самые лучшие учителя мужчины
Мужчина в образовании: герой, необходимый современной России
Почему исконно мужская профессия учителя теперь стала женской, каковы проблемы современных учителей-мужчин и почему гендерное равенство так важно для будущего российского образования?
Учителей-женщин сегодня настолько больше, чем их коллег-мужчин, что уже сама профессия учителя считается женской. Но во все времена именно мужчины учили детей, например, в дореволюционной России большинство учителей были именно мужского пола. Со временем ситуация изменилась. Почему так получилось, что теперь детей в школах учат преимущественно женщины, в педвузы поступает больше девушек, и профессия учителя для мужчины считается не самой подходящей?
Исторически этот вопрос можно объяснить тем, что период интенсивного развития советского образования пришёлся на послереволюционное, послевоенное время, когда миллионы мужчин погибли, а подавляющая часть оставшихся была занята в других сферах – в армии, органах правопорядка, в промышленности… Тогда-то и пришли в просвещение женщины.
К нашему времени количество мужчин и женщин в стране относительно равное, но в педагогике в подавляющем большинстве заняты женщины. И это имеет своё влияние на развитие будущих поколений.
Почему в системе образования нужны учителя-мужчины?
Изначально ребёнок растёт в условиях присутствия людей разного пола – матери и отца. Мальчик или девочка видит перед глазами взаимодополняющие линии поведения, социальные роли и взаимосвязи, он развивается гармонично. В условиях школы ребёнок находится под влиянием исключительно женской модели поведения, фактически он на долгие годы лишается естественного двуполого общества. Результаты таких условий воспитания уже прослеживаются в обществе и со временем ситуация будет усугубляться. Поэтому возвращение мужчин в педагогику, создание гармоничной среды развития для детей сегодня как никогда актуально.
Что делать?
Один из самых простых, но эффективных путей в педагогику – прохождение курса профессиональной переподготовки. Сегодня это можно сделать дистанционно в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Наиболее интересными для мужчин курсами являются:
Мужчин чаще женщин выбирают «Учителем года». Теперь предложили платить им больше
Пермский министр образования Раиса Кассина предложила платить больше учителям-мужчинам — якобы они воспитывают детей одним своим присутствием. Согласиться с мнением чиновницы сложно. Проблема низких зарплат в школах стоит остро для обоих полов. И хотя педагогов-мужчин действительно меньше, чем женщин, главное — не пол, а профессионализм и любовь к детям.
Мужчины лучше?
Министр образования Пермского края Раиса Кассина уверена, что учителям-мужчинам надо платить больше, чем женщинам. Она заявила, что именно так и делала бы. Причина проста: по ее мнению, мужчины «воспитывают детей уже просто тем, что ходят по коридору».
Некоторые свято верят в то, что «сильному полу» и правда лучше дается преподавание. Это даже подтверждали результатами конкурсов «Учитель года»: с 2008 года среди 13 победителей всего три женщины. Причем два года они делили первенство с мужчиной — и только в 2014 году преподавательница биологии из Татарстана стала единоличной обладательницей почетного титула.
А в 2016 году, как отмечало издание «Мел», в финал не вышла ни одна из учительниц — все пять финалистов были мужчинами, хотя всего в конкурсе женщин участвовало в несколько раз больше. В целом в российских школах более 85% преподавательского состава — женщины, но звания «Учителя года», как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев удостаиваются именно мужчины. Так неужели они действительно лучше справляются со своими обязанностями?
Этим вопросом «Российская газета» задавалась еще в далеком 2007 году. Но все оказалось не так просто. Тогда главный редактор «Учительской газеты» Евгений Положевец объяснил, что, по его мнению, чаще в престижном конкурсе побеждают именно мужчины преимущественно из-за того, что их в школах катастрофически мало, так что меньшинство хотят поддержать.
«Специалисты считают, что при равных шансах победить на этом конкурсе мужчина всегда обойдет женщину. Не потому что он лучше, а потому что в школе мало мужчин. И поддержат именно его, чтобы показать: работа педагога престижна и в школе можно состояться», — объяснял он.
