подворье городищенского монастыря ломоносов
Жилой дом подворья Городищенского монастыря Рождества Богородицы
Ломоносов, Михайловская ул., 19
Жилой дом
Фасад по Александровской ул.
Подворье Городищенского монастыря Рождества Богородицы. Жилой дом
20 в.нач. Михайловская ул., 19а лит А
Памятник федерального значения. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001. (РГИС)
Подворье Городищенского монастыря Рождества Богородицы
Жилой дом
20 в.нач.
Михайловская улица, дом 19а, литера А
Памятник федерального значения.
Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
Дом расселен. А что бывает с расселенным деревянным домом?
Правильно, в этом году уже был первый пожар, пока небольшой.
Видно плохо, листва заслоняет, но. см. публ.
август 2013 фото см. публ.
Петербургская епархия РПЦ оштрафована за плохое содержание памятников архитектуры в Петергофе и Ломоносове
«Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга вынес постановление о привлечении к административной ответственности религиозной организации «Санкт-Петербургская епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат)» по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Суд установил, что организация допустила нарушение требований законодательства о сохранении, использовании и государственной охране объекта культурного наследия федерального значения «Дома жилые», входящего в состав объекта «Подворье Городищенского монастыря Рождества Богородицы» и содержала фасады исторического здания в ненадлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Об этом сообщили в объединенной пресс-службе городских судов.
Представитель РПЦ заявил в суде, что организация не имеет постоянного источника дохода, а ее деятельность осуществляется за счет пожертвований, которые в первую очередь идут на восстановление часовни. Несмотря на это, суд назначил епархии наказание в виде штрафа в 100 тыс. рублей.
Почти забытые имена.
Городищенское подворье в Ораниенбауме
В 1904 году настоятельница Городищенского Рождество-Богородицкого женского монастыря Волынской губернии Заславского уезда подала прошение в Санкт-Петербургское губернское правление на строительство в городе Ораниенбауме часовни. Разрешение было получено и гражданским инженером Соколовым П.П.составлена смета в 2-х экземплярах на постройку.
В 1910 году появилась каменная арка для колокола с северной стороны над алтарной стеной.
Всё подворье занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами и состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки.
Известно также, что в 1912 году на подворье распоряжалась монахиня Иннокентия, а ризницей заведовала монахиня Олимпиада. Всего на подворье трудились около 10 женщин.
Женщины занимались рукоделием, шили постельное белье, стегали одеяла, изготовляли наряды для невест.
Дом настоятельницы был небольшой каменный, состоял из двух этажей и находился севернее от часовни.
Насельницы жили в домах двухэтажных, деревянных, «Т» образной формы обшитых тесом, с каменным фундаментом. С оборотной стороны дома украшали фонарики-эркеры с небольшими фронтонами.
На 2-м этаже по обе стороны коридора располагались кельи. Внизу находились трапезная, помещение для приготовления пищи и швейные мастерские.
В местечке между Кронколонией и дачей Юсова монахини насадили сад и огород. Овощи, плодовые деревья и ягоды были серьезным подспорьем для подворья.
После 1917 года часовня была освящена как церковь. Богослужения совершались до 1931 года, после чего церковь-часовня была закрыта. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях под склад, магазины, буфеты. Деревянные дома стали квартирными.
В Санкт-Петербургском мартирологе духовенства и мирян в разделе «РПЦ. Духовенство и миряне» перечислены люди, пострадавшие за веру православную в годы гонений на церковь. Среди них есть и имена женщин, проживавших на подворье Городищенского монастыря в г. Ораниенбауме.
Виноградова Вера, послушница подворья. Прислуживала в Серафимовской церкви.
Затинацкая Феодора проживала на подворье с 1920 х гг. В августе 1930 пострижена в монахини. Вместе с ней приняли постриг Малюшкевич Мария, Кушнерева Ксения Степановна (монахиня Феодосия), Конанчук Александра (монахиня Серафима), Колтун Феодосия, Карпенко Анна (монахиня Августа).
Все они в 1932 году были арестованы и высланы из Ленобласти по «церковному делу». На этом сведения о дальнейшем жизненном пути этих женщин обрываются.
