подворье толгского монастыря в ярославле
Подворье Толгского монастыря, главный дом 1808 г.
Перед вами дом, ранее принадлежащий Толгскому монастырю. Мужской Толгский монастырь возник в 1314 году на месте явления ростовскому епископу Прохору иконы Богоматери с младенцем. Сейчас Толгский монастырь восстановлен как девичья монашеская обитель. Явленная икона Толгской богоматери, прославившаяся своими чудесами, в годы советская власти хранилась в Художественном музее. В настоящее она время вновь передана монастырю. Монастырю […]
Подробное описание:
Перед вами дом, ранее принадлежащий Толгскому монастырю. Мужской Толгский монастырь возник в 1314 году на месте явления ростовскому епископу Прохору иконы Богоматери с младенцем. Сейчас Толгский монастырь восстановлен как девичья монашеская обитель. Явленная икона Толгской богоматери, прославившаяся своими чудесами, в годы советская власти хранилась в Художественном музее. В настоящее она время вновь передана монастырю.
Монастырю в городе принадлежало несколько домов. Данное здание построено в 1808 году. К началу 19 века в Ярославле распространяется новый тип фасадов, отражающий столичные веяния. В это время появляются дома, где в убранстве фасада используют мотив центрального портика с пилястрами и фронтоном. Если окна домов более раннего периода украшались наличниками, то теперь окна освобождаются от наличников и украшаются только треугольными сандриками. Сандрики – это небольшие выступы, которые вы видите над окнами второго этажа. Обратите внимание, что гладь стены разбита круглыми и ромбическими впадинами, что было характерно и для архитектуры более раннего периода.
Информация предоставлена ТИЦ г. Ярославля
Подворье толгского монастыря в ярославле
\u0425\u0440\u0430\u043c \u0434\u043e\u043b\u0433\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0431\u044b\u043b\u043e\u0433\u043e \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u044f \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u041f\u0440\u0438\u0448\u0435\u0434\u0448\u0438\u0435 \u0432 \u043d\u0430\u0448\u0443 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0443 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u044b \u043d\u0435 \u043e\u0431\u043e\u0448\u043b\u0438 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0443\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u0433\u043e\u043b\u043e\u043a. \r\n
\u0412 1991 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0431\u044b\u043b \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0430\u043d \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u0414\u043b\u044f \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0433\u043e \u0443\u0431\u0440\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 \u0431\u044b\u043b \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0437\u0435\u043d \u0438\u043a\u043e\u043d\u043e\u0441\u0442\u0430\u0441 \u0438\u0437 \u0441\u0435\u043b\u0430 \u041c\u0430\u0440\u043a\u043e\u0432\u043e \u0411\u043e\u0440\u0438\u0441\u043e\u0433\u043b\u0435\u0431\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0430. \u041f\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u043b\u043e\u0432 \u0434\u0432\u0430: \u0432\u043e \u0438\u043c\u044f \u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u043e \u0445\u0440\u0430\u043c \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u0438 \u0432\u043e \u0438\u043c\u044f \u0410\u0440\u0445\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0433\u0430 \u0411\u043e\u0436\u0438\u044f \u041c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0447\u0438\u0445 \u041d\u0435\u0431\u0435\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0421\u0438\u043b \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u043e\u0442\u043d\u044b\u0445. \r\n
\u0412 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0440\u044c\u0435 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e \u0412\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0422\u043e\u043b\u0433\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f. \u041e\u0442\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430 \u043e\u0442 \u043e\u0436\u0438\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0440\u0430\u0441\u0441 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043f\u043e\u0434\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0438\u0445\u043e\u0433\u043e, \u043d\u0435\u0442\u043e\u0440\u043e\u043f\u043b\u0438\u0432\u043e\u0433\u043e \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u043e\u043d\u0430\u0448\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438. \r\n
Секреты Толгского подворья. О чем свидетельствуют артефакты, найденные археологами в центре Ярославля
Попытки выяснить причину разрушения здания в самом центре Ярославля привели к археологическим находкам.
