подворье серафимо дивеевского монастыря в москве официальный сайт
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1909 году небольшая усадьба в Мещанском районе Москвы перешла во владение Серафимо-Дивеевскому монастырю и здесь открылось его подворье. Так частица древней Российской столицы вошла в четвертый удел Пресвятой Богородицы.
Сама Пречистая избрала нижегородское село Дивеево местом Своего особого попечения и обещала основательнице Дивеевской обители преподобной Александре: «Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
До революции Дивеевский монастырь открыл свои подворья в Москве, Петергофе и Харькове, и там, как на святой Дивеевской земле, ощущалось благодатное присутствие Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
Земля слободы считалась государевой, ее отдавали новым поселенцам бесплатно, но без права продажи на сторону. Мещанин мог передать двор только мещанину, таким образом, она оставалась в пользовании мещанского общества. Размер участков был невелик, поскольку они не предназначались для огородного хозяйства, а лишь для мастерской и жилья.
В 1672 году, почти сразу же после основания слободы, на большом участке в 2800 квадратных сажен стали строить деревянный храм на пожертвования слобожан и, кроме того, из Посольского приказа выдали 102 рубля. Новая церковь была освящена во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла и богато украшена, что свидетельствовало о высоком благосостоянии мещан.
В большой пожар осенью 1688 года деревянная церковь сгорела, и мещане собрали деньги на новую, уже каменную. Но для окончательной отделки средств не хватило, и слобожане били челом государям с просьбой о помощи. Великие государи, цари Иван и Петр Алексеевичи, велели выдать много хорошего железа для затворов на окна и двери, которое было снято с кровли здания Посольского приказа.
|
Основная часть дворянских дворов, а также крупных купеческих, находилась в ближней к Сухаревой башне части 1-й Мещанской улицы. Здесь строились каменные усадьбы и дома, в том числе по проектам лучших архитекторов – В. И. Баженова, Ф. О. Шехтеля, Р. И. Клейна, В. И. Чагина. По соседству для больных и бездомных на Черкасских огородах граф Н. П. Шереметев построил грандиозный Странноприимный дом, увенчанный в центре куполом церкви. Его знаменитая многоколонная полуротонда* (Сноска: Полуротонда – закругленная часть здания, перекрытая куполом.) – творение великого Джакомо Кваренги. В 1890-е годы вступили в строй мощные водонапорные башни на Крестовской заставе, и к ней была проложена линия конки* (Сноска: Конка – городская железная дорога с конной тягой, существовавшая до появления трамвая.), в 1913 году пущен электрический трамвай. В начале ХХ столетия, особенно после открытия движения по Московско-Виндавской дороге, на 1-й Мещанской стали появляться большие дома и магазины.
И все же главная улица Мещанской слободы довольно долго оставалась провинциальной и по духу, и по виду – тихая, широкая, пустынная, с палисадниками, в которых росли деревья и кусты сирени.
Участок земли под номером 22 (по современной нумерации – дом 20) на улице 1-й Мещанской в ноябре 1909 года приобрел московский купец Федор Васильевич Долгинцев и сразу же пожертвовал его в собственность Серафимо-Дивеевскому монастырю. По красной линии на этом участке стоял двухэтажный каменный дом постройки рубежа XVIII–XIX веков и вдоль задней границы – каменный сарай.
Храмоздатель Феодор
Федор Васильевич Долгинцев был купцом второй гильдии, потомственным почетным гражданином Москвы. В справочнике «Вся Москва» за 1903 года он назван в числе директоров «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий» вместе с главными владельцами мануфактуры – Варварой Алексеевной Морозовой и ее сыновьями, которые образовали морозовскую ветвь Абра`мовичей. Долгинцев был также членом правления и имел паи в мануфактуре.
| |
На Морозовской мануфактуре выполнялись все операции – от прядения до отделки готовых тканей. Сырье для текстильных предприятий поставлялось из-за границы, в дальнейшем стало использоваться отечественное. Ткани, произведенные на Морозовской мануфактуре, отличались хорошим качеством и красивым рисунком. Фабрика выпускала миткаль, бумазею, сатин, рубчик, бязь, коленкор, мадаполам, ситец – всего двадцать семь видов различных текстильных изделий сорока девяти сортов. Изделия продавались в Москве, на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, большое количество товаров шло на Украину, в Среднюю Азию, Сибирь, в Крым, на Кавказ. В 1865 году на Московской мануфактурной выставке изделия фабрики были отмечены большой серебряной медалью, на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 году – государственным гербом.
