкви, дважды в год освящали воду, вода из него считалась целебной, помогавшей от многих болезней, особенно полезна она была для глаз.
На завершающем этапе коллективизации, в 1934 г., церковь была закрыта. Под стоны и слезы местных жителей безбожники сжигали в костре иконы, книги, разбивали церковную утварь. Несколько икон жителями были спасены, в том числе и икона Знаменской Божией Матери. Был арестован и священник Василий Лавров и вместе с семьей выслан в Сибирь.
В настоящее время храм постепенно восстанавливается. К делу подключились и местные жители: кто-то привез кирпич, кто-то пожертвовал древесные материалы, кто-то рубероид для крыши. Каменцы и люди из окрестных деревень помогают строителям, чем могут.
Подробнее: http://luki.ru/pskovregion/232981.html
Сообщество защиты памятников Псковской области запись закреплена
Многоликая История России
РУБРИКА: ВОССТАВШИЕ ИЗ РУИН
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Куньинский р-н, д. Встеселово. Церковь Николая Чудотворца
В данном вопросе нам помогли разобраться коллеги из Великих Лук:
Церковь Николая Чудотворца располагается в д. Встеселово Куньинского района. Кирпичная церковь с декором в духе барокко была воздвигнута в 1779 на средства помещика Алексея Петровича Кармолина. На колокольне использовалось 8 колоколов, на самом большом из которых (весом 118 пудов) имелась надпись «1839 января 19 дня лили сей колокол осташевский мещанин Михаил Свинкин и Александр Проскуряков». В храме находилась древняя местно почитаемая икона свт. Николая. Храму были приписаны две часовни: на кладбище и в д.Гломаздине, построенные местными крестьянами.
В начале XX века священником в церкви был Ильинский Федор Иванович. В древней Святыни начиная с 19-го века, видя Россию утопающую в пьянстве, служителями храма было создано общество трезвости, которое существовало до 1924 года.
Церковь была закрыта в 1936 году. Имевшееся вокруг нее старинное кладбище разорено в послевоенное врямя. На нем сохранилось несколько могильных памятников. К 1990-м пришла в аварийном состояние, а затем практически в руины (см. фото)
Восстановление храма началось в 2010 году, при активном участии настоятеля храма святителя Тихона, Патриарха Всероссийского поселка Кунья иерея Антония Рехлова и насельника Оптиной пустыни иеромонаха Афанасия (Серебрянникова). 19 декабря 2015 года состоялось освящение
возрожденного Никольского храма с. Встеселово.
Подробнее об истории храма: http://pln-pskov.ru/society/287815.html
О жизни храма вы можете узнать: https://vk.com/s.vsteselovo
Сообщество защиты памятников Псковской области запись закреплена
Многоликая История России
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Локнянский район. д. Федоровское.
Церковь Михаила Архангела (Мельницы)
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы построена во второй половине XIX века, в 2014 храм сгорел, восстанавливается силами прихода, является действующим.
Содержание
История [ править ]
Деревня Мельницы в XIX веке относилась к Середкинской волости Гдовского уезда С.-Петербургской губернии. Находилась в 80 верстах от Гдова и в 40 от Пскова. Рядом был т. н. Сороковой бор — местность, покрытая дремучими лесами и непроходимыми болотами, перерезанная реками — Желчею и Черною.
Новая каменная церковь Михаила была построена в 1868 году вместо деревянной ветхой церкви на средства прихожан. Архитектор Салин, строил крестьянин Гдовского уезда деревни Борков Афанасий Степанов. В 1914 году с северной и южной сторон церкви пристроены апсиды для устройства двух придельных церквей, однако в 1916 г. они еще не были освящены. Эти работы проводились по проекту, выполненному губернским инженером Трифоновым и губернским архитектором Понамаревым.
Современное состояние [ править ]
В начале 2014 года храм сгорел. Восстанавливается силами прихода и волонтеров, является действующим.
Святыни [ править ]
Святыни храма — уникальные иконы Александра Невского, Казанской и Мирожской Божией Матери, Святой Троицы, Георгия Победоносца, еще два десятка бесценных реликвий — погибли во время пожара 2014 года.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Псковская область, Псковский район, село Мельницы
Архивные описи
дела давно минувших дней.
