почему женщина должна ходить в храм в юбке
Мешает ли юбка спасению?
Я недавно крестилась. Друзья говорят, что теперь надо воцерковляться, то есть ходить в храм, исповедоваться, причащаться, найти своего духовника и свой приход. Но ничего этого делать не хочется. Меня отпугивают православные женщины в платках и юбках до пят. Таких часто можно встретить не только в храме, но и просто на улице, и глядя на них, я понимаю, что не хочу становиться похожей на них. Неужели для верующей женщины так важно носить юбку? Татьяна
Отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Красногорске, благочинный Красногорского округа протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:
— Уважаемая Татьяна. Несколько лет назад вышла отличная книжка Владимира Легойды «Мешают ли джинсы спасению?». Прочитав ее, все поняли, что нет, джинсы не мешают. А юбка? Длинная бурая юбка без разреза мешает? Об этом еще никто книжку не написал. Поэтому попробую вам ответить.
Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер.
Я ответил ей: «Да я не имел в виду одежду!» Одета она была, кстати, скромно. Дальше мы с ней поговорили о смысле христианской жизни. Но почему она с самого начала заговорила о юбке? Ну ладно какой-нибудь человек, поработавший в храме или монастыре, которому недостаточно культурные члены общины навязывали местный дресс-код. Или девушка, попавшая на исповедь к излишне строгому монаху, считающему уместным всех одеть в подрясники. Но с моей-то собеседницей ничего этого не было!
Другой пример на ту же тему. У нас в храмах раньше были (не знаю, есть ли сейчас) старушки, в глаза ругавшие людей, которые вели себя в церкви не так, как по их мнению следовало. Один замечательный, ныне покойный, архипастырь назвал таких старушек «православными ведьмами». Почему столь строго? Почему не «дурами»? Почему не «хамками»? «Ведьма» — очень серьезное обвинение. А ведь этот архипастырь сам ни разу, я думаю, ни с одной «православной ведьмой» не сталкивался.
Дело в том, что все мы — даже лучшие и умнейшие из нас — подвержены идеологическим штампам и модам. Долгое время держалась мода ругать старушек, которые ругаются в храмах. Они ругают нас, а мы — их. Они нас — грубо и в глаза, мы их — тонко и за глаза.
Конечно, церковных сотрудниц нужно воспитывать, чтобы они не обижали прихожан; конечно, это обязанность в первую очередь настоятеля. Нужно и других пожилых прихожанок воспитывать. И молодых прихожанок. И прихожан мужского пола. И себя самих. И на это у нас уходит вся жизнь. Поэтому будем к себе строги (не до отчаяния, помня о милосердии Божьем), а ко всем будем снисходительны. И с любовью относясь ко внешним, стараясь, чтобы ничто не мешало им прийти в Церковь, будем с любовью относиться и к тем, кто уже в Церкви. Они-то ведь тоже наши. Уча их мягко обращаться с людьми, не лишим их самих нашей любви.
А что касается дресс-кода, для того, кто не знает ничего о внутренней, духовной жизни, естественно все внимание обращать на внешнее. Христиане же знают, должны знать, что главное — это сердце человека, а не то, как он выглядит. Поэтому не нужно всех женщин стараться переодевать в длинные юбки, но по той же причине не нужно всех переодевать и в брюки.
Помню, когда я, крестившись в возрасте 27 лет, только начал церковную жизнь, мне очень понравилось ходить в косоворотке. Так я везде и ходил: в голубой «русской» рубахе с матерчатым пояском, в простых штанах, туристических ботинках, бороде и шевелюре вокруг зреющей лысины. Но духовный отец (протоиерей Георгий Бреев, нынешний духовник епархии города Москвы) мне не делал на эту тему замечаний.
Однажды, мы с ним ехали в метро, спокойно разговаривали, и я как-то сам почувствовал, что ему должно быть неловко сидеть рядом с такой яркой фигурой. Наверное, ему действительно было неловко, но он тогда мне ничего не сказал и виду не подал. И правильно сделал, потому что важно не то, чтобы неофит во что-то переоделся, а чтобы он сам почувствовал: ни косоворотка, ни фрак, ни пиджак не приближают его к Богу и не удаляют.