Чуть побольше известно о судьбе ризничей монахини Олимпиады (Корнейчук Олимпиада Ивановна). Родилась она в 1870 в деревне Килькиев Изяславского уезда Волынской губернии. Прислуживая в церкви Серафимовского подворья в Ораниенбауме занималась пошивом одежды, так как по профессии была швея. Арестована монахиня Олимпиада в 1931 году по делу ИПЦ (Истинной Православной церкви) и приговорена к ссылке в Архангельск на 3 года.
Судя по всему, судьба пощадила только часовню. 1950-х внутри церкви открыли керосиновую лавку. Старожилы Ораниенбаума вспоминают, что в алтаре в самом конце часовни стояла большая ванна с керосином на продажу. А в одном из деревянных домов расположили библиотеку, также там были в разное время маленький кинотеатр, продовольственный магазин и магазин посуды.
60-е годы дом настоятельницы разобрали. От подворья сейчас остался один полусгоревший двухэтажный деревянный дом.
Вскоре была начата внутренняя роспись часовни художником-иконописцем Николаем Романовским (расписывал собор Архистратига Михаила в Ломоносове). Деньги на работы пожертвовал П.Н.Соловьев
На сегодняшний день действующая часовня является памятником архитектуры федерального значения и охраняется КГИОПом.
При подготовке статьи использованы:
1. Материалы и фотографические материалы
2. СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова.
3. Санкт-Петербургский мартиролог. Ответственный редактор профессор протоиерей Владимир Сорокин. Составители д. и. н. В.М.Шкаровский, Т.Н.Таценко, А.К.Галкин, А.А.Бовкало. СПб.: Издательство «Мир», «Общество святителя Василия Великого». 2002
4. Памятная книга СПб губернии на 1914-1915 гг,
5. Осипова И.И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998.
6. Материалы Газеты «Балтийский луч», Ломоносовского района, города Ломоносов Петродворцового района.
Сакулина Дарья Владимировна, научный сотрудник СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова
Подворье Городищенского женского Рождества Богородицы монастыря
Ф ото 1980-х гг В.А.Парахуда
Подворье Городищенского женского Рождества Богородицы монастыря
Ломоносов, Михайловская ул., 19Б
Подворье Городищенского женского Рождества Богородицы монастыря занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами. Подворье состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки.
Подворье было закрыто в 1932 г. и не сохранилось, за исключением нескольких зданий, переделанных под жилье.
Городищенское подворье в Ораниенбауме …
В 1904 г. настоятельница Городищенского Рождество-Богородицкого женского монастыря Волынской губернии Заславского уезда подала прошение в Санкт-Петербургское губернское правление на строительство в городе Ораниенбауме часовни. Разрешение было получено и гражд. инж. Соколовым П. П. составлена смета на постройку.
Храм возведен в 1905-1906 гг. на пересечении Михайловской и Александровской улиц и освящён во имя святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и царицы Александры.
В 1910 г. появилась каменная арка для колокола с северной стороны над алтарной стеной.
Всё подворье занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами и состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки.
Известно также, что в 1912 г. на подворье распоряжалась монахиня Иннокентия, а ризницей заведовала монахиня Олимпиада. Всего на подворье трудились около 10 женщин. Женщины занимались рукоделием, шили постельное белье, стегали одеяла, изготовляли наряды для невест.
Дом настоятельницы был небольшой каменный, состоял из двух этажей и находился севернее от часовни.
Насельницы жили в домах двухэтажных, деревянных, «Т» образной формы обшитых тесом, с каменным фундаментом. С оборотной стороны дома украшали фонарики-эркеры с небольшими фронтонами.
На 2-м этаже по обе стороны коридора располагались кельи. Внизу находились трапезная, помещение для приготовления пищи и швейные мастерские.
В местечке между Кронколонией и дачей Юсова монахини насадили сад и огород. Овощи, плодовые деревья и ягоды были серьезным подспорьем для подворья.
После 1917 г. часовня была освящена как церковь. Богослужения совершались до 1931 г., после чего церковь-часовня была закрыта. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях под склад, магазины, буфеты. Деревянные дома стали квартирными.
