подземные жители острова пасхи
Пещеры острова Пасхи
Остров Пасхи похож на гигантский швейцарский сыр — он весь пронизан полостями и лавовыми тоннелями, образовавшимися в результате вулканической деятельности. Подземные ходы тянутся на километры под землей. Пещеры острова Пасхи служили убежищем его жителям в годы войны. Многие из них до сих пор не исследованы учеными.
Как образовались пещеры острова Пасхи
Остров имеет форму треугольника, по углам которого возвышаются вулканы Рано-Као, Пуа-Катики и Теревака — наивысшая точка острова высотой 539 метров. Сейчас эти вулканы спят, но когда-то на острове происходили бурные извержения.
Разница температур между внешними и внутренними лавовыми потоками, и большие пузырьки выделяющихся газов привели к образованию больших полостей и длинных коридоров.
Убежище древних рапануи
Древние жители называли пещеры словом ана. Многие семьи владели своими собственными ана. Некоторые прятали там ценные предметы. В этих случаях только старший член семьи знал точное местоположение укрытия. Но часто тайна уходила в могилу месте с носителем, и многие пещеры были потеряны вместе с сокровищами.
Потерянные пещеры острова Пасхи пытались найти антропологи Тур Хейердал и Кэтрин Рутледж. Им помогали островитяне, но больших успехов поиски не дали. Ученых интересовали таблички с письменами ронго-ронго, которые могли пролить свет на загадочную цивилизацию.
Большая часть знаменитой книги “Аку Аку” Хейердала рассказывает о приключениях, эмоциях и разочарованиях автора в поисках этих сокровищ.
Путеводитель по пещерам острова Пасхи
Ана Какенга — пещера с видом на океан
Ана Какенга (Ana Kakenga) известна как “пещера двух окон”. Она находится примерно в 4 километрах к северу от города Анга Роа, если идти вдоль берега. Добраться до пещеры можно только пешком или на велосипеде.
Ана Какенга — это вулканическая труба длиной около 50 метров. Она образовалась около тысячи лет назад, когда жидкая лава текла под землей. Эту пещеру использовали в качестве убежища во время борьбы между кланами острова.
Единственный вход в пещеру замаскирован в земле. Он скорее напоминает нору, чем туристическую достопримечательность. Естественное широкое отверстие рапануи намеренно умешили при помощи каменных плит. Узкий проход позволял лучше обороняться от захватчиков.
Первые метры проходят через узкую щель, но потом она расширяется и выводит в просторное помещение.
Пещера завершается двумя окнами, расположенными на высоте 30 метров над океаном. Оттуда открывается шикарный вид на островок Моту Таурара.
Ана Те Пора — убежище при набегах работорговцев
Ана Те Пора (Ana Te Pora) расположена в непосредственной близости от утеса на северо-западном побережье острова. Неподалеку находится пещера Ана Какенга и церемониальный комплекс Аху Те Пеу.
Это длинная лавовая труба, выходящая в большую комнату с гладкими стенами. Она, как и другие пещеры системы Ройхо, служила убежищем во время войн. Там древние рапануи прятались во время столкновений за власть между племенами, и во время набегов колонизаторов в поисках рабов в 19 веке. Тогда местных жителей массово вывозили в Перу на каторжные работы. Те, кто остался на острове, умерли от эпидемий. В результате к 1888 году, когда Чили аннексировала остров, живых рапануйцев насчитывалось всего 178 человек.
В нескольких шагах от входа находится прямоугольное строение из камней, напоминающее кровать. Древние рапануи спали прямо на земле, на ковриках или траве, а в качестве подушки использовали гладкий камень. Подобные кровати не были найдены в других пещерах. Возможно, это был церемониальный алтарь или могила.
В конце этой комнаты пещера сужается. Проход ведет в следующую полость, заканчивающуюся разломом лавового слоя в потолке. Оттуда придется карабкаться по камням, или вернуться тем же путем назад.
На полпути между двумя проходами есть боковой туннель. Он ведет к другому выходу возле утеса. Лишь немногие туристы выбирают этот вариант, так как он очень темный и узкий.
В непосредственной близости от Ана Те Пора находится Аху Тепеу — руины аристократической деревни рядом с пещерой Те Пора. Она стояла на самом обрыве.