Были обнаружены фортификационные сооружения XI века, корсунский крест, фрагменты кольца и браслетов из стекла, золотоордынской чаши и древней амфоры XIII – XIV веков. Находки позволяют археологам говорить о статусности Ярославля и его обитателей, о торговых и культурных отношениях жителей с другими странами.
Ров под фундаментом
Дом №7 на площади Челюскинцев был построен в 1808 году и не привычен для застройки Ярославля XIX столетия. Новый тип фасада отражал все модные столичные веяния. Центральный портик с пилястрами и фронтоном, отсутствие привычных наличников. Здание принадлежало Толгскому мужскому монастырю. Не так давно памятник регионального значения вновь вернули церкви.
Поскольку здание находится в историческом центре Ярославля, любая работа с фундаментом требует археологических исследований. Так что к ним привлекли Институт археологии РАН. Рабочие сделали 12 шурфов по периметру здания, археологи сантиметр за сантиметром исследовали землю.
– Благодаря совместной работе археологов и реставраторов мы нашли ответ на вопрос: почему здание находится в таком сложном техническом состоянии, в отличие от рядом стоящих построек начала XIX века, – делится Александр Евгеньевич.
Ответ был скрыт на глубине четырех метров. В XI веке на месте, где стоит дом №7, находились… фортификационные сооружения! Шестиметровый ров и вал были построены еще во времена Ярослава Мудрого. Но с течением времени город расширялся. Примерно в XIII веке сооружения потеряли свою актуальность. Ров засыпали строительным и бытовым мусором, затем сверху появилась деревянная мостовая. Этот слой оказался подвижным и насыщенным грунтовыми водами, что сделало его неустойчивым основанием для фундамента здания.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение, здание по периметру стянули металлическими тросами. Мера временная, но позволит сохранить его до начала основных реставрационных работ. К ним приступят после разработки проекта.
– В его основу лягут данные, которые мы получили сейчас при изучении шурфов. Проектировщикам предстоит предусмотреть усиление фундамента дома, изоляцию его от влагонасыщенного слоя и представить инженерные технические решения, – поясняет Александр Филяев. – Только после того как фундамент укрепят, можно будет восстанавливать стены и кровлю.
Деревянная ложка и стеклянные браслеты
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В случае с работами археологов на площади Челюскинцев вышло именно так. Из шурфов удалось извлечь интересный материал, который раскрыл быт жителей Ярославля начиная с XIII века.
– Даже по небольшим остаткам артефактов можно воссоздать жизнь средневекового человека. Вот, например, интересный предмет – небольшой сланцевый крест. По месту своего производства – Корсуни – он известен как корсунский крест. На нем видна аккуратная дырочка, в которую продевался шнурок для ношения. Так что можно говорить, что это нательный крестик. По многочисленным аналогиям мы его датировали XIV веком, – рассказывает куратор работ, заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова.
– По такому небольшому кусочку мы можем уверенно говорить о том, что дорогая импортная чаша была в употреблении в одном из домохозяйств, расположенных в самом центре Ярославля. А значит, и делать выводы о торговых и культурных связях того времени, статусе этого участка города. Люди, проживавшие тут, могли позволить себе пользоваться подобными предметами, – удивляет Алексей Фатьков, младший научный сотрудник отдела сохранения исторического наследия Института археологии РАН.
Среди находок: каменные напильники, грузило, железные пряжки, набойки для каблуков, замок, фрагмент глиняной игрушки, куски кожаной обуви и стелек, даже кусок войлока.
Удалось пролить свет во время раскопок и на ювелирную моду того времени. В шурфах нашли осколки стеклянных браслетов домонгольского периода. Подобные украшения массово производились в Византии, Киеве и других южных городах вплоть до конца XIII века. И судя по тому, что фрагментов найдено много, браслеты были популярным украшением у жительниц Ярославля.