Мельницы, ц.Михаила Архангела.
Поместьев в приходе два: Заречье – 7-ми верстах и Марьино — в ¼ вер.
Из деревень ближайшие к церкви (от 1 до 3-х верст): Шипулино, Полибино, Подмошье, Меленки, Конечек, Лутово, Володи, Лаптево, Подполозье, Вязки, Подъяблонье, Фаругино, Москва;
более отдаленные (9-12 верст): Городня, Подлудвичье, Елехново, Гора, Гридино, Горка, Гверздонь, Сергжа, Дудино, Суток;
от 6 до 8 верст расположены: Люботже, Царевщина, Китины, Закрупичье, Мозгирино, Спасовщина, Смолище, Заборовье и Крюково.
Прихожан м. п. 1341; ж, 1427.
Сведения в ЦГИА С-Пб:
ф.19, оп.120, д.663
Об определении крестьянина д. Полибино Гдовского уезда Иосифа Семенова псаломщиком мельницкой Михаило-Архангельской церкви того же уезда, 1918 г.
Современность:
Думала, стоит ли добавлять. Все-таки, не очень красивые высказывания одного пастыря о другом.
С другой стороны, информация взята из открытого источника. Так что скопирую сюда, для истории, так сказать.
Отец Георгий Ушаков, наш старейший и уважаемый батюшка, тоже умер и тоже не серьезно и даже насмешливо к этой эпидемии относился. Я ходил его причащать. Это печальное зрелище: маленький, худенький, задыхается, маска на лице. Мне пришлось ему несколько раз повторять, кто я. Он через большие муки причастился и через какое-то время скончался. А его некоторые духовные неразумные чада начали говорит, что умер он вообще не от коронавируса, что в больницу его чуть ли не насильно увезли, а он себя хорошо чувствовал. Начали сочинять небылицы. А когда отца Георгия отпевали, так некоторые даже маски не одели. Присутствующему на отпевании Владыке Тихону пришлось им замечания делать.
Священник-художник Георгий Ушаков: «Мечтаю, чтобы Господь не застал меня во грехе»
Как ранее сообщали «53 новости», в Старой Руссе открылась выставка работ протоиерея Георгия Ушакова – художника в третьем поколении, 80-летнего подвижника.
В 2016 году он оказался в старорусском курорте на лечении, где познакомился с кинокраеведом Натальей Басмановой.
— После моего очередного тематического выступления о Рахманинове перед курортниками ко мне из зала подошел священник с вопросом, не являюсь ли я потомком художников Басмановых. Мы разговорились и оказалось, что он, отец Георгий (в миру Юрий) Ушаков, в отличии от меня, как раз-таки потомок художников. Наших, старорусских, известных Ушаковых. Так завязалось интересное знакомство.
Юрий Васильевич Ушаков родился 15 октября 1937 года в Ленинграде. Его отец – Василий Васильевич Ушаков, член Союза художников России, почётный гражданин города Старая Русса, преподаватель ЛИСИ. Дед, тоже Василий Ушаков, главный архитектор Старой Руссы, один из авторов проекта старорусской синагоги.
Вместе с родителями Юрий и ленинградскую блокаду испытал, и кочевал по стране, вернувшись все-таки в родной Ленинград. Получив светское воспитание в семье и после войны образование в школе, он окончил высшее художественное училище, преподавал в детской художественной школе №6 Фрунзенского района Ленинграда. Духовный поиск привел Юрия Васильевича в Псково-Печорский монастырь, где он подолгу жил и трудился. В 1977 году, в возрасте 40 лет, был рукоположен в сан дьякона, а потом – священника. Став отцом Георгием, он получил в ведение православный приход в Эстонии под Тарту. На любимое увлечение живописью и графикой времени было мало, но творчество батюшка не оставлял. Сейчас отец Георгий — настоятель храма Архангела Михаила в деревне Мельницы в 40 км от Пскова.
