покровский храм в серпухове
СЕРПУХОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове, 2016 г. Фото с сайта sobory.ru |
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове (Серпуховское благочиние Подольской епархии)
Покровский храм стоял на своем месте по крайней мере с 1552 года, о чем свидетельствуют данные переписи серпуховского Посада князем В.С. Фуниковым.
Сохранившееся здание храма построено из кирпича в 1721 году усердием и пожертвованиями прихожан. Придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» построен в 1802 году старанием диакона Федора Павлова.
В 1833 году на средства потомственного почетного гражданина города Серпухова Сергея Григорьевича Зубова первый придел был расширен, а с севера, симметрично ему, к храму пристроен второй придел во имя преподобного Сергия Радонежского, в западной стене которого сохранилась белокаменная плита с храмозданной надписью. Тогда же построена была колокольня над западным входом в церковь.
В 1834 году С. Г. Зубов выстроил три дома для служителей Покровского храма и ещё двухэтажный каменный дом, который, по завещанию ктитора, должен был отдаваться внаймы и доход с него идти на ремонт церковно-причтовых зданий.
В 1895 году на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова, владельца кожевенного завода, в приделах храма были поставлены новые иконостасы. В 1896 году старанием потомственного почётного гражданина, хозяина серпуховской Суконной фабрики Василия Ивановича Каштанова во всём храме устроено «духовое отопление», а в 1900 году, на его же средства обновлены главный иконостас и росписи во всём храме.
В 1931 году храм был закрыт. Были разрушены главки и верхний ярус колокольни. Здание храма использовалось под склад различными организациями.
В 1999 году изрядно обветшавшее здание храма было передано Русской Православной Церкви и началась работа по его восстановлению.
С 2005 года в храме служится молебен.
Архитектура
Покровская старообрядческая церковь
Покровская старообрядческая церковь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы христиан-старообрядцев старопоморского (беспоповцев-федосеевцев) направления — интереснейший памятник русской культуры. Он был сооружен в 1908-1912 гг. в районе Серпухова — Заборье, при ткацкой фабрике Мараевых. Строительство велось на средства А.В. Мараевой, на земле, ей принадлежащей. Московский архитектор М.Г. Пиотрович был не только автором проекта храма, но и надзирал за ходом строительных работ.
Покровская церковь — интересный образец «русского стиля» нач. XX в. в Серпухове и окрестностях. Архитектурным прообразом храма можно считать деревенские часовни Русского Севера и посадские храмы Москвы и Ярославля XVII столетия. Фасады храма декорированы ярусом кокошников, наличниками окон с килевидными завершениями, перспективными порталами. Стройная и нарядная шатровая колокольня украшает вход в храм. Характерной особенностью этого молитвенного здания можно назвать отсутствие алтарной апсиды, так как старообрядцы федосеевцы не служат литургии и не имеют священников.
После установки отопительной системы в помещениях храма планируется создание специальных экспозиций, посвященных истории староверия на Серпуховской земле, истории Покровского храма и его создателей, а также произведений искусства, сохраненных и созданных старообрядцами (литье, оклады икон, ткани, мебель, старопечатная и рукописная книга).
На территории Покровской старообрядческой церкви фото- и видеосъемка запрещена.
Почему старообрядческий Покровский храм построен на слезах?
Чудесный светлый праздник Пасхи объединил всех православных христиан, в том числе и тех, кто на протяжении нескольких веков разделен друг с другом. Старообрядцы… в Серпухове их осталось мало. Мало сохранилось в этом городе и исторических следов Древлеправославной Церкви Христовой. И все же молитва еще теплится, и некоторые памятники архитектуры чудом сохранены. Один из них — Покровская церковь на улице Чехова.
Церковь, напоминающая посадские храмы Москвы и Ярославля XVII столетия, словно скрывается от глаз городских обывателей, хотя вроде и стоит непосредственно у дороги центральной улицы Серпухова. Кажется, храм Покрова Пресвятой Богородицы только для избранных открывает себя и только избранных впускает под свои своды.
