почему шлем не спас хоккеиста
Смертельный бросок. Несчастный случай унес жизнь капитана команды МХЛ
Это был обычный несчастный случай. Увы, не первый в хоккее и, к сожалению, не последний. Невозможно застраховаться от подобных трагедий в игре, где маленькая шайба на огромной скорости летит в спортсмена, который не имеет стопроцентной защиты всего тела. Хотя понятно, что от осознания этого родителям 19-летнего погибшего парня, наверное, только тяжелее.
Беда случилась 12 марта в Ярославле во время матча команд МХЛ «Локо» и «Динамо» Санкт-Петербург. Защитник хозяев Дмитрий Тювилин с середины площадки от борта забрасывал шайбу в зону гостей. Тимур в этот момент отвернулся и не зафиксировал зрительно момент броска. Шайба угодила ему в височную область головы, он тут же упал на лед и потерял сознание.
Файзутдинов был отправлен в больницу имени Соловьева в Ярославле. По словам отца Тимура Рамиля, которые он оставил в официальном сообществе «Динамо», шайба попала в сонную артерию. Восемь минут хоккеист находился в состоянии клинической смерти, но потом медикам удалось завести сердце. Однако самостоятельно Файзутдинов так и не задышал. Все три дня, что врачи всеми силами боролись за жизнь молодого здорового организма, состояние пострадавшего оставалось критическим.
Никаких хороших прогнозов изначально никто не давал. Повода для этого не было. Родители парня в первые дни рассказывали, что готовы были пойти на риск и перевести сына в московскую клинику. Мама Тимура Елена говорила о том, что врачи ярославской больницы с таким видом травмы работают впервые. Нужна была специальная аппаратура, нейрохирургия. Но перевозить парня было нельзя. Клуб и ФХР предприняли все меры, чтобы обеспечить своего игрока всем необходимым на месте: оборудованием, квалифицированными специалистами и медикаментами. Увы, несмотря на все предпринятые меры, чуда не произошло.
Сейчас наверняка начнутся разговоры об ужесточении требований к защитной экипировке хоккеистов. Особенно на уровне МХЛ и юношеского хоккея. Так обычно бывает в подобных ситуациях, когда начинаются поиски крайних. В 19 лет игроки уже не обязаны носить маски-решетки. Да и не в них дело. Невозможно полностью закрыть шею, висок и сонную артерию хоккеиста. Это игра, которая несет в себе пусть и небольшую, но долю смертельного риска. Об этом надо помнить всегда.
Возможно, Тимура подвела экипировка. На его шлеме не было защиты для ушей. Элемент этот, впрочем, необязательный. Кто-то использует его, в том числе и такие суперзвезды как Евгений Малкин и Сидни Кросби, потому как такая защита снижает риск попадания шайбы в артерии. Но большинство игроков обходится без «ушей».
Почему? По той же причине, по которой раньше в НХЛ играли без шлемов вообще. Так привыкли, так меньше неудобных ощущений. Только и всего. Трудно сказать, спасла бы Файзутдинова дополнительная защита. Да и какая теперь разница. Человека уже не вернуть. Всем остальным надо помнить, что хоккей – очень опасная игра. И беречь себя и своих близких.
Игрок молодежной лиги борется за жизнь после попадания шайбы в голову. Возможно, подвела экипировка – у него не было защиты ушей
В ПариМатч МХЛ стартовал плей-офф, одну из пар составили «Локо» и «Динамо» из Санкт-Петербурга – во втором матче серии динамовцы не только проиграли 1:5 (0-2 в серии), но и потеряли защитника Тимура Файзутдинова.
Травма защитника выглядела жутко – он не мог встать и покинул лед только на носилках. А после матча «Динамо» опубликовало шокирующее заявление.
«Тимур Файзутдинов начал этот сезон в качестве капитана молодежной команды «Динамо Санкт-Петербург». В свои 19 лет Тим провел за нашу команду почти 200 матчей, и он из тех игроков, для кого не было ни одной игры, ни единой смены, когда бы он не бился за команду и не дрался за результат.
В матче плей-офф Тимур в игровой ситуации поймал на себя шайбу. Сейчас он в реанимации, и за его жизнь сражаются ярославские врачи».
С тех пор состояние игрока не улучшилось – он все еще находится в Ярославле и борется за жизнь. Точного диагноза нет, но, предположительно, шайба попала в сонную артерию – комментарий в официальном сообществе «Динамо» оставил отец Тимура.
