покровский старообрядческий храм замоскворецкой общины
Покровский старообрядческий храм замоскворецкой общины
Замоскворецкая старообрядческая община сложилась вокруг частной домовой молельни Мусориных, существовавшей с 1873 года. Купец 1-й гильдии Федор Михайлович Мусорин был видным деятелем московского старообрядчества, являясь попечителем Рогожского Богадельного дома. В 1867 году Ф. М. Мусорин приобрел домовладение на ул. Лужнецкой (ныне ул. Бахрушина). В 1884 году по проекту архитектора М. К. Геппенера был построен главный дом усадьбы. 28 марта 1902 года Федор Мусорин подарил свое владение внучке Марии Михайловне Полежаевой. В 1903 году на третий этаж главного дома усадьбы была перенесена церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, располагавшаяся до этого в другом месте на территории усадьбы.
Домовый храм М. М. Полежаевой, из которого вся утварь и иконы пожертвованы замоскворецкой старообрядческой общине.
Фото из журнала «Церковь», №39, 1910 г., с. 976
Частная моленная Мусорина приобрела еще в 1880-х гг. общественный характер. Это случилось после закрытия моленной в доме М. Ф. Медведева. Со временем замоскворецкий приход сильно увеличился и остро стал нуждаться в новом, более просторном храме. В 1908 году на средства Федосьи Ермиловны Морозовой был приобретён участок земли для строительства новой церкви. Проект здания создал Николай Петрович Омелюстый, петербургский архитектор, работавший в неорусском стиле.
Рис. из журнала «Церковь», №42, 1908 г. Источник: Соборы.ру
Крестный ход из домовой церкви М. М. Полежаевой на место постройки Покровского храма Замоскворецкой общины.
Источник: PastVu
Молебствие и чин закладки св. престола и храма совершил преосвященный Александр, епископ рязанский и егорьевский, с 4 священниками и 2 диаконами. В пилон у южной стены храма была положена металлическая доска с надписью:
«Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, иждивением замоскворецкой старообрядческой общины и добровольных жертвователей заложися храм сей в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в граде Москве в лето от сотворения мира 7417, а от Рождества Христова 1908-е октября 12 дня, при державе Великаго Государя Царя нашего Николая Александровича и при высокопреосвященном Иоанне, архиепископе московском, при настоятеле священнике Михаиле Волкове, председателе совета замоскворецкой общины Гаврииле Конюкове, товарище председателя Иоанне Бочарове и при членах совета: Георгии Полежаеве, Николае Мусорине и Василии Александрове, по плану гражданского инженера Николая Омелюстаго».
Закладка храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины. Источник: PastVu
26 сентября 1910 года состоялось торжественное освящение храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Освящение совершал архиепископ московский Иоанн, в сослужении епископа Александра, четырех священников и четырех диаконов. За богослужениями пел хор, приглашенный с Рогожского кладбища. По окончании литургии председателем совета Замоскворецкой общины И. Д. Бочаровым была поднесена от лица всех прихожан члену совета И. А. Сергееву икона Спасителя, в серебряной, позолоченной и усыпанной жемчугом ризе. В течение двух лет И. А. Сергеев каждый день лично бывал на стройке, наблюдая за ходом работ.
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок».
Источник: Соборы.ру
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок».
Источник: Соборы.ру
В храме были устроены два придела во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия. Внутреннее убранство церкви выполнили художники мастерской Я. А. Богатенко, специализировавшейся на старообрядческой иконописи.
Фото из журнала «Церковь». Источник: Соборы.ру
Фото из журнала «Церковь». Источник: Соборы.ру
Богослужения в Покровском храме регулярно проводились в течение 20 лет. В начале 1930-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба в храме состоялась 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли. Сперва здесь разместилось отделение Осоавиахима. В 1970-х годах в здании находился Отдел рабочего снабжения Метростроя.
Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины. 1965-1966 гг. Источник: PastVu
За долгие годы эксплуатации советскими властями была утеряна роспись внутренних стен храма, заложены кирпичом открытые звоны колокольни. В 1970-х годах при ремонте здания демонтировали крест.
Покровский храм. 1986-1988 гг. Фото из личного архива И. Нагайцева. Источник: PastVu
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, последователям старообрядцев-беглопоповцев, не признавших Белокриницкую иерархию, но создавших в 1923 году свою, приняв из обновленческого раскола архиепископа Николу (Позднева). До передачи храма Покрова Пресвятыя Богородицы беглопоповцы молились в Покровском пределе Никольского храма на Рогожском кладбище. В 2000 году из Новозыбкова в Москву была перенесена кафедра предстоятеля Русской древлеправославной церкви. Покровский храм стал кафедральным собором.
Архитектуру Покровского храма определяют как «древнерусский стиль», либо как псевдовизантийский. Некоторые элементы строения отсылают к новгородскому зодчеству, например, аркатурный пояс под карнизом на стене с восточной стороны.
Оконные проемы размещены внутри силуэта, напоминающего о трехлопастном завершении фасадов древних новгородских храмов.
Окна выполнены щелевидными с арочным завершением проема.
Главный и боковые входы в храм также выполнены в виде арочных проемов.
Главная часть храма увенчана куполом шлемовидной формы.
Купол размещен на массивном барабане с арочными оконными проемами.
Церковь Покрова Замоскворецкой общины
Молельня для купцов-старообрядцев
Это достаточно молодой храм. Его построили в 1910 году по проекту архитектора В.П. Десятова на участке, который купила Ф.Е. Морозова специально для местной старообрядческой общины.
Активное строительство старообрядческих церквей началось после провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости.
Конечно, старообрядческие храмы существовали и раньше: на улице Бахрушина в доме господ Полежаевых была церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, домовая старообрядческая молельня была и у братьев Мусориных. Но они не могли вместить всех желающих, и до принятия манифеста о веротерпимости богослужение проводить тайно.
В архитектурном решении здания храма Покрова Богородицы Замоскворецкой общины сочетаются формы и декоративные приемы византийской (шлемовидный купол с крупными окнами, неоштукатуренная кирпичная кладка стен, пониженные боковые апсиды) и древнерусской архитектуры (щипцовое завершение фасадов с новгородскими «ползучими» арками, звонница перед западным фасадом).
В интерьере церкви сохранились фрагменты росписей иконописной мастерской Я.А. Богатенко, специализирующейся на старообрядческой иконописи. Всего на постройку и декор храма потребовалось более 100 000 рублей.
В 1932 году Покровский храм закрыли, а настоятеля расстреляли. Сначала здесь находилось отделение Осоавиахима, а с 1970-х в здании разместился ОРС Метростроя.
В 1990 году, через 60 лет после закрытия, храм Покрова Богородицы на Новокузнецкой улице передали общине Древлеправославной церкви.
Старообрядческий Покровский храм, Новокузнецкая ул., 38.
Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — кафедральный собор Русской древлеправославной церкви. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины на Новокузнецкой улице, 38 в Москве изначально строился по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству
.
Проект храма разработал архитектор В.П. Десятов. Работы по строительству начались 12 октября 1908 и менее чем через 2 года, 26 сентября 1910 года, вновьсозданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
.
.
В начале 30-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
.
.
Оригинальный в своем исполнении собор красной кирпичной кладки, что гораздо чаще встречается в католических храмах. Внешне выглядит довольно просто.
.
.
Архитектура храма – типичная старообрядческая постройка, выполненная в «древнерусском духе» с элементами стиля модерн.
.
В архитектурном решении здания храма Покрова Богородицы Замоскворецкой общины сочетаются формы и декоративные приемы византийской (шлемовидный купол с крупными окнами, неоштукатуренная кирпичная кладка стен, пониженные боковые апсиды)
.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы РДЦ. Новокузнецкая ул.
Конфессия: | Русская Древлеправославная церковь (РДЦ) |
Адрес: | г. Москва, ул. Новокузнецкая, 38 (метро «Павелецкая») |
Год постройки: | 1908 — 1910 |
Храмовой день: | 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы |
Настоятель: | Уточняется |
Телефон: | Уточняется |
Сайт: | raoc.info |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины (белокриницкая иерархия) была закрыта не ранее 1929 г. В 1990 г. передана Русской Древлеправославной церкви. Ныне — Кафедральный собор РДЦ.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины изначально строилась по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству и почитали Окружное послание.
Проект храма разработал архитектор В. П. Десятов. Работы по строительству начались 12 октября 1908 и менее чем через 2 года, 26 сентября 1910 года, вновь созданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что старообрядческая церковь в Замоскворечье была и до открытия этого храма. Она именовалась также, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и была устроена в доме господ Полежаевых на улице Лужнецкой (Бахрушина). Богослужение в ней разрешили проводить открыто в 1905 году.
Храм на Новокузнецкой вышел из частной моленной, которая находилась под покровительством братьев Мусориных.
Здание храма состоит из двух приделов. Один устроен во славу Николы Чудотворца, другой — во имя Преподобного Сергия.
Архитектура храма — типичная старообрядческая постройка, выполненная в «древнерусском духе» с элементами стиля модерн.
Главенствующая часть храма завершается куполом шлемовидной формы.
Верхняя часть колокольни, выстроенная в форме восьмигранника, покрыта мощным куполом на низком барабане.
Многие элементы постройки выполнены в традициях новгородской архитектуры: арки, устроенные на боковых фасадах; аркатура на восточной стене, под карнизом; углы колокольни украшают треугольные фронтончики.
Внутреннее оформление Храма Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины проводилось художниками мастерской Богатенко Я. А., специализировавшихся в старообрядческом иконописании.
Гонения на церковь в годы Советской Власти коснулись и старообрядцев. Храм закрыли для богослужений в 20-е годы двадцатого столетия.
В 1930 году здание передали в ведение Осовиахима, а с 1970-х годов здесь располагался ОРС Метростроя.
За долгие годы эксплуатации и перестройки здания светскими властями была утеряна роспись внутренних стен, были заложены кирпичом открытые звоны колокольни и демонтирован крест. До наших дней сохранились некоторые детали отделки, деревянные врата, да часть ограды со стороны улицы Новокузнецкая.
В 1990 году храм передали уже другой старообрядческой общине — беглопоповцам. Они относятся к Древлеправославной Церкви, принадлежащей Новозыбковской Архиепископии.
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Замоскворечье. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь выстроена старообрядцами Замоскворецкой общины по проекту архитектора В.П.Десятова. Храм был заложен 12 октября 1908 году и освящен 26 сентября 1910 года. Новый храм возник из частной моленной братьев Мусориных.
Восьмигранник верхнего яруса колокольни увенчан мощной главой на низком барабане, вторящей шлемовидному завершению храма. Арки на боковых фасадах напоминают о новгородской архитектуре, как и аркатура под карнизом восточной части, и треугольные фронтончики над углами колокольни.
Закрыта в 1920-е годы. В 1930 году здание церкви занимал районный Авиахим. Внутренность храма вся перекорежена. Крест сломали в 1970-х годах при ремонте здания. Сохранились часть ограды по Новокузнецкой улицу, деревянные врата храма, детали отделки. Росписи не сохранились. Звоны колокольни заложены кирпичом.
В 1990 году храм передан иному толку старообрядцев: Древле-православной церкви. Богослужение возобновлено 18 января 1991 года.
Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины была построена по проекту архитектора В. Десятова в 1908-1910 гг. Новая церковь возникла на основе частной домовой молельни Мусориных, существовавшей с 1873 года. Домовая молельня со временем стала общественным местом и оказалась очень тесной для прихожан.
Новый Покровский храм Замоскворецкой старообрядческой общины заложен 12 октября 1908 г., освящен 26 сентября 1910 г. При этом Мусоринская моленная (в то время находившаяся во владении М.М. Полежаевой) и моленная в доме приходского священника М.М. Волкова были упразднены, имущество передано в новопостроенную церковь. Церковь построена по заказу общины старообрядцев, принадлежащих к Белокриницкому священству, почитающему Окружное послание. На строительство и убранство церкви ушло больше ста тысяч рублей.
Храм относится к типичным старообрядческим церквям, выполненным в «Древнерусском стиле» и включенными в него элементами стиля модерн. У храма два придела: Николая Чудотворца и преподобного Сергия. Главная часть храма увенчана куполом шлемовидной формы. Верхняя часть церковной колокольни имеет восьмигранную форму и увенчана куполом на низком барабане. Некоторые элементы строения выполнены в стиле новгородской архитектуры: треугольные фронтоны на углах, аркатура под карнизом на стене с восточной стороны и арки на боковых фасадах. Внутреннее убранство храма выполнили художники мастерской Я. Богатенко, которая специализировалась на старообрядческой иконописи.
После Октябрьской революции храм был закрыт. В 1930 году здание храма было передано Осовиахиму, в 1970 году располагался ОРС Метростроя. В эти годы была утеряна внутренняя стенная живопись. Открытые звоны колокольни заложили кирпичом, демонтировали крест. До наших дней сохранились лишь некоторые элементы отделки: часть ограды со стороны Новокузнецкой улицы и деревянные врата.
В 1990 году храм был передан старообрядческой общине, но уже другой – белопоповцам. Они принадлежат к Древлеправославной церкви Новозыбковской архиепископии. В январе 1991 года в церкви были возобновлены богослужения. Ныне это Кафедральный собор РДЦ.