под методом обучения в гимнастике понимается
Методы обучения гимнастическим упражнениям
Обучение гимнастическим упражнениям условно можно разделить на три тесно связанных между собой этапа.
Основной задачей начального этапа обученияявляется создание предварительного представления об изучаемом упражнении (ориентировочной основы). Приступая к обучению, учитель прежде всего должен познакомить учащихся с терминологическим названием упражнения. При работе с учениками обязательна демонстрация осваиваемого упражнения, т.е. показ. Каким бы образным языком не владел учитель при объяснении техники исполнения, ученики все-таки попросят показать это упражнение. Показ должен быть совершенным, его может осуществить сам учитель или подготовленный для этого ученик. Однако следует подчеркнуть, что владение учителем техникой упражнений, осваиваемых учениками, повышает его авторитет в их глазах. Опытный учитель перед показом сосредоточивает внимание учащихся на одном-двух основных компонентах техники с таким расчетом, чтобы во время демонстрации они знали, на что обращать внимание.
Большую помощь в создании предварительного представления об изучаемом упражнении могут оказать и различные наглядные пособия (кинограммы с описанием техники, схемы, рисунки, макеты и т. п.). Чаще всего первый этап обучения завершается пробными попытками, выполняемыми с помощью и страховкой.
Основными задачами второго этапа обучения,этапа разучивания, являются выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнения представлений об изучаемом упражнении и уст ранение ошибок. В процессе освоения гимнастических упражнений важную роль может сыграть эффект положительного или отрицательного переноса двигательных навыков. Одни упражнения, разученные ранее, помогают обучению, другие — мешают. Так, например, навыки, полученные при освоении группировок и перекатов, играют положительную роль в обучении кувыркам. Умение выполнять на брусьях подъем махом вперед из упора на предплечьях также может оказать положительное влияние при обучении подъему махом вперед из упора на руках. В таких случаях освоенные ранее упражнения могут служить подводящими и подготовительными. Однако в определенных случаях можно получить противоположный эффект: например, навык подъема на одной (подъем завесом) может мешать обучению подъему одной (подъему верхом).
На этом этапе обучения должны быть сравнительно постоянными условия обучения (высота снаряда, ориентиры, направление движения и т. д.). Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения, что дает возможность перейти к третьему этапуобучения — этапу закрепления и совершенствования упражнения.
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Так, например, на первом этапе обучения преимущественное использование получают словесный методи метод показа. Наэтапе непосредственного разучивания гимнастических упражнений наиболее широкое распространение получил метод целостного упражнения,который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению на относительно самостоятельные движения без существенного искажения его основной структуры. В этом случае можно облегчить условия выполнения упражнения путем оказания помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, упрощения исходного и конечного положения (например, подъем махом вперед из упора на руках легче выполнить, когда жерди находятся наклонно), использования тренажеров и дополнительных средств (поролоновых матов, комбинированных снарядов и т. п.).
Разновидностью метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений.Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнений. Например, подводящим упражнением для обучения подъему махом вперед из упора на руках на брусьях может быть подъем махом вперед из упора на предплечьях. В то же время подъем махом вперед из упора на руках может служить подводящим упражнением для освоения подъема махом вперед на кольцах.
Вторым основным методом в обучении гимнастическим упражнениям является метод расчлененного разучивания,который предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению. Так, например, при обучении перевороту в сторону вначале можно обучить выходу в стойку на руках махом одной и толчком другой, затем переходу из стойки на руках в стойку ноги врозь, после этого соединить эти части и выполнить переворот в целом. Этим же методом широко пользуются при обучении гимнастическим упражнениям средней и повышенной трудности, а также при овладении гимнастическими соединениями и комбинациями.
При освоении некоторых упражнений, особенно опорных прыжков, используется разновидность метода расчлененного разучивания — метод решения частных двигательных задач.Он отличается от первого тем, что в этом случае подбирается серия учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, дается серия упражнений для освоения приземления, отталкивания от мостика, отталкивания от снаряда и т. д.