Поэтому люди, которые всех хотят нарядить в «православные» юбки, думая, что в этом главное, — ошибаются. Но и те, кто с презрением смотрят на мешковато одетых сотрудниц некоторых приходов, тоже ошибаются. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Не пища и питие, не платок и не шляпка, не джинсы и не юбка.
Почему девушке нужно ходить в храм в юбке и платке?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
И все же лучше зайти в дом Божий в брюках и без платка, чем вообще не зайти. В более торжественных случаях — на праздничное богослужение, на причастие — будет замечательно, если вы оденетесь в женскую одежду. Но если даже у вас нет юбки и платка — ничего страшного, все равно приходите в храм, участвуйте в богослужении, исповедуйтесь, принимайте Таинства.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Считаю, что юбка в церкви это уважение к месту и окружающим. К сожалению, мало в каких храмах соблюдается правило раздельной молитвы, т.е. когда мужчины стоят справа, девушки слева. Мужчин и так везде сопровождает тема манипуляций срамом, от которой не скрыться, это реклама на улице, в телевизоре и т.д. Прибегая в храм хочется отдохнуть от этого. Особенно грустно в день причастия в храме перед собой видеть наклоны в штанах с обозначением всех особенностей. Да, слаб, да это мои проблемы, борюсь, в подобных случаях меняю место стояния, но разве люди не должны беспокоиться в храме о том чтобы не стать причиной духовного падения собрата. Думаю, те девушки, которые достигли воцерковлени врядли хотят вожделенных взглядов в храме. Один раз в неделю одеть юбку в храм не большая плата за спасение ближнего и себя.
Времена поменялись! Как можно осуждать за брюки или платок и в то же время даже не отключить звук на телефоне?
Рассуждайте логически, во времена когда не было трусов и прокладок конечно же женщины ходили в юбках, иначе никак. И в платках было принято ходить. Сейчас это просто нелепая традиция, ну и иногда способ заработать на продаже платков
Времена, говорите, поменялись? А как же «Христос вчера и сегодня и навеки Тот же»?
Я сама бывшая брючница, хочу сказать, что юбка настоящая одежда для женщины. Уже 2 года я хожу только в юбках. На меня по другому стали смотреть коллеги мужчины. Я почувствовала себя женщиной. 0очется для и пальто. Обувь покупаю Толь ко женственую. Перчатки и сумки это всё женский образ. Сейчас я ни за что не променяю юбку на брюки.
Да как же вам не понятно. Разреши ходить в брюках- придут в джинсах, а потом в шортах,а так и да стрингах не далеко. Если женщина идёт в храм пусть наденет на себя СМИРЕНИЕ то есть юбку и платок.
Спаситель не ходил в брюках, апостолы в джинсах. Нижнего белья тоже не было. Люди склонны воображать
Ксения Петербургская проносила всю жизнь одежду мужа. Тем самым показала, что важно не внешнее, главное что на сердце. А то часто наблюдаю картину, как случайно зашедшие женщины в брюках или коротких юбках ведут себя в храмах более благоговейно, чем прихожанки в длинных. В длинных успевают во время служб поболтать о насущном и делать другим замечания.
Здравствуйте!
Мне кажется что женщина, как и мужчина должны носить то, во что им удобно и комфортно. Ибо не одежда делает тебя верующим. И не длина юбки определяет степень веры. И даже не платок. Раньше во времена угнетения женщин, они были вынуждены так одеваться. Сейчас женщины имеют голос и они наравне с мужчинами зарабатывают и воспитывают детей. И насколько я помню у бога нет любимчиком. Он любит всех своих детей одинаково. А люди которые говорят, как одеваться и как себя весли напоминают мне притчу:»Когда человек был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошел в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!». Вторая подбегает: «Не там стоишь!». Третья ворчит: «Не так одет!». Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!». А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя мое, плачешь?
Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня давно туда не пускают.»
Люди опомнитесь!!
Не суди, да не судим будешь.
Главное душа, а не бренное тело! Главнее поступки, а не одеяние!