Важный учитель
Психолог, доктор наук и профессор Андрей Зберовский заявил «360», что тоже не может согласиться с тем, что мужчины лучше или хуже женщин выполняют свои обязанности на посту учителя — как специалисты они друг другу не уступают. Однако присутствие мужчин в школе важно даже с психологической точки зрения.
Сам факт присутствия мужчин в школах имеет большое социально-педагогическое значение, потому что в современной России подавляющее число детей растет в ситуации разведенной семьи
«По статистике, 70% пар в нашей стране разводятся и дети остаются с мамами. Мальчики и девочки пап практически не видят, а вся педагогическая сфера преимущественно состоит из женщин», — объяснил он.
Мужчины-учителя, по мнению психолога, берут на себя не только педагогическую функцию, но и функцию отца для многих учеников.
«Они формируют у мальчиков представление о правильном мужском поведении, у девочек — уважительное отношение к мужчинам. Мужчины в школе обязательно должны быть», — добавил Зберовский.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев подчеркнул в разговоре с «360», что в школах мужчины и женщины должны преподавать в равной степени. И прежде всего здесь важны не вопросы половой принадлежности, а вопрос профессионализма.
Привлечь мужчину в школу
По мнению экспертов, главное, что отталкивает мужчин от выбора профессии школьного учителя — низкая оплата труда. Максим Зайцев добавил, что из-за этого профессия среди мужчин считается не слишком престижной.
«Уровень зарплат в школах на сегодняшний день не позволяет содержать семью. Речь должна идти не столько об увеличении зарплат учителям-мужчинам, сколько учителям в принципе — тогда мужчины сами пойдут в школы, если финансовый вопрос не будет заставлять их думать о том, где взять деньги», — уверен он
Наши учителя должны перестать ассоциироваться с беднотой, тогда мужчины в школу придут сами
Кроме того, по мнению депутата, государству стоило бы поддерживать педагогов не только достойными зарплатами. Например, учителям в сельских местностях нужно выдавать жилье, а в городах хотя бы давать субсидии на его покупку. Важно поддерживать и приобретение хотя бы недорогих транспортных средств, чтобы поднять уровень жизни преподавателей.
«Когда будет подниматься и престиж профессии, и ее финансовое обеспечение, и мужчины с удовольствием пойдут работать в школы», — заключил он.
Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах
Светлана Лаврентьева
15 сентября 2017 • 20:03
Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.
И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?
Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет: «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.
С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей – уже нет.
А в целом я не жалею, что всю жизнь в школе провел. Интересно наблюдать, как дети растут, взрослеют. Интересно видеть, как меняется представления о допустимом. Это лучше всего именно в школе видно. Раньше ученик и помыслить не мог, чтобы на учителя голос повысить, а сейчас чего они только себе не позволяют, а у учителей отняли все инструменты воздействия: исключить из школы нельзя, затрещину отвесить нельзя, «дураком» назвать нельзя, ничего нельзя. А что учителю остается? Только взгляд. Я себе свой фирменный взгляд долго тренировал. Зато сейчас часто коллеги прибегают: «Игорь Сергеевич, сходи, посмотри на них. Сил уже нет!» Ну я и иду. Войду в класс, встану в дверях (а во мне роста под 2 метра и плечами я как раз в проем еле умещаюсь) и смотрю. Молчу и смотрю. И затихают. Так и бегаю из кабинета в кабинет. И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?»
Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю
Артем Алексеевич, учитель информатики, 30 лет: «Я в школу пришел не так давно, пять лет назад. Образование-то у меня педагогическое, но после института ушел в частную фирму сайты делать. А потом жена уговорила, она сама – учитель, вот и капала на мозги: «Иди в нашу школу. Нам мужчины нужны. И на работу будешь на машине возить, надоело мне на автобусах мотаться». Так я оказался в школе. Могу сказать, что пока не пожалел.