Вдохновленные рассказом Натальи Басмановой о судьбе псковского батюшки, старорусские краеведы навестили его в Мельницах. Приехав в пустынную деревушку, сразу зашли в храм. Вид его был печален после случившегося в 2014 году пожара. Однако один из приделов в честь иконы Божьей Матери Мирожской был поновлен, как стало известно, на миллион от мецената. В нем-то и проходила служба, на которую попали рушане и автор этих воспоминаний. Приход был невелик – человек семь от силы. Спиной к молящимся стоял священник у аналоя. Когда он повернулся со словом к пастве, гостей покорили его внимательные и удивленные глаза цвета неба. Закончив службу, отец Георгий показал свое нуждающееся в руках помощников хозяйство, продемонстрировал собственноручное изображение Архангела Михаила при вратах к храму, рассказал о бедах и радостях и провел в дом на трапезу. В беседе с батюшкой узнали мы и о его судьбе священника, и о его увлечении, которое не оставляет до сих пор – он пишет картины и совершенствуется как фотохудожник.
Выставка его работ (акварель, гуашь, пастель, гравюры на пластике, чернила, тушь) побывала в Царском селе, в Пскове и вот сейчас размещена в комнате-музее С. В. Рахманинова в старорусском центре культуры «Русич». Идея предоставить на обозрение художественные работы на родине отца-художника родилась после повторного посещения Старой Руссы. Здесь он с удовольствием осмотрел картинную галерею, где демонстрируются полотна Василия Ушакова и, кстати, выставлена дарственная ваза, выполненная Юрием Васильевичем еще до того, как он стал священником.
Открытие выставки в Старой Руссе переросло в настоящий творческий вечер протоиерея-художника. Его рассказ о творческом пути был насыщен интересными фактами не только о своей жизни, но и о жизни отца, о блокадном Ленинграде, о выживании людей в трудные для страны времена. После официальной части общение с эрудированным батюшкой продолжилось за чаепитием. Он охотно ответил и на вопросы «53 новостей»:
— Как состоялся художник Ушаков-младший?
— Я родился в семье художника — архитектора Василия Васильевича Ушакова. Дед был тоже архитектор, главный архитектор города Старая Русса. Мама, Нина Павловна прекрасно пела и мечтала расписывать по фарфору. Так выстроилась семейная художественная традиция. Бабушка по отцу, Олимпиада Васильевна, профессионально играла на фортепиано. Моё детство, отрочество и юность прошли среди людей творчества — художников и писателей. Рисовать я начал довольно поздно. После возвращения отца с войны, по его примеру любви к рисованию и я начал приобщаться к творчеству.
— Кого, кроме родителей, вы можете назвать своими учителями?
— Встреча с художниками Владимиром Васильевичем Стерлиговым и Татьяной Николаевной Глебовой положила начало новому направлению моих мыслей. Они открыли для меня какой-то иной мир форм и цвета, абсолютно антагонистический с царившим тогда соцреализмом. По времени встреча с ними совпала с увольнением моего отца из ЛВХПУ за «пропаганду» импрессионизма среди своих учеников. Всё это создало для меня определённые психологические трудности в обучении в художественной школе и в дальнейшем при поступлении в институт. Стерлигов и Глебова опасались активно помогать мне в художественном образовании, это означало испортить мою «карьеру» и вступить в конфликт с моими родителями, которые и так были озабочены духовным, христианским воздействием на меня этой семьи. Потом наступил трёхлетний перерыв в общении, вызванный службой в армии. К этому времени относится более близкое знакомство и общение с семьёй Павла Ивановича Басманова. Оно дало мне возвращение к реализму и русской традиции без потери любви к лучшим достижениям новейшей живописи.
— Каково ваше отношение к русскому искусству?
— Издавна я был в восхищении от русского народного творчества, замечательной деревянной архитектуры. Через иконы, фрески и чтение священного писания я уразумел духовный смысл жизни и искусства: совершенство художественное происходит от чистоты жизни каждого человека, который как кристалл или мутен, или чист, пропуская через себя божественный луч.
— Удается ли сейчас посвящать себя творчеству?
— Я продолжаю с удовольствием рисовать, но времени мало и силы мои убывают…
— Верно ли то, батюшка, что вы потомок святого адмирала Федора Ушакова?
— Я не исключаю того, что у нас единые истоки. Прямым потомком вряд ли являюсь – у адмирала не было детей. От отца я узнал, что нашим предком является князь Редедя. Генеалогическое древо семьи собирал дед. Но в 1918 году он все бумаги сжег из-за опасения обысков, а своему сыну (моему отцу) наказал помнить.