В нижних обводненных слоях древнего рва нашли прекрасно сохранившиеся дерево, кожу и кости. Уникальной стала находка целой деревянной ложки. Вода, разрушающая основание здания, стала для нее прекрасным консервантом. Ее отличная сохранность позволяет представить, какими ложками пользовались горожане 700 лет назад.
Крышка как продолжение истории
Среди находок фрагменты керамических изделий. В основном археологи датируют свои находки XIII веком, что проливает свет на то, какой была жизнь после нашествия Бату-хана в 1238 году.
Летописные метафоры говорили о нашествии татаро-монголов: «Город утонул в крови». Археологические изыскания 2005 года, проводившиеся перед строительством нового Успенского собора, позволили найти массовые могилы того периода. По примерным подсчетам, во время раскопок нашли останки порядка 500 человек: стариков, мужчин, женщин и детей. А генетическая экспертиза показала, что погибали целыми семьями.
– Вот интересные фрагменты крышек. К сожалению, отсутствует полный профиль, но мы можем реконструировать его. В Ярославле были распространены крышки с поднятыми краями. Это чисто ярославская форма, делалась она для того, чтобы крышка более глубоко входила в горловину сосуда, а приподнятый край закупоривал горлышко полностью. Это позволяло подогревать и варить пищу более продуктивно, – объясняет научный сотрудник отдела сохранения культурного наследия Института археологии РАН Елизавета Кадиева.
Большая часть найденных осколков – местного производства. Что говорит о том, что ремесленники трудились в городе. В глину они добавляли различные примеси: толченый кварц, гранит, крупнозернистый песок. Использовали и свои орнаменты. Палочкой с острым концом проводили по полуподсохшей глине линии, волны с различным давлением.
Удалось найти археологам и любопытные детали. Так, в одном из шурфов обнаружен фрагмент краснолощеной керамики, предположительно из Волжской Булгарии. Он датируется XIV веком. А также найден обломок амфоры XIII века, в которой могли привезти вино или зерно.
После описи и реставрации всех находок их планируют передать в Ярославский музей-заповедник. Так что его коллекция уже скоро пополнится новыми экспонатами.
В Ярославле ведутся работы на объекте культурного наследия «Подворье Толгского монастыря»
На объекте культурного наследия регионального значения «Подворье Толгского монастыря: главный дом, 1808 г.», находящемся в историческом центре Ярославля (площадь Челюскинцев, 7), проводятся научно-исследовательские и изыскательские работы. Здание находится в аварийном состоянии: несущие стены на отдельных участках деформированы, имеются диагональные трещины и отклонения от вертикали.
– Целью исследований является разработка комплекса противоаварийных мероприятий и в дальнейшем подготовка проекта реставрации и приспособления объекта для современного использования – для нужд Толгского монастыря, – рассказал директор регионального департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев.
Шурфы для исследования фундаментов и грунтов основания памятника делают на территории объекта археологического наследия федерального значения «Стрелка – место основания города Ярославля в начале ХI в.». В связи с этим привлечены специалисты Института археологии РАН. На месте работами руководит заместитель директора учреждения по науке кандидат исторических наук Ася Энговатова.
– Уже сейчас установлено, что здание существует в сложных гидрогеологических условиях: частично стоит на засыпанном склоне оврага, бутовые фундаменты имеют разную глубину заложения, – сообщила она. – В одном из шурфов на глубине порядка 4 метров обнаружен фрагмент бревенчатого настила, предположительно мостовой, в шурфе внутри здания – фрагмент деревянного колодца. У исследователей уже есть разнообразные находки: украшения, обувь, хозяйственные инструменты, относящиеся к разным периодам – с XIII по XIX век. Отдельного внимания заслуживает крестик, предположительно ХIV века.