Покровская церковь — уникальный в своем роде образец «русского стиля» начала ХХ столетия. Стройная нарядная шатровая колокольня, ярусы кокошников и наличники окон с килевидными завершениями на фасаде переносят нас на страницы билибинских иллюстраций. Но вот что удивительно: у храма отсутствует алтарная апсида, да и зачем она, собственно, когда здесь никогда не служилась и не служится литургия. Дело в том, что храмовое сооружение принадлежало общине старообрядцев-беспоповцев федосеевского толка, у которых не имелось священников.
С крестом, но без попа
Не смирившиеся с новой трактовкой вероисповедания и, соответственно, с жестокими расправами православные христиане появились на северо-западе Руси, то есть там, где изначально были не церковные, а часовенные приходы. Если даст Бог, то батюшка раз в год и навестит приход, причастит прихожан, отслужит службу, повенчает, в ином же случае в часовне пели, читали, молились самостоятельно… Но с летами не осталось ни одного священника древлеправославной Церкви Христовой, посему некому больше причащать, вести богослужение и венчать. Часть этих христиан сказала: мы находимся в нужде и гонении, незримо пришел в этот мир антихрист, воцарился в церкви, в государстве, не сегодня, завтра наступит конец света, страшный суд; попов, которые молились за наши грехи, — нет, а посему будем спасаться, как сможем. Так и возникло одно из направлений старообрядцев-беспоповцев.
Супружеская невенчанность
Сильные гонения только укрепляли дух старообрядцев-беспоповцев: святое дело принять на себя мученичество за Истину. Из всех таинств удерживается только два: крещение и покаяние, так как в церковной истории были случаи, когда исповедовали и крестили люди, не облеченные в священный сан. Но жизнь продолжалась, нужно было создавать семьи, тем самым исполнять один из божественных законов «плодитесь и размножайтесь».
Но тут старообрядство-безпоповство принимает еще более радикальное направление — христиане отрицают молитву за власть и отказываются от венчания, т.к. по трактовке беспоповцев вся власть от антихриста, а венчать могут только священники древлеправославной Церкви, а таковые уже почили. Основатель сего учения был глубоко начитанный человек Феодосий Васильев, являющийся дьячком одного из новгородских погостов. Организовав свою общину в 1694-м году на землях пограничных с Польшей, Васильев находит немало сторонников. Более того, после прекращения религиозного преследования раскола при Петре I, и пользуясь покровительством Меншикова, он со своими учениками возвращается в Россию. Теперь его учением охвачены не только низшие классы народа, но и дворяне.
Та строгость и порой жесткая дисциплина в общине старообрядцев-безпоповцев федосеевского толка влияла на формирование сильных характеров ее членов. Посему именно среди них было немало успешных купцов и фабрикантов. Среди них как раз и была известная купчиха Анна Васильевна Мараева, которая являлась прихожанкой Преображенской старообрядческой общины в Москве. Кстати, сама эта община, центр которой и находился на Преображенском кладбище, вела большую просветительскую деятельность, занимаясь книгопечатанием. Здесь были самые авторитетные и влиятельные наставники, потому приход владел большим количеством капитала.
Община поддерживала своих прихожан, даже давала беспроцентную ссуду для начинающих купцов и мануфактурщиков. Возможно именно поэтому, дабы открыть свое дело, родители Анны Васильевны Мараевой, в девичестве Никитиной, и «впали в ересь». Во всяком случае, бывшие крестьяне Никитины из Калужской губернии вскоре станут зажиточными купцами. Впрочем, позже судьба сыграет с Анной Васильевной злую шутку: рано овдовев с восемью детьми на руках, на протяжении десяти лет она будет отстаивать в судах свое право на наследство мужа, с которым она, являясь последовательницей федосеевского толка, не была венчана.
