покровский храм святогорской лавры
Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Трапезная с Покровской церковью с колокольней, 1847—1851 гг.
Кирпичная, оштукатуренная, двухэтажная. К прямоугольному в плане основному объему с востока примыкает полукруглая апсида, с запада — прямоугольный притвор. Над ней высится трехъярусная колокольня: первый ярус — квадратный с большими арочными окнами, углы подчеркнуты пилястрами; второй — невысокий восьмигранный, грани украшают килевидные арочки; третий — круглый с круглыми окнами, чередующимися со спаренными полуколонками. Колокольня увенчана полусферическим куполом. Стены трапезной расчленены пилястрами, увенчаны стройными килевидными арочкдми. Этот мотив повторяет обрамление окон первого этажа. Своеобразен декоративный ритм второго этажа, в котором чередуются одинарные, спаренные и строенные окна.
Памятник поврежден в годы Великой Отечественной войны. Восстановлен и реконструирован в 1950 г.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 141, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Проект этого храма, ставшего первым крупным сооружением после возобновления монастыря в 1844 году, был сделан профессором архитектуры в Харьковском университете г. Тоном. Благодаря деятельному участию в возведении церкви благочестивой четы Потемкиных, доставивших необходимые материалы и рабочих, в 1850 году строительство было завершено. Барабан колокольни над Покровским храмом опирается на восьмерик, украшенный кокошниками. Классические формы колокольни подчеркивает колоннада с коринфскими капителями. Завершает колокольню шлемовидный купол синего цвета с позолоченными звездами. На колокольне были установлены боевые часы недельного завода, над которыми много потрудился монах Антонин.
Церковь была построена двухэтажная, в нижнем этаже размещалась ризница и Святые врата, в верхнем — сама церковь. По парапетам церкви были поставлены параллельно 6 позолоченных главок с крестами и монограммой Богородицы. Архитектура храма отличалась богатством декора. Фасады были украшены насыщенным лепным орнаментом сложного рисунка. В 1855 году архимандрит Арсений устроил на хорах храма придел в честь святого Филарета Милостивого.
В середине XIX века в алтаре Покровского храма настоятелю Святогорской пустыни преподобному архимандриту Герману во время соборного пения акафиста Царице Небесной было явление Божией Матери, которая предстала на горнем месте в алтаре.
В первые десятилетия советской власти храм разорили и осквернили безбожники, устроившие в нем грязелечебницу. В послевоенное время использовался в качестве библиотеки с читальным залом при санатории им. Артема. 1 октября 1996 года Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю, и 13 октября этого же года, накануне престольного дня, братия совершила здесь первое богослужение.
Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители, на колокольне Покровского храма, вновь зазвонили колокола. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше — 4 тонны, 2 тонны, 1 тонна, 500 кг и малые. Звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Собору преподобных отцев Святогорских» — плод творчества и таланта монастырских звонарей.
К 20-летию возрождения Святогорской обители, 18 сентября 2012 года, на колокольне Покровского храма установили часы с боем. На север и юг — циферблат с арабскими цифрами, на восток — римские, на запад — церковно-славянские. Изготавливала и устанавливала российская фирма ООО «Куранты из Черноголовки» под управлением Игоря Архипова. Каждую четверть часа куранты играют на шести колоколах музыкальный фрагмент, состоящий из двадцати тактов. Мелодию подбирали лаврские звонари. Стрелки циферблата и цифры вызолочены сусальным золотом в мастерских Святогорской Лавры.
Иконостас Покровского храма четырехъярусный, иконы местного ряда и Деисуса — копии сербских писем XIV века. Резьба иконостаса ориентирована на образцы XVII века. Стены храма расписаны группой иконописцев под управлением А. Вронского. За образцы были взяты работы Мануила Панселина (Афон, XIV в.), Сербия (XIV в., г. Сопочаны), храм Хора в Константинополе.
В Покровском храме имеются следующие святыни:
У переднего правого столпа в деревянном резном киоте находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских преподобных отцов. В центре мощевика — крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня и камнем горы Голгофы.
У переднего левого столпа — икона святителя Николая Чудотворца, прославившаяся в последнее время чудесами исцелений.
Справа под деревянной резной сенью — Святогорская икона Божией Матери. Это современная копия с древней чудотворной Святогорской иконы Богоматери, не сохранившейся до наших дней.
Слева под дубовой сенью — икона преподобного Иоанна Затворника, в которую вложены его постригальный крест и сандалии.