Травма Файзутдинова – роковое стечение обстоятельств. Вариантов, которые могли привести к повреждению сонной артерии два, поскольку на повторе очень сложно разглядеть, куда именно попала шайба.
Первый – шайба попала в шею Тимура, где проходит сонная артерия. Такие случаи очень редки, но заканчиваются, как правило, тяжелыми последствиями – пять лет назад юниор из Новокузнецка Александр Орехов скончался после попадания шайбы в шею, также в район сонной артерии, причем он был в ошейнике. А недавно в Москве вынесли приговор детскому тренеру – во время занятия один из его учеников попал другому шайбой в шею, мальчик не выжил.
Как шайба попала в висок, если на игроке был шлем? Это тоже трагическое совпадение, потому что уязвимый участок в защите головы очень мал. Речь про участок, где находится ухо – там очень небольшой вырез, который обычно прикрывает защита. Защита – жесткий кусок пластика, который как раз прикрывает ухо, висок и артерию. Из игроков НХЛ ее носят, например, Сидни Кросби, Евгений Малкин и Патрик Кэйн. А вот Александр Овечкин, Владимир Тарасенко и Андрей Свечников обходятся без нее. Возможно, дело просто в комфорте – «наушники» могут сдавливать и немного натирать уши, а во время интенсивного матча меньше всего хочется отвлекаться на шлем, доставляющий дискомфорт. У Тимура Файзутдинова защиты ушей не было.
В НХЛ она не обязательна по регламенту. Так же и в МХЛ – книга правил на сезон-2020/21 обязывает хоккеистов носить защиту лица (визор или полную маску) и капу. С защитой шеи чуть проще – для всех игроков младше 18 она строго обязательна, а для хоккеистов старше – рекомендована. В канадских и американских юниорках требования к экипировке аналогичные – капа, защита лица и защита шеи. Про защиту ушей речи не идет.
Возможно, все дело в том, что случаи попадания в эту часть головы очень редки – слишком маленькая цель даже для шайбы. Тем не менее, она остается чрезвычайно уязвимой: когда попадание все же происходит – если дело закончится ушибом или небольшим рассечением, это можно считать везением.
Случай с Тимуром Файзутдиновым – трагедия и стечение обстоятельств, которого можно избежать в будущем. Возможно, федерации стоит обязать носить дополнительную защиту всех игроков молодежки, а не только хоккеистов младше 18 лет – как шеи, так и ушей. И не стоит забывать про производителей хоккейной экипировки – в условиях композитных клюшек и мощнейших бросков очевидно, что защита головы и шеи игрока нуждается в серьезной доработке. Хотя бы для того, чтобы молодые парни сталкивались с роковым стечением обстоятельств как можно реже.
Хоккеист умер от попадания шайбы в голову. Пора совершенствовать экипировку
Хоккей — контактный и крайне травмоопасный спорт. Зубодробительные силовые приемы, броски, развивающие скорость до 160 км/ч, удары клюшкой, падения на лед. А какого бы феноменального прорыва ни достигли производители экипировки, защищает она только от прямых воздействий. Простой пример: щиток и шорты уберегут переднюю часть ноги, а задняя, если игрок развернется под бросок на 180 градусов, примет всю силу удара на себя.
Тимура увезли со льда на носилках. Его доставили в реанимацию, где три дня за жизнь парня боролись ярославские врачи. Состояние хоккеиста оставалось критическим. Положительной динамики не наблюдалось. Сразу вспомнил эпизод, когда в 2015 году свой же партнер «подбил» перед воротами Матса Цуккарелло. Пулей пролетевшая шайба угодила норвежцу в голову. Его увезли в больницу, несколько дней он не мог произнести ни слова, не чувствовал правую руку, но спустя месяц уже вернулся к тренировкам. Верил в подобный сценарий и с Тимуром, но увы. Конец этой истории трагичный. Спасти хоккеиста не удалось.
Болельщики «Динамо», пожалуйста, оставьте в покое защитника «Локо» Дмитрия Тювилина, который нанес роковой бросок. Злого умысла у него точно не было. Таких забросов в зону в каждом матче можно насчитать с полсотни. Только подумайте, каково сейчас Дмитрию? От его броска погиб человек. Не представляю, как можно выходить на лед после такого. Надеюсь, он не сломается, а близкие ему в этом помогут.