Коллекция минералов на месте молельни
Согласно документам Серпуховского уезда, старообрядцев насчитывалось несколько сот человек. В основном они жили в Борисово, Бутурлино и Глазово. Старообрядцев федосеевского толка официально по документам было очень мало, но это лишь официально… Сильные гонения и притеснения заставляли оставаться в тени. Многие из адептов вынуждены были давать приходским попам взятки, чтобы те писали в своих книгах о том, что те исповедовались и ходили на службу. Вот один яркий пример: в клировой ведомости от 1916 года Храма Жен-Мироносиц священник пишет, мол, в его приходе живет только один старообрядец-беспоповец. Но вот интересно: рядом, на улице 2-я Московская, проживает много семей старообрядцев-беспоповцев.
По имеющимся документам, федосеевцы уже в первой половине XIX века организовали свою молельню, попечителями которой являлись серпуховские купцы Еремины. Сохранились даже сведения, что когда во время строительства собора Николы Белого всех местных жителей обязывали вносить плату, то беспоповцы поехали в Москву на Преображенское кладбище с жалобой, что церковные власти их обирают. К сожалению, где именно располагался молитвенный дом, историки не знают, т.к. все старообрядческие храмы были нелегальны. Известно лишь, что молельня была богато убранной и красивой.
Как правило, комната для молитв находилась внутри дома какого-либо богатого купца, в дом которого приходили как влиятельная аристократия, так и простые крестьяне. Когда в Серпухове поселились Мараевы, то они уже стали покровителями старообрядцев. В одном из помещений своего особняка (в котором сегодня, как всем известно, располагается Серпуховский историко-художественный музей) была организована такая молельня. Богато убранный домовый храм с полной утварью и иконами располагался аккурат в центре дома, где сейчас находится экспозиция минералов. Помолиться сюда приходила и сама Анна Васильевна, и члены ее семьи, и рабочие ее мануфактур — перед Богом нет никаких сословных различий, только взаимоуважение и любовь.
Построить храм, оплакивая дочь
В 1905-м царь Николай II издает свой манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядцы теперь могут свободно молиться, свободно печатать свое слово, и самое главное — легально строить храмы. А в этот момент в семье Мараевых случилось страшное горе: с лошади падает младшая дочь Анфиса Мефодиевна. Жизнь молодой цветущей девушки увядает на глазах матери. Возможно, Анна Васильевна, расценив эту трагедию как Божию кару, задумывается о строительстве храма в Заборье. Дело в том, что на последнем Соборе старообрядцев, где строго осуждали современные правила поведения девиц, которые стали увлекаться танцами и верховой ездой, было принято решение, что тех жен, которые пляшут и скачут, от церковного общения отлучить.
Конечно же, Анна Мараева горячо любила своих детей. Она им дала прекрасное образование, воспитание, и, наверное, делала некие послабления. И вот, согласно семейному преданию, когда случилось горе, Анна Васильевна, каясь и молясь, принялась за благоугодное дело, надеясь тем самым облегчить загробную жизнь своей дочери.
Можно себе только представить, как мать на деньги, отложенные на приданое, строит церковь в память о своем дите. По сегодняшний день на одном из аналоев лежит икона преподобной мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мефодиевны.
Храм начали строить в 1908 году, при этом председателем общины был назначен Константин Мефодиевич Мараев, старший сын Анны Васильевны. Автором проекта храма был известный в ту пору московский архитектор М.Г. Пиотрович.
Большая часть икон, судя по подписям, принадлежали Анне Васильевне, другая часть — дар прихожан. Всего в Покровском храме насчитывается порядка 700 памятников, и что самое ценное — все они остались нетронутыми ни революцией, ни временем. Свидетельство на пользование зданием было выдано в 1912 году, и с этого момента в храме Покрова Пресвятой Богородицы при ткацкой фабрике в Заборье идут службы. На молитву сюда приходит и Анна Васильевна, однако до конца своей жизни она так и останется прихожанкой общины на Преображенском кладбище.
Помолиться и прикоснуться к истории
Пусть и редко, но все-таки здесь проводятся службы. Приходят помолиться и серпуховичи-старообрядцы, и москвичи. Выделяющиеся на светлом фоне стен темное дерево иконостасов, тонкое письмо икон и умеренное, можно сказать сдержанное, использование позолоты на иконных окладах и утвари — все это создает особую атмосферу, призывающую к внутренней молитве. А еще Покровский храм — это островок старой Руси, отголосок нашей истории, в котором слышны и крики о помощи, и плач горя, плач покаяния…
Сегодня церковь Покрова является филиалом Серпуховского историко-художественного музея, и здесь регулярно проходят очень интересные и очень познавательные экскурсии. Время от времени здесь слышны детские голоса — ребятня приходит на занятия «Мир русской иконы», «Образ Богородицы в древнерусском искусстве». А еще здесь открылась уникальная выставка «Серпухов и семья А.В. Мараевой в годы Первой мировой войны», являющаяся документальным подтверждением человеколюбия Анны Васильевны и членов ее семьи.
Первая мировая война… В Серпухове было открыто несколько военных госпиталей для нижних чинов. И при этом самый крупный из них на сто коек был открыт в доме Мараевых на личные средства Анны Васильевны. Ее дочь Анна, облачившись в белоснежное платье сестры милосердия, отправится с военно-санитарным поездом на фронт, а внучки Екатерина и Вера Уфимцевы будут непрестанно оказывать медицинскую помощь раненым. Вот они — плоды добродетели, вот они — плоды христианской любви.
Чудесный апрельский день. Легкий весенний ветерок доносит на улицу Чехова, к храму Покрова Пресвятой Богородицы, колокольный звон — в Соборе Николы Белого скоро вечерняя служба. Впереди — дни радости и для православных христиан, и для христиан старообрядцев. Дни радости победы вечной жизни над грехом, дни радости торжества памяти над беспамятством, любви над жестокостью.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Московская епархия
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, пер. Энгельса, д. 6
Храм Покрова стоял на своем месте по крайней мере с 1552 г., о чём свидетельствуют данные переписи серпуховского Посада князем В. С. Фуниковым. Тогда в Покровском переулке, но главным образом рядом, по берегу р. Нары, стояли 5 дворов зажиточных горожан (хлебников, мельника, калачника), 19 дворов «людей молодых», т.е. бедных (хлебников, калачников, «казаков» — поденных работников и др.) и было ещё 3 пустовавших «дворовых места(1). Специализацию жителей этой части посада определяло соседство её с водяными мельницами на Наре.
Существующее ныне церковное здание построено было в 1721 г., «тщанием прихожан». В 1802 г.,старанием местного дьякона Фёдора Павлова, с южной стороны храма сооружён придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1833 г., на средства потомственного почётного гражданина Сергея Григорьевича Зубова, этот придел был расширен, а с севера, симметрично ему, к храмупристроен придел во имя св. прп. Сергия Радонежского, в западной стене которого сохранилась белокаменная плита с храмозданной надписью. Тогда же построена была колокольня над западным входом в церковь. В 1834 г. С. Г. Зубов выстроил три дома для служителей Покровского храма и ещёдвухэтажный каменный дом, который, по завещанию ктитора, должен был отдаваться внаймы и доходс него идти на ремонт церковно-причтовых зданий. В 1895 г., на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова, владельца кожевенного завода, в приделах храма Покрова были поставлены новые иконостасы. В 1896 г., старанием потомственного почётного гражданина, хозяина серпуховской Суконной фабрики Василия Ивановича Каштанова, во всём храме устроено «духовое отопление», а в 1900, на его же средства обновлены главный иконостас и росписи во всём храме(2). В 1917 г. вприходе Покрова числилось 25 дворов, а в них 96 жителей мужского пола и 123 — женского, почти исключительно мещан, проживавших в рассеянии, по всему г. Серпухову(3).
Собственно церковное здание, 1721 г. постройки, представляет собою типичный для серпуховскогостроительства этого времени «восьмерик на четверике» с развитою алтарной частью, впрочем, оно замечательно согласной стройностью своих форм. Сфероидальное покрытие его было увенчано барабаном и луковичной главою с крестом. Простые объёмы приделов 1833 г. под двускатными кровлями, образующими треугольные фронтоны на боковых фасадах по стилю сходны со стоящими рядом причтовыми и доходным домами. Колокольня имела вид восьмигранной башенки, одной высоты с восьмериком храма, над которой поднимался шпиль, равный по высоте храмовой главе с барабаном. Кирпичные стены Покровского храма были оштукатурены, побелены; его кровли и глава – выкрашены(4).