Большой интерес в обучении гимнастическим упражнениям представляет метод программированного обучения,для осуществления которого предварительно разрабатывается обучающая программа, в которой предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т. п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому.
Последними изучаются движения в целом в облегченных условиях (с помощью учителя, товарищей, вспомогательных средств).
Для этапа закрепления и совершенствования упражнения используется ряд методов.
Метод стандартногоупражнения характеризуется многократным самостоятельным выполнением освоенного упражнения. Главными при этом должны быть стремление выполнить упражнение более качественно при последующих подходах, устранение мелких ошибок.
Метод переменного упражненияпредполагает создание изменяющихся условий, например выполнение освоенного элемента в соединении с ранее изученным, непривычное расположение снарядов и т. п.
Игровой и соревновательный методыподразумевают соперничество учеников между собой за достижение определенного результата. В этом случае полезными могут оказаться такие задания, как выполнение освоенного элемента на количество раз, на точность, на оценку.
Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смолевско-го. — 3-е изд., пераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.
Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск: Нар. асвета 1978. — 152 с.
Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 108 с.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. зав. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. — М.: Физкультура и спорт, 19Б9. — 32 с.
Настольная книга учителя физической культуры / Под. ред. Л. Б. Кофмана; Автор-составитель Г. И. Погадаев; Пред. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 с.
Оценка техники движений на уроках физкультуры: Пособие для учителей / Под ред. Г. Б. Мейксона, Г. П. Богданова. — М.: Просвещение, 1975. — 96 с.
Петров П. К. Урок гимнастики в школе: Учеб. пособие. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. — 80 с.
Теория и методика гимнастики: Учеб. для факультетов физ. воспитания пед. ин-тов / Под ред. В.И. Филипповича: — М.: Просвещение, 1971. —448 с.
Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — 2-е изд., доп. и пер. — М.: Медицина, 1980. — 224 с.
Юный гимнаст / Под ред. А. М Шлемина. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 176 с.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.
Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:
1) точно указывать характер каждого действия;
2) относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;
3) все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.
Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.
Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода обучения невозможно или малоэффективно.
Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирования, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа включает: описание структуры движения, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения. Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим движениям.
Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Отсюда и разнообразие методических приемов использования слова: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения. Данные приемы обучения доступны и действенны на разных этапах.
При использовании данного метода обучения особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с учеником. Слова должны быть образными и точными, а выражение — кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности учащихся, а также от способностей преподавателя. Использование терминологии в гимнастике во многом облегчает общение между учеником и преподавателем.
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения.
Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения — эталона техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов е выделением решающих или типичных моментов исполнения движения.
Наиболее нагляден «живой» показ преподавателем или другим исполнителем Если при этом исполнение оказалось не совсем удачным и действия были неточными, то следует правильно объяснить и оценить данное выполнение, а затем найти возможность показать технически правильное исполнение.
При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа — демонстрация кинокольцовок, кинограмм, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.
Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики, для большинства относительно простых движений на снарядах, а также для отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях. Облегчение условий выполнения упражнений достигается различными способами: введением дополнительных средств безопасности (поролоновые ямы, маты, валики, страховочные пояса), оказанием помощи, уменьшением высоты снаряда, упрощением исходного и конечного положений, выполнением движений на тренажерах. Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.
Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее освоенного и структурно сходного с новым упражнения. Например, для разучивания полета-кувырка используется подводящее упражнение кувырок из стойки на руках.
Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целое упражнение. Он используется при изучении самых различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Искусственное дробление упражнения на части облегчает освоение решающих двигательных действий. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей учащихся. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения. При расчлененном методе разучивания упражнения эффективным приемом является использование контрольных заданий. Они могут представлять собой как самостоятельные задания, так и части целостного движения, выполняемые в определенных условиях. Оценка таких заданий может быть балльная, альтернативная (хорошо — плохо, сделал — не сделал) или в единицах системы измерений (точность отдельных действий).
Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач. Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Например, при изучении опорных прыжков ученикам часто предлагают серию учебных заданий для правильного отталкивания от мостика (подскоки на месте, спрыгивание с небольшой высоты и темповое отталкивание ногами, наскок на мостик с преодолением «барьера» высотой 15—20 см). Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике, исправлению стойких ошибок, совершенствованию исполнения упражнения в целом.
Методы целостного и расчлененного разучивания упражнения являются ведущими методами. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. При целостном методе возможна отработка отдельных деталей движения, а обучение с расчленением предусматривает его завершение целостным исполнением изучаемого движения.
Наряду со многими приемами, которые используются при разучивании гимнастических упражнений, особое внимание следует остановить на двух, имеющих универсальное применение.
Методы обучения гимнастическим упражнения
Под методами понимаются способы применения физических упражнений. При обучении гимнастическим упражнениям широко используются словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы включают постановку задач, рассказ, описание, объяснение, команды, распоряжения, приказания, разбор, замечания, оценку, беседу и т.п. С помощью словесных методов объясняется техника, доводится ее сущность до сознания занимающихся, выявляются ошибки и затем устраняются. Словесные методы позволяют дать срочную информацию обучаемым об амплитуде, скорости, направлении движений путем реплик: «выше», «ниже», «позднее» и т.д. Большое значение словесный метод имеет при разборе действий ученика. Замечания и оценка, сделанные в ходе выполнения упражнений и после, оказывают на обучаемых сильное воздействие и способствуют повышению качества учебного процесса. Для правильного применения слова руководители занятий должны знать терминологию с точным и кратким обозначением движений.
Наглядные методы позволяют создавать наиболее правильные образы разучиваемых упражнений. В первую очередь к ним относится непосредственный показ упражнений – важный компонент педагогического мастерства руководителя занятий. Офицеры и сержанты должны образцово показывать элементы, обеспечивая наиболее удобные условия для наблюдения.
Кроме этого, на занятиях применяются наглядные пособия: схемы, рисунки, кинограммы, видеомагнитофонные записи. В последнее время успешно используются макеты человеческого тела – небольшие фигурки, с помощью которых возможно демонстрировать особенности положения тела в разных точках.
К наглядным относятся методы срочной информации, когда с помощью различных технических устройств обучаемые могут получать срочные сведения с характеристикой о собственных движениях – силе, направлении, характере действий.
Практические методы – основные в обучении упражнениям. Они заключаются в выполнении и многократном повторении упражнений во все более усложняющихся условиях. С помощью упражнений у военнослужащих совершенствуются физические, психические и двигательные качества. Для этого используются методы строго регламентированных упражнений, с помощью которых возможно точно соблюдать форму движений, регулировать нагрузку, избирательно воздействовать на различные мышцы, выполнять двигательные действия любой сложности.
Для обучения упражнениям используются методы целостного и расчлененного разучивания.
Метод целостного разучивания предполагает выполнение упражнения (элемента, приема) в целом, без деления его на составные части. При этом техника изучаемого движения полностью сохраняется, не изменяется структура, ритм, кинематические и временные характеристики. Это характерно для большинства простых гимнастических элементов, которые можно выполнить с первой попытки – различные движения и положения в вольных упражнениях, прыжки через низкие снаряды, подъем переворотом на низкой перекладине, соскок махом назад на брусьях, угол в упоре, кувырки на ковре, силовые упражнения на снарядах и тренажерах и т.п. В дальнейшем движения усложняются, но имеют ту же биомеханическую основу.
Данный метод применяется на начальном этапе обучения и в дальнейшем требует усложнения условий выполнения элементов с большими усилиями, на фоне утомления, в изменяющейся ситуации. Целостное упражнение может быть правильно выполнено при использовании таких приемов, как помощь и поддержка.
Помощь и поддержка – важные методические приемы, способствующие освоению гимнастических упражнений. При оказании помощи можно полностью сохранять структуру движения и выполнять движение в строгом соответствии с техническими требованиями. Так, например, выполняются с помощью подъем переворотом или подъем силой на высокой перекладине. Помощь при этом оказывается посильно, т.е. настолько, насколько это нужно, чтобы обучаемый почувствовал технику движения самостоятельно, без искажений и ошибок. Помощь при выполнении целостного действия может быть оказана в более сложных ситуациях. Ряд элементов – подъем разгибом на низкой перекладине, махом вперед на обычных брусьях и т.п. можно выполнять, используя так называемую проводку. Это – когда двое помогают осуществить движение полностью.
Целостное движение может быть выполнено при помощи подготовительных и подводящих упражнений. Например: обучаемому на брусьях достаточно сделать упор на руках согнувшись и подъем разгибом на лежащий на брусьях мат (его подводят под занимающегося в нужный момент), чтобы понять технику подъема разгибом; стойка на плечах выполняется на низких стоялках в целом с помощью, но это упражнение – подготовительное для того, чтобы сделать стойку на высоких брусьях; все прыжки через низкие снаряды – целостные подводящие упражнения для их выполнения через стандартные снаряды.
Метод расчлененного разучивания предполагает разделение элемента или комбинации (часто применяемые в гимнастике, связанные друг с другом элементы и соединения) на составные части. Например, соскок махом назад на перекладине выполняется из упора, после чего следует мах дугой и соскок. Прежде чем сделать соскок, нужно изучить его часть – мах дугой; при освоении комбинации, состоящей из ряда элементов и соединений, метод расчленения наиболее целесообразен, при этом сначала изучаются элементы, затем соединения и только после этого они объединяются в одно целое.
Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 7809 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Особенности методики обучения гимнастическим упражнениям
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………. ….3
1 Теоретические основы особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям. 5
1.1 Характерные особенности урока физической культуры по гимнастике. 5
1.2 Характеристика физического развития учащихся среднего звена…. 8
1.3 Основные методы обучения гимнастическим упражнениям……. 10
2 Опытно-экспериментальная работа по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям………………. 15
2.1 Планирование и организация экспериментальной работы по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям……………………………………………. 15
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента………………….….17
2.3 Результаты формирующего и контрольного этапов эксперимента…. 24
Список использованной литературы ………….. …………. …27
Актуальность исследовательской работы: Не все учителя физической культуры жалуют гимнастику. Но ведь гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека. Так в чем же дело? Нам кажется, в первую очередь, высокий уровень травматизма на уроках гимнастики – вот основная причина нежелания учителей полностью проходить этот раздел программы. Гимнастика со всеми ее разновидностями при несоблюдении необходимых мер предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем в других разделах школьной программы по физической культуре.
Для подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском возрасте, а во взрослом провести такое развитие очень сложно и мало результативно. Например, научить ребенка делать гимнастическое упражнение намного легче, чем научить взрослого. Однако научить ребенка каким-то умственным способностям и обучить таким же способностям взрослого – примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче. Отсюда вывод: в детском возрасте надо на первое место ставить физическое развитие ребенка, а не умственное. Но это не значит, что умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в равных долях.
Во время занятия гимнастическими упражнениями развивается вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха, отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость. Следовательно, у ребенка намного меньше шансов травмировать себя в повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть красоту движений. Как сказано выше, гимнастические упражнения способствуют формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития грудной клетки и легких. И, наконец, занятия гимнастикой нравятся детям!
Выполнения гимнастических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание повторить их и научиться им, так как эти упражнения являются очень красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.
Дело в том, что обучение гимнастическим упражнениям начинается с простых, которые вполне доступны любому человеку. Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений. Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы, приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно проводить обучение этим упражнениям.
Специфика упражнений обусловливает сущность гимнастического метода, который заключается в строгой регламентации двигательной деятельности занимающихся и в возможности применения характерных для гимнастики разновидностей методов и методических приемов для организации учебно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях, государственных учебных заведениях (школах, училищах, колледжах, вузах), оздоровительных группах и клубах с учащимися разного возраста.
Занятия гимнастикой предъявляют к учащимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Проблема заключается в том, что эффективность методики обучения гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора специальных упражнений педагогом, но и от последовательности их выполнения и исправлению допускаемых ошибок.
Цель: определить и обосновать роль особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям.
1.Изучить и проанализировать характерные особенности урока физической культуры по гимнастике, характеристику физического развития учащихся среднего звена, основные методы обучения гимнастическим упражнениям.
2. Выявить и оценить уровень методики обучения гимнастических упражнений.
3. Разработать специальные упражнения для обучения гимнастических упражнений.
Объектная область исследования: ПМ 01.Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам.
Объект: гимнастические упражнения.
Предмет: особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям.
Гипотеза исследования: методика обучения учащихся гимнастическим упражнениям повысится, если при выполнении специальных упражнений больше внимание уделять на исправление ошибок.
1.Анализ психолого-педагогической, методической литературы.
(констатирующий, формирующий, заключительный).
Практическая значимость ВКР состоит в том, что составленные специальные упражнения могут быть рекомендованы студентам и молодым специалистам по физической культуре, для обучения учащихся гимнастическим упражнениям.
Структура работы: исследовательская работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы характерных особенностей урока физической культуры по гимнастике, здесь же изложена характеристика физического развития учащихся среднего звена, основные методы обучения гимнастическим упражнениям.
Во второй главе представлен эксперимент по выполнению гимнастических упражнений.
В заключении представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследования.
В приложении приложены протоколы тестов, специальные упражнения для обучения гимнастическим упражнениям, планы уроков.
1 Теоретические основы особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям
1.1 Характерные особенности урока физической культуры по гимнастике
В практике работы по гимнастике ведущее место принадлежит урокам как основной организационной форме проведения занятий в общеобразовательных учреждениях различного типа, в ДЮСШ, в секциях коллективов физкультуры и т.д. Урочная форма занятий создает необходимые условия для соединения обучения и воспитания в единый процесс.
Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что ведущая роль принадлежит педагогу, отвечающему за результаты учебно-воспитательного процесса перед государством и обществом. Характер взаимодействия педагога и учащихся на уроке создает дидактически наилучшие условия для процесса физического воспитания.
Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:
· его воздействие на занимающихся должно быть всесторонним:
обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении урока;
· необходимо разнообразить содержание и методику уроков, что обусловлено динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий и постоянным усложнением задач;
· в учебную деятельность должны быть вовлечены все занимающиеся, педагог обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.
Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми признаками, свойственными этому явлению.
Содержательную сторону урока составляют:
· задачи и состав физических упражнений;
· деятельность педагога и деятельность занимающихся на уроке;
· физиологические и психические процессы, отражающие внутреннюю сторону деятельности занимающихся.
Качество урока зависит от того, как он будет построен. Под построением урока понимается:
· четкое определение задач данного урока, вытекающих из задач учебной четверти или темы (системы) уроков;
· подбор и сочетание упражнений, с помощью которых решаются задачи урока;
· выбор методических приемов обучения и организации занимающихся.
Обучая физическим упражнениям, педагог попутно оказывает воздействие и на физические способности занимающихся. Этот процесс также должен быть управляемым, целенаправленным. Поэтому на уроке решаются задачи, направленные на развитие физических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, прикладными навыками, необходимыми в быту или профессии.
На каждом уроке необходимо осуществлять принцип воспитывающего обучения, т.е. соединять процесс обучения с решением воспитательных задач. На уроках занимающиеся приучаются к самостоятельности при выполнении физических упражнений, также у них формируются организаторские умения.
Воспитание активной жизненной позиции, трудолюбия, нравственных, волевых, эстетических свойств личности должно сочетаться с решением задач физического образования и развития.
Успешное выполнение перечисленных задач предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на занимающихся. Однако необходимо помнить, что качество, эффективность обучения и воспитания определяются в первую очередь не самими упражнениями, а методикой их применения, непосредственной организацией учебно-воспитательной работы.
Основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач урока являются:
· достижение лучших результатов занятий с наименьшей затратой энергии и времени занимающихся;
· сохранение их высокой работоспособности в течение всего урока;
· обеспечение благоприятных для здоровья условий проведения и режима занятий.
В зависимости от преимущественной направленности учебной работы различают учебные, тренировочные и контрольные уроки. Учебный процесс по гимнастике следует начинать с вводных уроков, на которых педагог сообщает цели обучения, требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, определяет степень развития двигательных способностей, необходимых для успешного освоения программы. Далее следуют уроки освоения нового учебного материала и совершенствования освоенного, они предшествуют контрольным урокам.
Смешанные (учебно-тренировочные) уроки, сочетающие изучение нового материала и совершенствование ранее освоенных упражнений, имеют наибольшее распространение в средних общеобразовательных учреждениях (школе). Контрольные уроки направлены на оценивание качества изученного программного материала.
Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его построении, структуре.
Структура урока по гимнастике определяется изменениями работоспособности занимающихся и предусматривает последовательное решение педагогических задач. Эти задачи вытекают из психологических, физиологических, гигиенических и других закономерностей.
Успешное формирование навыков и воспитание двигательных качеств требует предварительной подготовки организма. Поэтому на каждом уроке необходимо организовать занимающихся, провести определенную психологическую и физиологическую подготовку организма, после чего перейти к основному намеченному виду деятельности и затем завершить урок, вернуть организм в состояние относительного покоя.
Определенная последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений и называется структурой урока.
В типовой структуре урока каждая часть имеет определенную направленность, которая раскрывается соответствующими частными задачами. Но физические упражнения, применяемые на различных этапах урока, всесторонне влияют на человека и могут способствовать одновременно сопряженному решению ряда задач.
Поэтому, независимо от того какова главная цель применения тех или иных упражнений, преподаватель, прежде всего, обязан обеспечить положительное влияние упражнений на организм занимающихся.
Организм детей характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения. В связи с этим они быстро утомляются. Поэтому у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности необходимо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ в организме и развитие всех систем и органов.
1.2 Характеристика физического развития учащихся среднего звена
Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.
Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.
Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.
Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы. За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.
Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются. Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.
Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.
Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.
Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.
Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.
Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
Сердечнососудистая система претерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.
Рост диаметра артерий отстает от роста сердца. В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
На младший школьный возраст приходится наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у этого возраста менее эффективен, чем у взрослых. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Дыхание подростка неглубокое, а легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма или начало функционирования половых желез. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания, влияет на развитие внутренних органов и изменение внешности. Появляются вторичные половые признаки. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12 – 13 лет.
Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.
В среднем школьном возраст на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества, более детально изучаются основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий.
При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.
Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.
Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.
Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте — основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.
Роль учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влиянии на различные системы организма.
Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношениях достигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.
1.3 Основные методы обучения гимнастическим упражнениям
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям следует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и ученика для решения частных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных.
Выбор того или иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности учащихся, общих и частных задач обучения, наличия условий для успешного обучения. При обучении гимнастическим упражнениям используются все три группы методов обучения, хотя частота использования тех или иных методов в зависимости от задач меняется.
Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям:
· точно указывать характер каждого действия;
· относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;
· все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.
Каждая серия учебных заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных, конечных и промежуточных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий упражнение выполняется в целом в облегченных условиях.
При обучении гимнастическим упражнениям широко используются словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы включают постановку задач, рассказ, описание, объяснение, команды, распоряжения, приказания, разбор, замечания, оценку, беседу и т.п. С помощью словесных методов объясняется техника, доводится ее сущность до сознания занимающихся, выявляются ошибки и затем устраняются. Словесные методы позволяют дать срочную информацию обучаемым об амплитуде, скорости, направлении движений путем реплик: «выше», «ниже», «позднее» и т.д. Большое значение словесный метод имеет при разборе действий ученика. Замечания и оценка, сделанные в ходе выполнения упражнений и после, оказывают на обучаемых сильное воздействие и способствуют повышению качества учебного процесса. Для правильного применения слова руководители занятий должны знать терминологию с точным и кратким обозначением движений.
Наглядные методы позволяют создавать наиболее правильные образы разучиваемых упражнений. В первую очередь к ним относится непосредственный показ упражнений – важный компонент педагогического мастерства руководителя занятий. Офицеры и сержанты должны образцово показывать элементы, обеспечивая наиболее удобные условия для наблюдения.
Кроме этого, на занятиях применяются наглядные пособия: схемы, рисунки, кинограммы, видеомагнитофонные записи. В последнее время успешно используются макеты человеческого тела – небольшие фигурки, с помощью которых возможно демонстрировать особенности положения тела в разных точках.
