погост спас на сози калининский район
Спас-на-Сози. Церковь Спаса Преображения на Спасском погосте.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Материалы по истории. с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.
«Тщанием прихожан и на их собственный кошт» сооружена была в 1732 г. («близ старой церкви») деревянная Преображенская (впоследствии – Вознесенская) церковь в погосте Спасском, что на Сози Корчевского уезда [1] (ныне – д. Спас на Сози Калининского района). Здесь, в лесном уединении и близости от Оршинских болот («в 20 верстах к северо-западу от Корчевы, при реке Сози») в давние времена стоял мужской монастырь «Спасский в Зьзяхъ»; в период 1361–1437 гг. он был приписным к Отрочу монастырю [2].
В 1796 г. штат служителей церкви составляли: священник Дометий Игнатьев, дьячок Иван Яковлев и пономарь Андрей Васильев; приход насчитывал 69 дворов («в них душ мужского пола – 287») [3]. Крытая тесом однопрестольная Преображенская церковь с колокольней была «основана на каменных плитах», деревянная крыша стояла на сосновых стропилах, а единственную главу завершал «железный четырехконечный крест с сиянием». В интерьере был установлен пятиярусный деревянный иконостас [4].
В 1832–1835 гг. иждивением П.М. Азанчевского в Спасском погосте была построена новая каменная церковь («в 22 саженях от деревянной») во имя Преображения Господня с приделом, посвященным святому апостолу Матфею [5]. От каменной церкви до наших дней сохранились пребывающие в запустении и одиночестве трехъярусная колокольня (третий ярус на ней «надстроен» в 1870 г.) и трапезная с двумя теплыми приделами (Казанским и Никольским, появившимися в 1868 и 1870 гг.) [6]. В 1893 г. деревянная церковь (после «возобновления» 1889 г.) была освящена в честь Вознесения Господня [6, 7].
В ХХ в. за долгие годы полного забвения эта замечательная постройка пришла в ветхое состояние. В частности, к 1970 г. (тогда Вознесенская церковь в д. Спас на Сози Рождественского сельсовета находилась в ведении совхоза «Оршинский» [8,9]) сквозь прогнившую крышу внутрь «попадали дождь и снег»; «от деревянной галереи осталось лишь несколько половиц с западной стороны…» [10]. Неудовлетворительное состояние памятника отмечалось и в материалах его обследования специалистами [8].
К счастью, в середине 1970-х гг. были выделены средства на реставрацию церкви [9], предприняты срочные меры для ее спасения: церковь была разобрана и перевезена в д. Василёво, что в 5 км к северу от Торжка [9,11]. В этом удивительно красивом месте на правом берегу Тверцы находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Он создан с целью бережного сохранения и пропаганды памятников деревянного зодчества [9] и включает более десяти ценных экспонатов, вывезенных из различных районов области (церковь Знамения из с. Пылево Весьегонского района, пожарное депо из д. Лаптиха Бежецкого района, часовни, амбары, мельницы, другие сооружения). Уютно расположилась на поляне и церковь Вознесения Господня из погоста Спас на Сози. Эта постройка клетского типа представляет собой высокий четверик (с двухскатной кровлей, увенчанной барабаном на небольшом восьмерике, с луковичной главкой и крестом) с примыкающими к нему: с запада – трапезной (также перекрытой на два ската), с востока – пятигранной апсидой. С северной и западной стороны церкви воссозданы крытые галереи с резными фигурными консолями. Церковь Вознесения является объектом культурного наследия федерального значения (архитектурным памятником ХVIII в.) [11] и продолжает радовать нас стройностью пропорций и великолепием, весьма органично вписываясь в живописный пейзаж старинного парка бывшей усадьбы Львовых.
Андрей Ростиславович Нарский.
Литература.
1. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3257 (1732 г.).
2. Материалы для истории Тверской епархии [прибавление к Тверским епархиальным ведомостям]. – Тверь, 1898. – п. 102.
3. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3270 (1796 г.).
4. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3311, лл.44–48 (1846 г.).
5. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3295 (1832–1835 гг.).
6. Нарский А.Р. Церкви села Спас на Сози // Тверской мiрянинъ. – 2003. – 15 мая. – № 8 (96). – С.6.
7. ГАТО. Ф.160, оп.1, д.16017, лл.439–444об. (1900 г.).
8. ГАТО. Ф.Р-2893, оп.2, д.2161, лл.2об.–3 (1970 г.).
9. Обзор памятников истории и культуры Калининской области / Инф. письмо. – Калинин, 1981. – С. 6,11.
10. Комогоров П. Спас на Сози // Калининская правда. – 1971. – 10 января. – С. 4.
11. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. – Калинин, 1986. – С. 75. – п. 2355.
Уголки Тверского края: Спас на Сози
Есть в Каблуковском поселении Калининского района такая деревня – Спас на Сози.
Как и многие другие деревни нашего поселения, она имеет свою историю и достопримечательности.
Из Википедии нам известно, что в XIV—XV веках на этом месте находился монастырь Спасский на Сози, приписанный к тверскому Отрочу монастырю. В XIX веке — Спасский погост Корчевского уезда Тверской губернии.
В отношении достопримечательностей там же (в Википедии) отмечено, что в деревне расположена каменная Преображенская церковь (1835 год). В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами и стройная столпообразная колокольня.
А ранее в деревне была Преображенская (впоследствии — Вознесенская) церковь погоста Спас-на-Сози, памятник деревянного зодчества, срублена в 1732 году. В 1975 году эта церковь перевезена в Архитектурно-этнографический музей под открытым небом в деревне Василёво Торжокского района.
Добавлю, что история и достопримечательности деревни шире и глубже, чем то, что сказано в Википедии.
Начнем с того, что история наших мест начинается в древние времена. Когда-то на берегах реки Созь обосновались древние люди. В деревне и рядом с ней археологи нашли несколько стоянок древнего человека.
Сегодня, одной из важных достопримечательностей является расположение деревни. Она находится на перекрестке маршрута на озеро Великое и всю прилегающую сеть озер (Белое, Глубокое, Озерце и другие). Это так называемое Петроозерье или Петровские озера.
Здесь в деревне Спас на Сози открывается путь на территорию Государственного природного заказника «Оршинский Мох».
Я использую слово ПЕРЕКРЕСТОК потому, что в деревне заканчивается сухопутный участок маршрута и начинается путь по воде, по реке Созь. Здесь остаются машины. Здесь на воду спускаются лодки. Загружается необходимый для путешествия скарб. И начинается знакомство с девственной природой болота Оршинский мох. Здесь мы окунаемся в удивительный мир путешествий и приключений.
Здесь охотники и рыболовы окунаются в свой мир. Мир добычи трофеев. Ничего не могу сказать за охоту. А вот рыбаки часто хвалились трофейными экземплярами щуки, сома, линя, и «сковородочного карася». «Сковородочный карась» это такой местный сленг. Если у такого карася отделить голову и хвост, то получается круг. Круг, который еле помещается в сковородку. Вот такой «горбач» водится в оз. Великое. Сюда едут туристы — ягодники. Болото Оршинский мох щедро делится своими дарами. Морошка, брусника, голубика, черника, клюква все это нам дает болото.
Вот такие достоинства имеет деревня Спас на Сози. Конечно лучше один раз увидеть наши красоты, чем сто раз услышать о них. Поэтому прилагаю фото достопримечательностей нашего края. Они говорят больше чем слова. Часть фотографий мои. Часть скачена из интернета. Эти фотографии сделали туристы, побывавшие в наших краях.
Рассказывая о деревне было бы неправильно умолчать о негативных изменениях последних лет. В деревне происходит, все то, что характерно для других населенных пунктов Каблуковского поселения. У нас в Спасе на Сози также, как и на Волге перекрываются подходы к берегу. В нашей деревне пошли еще дальше. У нас застроили берег реки. Уже к бечевнику не подойти, не пройти. Среди представленных фотографий есть такие, которые вызывают недоумение и огорчение.