Согласно описи 1887 г., все храмовые иконы, «современные постройке церкви, то есть 1721 г., русского письма», сохранялись «в первобытном состоянии»(5).
Покровский храм был закрыт в 1931 г.(6) В 1999 г. его изрядно обветшавшее, с разобранной колокольнею, здание вновь передано Русской Православной Церкви. Ведётся работа по его восстановлению.
С 2005 года в нем служатся молебны.Напротив храма уцелел интересный ансамбль причтовых домов 1834 г. (пер. Энгельса,дд. № 6а, 6б, 6в). Доходный же дом, предназначенный для их материальной поддержки — это,скорее всего, дом № 76/8 по ул. Карла Маркса.
Престольные праздники:
Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября.
Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — 7 февраля.
Св. прп. Сергия Радонежского — 18 июля, 8 октября.
П р и м е ч а н и я:
1. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 313, 320-321, 322, 325.
2. Научный архив СИХМ. Ф. IV. Д 70/18. КП 441. Л. 91-91об.
3. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 131
4. Фото храма — в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина1910 г.
5. ЦГАМ/до 1917 г Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 163.
6. ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 45.
Почему старообрядческий Покровский храм построен на слезах?
Покровская церковь на улице Чехова в Серпухове
«Христос Воскресе!» — звучало во всех храмах в минувшее воскресенье. Этот чудесный светлый праздник объединил всех православных христиан, в том числе и тех, кто на протяжении нескольких веков разделены друг с другом. Старообрядцы… в Серпухове их осталось мало. Мало сохранилось в нашем городе и исторических следов Древлеправославной Церкови Христовой. И все же, молитва еще теплится, и некоторые памятники архитектуры чудом сохранены. Один из них — Покровская церковь на улице Чехова.
Старообрядческий Покровский храм Фото: Яна Киблицки
Церковь, напоминающая посадские храмы Москвы и Ярославля XVII столетия, словно скрывается от глаз городских обывателей, хотя вроде и стоит непосредственно у дороги центральной улицы Серпухова. Кажется, храм Покрова Пресвятой Богородицы только для избранных открывает себя, и только избранных впускает под свои своды.
Покровская церковь — уникальный в своем роде образец «русского стиля» начала ХХ столетия. Стройная нарядна шатровая колокольня, ярусы кокошников и наличники окон с килевидными завершениями на фасаде переносят нас на страницы билибинских иллюстраций. Но вот что удивительно: у храма отсутствует алтарная апсида, да и зачем она, собственно, когда здесь никогда не служилась и не служится литургия. Дело в том, что храмовое сооружение принадлежало общине старообрядцев-беспоповцев федосеевского толка, у которых не имелось священников.
С крестом, но без попа
Не смирившиеся с новой трактовкой вероисповедания, и соответственно, с жестокими расправами, православные христиане появились на северо-западе Руси, то есть там, где изначально были не церковные, а часовенные приходы. Если даст Бог, то батюшка раз в год и навестит приход, причастит прихожан, отслужит службу, повенчает, в ином же случае в часовне пели, читали, молились самостоятельно… Но с летами не осталось ни одного священника древлеправославной Церкви Христовой, посему некому больше причащать, вести богослужение и венчать. Часть этих христиан сказала: мы находимся в нужде и гонении, незримо пришел в этот мир антихрист, воцарился в церкви, в государстве, не сегодня, завтра наступит конец света, страшный суд; попов, которые молились за наши грехи — нет, а посему будем спасаться, как сможем. Так и возникло одно из направлений старообрядцев-беспоповцев.
Супружеская невенчанность
Фото: Яна Киблицки Сильные гонения только укрепляли дух старообрядцев-беспоповцев: святое дело принять на себя мученичество за Истину. Из всех таинств удерживается только два: крещение и покаяние, так как в церковной истории были случаи, когда исповедовали и крестили люди, не облеченные в священный сан. Но жизнь продолжалась, нужно было создавать семьи, тем самым исполнять один из божественных законов «плодитесь и размножайтесь».