Как и Морозовы, Долгинцев старался богатеть в Бога (ср. Лк. 12, 21). Он покровительствовал московскому Обществу призрения, воспитания и обучения слепых детей, почетным председателем которого был Великий князь Сергей Александрович, а товарищем председателя – знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако.
Первоначально Общество призрения находилось на 2-й Мещанской улице, рядом с собственным домом Долгинцевых. Слепых детей, кроме прочих обязательных наук, обучали церковному и светскому пению артисты императорских театров. Из числа старших воспитанников был создан церковно-певческий хор, который пользовался широкой известностью среди любителей церковного пения Москвы. Хор пел на богослужениях в храме святых мучеников Адриана и Наталии на 1-й Мещанской. Был также создан оркестр струнных и духовых инструментов. В Обществе призрения невидящих детей обучали различным ремеслам.
Для приюта стараниями его покровителей в 1912 году по проекту очень популярного и дорогого московского архитектора Густава Августовича Гельриха было выстроено новое здание в стиле модерн на 1-й Мещанской с храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины.
В это время Федору Васильевичу шел восьмой десяток. Надо было думать о том, кто продолжит его семейное дело. Но продолжателей не было. Новое поколение купечества устремилось в университеты. Младший сын Сергей стал математиком и преподавал в аристократической Первой гимназии в Петербурге. Он был необычайно, разносторонне талантлив: прекрасно играл на скрипке, замечательно читал вслух, рисовал акварелью, писал стихи, обладал ярким актерским даром. Был он воистину православным человеком.
Про старшего сына, Василия, известно, что он состоял в переписке с Антоном Павловичем Чеховым; в Российской государственной библиотеке хранятся три письма Василия Федоровича Чехову, датированные 1897 годом. Рефераты В. Ф. Долгинцева заслушивались в Московском психологическом обществе, о чем сообщается в журнале «Вопросы Философии и Психологии». В этом обществе состояли В. С. Соловьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов – цвет религиозной философской мысли того времени. Из переписки Василия Федоровича с поэтом-народовольцем Николаем Александровичем Морозовым известно, что Долгинцев был учителем гимназии и лето проводил в подмосковном дачном поселке Салтыковке, излюбленном месте отдыха московской творческой интеллигенции. В более поздние годы Василий Федорович стал доктором философских наук.
Видимо, Федор Васильевич Долгинцев дал сыновьям долю наличными деньгами. В 1907 году он еще принимал участие в заседании общего собрания владельцев паев Товарищества Тверской мануфактуры, где рассматривался вопрос об увеличении основного капитала. 29 октября 1910 года по дороге в Дивеево, в селе Страхово Пузо от инфлуэнцы* (Сноска: Инфлюэнца – то же, что грипп.). в возрасте 69 лет скончалась его супруга Екатерина Ивановна. После этого, видимо, Федор Васильевич рассчитался со всеми московскими делами, продал свои паи в Товариществе Тверской мануфактуры, щедро благотворительствовал и переехал на жительство в Серафимо-Дивеевский монастырь, куда в следующем году поступила его дочь София.
София Федоровна родилась в 1874 году и была средним ребенком, между Василием (1863 г.р.) и Сергеем (1878 г.р.). В девятнадцать лет она успешно сдала экзамен и провела пробный урок на звание домашней учительницы в испытательном комитете Московского учебного округа, а в 1908 году поступила в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное училище. В 1911 году стала послушницей Серафимо-Дивеевского монастыря, через десять лет приняла монашеский постриг, а в 1925 году была пострижена в схиму с именем Серафима. Игумения Александра (Траковская) благословила сестрам обители ходить к ней на откровение помыслов. Ей же поручались после пострига мантийные монахини. Ее называли украшением Дивеевского монастыря.
