подземелье собора святого петра
Палаты Ватикана. Собор Святого Петра или кладбище для VIP-клиентов
Не буду тянуть чёрного кота за хвост. Заявляю сразу, прямо и откровенно:
— Собор Святого Петра, лучшее церковное здание, которое я когда-либо видел!
Я, конечно, ещё ни разу не посещал вновь восстановленный Храм Христа Спасителя в родной столице. Не довелось. Но что-то мне подсказывает уверенность в главной канве этого рассказа.
Знаете, нам повезло. Мы входили в собор уже под вечер. После долгого хождения по музейным залам Ватикана. Выскочили из Сикстинской капеллы. На дворе уже темно. Площадь собора подсвечена. И никакой очереди. Вообще.
Входим в двери, ещё ничего не понимая. Делаем несколько шагов и только потом до уставшего мозга доходит величие места, в которое он попал. После чего непроизвольно вываливается нижняя челюсть, опускаясь до пола. Хорошо ещё, что хоть слюни не потекли. И такая немая сцена может продолжаться достаточно долго. Потому что, как я уже сказал, поздний вечер, и подтолкнуть одинокого туриста, наступить ему на пятку некому. Нет обычной для этого места толпы. Но зато никто и не мешает восхищению.
Задираю голову. Купол виднеется далеко-далеко в высоте. Если бы мне в полумраке тогда сказали, что всё это великолепие находится под открытым небом, то ей-ей, я бы поверил. И пространство. Огромное, огромное. Хоть в футбол играй. Нет, реально. Вы играли когда-нибудь в футбол на стадионе, полностью выложенным мрамором? Тёмных тонов. Зелёных, бордовых и коричневых.
Это касаемо эмоций. Но проходит минут пять. Зрение привыкает. Тараканы снова собираются в кучу. Мысли проясняются. И тогда достаёшь фотоаппарат и начинаешь пытаться запечатлеть картины, которые видит глаз.
Заметил при этом одну особенность. Вы когда-нибудь пытались сфотографироваться тёмной-тёмной ночью посередине степи? Когда даже луна не светит, и мрак окутывает плотной пеленой. Когда даже кончика собственного хвоста не видно. Так вот, если пытались, то знаете, что какой бы мощности вспышка у Вас не была, ни шиша она не поможет! Тьма всесильна и поглощает луч света, даже не подавившись. Вот точно такая же ситуация в соборе Святого Петра. Только здесь пожирателем света является не тьма, а пространство. Вспышка рассеивается со скоростью света, не успев осветить предмет Вашего интереса. Только блики излишние наводит.
Поэтому совет: раз вспышка не поможет, надейтесь только на качество цифровой техники. Возьмите с собой аппарат, который позволяет делать снимки в полумраке. Мыльницу оставьте дома.
Начинаем осмотр. Жадность до зрелищ превышает все пределы. Хочется разорваться на десять маленьких кусочков, чтобы оказаться во всех углах храма одновременно. Для придания стереоэффекта, так сказать. Разделиться то можно, но ведь потом даже опытные хирурги не соберут. Поэтому отбрасываем излишние эмоции и начинаем методично отрабатывать шаг за шагом.
Правый угол от входных ворот. Очень занимательная точка, под названием Porta Santa. Святые ворота. По сути дверь, которая в обычное время закрыта на все замки и засовы, плюс к тому залита бетоном и заварена арматурой. Чтоб ни один враг не прошёл. Как крепость. Можно брать только на таран.
Но раз в каждые двадцать пять лет сей форт Нокс сдаётся на милость победителей. Приходит Папа. Если он ещё ходит. Если нет, то его приносят. Читают молитву и с Божьей помощью и с помощью кувалдометра двери распахивают. Первым, как и положено проходит Папа. Дальше кардиналы, а потом и все остальные. Народу набирается, будто халяву раздают. Хотя, если правильно разобраться, именно халяву и раздают. Люди стоят в очереди за отпущением грехов.
Вот чем мне нравится христианская религия, это тем, что время от времени высшие силы объявляют амнистию. Например, пропагандируется акция:
— Заберись своим ходом на Святую гору Моисея и начни жизнь с чистого листа.
Правда есть куча противопоказаний. Если заедешь на непокорный холмик на горбе верблюда, то грехи отпустят не тебе, а верблюду. Но это уже условности.
Проход в назначенное время через Porta Santa тоже своеобразная фишка по очищению грешной души. Пока стоишь в душной толпе, думать нужно о вечности, а не о том, какого рожна ты в эту мясорубку попёрся. Тогда пройдя под Святыми сводами все житейские мерзости сотрутся с Вашего лицевого счета. Можете вновь начинать с чистой совестью пить, курить и ругаться матом. Чтобы потом было в чём покаяться.
