покровский старообрядческий храм в москве
Москва, Покрово-Успенская община
Храм Покрова и Успения
Много лет храм, построенный в 1906 — 1911 гг, не отдавали верующим. И вот 22 декабря 2017 года старообрядцам наконец передали ключи от храма на Малом Гавриковом переулке г. Москвы. 24 декабря отслужили первый молебен, а 4 марта этого года состоялось малое освящение церкви.
Новости
Крест — красота церковная
Презентация книги «Москва старообрядческая»
Памяти протоиерея Леонтия Пименова
В ожидании крестов на куполах
50-й День ангела отметил о. Никола Бобков
Москвичи старообрядцы поддержали идею строительства нового храма в столице
Будет ли еще один старообрядческий храм в Москве
Доброе дело на благо столицы
Исполнился год со дня передачи храма в Гавриковом переулке
Первый престольный праздник в возвращенном храме
Божественная литургия будет совершаться в четырех храмах Москвы
Первый молебен в московском Покрово-Успенском храме
В Москве появится четвертый старообрядческий приход
Молебен у Покрово-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке
Храм с трагической судьбой: о Покрово-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке
Молебен у стен храма в Малом Гавриковом переулке
Молебен у стен храма в Малом Гавриковом переулке
История
Храм в Лефортове, известный под названием Шибаевская моленная, существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И.О. Трегубов, Рахманов, и постановило именовать храм «Покровским старообрядческим молитвенным домом». В судьбе моленной большую роль сыграл Иван Иванович Шибаев, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества. В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И.И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.
После дарования свобод старообрядчеству в 1907 г. была зарегистрирована самостоятельная старообрядческая Покровско-Успенская община.
22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель о. Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью 700 – 800 человек. 12 апреля того же года собрание членов Покровско-Успенской общины под председательством С.Н. Алексеева рассмотрело пять представленных проектов будущего храма. Четыре из них, авторами которых были архитекторы П.А. Толстых и Л.И. Лазовский, А.А. Назаров, И.С. Кузнецов, А.В. Иванов, не набрали необходимого числа голосов. Большинство членов общины (38 голосов) отдали предпочтение проекту талантливого архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, строившего в то время старообрядческий храм в Токмаковом переулке. Прихожанам Покровского храма понравился необычный, исполненный в неорусском стиле проект церковного здания на 700 человек, оформленный в древненовгородском стиле, с хорами и звонницей. Стоимость черновой постройки была определена архитектором в 50 000 руб. Тогда же общим собранием избрали строительную и ревизионную комиссии.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело еще один проект, составленный известным архитектором Л.Н. Кекушевым, но вновь большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И.Е. Бондаренко. В этот же воскресный день из здания моленной крестный ход старообрядцев направился в купленное за несколько лет до этого купеческое владение с садом, в котором и была задумана будущая постройка, и это место было окроплено святой водой.
Прошло почти два месяца, в течение которых по подписке прихожане активно собирали деньги, а к месту сооружения церкви завозились строительные материалы. 14 июня 1909 г. после совершения божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы. Такое необычное двойное название храма повторяло имя старообрядческой общины у Немецкого рынка. На месте будущего алтаря был поставлен красиво украшенный зеленью шатер, посреди которого установили стол с Евангелием и чашей для святой воды. Торжество закладки старообрядческого храма совершал архиепископ Московский Иоанн. Читатели одного из июньских номеров журнала «Церковь» смогли увидеть рисунок-проект сооружаемой Покровско-Успенской церкви.
Прошел год после одобрения членами Покровско-Успенской общины проекта И.Е. Бондаренко, и новый храм в Малом Гавриковом переулке был вчерне готов. Многие москвичи ходили смотреть на это необычное церковное здание, в архитектурном облике которого соединялись характерные для русской северной архитектуры детали — трехлопастное членение фасада, звонница под шатром и т.д. Журнал «Церковь» писал в те дни: «По художественной отделке, по богатой коллекции древних святых икон храм после храмов Рогожского кладбища можно считать едва ли не первым».
