подготовка к обучению грамоте детей 4 5 лет методическое пособие фгос до
Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., 2017
К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.
Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.
Также можно купить бумажную версию книги здесь.
Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д., 2017.
В пособии приведено примерное планирование и 32 сценарных занятия. К сценариям занятий прилагается дополнительный материал, который можно использовать в свободной деятельности, даются рекомендации по организации и методике работы.
Пособие адресовано воспитателям ДОО для работы по подготовке детей к обучению грамоте, будет полезно родителям.
Игра «Скажи, как звучит слово».
Детей делят на две группы. Одна называет слово, другая определяет, как оно было произнесено (громко или тихо). Затем называет слово другая группа детей.
Буратино. Вместе со мной в гости пришли друзья: мишка и зайка. Послушайте, как я называю своего друга: мишка.
Воспитатель. Дети, какие слова еще можно вспомнить, чтобы они звучали похоже.
Образец: мишка — мышка, шишка, сынишка, малышка, пышка, мальчишка, фишка.
Далее Буратино «предлагает» подобрать схожие по звучанию слова (слова-друзья) к слову «зайка».
Образец: зайка— майка, побегайка, незнайка, попрыгайка.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Л.Е. Журова. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет (конспекты занятий)
Специалисты, работающие в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, и особенно родители детей дошкольного возраста зачастую склонны обучать детей грамоте, «натаскивая» их шесть лет по общеобразовательной программе 1 класса. Но при этом достаточно скоро выявляется, что такая тактика подготовки ребенка к школьному обучению не результативна. Потому что, как только заканчивается запас «предшкольных» знаний, ребенок начинает постепенно отставать от своих одноклассников. Бывают и такие ситуации, что ребенок в 5 лет не запоминает буквы. Связано это с тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к сформированности у будущих учеников навыков учебной деятельности.
Нельзя ограничить подготовку к школе последним годом предшкольного детства. Обучающая система в детской дошкольной организации имеет специфику обучения не только в подготовительной группе, но и в старшей, и в средней. Таким образом, речь идет об особенностях интеллектуального развития детей. Дошкольников учат различать и называть цвета, форму и величину предметов, проводятся дидактические игры на ориентировку в пространстве, упражнения на развитие логики и мышления. На занятиях широко используются дидактические пособия и наглядный материал: сюжетные и предметные картинки.
Этапы обучения
В средней группе развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, внимание к речевым и неречевым звукам, к способам образования звуков речи. Это подводит их к усвоению фонематического анализа — первому этапу овладения грамотой.
В старшей группе приобретаются навыки звукового анализа и синтеза слов разнообразной фонетической конструкции, различению гласных, различных типов согласных звуков. Преподносятся знания о слоговом построении слов, об ударных и безударных позициях.
В подготовительной группе предполагается знакомство с образами букв и правилами их начертания. Дети овладевают послоговой техникой чтения, обучаются грамотно выкладывать слова и короткие предложения из кассы букв.
О книге
Предлагаемое пособие посвящено вопросам обучения грамоте и основывается на теоретических положений, предложенных П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным. Разработанный и апробированный курс учитывает возрастной потенциал старших дошкольников и построен на поэтапном введении детей в звуковую реальность родного языка.
Книга представляет опорные конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты содержат задания не только по обучению грамоте, но и по совершенствованию мыслительных процессов, зрительного и слухового восприятия, графомоторных умений и навыков.
Материал адресован педагогическим работникам детского сада, может быть использован родителями детей дошкольного возраста в работе над обучением чтению и подготовкой к школе в домашних условиях.
Программа по подготовке к обучению грамоте детей 4-5 лет «АБВГДЕйка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРИНЯТ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №222
________________Епишева Т. М.
Адаптированная программа по речевому развитию
(подготовка к обучению основам грамоты)
Возраст обучающихся – 4-5 лет
Срок реализации – 1 года
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка………………………………………..…….3
1.2. Цели и задачи реализации Программы………………. …. 3
1.4. Методы и направления, используемые для реализации Программы…………………………………………………………….5
Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса……….6
2.2. Организация режима…………………………………………….…. 6
Содержательный раздел.