После закрытия монастыря в 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром и жила в одном доме с архиепископом Зиновием (Дроздовым). Как и в Дивееве, в Муроме она все время проводила в молитве. В 1932 году ее арестовали и выслали на три года в Казахстан. Из ссылки мать Серафима вернулась в Муром, прожила долгую жизни и похоронена была на Напольном кладбище.
В основном на средства Долгинцева был построен в Дивееве нынешний Преображенский собор. Федор Васильевич дорожил своим участием в созидании храма и весь отдался этому делу. В 1916 году строительство собора закончилось, и в том же году он скончался. Перед смертью сподобился тайного монашеского пострига с именем Серафим. Его похоронили у алтаря Троицкого собора в Дивееве, под гражданский сюртук надели монашеские одежды.
В 2003 году могилы Ф. В. Долгинцева и его супруги Екатерины Ивановны были восстановлены. Ныне в монастыре наряду с почившими сестрами и другими благодетелями обители непременно поминается храмоздатель Феодор. В день его кончины после литургии служится панихида, а на могиле – лития.
Дивеевская часовня
Акт дарения московской усадьбы Дивеевскому монастырю удалось оформить лишь 10 апреля 1912 года. Задержка была связана с тем, что непременным условием своего пожертвования Долгинцев поставил сооружение часовни на подворье, но клир Адриановской церкви обеспокоился этим обстоятельством, опасаясь, что часовня могла весьма неблагоприятно повлиять на благосостояние Адриановского прихода и отвлечь прихожан и доходы от их храма.
Жертвователь продолжал настаивать на строительстве часовни, монастырь поддерживал его, но консистория, учитывая интересы Адриановской церкви, предлагала такие условия, которые невозможно было принять. Требовалось, «чтобы 1) часовня была не более тех размеров какие указаны в донесении благочинного т. е. 13 ½ аршин в ширину, 15 ½ аршина в длину и 9 аршин в высоту, 2) жертвуемый Долгинцевым монастырю дом считать по прежнему приходским домом Адриановской церкви, а все требы в оном доме, включая в число их и богослужения, имеющия совершаться в предполагаемой к устройству часовни, совершать Адриановскому причту; 3) прочаго священника или иеромонаха для совершения богослужений в часовню отнюдь не приглашать, и наконец 4) чтобы настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря никогда не возбуждала ходатайства пред Московским Епархиальным Начальством о преобразовании часовни в церковь».
| |
| |
Только вмешательство в это дело Великой Княгини Елисаветы Федоровны помогло монастырю получить долгожданное разрешение. Царственная особа телеграммой просила Нижегородского Высокопреосвященнейшего Назария поддержать перед митрополитом Московским и Коломенским Владимиром просьбу настоятельницы Дивеевского монастыря «разрешить иметь при часовне, когда она будет сооружена, своего священника и пользоваться доходами от нее».
18 сентября 1911 года последовал указ Его Императорского Величества об устройстве часовни на жертвуемом Ф. В. Долгинцевым участке земли в Москве на условиях, выгодных для Серафимо-Дивеевского монастыря.
Проект, разработанный московским архитектором Петром Викентьевичем Харко, предусматривал реконструкцию двухэтажного каменного дома с устройством в его северной одноэтажной каменной части часовни. Постройку обязался произвести на свои средства Ф. В. Долгинцев при участии других благотворителей. На заседании Управления Технической части при Московском градоначальстве 20 января 1911 года проект был рассмотрен и утвержден. 12 июня 1912 года строительные работы по сооружению часовни во имя преподобного Серафима Саровского завершились.
|
Здание подворья выкрасили в розовый цвет. Фасад часовни со стороны 1-й Мещанской улицы украсили изображением преподобного Серафима Саровского, беседующего с паломниками. Острую крышу часовни завершали три тоненьких барабанчика, увенчанные вытянутыми, луковичной формы, вызолоченными главками в нестеровском духе. Стенная живопись часовни была выполнена палехским художником Павлом Львовичем Париловым и сестрами обители. Они же написали все иконы для четырехъярусного иконостаса, который отделал известный позолотчик В. Р. Чубаров.