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитых на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
С апреля 1910 г. по декабрь 1911 г. шли работы по благоукрашению нового храма. Вся тяжесть организации сбора денег на внутреннюю отделку легла на плечи церковного совета (председатель С.Н. Алексеев, товарищ председателя И.Ф. Петров, члены совета — И.А. Томасов, К.Г. Яковлев, И.С. Савков, В.М. Балашов).
Новый храм со звонницей над папертью был облицован белым кирпичом, а купола храма и восьмигранный шатер колокольни покрыты золоченой майоликовой черепицей. Старинного типа черепицей была покрыта и изящная каменная ограда. Храм был сделан двухэтажным. Нижний, Успенский, предназначался для будничных служб и был рассчитан на 300 молящихся. На втором этаже находилось помещение обширного Покровского храма, рассчитанного на парадные, праздничные службы и вмещавшего до 1000 человек.
Здесь же располагались хоры и помещения ризницы и библиотеки. Верхний храм был украшен художественным по исполнению бронзовым иконостасом, бронзовой золоченой утварью, кованым паникадилом работы братьев Вишневских, резными дубовыми клиросами. Величественный четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим предпринимателем и коллекционером С.П. Рябушинским.
Совершенно необычной для храмостроительства была конструкция нового здания. Все своды были железобетонными, а стены купола состояли из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха, опиравшихся не на свод, а на кольцо железной основы крыши.
Новый храм и внешне и изнутри представлял собой незаурядный памятник неорусского модерна — престол, клироса, киоты, лампады, оклады икон, плащаница, утварь — все это сделали по рисункам И.Е. Бондаренко. Вслед за Покровским на Остоженке и Успенским на Апухтинке, Покровско-Успенекий храм стал своеобразным музеем древнерусского искусства.
Освящение верхнего, главного, Покровского храма 11 декабря 1911 г. совершил архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А.А. Адрианов. После освящения члены общины послали императору Николаю II телеграмму с выражением верноподданнических чувств. В ответ было получено сообщение от московского губернатора, что государь император поблагодарил московских старообрядцев, собравшихся на освящение храма.
Еще несколько месяцев после этого продолжались работы по благоукрашению нижнего, Успенского, храма, освящение которого совершил 23 апреля 1912 г. архиепископ Московский Иоанн вместе с епископом Рязанским Александром и многочисленным духовенством.
Радость старообрядцев, выстроивших на собственные средства большой храм оригинальной архитектуры, была омрачена кончиной 3 сентября 1912 г. 60-летнего прихожанина Степана Никитича Алексеева, с 1907 г. являвшегося председателем совета Покровско-Успенской общины. Прошло чуть более полугода, и 25 апреля 1913 г. община потеряла другого энергичного жертвователя на нужды храма — 50-летнего члена совета Владимира Михайловича Балашова, одного из самых активных членов комиссии по строительству храма. Он, кроме того, был гласным Московской городской думы. С.Н. Алексеев и В.М. Балашов были погребены на Рогожском кладбище, их могилы сохранились до настоящего времени.
Во времена богоборческой советской власти лишь в конце 1929 г. атеисты добрались и до старообрядческого храма в Малом Гавриковом переулке. Члены артелей, объединенные в Москоопстройсоюз, поощряемые районными властями, обратились в Мособлисполком с просьбой закрыть Покровско-Успенский храм, а его здание передать им под «культурно-просветительные нужды». Члены Президиума Мособлисполкома на своем заседании 1 марта 1930 г. постановили закрыть церковь и передать ее Москоопстройсоюзу «для проведения культурно-просветительской работы с членами артелей, входящих в Союз». Узнав об этом, прихожане немедленно обратились с жалобой во ВЦИК. «Община, — писали они, — находит такое постановление неправильным и никакими государственными нуждами не оправданным». Прихожане ссылались на то, что их храм единственный, куда еще могут прийти помолиться старообрядцы трех близлежащих районов — Бауманского, Сокольнического и Лефортовского. Как ни странно, но Президиум ВЦИК решением от 10 июня 1930 г. отменил решение Мособлисполкома. Но радость старообрядцев была кратковременна: после очередного натиска московских властей тот же Президиум ВЦИК 23 марта 1933 г. постановил закрыть Покровско-Успенский храм. Самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здание долгое время не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили. В 1970 – 1980-е гг., в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с храмом выстроили несколько многоэтажных жилых домов. В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его отрады стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский храм с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали.