3.1. Перспективный план ………………………………..………………..6
1.1. Пояснительная записка
Программа «АБВГДЕйка» составлена на основе авторских программ М.Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет», Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Формирование и развитие фонематического слуха
Развитие произносительных умений
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
Знакомство со слоговой структурой слова
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
Расширение словарного запаса детей
Формирование и развитие звукобуквенного анализа
Подготовка руки ребёнка к письму
Развитие слухового восприятия
Развитие графических навыков
Развитие мелкой моторики
Приобщение детей к художественной литературе
Воспитание умения работать
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
Воспитание нравственных качеств, а именно взаимопомощи, доброжелательности по отношению к окружающим
В программе соблюдается преемственность с имеющимися знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям.
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков
Изучение материала проходит блоками:
Особенности возрастной группы детей 4 – 5лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
1.4. Методы и направления, используемые для реализации Программы.
Способы и формы работы с детьми.
Основные применяемые технологии :
Компьютерные (новые информационные) технологии
1.5. Планируемые результаты.
Ребёнок к концу первого года обучения знает
авторов и содержание произведений для детей А. Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, К. Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
наизусть потешки, песенки, загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
Ребёнок к концу года умеет
правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
делить слова на слоги;
дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове;
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
составлять 2-3 предложения по картине;
пересказывать простые сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
заучивать небольшие стихотворения
II . Организационный раздел.
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (38 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).
I сентябрь – ноябрь
II декабрь – февраль
2.2. Организация режима.
III . Содержательный раздел.
3.1 Перспективный план работы для детей 4 – 5 лет.
Перспективный план работы
по Программе «АБВГДЕйка» для детей 4 – 5лет
Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
1. Сказка «Про веселый Язычок».
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка».
3. Разучивание чистоговорки.
4. Игра с мячом «Назови свое имя»
5. Дорисуй картинку.
Знакомство с многообразием слов, моделирование, рисование коротких, отрывистых линий.
Учить понимать и правильно употреблять термин «Слово», понимать, что слова бывают разные. Познакомить с многообразием слов.
1. Игровое упражнение «Обведи правильно».
2. Физминутка
Игра с мячом «Назови скорее».
3. Знакомим детей с моделированием.
4. Дорисуй картинку.
Звучащие слово. Звук.
Продолжать знакомить со звучащим словом, познакомить со звуками окружающего мира, с понятие «звук». Продолжать знакомить с многообразием слов.
1. Д\и «Загадки и отгадки».
2. Игра «Путаница».
3. Физминутка «Игра с пальчиками»
4. «Дорисуй иголки елкам».
Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по-разному и похоже. Учить подбирать слова-друзья к заданным словам.
1.Игра «Скажи, как звучит слово?»
2. Игра «Тихо – громко».
3. Физминутка «Игра с мячом».
4. Соедини правильно.
5. Стихотворение З. Александровой «Собака садится играть на гармошке»
Короткие и длинные слова
Познакомить с протяженностью слов, делением их на слоги. Закрепить представление о словах, словах-друзьях.
1. Д\и «Загадки и отгадки».
2.Игровое упр. «Соедини правильно».
3. Раздели правильно.
4. Физминутка «Встреча друзей»
Такие разные звуки
Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Знакомить со звуками [а], [о],[у], [и]. Узнавать эти звуки по положению губ.
1.Слушанье продолжения сказки «Про веселый Язычок».
2. Игра «Узнай звук».
3. Игра «Сердитый ворон».
Учить узнавать звуки [а],[о],[у], [и] в словах. Познакомить со звуками [ы], [э].
1.Найди слово на заданный звук.
2. Слушанье сказки «Волк и козленок».
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
Гласные звуки я, ё, ю, е.
1. Чтение продолжения сказки «Волк и козленок» 2.Найди слово на заданный звук.
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
5. Разучивание шутки-чистоговорки «Гласные звуки»
Учить узнавать звуки [а],[о],[у], [и] в словах. Познакомить со звуками [ы], [э].
1.Найди слово на заданный звук.
2. Слушанье сказки «Волк и козленок».
3. Игра «Эхо».