Среди множества святынь подворья главной считался старейший из списков чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», украшенный дорогой ризой с жемчугом и драгоценными камнями. В храме были выставлены для всеобщего обозрения епитрахиль преподобного Серафима из разноцветной шелковой ткани с шелковым галуном и крестами и его поручи из красноватого цвета шелковой материи, шитые разноцветным шелком и кожаная рукавичка с правой руки, которую надевал преподобный Серафим при работе, большой обрубок соснового бревна из стен келии преподобного.
На особом аналое перед иконостасом был положен серебряный вызолоченный ковчег, в котором находились часть мантии преподобного Серафима и часть клобука, прежде надетые на его мощи, куски от дубового гроба и небольшая прядь его светлого цвета волос. Здесь хранилось также Святое Евангелие на славянском языке, принадлежавшее преподобному Серафиму. Оно было напечатано в Москве в 1817 году и по надписи, сделанной на заглавном листе, принесено в 1822 году от усердия иеродиаконом московского Петровского монастыря Антонием в дар великому старцу и подвижнику отцу Серафиму. Преподобный Серафим пользовался им во время молитвы и, как свидетельствует другая надпись на этом Евангелии, передал его за три года до своей блаженной кончины монахине Дивеевского монастыря Ирине. При служении молебнов в часовне пользовались этим Евангелием.
18 июля всенощное бдение совершал второй священник Марфо-Мариинской обители протоиерей Евгений Синадский с настоятелем Воскресенской, что в Кадашах, церкви протоиереем Николаем Смирновым и священником Дивеевского монастыря Иоанном Полидорским. Пели монахини Дивеевского монастыря местным распевом. В положенное время был исполнен дивеевским распевом акафист преподобному Серафиму. На богослужение собралось множество богомольцев.
19 июля с раннего утра часовня была открыта для посетителей, желавших сделать посильные пожертвования на свечи и на масло, приобрести образки преподобного Серафима, сосуды с водой из его источника и крестики.
Освящение часовни началось в четвертом часу дня. Из церкви святых мучеников Адриана и Наталии на это торжество пришел многолюдный крестный ход. Богослужение возглавил Преосвященный Анастасий, епископ Серпуховской. Ему сослужили благочинный монастырей настоятель Московского Знаменского монастыря архимандрит Модест (Никитин), настоятель Кадашевской церкви протоиерей Николай Смирнов и духовенство из церквей Марфо-Мариинской обители и Адриановской. Хор монахинь Дивеевского монастыря под управлением рясофорной послушницы Веры Чичаговой исполнил песнопения дивеевским распевом. Во время молебна Преосвященный Анастасий читал кондаки из акафиста преподобному Серафиму, а монашествующие исполняли икосы нараспев.
После освящения воды архиерей окропил стены часовни святой водой при пении стихир преподобному Серафиму и иконе Божией Матери «Умиление». Затем Преосвященный Анастасий произнес проповедь, в которой обратил внимание на то, что святой саровский старец особенно любил Дивеевскую обитель. Свое проникновенное слово архиерей завершил выражением надежды: «Мы твердо веруем, что малое стадо дивеевских инокинь в Москве будет любезно преподобному Серафиму и будут любезны его сердцу все те, кто будут приносить в эту часовню свои жертвы и молиться в ней. Пусть же на этом месте постоянно будут возноситься хвала и молитвы преподобному Серафиму! Ублажим же, братие, его память и будем непрестанно восхвалять его имя, как наставника монахов и собеседника ангелов».
Часовня на 1-й Мещанской улице стала излюбленным местом моления для благочестивых москвичей. В ней ежедневно совершались утром и вечером молебны преподобному Серафиму, а по воскресеньям – Божией Матери «Умиление», по субботам – панихиды по благотворителям обители.