Ана те Паху — банановая пещера
Пещера Ана Те Паху (Ana Te Pahu) принадлежит системе Ройхо, которая тянется под землей на 7 км и состоит из нескольких обширных камер.
В этих пещерах жили первые переселенцы из Полинезии. Это подтверждают остатки уму паэ — каменных печей, где они готовили пищу. Отверстия в потолке, образовавшиеся в результате коллапса непрочного лавового слоя, препятствовали накоплению дыма внутри.
Одна из главных камер Ана Те Паху использовалась в качестве водохранилища. Дождевые воды просачивались сквозь скалы и накапливались внутри. Ближайший источник питьевой воды был далеко, в Рано Арои.
Вход защищен каменными барьерами. Эти маленькие препятствия заставляли посетителей входить по одному, а обитатели пещеры могли легче обороняться.
Ана Те Паху также называют Банановой пещерой, потому что на входе растет много банановых деревьев, а также виноград и авокадо. Высокая влажность, частые дожди, большое количество солнечного света и защита от ветра превратили эту пещеру в тропический сад — манавай.
Здесь жили в основном старики, которые присматривали за растениями и выращивали кур, завезенных из Полинезии. Клубни ямса, которые долго хранятся даже при высоких температурах и содержат много белка, местные жители использовали для приготовления муки.
Ана Кай Тангата — пещера у океана
Ана Кай Тангата (Ana Kai Tangata) — это пещера на берегу моря, на пути к деревне Оронго. Ее связывают с культом Тангата Ману или человека-птицы. Там сохранились прекрасные наскальные рисунки.
Название пещеры можно перевести по-разному. Нет сомнений, что слово Ана означает «пещера», а слово Тангата означает «человек». Па вот слово Кай имеет несколько значений: «есть», «собирать» или «говорить».
Первое значение что породило гипотезу о пещере людоедов — эпизоды каннибализма упоминаются в устной традиции рапануи. Считалось, что после соревнований Тангата Ману жители Матавери праздновали победу банкетами, которые иногда включали человеческие жертвы. До сих пор в раскопках не найдено никаких доказательств, подтверждающих практику каннибализма.
Если название пещеры перевести как «собрание», то можно предположить, что пещера использовалась как школа. Внутренний купол обладает хорошими акустическими свойствами. Возможно, в ней собирались жители острова, чтобы набраться мудрости у старейшин, либо проводились важные собрания. Другая гипотеза утверждает, что эта пещера была лодочной верфью, где строили каноэ из досок — вака ана.
На внутреннем своде пещеры сохранились изящные наскальные рисунки. Художники использовали растительные эссенции и минеральные пигменты в смеси с акульим жиром. Из них получали красный, белый и черный цвета. Внутри пещеры сохранились каменные каши, где смешивали краски.
Главный герой рисунков — чайка, которая гнездилась на острове весной и считалась священной. Именно за ее яйцами плавали участники соревнований Тангата Ману. Этот ритуал показал в художественном фильме «Рапа Нуи» 1994 года. Советую посмотреть перед поездкой!
Смертоносные подземелья острова Пасхи.
Об острове Пасхи знают практически все, кто хоть в малой степени интересуется историей человечества и её загадками. Конечно, при упоминании об этом острове сразу вспоминаются его таинственные каменные истуканы, однако это только одна из тайн мистического клочка суши, затерявшегося в бескрайнем океане. В последнее время всё чаще в статьях и отчетах учёных, путешественников и исследователей встречаются упоминания о загадочных и опасных подземельях знаменитого острова.
Дороги, «утонувшие» в океане
Когда видишь знаменитые статуи острова Пасхи, называемые местными жителями — моаи, сразу понимаешь, что этот маленький клочок суши посереди океана — одно из самых таинственных мест на Земле. Сотни огромных каменных истуканов весом от 12 до 80 тонн разбросаны по всему острову, кажется, что в далёком прошлом здесь произошла какая-то катастрофа, прекратившая налаженное «производство» величавых идолов из вулканического туфа.