4. Игра с мячом «Назови скорее»
Познакомить со звуком [с]. Учить выделять звук [с] в произношении.
1. Иг. Упр. «Песенка насоса».
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физминутка «Пальчики»
4. «Раскрась листья»
5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Слоненок удивил ребят»
Продолжать учить выделять звук [с] в произношении. Учить различать на слух в словах твердый и мягкий звук. Закреплять знания о делении слов на слоги.
1. Иг.упр. «Песенка водички».
2. Игра «Назови слово со звуком»
3. Игра «Подскажи словечко»
4. Повторение стихотворения Г. Сапгира «Слоненок удивил ребят»
1. Иг. Упр. «Как поют комары»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть».
4. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Заболела эта книжка»
5. Иг.упр. «Что забыл нарисовать художник»
Учить различать на слух твердые и мягкие звуки. Продолжать учить выделять звуки в произношение. Учить выделять слова с заданным звуком.
1. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
2. Иг.упр. «Песенка комара»
3. Игра «Большие и маленькие комары»
4. Игра «Чей домик»
5. Игра с мячом «Назови слова со звуком»
6. Стихотворение А. Стародубовой «Хозяйка»
Эти разные, но такие похожие звуки [з] и [с].
Продолжать учить выделять звук в произношении и учить дифференцировать звуки [з] и [с].
1. Игр. Упр. «Помоги животному найти домик».
2. Игра «Подскажи словечко».
3. Игр. Упр. «Раздели правильно»
4. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»
5. Игра «Кто внимательный?»
Продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с]. Познакомить со звуком [ц]. Закрепить знания о протяженности слов и делении их на слоги.
1. Чтение рассказа А. Максакова «Цыпленок Цып»
2. \Игра «Закончи предложение»
3. Физкультминутка «Цапля»
4. Рисуем огурцы.
5. Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Курица»
Продолжать знакомить со звуком [ц]. Учить выделять звук [ц] в произношении. Учить дифференцировать звуки [ ц ] и [ с ] в словах.
1. Беседа по содержанию рассказа «Цыпленок Цып»
2. Д\и «Найди звук»
3. Разучивание чистоговорки.
4. Д\и «Загадки и отгадки»
5. Игра «Раскладывание картинок по звукам»
6. Игра с мячом «Назови слово»
Познакомить со звуком [ш]. Учить выделять твердый согласный звук в словах. Продолжать учить называть первый звук в словах
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг.упр. «Будь внимательным»
3. Физминутка «Шарики»
4. Рисуем шарики.
5. Заучивание потешки «Кошка»
Познакомить со звуком [ж]. Учить выделять твердый согласный звук в словах. Продолжать учить называть первый звук в словах
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. Иг.упр. «Раздели правильно»
3. Игра «Будь внимательным»
4. Физминутка «Жуки»
5. Рисуем желуди
6. Заучивание стихотворение И. Солдатенко «Лыжи»
Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]. Учить дифференцировать в словах звуки [ж] и [ш].
1. Иг. Упр. «Помоги животным найти свой вагон
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физкультминутка пожеланию детей.
4. Иг. упр. «Соедини правильно»
5. Повторяем стихи.
Познакомить со звуком [ч]. Учить выделять звук [ч] в словах.
1. Д\и «Загадки и отгадки»
2. Иг. упр. «Будь внимательным»
3. Игра «Часы»
4. Иг.упр. «Помоги девочке»
5. П\и «Чижик»
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг. упр. «Соедини правильно»
3. Физкультминутка с мячом «Назови скорее»
4. Дорисуй щетки.
5. Заучивание стихотворения \с. Михалкова «Два щенка».
Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении. Учить придумывать слова на заданный звук. Учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]. Закрепить деление слов на слоги.
1.Игра «Придумай слово».
2.Игра «Раздели слово»
3. Игра «Ключ»
4. Разучивание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»
Закрепить знания звуков [ч] и [щ]. Продолжать учить делить слова на слоги, использую модель слова.
1. Разучивание потешки.
2. Иг.упр. «раздели правильно»
3. Физминутка «Черепаха»
4. Игра «Кто внимательный?»