«Часовня всегда полна народом, – описывает в журнале «Светоч» свои впечатления богомолец того времени. – Дважды в день совершается молебен с акафистом, который поется просто, но чу́дно монастырским хором. По субботам – всенощная. Беспрестанно служатся частные молебны. Часовня-маяк влечет к себе, притягивает. Бросаешь работу и едешь туда, где все полно света, где сам святой Серафим встречает всех, как бы говоря: «Радость моя, что тебе?» Тяжел и темен тот день, в который мне не удается посетить часовенки, чтобы получить благословение от угодника, прикоснуться к его ризе, облобызать его камень и часть древа кельи его. Как бы ни было тяжело на душе, все слетает, как только войдешь в часовню и увидишь дивный лик подвижника! Он написан прекрасно, вся живопись прекрасная, и это дело рук дивеевских инокинь. Дивно написан лик Божией Матери Умиления, пред иконой Которой и почил преподобный. Нет у меня большей радости, большего счастья, как посещать часовню и греться здесь душою, целиться сердцем».
Во время молебна с акафистом приходило столько богомольцев, что не все могли войти в часовню, и часть молящихся стояла снаружи, на тротуаре. Для них отрадой было то, что справа, при входе в часовню, находилось живописное изображение саровского старца на камне, искусно сложенном из кусков того громадного камня, на котором и совершал свое ночное моление батюшка Серафим. Камень был одной из главных святынь часовни, и прохожие верующие в течение всего дня беспрестанно заходили сюда приложиться к нему, поставить свечку и помолиться.
Жизнь подворья в начале XX века
При часовне жил постоянный штат монашествующих из Дивеевского монастыря. Сестры несли на подворье клиросное, церковное, трапезное, швейное послушания, работали в иконной лавке, пекли хлеб, дежурили в часовне преподобного Серафима, несли череду неусыпного чтения Псалтири и пения молебнов.
Патриаршее подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве подворье епархиального женского монастыря
История
9 декабря 1909 года Нижегородский архиепископ Назарий подал прошение Высокопреосвященнейшему Владыке Владимиру Митрополиту Московскому и Коломенскому о возможности на жертвуемом участке разрешить настоятельнице Дивеевского монастыря игумении Александре построить часовню.
19 октября 1911 года состоялось заседание Священного Синода, который постановил: согласно ходатайству Преосвященного Нижегородского, разрешить настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря на поступающем в собственность монастыря земельном участке в г. Москве на 1ой Мещанской улице построить часовню, но с тем условием, чтобы часовня была 13 ½ аршин в ширину, 15 ½ аршин в длину и 9 аршин в высоту; все доходы от часовни, когда таковая будет сооружена, имееют безраздельно принадлежать Серафимо-Дивееевскому монастырю; виду того, что Нижегородское Епархиальное Начальство ожидает значительных материальных выгод для Дивеевского монастыря от содержания своего священника при предполагаемой к постройке часовне в имении Долгинцева, дать согласие настоятельнице Дивеевского монастыря, с законного разрешения Нижегородского Епархиального Начальства, иметь при часовне своего священника, с тем, чтобы он во время своего проживания в Москве, для отправления богослужения в часовне Дивеевского монастыря, считался принадлежащим к Нижегородской епархии и проживал в Москве на положении и правах иноепархиального священника, и 4/ чтобы настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря никогда не возбуждала пред Московским епархиальным Начальством ходатайства о преобразовании часовни в церковь.
Все капитальные работы завершились 12 июня 1912 года. Стенная роспись внутри часовни и иконы были выполнены палехским художником Л.И. Париловым и сестрами обители. Устроен 4-ярусный иконостас, художественно исполненный В.Р. Чубаровым. В иконостасе помещен старейший из списков чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», бывшей келейной у преподобного Серафима Саровского. Икона эта украшена дорогой ризой с жемчугом и драгоценными камнями. На южной стене находится изображение преподобного Серафима, молящагося на камне. Камень очень искусно сделан из кусков того громадного камня, на котором молился преподобный в Сарове. Перед изображением помещены лампады, а в особом шкафу за стеклом находится драгоценная святыня: епитрахиль преподобного Серафима из разноцветной шелковой ткани с шелковым галуном и крестами и его поручи из красноватого цвета шелковой материи, шитыя разноцветным шелком. Здесь-же помещена кожаная рукавичка с правой руки, которую надевал преподобный Серафим при работе.