Правда, вкалывать приходится существенно больше, чем раньше работал. Чтобы зарплата была более-менее, я и уроки веду, и кружок, и за электронный журнал всей школы отвечаю, и сайт администрирую. Иногда рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается в 11 вечера. Но зато:
— делаю нужное дело, есть ощущение, что не зря небо копчу;
— весь день жена рядом, а мы пока друг другу не надоели, нам вместе лучше, чем врозь;
— коллектив у нас хороший, все примерно одного возраста, что называется «одни и те же книжки в детстве читали», поэтому общий язык легко находим;
— отпуск длинный и всегда летом.
Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?
Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю. Думаю, надоест рано или поздно. Ну надоест – уйду. Хотя жалеть немножко, наверное, буду».
Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы
Никита Данилович, учитель математики, 24 года: «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти – очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор – мужчина. И я считаю, что директор –мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.
Я планирую через 2 года получить высшую категорию и пойти на учебу директоров. Думаю, в школе мне рекомендацию дадут. А пока работаю учителем, нарабатываю опыт, изучаю всю школьную кухню. В конкурсах участвую, чтобы меня на уровне района заметили. Цинично? Наверное. Но зато честно. Я могу, конечно, сейчас задвинуть речь о том, как в детстве зачитывался «Педагогической поэмой» и мечтал сеять доброе, разумное и вечное. Но вам такое каждый второй расскажет. Хотя правда это только для единиц. Я в институте насмотрелся и наслушался, поэтому розовые очки давно снял. Мало кто идет в пед, чтобы потом положить себя на алтарь воспитания и обучения подрастающего поколения. В массе выбирают эту профессию, чтобы гарантированно была работа, зарплата и возможность в середине дня уже быть свободным. Поверьте, именно так и есть. Ну а меня другое интересует. Вот как старуха у Пушкина хотела быть владычицей морскою, так я хочу быть директором. И обещаю – у разбитого корыта не останусь».
Хорошая у меня работа
Алексей Дмитриевич, учитель физкультуры, 38 лет: «А что говорить? Работа как работа. Легче, чем вагоны разгружать, но сложнее, чем в офисе бумажки перекладывать. Главное – отдача есть. Когда твои парни после урока не спешат в раздевалку, а остаются в спортзале, чтобы мячик погонять или на турнике повисеть, понимаешь, что ты снова победил и показал, что бывает что-то, более интересное, чем гаджеты. Я считаю, что, если что и может сегодняшних детей и подростков оторвать от телефонов, то только спорт. Поэтому зал никогда не закрываю. Все в школе знают, что на перемене или после уроков можно прийти и поработать. И приходят! Кто на тренажеры, кто мячик в кольцо покидать. Так что хорошая у меня работа. Нужная и полезная».
«Не пройти по коридору без «пятюнь» и обниманий»: как работается молодым пермским учителям-мужчинам
Мы узнали, как к ним относятся на работе и почему они пошли в педагогику
А у вас был такой преподаватель в школе?
Фото: posokhvs / Instagram.com
Каким был ваш учитель? Наверняка это была строгая женщина в возрасте. Возможно, не очень строгая, но все-таки женщина. Принято считать, что учитель — женская и «возрастная» профессия. Но мы нашли молодых мужчин, которые решили посвятить свою жизнь обучению детей. Заодно мы узнали, как к ним относятся дети и их родители и почему они решили работать с детьми.
Полночи говорил с учеником — пытался развеселить и поддержать
24-летний Вадим Садохин уже четыре года ведет кружок «Школа юных математиков» в 146-й школе и 1,5 года преподает математику и информатику в МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства».
Вадим рассказал, что на работе у него нет проблем — коллеги постоянно угощают конфетами, а ученики ищут в нем друга и товарища. Но раньше были сложности с родителями.
— Во времена классного руководства с некоторыми родителями были немного натянутые отношения, потому что я не так сильно беспокоился о внешности ребенка: не говорил причесать волосы или заправить рубашку и так далее, — говорит Вадим. — Я не следил за каждым их движением по школе и проблемы решал не так, как это сделала бы дама-учитель.