Да, не всё в деревне радужно. В последние годы «в большую бочку меда была добавлена ложка дегтя». Например, местная гостиница – дом охотника и рыболова, ликвидирована. Дом был сожжен кем-то неустановленным. Земли охотхозяйства (включая общественный причал) у общества отняты. Отняты и переданы в частные руки. Все сделано кулуарно. Без афиширования. И сделано, как минимум, с согласия местных властей. За что она (местная власть) уже вошла в историю навечно. При ее правлении у туристов, охотников, рыболовов, ягодников и многих других людей отняли общие земли. Отняли безвозвратно.
Но, несмотря на серьезные ограничения, которые сегодня существуют, деревня все равно остается привлекательной для туризма и активного отдыха. Людям нравятся наши края. Жизнь продолжается! Это хорошо. Это правильно.
Сергей Овечкин
Источник: общедоступная группа «kablukovoru» в социальной сети Фейсбук
Фото – из архива автора
Василёво. Музей деревянного зодчества. Церковь Вознесения Господня с погоста Спас-на-Сози Калининского района.
На территории Музея деревянного зодчества Василево
Перевезена c погоста Спас-на-Сози Калининского района Тверской области
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Вознесения Господня с погоста Спас-на-Сози находится на территории Музея деревянного зодчества, расположенного в деревне Василево Торжокского района Тверской области.
Церковь Вознесения Господня с погоста Спас-на-Сози Калининского района перевезена в музейный комплекс в 1978 году, тщательно отреставрирована в 1978-1979 годах и поставлена на высоком берегу реки Тверца. Храмовая композиция на высоком подклете, ядром которой является двухсветный четверик, рубленный «в чашу» из сосновых бревен, покрытый тесом на два ската и увенчанный луковичной главкой на восьмигранном декоративном барабане с повалами, сооружен мастерами провинциального зодчества в 1732 году. К четверику церкви Вознесения Господня примыкают пятигранная алтарная апсида, прямоугольная трапезная под двухскатной кровлей. С двух сторон храм огибает открытая рубленая галерея, украшенная резными балясинами. Свет в часовню проникает через небольшие прямоугольные оконные проемы, где внутренние стены гладко отесаны.
В настоящее время церковь Вознесения Господня не действует, является памятником архитектуры деревянного зодчества и находится под охраной государства.
Погост спас на сози калининский район
Четверкин Георгий Константинович
В январе 2019 года избран Главой Каблуковского сельского поселения.
Информация о поселении
Мы в соц сетях:
В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами, имеющими полукруглые апсиды, и стройная столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков. Приделы закрывают часть южного и северного фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к сохранившимся фрагментам стен храмового четверика. Колокольню венчает купольная кровля с луковичной главкой. Фасады приделов следуют традициям позднего классицизма, хотя в их декоре заметны и мотивы эклектики. Стены расчленены филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы.
Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка.
Материалы по истории. с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.
Преображенская (деревянная) церковь в Спасе на Сози, Калининский район
Share
«Тщанием прихожан и на их собственный кошт» сооружена была в 1732 г. («близ старой церкви») деревянная Преображенская (впоследствии – Вознесенская) церковь в погосте Спасском, что на Сози Корчевского уезда [1] (ныне – д. Спас на Сози Калининского района). Здесь, в лесном уединении и близости от Оршинских болот («в 20 верстах к северо-западу от Корчевы, при реке Сози») в давние времена стоял мужской монастырь «Спасский в Зьзяхъ»; в период 1361–1437 гг. он был приписным к Отрочу монастырю [2].
В 1796 г. штат служителей церкви составляли: священник Дометий Игнатьев, дьячок Иван Яковлев и пономарь Андрей Васильев; приход насчитывал 69 дворов («в них душ мужского пола – 287») [3]. Крытая тесом однопрестольная Преображенская церковь с колокольней была «основана на каменных плитах», деревянная крыша стояла на сосновых стропилах, а единственную главу завершал «железный четырехконечный крест с сиянием». В интерьере был установлен пятиярусный деревянный иконостас [4].