Остров Пасхи длиной всего 22 и шириной и 11 километров никогда не имел значительного населения, здесь просто не было ресурсов, чтобы прокормить десятки тысяч человек. Данное обстоятельство позволяет многим исследователям выдвигать самые фантастические гипотезы относительно происхождения гигантских статуй. Одни говорят, что малочисленное население острова просто не могло создать такое количество статуй, поэтому связывает происхождение моаи с инопланетянами, другие выдвигают ещё более «крутую» версию, что статуи буквально выплюнули из недр земли некие мистические силы.
Увы, давно умер Тур Хейердал, который мог бы дать достойный отпор этим версиям, ведь в своё время он раскрыл все довольно нехитрые тайны изготовления каменных истуканов. Островитяне вытёсывали статуи из вулканического туфа в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку, где обнаружены не только тысячи каменных топоров и кирок, но и незаконченные статуи, которые до самого последнего момента спиной соединялись с горной породой.
Тур Хейердал в качестве эксперимента нанял несколько островитян, которые наметили контуры статуи и принялись вытёсывать её каменными топорами, изредка поливая породу водой для её размягчения. Уже через три дня из скалы проступил довольно чёткий силуэт, и учёный смог прикинуть время, необходимое для изготовления каменных колоссов. По его расчётам, «любую статую острова Пасхи две группы каменотесов из десяти человек могли бы вытесать менее чем за год».
Впрочем, на острове и без этого немало тайн. Кого изображали эти статуи? Почему внезапно прекратили их создавать? Как произошло заселение этого острова? Где истоки таинственной письменности — иероглифов на деревянных табличках ронго-ронго? Куда ведут древние дороги, уходящие прямо в океан?
Пещеры и тоннели в недрах острова
За историю острова Пасхи на нём побывали десятки научных экспедиций, и его небольшая по площади поверхность изучена достаточно хорошо. Не удивительно, что теперь большой интерес учёных вызывают подземелья острова. О пещерах на острове было известно давно, но никто не предполагал, что его недра буквально пронизаны целой системой естественных и искусственных полостей.
В 2005 году экспедиции спелеологов и учёных удалось открыть на острове систему пещер длиной в шесть километров. В восточной части острова были обнаружены сразу 45 пещер, многие из которых «преподнесли» археологам весьма ценные находки. Топоры, наконечники копий и стрел, удивительные наскальные изображения, 30 человеческих скелетов — всё это было найдено при обследовании пещер. Полагают, что местные жители использовали эти пещеры как убежища во время различных конфликтов, которые происходили на острове. По мнению Клаудио Кристино, эксперта по археологии из Университета Чили, пещеры-убежища могли использоваться и для хранения пресной воды. Пещеры на острове Пасхи весьма разветвленные, кроме этого естественные полости в земле дополняют сотни искусственных подземных ходов, не только соединяющих между собой пещеры, но и ведущих в глубь недр острова. Говорят, что пещеры и ходы образуют несколько уровней, самые нижние из которых практически не исследованы. Стали редкостью и местные знатоки подземелий острова, а ведь ещё в 18-м веке были нередки случаи, когда аборигены пересекали остров, пользуясь только подземными ходами.
Что скрывают самые нижние уровни подземелий? Полагают, что там могут находиться сотни тайников с артефактами, связанными с древней историей острова. В своё время Тур Хейердал со своими коллегами сумел опуститься примерно на 100 метров вглубь острова, исследователи тогда обнаружили несколько очень странных каменных статуэток; до сих пор неизвестно, представители какой цивилизации их изготовили. Так что в глубинах острова учёных может ожидать немало интересного.
Учёные это прекрасно понимают и давно делают попытки проникнуть на самые нижние уровни подземелий острова. Однако те, кто спустился ниже пятого уровня, исчезли бесследно. Пропало уже около 60 человек, после этого власти запретили исследование самых нижних уровней. Куда исчезли люди? Этого никто не знает. Ходят слухи, что некоторых исчезнувших якобы находили в невменяемом состоянии в Африке или Австралии, но они уже не могли ничего объяснить или вспомнить.
Впрочем, в это верится с трудом, как и в версию, что от острова Пасхи могут идти тоннели до побережья Чили и до Азии. Одни исследователи считают, что под островом в древности велась добыча полезных ископаемых, другие даже верят в наличие в глубинах Пасхи некой подземной цивилизации, представители которой и похищают учёных. Согласно местным легендам, подземные ходы острова были некогда проложены загадочными птицелюдьми. Кем они были и были ли на самом деле? Об этом остаётся только гадать.
С таинственным феноменом столкнулся наш российский учёный профессор Эрнст Мулдашев при попытке проникнуть в подземелья острова Пасхи. Учёного и его коллег буквально атаковали загадочные энергетические шары. При приближении шаров к людям они чувствовали весьма неприятные ощущения — от головокружения и тошноты до необъяснимого страха. При попытке волевого преодоления этих симптомов они настолько усиливались, что люди были вынуждены повернуть назад. Что охраняют в подземельях эти шары-стражники? Какие там кроются тайны? По мнению Эрнста Мулдашева, шары являются дематериализовавшимися древними обитателями острова, они не дали исследователям проникнуть вглубь всех тринадцати пещер, в которых они побывали. Наличие таких необычных стражников может говорить только о том, что в глубинах острова Пасхи на самом деле скрываются важные тайны. Удастся ли когда-нибудь учёным «договориться» с этими стражниками и узнать, что они охраняют? источник
Пещеры острова Пасхи
Множество пещер и подземных ходов искусственного происхождения находится на острове Пасхи, расположенном почти в центре Тихого океана. И это при том, что размер острова лишь немногим превышает 20 км в поперечнике.
Пещеры и подземные ходы сильно разветвлены и расположены на нескольких уровнях. Вход и исследования в них официально запрещены, так как в подземельях острова не раз пропадали люди. По сообщению местного жителя Мартина Родригеса, «самое большое — люди пробирались где-то на пятый уровень катакомб. А вот кто проник еще ниже, тех потом вообще не нашли».
В прошлом подземный мир острова был заселен. В пещерах имеются огромные печи для приготовления пищи, выложенные камнями тоннели и большие комнаты, в которых одновременно могло находиться несколько сотен человек.
По рассказам местных жителей, еще в XVIII веке любой желающий мог войти в подземелья на западе острова, а затем выйти на востоке, и наоборот.
Участники экспедиции норвежского путешественника Тура Хейердала, спустившиеся под землю на глубину около 100 м, нашли в расщелинах лабиринтов загадочные каменные статуэтки, их уже более 50 лет исследуют разные специалисты, но до сих пор не удается установить их принадлежность к какой-либо из известных древних цивилизаций.
Войцеховский привел удивительный факт. В середине 1970-х годов в одном из музеев Барселоны (Испания) среди экспонатов V—I вв. до н.э. была обнаружена небольшая статуэтка высотой 10 см, — точная копия каменных изваяний о. Пасхи. Причем, в Барселонский музей она попала из пещеры, находящейся в испанском местечке Сатестебан.
Пресс-секретарь Чилийской ассоциации археологов Виктор Мендес сказал, что по самым смелым предположениям жителей о. Пасхи, с острова можно попасть по подземным ходам на побережье Чили и в Азию.
Проход в страну Подземных Гигантов. Тайны Нан Мадола
Упоминем о 92 искусственных островах Нан Мадола в юго-западной части острова Понапе, расположенного в группе Каролинских островов в Тихом океане. Они были воздвигнуты на коралловом рифе Темуен и занимают площадь около 0,8 кв. км. Длина отдельных островов — до 100 м. Их стены сложены из шести- и восьмиугольных базальтовых колонн длиной от 3 до 9 м и весом до 10—15 т и более, положенных друг на друга, а внутреннее пространство заполнено коралловым щебнем. Для прочности основания некоторых островов колонны сделаны двойными. Все части плотно пригнаны друг к другу и скреплены поперечинами и крестовинами. Угловой камень на одном из островков весит более 50 т. За базальтовыми стенами — руины зданий, выстроенных из таких же базальтовых столбов.
По местной легенде, на одном из маленьких островков архипелага существует тайный проход, который ведет в огромный подземный лабиринт. В лабиринте имеется заповедный путь в Страну Великанов.
С этой легендой перекликается индонезийское предание о том, что где-то в южной части Тихого океана находится Пуп Земли, через который можно войти в Страну Подземных Гигантов. Человеку, забредшему в их владение, обратной дороги нет.
Как бы в подтверждение этих преданий, узкие каналы Нан Мадола с отвесными каменными стенами и покрытые буйной тропической растительностью берега образуют лабиринт, ведущий к центру рукотворного архипелага. Здесь находится колодец, выложенный базальтовыми блоками. Вход в него затоплен. И в этом нет ничего удивительного. Ведь рукотворные сооружения Нан-Мадола тоже продолжаются под водой за пределами Темуена. На морском дне расположены самые древние части «города».
На протяжении многих столетий охотники за кораллами и китайские коммерсанты интересовались богатствами, якобы скрытыми на морском дне вокруг Понапе. Ныряльщики рассказывали, что видели там дороги, каменные арки, разрушенные строения, монолиты, покрытые кораллами и ракушками. А японцы с 1919 по 1939 гг. даже извлекали из под воды гигантские саркофаги из платины. По крайней мере, достоверно известно, что в те годы Япония в большом количестве вывозила этот металл с Понапе, на котором нет месторождений платины.
Это подтвердили австралийские водолазы во главе с этнографом Дэвидом Чилдерсом и японские археологи (фамилии не приводятся). Погружаясь на глубину 20—35 м, австралийские исследователи обнаружили 12 обросших кораллами огромных колонн, а на лежащих на дне базальтовых глыбах они разглядели довольно четкие рисунки геометрических фигур. Японским водолазам удалось сделать даже больше — достичь основания Нан-Мадола — огромных стен из базальтовых блоков, соединенных без какого-либо раствора. По скорости погружения океанического дна исследователи рассчитали, что возраст подводного города составляет около 12 тысяч лет!
Возможно, расположенный в центре Нан-Мадола колодец действительно ведет в Страну Великанов, которые, согласно местным преданиям, были крылатыми огнедышащими драконами и магами: достаточно им было произнести заклинание, и базальтовые глыбы сами собой отделялись от скалы, взлетали в воздух и укладывались в нужном порядке.
Множество загадок острова Пасхи
При упоминании этого острова обычно возникает ассоциация с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. Однако на небольшом клочке суши посреди безбрежного Тихого океана сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк.
Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски загадочной Южной Земли, был, возможно, не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И европейское название острову дал именно Роггевен, чьи корабли причалили к нему 5 апреля 1722 г. Это было Пасхальное воскресенье.
Знаменитый капитан Джеймс Кук высадился на острове спустя полвека, в 1774 г., и был поражен не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между статуями-великанами и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — писал он.
По оценкам и Кука, и Роггевена там обитало около 3000 туземцев, называвших свой остров то Мата-ки-те-Раги, что значит «глаза, смотрящие в небо», то Те-Пито-о-те-хенуа, то есть «пуп Земли». Благодаря таитянским мореплавателям остров часто называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), чтобы отличать его от острова Рапа-Ити, лежащего в 650 км к югу от Таити.
В настоящее время это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой и населением менее 5000 человек. Однако раньше на нем росли густые леса и бурлила жизнь, свидетелями которой были гигантские каменные статуи — моаи, как их называли аборигены. Согласно поверьям местных жителей, в моаи заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.
Странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами, они разбросаны по всему острову. Когда-то статуи стояли на пьедесталах, обратившись взорами к центру острова — это видели первые европейцы, посетившие остров. Но потом все истуканы, а их насчитывается 997, оказались лежащими на земле.
Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в прошлом веке. Последняя реставрация 15 моаи, расположенных между вулканом Рано-Рараку и полуостровом Пойке, была проведена японцами в 1992—1995 годах.
На склонах этого вулкана расположена каменоломня, где древние мастера с помощью базальтовых резцов и тяжелых каменных кирок вырубали моаи из мягкого вулканического туфа. Высота большинства статуй составляет 5—7 м, высота более поздних изваяний достигала 10—12 м. Средняя масса моаи — около 10 т, но есть и гораздо более тяжелые. Карьер полон незавершенными статуями, работа над которыми по неизвестной причине была прервана.
Моаи расположены на массивных постаментах аху вдоль побережья острова на расстоянии 10—15 км от каменоломен. Аху достигали 150 м в длину и 3 м в высоту и состояли из кусков весом до 10 т. Неудивительно, что эти гиганты поразили европейских моряков, а затем и мировую общественность. Каким образом это удавалось делать древним обитателям острова, потомки которых влачили жалкое существование и не производили впечатления богатырей?
Как перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудряясь при этом не повредить их за время пути? Как взгромождали их на аху? Как водружали после этого на их головы каменные «шляпы», весящие от 2 до 10 т? И наконец, как эти скульпторы появились на самом удаленном от суши из населенных островов мира?
Но это далеко не все тайны Рапа-Нуи. В 1770 г. заброшенный клочок земли решили под названием Сан-Карлос присоединить к владениям испанской короны. Когда руководитель испанской экспедиции капитан Фелипе Гонсалес де Аэдо составил акт о присоединении острова и подписал его, вожди местных племен под текстом поставили и свои подписи — тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или рисунки на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?!
Оказывается, существовала. В каждом жилище аборигенов находились деревянные таблички с вырезанными на них знаками. Свою письменность жители Рапа-Нуи называли кохау ронго-ронго. Сейчас в музеях мира находится 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками.
Увы, это все, что осталось после просветительской деятельности христианских миссионеров. И даже самые старые жители острова не могут объяснить смысл хотя бы одного знака, не говоря о том, чтобы прочитать текст.
В 1914—1915 гг. руководитель английской экспедиции на Рапа-Нуи миссис Кэтрин Скорсби Раугледж нашла старика по имени Томеника, который смог написать несколько знаков. Но посвятить чужеземку в тайну ронго-ронго он не захотел, заявив, что предки покарают каждого, кто раскроет пришельцам секрет письма. Едва дневники Кэтрин Раутледж были опубликованы, как она сама внезапно умерла, а материалы экспедиции оказались потерянными.
Через сорок лет после кончины Томеники чилийский ученый Хорхе Сильва Оливарес познакомился с его внуком, Педро Пате, который в наследство от деда получил словарь ронго-ронго. Оливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего языка, но, как пишет он сам, «катушка с пленкой оказалась не то утерянной, не то похищенной. Исчезла и сама тетрадь».
В 1956 г. норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал узнал, что у островитянина Эстебана Атана есть тетрадь со всеми знаками древнего письма и их значением латинскими буквами. Но когда знаменитый путешественник попытался рассмотреть тетрадь, Эстебан сразу же ее спрятал. Вскоре после встречи абориген отплыл в маленькой самодельной лодке на Таити, и больше ни о нем, ни о тетради никто не слышал.
Ученые многих стран пытались расшифровать таинственные знаки, но это у них не получилось до сих пор. Однако обнаружилось сходство письменности острова Пасхи с иероглификой Древнего Египта, древнекитайским рисуночным письмом и письменами Мохенджо-Ааро и Хараппы.
Еще одна загадка острова связана с. его регулярным исчезновением. Только в XX в. документально зафиксировано несколько удивительных случаев, когда он довольно ловко «прятался» от мореплавателей. Так, в августе 1908 г. чилийский пароход «Глория» после длительного рейса собрался пополнить там запас пресной воды. Но когда пароход вышел в отмеченную штурманом точку, никакого острова там не оказалось!
Расчет показывал, что пароход прошел прямо сквозь остров и теперь удалялся от него. Капитан приказал повернуть назад, но вычисления показали, что «Глория» находится прямо в центре острова!
Через 20 лет туристский лайнер должен был пройти в нескольких милях от острова Пасхи, но его нигде не было видно даже в самый мощный бинокль. Капитан тут же передал в Чили сенсационную радиограмму. Чилийские власти отреагировали быстро: канонерская лодка вышла из порта Вальпараисо к загадочному месту, но остров снова был на своем обычном месте.
В годы Второй мировой войны две немецкие субмарины направлялись к острову Пасхи, где их поджидал танкер-заправщик. Но на месте встречи ни танкера, ни острова не оказалось. Несколько часов лодки бороздили океан в бесплодных поисках Наконец командир одной из субмарин решил нарушить режим радиомолчания и вышел на связь с заправщиком. Встретились они лишь в 200 милях от острова Пасхи, а вторая подлодка бесследно исчезла.
Многие исследователи предполагали, что местное население происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и, конечно, из Атлантиды. Хейердал выдвинул гипотезу, что остров был заселен переселенцами из Древнего Перу. Действительно, каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространенный в Перу. А перуанские легенды говорили о битве инков с народом северных белых богов.
После поражения в битве их вождь Кон-Тики увел свой народ на запад через океан. На острове же ходят легенды о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа (возможно, это был десятый Сапа Инка Тупак Юпанки). По словам испанского путешественника и ученого XVI в. Педро Сармьенто де Гамбоа, в ту эпоху у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они могли достичь острова Пасхи.
Воспользовавшись фольклорными описаниями, Хейердал построил из 9 бальсовых бревен плот «Кон-Тики» и доказал, что преодолеть расстояние между Южной Америкой и Полинезией в давние времена было возможно. Тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не убедила ученый мир. Генетический анализ указывает скорее на его полинезийское происхождение, да и рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских. Спорят ученые и по поводу даты заселения, называя время от 400 до 1200 года.
Возможная история острова Пасхи (согласно позднейшим реконструкциям) выглядит так.
Первые поселенцы возводили статуи небольших размеров, без «шляп» из камня на голове, сооружали церемониальные постройки и устраивали празднества в честь бога Маке-Маке. Затем на остров приплыли чужаки. Из-за искусственно удлиненных ушей их прозвали ханау-ээпе — «длинноухие» (Хейердал утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиеся на острове около 475 г., а аборигены являются полинезийцами).
Поселившись на полуострове Пойке, они поначалу жили мирно, отличаясь своеобразной культурой, наличием письменности и других умений. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, пришельцы женились на представительницах коренного племени, которых стали называть ханау-момоко — «короткоухие». Постепенно ханау-ээпе заселили всю восточную часть острова, а затем и подчинили ханау-момоко, чем вызвали ненависть со стороны последних.
С этого времени начинается строительство каменных гигантов с грубыми лицами, далеких от прежней реалистической манеры. Платформы-аху сооружаются с меньшей тщательностью, но зато теперь на них водружают статуи, спиной обращенные к морю. Возможно, к побережью их перевозили на деревянных салазках, смазанных рыбьим жиром. В те времена пальмами была покрыта большая часть острова, так что с деревянными катками проблем не было.
Но местные жители, к которым Тур Хейердал обращался с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. Хейердал и другие энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных истуканов в вертикальном положении.
Например, с помощью канатов моаи наклоняли, опирая на один из углов основания, и поворачивали вокруг этой оси с помощью деревянных рычагов. При этом группы такелажников с помощью канатов удерживали глыбу от чрезмерного наклона.
Со стороны действительно казалось, что моаи сами движутся по мощеным дорогам, которые действительно проложены на острове. Проблема в том, что рельеф вулканического острова буквально изрезан, и как передвигать многотонных гигантов вверх и вниз по окружающим Рано Рараку холмам, непонятно.
Как бы там ни было, моаи создавались, перемещались и водружались на постаменты ханау-момоко под руководством ханау-ээпе. Такие каторжные работы не могли обходиться без жертв, а население острова даже в лучшие времена, по мнению ученых, не превышало 10—15 тыс. человек. К тому же на Рапа-Нуи практиковался каннибализм.
Рапануйцы были воинственным народом, что подтверждается многочисленными столкновениями между местными жителями, описанными в легендах. И побежденные нередко становились главным блюдом во время празднования победы. С учетом доминирования длинноухих, нетрудно сообразить, чья участь была горше. И короткоухие в конце концов взбунтовалась.
Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной 2 км. Чтобы противник не смог преодолеть преграду, они вырубили окружающие пальмы и свалили их в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врагов с тыла и сбросили их самих в горящий ров.
Все ханау-ээпе были истреблены. Символы их могущества — моаи — сбрасывали с пьедесталов, работы в каменоломнях прекратились. Это эпохальное для острова событие произошло, вероятно, как раз вскоре после открытия острова европейцами, ибо в конце XVIII в. стоящих на постаментах истуканов моряки уже не видели.
Однако к тому времени деградация общины стала необратимой. Большинство лесов было уничтожено. С их исчезновением люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.
Впрочем, с последним довольно успешно боролись миссионеры, обращая туземцев в христианство. Но в 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего короля. Они же уничтожили часть статуй, после чего с острова бежали и многие аборигены, и жившие там миссионеры.
А завезенные пиратами болезни — оспа, туберкулез, проказа — сократили численность и так небольшого населения острова до сотни человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей уникальной цивилизации, которую местные жители помещали в центре мира.