К наглядным относятся методы срочной информации, когда с помощью различных технических устройств обучаемые могут получать срочные сведения с характеристикой о собственных движениях – силе, направлении, характере действий.
Практические методы – основные в обучении упражнениям. Они заключаются в выполнении и многократном повторении упражнений во все более усложняющихся условиях. С помощью упражнений у военнослужащих совершенствуются физические, психические и двигательные качества. Для этого используются методы строго регламентированных упражнений, с помощью которых возможно точно соблюдать форму движений, регулировать нагрузку, избирательно воздействовать на различные мышцы, выполнять двигательные действия любой сложности.
Для обучения упражнениям используются методы целостного и расчлененного разучивания.
Метод целостного разучивания предполагает выполнение упражнения (элемента, приема) в целом, без деления его на составные части. При этом техника изучаемого движения полностью сохраняется, не изменяется структура, ритм, кинематические и временные характеристики. Это характерно для большинства простых гимнастических элементов, которые можно выполнить с первой попытки – различные движения и положения в вольных упражнениях, прыжки через низкие снаряды, подъем переворотом на низкой перекладине, соскок махом назад на брусьях, угол в упоре, кувырки на ковре, силовые упражнения на снарядах и тренажерах и т.п. В дальнейшем движения усложняются, но имеют ту же биомеханическую основу.
Данный метод применяется на начальном этапе обучения и в дальнейшем требует усложнения условий выполнения элементов с большими усилиями, на фоне утомления, в изменяющейся ситуации. Целостное упражнение может быть правильно выполнено при использовании таких приемов, как помощь и поддержка.
Помощь и поддержка – важные методические приемы, способствующие освоению гимнастических упражнений. При оказании помощи можно полностью сохранять структуру движения и выполнять движение в строгом соответствии с техническими требованиями. Так, например, выполняются с помощью подъем переворотом или подъем силой на высокой перекладине. Помощь при этом оказывается посильно, т.е. настолько, насколько это нужно, чтобы обучаемый почувствовал технику движения самостоятельно, без искажений и ошибок. Помощь при выполнении целостного действия может быть оказана в более сложных ситуациях. Ряд элементов – подъем разгибом на низкой перекладине, махом вперед на обычных брусьях и т.п. можно выполнять, используя так называемую проводку. Это – когда двое помогают осуществить движение полностью.
Целостное движение может быть выполнено при помощи подготовительных и подводящих упражнений. Например: обучаемому на брусьях достаточно сделать упор на руках согнувшись и подъем разгибом на лежащий на брусьях мат (его подводят под занимающегося в нужный момент), чтобы понять технику подъема разгибом; все прыжки через низкие снаряды – целостные подводящие упражнения для их выполнения через стандартные снаряды.
Метод расчлененного разучивания предполагает разделение элемента или комбинации (часто применяемые в гимнастике, связанные друг с другом элементы и соединения) на составные части. Например, соскок махом назад на перекладине выполняется из упора, после чего следует мах дугой и соскок. Прежде чем сделать соскок, нужно изучить его часть – мах дугой; при освоении комбинации, состоящей из ряда элементов и соединений, метод расчленения наиболее целесообразен, при этом сначала изучаются элементы, затем соединения и только после этого они объединяются в одно целое.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г.Василькова) организации учащихся на уроках
· фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;
· сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3-4 до 10-15;
· индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;
· поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.); если упражнение начинается с одной стороны или с одного конца снаряда и заканчивается на другом, то на снаряде может находиться сразу по нескольку человек;
· поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;
В средних классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.
Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, танцевальных упражнений, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве лестницы и шесты (установленные наклонно и горизонтально), канаты, гимнастические скамейки с крюками, гимнастическая стенка и многопропускные гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).
При групповых методах организации учащихся распределяют на несколько групп (обычно от 3 до 5), каждая из которых выполняет свое задание в указанном месте. Например: 1 – на перекладине (под руководством учителя) изучается подъем переворотом; 2 – на бревне совершенствуются различные виды ходьбы; 3 – на матах у гимнастической стенки совершенствуется стойка на голове (мальчики) и «мостик» (девочки); 4 – упражнения с длинной скакалкой.
Учитель находится у того снаряда, на котором решаются основные задачи урока, в других группах назначается старший. В предварительной инструкции учитель должен четко определить правила выполнения каждого упражнения, дозировку, типичные ошибки (можно использовать для этого карточки с записанными на них заданиями). При групповом способе учащимся часто предлагают дополнительные задания, направленные на развитие двигательных качеств, сообщение или проверку теоретических знаний.
При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, лестницам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим (упражнения в лазанье – акробатические упражнения – упражнения в висах и упорах – опорные прыжки и т.д.).
После объяснения и показа упражнений дается команда начать упражнения, и учащиеся всех отделений постепенно включаются в общий поток. На каждой станции должно стоять максимально возможное число снарядов во избежание заторов.
Игровой способ может быть использован для совершенствования практически всех упражнений основной гимнастики. Для этого используются подвижные игры, включающие различные упражнения: бег, равновесия, перелезания, прыжки, лазанье, метания и т.д., выполняющиеся последовательно.
Малая длительность школьного урока требует экономного и рационального использования времени. Специфика обучения гимнастическим упражнениям (малая пропускная способность гимнастических снарядов, необходимость оказания помощи и страховки) делает этот вопрос весьма актуальным.
Способы повышения плотности уроков гимнастики:
· использование фронтального и поточного способов организации учащихся во всех случаях, когда это возможно;
· использование снарядов массового типа (многопропускных) или увеличение числа стандартных снарядов;
· использование дополнительных заданий при групповом способе организации;
· заранее продуманная организация урока, исключающая необоснованные простои учащихся, лишние переходы и перестроения, непродуманную установку громоздких снарядов. Исходя из конкретных условий снаряды целесообразно оставлять на весь день в рабочем положении на постоянных местах.
Эффективность занятий повышается, если гимнастические упражнения, особенно в вводной и заключительной частях (ходьба, бег, ОРУ, перестроения), выполняются с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение, а также команды и речь учителя могут быть записаны на магнитофон, что дает учителю возможность гораздо больше внимания уделить исправлению ошибок.
Важной мерой предупреждения травм на занятиях гимнастикой является самостраховка, навыками которой должен владеть каждый ученик. Так, предотвратить травму можно, прекратив выполнение упражнения, изменив его по ходу или сделав дополнительные движения. Очень важно научить учащихся правильно падать: например, при потере равновесия нельзя падать с выпрямленными руками; теряя равновесие назад, необходимо выставить назад согнутую ногу, присесть, сгруппироваться и сделать перекат назад; при падении вперед можно сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа на согнутые руки и т.д.
2 Опытно-экспериментальная работа по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям
2.1 Планирование и организация экспериментальной работы по особенности методики обучения учащихся среднего звена гимнастическим упражнениям
Исследование началось с того, что мы определили основные тесты и их приняли: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, ласточка.
Задачи – провести контрольное тестирование.
Для выявления выполнения гимнастических упражнений, мы отобрали следующие контрольные нормативы.
Тест «кувырок вперед». Группировка. Спина округляется, подбородок максимально плотно прижимается к груди, руки обхватывают голени. Толчок и перекат. Оттолкнувшись ногами, делается перекат на спину. Переворот. Размыкая ноги и вытягивая их за голову, делается переворот, возвращаясь в исходное положение (см.рис.2.1).
Тест «кувырок назад». Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться, наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову разгибая руки, перейти в упор присев (см.рис.2.2).
Тест «стойка на лопатках». Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги — разогнув ноги стойка на лопатках — держать. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках (см.рис.2.3).
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Все результаты занесены в протоколы. После занесения результатов в таблицы, мы просчитали средний показатель по каждому гимнастическому упражнению. Д ля этого мы сложили те результаты учащихся, которые смогли самостоятельно выполнить упражнения, одного тестирования и разделили на количество учащихся. Полученные результаты были занесены в таблицы. (Таблица 1,2).