На данном этапе перед реставраторами стоит задача найти инженерное решение по предотвращению разрушения памятника посредством усиления грунтов, фундаментов, стен и сводов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь: поездка на годовщину свадьбы (Ярославль, 21.07.2016)
Свято-Введенский Толгский женский монастырь — одна из самых красивых святых обителей нашей Родины и едва ли не самое мое любимое место в Ярославле. Место, куда всегда хочется приехать, где царят теплая, светлая атмосфера, уют и спокойствие. Правда, бывать там ежегодно не получается, время неуклонно гонит свою колесницу, не успеешь оглянуться, как оказывается, что на Толге я не была уже 2 года.
21 июля у нас с мужем годовщина свадьбы, не круглая, но этот день мы всегда стараемся отмечать по-особенному. Сидеть дома с родными в жаркий летний день особо не хотелось (да и было это уже, душа жаждала, если не романтики, так хотя бы разнообразия). Любимый бар «Killfish» на лето закрыли, день был рабочий — далеко и надолго не уедешь. В общем, ничего, кроме прогулки на теплоходе в Толгский монастырь, мне в голову не пришло. С фантазией плохо, побывать все равно хотела, да и венчанные мы с мужем, через 5 лет после официального заключения брака, уже осмысленно прошли обряд, хотя верующими и набожными нас назвать сложно. Вот так, совершенно по-русски могли бы мы выбирать между кабаком и храмом. И, наверное, хорошо, что получилось так, как получилось. Впрочем, отношение к религии — дело глубоко личное, и не об этом здесь пойдет речь, и даже не о нашей праздничной поездке. А просто о красивом и приятном месте, о котором сказано уже достаточно, в том числе и мной. Вот сколько раз бывала, фото и рассказы других путешественников смотрела, а все равно каждый раз открываю для себя что-то новое.
Уже не удивительно, что религия шагает в ногу с современностью, на смену средневековому мракобесию в стены храмов приходит технический прогресс. Так и у Свято-Введенского Толгского монастыря есть свой официальный сайт: http://montolga.ru, и группа Вконтакте: https://vk.com/montolga. Здесь можно узнать о долгой истории и нелегкой судьбе обители, ее храмах и святынях, в том числе о самой главной — Толгской иконе Божией Матери, о людях, имена которых неразрывно связаны с монастырем, и даже совершить 3D-экскурсию.
Добраться до Толгского монастыря можно на маршрутке № 93г, следующей от вокзала Ярославль-Главный, на, автобусах № 21, № 21к, маршрутке № 93, которые отправляются от Красной площади. Выходить надо на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и идти пешком еще 2 километра до самой обители. Удобнее, на мой взгляд, ехать на автобусе № 34, все от той же Красной площади, но идет этот маршрут прямо до самого монастыря. Курсирует по расписанию, которое легко уточнить на сайте МУП «Яргортранс»: http://www.yargortrans.ru.
Однако если вы желаете не только прикоснуться к святыням, но и получить эстетическое удовольствие от речной прогулки по волжским просторам, обязательно отправляйтесь в монастырь на теплоходе «Москва».
Он курсирует от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути — около 1 часа, летом 2016 года билет стоил 27 руб. в одну сторону, расписание лучше уточнить на сайте ОАО «Ярославский речной порт»: http://yarport.com.
Кстати, именно последним вариантом мы с мужем и воспользовались, даже пришлось на полчаса с работы отпроситься, чтобы обратно тоже на кораблике плыть. К нашему удивлению, народу было много: даже в будний вечер люди спешили на свои дачи, но были и те, кто просто решил прокатиться. На верхней палубе нам места не хватило, да и ветрено было — скорость у теплохода хорошая. Расположились внизу, в закрытом салоне, там удобные кресла и столики, перекусили бутербродами с корейкой, сыром и вареной колбасой, помидорами, огурчиком и черешней. А наверх ходили фотографироваться и, конечно же, любоваться панорамами, слушать пронзительные крики чаек, сопровождающих теплоход и выпрашивающих угощения у пассажиров, смотреть на смешных уточек, доверчиво подплывающих прямо к бортам кораблика.