Почему эта акция не постоянная, а только раз в четверть века? Да чтобы паства не расслаблялась. Иначе смысл не грешить, ежели завсегда откупиться можно…
Для тех, кто сотрёт свои грехи, пройдя через Святые ворота, ждёт ещё один приз. Эстетический. Здесь установлена, пожалуй, самая выдающаяся работа Микеланджело. Пьета. Ребята, это невозможно описать словами. Во всяком случае, чтобы я тут не сочинял, никоим образом не смогу передать вид, чувства, мысли, силу, эмоции. Я просто стоял и смотрел. Забыв про всё. Про то, что собор скоро закроют для посетителей, а мы только вошли. Про то, что неплохо было бы сфотографировать её на память.
Через сколько времени вышел из оцепенения, совсем не помню. Но фотография осталась. Приехал домой. Загрузил в качестве заставки на рабочий компьютер. Блин, сила искусства такова, что каждое утро, загружая умную машину, замираю перед изображением Пьеты. Интересно, это только я такой ненормальный?
Хотя, вряд ли. История знала ещё одного психа, который кидался на неё с ледорубом, будто на Троцкого. С воплями:
Того, понятное дело, отправили в палату номер шесть на подселение к Наполеону. А скульптура с тех пор находится за пуленепробиваемым стеклом.
Теперь мы ласково подходим к главному тезису рассказа. Оказывается, Пьета была сделана Мастером на заказ для гробницы одного из французских кардиналов. Триста лет спустя её перевезли с усыпальницы Жана Билэра и поместили в Ватикане. И теперь это практически единственное произведение искусства в соборе, под которым нет чьей-нибудь могилы.
Из общего пространства собора выделяется гробница папы Александра Седьмого. В арочной нише. С дверью, накрытой коричневым, в тон стенам собора, мраморным покрывалом. И, понятно, украшенная скульптурами работы Джованни Лоренцо Бернини, которому он покровительствовал. На мой взгляд, это самая богатая усыпальница в соборе. И вот здесь хочется отметить одну закономерность. Чтобы получить лучшее место не кладбище, не обязательно быть лучшим государственным деятелем. Поскольку Папа Александр, о котором мы говорим, как правитель был так себе. Управление делами он передал своим многочисленным родственникам, которые заняли все высшие посты в Ватикане. Настолько, что даже его личный секретарь писал:
— Александр — папа только по названию. Вопросы управления церковью он отодвигает от себя и думает только о том, чтобы жить в ничем не нарушаемом спокойствии духа.
Но при этом он очень любил архитектуру и лично занимался разработкой проектов застройки Рима. Выделял огромные по тем меркам деньги на строительство храмов. Среди которых Санта Мария дель Пополо. При нём была построена колоннада на площади Святого Петра.
При его участии расцвёл гений Бернини. Стоит ли удивляться, что благодарный архитектор и скульптор наградил его одним из своих лучших творений. Чтобы раз и навсегда увековечить его память.
Могила одного из последних понтификов, Святого Иоанна Павла Второго, не отличается особой роскошью. Если сравнивать, конечно, с его средневековыми предшественниками, а не обычными гражданами. Всё-таки роскошь при нём стала не в фаворе. Обычный саркофаг из мрамора, в тон стен собора. Сиротливо притулился у стены. Правда, под массивной картиной, написанной маслом на библейскую тему. О чём сюжет, я не понял. Для этого Святую книгу нужно наизусть знать, а беглого прочтения явно не хватает.
В данном случае нас интересует не столько дизайн, сколько один интересный факт. Для того чтобы положить Иоанна Павла на это место, вначале пришлось из склепа выковырять и перезахоронить другого Папу, скончавшегося гораздо ранее. Так что даже в самых высших божественных верхах и то практикуются квартирки Б/У и гробы секонд хенд. Всё-таки интересные у них в Ватикане правила. По принципу «никаких правил». Как бы заранее ты не суетился и место на кладбище не забивал, не факт, что оно тебе достанется. Потому что у благодарных потомков мнение завсегда измениться может. Политика, однако.
Кстати, того папу, которого с этого места убрали, звали Иннокентием Одинадцатым. С ним тоже не всё так просто. Не то, чтобы он Святой, но к лику Блаженных его причислили. Не сразу, правда. А только двести семьдесят лет спустя после смерти. Так вот, когда его тело доставали, чтобы соблюсти процедуры канонизации, оказалось, что оно почти не тронуто временем. Просто подсохло и всё. Понятно, что с точки зрения науки всему можно найти объяснение. Например, известно, что пять лет до самой смерти Иннокентий мучился от почечных камней. При сильных и постоянных приступах он, конечно, питаться полноценно не мог. И прижизненные портреты подтверждают это. На всех изображён очень худой человек. Поэтому, то небольшое мясо, что осталось на костях, просто высохло, не успев истлеть. Но это наука. А по вере человеку воздаётся чувство прекрасного. Поэтому истинно верующие люди считают, что тело Папы не высохшее, а нетленное. Разница в понятиях.