Но тут старообрядство беспоповство принимает еще более радикальное направление — христиане отрицают молитву за власть и отказываются от венчания, т.к. по трактовке беспоповцев вся власть от антихриста, а венчать могут только священники древлеправославной Церкови, а таковые уже почили. Основатель сего учения был глубоко начитанный человек Феодосий Васильев, являющийся дьячком одного из новгородских погостов. Организовав свою общину в 1694-м году на землях пограничных с Польшей, Васильев находит немало сторонников. Более того, после прекращения религиозного преследования раскола при Петре I, и пользуясь покровительством Меншикова, он со своими учениками возвращается в Россию. Теперь его учением охвачены не только низшие классы народа, но и дворяне.
Та строгость и порой жесткая дисциплина в общине старообрядцев-беспоповцев федосеевского толка влияла на формирование сильных характеров ее членов. Посему именно среди них было немало успешных купцов и фабрикантов. Среди них как раз и была известная купчиха Анна Васильевна Мараева, которая являлась прихожанкой Преображенской старообрядческой общины в Москве. Кстати, сама эта община, центр которой и находился на Преображенском кладбище, вела большую просветительскую деятельность, занимаясь книгопечатанием. Здесь были самые авторитетные и влиятельные наставники, потому приход владел большим количеством капитала.
Община поддерживала своих прихожан, даже давала беспроцентную ссуду для начинающих купцов и мануфактурщиков. Возможно именно поэтому, дабы открыть свое дело, родители Анны Васильевны Мараевой, в девичестве Никитиной, и «впали в ересь». Во всяком случае бывшие крестьяне Никитины из Калужской губернии вскоре станут зажиточными купцами. Впрочем, позже судьба сыграет с Анной Васильевной злую шутку: рано овдовев с восемью детьми на руках, на протяжении десяти лет она будет отстаивать в судах свое право на наследство мужа, с которым она, являясь последовательницей федосеевского толка, не была венчана.
Коллекция минералов на месте молельни
Согласно документам Серпуховского уезда, старообрядцев насчитывалось несколько сот человек. В основном они жили в Борисово, Бутурлино и Глазово. Старообрядцев федосеевского толка официально по документам было очень мало, но это лишь официально… Сильные гонения и притеснения заставляли оставаться в тени. Многие из адептов вынуждены были давать приходским попам взятки, чтобы те писали в своих книгах о том, что те исповедовались и ходят на службу. Вот один яркий пример: в клировой ведомости от 1916 года Храма Жен-Мироносиц священник пишет, мол, в его приходе живет только один старообрядец-беспоповец. Но вот интересно: рядом, на улице 2-я Московская, проживает много семей старообрядцев-беспоповцев.
По имеющимся документам, федосеевцы уже в первой половине XIX века организовали свою молельню, попечителями которой являлись серпуховские купцы Еремины. Сохранились даже сведения, что когда во время строительства собора Николы Белого всех местных жителей обязывали вносить плату, то беспоповцы поехали в Москву на Преображенское кладбище с жалобой, что церковные власти их обирают. К сожалению, где именно располагался молитвенный дом — историки не знают, т.к. все старообрядческие храмы были нелегальны. Известно лишь, что молельня была богато убранной и красивой.
Как правило, комната для молитв находилась внутри дома какого-либо богатого купца, в дом которого приходили как влиятельная аристократия, так и простые крестьяне. Когда в Серпухове поселились Мараевы, то они уже стали покровителями старообрядцев. В одном из помещений своего особняка (в котором сегодня, как всем известно, располагается Серпуховский историко-художественный музей) была организована такая молельня. Богато убранный домовый храм с полной утварью и иконами располагался аккурат в центре дома, где сейчас находится экспозиция минералов. Помолиться сюда приходила и сама Анна Васильевна, и члены ее семьи, и рабочие ее мануфактур — перед Богом нет никаких сословных различий, только взаимоуважение и любовь.