Вот, вроде бы, простые пейзажи обычного волжского города: синяя волна, пенящаяся, бьющая белый бок теплохода, пышным шлейфом, подобно фате невесты, бегущая за кормой, июльское небо, укутанное на склоне дня серебристо-сиреневыми тучами, изумрудные рощицы, кустики по берегам, старенькие пристани, стремительно пролетающие современные катера и простенькие неказистые лодочки, внезапно выглядывающие сквозь высокие кроны деревьев купола церквушки, а так сладко становится, щемит сердце от чего-то невообразимо близкого, доброго, родного и понимаешь: нет ничего на свете лучше своего любимого города и этих неброских, но столь необходимых мятежной русской душе видов.
Толгская обитель была основана в непростое для нашей Родины время татаро-монгольского нашествия и княжеских междоусобиц, как один из самых значимых духовных центров Ярославского края. По легенде, дошедшей до нас сквозь века, в 1314 г. ростовскому епископу Трифону, возвращавшемуся после осмотра своих владений с благодатного Белозерья, привиделся 8 августа во время ночевки на волжском берегу чудесный образ иконы Божией Матери. Утром на противоположном берегу, где случилось видение, Трифон и его сопровождающие среди густых лесов нашли посох епископа и самую настоящую икону. Здесь же и была всего за один день, с помощью ярославцев построена деревянная церковь Введения Богоматери во храм, в которую перенесли чудесно обретенный образ. По велению епископа Трифона была основана святая обитель, получившая название от протекающей в этой местности речки Толги.
Так и существовал монастырь, через столетия неся свои легенды и историю, чудесные исцеления и многочисленные списки с той самой чудотворной иконы. Как и многим монастырям, выпало на его век немало хорошего и плохого. Пожары и моры чередовались с визитами и благосклонностью высокопоставленных особ, черной смуте с безжалостными отрядами поляк, разоривших и осквернивших обитель, пришла красная революция, не менее жестокая и кровавая, отдавшая остатки обители под детскую колонию. И лишь в конце 1987 г. в Толгском монастыре была учреждена первая в современной России женская обитель.
Сухие строчки, абзац из учебника истории, выдержка из статьи на стенде? Понимаю, что судьба многих монастырей одинакова, и читать о ней в сто пятый раз не интересно. Но, знаете, иногда очень полезно задуматься о горьком опыте. Чтобы не повторять ошибок прошлого? Бросьте, не нам с вами эти ошибки совершать, да и история с патологической маниакальностью регулярно повторяется. Так было, так будет. От нас ничего не зависит. Но знать о монастырских подвигах и чудесах, о славных людях, как и о черных вехах истории необходимо. Так, для себя, для общего развития и расширения кругозора, например.
На сегодняшний день в Свято-Введенском Толгском женском монастыре действует 5 храмов. Все они прекрасно отреставрированы, внутри — нарядно расписаны. Вот краткий иллюстрированный путеводитель по территории святой обители.
Введенский собор. Построен в 1681 — 1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Службы здесь проводятся только в летнее время. Очень красивый, монументальный сбор, именно его малахитовое пятиглавие видно издали, в том числе, пребывающим по Волге на теплоходе. Белоснежные стены украшают фрески и поливные изразцы, массивное крыльцо с белокаменной резьбой ведет под высокие своды обители. Обязательно стоит зайти внутрь, чтобы полюбоваться потрясающе красивыми восстановленными росписями 1690 г. Здесь же можно поставить свечку или купить литературу, иконы, крестики, сувениры — да, последнее тоже присутствует, можно упрекать монастырь в излишней коммерциализации, и это действительно одна из самых богатых обителей области. Но, судя по благоустроенности монастыря, заработанные деньги идут на его нужды, а не в карман представителям РПЦ (к сожалению, подобное в наше время далеко не редкость).