Вадим Садохин любит общаться и веселиться с детьми
Фото: Личный архив Вадима Садохина
Учитель рассказал, что у него даже иногда просят помощи ребята из других классов, где Вадим Садохин не ведет уроки. Иногда дети сидят на его занятиях во время «окон». Хотя педагога за это пару раз ругали.
— Нельзя пройти по коридору без «Вадим Сергеевич, здрааааасте», «пятюнь» и обниманий, — рассказывает молодой учитель. — Однажды в час ночи написал распереживавшийся ученик, пришлось полночи говорить о даме, которая кинула его в черный список. Но подобное происходит, когда слишком сильно надавят. Я не думаю, что знаю о том, что правильно, а что нет. В том разговоре я просто, как обычно, смешил и пытался поддержать.
Вадим Садохин рассказал, что младшеклассники любят забегать в класс и выбегать на перемене, обниматься и фотографироваться. Он старается не обращать на это особого внимания.
Для Вадима быть учителем — это хобби на три-четыре часа в день. Особенно его радует общение с детьми. По его словам, они не так скучны, как взрослые.
— Интересно смотреть, как по-разному работает мозг каждого ученика, — размышляет Вадим Садохин. — А еще большее восхищение от того, что ты можешь этим процессом управлять. И если ты хочешь по-настоящему разобраться в чем-то, то попробуй объяснить это ребенку.
Фото из лагеря, куда Вадим каждое лето ездит читать лекции для детей
Фото: Личный архив Вадима Садохина
Студент магистратуры, но надо как-то выживать
Денис Попов второй год работает в школе № 60. Учителю 23 года, он ведет уроки истории и обществознания в 5–11 классах.
За всё время работы молодой педагог не сталкивался с неприязнью со стороны детей или родителей.
— Да, существуют довольно устоявшиеся гендерные стереотипы по поводу педагогического состава, — считает молодой преподаватель. — Но в моем случае все довольно спокойно это пережили, не было даже удивления. Нельзя сказать, что меня выделяют среди других учителей.
Денис старается проводить уроки не так, как было в его детстве. Он уверен: если историю проводить довольно формально, она будет очень скучной. В работе он использует презентации, видео, музыку, чтобы заинтересовать детей.
Денис за время работы не сталкивался с неприязнью от родителей или школьников
Фото: Личный архив Дениса Попова
Сейчас Денис Попов — студент магистратуры пермского педуниверситета. Но, как говорит преподаватель, надо как-то выживать. Поэтому он решил пойти работать по профессии.
— Может быть, бумажная работа — это не лучшая сторона профессии, но проведение уроков — совсем другое дело. Общение с детьми бывает очень занимательно, — делится Денис.
Случайно уехал в Кукуштан, чтобы преподавать в школе
В 74-й школе пятый год работает Леонид Жабин. Он преподает в начальной школе и ведет русский язык и литературу в 5–11 классах. Леонид говорит, что сначала родители к нему относились с осторожностью.
— Поначалу родители даже под дверями стояли, заглядывали, узнавали, что мы там делаем и как ведем уроки, — вспоминает учитель. — Но они быстро привыкли ко мне, и потом всё стало нормально.
В детстве многие из класса Леонида хотели стать космонавтами, но сам молодой человек хотел учить детей
Фото: Личный архив Леонида Жабина
Леонид рассказал, что с детства мечтал стать учителем. На одном из уроков, когда он учился в пятом классе, учитель спрашивал, кем хотят стать дети. Все хотели быть космонавтами, а Леонид мечтал учить детей. После колледжа он начал искать работу, но в городе без практики устроиться было непросто. Пришлось ехать в сельскую местность.