Святые врата под Покровским храмом расписаны в технике фрески по сырой штукатурке группой иконописцев под управлением А. Солдатова. Образцами послужили фрески Софии Киевской и Новгородской, Македонское возрождение (IX-XIII вв.), София Охридская. Сюжеты для многих фресок взяты из истории монастыря.
14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, в Покровском храме служится ранняя Божественная литургия. По окончании поздней литургии совершается крестный ход вокруг Покровской церкви.
Подробное описание Покровского храма и колокольни содержит «Ведомость о церквах Святогорской пустыни за 1854 год»: «Построена сия церковь в 1850-м году с разрешения Святейшего Синода тщанием настоятеля сей пустыни Архимандрита Арсения на иждивение монастырское и содействие благотворителей сей пустыни гг. Потемкиных. Престол в ней один во имя самого храма, вся церковь отапливается тремя печами. Купол на ней покрыт листовым белым железом, глава и крест осьмиконечный в большом размере позлащены, колоколов на ней восемь, из коих самый большой весит 394 пуда 22 1/2 фунта. Имеются на сей колокольне боевые часы недельного завода». Об этих часах писал А.П. Чехов: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Эти часы были сделаны в монастыре мастером-самоучкой отцом Антонином, которого писатель в.И. Немирович-Данченко назвал Святогорским Эдиссоном. «Особенно гордится отец Антонин часами, — писал он в своих очерках «Святые Горы», — которые до сих пор красуются на монастырской колокольне. Часы эти сделаны на диво. Им изумлялся даже харьковский профессор, посещавший обитель. Работал эти часы отец Антонин несколько месяцев: отливал, резал, точил, все сам, до последнего гвоздика. При этом и тут не ограничился готовым шаблоном, но изменил регулятор колокольных часов на манер хронометра, и вышло очень удачно».
Покровский храм
Проект этого храма, ставшего первым крупным сооружением после возобновления монастыря в 1844 году, был сделан профессором архитектуры в Харьковском университете г. Тоном.
Благодаря деятельному участию в возведении церкви благочестивой четы Потемкиных, доставивших необходимые материалы и рабочих, в 1850 году строительство было завершено.
Барабан колокольни над Покровским храмом опирается на восьмерик, украшенный кокошниками. Классические формы колокольни подчеркивает колоннада с коринфскими капителями. Завершает колокольню шлемовидный купол синего цвета с позолоченными звездами. На колокольне были установлены боевые часы недельного завода, над которыми много потрудился монах Антонин.
Церковь была построена двухэтажная, в нижнем этаже размещалась ризница и Святые врата, в верхнем — сама церковь. По парапетам церкви были поставлены параллельно 6 позолоченных главок с крестами и монограммой Богородицы. Архитектура храма отличалась богатством декора. Фасады были украшены насыщенным лепным орнаментом сложного рисунка.
В 1855 году архимандрит Арсений устроил на хорах храма придел в честь святого Филарета Милостивого.
В середине XIX века в алтаре Покровского храма настоятелю Святогорской пустыни преподобному архимандриту Герману во время соборного пения акафиста Царице Небесной было явление Божией Матери, Которая предстала на горнем месте в алтаре.
Алтарь Покровского храма. Современный вид.
В первые десятилетия советской власти храм разорили и осквернили безбожники, устроившие в нем грязелечебницу. В послевоенное время использовался в качестве библиотеки с читальным залом при санатории им. Артема.
1 октября 1996 года Покровский храм возвращен Святогорскому монастырю, и 13 октября этого же года, накануне престольного дня, братия совершила здесь первое богослужение.
Благодаря помощи благотворителей, в 1997 году в обители, на колокольне Покровского храма, вновь зазвонили колокола. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше — 4 тонны, 2 тонны, 1 тонна, 500 кг и малые. Звонарями сохранены древние и заново составлены до 30 мелодий колокольного звона, из которых «Слобожанский», «Собору преподобных отцев Святогорских» — плод творчества и таланта монастырских звонарей.
На колокольне Покровской церкви
К 20-летию возрождения Святогорской обители, 18 сентября 2012 года, на колокольне Покровского храма установили часы с боем. На север и юг – циферблат с арабскими цифрами, на восток – римские, на запад – церковно-славянские. Изготавливала и устанавливала российская фирма ООО «Куранты из Черноголовки» под управлением Игоря Архипова. Каждую четверть часа куранты играют на шести колоколах музыкальный фрагмент, состоящий из двадцати тактов. Мелодию подбирали лаврские звонари. Стрелки циферблата и цифры вызолочены сусальным золотом в мастерских Святогорской Лавры. [1]
Иконостас Покровского храма четырехъярусный, иконы местного ряда и Деисуса — копии сербских писем XIV века. Резьба иконостаса ориентирована на образцы XVII века. Стены храма расписаны группой иконописцев под управлением А. Вронского. За образцы были взяты работы Мануила Панселина (Афон, XIV в.), Сербия (XIV в., г. Сопочаны), храм Хора в Константинополе.