Крестовоздвиженский храм. Построен в 1625 г. в качестве теплого и является самым древним монастырским храмом. Освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время. Здесь же находится уже упомянутая ранее главная монастырская святыня — Толгская икона Божией Матери. Более скромная, чем собор, беленькая церковь с маленькой позолоченной главкой соединена галереей с Введенским храмом. Поднявшись по ступеням торжественного крылечка, попадаешь в уютное и камерное пространство. Здесь также есть сувенирно-свечная лавочка.
Никольский надвратный храм. Построен в 1672 г. Освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. Попасть на службу можно в четверг, если нет полиелея. Миниатюрный храм под золотой луковкой на длинном тонком барабане расположен как раз над нарядными Святыми воротами, расписанными яркими фресками, — парадным входом в монастырь, ведущим от пристани.
Спасский храм. Построен в конце XVII — начале XVIII вв. Освящен честь Нерукотворного Образа Спасителя. Здесь круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. Храм очень нарядный, наиболее интересный из всех монастырских построек, выделяющийся своей нетипичной архитектурой. Высокий, в белоснежно-зеленых тонах, обильно украшенный лепными элементами, с элегантным крылечком под шатровой крышей и куполом, увенчанным девятью золочеными главами: одной большой и восьмью маленькими.
Варваринский храм. Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Освящен в честь святой великомученицы Варвары — небесной покровительницы Матушки Игуменьи. Самая молодая постройка, эта небольшая церковь — прижизненная память о деятельности по возрождению святыни его бессменной настоятельницы Варвары.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная). Построена в 1893 г. на месте погребения убитых в Смутное время поляками 46 иноков. Панихида в память об этом страшном событии совершается ежегодно в день убиения иноков — 31 мая. Очень симпатичная краснокирпичная часовенка под изумрудной островерхой крышей, украшена белокаменной резьбой и изразцами. Она тоже открыта, внутри всегда теплиться огонек. Можно зайти и поставить свечку в память отважных иноков, до последней капли крови защищающих свою обитель.
Территория монастыря нарядная, просторная, очень ухоженная. Ровные дорожки, изумрудные коротко подстриженные газоны, многочисленные яркие цветники, пестреющие прекрасными розами, лилиями, астрами, кашпо с буйно цветущими малиновыми и белыми настурциями, цветочные арки.
Есть даже чудесный зеркальный прудик, по которому плавают грациозные черные лебеди.
Даже небольшой старинный некрополь не вызывает грустных мыслей, а органично смотрится на небольшой лужайке.
Лавочки, где приятно отдохнуть, стенды с информацией об истории обители, миниатюрный фонтанчик, деревянная часовенка со святой водой — здесь все настраивает на умиротворенный, созидательный отдых, можно полюбоваться нарядными храмами, подумать о чем-то сокровенном или вечном, утолить жажду, в том числе и духовную.
Белоснежные массивные стены, окружающие обитель, словно охраняют от всех невзгод этот славный, утопающий в зелени и цветах благодатный мирок.
Особое место в обители занимает кедровая роща, посаженная в XVI в. в память о чудесном обретении иконы после пожара. Вековые деревья, чудесным образом пережившие столько невзгод, теперь бережно охраняются монахинями. Прочла на официальном сайте, что даже в жестокие советские времена «рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители», а «у большого пня на Пасху верующие оставляли крашеные яйца и кусочки куличей». Знаете, после этих фраз, наверное, даже самого заядлого атеиста, безапелляционного агностика и закоренелого циника пробьет на слезу. Нет? А меня — да. Значит, для меня еще не все потеряно?
Двери в кедровник открываются лишь по особому случаю, например, в Толгин день. Один раз нам повезло, мы чудесным образом, присоединившись к экскурсии, попали в рощу, даже увидели знаменитую икону, притаившуюся среди мохнатых ветвей. Сколько лет прошло, сколько лет мне на той, еще пленочной фотографии? А вот все последующие годы мы смотрели на кедровник лишь из-за зарешеченных ворот. Но, значит, так надо.