Освящение часовни состоялось 19 июля 1912года преосвященным Анастасием, епископом Серпуховским в 3 часа дня. В честь этого события из храма мчч. Адриана и Наталии в часовню пришел крестный ход, а народу было столько, что он занял всю дорогу. Владыке на освящении сослужили клирики Адриановской церкви, Марфо-Марьинской обители, церкви Воскресения Словущаго в Кадашах. Пел хор Дивеевских монахинь под управлением рясофорной послушницы Веры Чичаговой.
В праздничные дни в часовне служились всенощные, а в будни утром и вечером — молебны преподобному Серафиму (вечером — с акафистом нараспев). По субботам служились панихиды по благотворителям обители. В остальное время читалась Псалтирь.
а подворье жили двенадцать сестер. Известны имена шести из них: Анна Павловна Волкова (схимонахиня Антония), Надежда Феодоровна Халомазова (схимонахиня Анфия), Параскева Семеновна Лобанова (инокиня Параскева), Параскева Лысякова, Анна Бобкова.
Одним из священников часовни был иерей Николай Недумов. С 1916г. по 1918г здесь служил иерей Валериан Успенский, сын протодиакона Дивеевского монастыря Евлампия Успенского. А с 1919г. до февраля1923г. — служил иерей Стефан Марков. В последствии он стал настоятелем Знаменской церкви в Переяславской слободе и благочинным Мещанского округа. Скончался в декабре 1954года. Похоронен на Пятницком кладбище. Недалеко от Дивеевского подворья на Сухаревской площади в храме Троицы в Листах служил автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополит Серафим (Чичагов).
В 1919 или в 1920 году Дивеевское подворье посетил Патриарх Тихон. Он подъехал на извозчике, зашел в часовню, помолился, приложился к камешку преподобного, пошутил с сестрами и поехал к себе, на Троицкое подворье, куда часто приходили сестры.
В послереволюционные годы жизнь на Дивеевском подворье не была тихой. В следствии принятия протокола о проведении кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим 23 апреля 1922 года в часовне было изъято большое количество церковной утвари. А 2 февраля 1923 году часовню закрыли, и все имущество было передано Троицкому подворью.
С августа 1923г. по август 1929г. часовня находилась под обновленцами. Первым заведующим часовни был митр. Евдоким (Мещерский), бывший управляющий Нижегородской епархией.
С сентября 1922 года в келейном корпусе поселился бессменный ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) Евгений Александрович Тучков с женой и чрезвычайно религиозной старшей сестрой, которая воспитывала его в детстве и которую он уважительно называл «мамашей».
Однажды на подворье к Тучкову пришел местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский). Дожидаясь приема, он увидел, как монахини пилят дрова, с огромным трудом справляясь с тяжелой пилой. Тогда святитель, подоткнув полы рясы, сам распилил эти дрова, не обращая внимания на смущенные протесты.
После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры из Дивеева перебрались в Москву, на подворье, и там образовали рукодельную мастерскую. Стеганые дивеевскими мастерицами одеяла очень ценились и считались самыми лучшими.
Подворье было закрыто в 1929 году по просьбе соседнего института слепых, отдано ему под мастерские, а затем часовенное оформление сломано и пристроен второй этаж. В 1980 годах здесь были конторские помещения. В 1994 году здесь находилась контора «Гермес-финанс».
Трехэтажный жилой каменный корпус, построенный во дворе, и хозяйственные строения, принадлежавшие подворью, разрушили и на их месте в 1983 году построили здание префектуры Северо-восточного административного округа.С 1994 года начались переговоры с Московской мэрией о возвращении подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Историческое место вернуть не удалось. Осенью 2002 года был решен вопрос о выделении земельного участка рядом с бывшим Дивеевским подворье.
Фасады подворья спроектированы архитектором О.Р. Протоповичем в неорусском стиле с элементами стиля «модерн», характерного для зданий, построенных в этой части проспекта Мира.
16 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия на московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня в основании строящегося домового храма-часовни.
В середине ноября 2008 года часовня московского подворья была увенчана золотыми куполами. А в конце 2010года на подворье стали приезжать сестры для постоянного проживания. 5 февраля 2011года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был совершен чин малого освящения престола, и с этого дня на подворье совершаются ежедневные богослужения.