Ныне мощи Иннокентия Одиннадцатого тоже лежал в пределах базилики. Сейчас я уже не вспомню точное их месторасположение. Потому что не пытался это запомнить, а ходил по собору с разинутым от восхищения ртом. Но точно помню, что останки находятся выставленными на всеобщее обозрение. В нарядном красного цвета папском одеянии. В саркофаге со стеклянной боковой перегородкой. И с подсветкой. Не могу отделаться от мысли, что сделано это ради шоу. Исключительно ради привлечения внимания паствы и многочисленных туристов. Show must go on, однако…
Теперь переходим к главному. А суть заключается в том, что собор строился, как память об апостоле Петре. Значит, о Святом Петре здесь должно многое напоминать. Иначе, зачем же было затевать весь этот сыр-бор?
Кстати, учась в школе, я, видимо, что-то упустил. Потому что, бродя по собору, мучил меня один вопрос:
— Есть Папы номер восемь, одиннадцать, шестнадцать. А кто был самым первым?
— А первым как раз и был Апостол Пётр.
Нет, всё понятно. Это как на любом предприятии и в любой конторе. Заместитель генерального директора почти завсегда становится исполняющим обязанности генерального директора в случае внезапной утраты генерального директора. Теперь до меня дошло, откуда такая традиция повелась.
Тем временем мы остановились у одного из самых известных памятников. У Петра. Который сидит. Даже несмотря на то, что он памятник. Не подумайте плохого, на троне, на троне он сидит. Или на престоле. Опять разница только в терминологии. Правой рукой апостол Вас крестит, а в левой держит ключи от рая.
Нужно сказать, что во всём мире существует немыслимое количество копий этого шедевра. Потому что каждая уважающая себя католическая церквушка, будь она хоть на краю света, непременно хочет украсить бронзовой фигурой Петра свои интерьеры. Сам, своими глазами видел недавно этот шедевр в кафедральном соборе Манилы. Так что Святой Пётр явно пошёл в тираж.
Но у оригинала есть одно магическое свойство. Существует легенда, что к бронзовой фигуре нежно подходить с почтением и обязательно потереть палец на ноге. И будет Вам тогда счастье. Легковерных, которые хотят получить счастье нахаляву, не вложив в это дело ни капли своего труда, очень много. О чём говорит ярко горящий металл на большом пальце правой ноги. Я так полагаю, что огнём сияла бы вся пятка, но только дотянуться до всего остального трудно. Слишком уж постамент высокий. Мы было тоже хотели Петра пощекотать, но отказались от затеи вследствие невысокого роста. В конце концов, нам и своего счастья хватает…
В любой церкви мира самую центральную и видную часть занимает алтарь. Эта часть всегда самая яркая и самая богатая. За ней происходит всё таинство веры. Везде, но только не в соборе Святого Петра. Потому что здесь самым главным VIP-клиентом является сам Апостол Пётр. Все остальные благородные покойники, это, так сказать, просто аристократическая компания. В качестве интерьера. Или свиты. Кому как больше нравиться.
Строго над тем местом, где находится могила number one, высится изящный, кручёного плетения балдахин. Опять гений Бернини постарался. Мощно и грандиозно. Никому из ныне живущих смертных такой памятник на могилку уже не поставят. Масштаб не тот.
Чтобы попасть непосредственно к месту захоронения Святого Петра, нужно спуститься в крипту. По лестнице, которая находится в левом пределе собора. Ласково и печально шагаем вниз. В подземелья. Взору открывается мрачный грот, заполненный гробами и могилами. За те столетия, что стоит собор и здравствует Ватикан, много понтификов сменилось на престоле. А так, как звание Папы пожизненное, то время от времени наступает очередной скорбный момент, и государственная комиссия под предводительством наиболее вероятного преемника решает куда девать… нет, не так выразился… решает насущный вопрос:
— Какое место погребения будет наиболее полно соответствовать прижизненным деяниям усопшего.
Ассоциации с недавним Советским прошлым нашей Родины, и распределением мест у Кремлёвской стены. Помните анекдот? Это когда тёща пилит, пилит мужика:
— Не на что ты, типа, не годен. Толку от тебя нет. Не можешь даже выбить мне место у Кремлёвской стены?
Мужик собирается и уходит. День его нет. Два. Три. Потом появляется и заявляет:
— Всё. Договорился. Но чтобы завтра, мама, вы были готовы…
В Ватиканском некрополе фотографировать нельзя. С одной стороны, это правильно. Потому что селфи, скажем, на фоне лежащего Бонифация Семьсот Семьдесят Седьмого не совсем этично. С точки зрения любой религии. И даже с точки зрения рьяного атеиста. К тому же всем известны свойства духов, появляться на фотоплёнке в самых неожиданных местах и ракурсах. Так что во избежание неприятностей всякого рода съёмку запретили. Всё бы ничего, но опять заметил я двойные стандарты, так свойственные европейской цивилизации. Картинки, сделанные с натуры, в виде открыток с видами надгробий продаются в сувенирных магазинах напротив стены Ватикана. То есть кому-то фотографировать всё-таки можно. В очередной раз замечено, если мораль противоречит возможности получить прибыль, убираем именно мораль. Хотя чего мы удивляемся? Именно на Римской земле было сказано:
И вообще, кажется, с рассказами о Ватикане пора завязывать. А то я уже наговорил здесь столько, что на отлучение от церкви потянет. Придётся потом вместе с шенгенской визой индульгенцию покупать…
Условия жесткие.