— Известно, что вы были знакомы с Иоанном Крестьянкиным и Николаем Гурьяновым. Что больше всего запомнилось из общения с ними?
— Живя в монастыре, я познакомился с архимандритом Иоанном Крестьянкиным. Он был сама любовь. Помню, мы как-то прощались, и он говорит: «Ну, давай я тебя в темечко поцелую». Я преклонил свою голову, и отец Иоанн меня поцеловал. Я немного загордился… В это же время я познакомился с другим великим старцем — отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит. Отец Николай сказал, чтобы я рукополагался, так как смогу быть полезным Церкви и Господу. Он очень воодушевил меня тогда и поощрил.
— Если бы не сложилась судьба священника, кем вы себя видели б в жизни?
— Художником. Только художником.
— Будь у вас право выбора места служения, куда бы вы направились?
— В щелочку тараканью….Ну, а если серьезно, я очень полюбил псковщину: и сам Псков, и озеро, и Изборск, где я начинал служить.
— Что за место службы было у вас в Эстонии?
— Мне сказать или показать? Нос! Село Нос на побережье Чудского озера. По-эстонски название села звучит как Нина. Служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
— Знаете ли вы языки?
— К сожалению, нет. Но очень люблю свой русский и ближайшие к нему славянские языки.
— Сейчас для вас на выставке играли на скрипке Рахманинова. А кого из композиторов любите вы?
— Мне нравится музыка Дебюсси: изощренная и тонкая.
— Вам сейчас гости выставки подарили флешку с фильмом… Есть ли у вас компьютер?
— Найдем… Помогут…Честно говоря, компьютер есть, но его нужно чинить…
— Кого для себя вы отметили из современных художников?
— Есть один замечательный батюшка-художник Алексей Чухин, служит он где-то под Лугой… Вот его работы мне очень нравятся.
— Есть ли у вас мечта, кроме той, что связана с ремонтом храма в Мельницах?
— Да… Чтобы Господь не застал меня во грехе…
В течение всего творческого вечера несмотря на усталость отец Георгий был в приподнятом настроении, живо отвечал на вопросы подходивших к нему гостей, шутил, принимал на чаепитии изысканные угощения и сам же ими угощал. На встречу с ним пришли художники, музыканты, представители Старорусского благочиния, местного отделения РВИО и многие другие, кого заинтересовала незаурядная личность творческого батюшки. За радость общения с ним и возможность знакомства с его художественным творчеством искренняя благодарность супругам Басмановым, старорусским кинодокументалистам, энтузиастам, взявшим на себя оформление выставки, ее доставку и пребывание отца Георгия в Старой Руссе.
Познакомившись с батюшкой впервые, я все время ощущала потребность увидеться с ним вновь. Намеренно не используя в лексике применительно к нему слов «прозорливец», «чудотворец», признаюсь, что личность эта притягательна. Наверное, тому причина гармония его внешнего облика (белобородый голубоглазый добрый старичок с проникновенным взглядом), одухотворенности, простоты и культуры общения, чувства юмора и… аскетизма.
Хочется обратить особое внимание на то, что основная деятельность батюшки из далекой псковской глубинки – возрождение погоревшего храма, приход которого он получил в 1989 году. Несмотря на то, что у него в этом деле есть пособники – многодетная семья Нины Проценко, средств и рабочих рук не хватает.
Отец Георгий помощи вслух не просит, но молится о ней денно и нощно. А потому мы предлагаем всем, кто желает внести свою лепту, воспользоваться необходимыми реквизитами:
Расчётный счёт храма в Псковском отделении ЭКСИ-банка:
40703 810 7 000 000 00 135.
Номер личной карты отца Георгия Ушакова в Сбербанке: 5336 6900 6154 5747.
Контакты у нас в редакции.
Фото: Наталья Басманова, Юрий Шабаров, а также из группы «Помощь храму в Мельницах»; сайт hramy.ee (советуем зайти и насладиться панорамой).
Некоторые работы отца Георгия:
«Ночная молитва монаха»
«Козы в парке п. Череха»
«Вечернее солнце в ручье. Гдовский р-н, Трутнево. Место почитания Богородицы (Трутневские пещеры)»