В 1832–1835 гг. иждивением П.М. Азанчевского в Спасском погосте была построена новая каменная церковь («в 22 саженях от деревянной») во имя Преображения Господня с приделом, посвященным святому апостолу Матфею [5]. От каменной церкви до наших дней сохранились пребывающие в запустении и одиночестве трехъярусная колокольня (третий ярус на ней «надстроен» в 1870 г.) и трапезная с двумя теплыми приделами (Казанским и Никольским, появившимися в 1868 и 1870 гг.) [6]. В 1893 г. деревянная церковь (после «возобновления» 1889 г.) была освящена в честь Вознесения Господня [6, 7].
В ХХ в. за долгие годы полного забвения эта замечательная постройка пришла в ветхое состояние. В частности, к 1970 г. (тогда Вознесенская церковь в д. Спас на Сози Рождественского сельсовета находилась в ведении совхоза «Оршинский» [8,9]) сквозь прогнившую крышу внутрь «попадали дождь и снег»; «от деревянной галереи осталось лишь несколько половиц с западной стороны…» [10]. Неудовлетворительное состояние памятника отмечалось и в материалах его обследования специалистами [8].
К счастью, в середине 1970-х гг. были выделены средства на реставрацию церкви [9], предприняты срочные меры для ее спасения: церковь была разобрана и перевезена в д. Василёво, что в 5 км к северу от Торжка [9,11]. В этом удивительно красивом месте на правом берегу Тверцы находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Он создан с целью бережного сохранения и пропаганды памятников деревянного зодчества [9] и включает более десяти ценных экспонатов, вывезенных из различных районов области (церковь Знамения из с. Пылево Весьегонского района, пожарное депо из д. Лаптиха Бежецкого района, часовни, амбары, мельницы, другие сооружения). Уютно расположилась на поляне и церковь Вознесения Господня из погоста Спас на Сози. Эта постройка клетского типа представляет собой высокий четверик (с двухскатной кровлей, увенчанной барабаном на небольшом восьмерике, с луковичной главкой и крестом) с примыкающими к нему: с запада – трапезной (также перекрытой на два ската), с востока – пятигранной апсидой. С северной и западной стороны церкви воссозданы крытые галереи с резными фигурными консолями. Церковь Вознесения является объектом культурного наследия федерального значения (архитектурным памятником ХVIII в.) [11] и продолжает радовать нас стройностью пропорций и великолепием, весьма органично вписываясь в живописный пейзаж старинного парка бывшей усадьбы Львовых.
Андрей Ростиславович Нарский.
Литература.
1. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3257 (1732 г.).
2. Материалы для истории Тверской епархии [прибавление к Тверским епархиальным ведомостям]. – Тверь, 1898. – п. 102.
3. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3270 (1796 г.).
4. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3311, лл.44–48 (1846 г.).
5. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3295 (1832–1835 гг.).
6. Нарский А.Р. Церкви села Спас на Сози // Тверской мiрянинъ. – 2003. – 15 мая. – № 8 (96). – С.6.
7. ГАТО. Ф.160, оп.1, д.16017, лл.439–444об. (1900 г.).
8. ГАТО. Ф.Р-2893, оп.2, д.2161, лл.2об.–3 (1970 г.).
9. Обзор памятников истории и культуры Калининской области / Инф. письмо. – Калинин, 1981. – С. 6,11.
10. Комогоров П. Спас на Сози // Калининская правда. – 1971. – 10 января. – С. 4.
11. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. – Калинин, 1986. – С. 75. – п. 2355.
Фото. № 1 Бориса Орлова. Церковь после её переноса в Василёво.
Фото. № 2 из архива Ильи Эль-Сааби. Церковь до её переноса в Василёво.
Фото. № 3 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Фотограф Соболев Н.Н. Первая половина XX века.