1. Не опаздывать, иначе группа уйдет без тебя, а к другой ни за что не присоединят.
2. Приличная одежда (плечи закрыты, брюки для мужиков, длинные юбки для женщин).
3. Никаких сумок (их можно сдать в камеру хранения при соборе, но тогда придется отстоять очередь в собор). Оставить вещи непосредственно в конторе нельзя, потому что группа туда не возвращается.
Контора находится в одной из пристроек к левой стене собора святого Петра. Нужно либо обойти колоннаду слева, либо пройти с площади сквозь колоннаду. Попадаешь на улицу Павла VI, в конце которой стоит пост швейцарской гвардии.
Простодушным туристам часто кажется, что, пересекая символическую белую линию на площади перед собором, они попадают в Ватикан. Ха-ха! На самом деле, попасть в Государство Город Ватикан (таково официальное название) без официальной ксивы просто невозможно. Ватикан обнесен стеной папы Льва IV, и все ворота контролируются швейцарцами.
В моем случае швейцарец был с меня ростом, да еще и в очках. Алебарда была настоящая. Отставив алебарду, гвардеец спросил, куда я иду, изучил мое приглашение и отправил в темный уголок, где притаилась рамка-металлоискатель и машинка для просвечивания сумок. Пройдя этот досмотр, я вновь вернулся к очкарику с алебардой, и он врезал мне этой алебардой указал дальнейший путь. Бывалые люди советовали зорко смотреть по сторонам, потому что неведомо попадешь ли когда-нибудь в Ватикан еще раз. По правде, смотреть там особенно нечего: современный конференц-зал по ходу слева, одна барочная церковь и все. Левая стена собора ничего интересного не представляет: стена и стена, ну еще статуи стоят.
2. А что тут дают?
На заре христианства Ватиканский холм, расположенный на правом берегу Тибра, даже не входил в городскую черту. Здесь был пустырь, на котором шальные императоры Калигула и Нерон соорудили трассу для Формулы-1 цирк для гонок на колесницах. Сам Ватиканский холм тогда был холмом взаправду, сейчас топография местности очень изменилась из-за построенного собора. Если смотреть от Тибра, то справа от цирка, на склоне холма находилось кладбище (все помнят, что в внутри городских стен захоронения были запрещены?). Вот здесь, в этой пустынной местности, и был казнен, по всей видимости, князь апостолов и основатель папства, которого все читатели НЗ знают под именем апостола Петра. В Средние века, правда, предполагали, что апостола казнили с помпой на Яникуле и даже построили на том месте церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, но уже в эпоху Возрождения «помпезную» теорию осмеяли, и теперь считается, что апостола казнили в Ватикане.
Но что несомненно (так было в течение всей длинной христианской истории, а раскопки это не опровергли), что снятое с креста тело Петра было погребено христианами на кладбище на склоне Ватиканского холма. Ни о какой гробнице для безвестного галилейского рыбака и речи быть не могло, и апостола похоронили прямо в земле. А вокруг гордые язычники строили мавзолеи для своих мертвецов.
Все изменилось, когда император Константин воспылал к христианам любовью. Можно многое ставить в укор Константину, можно за многое его хвалить, но именно он начал обустраивать на памятных для христиан местах грандиозные базилики. Корни нынешнего конфликта вокруг Pussy Riot уходят в эпоху Константина: именно тогда христиане почему-то решили, что ИХ святыни и ИХ храмы должны быть НЕ ХУЖЕ языческих святынь и храмов. Поклонение в духе и истине стало совершаться в великолепных базиликах. О базилике на месте погребения апостола Павла я только что рассказывал: http://sibeaster.livejournal.com/55888.html, да и тот храм, в котором скоро в очередной раз из искры возгорится пламень снизойдет БО, родом из той же эпохи.
Итак, место погребения апостола Петра было решено отметить. Базиликой, а Вы что подумали. Препятствий было много: бассейн «Москва», руины цирка, языческое кладбище, склон холма, но все это преодолеваем силою Возлюбившего нас, когда за нас кесарь))) Цирк снесли, мешавшую часть холма срыли. Строить на наклонной плоскости неудобно, и поэтому ее завалили землей под ноль, и поверх, уже на ровной поверхности была построена базилика. Масштабы земляных работ, количество занятых в строительстве рабов должны были впечатлять. Триумф Гая оказался точно под апсидой базилики, а заваленный тоннами земли некрополь стал подушкой под фундаментом храма.
Судя по письменным источникам, у паломников была возможность спускаться вниз, к триумфу Гая. Последующие легенды (они не подтвердились по данным раскопок) утверждали, что между колоннами триумфа Константин установил серебрянный саркофаг, а на него возложил золотой крест. Только при Григории Великом в апсиде, над гробницей князя апостолов, был устроен постоянный алтарь, и в храме начались регулярные Богослужения. До этого базилика была, выражаясь современным языком, паломническим центром, конференц-холлом, усыпальницей (все больше людей желали быть похороненными здесь).