Построить храм, оплакивая дочь
В 1905-м царь Николай II издает свой манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядцы теперь могут свободно молиться, свободно печатать свое слово, и самое главное — легально строить храмы. А в этот момент в семье Мараевых случилось страшное горе: с лошади падает младшая дочь Анфиса Мефодиевна. Жизнь молодой цветущей девушки увядает на глазах матери. Возможно Анна Васильевна, расценив эту трагедию как Божию кару, задумывается о строительстве храма в Заборье. Дело в том, что на последнем Соборе старообрядцев, где строго осуждали современные правила поведения девиц, которые стали увлекаться танцами и верховой ездой, было принято решение, что тех жен, которые пляшут и скачут, от церковного общения отлучить.
Фото: Яна Киблицки Конечно же, Анна Мараева горячо любила своих детей. Она им дала прекрасное образование, воспитание, и, наверное, делала некие послабления. И вот, согласно семейному преданию, когда случилось горе, Анна Васильевна, каясь и молясь, принялась за благоугодное дело, надеясь тем самым облегчить загробную жизнь своей дочери.
Можно себе только представить, как мать на деньги, отложенные на приданое, строит церковь в память о своем дите. По сегодняшний день на одном из аналоев лежит икона преподобной мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мефодиевны.
Храм начали строить в 1908 году, при этом председателем общины был назначен Константин Мефодиевич Мараев, старший сын Анны Васильевны. Автором проекта храма был известный в ту пору московский архитектор М.Г. Пиотрович.
Большая часть икон, судя по подписям, принадлежали Анне Васильевне, другая часть — дар прихожан. Всего в Покровском храме насчитывается порядка 700 памятников, и что самое ценное — все они остались нетронутыми ни революцией, ни временем. Свидетельство на пользование зданием было выдано в 1912 году и с этого момента в храме Покрова Пресвятой Богородицы при ткацкой фабрике в Заборье идут службы. На молитву сюда приходит и Анна Васильевна, однако до конца своей жизни она так и останется прихожанкой общины на Преображенском кладбище.
Помолиться и прикоснуться к истории
Пусть и редко, но все-таки здесь проводятся службы. Приходят помолиться и серпуховичи-старообрядцы, и москвичи. Выделяющиеся на светлом фоне стен темное дерево иконостасов, тонкое письмо икон, и умеренное, можно сказать сдержанное использование позолоты на иконных окладах и утвари — все это создает особую атмосферу, призывающую к внутренней молитве. А еще Покровский храм — это островок старой Руси, отголосок нашей истории, в котором слышны и крики о помощи, и плач горя, плач покаяния…
Сегодня церковь Покрова является филиалом Серпуховского историко-художественного музея и здесь регулярно проходят очень интересные, и очень познавательные экскурсии. Время от времени здесь слышны детские голоса — ребятня приходит на занятия «Мир русской иконы», «Образ Богородицы в древнерусском искусстве». А еще здесь открылась уникальная выставка «Серпухов и семья А.В. Мараевой в годы Первой мировой войны», являющаяся документальным подтверждением человеколюбия Анны Васильевны и членов ее семьи.
Первая мировая война… В Серпухове было открыто несколько военных госпиталей для нижних чинов. И при этом самый крупный из них на сто коек был открыт в доме Мараевых на личные средства Анны Васильевны. Ее дочь Анна, облачившись в белоснежное платье сестры милосердия, отправится с военно-санитарным поездом на фронт, а внучки Екатерина и Вера Уфимцевы будут непрестанно оказывать медицинскую помощь раненым. Вот они — плоды добродетели, вот они — плоды христианской любви.
Чудесный апрельский день. Легкий весенний ветерок доносит на улицу Чехова, к храму Покрова Пресвятой Богородицы, колокольный звон — в Соборе Николы Белого скоро вечерняя служба. Впереди — дни радости и для православных христиан, и для христиан старообрядцев. Дни радости победы вечной жизни над грехом, дни радости торжества памяти над беспамятством, любви над жестокостью. И, наверное, не так уж и важно, каким образом ты себя осеняешь крестом: двуперстным или тремя перстами.