Судя по всему, судьба пощадила только часовню. 1950-х внутри церкви открыли керосиновую лавку. Старожилы Ораниенбаума вспоминают, что в алтаре в самом конце часовни стояла большая ванна с керосином на продажу. А в одном из деревянных домов расположили библиотеку, также там были в разное время маленький кинотеатр, продовольственный магазин и магазин посуды.
В 1960-е гг. дом настоятельницы разобрали. От подворья сейчас остался один полусгоревший двухэтажный деревянный дом.
Вскоре была начата внутренняя роспись часовни художником-иконописцем Николаем Романовским (расписывал собор Архистратига Михаила в Ломоносове). Деньги на работы пожертвовал П. Н.Соловьев.
На сегодняшний день действующая часовня является памятником архитектуры федерального значения и охраняется КГИОПом.
Подворье числилось на Михайловской, это более точный, подтверженный факт за № Дела в Архиве, и копией из Памятной книги СПб губернии на 1914-1915 гг. С. 224 ( ссылка и в публикации часовни), тоже и у Горбатенко в «Петергофской дороге».
Это не дом Подворья, а само Подворье.
«Подворье женского монастыря Рождества Богоматери, Волынской губ. (При нем каменная часовня, по Михайловской ул., 15; при Подворье десять монахинь, заведывающая монахиня Иннокентия (Михайловская ул. д.15).» Памятная книга СПб губернии на 1914-1915 гг. С. 224.
РГИА, если есть возможность посетить, то можно многое узнать. Подворью принадлежали 5 деревянных домов и 1 каменный (они указаны как дачи со службными постройками)
1 августа 1993г. в г.Ломоносове была восстановлена часовня во имя святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и царицы Александры
Городищенское подворье в Ораниенбауме …
В 1904 году настоятельница Городищенского Рождество-Богородицкого женского монастыря Волынской губернии Заславского уезда подала прошение в Санкт-Петербургское губернское правление на строительство в городе Ораниенбауме часовни. Разрешение было получено и гражданским инженером Соколовым П.П.составлена смета в 2-х экземплярах на постройку.
В 1910 году появилась каменная арка для колокола с северной стороны над алтарной стеной.
Всё подворье занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами и состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки.
Известно также, что в 1912 году на подворье распоряжалась монахиня Иннокентия, а ризницей заведовала монахиня Олимпиада. Всего на подворье трудились около 10 женщин.
Женщины занимались рукоделием, шили постельное белье, стегали одеяла, изготовляли наряды для невест.
Дом настоятельницы был небольшой каменный, состоял из двух этажей и находился севернее от часовни.
Насельницы жили в домах двухэтажных, деревянных, «Т» образной формы обшитых тесом, с каменным фундаментом. С оборотной стороны дома украшали фонарики-эркеры с небольшими фронтонами.
На 2-м этаже по обе стороны коридора располагались кельи. Внизу находились трапезная, помещение для приготовления пищи и швейные мастерские.
В местечке между Кронколонией и дачей Юсова монахини насадили сад и огород. Овощи, плодовые деревья и ягоды были серьезным подспорьем для подворья.
После 1917 года часовня была освящена как церковь. Богослужения совершались до 1931 года, после чего церковь-часовня была закрыта. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях под склад, магазины, буфеты. Деревянные дома стали квартирными.
В Санкт-Петербургском мартирологе духовенства и мирян в разделе «РПЦ. Духовенство и миряне» перечислены люди, пострадавшие за веру православную в годы гонений на церковь. Среди них есть и имена женщин, проживавших на подворье Городищенского монастыря в г. Ораниенбауме.
Виноградова Вера, послушница подворья. Прислуживала в Серафимовской церкви.
Затинацкая Феодора проживала на подворье с 1920 х гг. В августе 1930 пострижена в монахини. Вместе с ней приняли постриг Малюшкевич Мария, Кушнерева Ксения Степановна (монахиня Феодосия), Конанчук Александра (монахиня Серафима), Колтун Феодосия, Карпенко Анна (монахиня Августа).
Все они в 1932 году были арестованы и высланы из Ленобласти по «церковному делу». На этом сведения о дальнейшем жизненном пути этих женщин обрываются.