— Я хотел уехать в Кунгурский район, — рассказал Леонид. — Приезжаю на станцию, а кунгурский поезд ушел. Вдруг передают, что на станцию прибыл поезд на Кукуштан. Был выбор: либо на Кукуштан, либо на следующий день в Кунгур. Решил ехать сейчас. Приезжаю в поселок, на улице пурга — был февраль. Никого там не знаю, спросил у прохожего, где здесь школа. Он меня проводил, и в школе мне сразу дали второй класс.
Леонид Жабин рассказал о своей мечте — довести детей с первого класса до выпуска из школы. Сейчас он классный руководитель четвертого класса и надеется с этими детьми дойти до конца.
— Интересно наблюдать, как дети развиваются, меняются, — поделился педагог. — Мы хорошо ладим, они обращаются ко мне за советом. Я считаю, общение между учителем и ребенком должно быть похожим на домашнее.
Вячеслав Посох работает в школе, где сам когда-то учился
Фото: posokhvs / Instagram.com
Вернулся из Австралии, чтобы преподавать в родной школе
Один из самых известных в Перми учителей среди мужчин — 27-летний Вячеслав Посох. В 2019 году он стал «Мужчиной в образовании», сейчас преподает английский язык в 77-й школе. Меньше года назад он вернулся из Австралии, где окончил университет и стал администратором образовательных учреждений. В Перми молодой специалист устроился на работу в свою родную школу.
— Я всегда хотел быть преподавателем, и это желание реализовалось к моим 27 годам, — рассказывал 59.RU Вячеслав после конкурса. — Я очень благодарен всем тем, кто вкладывал в меня начиная с моих первых лет. Благодарен своим родителям и родственникам, которые всегда говорили, что знания и образование — это самое главное в жизни, что никогда не поздно учиться. Я признателен своим учителям, потому что без них я бы не был тем человеком, которым являюсь сейчас. Сейчас, сам будучи педагогом, я испытываю большую радость, видя, как в детях проявляется то, чему я их научил. Мне очень хочется, чтобы, окончив школу, они вспоминали ее не как большое испытание, а как прекрасное время, которое принесло им много хорошего.
Ранее мы рассказывали, что пермская учительница претендует на звание «Педагог-психолог России — 2019». Она работает с детьми, у которых ограничены возможности здоровья.
Почему учитель-женщина лучше учителя-мужчины
Почему учитель-женщина лучше учителя-мужчины
И есть ли этому доказательства.
И выявился интересный факт: те ученики, учителями которых были женщины, показывали лучшие результаты на выпускных экзаменах.
Результат был обескураживающим для исследователей, поскольку принято считать, что качество преподавания ну никак не должно зависеть от пола преподавателя. Однако факт оставался фактом, разница была значительной.
Но самую главную причину такой разницы в качестве учителей нашли, когда сравнили оценки студентов женского и мужского пола в педагогической семинарии: средний балл студенток был намного выше среднего балла их однокурсников мужского пола.
Теперь можно подвести итог: учителя-женщины в Дании учат лучше, потому что они более образованы, лучше готовятся к урокам и думают в первую очередь об учениках.
Из своего опыта работы здесь в Дании, я могу сказать, что я согласна с некоторыми выводами: мои коллеги- мужчины действительно часто ставят себя самих в центре учебного процесса, то есть у доски. Рассказывают они прекрасно, но при этом не слишком заботятся о том, что ученики все же поняли тему. Они считают, что ученик должен слушать учителя, делать домашнее задание, и что успеваемость ученика вне зоны ответственности учителя.
Мои коллеги- женщины на уроке проявляют больше внимания каждому ученику, заботятся, чтобы ученики участвовали в учебном процессе, делают замечания, если кто-то отвлекается. К сожалению, такая излишняя опека приводит к лишним стрессам и конфликтам для самого учителя, но к лучшим результатам учеников.
Я не знаю, можно ли данные наблюдения перенести на Россию. В российской школе не такой большой процент учителей-мужчин, и те, которые все же там работают, скорее всего выбрали этом путь из любви к профессии.
Ставьте лайк, если вас интересует эта тема, и я напишу еще!