Позднее в цокольном этаже, где располагался Успенский престол, разместилась секция йоги, там же находилась секция тайского бокса, в алтаре Успенского храма был ринг.
Старообрядцы постоянно ходатайствовали о возвращении храма, проводили молебны у его стен. Храм был передан верующим лишь в 2017 году. Большое значение для возвращения церковного здания имела встреча митрополита Корнилия и президента России Владимира Путина на Рогожском и поддержка правительства Москвы, куда неоднократно обращались старообрядцы.
На сегодняшний день в храме Покрова и Успения совершаются богослужения.
Иван Иванович Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И.И. Бутикова и К.Т. Солдатенкова и других благотворителей.
Последние восемь лет жизни И.И. Шибаев много болел и 4 мая 1908 г. скончался на квартире своих родственников в Пименовском переулке (ныне ул. Краснопролетарская в районе метро «Новослободская»), похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). Множество уникальных документов по истории старообрядчества, часть книг библиотеки и старинные иконы из шибаевского дома были переданы в храмы и библиотеку Рогожского кладбища.
В 2017 году храм возвращен верующим.
Контакты
Адрес: Россия, 105082, Москва, Малый Гавриков переулок, 29
Телефон: 8 (985) 050-54-00
Настоятель: иерей Никола Бобков
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 15:00
Начало утреннего богослужения в 07:30
Покровский старообрядческий храм в москве
В. Смыслов. Общий вид Рогожского кладбища. 1830-е гг. Акварель. Источник: starove.ru
Не имея возможности сделать храм привлекательным снаружи, старообрядцы не жалели никаких сил для украшения помещений внутри здания. Стены, своды, колонны были покрыты роскошной росписью, был воздвигнут величественный иконостас со множеством икон, древнейшие из которых относились к XIII веку. Большинство икон было покрыто богатыми серебряными с позолотой ризами. Одновременно было положено начало собиранию библиотеки и ризницы.
Интерьер Покровского собора. 1900 год. Источник: PastVu
В 1856 г. на волне усиления гонений на старообрядчество алтари церквей на Рогожском кладбище были опечатаны, после чего храмы использовались как часовни. В 1881 году книгоиздатель и галерист Козьма Солдатенков пожертвовал для собора походную церковь (переносной алтарь), которая простояла в соборе два года.
Покровский собор в 1883 году. Источник: PastVu
В 1905 году по особому распоряжению императора Николая II был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Этим указом было положено начало «золотому веку» старообрядчества. Старообрядцам было разрешено устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. После 1905 года активно велась соборно-иерархическая и культурно-просветительская деятельность. За короткое время (10-12 лет) на территории Российской Империи было выстроено множество старообрядческих церквей.
Покровский старообрядческий собор на Рогожском. 1905 г. Фото Н. Д. Зенина. Источник: PastVu
В алтаре старообрядческого Покровского собора. 1905 г. Фото Н. Д. Зенина. Источник: PastVu
Покровский собор в 1929 г. Источник: PastVu
После окончания Великой Отечественной войны было сделано некоторое послабление. В 1949 году Рогожской общине возвратили колокольню, к которой было пристроено отапливаемое помещение для зимних служб. Вновь появилась возможность устраивать вокруг Покровского собора крестные ходы в дни св. Пасхи, в неделю свв. Жен-мироносиц и в престольный праздник Покрова. Старообрядцы собирали средства на ремонт и поддержание храма, сильно обветшавшего в течение 1920-1940-х гг. В начале 1970-х годов в Покровском соборе был устроен дощатый пол и проведено паровое отопление.
Старообрядческий Крестный ход на неделю свв. Жен-мироносиц. 1978 г. Источник: PastVu
Примерно в 1970-е гг. были закопаны Рогожские пруды, находящиеся к востоку от Покровского собора. На месте прудов был устроен стадион Завода автоматических линий.
