политехнический принцип обучения это
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
В современной педагогике политехническое образование трактовалось как важнейшее направление коммунистического воспитания. Соединение политехнического образования с производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания в эпоху социализма и главным средством формирования всесторонне развитых людей. В дальнейшем политехнизм образования как один из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы обучения в советской школе, получил развитие в работах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Е. Гайсиновича, А.Г. Калашникова и М.М. Пистрака. Во 2-й половине 1950-х-1970-е годы, наряду с ознакомлением учащихся с научными основами современного производства в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях, было организовано целенаправленное участие школьников в общественно-трудовой деятельности в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и других. В этот же период теория политехнического образования существенно обогатилась в трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, И.Д. Зверева, В.Г. Зубова, К.А. Ивановича, В.А. Полякова, М.Н. Скаткина, П.И. Ставского, С.М. Шабалова, С.Г. Шаповаленко, А.А. Шибанова, Д.А. Эпштейна и других.
На современном этапе политехническое образование осуществляется в практико-ориентированной области знаний «Технология», знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и способствующей их профессиональной ориентации. Потенциал политехнического образования усиливается в условиях информационного общества, связанного с внедрением новых технологий, компьютеризацией и автоматизацией сфер производства, когда предъявляются всё более высокие требования к личностной и профессиональной компетентности молодёжи, её функциональной грамотности и социальной мобильности.
Политехнический принцип
2.7 Политехнический принцип.
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования.
Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучения.
На современном этапе организации профессиональной подготовки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подготовкой предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, политехнизма и соединения обучения с производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения той или иной профессии или группе профессий, взаимосвязи между курсами обучения с учетом присущих им особенностей. Им нужно представлять весь ход развивающего и воспитывающего обучения по всему циклу общеобразовательной и профессиональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в методиках обучения в профессиональной школе является познавательная и профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на параллелизм разных видов деятельности, современная методика рассматривает обучение и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств обучения. Вся учебно-воспитательная работа педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в обучении учащихся профтехучилищ зависит от реализации методических закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных знаний, овладения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и систематичности процессов преподавания и учения[10]
В профтехучилищах сложилась определенная методическая система обучения, однако она имеет существенные недостатки (асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач; определение оптимального соотношения теории и практики, рационального построения системы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального мастерства, обоснование комплекса эффективных методов, разработки инструментальных методик по реализации целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить основные понятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и непрестанно держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном учебном материале и разных связях. Понятия, учения и навыки систематизируются постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет особое образовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их выявления и развития — важнейшая задача преподавателя, мастера производственного обучения.
Решение актуальных методических проблем обучений зависит от подготовленности обучающих. Готовить образованных, хорошо развитых и воспитанных будущих рабочих способен лишь преподаватель и мастер, которые постоянно расширяют свой кругозор, в совершенстве владеют педагогическим мастерством, методической системой обучения. Не владея методической теорией, преподаватель, мастер, увлекаясь, подчас, сторонами практического обучения, удачно освоенными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели воспитывающего обучения.
Проблемы создания методической системы деятельности преподавателей и мастеров, обоснование ее структурных компонентов в теоретическом и производственном обучении еще слабо разработаны и требуют новых научных подходов и обобщения передового инженерно-педагогического опыта.
Впервые в методической теории в области профтехобразования определена система методических пособий, в том числе и методик обучения в монографии коллектива ученых разных стран «Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования» (М., 1983), В ней сформулированы общие требования, которые необходимо соблюдать при разработке методик обучения.
Таким образом, осуществление политехнического принципа означает глубокое изучение основ материального производства, максимальное проникновение в их сущность на основе взаимосвязи объективных закономерностей, существующих в основах наук, техники, производства и в социальных явлениях, в интеграции профессиональной подготовки.
Принципы профессионального образования
Принципы профессионального образования имеют свои специфические особенности. К ним относятся:
Политехнический принцип.
Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.
Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:
— соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
— организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
— связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
— доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям;
— возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода;
— соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея;
— учет факторов, влияющих на производительность труда.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:
— теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях;
— в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;
— для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства;
Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.
С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников.
Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда.
Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
— интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта;
— постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации;
— ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям.
Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий:
— планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного;
— соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения;
— осуществление обучения дедуктивным методом обучения;
— опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
— упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний.
Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть.
Принцип создания обучающей среды. Создание обучающей среды предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.
Создание благоприятной среды требует разработки и реализации системы, социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом:
— создание нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т.д.);
— педагогическая оптимизация управленческих воздействий (их целесообразность, согласованность, компетентность, учет педагогических последствий).
Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни.
Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализация и дифференциация обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развитие познавательных интересов учащихся; формирование умения принимать решения.
Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, стремление к овладению профессиональным мастерством.
Доклад «Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МАОУ «Гимназия «Тарасовка»
Выступление на ШМО учителей художественно эстетического объединения.
« Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни. »
докладчик : Панфилова В.В., учитель технологии.
Политехническая направленность в трудовом обучении. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.
В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества.
Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению, и знания его становятся формальными, а работа педагога обречена на безнадёжный формализм. В деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), полученная путём усвоения содержания учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Учителю важно создать условия на уроке, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый. Предлагая учащимся познавательную задачу, учитель отправляет их в увлекательное путешествие за интересными находками. Методы, используемые на таких занятиях, основываются на партнёрских отношениях, диалогическом общении учителя с учащимися, самостоятельном открытии ими знаний, критическом отношении к информации, уважительном отношении к мнению других и т.п.
Итак, в разработанной технологии личностно адаптированного обучения была обоснована такая организация учебной деятельности, при которой осуществляется сотрудничество учителя и учащихся, создающее атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития участников учебного процесса. Изменения в личностном развитии сопровождаются повышением успеваемости, особенно учащихся с низким уровнем мотивации учения.
Трудовое обучение имеет целью не только дать учащимся соответствующие знания, умения и навыки, но и воспитать у них сознательное отношение к труду, общественной и личной собственности, к коллективу и отдельным его членам, готовность трудиться для общей пользы. В процессе трудового обучения школьников приучают к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружают умением планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, в труде у человека расширяется круг восприятий и представлений, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности, вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Хотя и «Технология» теряет своё значение как один из необходимых предметов, но, не смотря на это, решает всё те же задачи, что и раньше:
· осуществление в комплексе идейно-политического, трудового и нравственного воспитания;
· формирование у школьников готовности трудиться в сфере материального производства, а также качеств, присущих передовым труженикам социалистического производства,— коллективизм, общественно-трудовая активность, культура труда;
· расширение политехнического кругозора учащихся;
· знакомство учащихся с трудовым процессом, содержанием труда рабочих на производстве и соответствующей отраслью промышленности;
· вооружение учащихся первоначальными знаниями и умениями по обработке различных материалов (IV—IX классы);
· включение учащихся в процессе обучения в общественно полезный, производительный труд при оптимальном сочетании исполнительного и творческого компонентов;
· вооружение учащихся знаниями и первоначальными навыками труда по избранной профессии (IX классы);
· развитие у школьников творческих способностей;
· осуществление профессиональной ориентации учащихся и подготовка их к труду в сфере материального производства.
1. Политехническая направленность в трудовом обучении
Это достигается благодаря политехническому направлению в обучении, когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки на фоне общего представления об основах современного производства. Этому содействует также формирование у учащихся умения анализировать, сопоставлять различные орудия труда, технологические процессы для определения их эффективности.
Политехнический принцип требует так строить трудовое обучение, чтобы у учащихся формировались знания по общим научным основам современного производства, и они приобретали обобщенные умения, применяемые во многих областях производственно-технической деятельности. Иначе говоря, надо показать учащимся универсальность технических знаний и умений, которые они приобретают в процессе занятий в мастерских; показать, что эти знания и умения нужно уметь использовать в новых производственных условиях.