1. Рисуем неваляшку.
2. Игра «Подскажи словечко»
3. Физминутка «Мы немножко рисовали»
4. Иг.упр. «Раздели правильно»
5. Разучивание стихотворение З. Александровой «Маленький тюлень»
1. Иг. Упр. «Как поет мотор»
2. Игра «Загадки и отгадки»
3. Физминутка «Зарядка»
4.Заучивание стихотворения О. Высотской «Мурка»
1. Заучивание стихотворения \т. Шорыгиной «Лепим».
2. Рисуем мишку.
3. Физминутка «Мы топаем ногами»
4. Д\и «Загадки и отгадки»
5. Раскрась правильно.
1. Иг.упр. «Подскажи словечко»
2. Раздели правильно.
3. Игра «Соедини правильно»
4. Физминутка «Буратино»
5. Разучивание стихотворения Г. Сапгира «Баран»
6. Рисуем бусы.
1. Иг. упр. 2Назови первый звук»
2. Игра «Подскажи словечко»
3.Физминутка»Пальчики»
4. Игра «Найди и раскрась»
5. Заучивание стихотворения Д. Хармса «Корабли»
Познакомить с согласным звуком [г]. Учить называть первый звук в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользуясь моделью слов.
1. Игра «Подскажи словечко»
2. Иг. Упр. «Раздели правильно»
3.Игра «Загадки и отгадки»
4. Физминутка «Зарядка»
5. Игра «Кто внимательней»
6. «Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Грустный клоун»
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [г] и [к]. Учить называть первый звук в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользуясь моделью слов. Развивать умение отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
1. Игр. Упр. «Раскрась и обведи правильно»
2. Игр. упр. «Соедини правильно»
3. Физминутка «Пальчики»
4. Игра «Скворечник»
5.Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной «Весна»
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. Игр. упр. «Раскрась правильно»
3.Физминутка «Птички»
4. Игра «Кто внимательный»
5. Заучивание стихотворения М.Дружининой «Медведь»
1. Игр.упр. «Назови первый звук»
2.Игр.упр. «Раздели правильно»
3.Физминутка «Часы»
4. Рисуем тучи и зонтики.
5. Заучивание стихотворение В.Берестова «Медведица»
1.Игр. упр. «Обведи правильно»
2.Игр.упр. «Раздели правильно»
3.Физминутка
4. Нарисуй домик.
5. Повторяем стихи В.Берестова и М Дружинина.
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Учит выразительно читать стихотворение.
1. Игра «Загадки – обманки».
2.Игра «Кто катается на карусели».
3.Игр.упр. «Соедини правильно»
4. Физкультминутка «Игра с пальчиками»
5.Читаем стихи.
6.Игра «Кто в каком домике живёт».
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Закрепляем умение загадывать загадки, выделяя характерные признаки. Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.
1. Игра «Звуки поменялись местами»
2.Игр.упр. «Соедини правильно»
3.Физминутка «Зарядка»
4. Игра «Загадки и отгадки»
5. Игр.упр. «Раскрась правильно»
Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, умение называть первый звук в словах. Учит выразительно читать стихотворение.
1. Игра «Необычный цветок»
2.Игра «Раскрась и обведи правильно»
3.Физминутка по желанию детей.
4.Игр.упр. «Соедини правильно»
5.Рисуем берёзку.
Закрепление пройденного материала.
Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.
1. Игра «Звуки поменялись местами».
2. Игр.упр. «Необычный цветок»
3. Физминутка по желанию детей.
4.»Отгадай загадки»
5. Игр.упр. «Раздели правильно..
Закрепление пройденного материала.
Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользуясь естественными логическими паузами, ударением, передавая свое отношение к окружающему.
Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит обучение грамоте.
В педагогическом словаре дается такое определение:
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо,потому что:
• многие родители искренне заинтересованы в правильном обучении детей чтению;
• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
• обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
• умел использовать свой слух, зрение, произношение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.
Обучение грамоте родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя следующие задачи:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
•формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Предметом нашего разговора являются такие задачи как, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте входит в общеречевое развитие, поэтому важно выстроить работу так, чтобы данные задачи решались в системе.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;
•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.
Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на обучение грамоте и рекомендовал начинать с анализа звучащего слова. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Упражнения детей на нахождение заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановку звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.
Учитывая познавательный интерес малышей к буквам: «Какая это буква? Что здесь написано?», работу по обучению грамоте я провожу со второй младшей группы и не только на речевых занятиях, но и в других видах деятельности и режимных моментах.
Выделяю следующие основные направления:
1. Формирование звуковой стороны речи.
2. Знакомство с гласными звуками.
3. Знакомство с согласными звуками.
4. Знакомство с буквами.
Формирование звуковой стороны речи.
Вначале проводится работа по знакомству с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даю понятие «звук».
• вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).
В работе использую такие игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?»
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, отстукивание.
Использую игры в соответствии с темой недели, например,при ознакомлении с овощами мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец;с транспортом: машина, шина, руль, кабина, такси и др.
Интересны для детейтакие задания и дидактические пособия:
•паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
•гаражи: цифра на гараже соответствует количеству слогов в названиях машин;
•домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка. (морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, самостоятельно объяснения и толкования значения слов.)
Знакомство с гласными звуками.
Необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их. Это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. При знакомстве, например, со звуком [а] у детей спрашиваем, о чем просит доктор, когда смотрит ваше горлышко? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
• «Немые звуки»: показываю артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
• «Фотография звука»: произношу звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
Определила следующий порядок работы над гласными звуками,используя символ или букву:
• выделение данного звука среди других звуков а, у, и, о;
• выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
• выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
• выделение слов из текста на заданный звук (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).
Дети учатся определять первый звук в слове. Выделяют нужный звук голосом и закрепляют символом. Затем дети учатся слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.
Использую следующие пособия:
3. Линейка. Дети передвигают полоску на начало, середину или конец слова.
Далее вводится простейший звуковой анализ односложных слов. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук, дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующим символом, затем обозначается буквой, после этого слово прочитывается.
Знакомство с согласными звуками.
Начинаю со звуков [м], [н],потому что:
•артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие;
•именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
Дети усваивают, что звук можно услышать.
Знакомство с буквами.
При знакомстве детей с буквами, букву произносим как звук. Говорю, что буква читается, мы её видим. Помогаю её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Запоминание образа буквы организую по-разному с использованием различных анализаторов.
•Написать букву в воздухе, на столе;
•выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок;
• выложить из фасоли, разных мелких предметов;
• вырывать из бумаги образ буквы;
• сделать букву из мягкого конструктора;
• угостить фигурным печеньем в виде буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров,разного цвета:
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Далее провожу работу по звуковому анализу слов:
• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, ко);
• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
• двусложные со стечением (скала);
• трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
Слово для звукового анализа я беру из лексической темы, согласно комплексно-тематическому планированию.
Существует много приемов работы со словом:
• назвать слово по слогам;
• назвать количество слогов в слове;
• назвать первый слог, второй;
• назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;
• назвать звуки по порядку;
• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;
• назвать первый звук, последний, третий,
• обозначить звуки буквой.
Слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение.
Дети постепенно овладевают навыком чтения.
Большую помощь мне оказывает таблицы педагога – практика Н. А. Зайцева. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния.
Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.
Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования мои воспитанники овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.
Список используемой литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Варенцова Н. С., Обучение дошкольников грамоте, М. : Мозаика-Синтез, 2009
3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М. : АКАЛИС, 1995
4. Затулина Г. Я., Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте, М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008
5. Филякина Л. К. «Считайка для малышей. Промакашка для фантазеоов»/ Под ред. М. В. Ганькиной, А. С. Русакова. – М. : ТЦ Сфера;СПб: Образовательные проекты, 2016
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС Азаренко Юлия Степановна., учитель-логопед ГБДОУ№ 24 Приморского района, г. Санкт-Петербурга Тема статьи: «Пути совершенствования системы.
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.
Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Цель: способствовать дальнейшему обновлению.
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.
Консультация к педсовету «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких.
Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования Современное состояние разработанности в научной литературе проблемы психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста.