Что вам известно о крылове вспомните уроки
ГДЗ.Литература.8 класс.Коровина.Часть 1.Русская литература и история.Из русской литературы 19 в.И.А.Крылов.Задание 2.
Записывай ответ:
Отец И.А. Крылова, армейский капитан, воевал против
Пугачева. Мать, малограмотная, но добрая и умная женщина,
мечтала дать образование сыну, но её мечтам не суждено было
сбыться. Когда Крылову было 10 лет, семья остается без кор-
мильца, и на его плечи ложится забота о ней. Крылов устраи-
вается на службу (переписывать бумаги в городской магистрат
потом в Петербурге тоже служит в Казенной палате, получает
нищенское жалование. Но уже в это время Крылов пытается
издать свою комическую оперу «Кофейница». Судьба приво-
дит его в театр. Попытки творческого самоопределения связа-
ны с драматургией. Крылов пишет пьесы, в которых поднимает
острые вопросы современности.
Все драматургические произведения, созданные Крыловым,
говорят о демократизме его мировоззрения, тяготении к сатире
и стремлении откликнуться на острые вопросы современности.
Новый, зрелый период творчества начинается с момента об-
ращения Крылова к жанру басен (после 1805 года) первый сбор-
ник басен вышел в 1809 году и имел шумный успех, в 1844 году
вышло полное собрание басен в девяти книгах. Всего Крылов
написал около 200 произведений этого жанра. Именно Кры-
лов, по словам Белинского, «создал русскую басню».
Историческая заслуга Крылова состоит в том, что, сохранив
традиционные признаки жанра, он критически изображал кон-
кретные социальные пороки русской жизни. Сюжеты для сво-
их басен Крылов брал из самой русской жизни. Его басенное
творчество стало знаменательной вехой в развитии русской ли-
тературы XIX века.
Нами прочитано и проанализировано несколько басен Кры-
лова: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягненок»,
«Слон и моська» и др.
Что вам известно о крылове вспомните уроки
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов вступил в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями, с удивительной начитанностью в истории, философии, словесности. Ему были ведомы западноевропейская и русская культура.
В 1780-х — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. С первых дней литературной деятеяьности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера Илья-богатырь». Современники по праву видели в Крылове преемника Д. И. Фонвизина.
Дебют Крылова в жанре басни, если не считать первых басен, созданных в конце XVIII века, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в рервые годы XfX столетия.
В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным наладкам со стороны Александра I, выговоры от которого следовали один за другим.
Басни Крылова об Отечественной войне 1312 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских пюдей истинный смысл событий.
Тогда же происходило постепенное изменение с общественных и литературных взглядах Крылова, которое состояло в том, что, отбросив абстрактные представления о добре и зле, бедности и богатстве, писатель обратился к реальным отношениям людей в обществе и высказал суждения о них, исходя из конкретных нравственных оценок. Тем самым поэт во многом по-новому взглянул на действительность.
Крылов по-прежнему не принимал существующий порядок, но теперь полагал, что исторически сложившийся общественный строй изживет себя также исторически. Иначе говоря, он стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Этот взгляд отразился во многих его баснях. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума, как, например, в басне «Лягушки, просящие царя».
1. Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?
2. Что вам известно о Крылове (вспомните уроки в предыдущих классах)? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете? О чем они?
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Что вам известно о Крылове
Что вам известно о Крылове (вспомните уроки в предыдущих классах)? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете? О чём они?
Ответ
Отец будущего баснописца не имел знатных покровителей и служил в самых незначительных чинах. Семья жила бедно: у них не было ни имения, ни крепостных крестьян, и воспитанием сына занималась мать. Отец научил его читать и писать, а мать помогала выбирать книги для чтения и саморазвития.
В восемь лет Крылов начал работать в суде подканцеляристом, то есть переписчиком бумаг, а затем в магистрате Твери. Начальник невзлюбил его за страсть к чтению, и если заставал мальчика за книгой, то бил его по голове и по плечам. Через год, в 1778 году, умер отец Крылова, и мальчику пришлось идти в услужение. За работу ему платили учёбой.
Сложнейший путь самовоспитания и самообразования пришлось пройти Крылову. Пушкин свидетельствовал позднее, что Крылов знал главные европейские языки, а в пятьдесят лет выучился древнегреческому. Первым серьёзным произведением Крылова была басня, переведённая из Лафонтена.
Известность сатирика Крылову принесли комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», комическая опера «Илья-богатырь». Их часто ставили на сценах домашних и профессиональных столичных театров. Но славой и гордостью русской литературы стали басни Крылова. Мы знаем, что Крылов порой заимствовал сюжеты у француза Лафонтена, которые тот, в свою очередь, брал у грека Эзопа. Но Крылов вводил в басни живой разговорный язык, рисовал такие яркие, узнаваемые характеры, так поворачивал классический сюжет, что его произведения заслужили всеобщее признание.
Повторим ещё раз слова П.А. Вяземского: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
Мы знаем несколько басен И.А. Крылова: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» и другие.
Конспект урока по литературе на тему»Басни Крылова»Лягушки,просящие царя».»Обоз».(8 класс)
Урок литературы 8 класс
Тема : И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.
— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
-познакомить с новыми баснями Крылова
Планируемые образовательные результаты
-умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
-воспитание интереса к классической литературе.
-проверить освоение учащихся знаний о басне как жанре литературы.
-проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
развитие речи и творческого мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока : комбинированный, обобщающий.
Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.
Портрет И.А. Крылова;
Фотография памятника И.А. Крылову в Летнем саду;
Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;
Методические приемы : викторина, рассказ учителя, сообщения учеников( презентации), беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.
Организационная структура урока:
Урок наш я начну необычно.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
Кто является автором этих басен?
Что вам известно о Крылове? ( вспомните уроки в предыдущих классах)
Дополнят сведения о Крылове другие учащиеся.(выступления 2-3 учащихся с сообщениями)
Сообщения учащихся. Презентация
Басня – древнейший жанр литературы, берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом. Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра.
Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.). Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов. Эзоп – известный древнегреческий баснописец Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии. Главный источник сведений о баснописце – легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание». Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».
История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах. Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств. Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.
Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным. Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем сегодня изучать, «Лягушки, просящие Ц аря», является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.
Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его. Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).
Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».
4. Инсценировка басни подготовленными учащимися.
– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)
– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?
(I. «Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен.
Одно в царе лишь было худо:
6.Первичная проверка понимания
– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.
(II. Журавль – не чурбан:
«Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
– А что значит это выражение? Подтвердите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)
– В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?
С наибольшей отчетливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений. Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную веселость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм. Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях». Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою-то мужиковатою оригинальностью». У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев. Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочиненные самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.
Прочитайте выразительно друг другу басню «Обоз».
— Какова мораль басни «Обоз»?
— К каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?
Выяснить историю создания басни «Обоз». Выучить басню наизусть.
Конспект урока по литературе 5 класс «Басенный мир Крылова»
Тема : Внеклассное чтение.Басенный мир И.А.Крылова.
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
— закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;
— работа с информацией;
б) коммуникативные УУД:
— формировать умение работать в группе;
— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
— формировать умения выполнять свои действия по образцу;
— формирование умения адекватно оценивать свою работу;
— воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки для домашнего задания.
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.
Угадай произведение по картинке (3 картинки)
-Что за произведение? Кто автор?
— Чему мы посвятим наш урок?
— Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)
— А как нам достичь этой цели? (Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
— Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)
А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
( поэт Жан де Лафонтен)
Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков)
Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. А.С.Пушкин сказал, что И.А.Крылов- самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев.
А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
III. Вспомним басни Крылова и героев этих басен,кто правильно будет отвечать,тот будет получать фишки,в конце урока подведем итоги.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
1)Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
2) Угадай название басни по её морали.
а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. «Ларчик»
б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться. «Синица»
в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»
г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».
д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
е) Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
3) Конкурс «Картинная галерея»
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.
5) Инсценирование басни. Подготовленные ученики инсценируют басню
— Объяснение морали басни. ( В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).
6) Загадочные животные (на столах лежат слова)
Составьте и запишите
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
VII . Заключительное слово учителя. Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Учитель . Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
V. Домашнее задание:
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
X. Подведение итогов. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?