Углубление и расширение политехнического кругозора учащихся обеспечивается политехнической направленностью учебного процесса. Которая достигается правильным отбором учебного материала и соответствующим его анализом в процессе изучения.
Очень важно, чтобы на занятиях в мастерских подростки применяли и совершенствовали ряд политехнических умений, которые они приобрели в младших классах. Не мене важно с точки зрения политехнического образования показать преемственность трудовых приёмов (операций) различных профессий.
С целью политехнизма важно выбрать для рассмотрения объекты и процессы, с максимальной полнотой дающие представление об основах современного производства.
Программа трудового обучения, предусматривающая занятия в учебных мастерских, включает в себя четыре основных раздела: обработку древесины, обработку металла, электротехнические работы и ремонтные работы в быту. Причем последний раздел по сути представляет собой те же виды работ, что и в первых трех разделах, только сгруппированные вокруг определенных объектов труда.
Все названные в программе виды труда в современном производстве занимают большое место. Они встречаются в подавляющем большинстве предприятий как составляющие если не главных, то вспомогательных производственных процессов. Поэтому через эти виды труда учащиеся получают представление о материальном производстве в целом.
Содержание учебной программы должно быть подвергнуто каждым учителем политехническому анализу. Цель его—связать изучаемые объекты и процессы, как звенья, в цепочки, показывающие основы современного производства в разных ракурсах. Достраивать такие цепочки учащиеся будут в процессе последующей практической деятельности.
2. Роль учителя в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Из курса педагогика известно, что в учебном процессе учитель играет руководящую роль. Тот факт, что основное время в трудовом обучении (до 80 %) занимают самостоятельные практические работы учащихся, ещё больше повышает роль учителя, так как самостоятельность учащихся в работе становится возможной тогда, когда учителем всё наперёд хорошо спланировано и продумано.
Учителю труда должны быть присущи:
любовь к своей профессии.
неординарность, самобытность, уникальность его личности (это будет способствовать развитию творчества студентов, привитию интереса к предмету и к самому преподавателю);
сформированность ценностей и ценностных ориентаций;
Осуществляя руководство коллективной работой, учитель должен помнить об индивидуальных особенностях учащихся и на этой основе добиваться развития их положительных качеств, способностей.
В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление трудовой дисциплины, развитие профессиональных интересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, волевых и нравственных качеств.
При осуществлении индивидуального подхода к учащимся учителю рекомендуется:
-сочетать фронтальную и индивидуальную формы обучения;
-систематически и всесторонне изучать индивидуальные особенности учащихся;
— осуществлять организацию самостоятельных работ, производительного труда учащихся;
— проводить индивидуальный текущий инструктаж;
— использовать индивидуальные беседы и консультации;
-применять методы программированного обучения;
Политехническое образование
Полезное
Смотреть что такое «Политехническое образование» в других словарях:
Политехническое образование — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и… … Педагогический терминологический словарь
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ ва и лежащими в их основе законами… … Российская педагогическая энциклопедия
Образование политехническое — см. Политехническое образование … Педагогический терминологический словарь
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно… … Большая советская энциклопедия
Политехническое обучение — учебно воспитательный процесс, в ходе которого осуществляется Политехническое образование … Большая советская энциклопедия
Образование политехническое — образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями … Педагогический словарь
Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия
Монотехническое образование — монотехнизм (от греч. monos один), направление педагогической мысли 20 х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин монотехнизм возник как… … Педагогический терминологический словарь
Техническое образование — подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия
Химическое и химико-технологическое образование — система овладения в учебных заведениях знаниями по химии (См. Химия) и химической технологии (См. Химическая технология), способами применения их к решению инженерно технологических и исследовательских задач. Подразделяется на общее… … Большая советская энциклопедия