Покровский собор в 1988 г. Из архива И. Нагайцева. Источник: PastVu
В 1988-1991 годах была проведена большая работа по промывке росписей Покровского собора и поновлению позолоты на них.
Покровский собор в 1991 году. Источник: PastVu
Алтарной апсиды у собора нет из-за изменений, внесенных в проект при строительстве храма.
Главный вход в собор расположен традиционно на западном фасаде и оформлен в виде портала с тремя дверными проемами, полуколоннами и треугольным фронтоном.
В тимпане фронтона главного портала изображен Покров Пресвятыя Богородицы.
В тимпане фронтона западного фасада помещена икона Божией Матери «Знамение».
Южный портал Покровского собора:
Фрагмент южного фасада Покровского собора:
Фронтон южного портала:
Небольшая главка, венчающая собор, также результат изменений, произошедших во время строительства храма.
В 2000-х годах была проведена реставрация собора. В 2009 году на главу храма был установлен новый крест.
Внутреннее пространство храма потрясает своим обилием росписей и икон. Поражает своими размерами и паникадило. Это второе по величине паникадило в Москве.
Покровский собор Рогожского кладбища является кафедральным храмом старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Служба отправляется ежедневно.
Старообрядческий Покровский храм, Новокузнецкая ул., 38.
Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — кафедральный собор Русской древлеправославной церкви. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины на Новокузнецкой улице, 38 в Москве изначально строился по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству
.
Проект храма разработал архитектор В.П. Десятов. Работы по строительству начались 12 октября 1908 и менее чем через 2 года, 26 сентября 1910 года, вновьсозданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
.
.
В начале 30-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
.
.
Оригинальный в своем исполнении собор красной кирпичной кладки, что гораздо чаще встречается в католических храмах. Внешне выглядит довольно просто.
.
.
Архитектура храма – типичная старообрядческая постройка, выполненная в «древнерусском духе» с элементами стиля модерн.
.
В архитектурном решении здания храма Покрова Богородицы Замоскворецкой общины сочетаются формы и декоративные приемы византийской (шлемовидный купол с крупными окнами, неоштукатуренная кирпичная кладка стен, пониженные боковые апсиды)
.
Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе
Рогожская слобода – исторический район Москвы, возникший в конце ХVI века, традиционное место поселения старообрядческих купеческих семей, ставшее духовным центром московского старообрядчества. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия.
02 Рогожский поселок начала ХVIII века (гравюра)
Огнем и плетью. Именно так в России три с половиной века назад расправлялись с раскольниками. В мае 1666 года был проклят и отправлен в ссылку главный противник никоновских реформ протопоп Аввакум. Именно это событие многие историки считают началом раскола русской церкви. За свою свободу старообрядцам пришлось бороться не одно столетие
Храм-колокольня во имя Воскресения Христова
В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звоницу.
Колокольня запоминается изящной резьбой
04
05
06
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
08
09 Рогожское кладбище. 1912-1920
10
11
13
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку.
14
15
16
17
18
20
Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
21
22
Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем
Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.
Иордань.
На северном мосту возведена Иордань в виде парковой беседки
23 Парковая беседка-иордань
24
Христорождественский собор
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова. Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. В нем обустроили два самостоятельных придела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов).
25
26
27
Поклонный крест.
Матвею Ивановичу Платову (1751-1818), старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года
28 Поклонный крест
Водосвятная часовня.
На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня.
29 Водосвятная часовня
Новые палаты (Дом Причта).
Здание конторы, гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных зала для устройства поминок, а также комната для приезжих.
30
В советское время здание сначала использовалось под школу, в конце 1920-х годов здесь разместили студенческое общежитие, затем жилой дом и снова общежите.После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, различных служб Рогожской общины и Митрополии
31
Несколько общих видов
32
33
34
35
36 Святые врата
Пруды
В восточной васти Рогожского расположены два пруда, соединенные между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское вркмя пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организовали стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов
37
38
39
40