В 846 году собор был завхачен арабскими пиратами, которые за неделю его основательно пограбили. С этого момента упоминания о саркофаге и кресте исчезают; были опасения, что и драгоценные мощи были украдены или утащены арабами. Но проверить это никто не решался: в Риме очень долго бытовало мнение, что мощи святых нужно почитать, но не переносить или изымать. Именно из-за этого, кстати, катакомбы продержались до IX века.
Гробница святого Петра
Гробница святого Петра
10 февраля 1939 года скончался папа Пий XI. В огромном соборе Святого Петра в Риме собрались тысячи верующих; в едином скорбном порыве они молились за упокой души усопшего понтифика, слившиеся в один громкий плач…
В это же самое время в крипте, как раз под нефом собора, кипела работа. Рабочие выкорчевывали мраморные плиты из пола подземелья. Они копали у южной стены, соблюдая крайнюю осторожность. Прокопав вглубь сантиметров двадцать, их заступы снова наткнулись на плиты. Более того: за стеной, под которой велись раскопки, обнаружилась довольно просторная ниша.
Рабочие знали, что собор Святого Петра стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт. Стоило ли продолжать раскопки, ведь в результате могло нарушиться равновесие здания? Эту бригаду рабочих здесь называли «каменщиками». Мастерство ведения восстановительных работ в Ватикане, огромном историческом музее, они переняли у своих предков. Некоторые из них помнили, что и отцы их, и деды, и прадеды тоже были «каменщиками». Что же привело их в подземелье Ватикана в такой день?
Они исполняли волю покойного папы, которого толпы верующих в эти минуты готовились проводить в последний путь. Накануне было вскрыто завещание Пия XI, написанное его собственной рукой. Папа писал, чтобы его похоронили у южной стены древнего подземелья, рядом с Пием Х и как можно ближе к «исповедальне» святого Петра – то есть рядом с тем местом, где, если верить традиции, находилась гробница первого из спутников Спасителя.
Когда огласили волю усопшего, управляющий делами церкви кардинал Пачелли, которому через несколько дней было суждено принять папский сан под именем Пия XII, приказал подготовить захоронение в указанном месте. Осмотрев подземелье, архитекторы доложили кардиналу, что еще для одной могилы там вряд ли хватит места. Однако кардинал приказал разрыть в подземелье пол за фундаментной стеной и освободить, таким образом, необходимое пространство. Его распоряжение немедленно принялись исполнять.
И вот «каменщики» почему-то прекратили работу… Рядом с ними стоял священник и внимательно разглядывал мусор, который рабочие выгребали лопатами на поверхность. Священника этого звали Людвиг Кас. Он был немец, имел звание доктора теологии и профессора истории церкви. Когда-то Пий XI поручил ему обследовать подземелье под собором святого Петра. В течение нескольких лет Кас пядь за пядью исследовал подземелье. Он обнаружил саркофаги римского префекта, преданного земле в 359 году, и немецкого императора Отгона I, гробницы папы Адриана IV, выходца из Англии, и шведской королевы Кристины… Все они когда-то пожелали обрести вечный покой рядом с тем местом, где были сокрыты мощи апостола Петра, того самого Симона, рыбака из Галилеи, которого однажды Учитель нарек «камнем» и сказал, что на камне этом Он возведет свою церковь.
Кас немедленно отправился сообщить о находке кардиналу Пачелли. Просторная ниша, обнаруженная под полом подземелья, навела всех на мысль: что, если это и есть усыпальница святого Петра? Ведь, согласно древней традиции, именно здесь, под собором, под плитой, закрывающей вход в «исповедальню», покоились мощи апостола…
Тайна гробницы апостола Петра владела помыслами кардинала Пачелли на протяжении всей его жизни. Когда конклав избрал Пачелли папой и нарек Пием XII, он спустился в подземелье собора Святого Петра, чтобы собственными глазами взглянуть на священную плиту. Новоизбранный понтифик много размышлял, прежде чем принять окончательное решение. Наконец, после долгих раздумий он отдал распоряжение, о котором его предшественники боялись и помыслить – он велел начать раскопки под собором, где, по его твердому убеждению, должна была находиться гробница Первоверховного Апостола.
Решение Пия XII было удивительно смелым: с чисто практической точки зрения его не следовало принимать. Археологов ожидали сложности технического порядка: раскопки требовали величайшей осторожности, ведь еще в 1822 году, когда возле «исповедальни» устанавливали мраморный памятник Пию VI, обнаружили, что дренажные работы могут повлечь за собой нарушение хрупкого равновесия всего сооружения. К каким мерам предосторожности тогда только не прибегали!
Но все это казалось пустяком по сравнению с самой главной опасностью – а что, если там ничего нет? Что, если раскопки покажут, что святой Петр никогда не был в Ватикане? Что, если в результате поисков обнаружатся доказательства, начисто опровергающие священную легенду?