Также на территории монастыря расположены кельи монахинь, служебные постройки и гостевой дом для паломников. В последнем есть уютные номера на 1 — 12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи с необходимой кухонной техникой. За питание и проживание взимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Подробности лучше уточнить по телефонам, указанным на сайте. Возможно, это кому-то будет интересно. По крайней мере, раньше меня периодически посещали мысли сбежать на недельку в монастырь. Но, конечно, здесь необходимо иметь действительно чистые намерения, горячее желание и стремление к именно аскетичной монастырской жизни.
Еще одно приятное новшество — открывшаяся сравнительно недавно монастырская трапезная «Архондарик». Небольшая беленькая пристройка, похожая на летнее кафе, располагается за стенами монастыря, на подходе к подворью обители. Все очень чистенько, мило, просто, и потому — приятно. Берете подносы, подходите к раздаче и выбираете, что душе угодно, причем, наверняка, это будут блюда местного производства, из местных же продуктов — благо, во владении сестер находится обширное подворье. Цены — достаточно приемлемые. У меня до нашей поездки здесь была подружка, так осталась в полном восторге. Нам повезло меньше, вечером ассортимент значительно поубавился. Есть особо не хотелось (мы же перекусывали на теплоходе бутербродами), но пока решали, стоит ли купить пирожки с яблоками, они стремительно закончились. Пришлось ограничиться календариками с видами монастыря (да, здесь тоже продавались сувениры) и печатным пряником для мамы. Зато, я уверена, что в трапезной подают только свежие блюда, и это хорошо.
После едальни следует сказать о туалете. Здесь он (тоже находится за стенами монастыря, вниз под горку от трапезной) — бесплатный и очень благоустроенный. Ну, говорю же, все по высшему уровню!
Еще мы прогулялись вдоль широких полей монастырского подворья, где росли не только съедобные растения, но и цветы: бархатцы и календула. Высились теплицы, колосились растения — с ума сойти, как такие плантации обработать! И такие вкусности готовить, ведь и пирожки, и мед, и квас монастырские — любому желающему можно попробовать.
А зеленушку (укроп, петрушку, лучок) так вообще в столовой бесплатно можно взять, за добровольное пожертвование. А монашенки, трудяжки, все стараются, обихаживают. Вот бы мне, лентяйке, их усердие на собственных грядках!
Иду по дорожке, любуюсь затянутым ряской, настоящим русалочьим прудиком (но ведь никто от неразделенной любви здесь не утонул, монастырь же!), красивым, по мостику, смотрю на разноцветные, вызывающе крупные лилии — хороши, ах, как хороши!
И тут замечаю двух хихикающих девочек-послушниц, совсем молоденьких, но по подбородок укутанных в рясы, веселых, беспечно играющих среди ярких цветов. Я до сих пор не могу определиться с собственным мнением: приучение детей к религии — это норма или все-таки стоит дать им выбор, в сознательном возрасте прийти к той или иной вере?
Сама лично не переношу перегибов и очень люблю личностную свободу. А эти девочки… Неужели они не хотят в свои подростковые 15 лет носить короткие юбки, красить глаза и рот яркими красками, сидеть часами в Интернете, петь песни Цоя под гитару во дворе, ходить на дискотеки и флиртовать, переживая, может быть, самые сильные чувства любви и ненависти? Я в свои 15 лет очень хотела, и в 30 с лишним — тоже хочу. Но я — существо неправильное. А они — почему они должны этого лишаться, в самом замечательном периоде — в юности, смеющиеся, играющиеся с цветами девочки-послушницы?
Нет, это я просто чего-то не понимаю. Сайт, группа Вконтакте, проводимые экскурсии, сувениры. Это не отсталое средневековье — Толгский монастырь живет богатой, разнообразной и очень интересной жизнью. И они вовсе не пытаются скрыться в эфемерном мирке, за красивыми стенами, среди прекрасных цветов, благоденствия, благополучия. Их жизнь — тяжкий труд, итог которого — все это великолепие. И жизнь — самая настоящая.