Чуть побольше известно о судьбе ризничей монахини Олимпиады (Корнейчук Олимпиада Ивановна). Родилась она в 1870 в деревне Килькиев Изяславского уезда Волынской губернии. Прислуживая в церкви Серафимовского подворья в Ораниенбауме занималась пошивом одежды, так как по профессии была швея. Арестована монахиня Олимпиада в 1931 году по делу ИПЦ (Истинной Православной церкви) и приговорена к ссылке в Архангельск на 3 года.
Судя по всему, судьба пощадила только часовню. 1950-х внутри церкви открыли керосиновую лавку. Старожилы Ораниенбаума вспоминают, что в алтаре в самом конце часовни стояла большая ванна с керосином на продажу. А в одном из деревянных домов расположили библиотеку, также там были в разное время маленький кинотеатр, продовольственный магазин и магазин посуды.
60-е годы дом настоятельницы разобрали. От подворья сейчас остался один полусгоревший двухэтажный деревянный дом.
Вскоре была начата внутренняя роспись часовни художником-иконописцем Николаем Романовским (расписывал собор Архистратига Михаила в Ломоносове). Деньги на работы пожертвовал П.Н.Соловьев
На сегодняшний день действующая часовня является памятником архитектуры федерального значения и охраняется КГИОПом.
При подготовке статьи использованы:
1. Материалы и фотографические материалы
2. СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова.
3. Санкт-Петербургский мартиролог. Ответственный редактор профессор протоиерей Владимир Сорокин. Составители д. и. н. В.М.Шкаровский, Т.Н.Таценко, А.К.Галкин, А.А.Бовкало. СПб.: Издательство «Мир», «Общество святителя Василия Великого». 2002
4. Памятная книга СПб губернии на 1914-1915 гг,
5. Осипова И.И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998.
6. Материалы Газеты «Балтийский луч», Ломоносовского района, города Ломоносов Петродворцового района.
Сакулина Дарья Владимировна, научный сотрудник СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова
Подворье Городищенского женского монастыря
Часовня Серафима Саровского, Николая Чудотворца и Александры Римской
Часовня св. прп. Серафима Саровского, св. Николая Чудотворца и св. мч. Александры Римской
Ломоносов, Михайловская ул., 21А
Церковь (после 1917)
Подворье Городищенского женского Рождества Богородицы монастыря занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами. Подворье состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки.
Подворье было закрыто в 1932 г. и не сохранилось, за исключением нескольких зданий, переделанных под жилье.
Часовня была построена в 1905-1906 гг. для Рождество-Богородицкого Городищенского монастыря (арх. П. П. Соколов) и первоначально освящена во имя св. прп. Серафима Саровского, св. Николая Чудотворца и св. мч. царицы Александры.
После 1917 г. освящена как церковь и действовала до 1931 г. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях под склад, магазины, буфеты. Деревянные дома стали квартирными.
В 1991 г. передана собору св. Михаила и действует как часовня.
(Санкт-Петербургская епархия 2009. Справочник..- СПб.: Издательский отдел СПб епархии. Издательство «Ладан», 2008. С. 138)
Фрагмент из Памятной книги СПб губернии на 1914-1915. С.224
(сайт Храм Спиридона
Тримифунтского)
После 1917 г. часовня была освящена как церковь. Богослужения совершались до 1931 г., после чего церковь-часовня была закрыта. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях.
Судя по всему, судьба пощадила только часовню. 1950-х внутри церкви открыли керосиновую лавку. Старожилы Ораниенбаума вспоминают, что в алтаре в самом конце часовни стояла большая ванна с керосином на продажу. А в одном из деревянных домов расположили библиотеку, также там были в разное время маленький кинотеатр, продовольственный магазин и магазин посуды.
21 декабря 2011 г. на купол часовни св. Николая и прп. Серафима Саровского установили новый золоченый крест. Кузнец-художник из Ломоносова Александр Седунов выковал из стали по первоначальному оригиналу с фотографии XIX в. стокилограммовый крест для часовни, который затем был отправлен на позолоту.
В 2011 г. на пожертвования Петра Соловьева отреставрирован фасад часовни, перекрыт купол, заменены окна, изготовлен и позолочен новый крест Планируется провести золочение купола.
(По статье И.А.Алексеевой в газете «Балтиский Луч» №51 от 23.12.2011., добавил miraru1 )