Ни одно из перечисленных предположений нельзя было отвергать априори. Ни одно – потому что были историки, которые решительно отрицали, что когда-то Петр прибыл в Рим, где и нашел свою смерть…
Петр был учеником Христа, одним из его апостолов, которые скорбели по Сыну Человеческому и возрадовались, когда он, воскреснув, явился им. Иисус покинул их лишь после того, как поведал Петру о его великом предназначении и наказал ему: «Паси агнцев моих… паси овец моих». На следующий день после Вознесения Петр взял бразды правления церковью Христовой в свои руки.
Из евангельских текстов явствует, что Петр стал Первоверховным Апостолом. Тем не менее в «Деяниях Апостолов» о подвижничестве Петра говорится не так подробно, как нам того бы хотелось. Мы читаем о странствиях Петра, о том, как он нес слово Божье людям. Мы узнаем о его аресте, когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, страшась, что число их растет с каждым днем. Однако с арестом земной путь Петра не закончился. «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот ангел господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: «Встань скорее». И цепи упали с рук его. Выйдя из темницы, Петр думал, что «видит видение».
Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Петр «пошел в другое место». Видимо, в качестве прибежища он выбрал Антиохию. Но, признается ученый Даниель Ропс, «о деятельности Первоверховного Апостола, начиная с того дня, как он прибыл в Антиохию, нам, к сожалению, практически ничего не известно».
Теперь понятно, на какой серьезный риск решился Пий XII. Допустим, что первые христиане не смогли «принять» тело Петра после его смерти. Положим, что им ничего не оставалось, как только почитать место его казни, и что они просто поставили ему памятник. В таком случае в ходе раскопок археологи, вместо гробницы святого Петра, вполне могли наткнуться на какую-нибудь стелу или колонну, которой было отмечено место казни апостола. Это – во-первых.
А во-вторых, гробница апостола, если бы археологи ее все же обнаружили, могла оказаться пустой. Дело в том, что в эпоху раннего Средневековья Рим подвергался постоянным нашествиям. А Ватикан находился за пределами Аврелианской стены и был подвержен разрушениям больше, нежели сам Вечный город. Учитывая все страшные напасти, разве можно было надеяться, что гробница Первоапостола осталась в целости и сохранности?
К тому же не исключено, что реликвии святого Петра, после недолгого пребывания в Ватикане, могли быть перевезены в другое место…
Таким образом, раскопки под Ватиканским собором имели очень важное значение. Их результаты могли способствовать упрочению или, напротив, ослаблению авторитета папы и церкви. Если в ходе раскопок под базиликой Константина были бы найдены хотя бы следы гробницы Петра и при этом было бы установлено, что они относятся к 258 году или к более раннему периоду, это упрочило бы позиции главы Католической церкви как правопреемника первого из апостолов; но если бы, напротив, никаких следов найти не удалось, основы, на которых испокон веков зиждилось верховенство Римского епископа, были бы поколеблены.
И вот Пий XII, обстоятельно взвесив все «за» и «против», решил использовать представившийся ему шанс…
Плиты, на которые «каменщики» наткнулись во время раскопок в подземелье Ватикана, оказались не чем иным, как полом первой базилики, воздвигнутой императором Константином еще в начале IV века. Если верить традиции, алтарь новой базилики стоял как раз над гробницей Апостола.
В XVI—XVII веках базилика Константина была разрушена, и на ее месте воздвигли собор – тот, что сохранился до наших дней. Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили «окошечко» – «исповедальню», через которое верующие могли обратиться взором к гробнице святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Но кто мог знать наверное, находились ли в ней мощи святого Петра или их там не было?
Руководство раскопками папа возложил на двух иезуитов – отцов Ферруа и Киршбаума, и двух археологов-мирян – Аполлония Гетти и господина Хоси. Комиссия принялась за работу, но тут началась война. Почти шесть лет потрясала она мир. Однако в Ватикане, этом оазисе мира, ученые упорно продолжали свое дело. Раскопки велись в общей сложности десять лет…
О ходе раскопок никто ничего не знал. С «каменщиков» взяли слово, что о работе они не будут говорить ни с кем, даже со своими домочадцами.
Когда закончилась война, мир узнал только, что работы идут своим чередом. Шли месяцы, и нетерпение все возрастало. Что же это за раскопки? Почему они держатся в тайне? Каковы их результаты? В своих публичных выступлениях Пий XII в завуалированной форме давал понять, что раскопки принесли некую «уверенность». Однако его полные недомолвок речи не оправдывали ожидания ни ученых, ни верующих.
Наконец в январе 1952 года был опубликован «Отчет о раскопках, проводившихся в соборе Святого Петра в Риме беспрерывно с 1939 по 1949 год». Это был объемный труд в двух томах: первый том включал в себя 278 страниц текста и 209 иллюстраций и схем; второй том состоял из 108 иллюстраций, причем 103 из них были изготовлены фототипическим способом.
О раскопках узнал весь мир. Теперь можно было ответить на вопрос, волновавший всех: удалось ли найти гробницу святого Петра?