И я, едва прикрывающая свою татуировку под лямками сарафана красным газовым шарфиком, — такая девушка в красном — тоже сейчас, сегодня, настоящая. Но ни одного косого взгляда. Была свидетелем, как гид туристической группы заставляла надевать юбки (можно, как и платки, взять при входе в обитель) тех, у кого одежда не прикрывала колени. Хотя это было вовсе не обязательно. Монашенки при входе, смотря на это, только улыбались. А еще они ездили по территории монастыря на смешных маленьких машинах, прямо в своих черных одеждах. Молодцы девушки, тетеньки — очень современные!
…Странное дело, в последние несколько лет я почему-то стала робеть при посещении монастырей и храмов (и это после многочисленных своих поездок по российской провинции). Особенно таких — светлых, добрых, намоленных. Возможно, осознание собственного несовершенства, греховности (хотя звучит очень пафосно), признание своей жизни, как неправильной, все более проявляющиеся цинизм и нетерпимость к окружающей действительности — это и есть взросление. Но мне почему-то становится очень неловко и даже стыдно за себя, что я что-то делаю катастрофичное «не то», «не так». Ловлю себя на мысли, что стала намеренно избегать храмов. Хотя, в Толге очень доброжелательно настроенные монахини, может, уже привыкшие к именно туристам, а не только паломникам. Сколько раз была, откровенно грубого или даже строгого отношения не припомню. Все здесь благостно, позитивно, ничего подобного, что можно было бы видеть на фресках с изображением Страшного суда — никто не спешит нас отправить в Ад. Но, как мне кажется, именно критичное отношение к себе — и есть самое суровое наказание. Эх, вот бы еще найти в себе силы действительно стать лучше…
Посещение Толгского монастыря (да, наверное, и любого другого места со столь сильной энергетикой и древней историей) каждый раз вызывает у меня целую гамму разнообразных чувств, с которыми мне самой сложно разобраться. Дело тут не в визуальном образе — Толга прекрасна в любое время года.
Просто поездка заставляет, как бы начать диалог с собой, вскрывает нарывы спорных моментов, поднимает из глубины души сомнения, обнажает неловкие вопросы, заставляя находить на них ответы. Где? В собственных мыслях, сердце, душе. Я будто бы начинаю смотреть на себя со стороны, вглядываюсь в отражение в зеркале. Возможно, такие места и существуют для того, чтобы человек (не важно, паломник, праздный турист) начинал размышлять, задумываться, думать…
Летний вечер дарил волшебный волжский закат, наполнял пушистые облака желто-оранжевым цветом, окрашивал водную гладь в раскаленное золото.
Солнце, из последних сил лениво катящееся по темнеющему небу, путалось в моих красных — по-панковски окрашенных — волосах, щекотало покрытые нероссийским загаром плечи. Тоже было красным — тревожным — как я, растревоженная нашей праздничной поездкой.
Я сидела на берегу в высокой траве в ожидании теплохода, а в голове настойчиво крутилась странная фраза: «Толгоболь, Толга-боль, забери нашу боль». Грустным словом Толгоболь называется это место близ монастыря, поселок. И думала ли я о боли своей вечно мечущейся, мятежной души, раздираемой противоречиями, о больных ногах мужа, о болезни мамы или о всемирной, вселенской боли, захлестнувшей наш неспокойный, до ужаса страшный и неизлечимо больной мир?
Нет, моя судьба — не прятаться за белокаменными стенами, не искать успокоения среди цветов и полумрака храмов, вся жизнь моя — череда нескончаемых битв, вечная борьба, очень часто — с самой собой. Но как хорошо, что бывают вот такие замечательные дни успокоения и красоты, когда можно убежать хотя бы на время от проблем, погрузиться в негу тишины и спокойствия.
Толгоболь… Толга! Пожалуйста, пусть в моей жизни еще неоднократно будут такие моменты, и я непременно вернусь в святую обитель.
Спасибо за внимание!