Другой вопрос — как уберечь хоккеистов от подобных роковых случайностей в будущем? Экипировка постепенно эволюционирует, регламентом накладываются серьезные штрафы за несоблюдение требований по ее использованию. Но надевать защиту шеи или ушей — прихоть каждого хоккеиста. Большинство игроков безопасности предпочитают комфорт. Может быть, пора четко прописать, что каждый хоккеист обязан использовать «наушник» и «ошейник»? В последние годы производители гонятся за легкостью и удобством в ношении, что только повышает риск травм. Не пора ли сделать шаг назад и задуматься о более безопасной экипировке?
«Наушники бы не спасли Тимура». Что говорят врачи о гибели 19-летнего хоккеиста Файзутдинова
Тимур Файзутдинов умер 16 марта
Хоккеисты и врачи комментируют трагедию, произошедшую с хоккеистом Тимуром Файзутдиновым.
Алексей Бадюков, бывший хоккеист ХК «АК Барс», спортивный эксперт на телеканалах Матч ТВ и КХЛ ТВ:
Сам Алексей Бадюков вспоминает, что однажды с ним произошел похожий случай.
— Мы играли в Челябинске. Я лег под шайбу, и она влетела мне в районе уха – в верхнюю часть шеи. Сознание я не терял. Но боль была страшная, образовалась огромная гематома – ее откачивали шприцем. Восстанавливался полтора месяца, за меня очень переживали родители. Но я тогда не думал, что та игра могла стать для меня последней. Осознал это только сейчас, после случая с Тимуром. Шайба достаточно часто попадает в лицо. Но во время моей спортивной карьеры случаев со смертельным исходом не было. Случались травмы головы, переломы позвоночников, но так, чтобы кто-то погиб – ни разу. По словам Алексея Бадюкова, возможно, форма футболистов будет постепенно меняться.
— Лет десять назад модернизировали шлемы. Возможно, их сделают больше. Но хоккей – мобильная игра, спортсмену должно быть удобно двигаться. Я пока не представляю, что придумать, чтобы с одной стороны, костюм не мешал двигаться во время игры, а с другой – защищал хоккеиста от травм.
Виталий Симуткин, спортивный врач:
Роковое попадание шайбой. Каким был капитан петербургского «Динамо» Тимур Файзутдинов
Хоккеист Сафронов о травме Файзутдинова: Шайба попала в самое незащищенное место на шлеме
Российский хоккеист, мастер спорта Кирилл Сафронов рассказал, как шайба могла пробить экипировку Тимура Файзутдинова. Капитан молодежного клуба «Динамо» скончался сегодня после полученной травмы.
Сафронов объяснил, по видео с матча можно сказать, что шайба попала в шлем Файзутдинова сбоку, около виска. В этом месте у экипировки есть небольшой промежуток, куда вставляются специальные наушники. Это самое тонкое место в шлеме, отметил спортсмен. К тому же хоккей — динамичный вид спорта. Защита могла сдвинуться, а «слабое место» экипировки оказаться на виске. Это могло усугубить силу удара, объяснил Сафронов.
Хоккеист отметил, некоторые игроки также специально вынимают защиту из ушей. Если так произошло с Файзутдиновым, то шлем в районе виска потерял защитные качества.
«Некоторые игроки вынимают защиту — это делается несложно. Я, бывало, доставал защиту из шорт. Пластиковая защита обтягивается в поролон. Я снимал его, оставлял только пластик. Я это делал для того, чтобы облегчить экипировку. Некоторые вынимают защиту из ушей», — рассказал Сафронов.
«Конечно, нужно разобраться, обратить внимание на шлемы, в которых играют хоккеисты. Возможно, стоит пересмотреть экипировку, модификацию, взять заключения докторов, проанализировать их с производителями экипировки», — отметил Сафронов.
Напомним, капитан молодежного клуба «Динамо» Тимур Файзутдинов получил травму 13 марта во время матча первого раунда плей-офф в Ярославле против местного «Локо». В него попала шайба. Врачи три дня боролись за жизнь петербургского хоккеиста, но не смогли его спасти. 19-летний спортсмен скончался сегодня.
Фото: МХК «Динамо Санкт-Петербург» / «ВКонтакте»