По мере того как исследователи ценой неимоверных усилий проникали все глубже в землю, они делали удивительные открытия: поиски привели их совсем не к тому, что они искали.
Раньше полагали, что южные стены собора опираются на стены цирка Нерона. Считалось, что часть собора Святого Петра стоит над тем самым местом, где при Нероне казнили христиан и где, очевидно, и был распят Петр.
На самом же деле раскопки показали совершенно другое. Оказывается, базилика Константина была построена не там, где прежде стоял цирк Нерона, а на том месте, где некогда было кладбище – вот главное открытие, которое сделали исследователи. Можно легко понять волнение археологов, когда они, проникнув в подпол базилики Константина, сначала наткнулись на один мавзолей, а потом и на другие, – все они стояли в ряд, образуя своего рода подземную анфиладу, напоминавшую настоящую улицу. Под ударами заступов и лопат из тьмы возник целый некрополь – несколько десятков мавзолеев, глиняных саркофагов и каменных склепов… Мало-помалу удалось определить очертания и площадь кладбища – то был самый крупный древнеримский некрополь из всех, какие когда-либо раскапывали археологи. Некрополь этот находился как раз под нефом собора.
В иных мавзолеях удивительно хорошо сохранились мозаика и фрески. На стенах также можно было разобрать надписи, которые главным образом и заинтересовали ученых. Из надписей явствовало, что мавзолеи предназначались в основном для язычников, и лишь в некоторых из них покоился прах христиан. Стало быть, их хоронили здесь еще на заре христианства и до того, как Константин повелел выстроить на этом месте храм; выходит, христиане сами выбрали это языческое кладбище в качестве своего последнего пристанища. Для этого нужна была очень серьезная причина: быть может, часть верующих хотела обрести вечный покой рядом с Первоверховным Апостолом, рядом с Петром?
Вопрос этот, разумеется, задавали себе и археологи. Тем более что они обнаружили пустое четырехугольное пространство, которое, как говорится в отчете, «со всех сторон обступали мавзолеи и склепы, возведенные еще в начале нашей эры так, чтобы не захватывать его». Это «пустое пространство» расположено точно под «исповедальней» святого Петра.
По мере приближения к огороженному пространству число захоронений возрастало. А в непосредственной близости могилы обступали его буквально сплошным кольцом. Вокруг таинственной могилы возвышалось дополнительное заграждение – «красная стена» высотой 2,5 метра, толщиной 60 сантиметров и длиной 7 метров. Она ограждала прямоугольник площадью семь на три с половиной метра. По мнению историка Никола Корта, принимавшего участие в раскопках, «это говорит о том, что в те времена – в конце II века – могилу уже не оберегали, но тем не менее вокруг нее хотели сохранить некое «священное пространство». Поскольку стена эта была испещрена христианскими надписями, археологи окрестили ее «стеной знаков».
В «красной стене» были обнаружены три ниши. Одна из них находилась под землей и была выложена плиткой из известкового туфа. Другая была выбита прямо над ней, на уровне земли, и накрыта сверху большой известняковой плитой, задний конец которой уходил глубоко в стену, а передний держался на двух изящных мраморных столбиках. Ученые установили, что эта конструкция и есть те самые «трофеи святого Петра», о которых в конце II столетия упоминал священник Гай – иными словами, гробница Первоверховного Апостола.
Но для такого вывода требовалось еще собрать доказательства и тщательно их проверить. Бесспорно, раскопки помогли понять противоречащий здравому смыслу выбор места для постройки базилики Константина. Этот выбор трудно было объяснить с точки зрения характера местности – ведь уклон местности здесь с севера на юг составляет 11 метров, тогда как рядом расположен совершенно ровный участок, где некогда был цирк Нерона и где архитекторам не пришлось бы тратить неимоверные усилия на возведение дополнительных строительных площадок и громоздить для них опоры шести-девятиметровой высоты.
Раскопки показали, что закладка фундамента базилики повлекла за собой частичное разрушение кладбища – пришлось срывать мавзолеи и склепы. А это было кощунство, которого римляне страшились больше всего на свете. Древние законы запрещали нарушать покой усопших под страхом жесточайших наказаний. И лишь воспользовавшись своим исключительным правом императора, Константин смог взять на себя такую ответственность.
Жером Каркопино отвечает на этот вопрос так: «По всей вероятности, Константин не мог свободно выбирать место для постройки базилики; в некотором смысле его воля была подчинена некоей силе, неподвластной логике, интересу и даже морали, некоему чувству, возобладавшему над разумом». Это чувство понять несложно: Константин хотел, чтобы базилика стояла на том самом месте, где был похоронен Петр.
В III веке святой Киприан придавал анафеме христиан, которые, проявляя слабость духа, погребали своих покойников рядом с язычниками. Однако, несмотря ни на что, верные Христу римляне предпочитали хоронить усопших не в «христианских» пещерах, а на языческом кладбище в Ватикане. Значит, у них была на это какая-то причина? Быть может, причина эта как раз и заключалась в том, что именно здесь, на языческом кладбище, покоился прах Петра?