Современный интерьер Покровской церкви
В Покровском храме имеются следующие святыни:
Святые врата под Покровским храмом расписаны в технике фрески по сырой штукатурке группой иконописцев под управлением А. Солдатова. Образцами послужили фрески Софии Киевской и Новгородской, Македонское возрождение (IX-XIII вв.), София Охридская. Сюжеты для многих фресок взяты из истории монастыря.
14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, в Покровском храме служится ранняя Божественная литургия. По окончании поздней литургии совершается крестный ход вокруг Покровской церкви.
[1] Подробное описание Покровского храма и колокольни содержит «Ведомость о церквах Святогорской пустыни за 1854 год»: «Построена сия церковь в 1850-м году с разрешения Святейшего Синода тщанием настоятеля сей пустыни Архимандрита Арсения на иждивение монастырское и содействие благотворителей сей пустыни гг. Потемкиных. Престол в ней один во имя самого храма, вся церковь отапливается тремя печами. Купол на ней покрыт листовым белым железом, глава и крест осьмиконечный в большом размере позлащены, колоколов на ней восемь, из коих самый большой весит 394 пуда 22 1/2 фунта. Имеются на сей колокольне боевые часы недельного завода».
Об этих часах писал А. П. Чехов: «Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать». Эти часы были сделаны в монастыре мастером-самоучкой отцом Антонином, которого писатель в.И. Немирович-Данченко назвал Святогорским Эдиссоном. «Особенно гордится отец Антонин часами, – писал он в своих очерках “Святые Горы”, – которые до сих пор красуются на монастырской колокольне. Часы эти сделаны на диво. Им изумлялся даже харьковский профессор, посещавший обитель. Работал эти часы отец Антонин несколько месяцев: отливал, резал, точил, все сам, до последнего гвоздика. При этом и тут не ограничился готовым шаблоном, но изменил регулятор колокольных часов на манер хронометра, и вышло очень удачно».
Свято-Успенская Святогорская Лавра
Свято-Успенская Святогорская лавра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 году получил статус лавры. Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на так называемых Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников. Среди святынь обители — Святогорская икона Пресвятой Богородицы.
Содержание
История [ править ]
Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.
События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.
Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.
12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.
Описание [ править ]
Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.
Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры
Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Святогорской Лавре (фото, видео)
Традиционно праздничные богослужения в престольный праздник Покрова Владычицы нашей Пресвятой Богородицы начались накануне, 13 октября, в 17:00 всенощным бдением, которое возглавил наместник Святогорской Лавры, митрополит Святогорский Арсений, викарий Донецкой епархии в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и братии Лавры в священном сане.
14 октября торжества в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжились в двух храмах одновременно. В Покровском храме по прочтении утреннего правила состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения, который возглавил Божественную литургию в сослужении иеромонаха Иоасафа (Кочубея) и иеромонаха Григория (Андрицьо).
По прочтении Евангелия митрополит Арсений произнёс проповедь, в которой обратился к теме о сути и значении иконы, святого молитвенного образа в духовной жизни христианина, а также храма Божьего, в котором возносятся молитвы и совершается таинство общения человека с Богом. Говоря о сегодняшнем престольном празднике, владыка Арсений сравнил Покров Божией Матери над православными христианами с любовью и заботой матери о собственном ребёнке. Далее наместник сказал о значении чудесного события во Влахернском храме, где в древности Царица Небесная распростёрла свой Покров над молящимися, для современного человека: «В древние времена было это событие, которое записано в летописях, но оно по сегодняшний день даёт утешительную надежду каждому из нас; что и мы не оставлены молитвами Божией Матери». Владыка Арсений также остановился на важности для человека осознания своей греховности, покаяния и желания исправиться, приведя в качестве примера недостаточное внимание и любовь наши по отношению к родителям. Далее, говоря о Христе и Божией Матери, Которые предоставляют все дары и щедроты мира людям, надеясь на ответные чувства благодарности и любви, владыка наместник привёл примеры осознавшего свой безмерный долг перед Господом выздоровевшего от ковида больного дедушки за свои 95 лет жизни, чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед Казанским образом Божией Матери одной из жительниц Красного Лимана. Также владыка привёл примеры из собственной жизни и жизни двоюродного брата, у которого заболела супруга онкологией последней степени и чудесном исцелении по молитвам Божией Матери.
В завершение своей проповеди владыка Арсений подчеркнул, что сегодня молитвы возносятся совместно и отдельно каждым под сводами храма, в котором молились наши благочестивые предки, и, как и раньше, Господь и Божия Матерь незримо присутствуют в храме и слушают каждого: «Божия Матерь, Она у Престола Вседержителя, слушая наши молитвы, несёт их Сыну Своему и Богу и молится за каждого из нас, чтобы мы, Её дети, были счастливы, были утешены, и, дай Боже, чтобы таковая связь в нашем народе, в наших святых храмах, в наших домах перед святыми иконами никогда не прекращалась… Да ходатайствует Пречистая Владычица наша Богородица Своими материнскими молитвами за нас грешных. Аминь».
В Успенском соборе богослужения начались утренним правилом и водосвятным молебном с акафистом Покрову Божией Матери, затем были прочитаны часы. После этого была отслужена Божественная литургия, которую возглавил благочинный архимандрит Галактион (Вуйченко) в сослужении братии обители в священном сане.
Богослужение сопровождалось песнопениями братского хора под управлением регента архимандрита Арсения (Ванюшина).
По запричастном стихе проповедь произнёс архимандрит Исихий (Клыпа).
По завершении праздничной Божественной литургии в Покровской церкви и Успенском соборе состоялся крестный ход с иконой Покрова Пресвятой Богородицы, который возглавил митрополит Святогорский Арсений. Во время крестного хода было прочитано четыре Евангелия с окроплением богомольцев святой водой.
По возвращении крестного хода в Успенский собор к собравшимся со словом обратился митрополит Святогорский Арсений, который, поздравив всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, в частности, сказал: «Нет большего утешения для православного христианина, как осознание того, что есть Та, которой все мы родные дети — Пресвятая Богородица, Которая неотступно у Престола Пресвятыя Троицы молится за весь род христианский, а значит и за каждого из нас, потому что мы Её дети… В сегодняшний будний день народу более, нежели в день воскресный, потому что подсознательная радость души заставляет нас идти туда, где более всего выражается эта радость о заступничестве Божией Матери, в храм Божий, где мы душой и сердцем чувствуем Её материнские молитвы, неразрывную связь неба и нас, живущих на земле». Далее владыка Арсений привёл примеры из двухтысячелетней истории Церкви, когда непрерывным потоком к чудотворным образам Пресвятой Богородицы идут и тянутся люди, чувствуя сердцем, что здесь будут услышаны их молитвы. Также владыка привёл примеры исполнения молитвенных обращений, утешений, заступничества и множество чудесных исцелений.
В завершении своего слова о престольном празднике владыка Арсений сравнил капли дождя, падающие сегодня с неба, с материнскими слезами скорби и слезами радости, и призвал всех к стараниям во имя того, чтобы слёзы Царицы Небесной стали слезами радости о наших живых душах, нашем покаянии и стремлении быть с Богом под Покровом Божией Матери.
После многолетия владыка Арсений поздравил ещё раз всех с праздником, пожелал Покрова Божией Матери семьям всех присутствующих, святой обители Святогорской и всему нашему Отечеству, призвав следовать примеру Божией Матери в своих делах и прибегать к Её молитвам. Преподав своё благословение, митрополит Арсений пригласил всех присутствующих на трапезу. На этом праздничные богослужения в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Святогорской Лавре завершились.
Святогорская лавра: чудотворные святыни обители
Есть красивая легенда о том, что монастырь на горе над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, — так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Ее вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира.
Старинное прибежище
Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.
Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.
Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.
Что скрыто в «Фаворе»
Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками «Фавором») представляет собой поистине удивительное место. Дело в том, что в своих недрах она скрывает старинную усыпальницу обители, кельи монахов-затворников, несколько храмов, часовни и множество проходов, которые пронизывают гору сверху донизу.
Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, — Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша — наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.
Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого — массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.
По афонскому обычаю
На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков — первых насельников обители, — и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня — самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года — «когда кости очищались от плоти» — останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.
Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.
Подвиг Затворника
Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.
Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.
От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.
И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.
За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.
Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.
Благодать чудотворных икон
Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.
Одна из них — образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.
Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.
Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель — в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.