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Почему женщины в храме в платке и юбке
Посещение Православного храма женщине без головного убора и в брюках не рекомендовано. Почему нельзя женщине в храм с непокрытой головой? Наличие на голове платка было всегда обязательным для всех женщин с древних времён. Лишь дома она могла себе позволить быть «простоволосой». Наличие платка на голове указывало на принадлежность женщины конкретному мужчине, служило проявлением покорности и власти над ней мужа.
Брюки в давние времена вообще не носили. Ни одной женщине в те времена и в голову не пришло бы надеть на себя мужской костюм и тем более обтянув бёдра, выйти на улицу, уж не говоря, чтобы прийти в храм Господний. Исключим занятия верховой ездой.
Почему женщины в церковь надевают платки и юбки
При посещении Православного храма женщины одевают платки и юбки в силу сложившихся традиций в одежде много веков назад. Молиться или прикладываться к иконе без покрытой головы считается не только постыдным, но и даже где-то греховным. Женщина своими открытыми волосами может привлечь взор чужого мужчины. А значит выступит в роли обольстительницы!
Апостол Павел говорил:
Волосы у многих народов считаются не только атрибутом красоты, но и несут в себе огромные сакральный смысл. Совсем недавно в статье «Почему жене нельзя стричь мужа» об этом шла речь. Женские волосы должен видеть только её муж. Для всех остальных они сокрыты платком. Примерно то же самое с брюками.
Хотя нигде в Священном писании не говориться о брюках, как о мужской одежде. Может потому что в те давние времена брюк не носили вообще. Моисей лишь говорил о том, что мужчина не должен носить женскую одежду, а женщина мужскую. (Втор.22:5).
Иные правила этикета в католических церквях, там требования к внешнему виду менее строги.
Так что требование, чтобы на женщине была юбка как и платок — это похоже на самодеятельность служителей храмов. Вопрос соблюдения многочисленных норм этикета в Православии сложный и вызывает заслуженное возмущение прихожан храмов. РПЦ столетия стоит на фундаменте догматизма, не желая трансформироваться в соответствии с духом времени. В наших храмах слишком много запретов, сложностей, которые знают только люди, постоянно посещающие службы. Потому зачастую человек, желающий приобщиться к религии, испытывает отторжение от православия в ситуации, когда его постоянно одёргивают, диктуют правила поведения в Божьем доме.
Нужно ли дома молясь перед иконами надевать палаток
Ответы разные. Кто- то считает, что да, высказывание Павла относится и к домашней молитве. Есть мнения, что женщина дома разрешено быть простоволосой и перед богом с открытой душой и головой предстать не возбраняется. Но для пущего уважения всё же лучше быть в платке. Хотя это вряд ли так важно, ведь главное, состояние вашей души.
Заключение
Так почему в жизни женщины ходят всюду с непокрытой головой и в брюках, в храме должны надеть платок и юбку? Может двойные стандарты, двойная мораль? По аналогии с этим получается, что можно быть покорной милосердной и добропорядочной в храме, а выйдя из него, снять платок, плюнуть и свернословить? Почему в храме человек должен быть одним, а жизни другим? Что думает вы по этому поводу?
Безусловно, не главное, надет на женщине платок, капюшон или шляпка. В брюках она или в юбке, хотя может и важно. Более важнее то, что каждый человек несёт в своей душе. Именно чистота души и помыслов наших важны и Богу. Что надето на нас ему всё равно, хоть обнажённые придите к нему. Однако, правила не мы придумали, нам лишь остаётся следовать им и уважать их. Но каждый может по-своему относиться к логичности и последовательности этих правил.
Если женщина в брюках, а сегодня процентов на 70 женского населения их не снимают, и есть желание проходя мимо войти в храм — сделайте это. Вам предложат на входе надеть юбку. Ваше право рядиться в неё или отказаться. Запрета войти в церковь в брюках быть не должно. Откажитесь мягко, чтобы не обидеть служителей.
Важно помнить всем, что одежда, как и душа, должна быть чистой, опрятной и скромной. И для разговора с Богом мы всегда выбираем самое лучшее. И одежду и время.
Почему православные женщины ходят в храм в юбках
Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.
Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.
Женская одежда
Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).
Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.
С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.
Про брюки ни слова
Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.
Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.
Наши дни
Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это — главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).
Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.
Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.
Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других — платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.
Традиция
Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.
Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».
Почему женщина должна посещать церковь в платке и в юбке
Как известно, не рекомендуется посещать православную церковь женщинам с непокрытой головой, одетым в брюки. Из-за чего женщина не может пойти в Божий храм с «обнаженной» головой? Платок на голове был всегда необходимостью еще издревле. Только в домашней обстановке женщины могли позволять себе быть «открытой». Ношение платка означало принадлежность девушки к определенному парню, что являлось демонстрацией ее послушания и доказательством того, что девушка находится под покровительством.
Штаны вовсе не присутствовали в гардеробе женщин в древности. Ни одна девушка того времени не думала надевать мужские костюмы и, более того, выходить «на свет Божий» в облегающей одежде, умалчивая уже о том, что под страхом смерти она боялась прийти так в церковь. При этом стоит исключить всякое катание на лошадях, не женское было это дело.
Посещая православный храм, девушка надевает платок и юбку, чтя традиции прошлого, устоявшиеся много столетий назад. Целовать икону с непокрытой головой и молиться так около нее считается постыдным действием, даже грешным. Женщины, волосы которой не собраны в прическу, или без платка на голове, могут привлекать взгляд постороннего человека. А это в свою очередь означает, что она может выступать грешной соблазнительницей.
Апостолы утверждают: «Каждая женщина, что молится с непокрытой головой, бесчестит голову свою».
У многих народов волосы считаются не только атрибутом женской красоты, но и имеют большое сакральное значение. Лишь муж может видеть волосы жены. Чужому взору они должны быть не видны. Та же ситуация с брюками, хоть и Писание не упоминает их как предмет мужской одежды. Возможно, это из-за того, что в древние времена штаны совсем не носили. Сам Моисей говорил, что женскую одежду не должно носить мужчине, а женщине не должно надевать одежду мужчины (Второзаконие).
Таким образом, требования к женщинам носить юбку и покрывать голову – это скорее желание служителей храма. Проблема соблюдения многих норм этикета Православной церкви сложна и иногда может вызывать негодование среди прихожан церкви. Русская православная церковь веками стояла на основах и догмах, она не хотела преобразовываться, быть «в ногу со временем».
В русских церквях излишне много запретов, трудностей, о них знают лишь православные, постоянно посещающие церковь. Поэтому часто люди, желающие приобщиться к духовному, испытывают неприятие православной церковью. Их вынуждают руководствоваться правилами, продиктованными в домах Божьих.
Можно ли быть не в платке и юбке девушке, которая молится дома?
Ответ неоднозначен. Некоторые думают, что да, утверждение апостолов применимо и к домашним молитвам. Существует мнение, что девушка в домашней обстановке имеет возможность быть открытой, и ей не запрещается представать перед Всевышним с открытым умом и непокрытой головой. Но для выражения почтения Всевышнему лучше всего молиться в платке. Однако куда важнее – душевное состояние молящегося.
Так по какой причине девушки в жизни повсюду ходят без платка и в штанах, но они обязаны носить шарфы и юбки в храме? Получается, что в церкви можно быть послушным, милосердным и вежливым, а вне храма снимать платок, плеваться и ругаться? Отчего люди должны вести себя одним образом в церкви, но в жизни быть совершенно иными?
Конечно, неважно, носят ли женщины шарфы, платки или шляпы. Но всегда есть люди, для которых такие мелочи существенны. Важнее то, что люди несут в собственной душе. Для Всевышнего чистота души и мыслей куда важнее, чем то, как одет человек. Неважно, что он носит, даже если человек придет к Богу голым. Однако в прошлом был придуман этикет, потому люди должны его соблюдать и уважать, относится трепетно к этой традиции.
Если девушка носит брюки, а в сегодняшнее время 75% женщин из них не вылезают, но если у нее есть желание посетить церковь, проходя мимо нее, то стоит сделать это. Возможно, на входе ее попросят надеть юбку. Она имеет право как надеть ее, так и не переодеваться вовсе. Не следует запрещать вход в храмы в брюках.
Одежда, словно душа, просто должна выделяться чистотой, опрятностью и скромностью. Люди и так подсознательно выбирают самое лучшее, чтобы поговорить с Всевышним.
Как Вы относитесь к православным традициям?