В одном из христианских мавзолеев была обнаружена мозаика, изображающая галилейского рыбака – того самого Кифа, которому Спаситель нарек пасти овец Его. И мавзолей этот стоял в каких-нибудь пятнадцати метрах от «огороженного места»… Более того: на «красной стене», рядом с нишами, ученые обнаружили надпись, в которой упоминалось имя Петр, написанное по-гречески. Однако по поводу смысла следующего слова мнения специалистов разошлись. Ж. Каркопино, к примеру, расшифровал эту надпись так: «Петр исчез, Петра здесь больше нет!» А Хоси истолковал так: «Здравься, Петр!»
А в одном из мавзолеев возле «огороженного места» были найдены изображения двух голов, аляповато нарисованных углем одна над другой. Рядом с головами виднелось частично стершееся латинское слово – «PETRU…», имевшее явное отношение к Петру. Спустя несколько месяцев эти рисунки с надписью исследовала госпожа Кардуччи, археолог из Рима. Вот как она описывала второй лик: «На рисунке изображен совершенно лысый старец с испещренным морщинами лбом, большими глазами, резко очерченным носом, клиновидной бородой, спадающей на ворот его платья». Но кто он, этот старик? «Ответ на этот вопрос содержится в надписи, расположенной рядом с головой, – она начинается с букв PETRU и заканчивается справа буквой «S». Надпись сделана суриком, а некоторые буквы, как видно, позднее были обведены углем».
Таким образом, хронология событий легко поддается восстановлению. В 67 году Петр был казнен в цирке Нерона и погребен на близлежащем кладбище. Начиная примерно с 80 года его могилу стали охранять, о чем свидетельствует подземная стена, – христиане, очевидно, купив этот участок, возвели вокруг гробницы Петра каменную ограду. Во II веке правоверные поставили так называемую «красную стену». Наконец, в 160 или 170 году строительство сооружения, которое Гай окрестил «трофеем Петра», было завершено.
Но по поводу дальнейшего развития событий мнения ученых расходятся. Одни из них полагают, что мощи Первоапостола никогда не покидали Ватикан; другие считают, что в 258 году они были перевезены в Сансебастьянские пещеры и обратно в Ватикан их доставили только в 336 году. С тех пор они, по-видимому, оставались в Ватикане, о чем говорит тот факт, что алтари обеих базилик – ранней и поздней – были поставлены как раз над «огороженным местом». Таким образом, раскопки в подземелье собора Святого Петра подтвердили существующую версию.
Но возникает вопрос: гробницу святого Петра нашли, но куда делись его мощи? Вот что об «огороженном месте» рассказывал в 1952 году отец Ферруа: «Мы обследовали его вдоль и поперек и установили, что это и есть гробница святого Петра, но, к сожалению, она оказалась пустой!»
Пустой! Однако далеко не все ученые были настроены пессимистически. Специалист по истории католицизма, Руисхарт отмечал: «В одной из ниш были найдены человеческие останки, без черепа, и уже первая медицинская экспертиза показала, что это – кости одного человека, притом преклонного возраста. В отчете об останках упоминается лишь вскользь, к нему приложен их фотоснимок, тем не менее о том, кому могли принадлежать эти останки из главной могилы, в отчете не говорится ни слова. Разумеется, любой научный анализ требует крайней осторожности в суждениях, но в упомянутом отчете его нет и в помине, а это уже никуда не годится». По мнению Руисхарта, «есть все основания считать, что останки, найденные под «красной стеной», принадлежат именно могиле святого Петра и они никогда ее не покидали».
А внимание Ж. Каркопино привлекло углубление в «стене знаков», перпендикулярной «красной стене». В ходе раскопок выяснилось, что эта ниша, аккуратно облицованная мраморной плиткой, уходила довольно глубоко в стену. Там, внутри, были найдены человеческие кости. Судя по тому, что их спрятали в столь надежное место, они являлись реликвиями, а раз эти реликвии замурованы под собором Святого Петра, значит, они могли принадлежать только святому Петру, и никому другому. Этот тайник был сделан сразу же после того, как христианские святыни, во время нашествия готов, стали подвергаться осквернению.
Значит, тайна разгадана?
Есть все основания полагать, что гробница апостола Петра найдена. Что касается местонахождения его мощей, то можно предположить, что эти реликвии были замурованы в «стену знаков», но варвары, опустошавшие все на своем пути, наткнулись на них и частично развеяли по ветру…
…Однажды в июне 1939 года папа Пий XII обратился в мыслях к «исповедальне» святого Петра и принял ответственное решение «докопаться» до истины, несмотря на то, что многие предпочли бы, чтобы истина эта была окружена покровом вечной тайны – ведь жить тогда было бы много спокойнее… Думается, Пий XII ушел из жизни без тяжести на сердце – в конце концов он убедился, что всю свою жизнь верил не напрасно, и ответ на волновавший его вопрос он узнал еще до того, как его получили археологи.
Воистину, вера зачастую опережает науку.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.